Тест: Католицизм

  • 1. В каком году про­изо­шло отпа­де­ние Рим­ской Церк­ви от Еди­ной Церк­ви Христовой?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!

  • 2. Соглас­но римо-като­ли­че­ско­му уче­нию, Дух Свя­той исходит:




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    По уче­нию като­ли­ков, Дух Свя­той исхо­дит не толь­ко от Отца, но вме­сте от Отца и Сына; это уче­ние об исхож­де­нии Свя­то­го Духа на Запа­де вне­се­но в Сим­вол веры, так что 8 член Никео-Царе­град­ско­го Сим­во­ла веры чита­ет­ся у них так: «(верую) и в Духа Свя­то­го живо­тво­ря­ще­го, Иже от Отца и Сына (a Patre Fifioque) исхо­дя­ще­го». Это уче­ние римо-като­ли­че­ской церк­ви яви­лось одной из основ­ных дог­ма­ти­че­ских при­чин рас­ко­ла в хри­сти­ан­ском мире и до сих пор оста­ет­ся важ­ней­шим веро­учи­тель­ным заблуж­де­ни­ем като­ли­че­ства, кото­рое пре­пят­ству­ет воз­мож­но­му единению.


  • 3. Как Пра­во­слав­ная Цер­ковь отно­сит­ся к римо-като­ли­че­ско­му уче­нию о чистилище?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Поло­же­ние о чисти­ли­ще – като­ли­че­ский дог­мат, сфор­му­ли­ро­ван­ный и утвер­ждён­ный в XIII–XVI веках. Соглас­но уче­нию римо-като­ли­ков, в чисти­ли­ще попа­да­ет тот, кто лишь отча­сти удо­вле­тво­рил пра­во­су­дию Божье­му (то есть, как бы не доудо­вле­тво­рил), обре­ме­нён неочи­щен­ны­ми гре­ха­ми и, сле­до­ва­тель­но, нуж­да­ет­ся в допол­ни­тель­ном очи­ще­нии. Пра­во­слав­ная Цер­ковь отри­ца­ет суще­ство­ва­ние чисти­ли­ща, но при­зна­ёт необ­хо­ди­мость молитв за умерших.


  • 4. Соглас­но като­ли­че­ско­му уче­нию, Пре­свя­тая Бого­ро­ди­ца при зача­тии Сво­ем была осво­бож­де­на от:




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Уче­ние о пер­во­род­ном гре­хе, ска­зав­шем­ся в отня­тии у пра­ро­ди­те­лей и все­го чело­ве­че­ства «сверхъ­есте­ствен­но­го дара бла­го­да­ти», спо­соб­ство­ва­ло раз­ви­тию и утвер­жде­нию лож­но­го дог­ма­та о «непо­роч­ном зача­тии Девы Марии». Исто­ки уче­ния об отъ­я­тии Бого­ро­ди­цы от уз пер­во­род­но­го гре­ха вос­хо­дят к IX веку. Офи­ци­аль­но же этот дог­мат был про­воз­гла­шен во вто­рой поло­вине XIX века. Римо-като­ли­ки учат: что­бы быть достой­ной стать Мате­рью Хри­ста Спа­си­те­ля, Пре­свя­тая Дева Мария, в виде исклю­че­ния – «при­ви­ле­гии», – была осво­бож­де­на, при Сво­ём зача­тии, от пер­во­род­но­го гре­ха: полу­чи­ла сверхъ­есте­ствен­ный дар бла­го­да­ти, дар «пер­во­быт­ной пра­вед­но­сти», и была тем упо­доб­ле­на пер­во­здан­ной Еве (такой, какой она была до грехопадения).

    См. так­же: Е. Успен­ский. Обли­чи­тель­ное бого­сло­вие. Исто­рия рим­ско­го дог­ма­та о непо­роч­ном зача­тии Пре­свя­той Девы


  • 5. Какие объ­ек­тив­ные кри­те­рии сви­де­тель­ству­ют об отпа­де­нии като­ли­циз­ма от Церкви?





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пер­вое, что сви­де­тель­ству­ет об отпа­де­нии Рим­ской Церк­ви от Пра­во­сла­вия, — иска­же­ние веры, чего нель­зя помыс­лить об истин­ной Церк­ви (Пра­во­слав­ной), кото­рая, по сло­ву апо­сто­ла, есть столп и утвер­жде­ние исти­ны (1Тим.3:15). Поми­мо того, что Рим­ская цер­ковь дерз­ну­ла иска­зить Сим­вол веры, допол­нив его лож­ной встав­кой об исхож­де­нии Свя­то­го Духа «и от Сына», она иска­зи­ла уче­ние о Божьей Мате­ри (име­ем в виду дог­мат о непо­роч­ном зача­тии Девы Марии); вве­ла в обо­рот новый дог­мат о гла­вен­стве и непо­гре­ши­мо­сти рим­ско­го папы, назвав его намест­ни­ком Хри­ста на зем­ле; истол­ко­ва­ла в духе гру­бо­го юри­диз­ма уче­ние об Искуп­ле­нии чело­ве­ка и пр.

    Вме­сте с тем об этом сви­де­тель­ству­ет и оску­де­ние свя­то­сти (для того, что­бы в этом убе­дить­ся, доста­точ­но попы­тать­ся най­ти в като­ли­че­ской церк­ви, за послед­ние века, бла­го­дат­ных свя­тых (про­явив­ших не про­сто выда­ю­щи­е­ся чело­ве­че­ские уси­лия, а бла­го­дать Божью) уров­ня пра­во­слав­ных свя­тых — св. прав. Иоан­на Крон­штадт­ско­го, свт. Иоан­на Шан­хай­ско­го, прп. Сева­сти­а­на Кара­ган­дин­ско­го, оптин­ских пре­по­доб­ных, прп. Паи­сия Свя­то­гор­ца и др.


  • 6. Миряне из като­ли­ков латин­ско­го обря­да причащаются:




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В совре­мен­ной като­ли­че­ской прак­ти­ке в Евро­пе и боль­шей части англо­языч­но­го мира, за исклю­че­ни­ем Ирлан­дии, при­ча­стие пред­ла­га­ет­ся в обо­их видах. Одна­ко като­ли­цизм учит, что Хри­стос сакра­мен­таль­но (и в рав­ной сте­пе­ни) при­сут­ству­ет под каж­дым видом, и поэто­му, если чело­век при­ни­ма­ет толь­ко один вид, Хри­стос при­сут­ству­ет пол­но­стью и ниче­го не недо­ста­ет. В ран­ней церк­ви при­ча­стие обыч­но осу­ществ­ля­лось и при­ни­ма­лось обо­и­ми вида­ми. Со вре­ме­нем, одна­ко, на Запа­де все боль­ше ста­ла закреп­лять­ся тра­ди­ция при­ча­стия мирян под одним видом. Такая прак­ти­ка име­ло место до Вто­ро­го Вати­кан­ско­го собо­ра (1962–1965).


  • 7. Как сле­ду­ет обра­щать­ся к като­ли­че­ско­му свя­щен­ни­ку в рус­ско­языч­ной практике?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В като­ли­циз­ме нет еди­ной тра­ди­ции обра­ще­ния к свя­щен­ни­ку. При­ня­тое в рус­ско­языч­ной прак­ти­ке офи­ци­аль­ное и пись­мен­ное обра­ще­ние к като­ли­че­ско­му свя­щен­ни­ку – ваше пре­по­до­бие (reverende domine), лич­ное обра­ще­ние – отец (pater).

    В Рос­сии и на пост­со­вет­ском про­стран­стве быту­ет оши­боч­ное мне­ние, что като­ли­че­ских свя­щен­ни­ков при­ня­то назы­вать свя­ты­ми отца­ми (нево­цер­ко­в­лен­ные люди порой обра­ща­ют­ся так даже к пра­во­слав­ным свя­щен­ни­кам). Виной подоб­но­му заблуж­де­нию ста­ли воль­ные пере­во­ды книг и филь­мов с ино­стран­ных язы­ков на рус­ский. Свя­той отец или Свя­тей­ший отец — это обра­ще­ние к Папе Рим­ско­му и толь­ко. Пад­ре (padre) по-ита­льян­ски зна­чит отец, соот­вет­ствен­но, такое обра­ще­ние к свя­щен­ни­ку мож­но услы­шать лишь в Италии.


  • 8. «На сем камне Я создам Цер­ковь Мою, и вра­та ада не одо­ле­ют ее», – ска­зал Спа­си­тель. О каком камне, соглас­но като­ли­че­ско­му уче­нию, здесь гово­рит­ся? (Мф.16:18).
    Вопрос без спис­ка отве­тов, с самопроверкой  После уст­но­го отве­та на вопрос, нажми­те кноп­ку “Пра­виль­ный ответ” и оце­ни­те само­сто­я­тель­но, пра­виль­но ли вы отве­ти­ли, нажав кноп­ку “Отве­тил пра­виль­но” или “Отве­тил неправильно”. 
    Пра­виль­ный ответ: Апо­стол Петр
    Ком­мен­та­рий:

    Като­ли­ки при­зна­ют папу гла­вой церк­ви на осно­ва­нии слов Хри­ста, непра­виль­но ими тол­ку­е­мых: «На сем камне» (Хри­сте, вере во Хри­ста как в вопло­тив­ше­го­ся Сына Божье­го, испо­ве­дан­ной апо­сто­лом Пет­ром, а не на самом Пет­ре) «Я создам Цер­ковь Мою, и вра­та ада не одо­ле­ют ее». Поче­му като­ли­ки отно­сят сло­ва Спа­си­те­ля «на сем камне» не к Спа­си­те­лю, а к апо­сто­лу Пет­ру? Пото­му, что Гос­подь пред сими сло­ва­ми ска­зал Пет­ру: «ты – Петр», и вслед за тем ска­зал: «и на сем камне Я создам Цер­ковь Мою, и вра­та ада не одо­ле­ют ее». Мы утвер­жда­ем, что под сло­ва­ми на сем камне разу­ме­ет Гос­подь Себя, а не Пет­ра, ибо Кам­нем веры и церк­ви в Писа­нии вез­де назы­ва­ет­ся Христос.



  • 9. Инкви­зи­ция достиг­ла сво­е­го рас­цве­та в эпоху:



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Инкви­зи­ция начи­на­лась в Сред­не­ве­ко­вье. А рас­цве­та сво­е­го достиг­ла в про­слав­ля­е­мую гума­ни­ста­ми эпо­ху Воз­рож­де­ния и бла­го­по­луч­но про­цве­та­ла в пери­од, назы­ва­е­мый оте­че­ствен­ны­ми исто­ри­ка­ми Новым временем.


  • 10. Какое коли­че­ство каз­ней было совер­ше­но в Евро­пе госу­дар­ствен­ной вла­стью по при­го­во­рам като­ли­че­ской инквизиции?





    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В целом по като­ли­че­ским стра­нам Евро­пы за два с поло­ви­ной сто­ле­тия «меж­ду 1550 и 1800 года­ми перед судом инкви­зи­ций пред­ста­ло око­ло 150 тыс. чело­век, но лишь 3000 из них были при­го­во­ре­ны к смер­ти» (Мон­тер, с.84), то есть  око­ло 2%.

    Иссле­до­ва­ние, кото­рое в тече­ние шести лет вели свет­ские исто­ри­ки по прось­бе папы Иоан­на-Пав­ла Вто­ро­го, опуб­ли­ко­ван­ное в 2004 году, дает схо­жие цифры.


  • 11. Като­ли­ки не причащают:




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Като­ли­ки не при­ча­ща­ют тех, кто не про­шел кон­фир­ма­цию (миро­по­ма­за­ние), в част­но­сти, детей до 12 лет.  «Лишая мирян чаши Гос­под­ней, рим­ские като­ли­ки совер­шен­но не допус­ка­ют мла­ден­цев ко св. при­ча­ще­нию. Это новое латин­ское отступ­ле­ние от уче­ния и прак­ти­ки Пра­во­слав­ной Церк­ви есть необ­хо­ди­мое след­ствие отступ­ле­ние пер­во­го, пото­му что мла­ден­цы не могут вку­шать хле­ба, как твер­дой пищи. Оно яви­лось не ранее XII-го века».
     (Е. Успен­ский. Обли­чи­тель­ное Бого­сло­вие. д) Недо­пу­ще­ние в рим­ской церк­ви мла­ден­цев ко свя­то­му при­ча­ще­нию).


  • 12. За что като­ли­ки сожгли Джор­да­но Бруно?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Смерть Бру­но навсе­гда оста­нет­ся при­скорб­ным собы­ти­ем в исто­рии като­ли­че­ско­го Запа­да. Вопрос в дру­гом. За что постра­дал Джор­да­но Бру­но? Сло­жив­ший­ся сте­рео­тип муче­ни­ка нау­ки не поз­во­ля­ет даже заду­мать­ся над отве­том. Как за что? Есте­ствен­но, за свои науч­ные взгля­ды! Одна­ко на повер­ку такой ответ ока­зы­ва­ет­ся по мень­шей мере поверх­ност­ным. А по сути – про­сто неверным.
    Самой точ­ной и самой жиз­нен­ной нау­кой для Джор­да­но Бру­но была … магия. Рас­сле­до­ва­ние дела Бру­но про­дол­жа­лось 8 лет. Инкви­зи­то­ры пыта­лись подроб­ней­шим обра­зом разо­брать­ся в воз­зре­ни­ях Бру­но, тща­тель­но изу­чая его тру­ды. И скло­ня­ли его к пока­я­нию в тече­ние всех вось­ми лет. Поэто­му извест­ные сло­ва Бру­но о том, что инкви­зи­то­ры с боль­шим стра­хом выно­сят ему при­го­вор, чем он выслу­ши­ва­ет его, мож­но пони­мать и как явное неже­ла­ние Рим­ско­го пре­сто­ла этот при­го­вор выно­сить. Соглас­но сви­де­тель­ству оче­вид­цев, судьи дей­стви­тель­но были удру­че­ны сво­им при­го­во­ром боль­ше, чем нола­нец. Одна­ко упор­ство Бру­но, отка­зы­вав­ше­го­ся при­зна­вать выдви­ну­тые про­тив него обви­не­ния и, сле­до­ва­тель­но, отре­кать­ся от каких-либо сво­их взгля­дов, фак­ти­че­ски не остав­ля­ли ему ника­ких шан­сов на поми­ло­ва­ние. Бру­но суди­ли не как уче­но­го-мыс­ли­те­ля, а как бег­ло­го мона­ха и отступ­ни­ка от веры. 


  • 13. Перед тем, как осно­вать цер­ковь в Риме, апо­стол Петр:




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №2,3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Поче­му Рим счи­та­ет пре­ем­ни­ком Апо­сто­ла Пет­ра Рим­ско­го епи­ско­па, а не епи­ско­па Иеру­са­лим­ско­го или Антио­хий­ско­го? Ведь, по древ­не­му досто­вер­но­му пре­да­нию, Апо­стол Петр сна­ча­ла играл руко­во­дя­щую роль в Иеру­са­ли­ме, – лишь потом она пере­шла к Иако­ву; а Антио­хий­ская Цер­ковь, в кото­рой веру­ю­щие впер­вые ста­ли назы­вать­ся хри­сти­а­на­ми, была осно­ва­на Пет­ром. На это отве­та лати­няне не дают. У Ори­ге­на мы чита­ем: «Игна­тий, вто­рой епи­скоп после Пет­ра»; у Евсе­вия: «Петр, вер­хов­ный Апо­стол, осно­вав сна­ча­ла свою Цер­ковь в Антио­хии, отправ­ля­ет­ся в Рим, про­по­ве­дуя Еван­ге­лие; он, после Церк­ви в Антио­хии, пер­вым пред­сто­я­тель­ство­вал и Церк­ви в Риме вплоть до кон­чи­ны сво­ей». А папа Инно­кен­тий в пись­ме к Антио­хий­ско­му епи­ско­пу Алек­сан­дру назы­ва­ет Антио­хий­скую Цер­ковь «пер­вой по вре­ме­ни кафед­рой пер­во­го Апостола».


  • 14. Хлеб, кото­рый като­ли­ки исполь­зу­ют для Евхаристии:



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Вопрос о евха­ри­сти­че­ском хле­бе начал обсуж­дать­ся латин­ски­ми и гре­че­ски­ми бого­сло­ва­ми не ранее X или даже XI века. К это­му вре­ме­ни сфор­ми­ро­ва­лись две тра­ди­ции: в латин­ском обря­де исполь­зо­ва­ли в таин­стве Евха­ри­стии без­дрож­же­вой (прес­ный) хлеб — опрес­но­ки, в гре­че­ском обря­де Литур­гию совер­ша­ли на дрож­же­вом (квас­ном) хле­бе. Спор о том, какой хлеб сле­ду­ет исполь­зо­вать для Евха­ри­стии послу­жил одной из фор­маль­ных при­чин Вели­кой схизмы.

    См. так­же: Е. Успен­ский. Обли­чи­тель­ное Бого­сло­вие. а) Вве­де­ние опрес­но­ков вме­сто квас­но­го хлеба


  • 15. Как пере­во­дит­ся на рус­ский язык древ­не­гре­че­ское сло­во «схиз­ма»?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Схи́зма в пере­во­де с др.-греч. «σχίσμα» бук­валь­но озна­ча­ет «рас­щеп­ле­ние», «раз­дор», «рас­кол». «Вели­кой схиз­мой» име­ну­ют отпа­де­ние Рим­ской церк­ви от еди­ной (един­ствен­но истин­ной и спа­си­тель­ной), свя­той, собор­ной и апо­столь­ской Церк­ви, состо­яв­ше­е­ся в 1054 г.


  • 16. В какие века были индульгенции?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2,3,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Индульге́нция (лат. indulgentia от лат. indulgeo, в дол­гу, «тер­петь, поз­во­лять») – в като­ли­че­ской церк­ви осво­бож­де­ние от вре­мен­но­го нака­за­ния (кары) за гре­хи, в кото­рых греш­ник уже пока­ял­ся и вина за кото­рые уже про­ще­на в таин­стве испо­ве­ди, в част­но­сти раз­ре­ше­ние от нало­жен­ной Цер­ко­вью епи­ти­мьи. В эпо­ху Воз­рож­де­ния полу­чи­ло рас­про­стра­не­ние оши­боч­ное пони­ма­ние индуль­ген­ции как отпу­ще­ния гре­хов за день­ги, при­чем неза­ви­си­мо от таин­ства испо­ве­ди. Зло­упо­треб­ле­ния индуль­ген­ци­я­ми послу­жи­ли пово­дом для про­те­ста Мар­ти­на Люте­ра и для нача­ла рефор­ма­ци­он­но­го дви­же­ния в XVI в. Воз­мож­ность полу­чить индуль­ген­цию сохра­ня­ет­ся и в совре­мен­ной като­ли­че­ской церк­ви. Для это­го нуж­но выпол­нить опре­де­лен­ные усло­вия. Это может быть палом­ни­че­ство в свя­тое место, уча­стие в пре­столь­ных празд­ни­ках, духов­ных упраж­не­ни­ях, Крест­ном пути, посе­ще­ние клад­бищ после Дня всех свя­тых. При этом для полу­че­ния индуль­ген­ции обя­за­тель­но нуж­но нахо­дить­ся в «состо­я­нии бла­го­да­ти» (испо­ведь и при­ча­ще­ние, «отсут­ствие при­вя­зан­но­сти к гре­хам») и молить­ся в интен­ции папы рим­ско­го (то есть молить­ся о том, о чем про­сит папа).


  • 17. Как като­ли­ки нала­га­ют на себя крест­ное знамение?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Наи­бо­лее при­ня­тый и рас­про­стра­нен­ный вари­ант в като­ли­че­ском мире – совер­ше­ние крест­но­го зна­ме­ния пятью паль­ца­ми, откры­той ладо­нью, сле­ва напра­во, в память о пяти ранах на теле Христа.


  • 18. Рим­ский дог­мат о непо­гре­ши­мо­сти папы Пра­во­слав­ная Церковь:




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Не име­ет осно­ва­ния и рим­ская идея о пре­ем­ствен­ной, от Апо­сто­ла Пет­ра, пап­ской непо­гре­ши­мо­сти, ибо не мог пере­дать Апо­стол Петр сво­е­му «пре­ем­ни­ку» той непо­гре­ши­мо­сти в делах Исти­ны, кото­рой и сам не обла­дал. Мы име­ем точ­ные ука­за­ния Свя­щен­но­го Писа­ния на то, что и сам Апо­стол Петр коле­бал­ся в истине.


  • 19. Пра­во­слав­ные свя­тые Сер­гий Радо­неж­ский, Сер­гий и Гер­ман Вала­ам­ские, Вар­ла­ам Хутын­ский, Сте­фан Перм­ский, Сав­ва Серб­ский, Анто­ний и Фео­до­сий Кие­во­пе­чер­ские для като­ли­ков являются:




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­во­слав­ные свя­тые Сер­гий Радо­неж­ский, Сер­гий и Гер­ман Вала­ам­ские, Вар­ла­ам Хутын­ский, Сте­фан Перм­ский, Сав­ва Серб­ский, Анто­ний и Фео­до­сий Кие­во­пе­чер­ские и др. вклю­че­ны как свя­тые в Рим­ский кален­дарь, одоб­рен­ный папой Пав­лом VI в 1969 году. При­чи­ной того может являть­ся оску­де­ние бла­го­да­ти в отко­лов­шем­ся сооб­ще­стве като­ли­че­ской церк­ви, отсут­ствие соб­ствен­ных свя­тых подвиж­ни­ков тако­го уровня.


  • 20. Как като­ли­че­ская цер­ковь сего­дня отно­сит­ся к гомо­сек­су­а­лиз­му и одно­по­лым союзам?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Като­ли­цизм по-преж­не­му осуж­да­ет гомо­сек­су­а­лизм и не при­зна­ет одно­по­лые союзы.


  • 21. Сло­во, кото­рое като­ли­че­ский свя­щен­ник исполь­зу­ет в кре­щаль­ной формуле:




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В таин­стве кре­ще­ния отли­чие като­ли­че­ской тра­ди­ции от пра­во­слав­ной наблю­да­ет­ся в кре­щаль­ной фор­му­ле и в спо­со­бе совер­ше­ния это­го таин­ства. Вме­сто слов «Кре­ща­ет­ся раб Божий во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Св. Духа, аминь: ныне и прис­но и во веки веков, аминь», взя­тых из 49 пра­ви­ла апо­столь­ских поста­нов­ле­ний, като­ли­че­ский свя­щен­ник про­из­но­сит более отя­го­щен­ную его лич­ным уча­сти­ем фор­му­ли­ров­ку: «Я кре­щаю тебя во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь».


  • 22. В като­ли­циз­ме в насто­я­щее вре­мя стро­гий цели­бат (без­бра­чие):




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №2,3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Во вто­рой поло­вине XX века у като­ли­ков был вос­ста­нов­лен инсти­тут посто­ян­но­го диа­ко­на­та. Посто­ян­ным диа­ко­ном может стать муж­чи­на, состо­я­щий в бра­ке; но путь в свя­щен­ни­ки для таких диа­ко­нов закрыт из-за обя­за­тель­но­го цели­ба­та свя­щен­ни­ков в латин­ской церк­ви. В отли­чие от посто­ян­но­го диа­ко­на, диа­кон, не свя­зан­ный уза­ми бра­ка, в совре­мен­ной като­ли­че­ской церк­ви впо­след­ствии, как пра­ви­ло, ста­но­вит­ся свя­щен­ни­ком. Что каса­ет­ся, като­ли­че­ских епи­ско­пов (и, вооб­ще, всех мона­ше­ству­ю­щих), то им, как и в Пра­во­сла­вии, не раз­ре­ша­ет­ся быть женатыми.


  • 23. В Вет­хом Заве­те като­ли­ки признают:




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В Вет­хом Заве­те като­ли­ки при­зна­ют 39 кано­ни­че­ских и 11 «вто­ро­ка­но­ни­че­ских» книг.


  • 24. Какой из пере­чис­лен­ных ниже тер­ми­нов обо­зна­ча­ет отно­ше­ния меж­ду цер­ко­вью и обще­ством (вклю­чая вла­сти) у католиков?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Папо­це­за­ризм (от лат. papa – «папа» и лат. caesar – «цезарь») — тер­мин, вве­дён­ный в исто­рио­гра­фию с XIX века для обо­зна­че­ния таких отно­ше­ний меж­ду цер­ко­вью и обще­ством, вклю­чая монар­хов (импе­ра­тор­скую, коро­лев­скую, цар­скую власть), при кото­рых духов­ное лицо, пер­вый цер­ков­ный иерарх (чаще все­го папа рим­ский), сосре­до­та­чи­ва­ет в сво­их руках как духов­ную, так и свет­скую власть.


  • 25. Пере­ход като­ли­ков, про­шед­ших кон­фир­ма­цию, в Пра­во­сла­вие совершается:





    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    По отно­ше­нию к като­ли­кам суще­ству­ет чин при­е­ма через Таин­ство пока­я­ния, так как они пере­хо­дят из кон­фес­сии, в кото­рой апо­столь­ское пре­ем­ство хиро­то­ний (то есть цепь руко­по­ло­же­ний, иду­щая от апо­сто­лов) нико­гда не пре­ры­ва­лось. На Афоне като­ли­ков пере­кре­щи­ва­ют. Сле­ду­ет иметь в виду, в том слу­чае, когда чело­век не был кон­фир­мо­ван, пере­ход из като­ли­циз­ма в Пра­во­сла­вие совер­ша­ет­ся через миропомазание.


  • 26. Сколь­ко рим­ских пап кано­ни­зи­ро­ва­но в Пра­во­слав­ной Церк­ви (отме­че­но в совре­мен­ном месяцеслове)?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В Пра­во­слав­ной Церк­ви кано­ни­зи­ро­ва­но два­дцать рим­ских пап. Их слу­же­ние отно­сит­ся к пери­о­ду до 1054 года.


  • 27. Цер­ков­ный Собор, состо­яв­ший­ся в XV веке с уча­сти­ем выс­ше­го пра­во­слав­но­го и като­ли­че­ско­го духовенства:




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Фер­ра­ро-Фло­рен­тий­ский Собор — цер­ков­ный Собор, состо­яв­ший­ся в 1438–1439 гг. в ита­льян­ских горо­дах Фер­ра­ра и Фло­рен­ция с уча­сти­ем выс­ше­го пра­во­слав­но­го и като­ли­че­ско­го духо­вен­ства. В офи­ци­аль­но утвер­жден­ной повест­ке Собо­ра сто­я­ли сле­ду­ю­щие вопро­сы для дис­кус­сии: чисти­ли­ще; исхож­де­ние Св. Духа; роль папы; квас­ной или прес­ный хлеб Евха­ри­стии и иные бого­слу­жеб­ные раз­ли­чия (напри­мер, Эпи­кле­за и т.д.). 6 июля 1439 г. кар­ди­нал Джу­лио Чеза­ри­ни и мит­ро­по­лит Вис­са­ри­он Никей­ский по-гре­че­ски и по-латы­ни про­воз­гла­си­ли объ­еди­не­ние Церк­вей. Реше­ния Собо­ра не про­шли рецеп­цию — были немед­лен­но и еди­но­душ­но отверг­ну­ты прак­ти­че­ски всем духо­вен­ством и народом.


  • 28. Совер­ша­ют ли като­ли­ки бого­слу­же­ния на цер­ков­но­сла­вян­ском языке?


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Цер­ков­но­сла­вян­ский язык — основ­ной бого­слу­жеб­ный язык като­ли­ков сла­вя­но-визан­тий­ско­го обря­да, отпав­ших от Пра­во­сла­вия в кон­це XVI века.


  • 29. Ука­жи­те обя­за­тель­ный эле­мент Таин­ства пока­я­ния (испо­ве­ди) в католицизме:




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Испо­ве­дав гре­хи, като­лик дол­жен соот­вет­ству­ю­щим обра­зом «при­не­сти удо­вле­тво­ре­ние» Богу, «уми­ло­сти­вить» Его за свои гре­хи. Для это­го, в зави­си­мо­сти от гре­хов, ему назна­ча­ет­ся та или иная епи­ти­мья. ККЦ 1460: “Епи­ти­мия, нала­га­е­мая духов­ни­ком, долж­на при­ни­мать во вни­ма­ние лич­ную ситу­а­цию каю­ще­го­ся и искать его духов­но­го бла­га. Она долж­на в мак­си­маль­ной сте­пе­ни соот­вет­ство­вать тяже­сти и при­ро­де соде­ян­ных гре­хов. Она может состо­ять в молит­ве, в при­но­ше­нии, в делах мило­сер­дия, в слу­же­нии ближ­не­му, в доб­ро­воль­ных лише­ни­ях, в жерт­вах, а глав­ное — в тер­пе­ли­вом при­ня­тии Кре­ста, кото­рый мы долж­ны нести”.
    У като­ли­ков латин­ско­го обря­да для совер­ше­ния Таин­ства испо­ве­ди не обя­за­тель­ны, но широ­ко рас­про­стра­не­ны кон­фес­си­о­на­лы — как пра­ви­ло, это осо­бые каби­ны — испо­ве­даль­ни, обыч­но дере­вян­ные, где каю­щий­ся пре­кло­ня­ет коле­на на низ­кой ска­мей­ке сбо­ку от свя­щен­ни­ка, сидя­ще­го за пере­го­род­кой с решет­ча­тым оконцем.


  • 30. Сколь­ко раз­во­дов, соглас­но кате­хи­зи­су рим­ско-като­ли­че­ской церк­ви, воз­мож­но у католиков?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Соглас­но кате­хи­зи­су рим­ско-като­ли­че­ской церк­ви раз­ве­ден­ные, всту­па­ю­щие во вто­рой брак, «живут во гре­хе» и исклю­ча­ют­ся от уча­стия в цер­ков­ных Таин­ствах: «Меж­ду кре­ще­ны­ми “одоб­рен­ный и завер­шен­ный брак не может быть рас­торг­нут ника­кой чело­ве­че­ской вла­стью и ни по какой при­чине, кро­ме смер­ти”. Раз­де­ле­ние супру­гов в неко­то­рых слу­ча­ях, преду­смот­рен­ных кано­ни­че­ским пра­вом, обос­но­ва­но, при том, что сохра­ня­ет­ся в силе брач­ный союз». Одна­ко папой рим­ским Фран­цис­ком было при­ня­то реше­ние об упро­ще­нии про­це­ду­ры раз­во­да и повтор­ном вступ­ле­нии в брак.


  • 31. Какой вид кон­тра­цеп­ции раз­ре­шён у католиков?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Одоб­ряя есте­ствен­ные мето­ды кон­тра­цеп­ции, римо-като­ли­че­ская цер­ковь при­ве­ла выте­ка­ю­щие из тра­ди­ци­он­ной като­ли­че­ской тео­ло­гии бого­слов­ские аргу­мен­ты пре­иму­ще­ства этих мето­дов над искус­ствен­ны­ми. По мне­нию като­ли­ков, есте­ствен­ные мето­ды кон­тра­цеп­ции: исполь­зу­ют физио­ло­ги­че­ские меха­низ­мы, пред­на­зна­чен­ные Богом; исполь­зу­ют само­об­ла­да­ние (тра­ди­ци­он­но доб­ро­де­тель), а не мето­ды, кото­рые рабо­та­ют “про­тив при­ро­ды”; остав­ля­ют поло­вой акт “откры­тым” к пере­да­че жиз­ни; не вно­сят в поло­вой акт ниче­го искусственно.


  • 32. Зна­ме­ни­тый собор рим­ско-като­ли­че­ской церк­ви, назван­ный у като­ли­ков “XXI‑м Все­лен­ским Собо­ром”, кото­рый при­вел к самым ради­каль­ным рефор­мам в ее истории:




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    II Вати­кан­ский Собор (“XXI Все­лен­ский Собор” като­ли­че­ской церк­ви) был открыт по ини­ци­а­ти­ве папы Иоан­на XXIII в 1962 и про­дол­жав­ший­ся до 1965 г. Глав­ны­ми обсуж­да­е­мы­ми на Собо­ре про­бле­ма­ми ста­ли рефор­мы бого­слу­же­ния и цер­ков­но­го строя.


  • 33. Кто в рим­ско-като­ли­че­ской церк­ви явля­ет­ся совер­ши­те­лем (-ями) Таин­ства брака?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В латин­ской церк­ви Таин­ство бра­ка отли­ча­ет­ся от всех дру­гих Таинств тем, что его совер­ши­те­ля­ми явля­ют­ся сами жених и неве­ста: перед лицом сви­де­те­лей буду­щие супру­ги заклю­ча­ют супру­же­ское согла­ше­ние, при­но­ся брач­ные обе­ты. Свя­щен­ник (его в исклю­чи­тель­ных слу­ча­ях может заме­нить диа­кон или даже миря­нин) при­сут­ству­ет при заклю­че­нии бра­ка как глав­ный сви­де­тель и вла­стью церк­ви под­твер­жда­ет и бла­го­слов­ля­ет супру­же­ский союз.


  • 34. Вер­но ли утвер­жде­ние, что за бого­слу­же­ни­ем като­ли­ки латин­ско­го обря­да все вре­мя сидят?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Като­ли­ки латин­ско­го обря­да сидят на ска­мей­ках не всю служ­бу. Боль­шую часть мес­сы про­во­дят стоя или на коле­нях. Про­цес­сию свя­щен­но­слу­жи­те­лей встре­ча­ют стоя, садят­ся толь­ко тогда, когда при­хо­дит вре­мя читать Вет­хий Завет, далее сидят до Еван­ге­лия. При чте­нии Еван­ге­лия все сто­ят, на про­по­ведь садят­ся. Во вре­мя Сим­во­ла веры и молит­вы вер­ных сто­ят, потом во вре­мя пере­не­се­ния Даров на алтарь и одно­вре­мен­но­го сбо­ра пожерт­во­ва­ний все садят­ся, далее идет Евха­ри­сти­че­ская Литур­гия, кото­рую про­во­дят стоя, два­жды опус­ка­ясь на коле­ни в осо­бо зна­чи­мые момен­ты. После При­ча­стия при­ня­то молить­ся на коле­нях, хотя мож­но и сесть. Объ­яв­ле­ния мож­но слу­шать сидя, а во вре­мя завер­ше­ния мес­сы сто­ят. Бого­слу­же­ния, на кото­рых мож­но почти все вре­мя сидеть — это литур­гия часов (вечер­ня, утре­ня и т.п.), но и там во вре­мя гим­нов и молит­вы поло­же­но стоять.


  • 35. Како­во отно­ше­ние като­ли­ков латин­ско­го обря­да к ико­нам и ста­ту­ям в храмах?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Като­ли­че­ская цер­ковь, как и Пра­во­слав­ная, почи­та­ет ико­ны (от греч εἰκών — образ, изоб­ра­же­ние). Для като­ли­ков ико­на — это сакраль­ное изоб­ра­же­ние, плос­кост­ное или объ­ем­ное. В Пра­во­слав­ной Церк­ви объ­ём­ные свя­щен­ные изоб­ра­же­ния исполь­зу­ют­ся гораз­до реже, неже­ли в римо-като­ли­че­ской, где при­ня­то исполь­зо­вать скульптуры.


  • 36. Сколь­ко «Все­лен­ских» Собо­ров при­зна­ют католики?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Римо-като­ли­ки при­зна­ют все семь Все­лен­ских Собо­ров Пра­во­слав­ной Церк­ви, все­го же они при­зна­ют 21 Все­лёнcкий Собор, необос­но­ва­но и неспра­вед­ли­во вклю­чая в это чис­ло Собо­ры, быв­шие в Запад­ной церк­ви после её отпа­де­ния от Православия.


  • 37. Метод сред­не­ве­ко­вой като­ли­че­ской бого­слов­ской мысли:




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Схо­ла­сти­ка — это основ­ное рели­ги­оз­но-фило­соф­ское направ­ле­ние в като­ли­че­ской церк­ви в IX–XV вв. Цель воз­ник­но­ве­ния схо­ла­сти­ки — упо­ря­до­чить и сде­лать доступ­ной като­ли­че­скую дог­ма­ти­ку, ибо широ­кое рас­про­стра­не­ние като­ли­циз­ма потре­бо­ва­ло, с одной сто­ро­ны, доволь­но боль­шо­го чис­ла свя­щен­ни­ков, а с дру­гой сто­ро­ны, мак­си­маль­но­го упро­ще­ния дог­ма­ти­ки для ее более лег­ко­го вос­при­я­тия обыч­ны­ми верующими.


  • 38. Что пра­во­слав­ные заим­ство­ва­ли у католиков?






    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №2,5,6
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Роди­на пар­тес­но­го пения, кото­рое мы сего­дня слы­шим в боль­шин­стве пра­во­слав­ных хра­мов, — като­ли­че­ская Италия.
    Пра­во­слав­ная ико­но­пись раз­ви­ва­лась одно вре­мя под вли­я­ни­ем като­ли­че­ской, что выра­жа­ет­ся порой в нату­ра­лиз­ме в ико­но­гра­фии (это отно­сит­ся и к фор­ми­ро­ва­нию «фряж­ско­го сти­ля», и к прак­ти­че­ски пол­но­му пере­хо­ду рус­ской ико­но­пи­си в XVIII–XIX сто­ле­ти­ях на ака­де­ми­че­скую манеру).
    Пас­сия (лат. passio — «стра­да­ние», «страсть») — осо­бое, не преду­смот­рен­ное Уста­вом Пра­во­слав­ной Церк­ви чино­по­сле­до­ва­ние, обыч­но соеди­ня­е­мое с ака­фи­стом Стра­стям Хри­сто­вым; состав­ле­на она в сере­дине XVII века киев­ским мит­ро­по­ли­том Пет­ром и име­ет, как счи­та­ет­ся, латин­ское происхождение.


  • 39. Раз­ре­ша­ют ли цер­ков­ные кано­ны сов­мест­ные молит­вы с католиками?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Сов­мест­ная молит­ва с ере­ти­ка­ми запре­ще­на кано­на­ми Церк­ви, неза­ви­си­мо от того, обще­ствен­ная она, или частная.


  • 40. Что из исполь­зу­е­мо­го в като­ли­че­ской духов­ной прак­ти­ке может слу­жить при­зна­ком прелести?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Погру­же­ние моля­ще­го­ся в состо­я­ние экзаль­та­ции может слу­жить при­зна­ком его пре­бы­ва­ния в состо­я­нии пре­ле­сти. Суще­ству­ет не без­осно­ва­тель­ное мне­ние, что като­ли­че­ские авто­ры ряда извест­ных тру­дов писа­ли их, нахо­дясь в состо­я­нии пре­ле­сти. К таким тру­дам отно­сят, в част­но­сти: «О под­ра­жа­нии Хри­сту» Фомы Кем­пий­ско­го, писа­ния Фран­цис­ка Ассиз­ско­го, Игна­тия Лой­о­лы, Тере­зы Авиль­ской и дру­гих. Соглас­но одной из авто­ри­тет­ных оце­нок, эти тру­ды пред­став­ля­ют «смер­то­нос­ный яд» для чита­те­ля. При­ме­ром тому слу­жат «откро­ве­ния» св. бла­жен­ной Анже­лы († 1309) и вели­кой като­ли­че­ской «свя­той», «учи­те­ля церк­ви» Тере­зы Авиль­ской (1515–1582), содер­жа­щие опи­са­ния чисто эро­ти­че­ских плос­ко-душев­ных пере­жи­ва­ний «боже­ствен­ной» люб­ви, явно вызы­ва­е­мой бесом блуда.


  • 41. Как назы­ва­ет­ся гибрид като­ли­циз­ма с пра­во­сла­ви­ем, где от пра­во­слав­ной веры остав­ле­ны толь­ко внеш­ние, обря­до­вые формы?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!

Пра­виль­ных ответов: 
0
0%
Оши­боч­ных ответов: 
0
0%
Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

  • 67%

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки