Роль отцовства в XXI веке <br><span class="bg_bpub_book_author">Священник Дмитрий Березин</span>

Роль отцовства в XXI веке
Священник Дмитрий Березин

(1 голос5.0 из 5)

Семья начинается с брака, а брак заключают мужчина и женщина, будущие отец и мать. В наше же время термины семья, материнство и детство воспринимаются всегда вместе, не только в разговорах, но и в СМИ, и даже на уровне законодательства. Для отцов словно не стало места.

Почему это происходит, и как в этой ситуации быть отцам и быть отцом?

Чтобы осознать роль отцовства в 21 веке, нам необходимо понять, какой была роль отцовства вообще, и что могло произойти такого, чтобы нам пришлось сегодня переосмыслять эту роль.

Не вдаваясь в исторические подробности, давайте попробуем осмыслить хотя бы 20 век в России. Начался он с того, что Россия была аграрной страной, потом были военный коммунизм и коллективизм, период индустриализации, застой, пятилетки, развал СССР, первичное накопление капитала и наконец, современный период, более точное название которому придумают потомки.

Что же происходило с отцовством в это время? И даже еще более широко, что же происходило с институтом семьи?

Возьмем первую половину века: будущее семьи определяется количеством детей. Чем детей больше, тем крепче семья. Больше рабочих рук, больше вероятность, что кто-то выживет и пройдет через эти страшнейшие годы (две Мировые войны, революция и ее последствия, репрессии и т.д.). В начале века население России увеличивалось на 1 млн. человек в год, и это несмотря на бедность, высокую смертность при родах и т.д. До 60‑х годов прирост составлял около 2 млн. человек в год, после 60‑х – уже около 1 млн. человек в год, и к концу 1980‑х прирост сменился убылью.

Что интересно, еще поколение 50–60‑х, росло в большинстве своем в многодетных семьях, потому что дети представляли собой будущее не только как лозунг, но и реальное будущее для родителей. Надо признать, что дети были вполне неприхотливы: ходить босиком не считалось совсем уж непрестижным, главное – было где ходить; одежда была простой и долговечной, игрушки придумывали сами из подручных материалов.

Но вот что-то стало происходить примерно с середины 60‑х. Во-первых, образ мысли стал меняться, во-вторых, появился распространенный доныне стереотип, что достаточно иметь 1–2 детей, чтобы воспроизвести самое себя.

Николас Эберстадт, экономист и демограф, выдвинул интересную гипотезу о том, что в 1960‑х люди в СССР разуверились в идее коммунизма и перестали смотреть в будущее с тем оптимизмом, которым был еще заражен послевоенный период [1]. Пессимизм же и депрессивное состояние, как уже почти доказано, приводят к более быстрому угасанию жизненных сил. С точки зрения православной аскетики, это называется унынием и отчаянием, которые являются смертными грехами (в прямом и переносном смысле). Смертность в России стала постепенно расти, а рождаемость постепенно падать (если все плохо, и перспективы туманны, зачем же рожать детей). Начало 90‑х положило начало «русскому кресту» ‒ смертность превысила рождаемость. Такая ситуация продолжается до сих пор.

Кроме того, важным фактором в изменении института семьи стала форма жизни населения – 20 век – это век переселения в города. Если в 1926 г. доля горожан в населении СССР составляла 18% (на уровне 1913 г.), то с началом индустриализации и коллективизации начался ее неуклонный рост: в 1940 г. ‒ 33%. На конец 1991 года, городское население составляло 74% [2].

Изменение образа жизни привело к тому, что дети вместо помощников стали превращаться в нахлебников, ведь их на завод или фабрику не возьмешь, да и мама не может работать, пока ребенок не подрастет. А потом еще надо дать образование. Так воспитание детей постепенно стало не самой желанной прерогативой матери.

С уменьшением количества детей и изменением образа жизни, стала меняться и роль отца. Если в многодетной сельской семье роль отца – главы семьи и трудового наставника была просто жизненно необходима, то в городской семье с одним-двумя детьми либерализм в худшем смысле этого слова стал процветать, да и профессию свою ребенку не передашь – пусть выучится сначала. Начал происходить разрыв между поколениями.

Здесь надо отметить, что многодетная сельская семья была основной в истории человечества, и только вторая половина 20 века привела к глобальной урбанизации. Речь идет, конечно, о «цивилизованных» обществах.

Конечно, помимо урбанизации и всеобщего пессимизма есть масса других проблем, но эти две:

  • довольно редко обсуждаемые,
  • продолжающиеся до сих пор,
  • и, на наш взгляд, одни из самых глубинных.

Папа в урбанистическом обществе стал добытчиком денег для пропитания семьи. Мама стала воспитательницей и домохозяйкой, а чаще всего еще и сама где-то работала. По вечерам – отдых после рабочего дня, по выходным – отдых после рабочей недели. Места для детей становилось все меньше.

К началу 21 века сложилась довольно сложная ситуация.

На круглом столе, который проходил в г.Семенове Нижегородской области и был посвящен роли института отцовства в современной России, нам удалось сформулировать ряд причин, которые привели в 21 веке к кризису института отцовства как такового и семьи – как следствие:

  1. Безответственность мужчин;
  2. Эгоизм, жизнь для себя, пользование другими;
  3. Различные зависимости: алкогольная, наркотическая, зависимость от телевизора, компьютера и т.д.;
  4. Малое количество настоящих личностей среди мужчин, безволие;
  5. Отсутствие традиции отцовства, семейных традиций, детского опыта заботы о братьях и сестрах;
  6. Разрушительные стереотипы, бытующие среди людей: «отец должен носить в семью деньги, мать – воспитывать», «достаточного одного ребенка, два – уже совсем хорошо, три – это подвиг», «пусть молодые сначала поживут, потом уж поженятся», «надо сначала пожить для себя, потом уже заводить детей», «надо сначала встать на ноги, а потом уже рожать», «лучше сделать аборт, чтобы другим детям жилось лучше» и другие.

Люди в России, и отцы особенно, еще пока привыкли, что за них «кто-то» должен «что-то сделать». Сколько еще нужно лет, чтобы осознать, что делать надо нам самим, и самим нести ответственность.

И корни всех этих проблем – в бездуховности людей, в потере веры в Бога. Ведь если Бога нет в нашей жизни, все дозволено, мы никому ничем не обязаны.

Начало 21 века столкнуло нас еще с двумя глобальными вызовами – тотальной информатизацией общества и разрушением традиционности как таковой.

  1. Информатизация разрывает родственные связи, создавая массу других. Потребность человека в общении и понимании стала реализовываться с помощью социальных сетей и разного рода коммуникаторов (ICQ, Skype и т.д.). Выход интернета на мобильные устройства еще более усугубил ситуацию. Мы можем дружить и разговаривать с людьми, которых никогда не видели, и не замечать тех, кто находится в метре от нас. Современный человек тонет в нахлынувшем цунами информации, и мало кто научился в нем маневрировать ‒ отсеивать ложное, субъективное, да и просто ненужное.

Мы все больше теряем обычное человеческое общение друг с другом. Даже физически находясь дома, члены семьи могут быть мыслями где-то очень далеко – кто-то общаться с одноклассниками, кто-то – с друзьями из другой страны, кто-то просто читать о жизни плохо знакомых ему людей. Дети все чаще погружаются с головой в мультики или игры, а этот мир засасывает их.

  1. Разрушение традиционности разрывает нашу связь с предыдущими поколениями, а, следовательно, лишает их опыта и заставляет раз за разом наступать на разбросанные вокруг грабли. Народ, не имеющий памяти, подобен младенцу.

Но это были страшилки, давайте попробуем найти положительное решение проблемы.

Каким должен быть отец в 21 веке? Как он может отреагировать на происходящее вокруг?

Защитить семью от цунами невозможно – нельзя полностью изолироваться от окружающего мира, он все равно настигнет.

Наверное, надо учиться лавировать, и чем дальше – тем быстрее. Если отец еще недавно мог защитить ребенка от плохого дяди на улице, и убрать от него плохую книжку, то сейчас, когда уже в пять лет ребенок легко управляется с компьютером, и может нахвататься оттуда всякой гадости, отец, не владеющий компьютерными технологиями, не сможет защитить своего ребенка… А простым запретом тут не поможешь.

Мы можем констатировать тот факт, что роль отца в современных условиях изменилась значительно. Возможность возврата к классической модели семьи представляется все более сомнительной. Люди в городах живут не в том ритме.

Отец, чтобы оставаться главой семьи, должен научиться создавать свой авторитет самостоятельно, поскольку ни традиция, ни общество, сейчас такой авторитет создать не могут.

Самое дорогое, что есть у нас, самый ограниченный ресурс – это наше время. Именно поэтому оно так ценно. Это самый дорогой подарок, который могут отцы подарить своим детям. Ни игрушки, ни компьютеры, ни роботы, ничто внешнее не в состоянии это заменить. Сколько всего можно сделать вместе!

И ведь именно в процессе совместных:

  • Сотворчества,
  • Познания мира (гуляния в парке, походов, музеев, встреч и бесед с интересными людьми),
  • Занятия спортом,
  • Молитвы,
  • Чтения
  • И т.д.

отец и ребенок становятся по-настоящему близкими людьми.

В заключение, наверное, уместно будет вспомнить притчу из Нагорной проповеди Христа о домах, один из которых был построен на камне, а другой – на песке. Если отцы будут строить свою жизнь и жизнь своей семьи на камне веры, тогда никакое информационное цунами и никакая урбанизация нам не страшны.

Вечные ценности, они потому и вечные, что являются незыблемыми и основаны на Божественных законах.

Отец семейства, независимо от формы устройства мира и быта вокруг, призван являть собой образ Христа по отношению к жене и детям. И являть его, прежде всего, не в том, чтобы требовать послушания и уважения, а в том, чтобы получить их добровольно. Для этого надо много работать над собой, быть примером, за которым хотелось бы следовать. И еще надо учиться адекватно отвечать на вызовы времени.

Как изменить ситуацию в целом пока не известно, но если каждый из нас поймет, куда стремиться, и станет примером для окружающих, наверное, тогда слова превратятся в дела.

Закончить можно, перефразируя президента Кеннеди: не спрашивайте, что могут сделать для меня, спросите, что я сам могу сделать?

Священник Дмитрий Березин

Источник: православный журнал для пап «Батя»


[1] Почему умирают русские. Журнал «Сноб» №6–2009.

[2] Энциклопедия Кирилла и Мефодия

Комментировать

*

«Азбука супружества»
в Telegram.
t.me/azmarriage
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки