Прощать или не прощать? <br><span class="bg_bpub_book_author">Протоиерей Сергий Николаев</span>

Прощать или не прощать?
Протоиерей Сергий Николаев

(2 голоса3.0 из 5)

Такой, вроде бы, простой вопрос. По-христиански мы сразу ответим: конечно, прощать! Но как трудно бывает в иной жизненной ситуации с чистым сердцем простить обидчика. Тем более, когда это — твоя вторая половинка. Ведь от близких обида кажется самой горькой. О том, как научиться прощать и развязывать узлы сложных семейных конфликтов, мы беседуем с протоиереем Сергием Николаевым.

Отец Сергий, к сожалению, многие люди видят неразумность своего выбора лишь тогда, когда начинаются проблемы в семье. Что им делать в таком случае — мириться с развалом семьи, разводиться и создавать новую семью? Или, несмотря на то, что многое было неправильно, стараться сохранить брак?

Я думаю, что семью нужно стараться сохранить в любом случае. Потому что даже если человек неверующий или нецерковный, духовные законы действуют на него точно так же. А мы знаем закон: Претерпевший до конца спасется. Человек, который сознательно терпит, жертвует собой, обретает духовный покой. Как говорит старец Паисий: «Когда ты выбрасываешь из себя свое „я“, в тебя бросается Христос». Преподобный Пимен Великий сказал: «Если будем искать покоя, то он будет убегать от нас; если же мы будем убегать от покоя, то он погонится за нами».

Здесь, конечно, имеется в виду самопожертвование. В семье без самопожертвования нельзя. Если человек ищет только собственных удовольствий, он обречен в семье на дискомфорт. Однозначно ему будет многое не нравиться. Эгоистам вообще жить очень тяжело, а в семье еще хуже.

Если появились мысли о разводе, прежде всего, нужно понять, что в конфликтной ситуации не может быть виноват только один из супругов. Постарайтесь вместе разобраться в том, что происходит.

Если развод еще не произошел, первое, что бы я делал, — молился бы о том, чтобы его не было, чтобы конфликт умирился. А второе — я бы разговаривал с супругом.

Вообще при всех конфликтах супругам важно не таить в себе обиду, а разговаривать. Стараться первым идти на сближение. «Давай поговорим. Ну, давай поговорим! Ну, в чем дело? Если я виноват, объясни мне в чем». И как показывает опыт моей жизни, очень хорошо бывает после такого разговора. Такое облегчение, благодать! Потому что человек проявил смирение. А до тех пор, пока объяснение не произошло, тяжело, противно на душе. И совершенно глупо упираться, зацикливаться на самолюбивой мысли: «Как это я пойду на примирение (буду просить прощения) первым!» Даже если ты муж, глава семьи — все равно иди первым. Тут-то ты первым и будешь!

И тогда, когда назревает развод, нужно поговорить. «Поговорим. Объясни. Почему?» Я не могу разбирать все ситуации, но если, скажем, муж уходит к другой женщине, можно спросить его с сочувствием: «А что будет дальше? Может быть, ты и ее бросишь? Сколько ты сможешь с ней прожить?» В общем, призвать к трезвому взгляду на ситуацию. Помолясь, вы найдете верные слова.

Вы говорите, что семью нужно сохранять в любом случае. Но если речь идет об измене — некоторые священники говорят, что в этом случае семьи-де-факто уже нет. Ведь когда имеет место измена, возможно, уже нет любви, по крайней мере с одной стороны…

Вопрос о любви очень сложный. Марк Твен сказал, что «никто не может сказать, что такое любовь, пока он не прожил в браке, как я, 25 лет».
Да, можно констатировать строго, что брака уже нет. Но ведь можно его восстановить? Идти вот так запросто после измены супруга на развод — это значит во всяком случае свою вторую половину обрекать на дальнейший грех. Причем, грех смертный. Как мы можем на это пойти, если мы христиане?

Если я этого человека люблю, то измена — страшный удар для меня. Но если я с ним после этого развожусь, то я закрываю ему дорогу назад. Оставляю ему только два пути. Либо он должен раскаяться и до смерти жить целомудренно. Это единственный путь к искуплению греха. Либо путь блуда. Потому что даже если он со своей новой избранницей вступит в брак — это все равно блуд, прелюбодеяние. Хоть у нас сейчас после развода можно снова даже повенчаться, но, как говорят старцы, — это все равно блуд.

Что советовали святые согрешившему? Возвращаться к своей единственной жене. А жена в случае развода закрывает этот путь.

У меня есть знакомая, которая развелась со своим мужем только потому, что он алкоголик. Вышла замуж за другого человека, очень интеллигентного. Так вот, интеллигентный человек начал пить. (По-интеллигентному: не валяется, пьет сухое вино. Но — все время.) А ее первый муж покончил жизнь самоубийством. И вот как она с этим будет жить?

Поэтому как бы тяжело ни было, нужно думать не только о себе. Хотя по закону, в случае измены, да, можно разойтись. Может быть, и греха на обиженной стороне нет. Но все-таки проявление высшей любви, самоотвержения — это постараться смириться и простить.

Можно ли провести границу, до которой следует терпеть? Ведь бывает и такое, что муж бьет, причиняет вред здоровью.

Эта граница, наверное, дело совести человека. Человек должен сам оценить свои возможности. Преподобный Амвросий Оптинский сказал, что самолюбие, «если его тронут пальцем, кричит: „кожу дерут!“». Болит в нас часто не тело, не душа, а именно самолюбие.

Пришла ко мне одна молодая женщина и говорит: «Батюшка, вот вы нас повенчали, а мы развелись, почему это так?» Вроде как я виноват. Я ей отвечаю: «А почему это — я вас повенчал, а вы развелись?» Прожили два месяца. «А что случилось?» — «А он пил». Возникает вопрос: если он пил до того, как вы поженились, зачем же ты за него выходила замуж? А если он не пил, то почему он начал пить? И за два месяца он не успел ведь стать алкоголиком, почему ты не могла немного потерпеть? Увещевать, объяснить, что «с таким я жить не буду» и прочее…

Или еще такой случай. Прожили в браке 20 лет. Муж-хоккеист, попал в больницу. Ему порвали ахиллово сухожилие, он перестал быть хоккеистом. Инвалид, бегать больше не может. Он лежал в больнице в тяжелом нравственном состоянии оттого, что уже не сможет продолжать заниматься любимым делом, придется искать другую работу. И вот в таком состоянии, на костылях, пришел из больницы домой, и в тот же день, прожив с женой 20 лет душа в душу, разругались, как говорится, вдрызг. Такого наговорили друг другу! Понятно, по самолюбию. Оба люди высокопоставленные. Один что-то сказал, другой не стерпел, и в итоге муж говорит: «Я уйду». Жена ему: «Ну, уходи». Он мне потом рассказывает: «Ну, я же мужчина, должен за свои слова отвечать. Я встал, ушел». Он говорит ей: «Я уйду, но смотри, первым я к тебе не вернусь». Она: «И я первой к тебе не вернусь». И оба «выдержали характер». Бросили друг друга.

Он мне потом говорит: «Я ее уважаю за это». Я ему: «За что ж тут уважать? Бес над вами посмеялся». Теперь они приходят к родителям — он с новой женой, она с новым мужем. И вот они сидят в одной компании — рядом с ним новая жена, старая жена. Это для всех ужасно неудобная, неприятная ситуация… И все из-за чего? Из-за самолюбия только.

Я думаю, что семью в любом случае нужно стараться сохранить. Ну, если присутствует угроза для жизни…

Мы еще забываем о силе молитвы. Нельзя уж так сразу принимать решение расстаться. Ведь не сразу человек становится угрозой для семьи. С чего-то это начинается? Молитвой мы можем помочь беде. И даже для нецерковных людей остается эта же рекомендация: убедиться в том, что молитва может помочь и помогает.

У меня есть одноклассник. Кандидат наук. Но слабый к спиртному. Когда начинал пить — напивался, не мог остановиться. Он уже совсем спивался, с работой стало плохо, и его жена решила поехать в Серпухов к иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Там она помолилась, взяла освященную воду и стала понемножку подливать ему в еду. И он потихоньку бросил пить. Хотя человек она малоцерковный, может, раз-два в год причащалась, постов не соблюдала. Но, тем не менее, у нее было желание, начала молиться — и Господь помог.

Когда нам кажется, что наш супруг или супруга обижают нас несправедливо, следует вспомнить еще один духовный закон, о котором святой Иоанн Златоуст сказал так: «Исследуй самого себя, не замышлял ли ты в юности чего-нибудь против какой-нибудь женщины, и вот оскорбление женщины отмщается другой женщиною, и чужую рану врачует собственная жена твоя. Хотя сама действующая не знает этого, но знает врач — Бог… А что злая жена есть бич за грехи, об этом свидетельствует Божественное Писание; оно говорит, что злая жена дается грешному мужу. Она дается ему как горькое лекарство, истребляющее греховные соки». Вспомним свои ошибки — и смиримся.

Вообще, в семейных отношениях самолюбие и гордость — самые опасные враги. Если нет смирения, то нормальная семейная жизнь невозможна в принципе. Самое главное в семейной жизни — терпеть другого человека. И это очень трудно. Одно дело потерпеть кого-то в какой-то ситуации, другое дело — терпеть все недостатки человека в течение многих лет. Это большой труд. Без помощи Божией он невозможен. Поэтому Церковь и освящает брак в Таинстве Венчания. В нем дается благодать, без которой вряд ли возможна нормальная семейная жизнь.

Если в ком-то родилась обида, по семейным обстоятельствам, то надо попытаться в ней разобраться. Подумать, откуда она. Самому или самой разобраться, а не цепляться за банальные фразы вроде: «Да как он мог!», «Это выше моих сил!», «Это уже последняя капля!». Жизнь не кинематограф, ее нужно жить, а не играть роли. Вспоминаю одну супругу. С праведным негодованием и пафосом: «Как он мог поднять на меня руку!» — «Ну и что? — спрашиваю. — Что он тебе, синяк поставил?» — «Нет. Но он это сделал при детях!» Конечно, он плохо поступил. Очень даже плохо. Но если ты будешь раздувать это, то будет вдвое хуже. Ты не должна при детях показывать, что их отец плохой. А то, что он совершил ошибку, это понятно. Он потом, может быть, признает это. Нет, эта звонкая фраза: «Он поднял на меня руку!» — становится для нее навязчивой идеей, мучает ее, и часто люди из-за этого разводятся.

Необходимо приучить себя к мысли, что самое главное в семейной жизни не удовольствия, а терпение. И тогда та любовь, которая бывает причиной того, что люди создают семью, укрепленная благодатью венчания, изменяется, но не проходит с годами. Проявляются другие ее стороны — уважение, огромное богатство совместно пережитых невзгод. Это просто счастье — мы пережили это, и у нас опять все хорошо! Любовь остается тогда, когда есть согласие. Когда человек жертвует своими интересами в интересах своего супруга.

Почему мне так нравится это традиционное русское пожелание новобрачным — «Совет да любовь»? Потому что если будет согласие, совет, то останется и любовь. Это пожелание содержит в себе огромную духовную мудрость!

Часто бывает, что муж (или жена) после 15–20 лет брака понимает, что рядом с ним чужой человек, с которым ему не о чем говорить. Действительно ли дело в том, что он в свое время не выбрал себе человека с близкими интересами, или в том, что ушла любовь?

Значит, они ничего не нажили.

Вообще, что такое любовь? То, что у нас обозначается одним словом, у греков — тремя. Духовная любовь — «агапи», душевная — «филиа», телесная — «эрос». Духовная составляющая обязательно должна присут­ствовать в любви супругов. Телесная с годами может ослабевать, а духовная в полноценном браке возрастает.

Какую любовь имеют в виду супруги, когда говорят, что любовь прошла? Видимо, у них плотская любовь прошла, а духовная — не появилась! Или ее и не было. А в этом вы уже сами виноваты. Потому что Господь сказал: Заповедь новую даю вам: да любите друг друга (Ин. 13:34). Если человек хочет любить другого человека, ему Господь даст это.

Спрашивают: а как быть, если он полюбил другого человека? Нам обязательно встретятся в жизни люди, которые гораздо красивее, умнее, интереснее нашей жены или нашего мужа. Господь попускает нам эти встречи, чтобы мы могли себя испытать, проявить себя христианами. Если я сохраняю верность своей семье, я сохраняю верность Богу.

Православный женский журнал “Славянка”

Комментировать

*

«Азбука супружества»
в Telegram.
t.me/azmarriage
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки