Тест: Пресвятая Богородица

( Тест: Пресвятая Богородица 29 голосов: 4.72 из 5 )

Распечатать: вопросы, ответы

  • 1. Главным ветхозаветным пророчеством о Марии, матери Иисуса, считаются слова пророка:





    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис.7:14).

  • 2. Церковная традиция НЕ относит к ветхозаветным образам Богородицы следующий библейский сюжет:







    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Виноградная Лоза - одно из символических именований Христа, основанное на словах Христа: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь.» (Ин. 15:1-11). Ветви лозы – это апостолы и верующие во Христа. Сама Лоза – духовное плодородие. «Лоза истинная» значит «приносящая добрый плод», т.е «Плод Духа» (Гал. 5:22) или «Плоды праведности» (Флм. 1:11). В то же время, виноград – основа для приготовления вина, которое во время литургии должно преложиться вместе с хлебом в Кровь и Плоть Господа для причащения верующих. Таким образом, в одном символе, очевидно, явлены по крайней мере два тайных смысла – Жертва и Спасение, Преображение.

  • 3. Родители Пресвятой Богородицы:




    Правильный ответ: №1
    Верно!
  • 4. Имело ли значение для Боговоплощения личное согласие Девы Марии стать Матерью Христа (или Она была изначально предопределена для этой миссии)?



    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Из того факта, что Дева Мария почитается в Православии прежде всего как Богородица, совсем не следует, что Она воспринимается нами только как орудие божественного Промысла. Православное понимание спасения выражается греческим словом «синергия», т. е. сотрудничество, взаимодействие свободной воли Бога и свободной воли человека. И эта самая синергия не может быть исключена, когда мы говорим о домостроительной роли Божией Матери. Более того, Дева Мария признается нами как предельное для человеческой личности осуществление синергии. Ведь и Богородицей Она стала не потому, что Бог почему-то взял и выбрал именно Ее, хотя мог бы выбрать и любую другую деву. Наоборот, Бог избирает Ее, потому что именно Она была Девой Пресвятой, Пречистой и Пренепорочной. Именно она с самого детства настолько тщательно хранила себя от всех, даже самых малейших поползновений греха, что в результате стала способной вместить Невместимого. Поэтому наряду с именованием «Богородица», наши богослужебные тексты используют и такие именования, которые не просто указывают на Ее служебное участие в воплощении, но и подчеркивают Ее личную святость, благодаря которой Бог и смог воплотиться именно через Нее.
    Участие Девы Марии в Боговоплощении есть именно соучастие. И мы можем с уверенностью сказать, что воплощение Сына Божия имело не одну, а две причины. Бог воплотился не только потому, что Он Сам возжелал этого, но и потому, что Дева Мария согласилась дать Ему свою плоть и стать Его Матерью. Всемогущий Бог, пожелавший воплотиться «нас ради человек и нашего ради спасения», не мог сделать этого без свободного согласия Своей будущей Матери. Он терпеливо ожидал появления в мире людей Той, которая дала бы добровольный ответ на Его намерение стать Сыном человеческим: «Се, раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лк. 1:38). То есть воплощение, а следовательно и наше спасение осуществились только благодаря обоюдному желанию двух воль – воли Бога и воли человека. И таким человеком была именно Мария из Назарета...
    По выражению святого Иоанна Дамаскина, Бог все предвидит, но не все предопределяет. Вообще, с православной точки зрения правильно говорить, что Бог действует не на человека, а внутри человека. Так что непорочность Девы Марии нельзя рассматривать как какую-то навязанную извне привилегию. Навязанное благо не может быть благом подлинным. Поэтому, еще раз это подчеркну, Дева Мария не была просто пассивным орудием нашего спасения, предопределенным Богом. Более того гипотетически мы можем предположить, что Она могла бы отказаться и не дать согласия на воплощение Бога через Нее. Николай Кавасила, византийский святой XIV в., словно обобщая учение Церкви о том, что наше человеческое спасение зависит от нашего же человеческого согласия, пишет так: «Воплощение было делом не только Отца, Его Благости и Его Духа, но также и делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Пречистой, без поддержки со стороны Ее веры этот замысел был бы также неисполним, как и без вмешательства Самих Трех Божественных Лиц. Лишь наставив и убедив Ее, Бог берет Ее в Матери и заимствует Ее плоть, которую Она охотно хочет предоставить Ему. И также как Он Сам воплотился свободно, Он желал, чтобы и Его Мать родила Его столь же свободно, по Своей доброй воле».
    преподаватель Калужской духовной семинарии Зайцева А.А.

  • 5. Какой источник наиболее полно донёс до нас житие Пресвятой Богородицы?



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Новый Завет о жизни Богородицы говорит кратко, лишь несколько эпизодов в нем связаны с именем Пресвятой Девы:
    (Мф.1:16), (Мф.1:18-25), (Мф.2:11), (Мф.2:13-15), (Мф.2:19-23), (Мф.12:46-50), (Мф.13:55);
    (Мк.3:31-35);
    (Лк.1:26-56), (Лк.2:4-7), (Лк.2:16-52), (Лк.8:19-21);
    (Ин.2:1-12), (Ин.19:25-27);
    (Деян.1:14).

    Некоторые подробности жизни Богородицы известны из Церковного Предания: церковно-исторических сочинений, гомилетических памятников, гимнографического богослужебного наследия. Первоначальными источниками внебиблейских сведений о жизни Богородицы явились раннехристианские апокрифы.

  • 6. В Новом Завете упоминается не менее шести лиц, которые названы «братьями» Господними. А упоминаются ли там Его сёстры?



    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Евангелие по Марку (Мк.3:31-35): И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. 32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

  • 7. Перед каким праздником в честь Пресвятой Богородицы установлен многодневный пост?






    Правильный ответ: №5
    Верно!
    Комментарий:

    Успенский пост – один из четырёх многодневных постов, посвящён подготовке к празднику успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост продолжается с 14 по 27 августа.

  • 8. В какой книге Нового Завета повествуется о браке в Кане Галилейской?





    Правильный ответ: №4
    Верно!
  • 9. Сколько акафистов Пресвятой Богородице указывает церковный устав (Типикон)?




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Церковный Устав знает лишь один акафист – Акафист Пресвятой Богородице («Взбра́нной Воево́де победи́тельная...»), составленный патр. Сергием Константинопольским в 626г. по случаю чудесного избавления византийской столицы от осадивших ее авар и повелевшего написать образ Богоматери на городских воротах. Предание говорит о том, что сама Богородица внушила Сергию мысль написать благодарственный гимн по окончании осады.

  • 10. Какой день седмицы посвящён прославлению Богородицы?







    Правильный ответ: №6
    Верно!
    Комментарий:

    В субботу — день покоя — прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.

  • 11. Праздник Собор Пресвятой Богородицы отмечается:




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    На следующий день после Рождества Христова празднуется Собор Пресвятой Богородицы, на следующий день после Крещения Господня – Собор Иоанна Предтечи, а после Сретения – память свв. праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

  • 12. Сколько двунадесятых праздников посвящено Богородице (не считая Сретения Господня)?




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Двунадесятых Богородичных праздников четыре: Введение во Храм, Успение, Благовещение и Рождество Богородицы.

  • 13. Молитва "Богородице Дево, радуйся" включена в состав рекомендуемых молитв:



    Правильный ответ: №1
    Верно!
  • 14. Известно множество случаев помощи Богородицы разным людям, о чём свидетельствуют более полутора сотен икон, писанных и явленных по случаю этих событий, и почитаемых Церковью. А какая икона Богородицы явлена для помощи страждущим страстью пьянства?




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Явление первообраза иконы Божией Матери “Неупиваемая Чаша” произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды этот уже опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: “Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери “Неупиваемая Чаша”, отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом”.
    В глазах верующего народа Чудотворная икона Богоматери “Неупиваемая Чаша”, находящаяся в Высоцком мужском монастыре города Серпухова, стала поистине всероссийской святыней. 30 мая 1997 года по благословению Святейшего Патриарха икона «Неупиваемая Чаша» была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери.

  • 15. Какого цвета облачения используются в храмах в Богородичные праздники?





    Правильный ответ: №2
    Верно!
  • 16. Какая песнь канона Утрени обычно посвящена Богородице?





    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Девятая песнь канона Утрени посвящена Божией Матери и Ее ветхозаветным прообразам – таким, как купина Моисея, лествица Иакова, Дверь небесная в видении пророка Иезекииля. В ирмосах этой песни мы воспеваем Чудо рождения Бога от Девы Марии. Последний тропарь каждой песни также обычно посвящён прославлению Богородицы.

  • 17. Где в иконостасе обычно располагается икона Пресвятой Богородицы?




    Правильный ответ: №1
    Верно!
  • 18. Молитвенная просьба к Богородице «Спаси нас!»:



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Нужно всегда различать точное Богословие и сферу литургических текстов. Ошибочно объём Литургики на 100% совмещать с Богословием. В Литургике всегда есть элемент поэтической гиперболы, усиления, преувеличения. Например, мы обращаемся к Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси нас! – Богословски это неверно, неточно, некорректно; литургически – вполне уместно. То же и с молитвой Кресту. Этот момент нужно всегда учитывать, тогда не будет никаких смущений.
    игумен Пётр (Мещеринов)

  • 19. В каноне преподобного Андрея Критского, читаемом на 1-й и 5-й седмицах Великого поста, мы слышим молитвенное призывание: «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас!». К кому оно обращено?





    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Покаянный или Великий Канон св. Андрея, архиепископа Критского читается по частям на повечериях (с понедельника до четверга включительно) первой недели Великого Поста, и полностью — в среду вечером на 5-й неделе Великого Поста.
    Со временем, к тропарям св. Андрея, были прибавлены тропари, обращенные к св. Марии Египетской. Во время чтения Великого канона на 5-й неделе Поста в храме читается и житие преподобной Марии Египетской, которая своим великим покаянием служит ярким примером нравственного обновления грешного человека.

  • 20. Первым двунадесятым праздником в церковном году является:



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    В православном календаре это торжество принадлежит к разряду двунадесятых богородичных праздников и отмечается 21 (8 ст. ст.) сентября. Разумеется, нам не известен ни точный год, ни, тем более, исторический день рождения Девы. Это произошло примерно за два десятилетия до начала эры от Рождества Христова, по которой мы отсчитываем годы. Но поскольку рождение будущей Матери Господа символически открывает историю Новой, Христианской, эры, то логично, что именно этот праздник помещен в начало церковного года. Он выражает абсолютный смысл Дня Рождения Девы Марии как соучастницы истории нашего Спасения.
    Юрий Рубан

    Справка: церковный год (новолетие) начинается 1 (14) сентября по новому стилю.

  • 21. Назовите единственную заповедь, которая до нас дошла от Божией Матери.

    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Что скажет Он вам, то сделайте (Ин.2:5)
    Комментарий:

    Единственная заповедь, которая до нас дошла от Божией Матери: что бы Он вам ни сказал - сделайте.
    митрополит Сурожский Антоний


  • 22. Кто был первым иконописцем, написавшим лик Божией Матери?




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Первые иконы Божией Матери церковное Предание приписывает святому евангелисту Луке. В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке; кроме того, на Афоне и на Западе их существует двадцать одна, из них восемь — в Риме.

  • 23. Кого родила Богородица?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Богочеловек – наименование Иисуса Христа, указывающее на то, что в Иисусе Христе два совершенных естества – истинное Божеское и истинное человеческое – и что эти два естества соединены в Нем ипостасно, т.е. составляют одно Лицо. Т.е. можно сказать, что Христос одновременно на 100% человек и 100% Бог, а не наполовину Бог и наполовину человек.

  • 24. Кому были адресованы слова Спасителя со Креста: «се, Матерь твоя!»? Далее говорится, что «с этого време­ни уче­ник сей взял Ее к себе».





    Правильный ответ: №3
    Верно!
  • 25. Какие местности, согласно Преданию, посещала Богородица после Вознесения Господа?






    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,2,4,5
    Верно!
    Комментарий:

    Церковное Предание повествует о морском путешествии Богородицы к некогда воскрешенному Господом и ставшему кипрским епископом Лазарю. По дороге Ее корабль был подхвачен бурей и перенесен к горе Афон. Постигнув, что это та самая земля, о которой Ей благовествовал в Иерусалиме ангел, Богородица ступила на Афонский полуостров. В те времена на Афоне процветали самые разнообразные языческие культы, однако с приходом Богородицы язычество оказалось на Афоне повержено. Силой Своей проповеди и многочисленными чудесами Богородица обратила местных жителей в христианство. 

    Перед отплытием с Афона Богородица благословила народ и сказала: «Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего! Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына Моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земле, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем». Богородица отплыла со Своими спутниками на Кипр, где посетила Лазаря. Во время своего путешествия Божия Матерь побывала в Ефесе. 
    Возвратясь в Иерусалим, Она по-прежнему часто и подолгу молилась в местах, которые были связаны с событиями земной жизни Ее Сына.

  • 26. Каким Вселенским собором было подтверждено имя Богородица?





    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Именованием Богородица(принятым на III Вселенском соборе в 431г.) Церковь утверждает веру, что в Лице Господа Иисуса Христа Бог соединился с человеком от самого зачатия Христа в утробе Девы Марии и что Христос, будучи совершенным человеком, есть совершенный Бог.
    Православная Церковь также называет Богородицу Приснодевой. Имя «Приснодева» (утвержденное на V Вселенском соборе в 553г.) подчеркивает девство Божией Матери до Рождества Христова, в самом Рождестве и после Рождества.
    Таким образом почитание Божией Матери – это не просто один из признаков православного благочестия. Это почитание имеет догматический характер. Само слово «Богородица» является вероучительным определением, утвержденным на Вселенском Соборе. И потому не почитающий Божию Матерь не является православным.

  • 27. Где расположена гробница Пресвятой Богородицы?




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Гробница расположенна в Иерусалиме в долине Кедрон, у самого подножия западного склона Елеонской горы, рядом с Гефсиманским садом.

  • 28. Какой иконе Божией Матери установлены три общецерковных празднования в память избавления России от нашествия врагов?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Русская Православная Церковь установила троекратное празднование Владимирской иконе Божьей Матери. Каждый из дней празднования связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками по молитвам ко Пресвятой Богородице. 8 сентября по новому стилю (26 августа по церковному календарю) – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году. 6 июля (23 июня) – в память избавления России от ордынского царя Ахмата в 1480 году. 3 июня (21 мая) – в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.

  • 29. Кто ближе к Богу в небесной иерархии?






    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Богоматерь своим смиренным согласием участия в акте Боговоплощения поднимает человечество на ступень выше ангелов и архангелов, ибо и Бог, по словам св. отцов, не воспринял ангельский образ, но облекся в человеческую плоть. В песнопении, прославляющем Богородицу, так и поется: "Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим".

  • 30. Даётся ли в Православии при Крещении имя Мария в честь Пресвятой Богородицы?



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    В Православной Церкви есть многовековая традиция, основанная на чрезвычайном почитании Пресвятой Богородицы Девы Марии, — воздерживаться от того, чтобы давать детям имя Мария в честь Пресвятой Богородицы. Обычно имя Мария даётся в честь одноимённых святых жен.
    Святые с именем Мария в Православном календаре.

  • 31. Практически все многочисленные иконы Божией Матери, которых насчитывается около семисот, так или иначе относятся к одному из этих трех типов: Оранта, Елеуса и Одигитрия. Какая из них переводится как Умиление?




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Оранта – Молящаяся. Оранта – это, как правило, образы, на которых Дева Мария изображена в полный рост и изначально пребывает в одиночестве. Лишь позже возникает изображение Предвечного Младенца на месте утробы Материнской.

    Елеуса – Умиление. Ярчайший образец этого типа – Владимирская икона Божией Матери. Здесь Младенец прильнул к щеке Девы Марии, ликом и ручонками устремлен к Матери, а Мать всем Своим существом устремлена к Младенцу.

    Одигитрия – Путеводительница. Младенец тоже покоится на руках у Матери, но и Дева Мария, и Спаситель встречаются с нами взглядами. Наиболее распространенная икона этого типа – образ Казанской иконы Божией Матери.

  • 32. Какое из приведенных ниже утверждений является не догматом, а Церковным Преданием?





    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Предание о телесном вознесении Богородицы на Небо не является догматом Православной Церкви.

Правильных ответов:
0
0%
Ошибочных ответов:
0
0%
Вы неправильно ответили на следующие вопросы:

Вы не авторизованы на сайте! Зарегистрируйтесь, чтобы сохранять результаты в тестов в личном кабинете.

Просмотров: 73611