Мужу нужна жена

Мужу нужна жена

(5 голосов5.0 из 5)

Свет­ла­на Коппел-Ковтун

Каза­лось бы, так оче­ви­ден этот факт, что и гово­рить не о чем. Одна­ко, это не так, не совсем так. Воцер­ко­вив­шись, мно­гие пра­во­слав­ные жен­щи­ны как бы забы­ва­ют об этой житей­ской аксио­ме или пони­ма­ют ее превратно.

Конеч­но, мож­но понять страсть к пра­во­сла­вию, кото­рая про­сы­па­ет­ся в изго­ло­дав­шей­ся по Богу, по све­ту, по истине и люб­ви душе, когда чело­век (жен­щи­на или муж­чи­на) обре­та­ет веру. Жаж­да духов­ная настоль­ко овла­де­ва­ет всем суще­ством ново­об­ра­щен­но­го, что он готов забро­сить все мир­ское, оста­вить все душев­ное и телес­ное. Цер­ков­ные служ­бы, кни­ги, палом­ни­че­ства ста­но­вят­ся един­ствен­но зна­чи­мы­ми в жиз­ни нео­фи­та. На вто­рой план ухо­дит все житей­ское, и тут при­хо­дят пер­вые искушения…

Воцер­ко­вив­ша­я­ся жен­щи­на пере­ста­ет забо­тить­ся о зем­ном, и это, преж­де все­го, начи­на­ет ска­зы­вать­ся на ее муже и детях. Она обде­ля­ет их вни­ма­ни­ем, ста­но­вит­ся более сухой, холод­ной, начи­на­ет носить ста­ру­ше­чьи пла­тья. Неред­ко при­хо­дит­ся слы­шать о том, что оста­ют­ся без долж­но­го ухо­да даже дети, пото­му что их мама­ша посто­ян­но про­па­да­ет то в хра­мах, то в палом­ни­че­ских поезд­ках. Но еще более слож­ны­ми явля­ют­ся отно­ше­ния меж­ду супру­га­ми, в осно­ве кото­рых лежит тай­ная жизнь пола. Мужу нуж­на жена, а не про­сто чело­век, друг, помощ­ник. Мужу нуж­на люби­мая и любя­щая жен­щи­на, а не бес­по­лое существо.

Ох, как непро­сто сохра­нить в себе жен­ствен­ность в наш суро­вый век эман­си­па­ции и сла­бых муж­чин – об этом могут пове­дать мно­гие жен­щи­ны. Но поче­му-то до сих пор не осо­зна­на угро­за полу, исхо­дя­щая от невер­но­го пони­ма­ния путей духов­но­го раз­ви­тия. Вооб­ще, если жен­щи­на вни­ма­тель­но всмот­рит­ся в себя, то, гово­ря услов­но, смо­жет обна­ру­жить в себе некое раз­дво­е­ние: вот она – жен­щи­на (хруп­кая, неж­ная, тре­бу­ю­щая защи­ты, рани­мая, стре­мя­ща­я­ся все вокруг сде­лать кра­си­вым), а вот она – про­сто чело­век (лич­ность, харак­тер), и они не все­гда соглас­ны друг со дру­гом, ино­гда даже ссорятся.

Лич­ность, к при­ме­ру, гово­рит: «Не смот­ри на новую коф­точ­ку, ты вполне можешь обой­тись тем, что есть». Но голос жен­щи­ны взы­ва­ет к бла­го­ра­зу­мию: «У мужа в отде­ле появи­лась новая сотруд­ни­ца-кра­са­ви­ца, все мужи­ки от нее без ума, гор­ной ланью назы­ва­ют. А посмот­ри на себя – тяже­ло­воз в обнос­ках!». Имен­но жен­щи­на инте­ре­су­ет­ся сво­ей внеш­но­стью, укра­ше­ни­я­ми. В то вре­мя, как ей, как чело­ве­ку, может вовсе нет дела до того, во что она оде­та. Часто жен­щи­на укра­ша­ет себя не про­сто из при­хо­ти, а что­бы мужу радость доста­вить, что­бы мир вокруг, вклю­чая ее саму, был кра­сив. Это при­род­ное каче­ство жен­ской души, кото­рое, в том чис­ле, отве­ча­ет за уют и кра­со­ту в доме.

Пом­нит­ся, не так дав­но, счи­та­лось, что хри­сти­ан­ки долж­ны ходить чуть ли не в меш­ко­вине – чем некра­си­вей, тем луч­ше, лишь бы чисто, мол, забо­та о кра­со­те одеж­ды непри­лич­на для хри­сти­ан­ки. Сей­час, сла­ва Богу, оду­ма­лись, заго­во­ри­ли о том, что даже в храм надо оде­вать самое луч­шее – не вызы­ва­ю­щее, конеч­но, но кра­си­вое. Одна­ко, неадек­ват­ное, неува­жи­тель­ное отно­ше­ние к кра­си­вым одеж­дам уже широ­ко рас­про­стра­ни­лось как знак бла­го­че­стия. Наши хра­мы запол­ни­лись серы­ми, обес­цве­чен­ны­ми жен­ски­ми фигур­ка­ми, кото­рые оде­ты, кажет­ся, в самые непри­гляд­ные наря­ды из бабуш­ки­ных сун­ду­ков. Кра­сить воло­сы – нель­зя, стричь воло­сы – грех, под­кра­сить­ся, что­бы скрыть какие-то дефек­ты внеш­но­сти – грех, одеть кра­си­вое пла­тье – грех. И как же не согла­сить­ся ново­ис­пе­чен­ной хри­сти­ан­ке со все­ми эти­ми тре­бо­ва­ни­я­ми, ведь они вполне соглас­ны с мона­ше­ским иде­а­лом, кото­рый вос­пет нашей тра­ди­ци­ей? Но ведь семей­ная жизнь – не мона­ше­ство, в ней пол цве­тет и при­но­сит свои пло­ды, в том чис­ле и духовные.

Пред­ста­вим себе семью, в кото­рой жена всем серд­цем уве­ро­ва­ла в Бога и воцер­ко­ви­лась. Муж пока оста­ет­ся в сто­роне, он занят сво­им делом, ему неко­гда раз­мыш­лять о высо­ких мате­ри­ях (кста­ти, мужья часто при­хо­дят к вере вслед за сво­и­ми жена­ми). Он искренне любит жену, но по мере ее углуб­ле­ния в цер­ков­ную жизнь он все чаще оста­ет­ся без люби­мо­го лаком­ства (ей неко­гда возить­ся у пли­ты), он все реже видит жену по выход­ным, а в буд­ни при­хо­дит настоль­ко позд­но с рабо­ты, что после нехит­ро­го ужи­на сра­зу же засы­па­ет. На его гла­зах из при­вле­ка­тель­ной жен­щи­ны жена пре­вра­ща­ет­ся в какое-то бес­по­лое суще­ство или ста­ру­ху. Так, посте­пен­но, шаг за шагом, меж­ду супру­га­ми воз­ни­ка­ет отчуж­де­ние: душев­ное и телесное.

Муж охла­де­ва­ет к жене, а она даже раду­ет­ся, он теперь не меша­ет ей молить­ся вече­ра­ми и ноча­ми. Жена чита­ет кано­ны, ака­фи­сты, мно­го молит­ся, но на обыч­ную чело­ве­че­скую жизнь у нее не оста­ет­ся ни сил, ни жела­ний. Про­хо­дит вре­мя, и на кухне встре­ча­ют­ся два посто­рон­них чело­ве­ка: у них раз­ные жиз­нен­ные инте­ре­сы, цели, сама жизнь их настоль­ко раз­нит­ся, что даже на быто­вом уровне они ста­но­вят­ся чужими…

Думаю, всем оче­вид­но, что такая «семей­ная» жизнь рано или позд­но закон­чит­ся раз­во­дом. Муж­чи­на – более физио­ло­ги­чен по при­ро­де, пото­му, ско­рее все­го, пер­вым «сорвет­ся с кату­шек» имен­но он. Со сто­ро­ны жены посы­пят­ся упре­ки, обви­не­ния в невер­но­сти. Жен­щи­ны часто дума­ют, что дети – надеж­ный якорь, кото­рый удер­жит семей­ные узы в любом слу­чае. Но это не так. Чув­ство дол­га, даже при его нали­чии, никак не смо­жет заме­нить душев­ную при­вя­зан­ность и любовь.

Вооб­ще, с точ­ки зре­ния бого­сло­вия, опи­сан­ную выше ситу­а­цию, неиз­беж­но при­во­дя­щую к раз­во­ду, мож­но назвать ере­сью – житей­ским моно­фи­зит­ством. Напом­ню, что моно­фи­зи­ты счи­та­ют, что во Хри­сте Боже­ство погло­ти­ло чело­ве­че­ство, и что в ито­ге в Нем пре­бы­ва­ло толь­ко одно есте­ство – Боже­ское. В то вре­мя как Цер­ковь учит, что во Хри­сте – Бого­че­ло­ве­ке – было два есте­ства: Боже­ствен­ное и чело­ве­че­ское, кото­рые соеди­ни­лись в Его лич­но­сти нес­лит­но, неиз­мен­но, нераз­луч­но и нераз­дель­но. Про­ще гово­ря, нель­зя упус­кать из виду зако­ны есте­ства чело­ве­че­ско­го, забо­тясь лишь о «духов­ном». Такая одно­бо­кость недо­пу­сти­ма и вред­на, она чре­ва­та мно­ги­ми нега­тив­ны­ми послед­стви­я­ми. Имен­но об этом, воз­мож­но, пре­ду­пре­жда­ет нас извест­ная посло­ви­ца: «Гля­дя в небо, не забы­вай­те смот­реть под ноги!».

Цар­ский путь – сред­ний путь. Толь­ко алко­го­лик не име­ет пра­ва выпить даже грамм спирт­но­го – его поне­сет даль­ше, он не смо­жет оста­но­вить­ся. Обыч­ный же, вла­де­ю­щий собой, чело­век спо­кой­но выпи­ва­ет и не одну рюм­ку, ему – можно.

Пом­ню, был у меня пери­од, когда я забро­си­ла всю худо­же­ствен­ную лите­ра­ту­ру, вооб­ще не смот­ре­ла худо­же­ствен­ные филь­мы, а див­ные пес­ни из «Иро­нии судь­бы» каза­лись мне неве­ро­ят­но вред­ны­ми, сти­му­ли­ру­ю­щи­ми чув­ствен­ность, от кото­рой душа бежа­ла куда подаль­ше. И, навер­ное, так оно и было лич­но для меня в тот кон­крет­ный пери­од мое­го духов­но­го ста­нов­ле­ния. Его мож­но было бы назвать пери­о­дом нео­фит­ско­го каран­ти­на. Я, как «алко­го­лик», боя­лась сво­ей неочи­щен­ной, непре­об­ра­жен­ной чув­ствен­но­сти. Но каран­тин закон­чил­ся, сла­ва Богу. Теперь я лечу устав­шую душу доб­рот­ной про­зой и хоро­шим кино, ибо мне есть что лечить.

Но есть такие высо­кие подвиж­ни­ки, кото­рые ухо­дят все выше и выше в духов­ные горы – они созре­ли на душев­ном уровне и дви­жут­ся уже толь­ко ввысь, к Богу, увле­ка­е­мые Духом. Они – мона­хи, не име­ю­щие семьи: мужей, жен, детей, о кото­рых надо забо­тить­ся. Но поче­му-то нео­фи­ты тоже мнят себя таки­ми же чуть ли не стар­ца­ми. Часто, вовсе забра­сы­вая все спа­си­тель­ные для них зем­ные бре­ме­на, они лиша­ют себя насто­я­ще­го раз­ви­тия: душев­но­го и духовного.

Скуль­птор, когда созда­ет из глы­бы образ, отсе­ка­ет от кам­ня все лиш­нее. Так и Гос­подь ста­вит нас в такие житей­ские обсто­я­тель­ства, кото­рые не хуже рез­ца худож­ни­ка отсе­ка­ют от нас все лиш­нее: неистин­ное, фаль­ши­вое, не соот­вет­ству­ю­щее обра­зу Божье­му в нас. Мы же в гор­дыне сво­ей спе­шим убе­жать от них, выско­чить в область высо­кую, в вер­ти­каль духов­но­сти, хотя не достиг­ли еще необ­хо­ди­мых изме­не­ний на уровне гори­зон­та­ли душевности.

Мит­ро­по­лит Анто­ний (Блум) вспо­ми­нал о сво­ем отро­че­стве: «Постил­ся до полу­смер­ти, молил­ся до того, что сво­дил всех с ума дома и т.д. Обык­но­вен­но так и быва­ет, что все в доме дела­ют­ся свя­ты­ми, как толь­ко кто-нибудь захо­чет караб­кать­ся на небо, пото­му что все долж­ны тер­петь, сми­рять­ся, всё выно­сить от “подвиж­ни­ка”. Пом­ню, как-то я молил­ся у себя в ком­на­те в самом воз­вы­шен­ном духов­ном настро­е­нии, и бабуш­ка отво­ри­ла дверь и ска­за­ла: “Мор­ков­ку чистить!” Я вско­чил на ноги, ска­зал: “Бабуш­ка, ты раз­ве не видишь, что я молил­ся?” Она отве­ти­ла: “Я дума­ла, что молить­ся – это зна­чит быть в обще­нии с Богом и учить­ся любить. Вот мор­ков­ка и нож”».

Итак, нера­де­ние о домо­чад­цах – грех, небре­же­ние быто­вы­ми семей­ны­ми обя­зан­но­стя­ми – грех. А что же с жен­ствен­но­стью будем делать? Хра­нить? Леле­ять? Или же давить, как несов­ме­сти­мую с хри­сти­ан­ством чув­ствен­ность? Лич­но мне кажет­ся, ее дав­но надо брать под охрану.

А, может, сто­ит вме­нить в обя­зан­ность мужу хра­не­ние жен­ствен­но­сти жены, а жене – охра­ну муже­ствен­но­сти мужа? Ведь они нуж­ны друг дру­гу, что­бы цве­сти, что­бы гореть, что­бы жить в пол­ную силу. В осно­ве брач­ных отно­ше­ний, как ни кру­ти, все рав­но лежит пол с его при­род­ны­ми свойствами.

Гораз­до опас­нее будет ситу­а­ция, когда жен­щи­на сама нач­нет леле­ять в себе жен­ствен­ность, без под­держ­ки мужа, или если муж­чи­на еди­но­лич­но нач­нет забо­тить­ся о сохра­не­нии в себе муже­ствен­но­сти (пол трак­ту­ет ее по-сво­е­му). Жен­щи­на в таком слу­чае нач­нет чрез­мер­но увле­кать­ся сало­на­ми, одеж­да­ми, кос­ме­ти­кой, а муж­чи­на будет хоро­хо­рить­ся, посмат­ри­вая в сто­ро­ну моло­день­ких деву­шек. Каж­дый нач­нет само­утвер­ждать­ся, ибо страш­но поте­рять жиз­нен­ную силу пола.

Толь­ко не гово­ри­те в свя­зи с выше­ска­зан­ным о поло­вых изли­ше­ствах и зло­упо­треб­ле­ни­ях, кото­рые так часты в наш зло­счаст­ный век, не гово­ри­те о поло­вой рас­пу­щен­но­сти и несдер­жан­но­сти – это иная тема. Зло­упо­треб­ле­ния суще­ству­ют на всех уров­нях. Даже Биб­лия в нечи­стых руках пре­вра­ща­ет­ся в иску­си­тель­ную кни­гу, но это не меша­ет нам поль­зо­вать­ся ею во спа­се­ние. И не сто­ит при­во­дить цита­ту из 1 Посла­ния к Тимо­фею о том, что жен­щине подо­ба­ет укра­шать себя не пле­те­ни­ем волос, а доб­ро­де­те­лью – эта цита­та о дру­гом. Я могу напом­нить еван­гель­ский текст «отцом себе не назы­вай­те нико­го на зем­ле, ибо один у вас Отец, Кото­рый на небе­сах». Эти сло­ва Хри­ста, поня­тые так же бук­валь­но, как цита­та о пле­те­нии волос, неиз­беж­но выве­дут за рам­ки пра­во­слав­но­го миропонимания.

При­ро­ду мож­но и долж­но обуз­ды­вать, но ее опас­но игно­ри­ро­вать. Так, может, не сто­ит пре­вра­щать воцер­ко­в­лен­ных жен­щин в бес­по­лые суще­ства? Да, пол стра­шен сво­ей сти­хий­ной мощью, но его надо при­ру­чить, как дико­го зве­ря, а не убить.

Даже в мона­ше­стве про­ис­хо­дит не убий­ство его, а пре­об­ра­же­ние, пере­рас­та­ние – т.н. суб­ли­ма­ция. Не зря же душу назы­ва­ют неве­стой, имен­но неве­стой, Хри­сто­вой. Скоп­цы для Цар­ствия Небес­но­го не отсе­ка­ют пол, не оскоп­ля­ют себя в физио­ло­ги­че­ском смыс­ле это­го сло­ва – а ведь это было бы самым про­стым спо­со­бом избе­жать всех поло­вых искушений.

Семей­ным же мож­но (и долж­но) укро­щать в себе пол, отда­вая его в соб­ствен­ность мужу или жене, «даря» его, посвя­щая сво­ей поло­вин­ке. Таким обра­зом, поло­вые пара­мет­ры сво­ей души чело­век настро­ит на одно­го един­ствен­но­го парт­не­ра – сво­е­го супру­га. Посто­рон­ние муж­чи­ны и жен­щи­ны тогда будут вос­при­ни­мать­ся не ина­че, как про­сто люди.

 

Источ­ник: сайт Свет­ла­ны Ана­то­льев­ны Коппел-Ковтун

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки