Сошествие во ад

Литература по теме

Соше́ствие во ад – нисшествие Спасителя душою в ад (состоявшееся после смерти на Кресте  (до Воскресения)), в целях победы над адом, диаволом, смертью, освобождения из адовых темниц заключенных там ветхозаветных праведников.

soshestvie vo ad - Сошествие во ад

Догматическое определение Церкви по этой теме говорит следующее: «Душа Христа, хотя и отделенная от Его тела, всегда оставалась соединенной с Божеством и вместе с Ним сошла в ад.. мы достаточно удостоверены, что это так, многими песнопениями Церкви на эту тему, которые учат, что Христос сходил в ад Своей душой и Божеством. Как особенно излагает [этот догмат] данный церковный тропарь: “Во гробе плотью, а в аду с душой как Бог, в раю же с разбойником и на престоле был Ты, Христе, с Отцом и Духом, все наполняя, Беспредельный”. Освободив оттуда души святых праотцов, Он ввел их в рай вместе с разбойником, уверовавшим в Него, когда Он был распят» (Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 49). Согласно «Пространному христианскому катехизису», «Господь Иисус Христос нисходил во ад для того, чтобы и там проповедовать победу над смертью и освободить души, которые с верой ожидали Его Пришествия».

Души праведников, как и грешники, сходили после смерти в ад, в силу всеобщей греховности человеческого рода (Рим.3:10), однако, «одни с неудовольствием переносили оное порабощение и рабство и молились, чтобы разрушено было узилище и разрешились оные узы, и желали, чтобы глава тирана сокрушена была пленниками, а другим ничто настоящее не только не казалось странным, но они еще и утешались, находясь в рабстве» (праведный Николай Кавасила).

Сошествие Христа во ад вспоминается за богослужением Великой Субботы Страстной Седмицы.

Тема сошествия Христа в ад широко используется в богослужебных текстах Октоиха, постной и цветной Триодей.

Откуда произошло учение о пребывании праотцов в аду?

Свт. Иннокентий Херсонский пишет, что «оно древнее и перешло к христианам из Иудейской Церкви: идя по векам, можно указать следы его. В Иудейской Церкви сначала было мнение, что души все переходят в шеол, без различия злых от добрых, ибо шеол в то время означало у них вообще загробное состояние, о котором они имели понятия конфузные (неопределенные). Потом, по мере развития умственных сил евреев и по мере прояснения понятия о вечности, они начали отличать в шеоле лоно Авраамово, геенну и прочее, но прежние понятия оставались. И потому, вследствие родившегося у них понятия о чувственном тысячелетнем царствовании Мессии на земле, они представляли, что Мессия, для доставления блаженства умершим, низойдет во ад и не только изведет оттуда души праотцев их, но воскресит и самые тела. Ибо, не предположив воскресения их, нельзя представить, как они могут разделять чувственные блага с остающимися на земле тысячелетия. Это мнение, явно, не могло перейти в таком виде в Церковь Христианскую, ибо она не признала чувственного тысячелетия Мессии. Потому-то христиане взяли из него только одну черту: именно ту, что Иисус Христос изведет из ада праведников, – но что воскресит их, этого не приняли, ибо не для чего».

Кого Христос вывел из ада?

Как показано выше, догматическое учение Церкви говорит о спасении Христом ветхозаветных праведников, «которые с верой ожидали Его Пришествия», и вообще всех тех, кто восприняли Его проповедь (в аду). Однако вопрос о том, все ли души были выведены из ада или только их часть, не имеет единогласного разрешения.

Вот слова св. папы Римского Григория Двоеслова, высказанные в письме к двум Константинопольским клирикам: «После отбытия вашего я узнал… что ваша любовь говорила, будто бы Всемогущий Господь Спаситель наш Иисус Христос, сойдя во ад, всех, которые там исповедали Его Богом, спас и освободил от заслуженных наказаний. Желаю, чтобы ваше братство думало об этом совсем иначе, а именно, что Сошедший во ад освободил по благодати своей только тех, которые и веровали, что Он приидет, и жили по Его заповедям. Ибо известно, что и по воплощении Господа никто не может спастись, даже из тех, кто верует в Него, если не будет жить по вере, как написано: “Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец” (1Ин.2:4); “вера без дел мертва” (Иак.2:26). Итак, если ныне верующие без добрых дел не спасаются, а неверующие и осужденные спасены без добрых дел Господом, сошедшим во ад, то участь тех, которые не видели воплотившегося Господа, гораздо лучше тех, которые родились уже после тайны воплощения. Сколь же глупо так говорить и думать, об этом свидетельствует сам Господь, когда говорит ученикам: “Многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели” (Лк.10:24). Но чтобы долго не занимать мне любви вашей моим рассуждением, советую вам прочитать, что написал о сей ереси Филастрий в книге своей о ересях. Вот его слова: “Есть еретики, которые говорят, что Господь, сойдя во ад, проповедовал там о Себе всем уже после их смерти, дабы те, которые там Его исповедуют, спаслись, тогда как это противно словам пророка Давида: во аде же кто исповестся Тебе (Пс.6:6), и словам апостола: те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут (Рим.2:12)”. С его словами согласен и блаженный Августин в своей книге об ересях. Итак, рассудив обо всем этом, не содержите ничего, кроме того, чему учит истинная вера Кафолической Церкви».

Однако, как пишет современный исследователь данной темы, митрополит Иларион (Алфеев), «мнение, что число спасенных ограничилось исключительно ветхозаветными праведниками и что все прочие остались в аду на вечные муки, следует признать частным. Оно, во всяком случае, не более авторитетно, чем восточно-христианское представление о изведении из ада ветхозаветных праведников во главе спасенного человечества». Кроме того, «общецерковным следует признать учение о том, что, сойдя во ад, Христос всем даровал возможность спасения, для всех открыл двери в рай. Это учение подтверждается многочисленными богослужебными текстами и творениями Отцов Церкви». В обоснование своих утверждений автор во многом опирается на литургическое предание Церкви, выраженное в различных богослужебных текстах, чему, по его утверждению, уделяли мало внимания предшествующие исследователи. Прп. Иустин (Попович) видит в святоотеческом и литургическом предании Церкви утверждение «о том, что Господь Иисус Христос, разрушив державу смерти и одолев диавола, освободил от ада все человеческие души. Акцентируя это как объективную реальность и явное следствие пребывания Спасителя в аду, Церковь не объясняет, какими были субъективные настроения (мотивы) и состояния грешных душ, освобожденных из ада вместе с праведниками. Если и уместны здесь благочестивые предположения, то можно было бы сказать, что освобождение [и] грешных душ из ада явилось следствием Божественной проповеди Спасителя в аду, которая своей всеспасительностью и победой над диаволом и смертью была очевидной для всех душ, так что, определившись за Господа Иисуса Христа, они уверовали в Него как в Спасителя».

Отсутствие полного согласия отцов по вопросу о спасении грешников, при сошествии во ад, по мнению свт. Иннокентия Херсонского, «явно ведет к мысли о том, что это – не догмат. Разномыслие это неизбежно потому, что учение сие не определено Священным Писанием». В системах догматического богословия, принятых в дореволюционном и современном духовном образовании, в вопросе о категориях спасенных из ада, единства нет.

Справедливо ли мнение о том, что сошествие Иисуса Христа во ад является вневременным событием и может продолжаться в наше время и до скончания века?

Утверждение, что Господь будто бы и сейчас продолжает находиться в аду, продолжая проповедовать там все новым душам умирающих и убеждая их поверить в Него, является совершенно новым учением, никогда прежде не известным Церкви и чуждым ее вереЦерковь учит о сошествии Христа во ад обоженной душой, как о единовременном акте, после которого произошло Его телесное Воскресение и Вознесение на небеса. В символе веры мы исповедуем Господа Иисуса Христа «воскресшего в третий день по Писаниям, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца».

Это новое учение противоречит словам апостолов, писавших, что Господь, «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1Пет.3:18–19); «сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А “восшел” что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф.4:8–10). О том, где пребывает Христос, святой апостол Петр говорит совершенно определенно: «Восшед на небо, пребывает одесную Бога» (1Пет. 3:22).

Вот, что по данному поводу утверждал прп. Варсонофий Великий: «Касательно же ведения о будущем – не заблуждайся: что здесь посеешь, то там и пожнешь. По исходе отсюда никому нельзя уже преуспеть… Брат, здесь делание – там воздаяние, здесь подвиг – там венцы».

По словам свт. Иоанна Златоуста, «только настоящая жизнь есть время для подвигов, а после смерти – суд и наказание. “Во аде же, – сказано, – кто будет исповедовать Тебя?” (см.: Пс.6:6)».

Прп. Анастасий Синаит в связи с этим вопросом предостерегает: «Не питай мысли, что в аду всегда [существует] покаяние, поскольку только однажды произошло это [событие], то есть сошествие Христа к пребывающим в преисподней, чтобы обозреть и исследовать [всех] от века усопших».

Отличается ли ад, из которого были освобождены праведники, от того ада, в котором мучаются грешники?

По мнению прп. Иустина (Поповича), «хотя ад и был всеобщим обиталищем душ умерших людей, но, разумеется, субъективное самоощущение и состояние праведников и грешников в нем различались. Судя по всему, ад, о котором идет речь, нельзя отождествить с адом как местом вечного мучения, плача и скрежета зубов, о котором Спаситель говорит, подразумевая вечную участь людей после Страшного Суда. Ад, в который сошел Господь, где обитали и праведники и куда прежде Господа сошел и сам святой Предтеча, означает царство смерти – жилище, в котором ощущались скорбь, немощь, боль и печаль, овладевшие человеческим естеством вследствие и при посредстве греха. Ведь прежде Господа Иисуса Христа люди были рабами смерти; явление Богочеловека освобождает человеческое естество от этого рабства, упраздняя всемогущество и всевластие смерти в сфере человеческого естества и его жизни, выражаемой через тело и душу. Подверженное закону смерти людское естество по необходимости пребывало в царстве смерти, что опять-таки означает, что косвенно оно было во власти диавола как творца греха и смерти. Поэтому сошествие всемогущего Спасителя в такой ад, Его в нем пребывание и проповедь знаменуют собой разрушение ада, смерти и диавола».

Как следует понимать учение о победе Христа над адом и его разрушении?

Сошествие Христа во ад – важнейшее событие в истории нашего спасения. Оно ознаменовало Его победу над властью ада и смерти. Если до Искупления абсолютно все люди неминуемо после смерти сходили в мрачные адские чертоги, то теперь ад не может претендовать на верующих в Спасителя мира и искупленных Его Честной Кровью. В этом смысле можно говорить о победе над адом и его разрушении.

Однако он продолжает существовать, в чем нас удостоверяет литургическое предание Церкви. В третьей молитве вечерни Пятидесятницы есть такие слова о победе Христа: «Во ад сшедый, и вереи вечныя сокрушивый, и во тме седящим восход показавый: началозлобнаго же и глубиннаго змия богомудростным льщением уловивый, и веригами мрака связавый в тартаре и огни негасимом, и во тме кромешней неисчетносильною Твоею затвердивый крепостию». Уже здесь видно, что древний змей, дьявол, приговорен к вечным мукам, а значит, ад не исчез. Ниже, о существовании ада говорится прямо: «Иже и в сей всесовершенный и спасительный праздник, очищения убо молитвенная, о иже во аде держимых сподобивый приимати, великия же подаваяй нам надежды ослабления содержимым от содержащих я скверн, и утешению Тобою низпослатися». Ад не только продолжает существовать, но и наполнен человеческими обитателями, которые нуждаются в ходатайстве живых (см. Поминовение усопших).

Цитаты о сошествии в ад

«Почему одни освободились от рабства ада, когда явился царь, другие же остались в узах? Как из болящих те, кои всячески ищут врачевания и с удовольствием видят врача, обыкновенно бывают лучше и терпеливее тех, кои даже и не знают, что они больны и удаляются от лекарств, ибо таковых, кажется мне, врач, еще не врачуя, назовет уже выздоравливающими, если только не сознает, что его искусство бессильно болезни. Таким же образом в оные времена Бог призывал некоторых праведных и возлюбленных Ему. Ибо со своей стороны они сделали все и показали возможную правду, что и соделало их достойными разрешения, когда явится Могущий разрешить, но не разрешило их. Если бы это была истинная правда, то и они, отложив тело сие, были бы в мире и в руке Божией, говорит Соломон (Прем.9:13–15); теперь же, когда отходили они отсюда, их принимал ад. Ибо истинную правду и содружество с Богом, не как прежде бывшую в чуждых странах только, возвратил Владыка наш, но Сам ввел ее в мир, и путь, возводящий на небо не как прежде существовавший только нашел, но Сам проложил его».
св. праведный Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки