Роль отцовства в XXI веке<br><span class="bg_bpub_book_author">Священник Дмитрий Березин</span>

Роль отцовства в XXI веке
Священник Дмитрий Березин

(1 голос5.0 из 5)

Семья начи­на­ет­ся с бра­ка, а брак заклю­ча­ют муж­чи­на и жен­щи­на, буду­щие отец и мать. В наше же вре­мя тер­ми­ны семья, мате­рин­ство и дет­ство вос­при­ни­ма­ют­ся все­гда вме­сте, не толь­ко в раз­го­во­рах, но и в СМИ, и даже на уровне зако­но­да­тель­ства. Для отцов слов­но не ста­ло места.

Поче­му это про­ис­хо­дит, и как в этой ситу­а­ции быть отцам и быть отцом?

Что­бы осо­знать роль отцов­ства в 21 веке, нам необ­хо­ди­мо понять, какой была роль отцов­ства вооб­ще, и что мог­ло про­изой­ти тако­го, что­бы нам при­шлось сего­дня пере­осмыс­лять эту роль.

Не вда­ва­ясь в исто­ри­че­ские подроб­но­сти, давай­те попро­бу­ем осмыс­лить хотя бы 20 век в Рос­сии. Начал­ся он с того, что Рос­сия была аграр­ной стра­ной, потом были воен­ный ком­му­низм и кол­лек­ти­визм, пери­од инду­стри­а­ли­за­ции, застой, пяти­лет­ки, раз­вал СССР, пер­вич­ное накоп­ле­ние капи­та­ла и нако­нец, совре­мен­ный пери­од, более точ­ное назва­ние кото­ро­му при­ду­ма­ют потомки.

Что же про­ис­хо­ди­ло с отцов­ством в это вре­мя? И даже еще более широ­ко, что же про­ис­хо­ди­ло с инсти­ту­том семьи?

Возь­мем первую поло­ви­ну века: буду­щее семьи опре­де­ля­ет­ся коли­че­ством детей. Чем детей боль­ше, тем креп­че семья. Боль­ше рабо­чих рук, боль­ше веро­ят­ность, что кто-то выжи­вет и прой­дет через эти страш­ней­шие годы (две Миро­вые вой­ны, рево­лю­ция и ее послед­ствия, репрес­сии и т.д.). В нача­ле века насе­ле­ние Рос­сии уве­ли­чи­ва­лось на 1 млн. чело­век в год, и это несмот­ря на бед­ность, высо­кую смерт­ность при родах и т.д. До 60‑х годов при­рост состав­лял око­ло 2 млн. чело­век в год, после 60‑х – уже око­ло 1 млн. чело­век в год, и к кон­цу 1980‑х при­рост сме­нил­ся убылью.

Что инте­рес­но, еще поко­ле­ние 50–60‑х, рос­ло в боль­шин­стве сво­ем в мно­го­дет­ных семьях, пото­му что дети пред­став­ля­ли собой буду­щее не толь­ко как лозунг, но и реаль­ное буду­щее для роди­те­лей. Надо при­знать, что дети были вполне непри­хот­ли­вы: ходить боси­ком не счи­та­лось совсем уж непре­стиж­ным, глав­ное – было где ходить; одеж­да была про­стой и дол­го­веч­ной, игруш­ки при­ду­мы­ва­ли сами из под­руч­ных материалов.

Но вот что-то ста­ло про­ис­хо­дить при­мер­но с сере­ди­ны 60‑х. Во-пер­вых, образ мыс­ли стал менять­ся, во-вто­рых, появил­ся рас­про­стра­нен­ный доныне сте­рео­тип, что доста­точ­но иметь 1–2 детей, что­бы вос­про­из­ве­сти самое себя.

Нико­лас Эбер­стадт, эко­но­мист и демо­граф, выдви­нул инте­рес­ную гипо­те­зу о том, что в 1960‑х люди в СССР разу­ве­ри­лись в идее ком­му­низ­ма и пере­ста­ли смот­реть в буду­щее с тем опти­миз­мом, кото­рым был еще зара­жен после­во­ен­ный пери­од [1]. Пес­си­мизм же и депрес­сив­ное состо­я­ние, как уже почти дока­за­но, при­во­дят к более быст­ро­му уга­са­нию жиз­нен­ных сил. С точ­ки зре­ния пра­во­слав­ной аске­ти­ки, это назы­ва­ет­ся уны­ни­ем и отча­я­ни­ем, кото­рые явля­ют­ся смерт­ны­ми гре­ха­ми (в пря­мом и пере­нос­ном смыс­ле). Смерт­ность в Рос­сии ста­ла посте­пен­но рас­ти, а рож­да­е­мость посте­пен­но падать (если все пло­хо, и пер­спек­ти­вы туман­ны, зачем же рожать детей). Нача­ло 90‑х поло­жи­ло нача­ло «рус­ско­му кре­сту» ‒ смерт­ность пре­вы­си­ла рож­да­е­мость. Такая ситу­а­ция про­дол­жа­ет­ся до сих пор.

Кро­ме того, важ­ным фак­то­ром в изме­не­нии инсти­ту­та семьи ста­ла фор­ма жиз­ни насе­ле­ния – 20 век – это век пере­се­ле­ния в горо­да. Если в 1926 г. доля горо­жан в насе­ле­нии СССР состав­ля­ла 18% (на уровне 1913 г.), то с нача­лом инду­стри­а­ли­за­ции и кол­лек­ти­ви­за­ции начал­ся ее неуклон­ный рост: в 1940 г. ‒ 33%. На конец 1991 года, город­ское насе­ле­ние состав­ля­ло 74% [2].

Изме­не­ние обра­за жиз­ни при­ве­ло к тому, что дети вме­сто помощ­ни­ков ста­ли пре­вра­щать­ся в нахлеб­ни­ков, ведь их на завод или фаб­ри­ку не возь­мешь, да и мама не может рабо­тать, пока ребе­нок не под­рас­тет. А потом еще надо дать обра­зо­ва­ние. Так вос­пи­та­ние детей посте­пен­но ста­ло не самой желан­ной пре­ро­га­ти­вой матери.

С умень­ше­ни­ем коли­че­ства детей и изме­не­ни­ем обра­за жиз­ни, ста­ла менять­ся и роль отца. Если в мно­го­дет­ной сель­ской семье роль отца – гла­вы семьи и тру­до­во­го настав­ни­ка была про­сто жиз­нен­но необ­хо­ди­ма, то в город­ской семье с одним-дву­мя детьми либе­ра­лизм в худ­шем смыс­ле это­го сло­ва стал про­цве­тать, да и про­фес­сию свою ребен­ку не пере­дашь – пусть выучит­ся сна­ча­ла. Начал про­ис­хо­дить раз­рыв меж­ду поколениями.

Здесь надо отме­тить, что мно­го­дет­ная сель­ская семья была основ­ной в исто­рии чело­ве­че­ства, и толь­ко вто­рая поло­ви­на 20 века при­ве­ла к гло­баль­ной урба­ни­за­ции. Речь идет, конеч­но, о «циви­ли­зо­ван­ных» обществах.

Конеч­но, поми­мо урба­ни­за­ции и все­об­ще­го пес­си­миз­ма есть мас­са дру­гих про­блем, но эти две:

  • доволь­но ред­ко обсуждаемые,
  • про­дол­жа­ю­щи­е­ся до сих пор,
  • и, на наш взгляд, одни из самых глубинных.

Папа в урба­ни­сти­че­ском обще­стве стал добыт­чи­ком денег для про­пи­та­ния семьи. Мама ста­ла вос­пи­та­тель­ни­цей и домо­хо­зяй­кой, а чаще все­го еще и сама где-то рабо­та­ла. По вече­рам – отдых после рабо­че­го дня, по выход­ным – отдых после рабо­чей неде­ли. Места для детей ста­но­ви­лось все меньше.

К нача­лу 21 века сло­жи­лась доволь­но слож­ная ситуация.

На круг­лом сто­ле, кото­рый про­хо­дил в г.Семенове Ниже­го­род­ской обла­сти и был посвя­щен роли инсти­ту­та отцов­ства в совре­мен­ной Рос­сии, нам уда­лось сфор­му­ли­ро­вать ряд при­чин, кото­рые при­ве­ли в 21 веке к кри­зи­су инсти­ту­та отцов­ства как тако­во­го и семьи – как следствие:

  1. Без­от­вет­ствен­ность мужчин;
  2. Эго­изм, жизнь для себя, поль­зо­ва­ние другими;
  3. Раз­лич­ные зави­си­мо­сти: алко­голь­ная, нар­ко­ти­че­ская, зави­си­мость от теле­ви­зо­ра, ком­пью­те­ра и т.д.;
  4. Малое коли­че­ство насто­я­щих лич­но­стей сре­ди муж­чин, безволие;
  5. Отсут­ствие тра­ди­ции отцов­ства, семей­ных тра­ди­ций, дет­ско­го опы­та забо­ты о бра­тьях и сестрах;
  6. Раз­ру­ши­тель­ные сте­рео­ти­пы, быту­ю­щие сре­ди людей: «отец дол­жен носить в семью день­ги, мать – вос­пи­ты­вать», «доста­точ­но­го одно­го ребен­ка, два – уже совсем хоро­шо, три – это подвиг», «пусть моло­дые сна­ча­ла пожи­вут, потом уж поже­нят­ся», «надо сна­ча­ла пожить для себя, потом уже заво­дить детей», «надо сна­ча­ла встать на ноги, а потом уже рожать», «луч­ше сде­лать аборт, что­бы дру­гим детям жилось луч­ше» и другие.

Люди в Рос­сии, и отцы осо­бен­но, еще пока при­вык­ли, что за них «кто-то» дол­жен «что-то сде­лать». Сколь­ко еще нуж­но лет, что­бы осо­знать, что делать надо нам самим, и самим нести ответственность.

И кор­ни всех этих про­блем – в без­ду­хов­но­сти людей, в поте­ре веры в Бога. Ведь если Бога нет в нашей жиз­ни, все доз­во­ле­но, мы нико­му ничем не обязаны.

Нача­ло 21 века столк­ну­ло нас еще с дву­мя гло­баль­ны­ми вызо­ва­ми – тоталь­ной инфор­ма­ти­за­ци­ей обще­ства и раз­ру­ше­ни­ем тра­ди­ци­он­но­сти как таковой.

  1. Инфор­ма­ти­за­ция раз­ры­ва­ет род­ствен­ные свя­зи, созда­вая мас­су дру­гих. Потреб­ность чело­ве­ка в обще­нии и пони­ма­нии ста­ла реа­ли­зо­вы­вать­ся с помо­щью соци­аль­ных сетей и раз­но­го рода ком­му­ни­ка­то­ров (ICQ, Skype и т.д.). Выход интер­не­та на мобиль­ные устрой­ства еще более усу­гу­бил ситу­а­цию. Мы можем дру­жить и раз­го­ва­ри­вать с людь­ми, кото­рых нико­гда не виде­ли, и не заме­чать тех, кто нахо­дит­ся в мет­ре от нас. Совре­мен­ный чело­век тонет в нахлы­нув­шем цуна­ми инфор­ма­ции, и мало кто научил­ся в нем манев­ри­ро­вать ‒ отсе­и­вать лож­ное, субъ­ек­тив­ное, да и про­сто ненужное.

Мы все боль­ше теря­ем обыч­ное чело­ве­че­ское обще­ние друг с дру­гом. Даже физи­че­ски нахо­дясь дома, чле­ны семьи могут быть мыс­ля­ми где-то очень дале­ко – кто-то общать­ся с одно­класс­ни­ка­ми, кто-то – с дру­зья­ми из дру­гой стра­ны, кто-то про­сто читать о жиз­ни пло­хо зна­ко­мых ему людей. Дети все чаще погру­жа­ют­ся с голо­вой в муль­ти­ки или игры, а этот мир заса­сы­ва­ет их.

  1. Раз­ру­ше­ние тра­ди­ци­он­но­сти раз­ры­ва­ет нашу связь с преды­ду­щи­ми поко­ле­ни­я­ми, а, сле­до­ва­тель­но, лиша­ет их опы­та и застав­ля­ет раз за разом насту­пать на раз­бро­сан­ные вокруг граб­ли. Народ, не име­ю­щий памя­ти, подо­бен младенцу.

Но это были стра­шил­ки, давай­те попро­бу­ем най­ти поло­жи­тель­ное реше­ние проблемы.

Каким дол­жен быть отец в 21 веке? Как он может отре­а­ги­ро­вать на про­ис­хо­дя­щее вокруг?

Защи­тить семью от цуна­ми невоз­мож­но – нель­зя пол­но­стью изо­ли­ро­вать­ся от окру­жа­ю­ще­го мира, он все рав­но настигнет.

Навер­ное, надо учить­ся лави­ро­вать, и чем даль­ше – тем быст­рее. Если отец еще недав­но мог защи­тить ребен­ка от пло­хо­го дяди на ули­це, и убрать от него плохую книж­ку, то сей­час, когда уже в пять лет ребе­нок лег­ко управ­ля­ет­ся с ком­пью­те­ром, и может нахва­тать­ся отту­да вся­кой гадо­сти, отец, не вла­де­ю­щий ком­пью­тер­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми, не смо­жет защи­тить сво­е­го ребен­ка… А про­стым запре­том тут не поможешь.

Мы можем кон­ста­ти­ро­вать тот факт, что роль отца в совре­мен­ных усло­ви­ях изме­ни­лась зна­чи­тель­но. Воз­мож­ность воз­вра­та к клас­си­че­ской моде­ли семьи пред­став­ля­ет­ся все более сомни­тель­ной. Люди в горо­дах живут не в том ритме.

Отец, что­бы оста­вать­ся гла­вой семьи, дол­жен научить­ся созда­вать свой авто­ри­тет само­сто­я­тель­но, посколь­ку ни тра­ди­ция, ни обще­ство, сей­час такой авто­ри­тет создать не могут.

Самое доро­гое, что есть у нас, самый огра­ни­чен­ный ресурс – это наше вре­мя. Имен­но поэто­му оно так цен­но. Это самый доро­гой пода­рок, кото­рый могут отцы пода­рить сво­им детям. Ни игруш­ки, ни ком­пью­те­ры, ни робо­ты, ничто внеш­нее не в состо­я­нии это заме­нить. Сколь­ко все­го мож­но сде­лать вместе!

И ведь имен­но в про­цес­се совместных:

  • Сотвор­че­ства,
  • Позна­ния мира (гуля­ния в пар­ке, похо­дов, музеев, встреч и бесед с инте­рес­ны­ми людьми),
  • Заня­тия спортом,
  • Молит­вы,
  • Чте­ния
  • И т.д.

отец и ребе­нок ста­но­вят­ся по-насто­я­ще­му близ­ки­ми людьми.

В заклю­че­ние, навер­ное, умест­но будет вспом­нить прит­чу из Нагор­ной про­по­ве­ди Хри­ста о домах, один из кото­рых был постро­ен на камне, а дру­гой – на пес­ке. Если отцы будут стро­ить свою жизнь и жизнь сво­ей семьи на камне веры, тогда ника­кое инфор­ма­ци­он­ное цуна­ми и ника­кая урба­ни­за­ция нам не страшны.

Веч­ные цен­но­сти, они пото­му и веч­ные, что явля­ют­ся незыб­ле­мы­ми и осно­ва­ны на Боже­ствен­ных законах.

Отец семей­ства, неза­ви­си­мо от фор­мы устрой­ства мира и быта вокруг, при­зван являть собой образ Хри­ста по отно­ше­нию к жене и детям. И являть его, преж­де все­го, не в том, что­бы тре­бо­вать послу­ша­ния и ува­же­ния, а в том, что­бы полу­чить их доб­ро­воль­но. Для это­го надо мно­го рабо­тать над собой, быть при­ме­ром, за кото­рым хоте­лось бы сле­до­вать. И еще надо учить­ся адек­ват­но отве­чать на вызо­вы времени.

Как изме­нить ситу­а­цию в целом пока не извест­но, но если каж­дый из нас пой­мет, куда стре­мить­ся, и ста­нет при­ме­ром для окру­жа­ю­щих, навер­ное, тогда сло­ва пре­вра­тят­ся в дела.

Закон­чить мож­но, пере­фра­зи­руя пре­зи­ден­та Кен­не­ди: не спра­ши­вай­те, что могут сде­лать для меня, спро­си­те, что я сам могу сделать?

Свя­щен­ник Дмит­рий Березин

Источ­ник: пра­во­слав­ный жур­нал для пап «Батя»


[1] Поче­му уми­ра­ют рус­ские. Жур­нал «Сноб» №6–2009.

[2] Энцик­ло­пе­дия Кирил­ла и Мефодия

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки