Я психолог по второму образованию, но есть много чего, с чем в психологии я не согласна. Христианство, на мой взгляд, дает более прочную опору душе человека и больше шансов быть спокойным и счастливым. Но все же некоторые постулаты меня и в православии смущают, например, о том, что нельзя искать спокойствия (сравните у схиигумена Саввы (Остапенко): "кто ищет спокойствия, в том нет благодати") любить себя, нужно уничижать и осуждать себя. Я не понимаю, как при этом добиться душевного спокойствия? Ведь моя профессия нужна именно для этого. Помогите разобраться.
6 Ответов
Мы все ищем душевного покоя в Боге. Отсутствие душевного покоя дает тревогу и/или уныние, то есть страсти, противопоказанные христианам.
Осуждать себя по христиански - это значит поставить себе верный диагноз в соответствии с реальной духовной болезнью и осознанно стремиться к выздоровлению. Данная практика не имеет ничего общего с мазохистским самобичеванием, ведущим к отчаянию.
А если мы не будем любить самих себя, то как мы сможем тогда возлюбить ближнего, как самого себя? (Мф. 22:39).
Не стоит принимать отдельные частные мнения конкретных лиц (пусть и самых достойных) за неоспоримые догматы христианства.
С уважением,
По поводу фразы "некоторые постулаты меня и в православии смущают, например, о том, что нельзя искать спокойствия" уместно сказать следующее: одна из важнейших целей христианской жизни - достичь вечной блаженной жизни, блаженного покоя.
Ср.: фрагменты христианских, одобренных Церковью, молитв: "...и со святы́ми Твои́ми я́ко Щедр упоко́й"; "упоко́й Го́споди ду́шу раба́ Твоего́"; "Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́шу раба́ Твоего́, иде́же не́сть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жи́знь безконе́чная"; "...ду́шу раба́ Твоего́, Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю́ во блаже́нной жи́зни"
Ну а что для Вас сейчас есть спокойствие? Чтобы было что поесть и что попить? Чтобы быть уверенным в завтрашнем дне? Это не спокойствие, а удовлетворение забот.
А вот прочтите главу 6 Евангелие по Матфею, где Иисус Христос учит, что нужно искать прежде всего.
А затем почитайте: цитаты на тему МИР ДУШЕВНЫЙ из книг Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. Том 1
Приветствую, коллега, и желаю Вам успеха в выработке профессиональной позиции в русле Православия!
Что касается спокойствия – тут разница, на мой взгляд в терминологии. Просто нужно учитывать, в каком контексте использовано слово; одно и то же слово используется в разных смыслах, отсюда и путаница получается. Сейчас христианские психологи немалую работу проводят, пытаясь согласовать термины психологии и православной антропологии. Можно познакомиться с трудами питерских психологов, например Юрия Зенько.
Часто – и это наиболее близко к психологическому подходу - то, что в светской психологии называют душевным спокойствием, в Православии именуется бесстрастием. Бесстрастие – это благодатное духовное состояние, при котором человека не обуревают страсти, когда он не подчинен греховным страстям. И в этом смысле о необходимости обретения спокойствия сказано немало, например тут. В том числе: «Когда не имеете спокойствия, знайте, что не имеете в себе смирения» (прп. Лев).
«Слово «смирение» в современном написании, имеющем в своей основе слово «мир», указывает на то, что смиренный человек всегда пребывает в мире с Богом, самим собой и другими людьми» - а что это, как не спокойствие? Иногда еще о смирении говорят как об обретении духа мирна (спокойствия) через принятие и одоление скорбей (это тема психологии копинг-стратегий и понимающей психологии Ф.Василюка).
Об обретении смирения говорит и схиигумен Савва (Остапенко). Его слова, точнее звучащие: «Кто ищет покоя, в том не может пребывать Дух Божий. Где скорбь, там Бог» звучат как раз в контексте слов об обретении смирения, там же он говорит: «Смирение приобретается тяжелыми трудами, терпением несчастий, болезней, обид, бедности». То есть он отвергает покой как бегство от скорбей, апатию и бездействие, но указывает о необходимости стремиться к благодатному покою с Богом, в том же тексте схиигумена Саввы звучит: «Возлюби Бога, и обрящеши в душе рай». И вот здесь уже речь о том душевном спокойствии, путь к которому и психологи помогают найти по мере своих сил.
И Писание говорит: «проидохом сквозe огнь и воду и извел еси ны в покой» (Пс. 65:12).
Уничижать себя – это одно из значений (этимологически) того же слова смирение. И здесь много духовных деланий. Это и осознавать свою ничтожность перед Богом - ничтожность не в плане гадость и мерзость, а в плане – слабость, несовершенство. И это весьма естественно – можно сказать, адекватное восприятие реальности. Не превозноситься над другими – это здоровые взаимоотношения. «Благочестивое уничижение связано с правильным отношением человека к Богу и к ближним, с правильной оценкой своей роли и своего места в жизни». Разве это противоречит психологии?
Далее. Любить себя – это отказ от эгоизма и обретение здорового отношения к себе.
«Мы правильную любовь к себе заменили самолюбием, которое внушает нам стремиться к безразборчивому исполнению пожеланий наших, нашей падшей воли, руководимой лжеименным разумом и лукавою совестью. Мы увлекаемся и корыстолюбием, и честолюбием, и мщением, и памятозлобием, и всеми греховными прихотями! Мы льстим себе и обманываем себя, думая удовлетворять любви к себе, между тем как удовлетворяем только неудовлетворимому самолюбию нашему. Стремясь удовлетворять самолюбию нашему, мы злодействуем себе, губим себя. Правильная любовь к себе заключается в исполнении животворящих Христовых заповедей: «Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» – сказал святой Иоанн Богослов (2Ин. 1, 6)» (святитель Игнатий (Брянчанинов).
Осуждать себя – речь идет о самоукорении, без которого невозможно покаяние. Языком психологии – саморазвитие, совершенствование.
На самом деле, нет противоречий между основами психологии и Православием, научная психология лишь расшифровывает и, скажем так, переводит на практический язык, наполняет дополнительными инструментами духовную жизнь христианина.
Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. (Флп.4:6-7)
Как видите, мы должны искать в первую очередь не спокойствия, а душевного мира, который является даром Божиим в ответ на нашу любовь к Богу и ближним.
Что касается христианской психологии, то она, по определению, является наукой о душе. Конкретнее сказать, она предполагает понимание: что такое душа и как она появилась, ее силы, взаимоотношения с телом, страсти и добродетели, способы их культивирования, и т.д. Ничего этого я не увидел в Вашем вопросе.
Поэтому, если Вы желаете систематически изучить этот вопрос, то советую обратить внимание на творения свт. Феофана Затворника, особенно "Начертание христианского нравоучения", а также на эту книгу.
Сразу вспоминается из блаженного Августина:
...Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе.
Покой в смысле безмятежной праздности, конечно, невозможен для христиан, которые употребляют многие усилия, чтобы войти в вечную жизнь (ср. Мф.11:12). Об этой духовной борьбе святые отцы говорили: "Дай кровь и приими Дух" (Алфавитный патерик. Об авве Лонгине, 4). Только после долгих подвигов подвижники обретали бесстрастие.
Живущим же в миру оно доступно в ограниченной форме. Среди быстротекущего суетного мира сложно сохранять душевное равновесие, но и это возможно при помощи Божией и терпеливом приобретении нужного навыка в добродетели.
Спасибо за такой развёрнутый ответ, отдельно — за рекомендации книг и трудов, обязательно посмотрю.