Социальное служение в современном российском  обществе

Социальное служение в современном российском обществе

(2 голоса4.5 из 5)

В насто­я­щее вре­мя меди­цин­ские работ­ни­ки откры­то обра­ща­ют­ся к пра­во­слав­ной рели­гии — и это есте­ствен­ное состо­я­ние. Уче­ные-меди­ки име­ют пра­во­слав­ный взгляд на меди­ци­ну и болезнь. 

2345«Исто­рия общин сестер мило­сер­дия» пока­зы­ва­ет, что общи­ны сестер мило­сер­дия  име­ли тес­ную связь с хри­сти­ан­ской рели­ги­ей. Помо­щью бед­ным, боль­ным зани­ма­лись хра­мы, мона­сты­ри. Они фор­ми­ро­ва­ли миро­воз­зре­ние, пред­по­ла­га­ю­щее Доб­ро­де­ла­ние. Это когда чело­век счи­та­ет, что тво­рить доб­ро необ­хо­ди­мо и для сво­ей души, и для бла­га тех, для кого он это дела­ет. В древ­ней Церк­ви были диа­ко­ни­сы, жен­щи­ны, кото­рые нес­ли осо­бое слу­же­ние мило­сер­дию. И Гос­подь Иисус Хри­стос гово­рил: «Я посре­ди вас, как слу­жа­щий». Слу­же­ние Хри­ста было обра­ще­но к сла­бым, боль­ным, отвер­жен­ным, к блуд­ни­цам, мыта­рям и грешникам.
Сей­час у всех на слу­ху сло­во­со­че­та­ние «Соци­аль­ная диа­ко­ния». Если рас­смот­реть глуб­же, то соци­аль­ная диа­ко­ния – это соби­ра­тель­ное поня­тие и вклю­ча­ет раз­лич­ные виды соци­аль­ной дея­тель­но­сти, соци­аль­но­го служения.
Какие же виды соци­аль­но­го слу­же­ния суще­ству­ют в совре­мен­ном обществе?
Это:

1. Мило­серд­ное слу­же­ние в боль­ни­цах, дет­ских домах и при­ю­тах, домах пре­ста­ре­лых, домах инва­ли­дов, хосписах.
2. Пат­ро­наж­ная служ­ба на дому по ухо­ду за тяже­ло­боль­ны­ми, за инвалидами.
3. Мис­си­о­нер­ско-кате­хи­за­тор­ское слу­же­ние, это про­по­ведь Еван­ге­лия через бесе­ды и воцер­ко­в­ле­ние людей.
4. Сбор пожерт­во­ва­ний как для стро­и­тель­ства бого­угод­ных заве­де­ний, так и сбор одеж­ды, пита­ния, духов­ной лите­ра­ту­ры для мало­иму­щих и для заклю­чен­ных в   тюрьмах.
Помощь бездомным.
Волон­тер­ское служение.
Пас­тыр­ское слу­же­ние в тюрьмах.
Цен­тры реа­би­ли­та­ции нар­ко­за­ви­си­мых,  алкоголиков.
Цен­тры реа­би­ли­та­ции сирот.
Исхо­дя из это­го, мож­но видеть, как соци­аль­ная диа­ко­ния неот­де­ли­ма от целост­ной жиз­ни чело­ве­ка. И для этой боль­шой соци­аль­ной рабо­ты нуж­ны люди, спе­ци­аль­но подготовленные.
Сотруд­ни­че­ство госу­дар­ства и Церк­ви в обла­сти здра­во­охра­не­ния нача­лось 15 лет назад, когда в Москве было созда­но Свя­то-Димит­ри­ев­ское учи­ли­ще сестер мило­сер­дия – это пер­вое в совре­мен­ной Рос­сии пра­во­слав­ное меди­цин­ское учеб­ное заве­де­ние. Здесь сту­ден­ты не толь­ко полу­ча­ют меди­цин­ское обра­зо­ва­ние, но и испол­ня­ют свой долг слу­же­ния ближ­не­му. А рабо­та, свя­зан­ная с выпол­не­ни­ем хри­сти­ан­ско­го дол­га, — это уже не наем­ная рабо­та, а слу­же­ние.
Сей­час во мно­гих горо­дах стра­ны откры­ты отде­ле­ния в меди­цин­ских кол­ле­джах, гото­вя­щие сестер мило­сер­дия. Чем же отли­ча­ет­ся сест­ра мило­сер­дия от обыч­ной медсестры?
Дей­стви­тель­но, сест­ра мило­сер­дия не толь­ко рас­пре­де­ля­ет меди­цин­скую помощь, но и про­яв­ля­ет инте­рес к духов­ным нуж­дам боль­но­го. Ведь мило­сер­дие – это тоже лече­ние, но лече­ние доб­рым сло­вом, улыб­кой, уте­ше­ни­ем, душев­ной под­держ­кой людей, обра­ща­ю­щих­ся за помощью.
Мило­сер­дие име­ет высо­кий смысл слу­же­ния. Сест­ра мило­сер­дия выпол­ня­ет две зада­чи: чело­ве­че­скую и хри­сти­ан­скую. Чело­ве­че­ская зада­ча – в плане про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти и хри­сти­ан­ская – сест­ра мило­сер­дия посвя­ща­ет себя ближ­не­му. Таким обра­зом, сест­ра мило­сер­дия и хра­ни­тель, и слу­жи­тель чело­ве­че­ской жизни.
Слу­же­ние сест­ры мило­сер­дия осно­вы­ва­ет­ся на меж­лич­ност­ных отно­ше­ни­ях осо­бой при­ро­ды: это «встре­ча меж­ду дове­ри­ем и зна­ни­ем». Боль­ной, отя­го­щен­ный стра­да­ни­ем и болью, дове­ря­ет сове­сти сест­ры мило­сер­дия, он обра­ща­ет­ся за помо­щью, за забо­той и исце­ле­ни­ем. Сест­ра мило­сер­дия воз­ла­га­ет на себя ответ­ствен­ность за все эти нуж­ды больного.
Сест­ра мило­сер­дия име­ет сочув­ствен­ный под­ход к боль­но­му. И для это­го она долж­на быть вооду­шев­ле­на хри­сти­ан­ским духом.
Сест­ра мило­сер­дия  — это мило­серд­ный сама­ря­нин из еван­гель­ской прит­чи, кото­рый оста­нав­ли­ва­ет­ся рядом с ране­ным, ста­но­вясь его «ближ­ним» в люб­ви (Лук. 10, 29–37).
Сест­ра мило­сер­дия при­но­сит в пала­ту боль­но­го и на опе­ра­ци­он­ный стол части­цу мило­сер­дия Божия, части­цу люб­ви и неж­но­сти Хри­сто­вой, вели­ко­го вра­че­ва­те­ля душ и телес. Это есть любовь, устрем­лен­ная ко Хри­сту. Имен­но Он явля­ет­ся боль­ным, при­няв облик стра­да­ю­ще­го бра­та. Слу­жить  жиз­ни озна­ча­ет слу­жить Богу в чело­ве­ке, ины­ми сло­ва­ми, сест­ра мило­сер­дия явля­ет­ся «сора­бот­ни­ком Богу в воз­вра­ще­нии здо­ро­вья боль­но­му телу». Поэто­му тера­пев­ти­че­ское слу­же­ние долж­но соеди­нять­ся с пас­тыр­ским служением.
Для любо­го чело­ве­ка попасть в боль­ни­цу все­гда страш­но. Для него это очень труд­ный момент жиз­ни. Это почти все­гда стресс. В боль­ни­цу, как пра­ви­ло, попа­да­ют тяже­ло забо­лев­шие. Пере­жи­ва­ния, свя­зан­ные с таким забо­ле­ва­ни­ем (что со мной, опас­но ли болен, не умру ли я, не ста­ну ли инва­ли­дом), насла­и­ва­ют­ся на пере­жи­ва­ния рез­кой сме­ны обста­нов­ки.  Боль­но­му хочет­ся попасть в руки любя­щих доб­рых вра­чей и мед­се­стер. Он, мож­но ска­зать, без­за­щи­тен, он не сво­бо­ден и зави­сим от дру­гих людей. И, есте­ствен­но, он хочет зави­сеть от людей мило­серд­ных. Они име­ют тер­пе­ние, они будут забо­тить­ся не толь­ко о теле, но и о душе боль­но­го. Даже когда боль­ной при­хо­дит в отча­я­ние, веру­ю­щие люди смо­гут помочь ему, они будут молить­ся о нем.
Поэто­му сей­час потреб­ность в боль­ни­цах, где к боль­но­му отно­сят­ся с любо­вью, очень вели­ка. Таким целям может слу­жить цер­ков­ная боль­ни­ца. Цер­ков­ная боль­ни­ца может решить мно­гие про­бле­мы совре­мен­но­го соци­аль­но­го слу­же­ния. В цер­ков­ной боль­ни­це не смо­гут отка­зать без­дом­но­му, оди­но­ко­му ста­ри­ку, бес­при­зор­ни­ку. Здесь мило­серд­ное слу­же­ние боль­но­му будет постав­ле­но во гла­ву угла, и, конеч­но, такая боль­ни­ца нуж­на всем стра­да­ю­щим людям.
Такая боль­ни­ца так­же может слу­жить мето­ди­че­ским цен­тром по под­го­тов­ке пра­во­слав­ных меди­цин­ских кад­ров. Там могут про­во­дить­ся кон­фе­рен­ции, где обме­ни­ва­ют­ся опы­том рабо­ты и меди­ки, и соци­аль­ные работ­ни­ки, и свя­щен­ни­ки. Раз­ви­тие пра­во­слав­ной боль­ни­цы может стать мощ­ным импуль­сом  всей цер­ков­ной соци­аль­ной деятельности.
Вы ска­же­те, что это уто­пия? Нет, такая боль­ни­ца суще­ству­ет. Это мос­ков­ская боль­ни­ца свя­ти­те­ля Алек­сея, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го. В г. Москве  в Моро­зов­ской дет­ской боль­ни­це и  21‑й боль­ни­це  есть отде­ле­ния, где рабо­та­ют пра­во­слав­ные вра­чи,  сест­ры мило­сер­дия, треб­ные сест­ры и священник.
Треб­ная сест­ра соби­ра­ет све­де­ния о боль­ных, кото­рые хотят участ­во­вать в цер­ков­ных Таин­ствах, и пере­да­ет их свя­щен­ни­ку. Она под­го­тав­ли­ва­ет боль­ных и помо­га­ет свя­щен­ни­ку в про­ве­де­ни­е­и­цер­ков­ных Таинств.
Про­то­и­е­рей Арка­дий Шатов, пред­се­да­тель Комис­сии по цер­ков­ной соци­аль­ной дея­тель­но­сти горо­да Моск­вы, гово­рит: «Поми­мо боль­ных, в помо­щи духов­ной нуж­да­ют­ся и вра­чи, и мед­сест­ры. Ведь рабо­та с боль­ны­ми – очень напря­жен­ная,  очень труд­ная рабо­та. И если чело­ве­ка не под­дер­жать, то через какое-то вре­мя он про­сто «выго­ра­ет» (в меди­цине суще­ству­ет даже тер­мин «про­фес­си­о­наль­ное исто­ще­ние»). Это состо­я­ние пере­жи­ва­ют мно­гие мед­сест­ры, при­шед­шие на тяже­лые участ­ки. Сна­ча­ла – жела­ние помочь, но после 3–5 лет рабо­ты, напри­мер в реани­ма­ции чело­век внут­ренне сда­ет. И надо помочь им обре­сти осно­ва­ние для сво­ей дея­тель­но­сти мило­сер­дия, что­бы любовь не иссяк­ла в душе, что­бы она воз­рас­та­ла.  В Церк­ви же есть огром­ный опыт для утвер­жде­ния в душе чело­ве­ка добродетели».
К сожа­ле­нию, в нашем горо­де нет пока еще цер­ков­ной пра­во­слав­ной боль­ни­цы и пра­во­слав­но­го боль­нич­но­го отде­ле­ния тоже пока нет. Но в отдель­ных боль­ни­цах глав­ные вра­чи сов­мест­но с Ниже­го­род­ской епар­хи­ей обо­ру­ду­ют боль­нич­ные часов­ни, в кото­рых боль­ные могут полу­чить духов­ную помощь. В нашем горо­де рабо­та­ет Обще­ство пра­во­слав­ных врачей.
Теперь раз­бе­рем рабо­ту пра­во­слав­ной пат­ро­наж­ной служ­бы. Для веру­ю­ще­го ста­ро­го чело­ве­ка спа­се­ние, когда рядом с ним – пра­во­слав­ная сест­ра мило­сер­дия. Мож­но вме­сте помо­лить­ся, при­гла­сить, когда потре­бу­ет­ся, свя­щен­ни­ка испо­ве­до­вать­ся, при­ча­стить­ся и т.д.
Чем зани­ма­ет­ся такая служ­ба? Пат­ро­наж­ная служ­ба ока­зы­ва­ет соци­аль­ную, быто­вую и меди­цин­скую помощь оди­но­ким пожи­лым, боль­ным, пре­ста­ре­лым. Меди­цин­ская помощь и сест­рин­ский уход осу­ществ­ля­ют­ся сест­ра­ми милосердия. 251010sestry_11
Они выполняют:
—  меди­цин­ские мани­пу­ля­ции по назна­че­нию врача,
—  дела­ют вызов вра­ча для консультации,
—  вызов ско­рой помо­щи в экс­трен­ных случаях,
—  помо­га­ют при госпитализации.
Сест­ра мило­сер­дия обес­пе­чи­ва­ет паци­ен­та забо­той, вни­ма­ни­ем, орга­ни­зу­ет досуг, ока­зы­ва­ет духов­ную поддержку.

Боль­шая диа­ко­ни­че­ская рабо­та про­во­дит­ся в хос­пи­сах.
Сло­во «хос­пис» свя­за­но с латин­ским сло­вом hospitalis – «дру­же­ствен­ный к стран­ни­кам». Впер­вые хос­пис орга­ни­зо­ван в Англии, это был мона­стыр­ский при­ют для тяже­ло­боль­ных бро­дяг. Их выле­чи­ва­ли или хоро­ни­ли за счёт мона­сты­ря. В 19‑м веке в хос­пис попа­да­ли без­на­деж­но боль­ные люди, кото­рых отка­зы­ва­лись лечить врачи.
В 1948 году мед­сест­ра Сеси­лия Сан­дерс раз­ра­бо­та­ла основ­ные прин­ци­пы, кото­рых долж­на при­дер­жи­вать­ся пал­ли­а­тив­ная меди­ци­на (име­ю­щая дело со смер­тель­но боль­ны­ми людьми).
Эти прин­ци­пы следующие:
рас­смат­ри­вать смерть как нор­маль­ный процесс,
не уско­рять и не замед­лять смерть,
обес­пе­чить облег­че­ние боли,
объ­еди­нить пси­хо­ло­ги­че­ские и духов­ные аспек­ты ухо­да за больными,
помо­гать боль­ным жить актив­ной жиз­нью до конца.
Сеси­лия Сан­дерс ста­ла осно­ва­тель­ни­цей совре­мен­но­го хос­пис­но­го движения.
В Рос­сии пер­вый хос­пис открыт в 1990 году в Санкт-Петер­бур­ге. Сей­час в Рос­сии дей­ству­ют око­ло 60 хос­пи­сов для взрос­лых и 1 для детей в Москве.
Смер­тель­ный диа­гноз – это нача­ло послед­не­го, очень важ­но­го отрез­ка жиз­ни, и его ещё надо суметь про­жить. В это вре­мя чело­ве­ку нуж­ны помощ­ни­ки и собе­сед­ни­ки. Уми­ра­ю­щие име­ют такое же пра­во на любовь и забо­ту, как и здо­ро­вые. В хос­пи­се очень важ­на духов­ная под­держ­ка, духов­ное окорм­ле­ние, кото­рое могут ока­зать сест­ры мило­сер­дия и свя­щен­ник  (см. жур­нал «Нескуч­ный сад», № 5, 2006).

photo_3427Самые несчаст­ные люди на зем­ле – это без­дом­ные. Они нико­му не нуж­ны, их пре­зи­ра­ют, и они сми­рен­но ждут сво­ей уча­сти. Всем извест­но о широ­кой рус­ской душе с проч­ным осно­ва­ни­ем в Пра­во­слав­ной вере. Мы очень любим об этом гово­рить, но на деле никак эту широ­ту не про­яв­ля­ем. Запад­ные люди кажут­ся зача­стую гораз­до мило­серд­нее, чем мы. Если, напри­мер, в Евро­пе на ули­це видят чело­ве­ка, кото­рый нездо­ров, нуж­да­ет­ся в помо­щи, то вокруг него сра­зу соби­ра­ет­ся тол­па людей, вызы­ва­ют «ско­рую», ста­ра­ют­ся как-то дей­ство­вать. А у нас в боль­шин­стве слу­ча­ев – пол­ное без­раз­ли­чие. Одна­жды в мет­ро мили­ци­о­нер выго­нял без­дом­но­го из ваго­на, бил его дубин­кой. И весь вагон смот­рел на это, как буд­то ниче­го осо­бен­но­го не происходило.
По ста­ти­сти­ке забо­ле­ва­ний почти каж­дый тре­тий без­дом­ный стра­да­ет тро­фи­че­ски­ми язва­ми конеч­но­стей. Это одно из «про­фес­си­о­наль­ных» забо­ле­ва­ний людей, вынуж­ден­ных боль­шую часть жиз­ни про­во­дить на ули­це – в мороз, сля­коть и дождь. Каж­дый 10‑й без­дом­ный стра­да­ет тубер­ку­ле­зом лег­ких. И 13% — от 10 до 40 тыс. чело­век – еже­год­но попа­да­ют в боль­ни­цы с трав­ма­ми, ожо­га­ми и обморожениями.
Это ста­вит перед обще­ством серьёз­ную про­бле­му: как помочь этим людям, лишен­ным не толь­ко жилья, но и зача­стую воз­мож­но­сти зара­бо­тать на жизнь, поги­ба­ю­щим от голо­да, холо­да и болез­ней? Что надо сде­лать в нашем обще­стве, что­бы отно­ше­ние к без­дом­но­му ста­ло дру­гим, как уви­деть в нем не бом­жа, а несчаст­но­го человека?
С нояб­ря 2004 года по ули­цам Моск­вы разъ­ез­жа­ет авто­бус со спе­ци­а­ли­ста­ми, кото­рые ока­зы­ва­ют бом­жам гума­ни­тар­ную и меди­цин­скую помощь. Это Служ­ба «Мило­сер­дие – ноч­ной авто­бус». Она орга­ни­зо­ва­на при Комис­сии по цер­ков­ной соци­аль­ной дея­тель­но­сти при Епар­хи­аль­ном сове­те г. Москвы.
Служ­ба состо­ит из несколь­ких бри­гад. В авто­бу­се без­дом­ные могут получить:
необ­хо­ди­мую меди­цин­скую помощь,
направ­ле­ние в тубер­ку­лез­ную или инфек­ци­он­ную боль­ни­цу, травмпункт,
кон­суль­та­цию опыт­но­го соци­аль­но­го работника,
в неко­то­рых слу­ча­ях отправ­ля­ют без­дом­ных по месту житель­ства их близких.
Бри­га­да помо­щи без­дом­ным выез­жа­ет в ноч­ное вре­мя. За ночь авто­бус объ­ез­жа­ет вок­за­лы Моск­вы и те места, где обыч­но мно­го бездомных.
В рейд обыч­но едут пяте­ро – врач (или фельд­шер), мед­сест­ра, води­тель и двое муж­чин, что­бы пере­но­сить людей в осо­бо тяже­лом состо­я­нии. Бри­га­да соби­ра­ет самых ослаб­лен­ных. Им ока­зы­ва­ют экс­трен­ную мед. помощь, дают поесть, ото­гре­ва­ют, осо­бо тяже­лых отправ­ля­ют по ско­рой в боль­ни­цы. Утром сотруд­ни­ки авто­бу­са «Мило­сер­дие» зани­ма­ют­ся дез­ин­фек­ци­ей без­дом­ных на санэпид­стан­ции. Самых «пло­хих» отво­зят в боль­ни­цу, тех, у кого есть род­ствен­ни­ки, отправ­ля­ют домой. Осталь­ные же бом­жи про­сто рады тому, что им уда­лось пере­жить еще одну ночь. Про­шлой зимой было сде­ла­но более 50 рей­сов, во вре­мя кото­рых спа­се­но 550 чело­век, вес­ной и летом такую помощь полу­чи­ли 1800 чело­век, 85 из них смог­ли отпра­вить­ся домой, им купи­ли билеты.
При Епар­хи­аль­ном сове­те Моск­вы есть Комис­сия по цер­ков­ной соци­аль­ной дея­тель­но­сти. В состав Комис­сии вхо­дит Служ­ба помо­щи без­дом­ным в боль­ни­цах. Сотруд­ни­ки выяв­ля­ют без­дом­ных в боль­ни­цах, им выда­ют­ся одеж­да, косты­ли, инва­лид­ные коляс­ки, про­во­дят поиск род­ствен­ни­ков или устра­и­ва­ют в дома инвалидов.
Депар­та­мент соци­аль­ной защи­ты при­сту­пил к реа­ли­за­ции про­ек­та «Чист­ка улиц», без­дом­ные уби­ра­ют ули­цы, чистят пар­ки и зара­ба­ты­ва­ют день­ги, полу­ча­ют обед и сухой паек в кон­це дня, а после 20 дней рабо­ты могут устро­ить­ся в ноч­леж­ку. Таким спо­со­бом пыта­ют­ся най­ти тех, кто хочет рабо­тать и через рабо­ту вер­нуть­ся к нор­маль­ной жиз­ни. Сле­ду­ю­щим шагом может стать его пере­ход на ква­ли­фи­ци­ро­ван­ную работу.

45ad16741b871e1f01d9c9a3df4e5b73 Волон­тер­ское дви­же­ние – это ответ­ствен­ное слу­же­ние. Оно может быть орга­ни­зо­ва­но в боль­ни­цах, дет­ских при­ю­тах, на дому. Рабо­та волон­те­ров долж­на быть хоро­шо про­ду­ма­на, так как энту­зи­азм мно­гих помощ­ни­ков может быст­ро угас­нуть. Хоро­шо взять бла­го­сло­ве­ние у свя­щен­ни­ка на эту рабо­ту. Волон­те­ров дол­жен сопро­вож­дать орга­ни­за­тор, кото­рый про­вел пере­го­во­ры с администрацией.
Помощь волон­те­ров нуж­на преж­де все­го в сани­тар­ской рабо­те и в ухо­де за боль­ны­ми или детьми. Опыт пока­зы­ва­ет, что неко­то­рые доб­ро­воль­цы оби­жа­ют­ся, когда им в руки дают тряп­ку: «Мы при­шли за боль­ны­ми уха­жи­вать, а не полы мыть!» Но в дан­ном слу­чае нуж­нее имен­но опо­сре­до­ван­ная помощь боль­ным, кото­рым будет при­ят­нее лежать в чистой пала­те и дышать более све­жим воздухом.
Осо­бен­но необ­хо­ди­ма помощь в отде­ле­ни­ях нев­ро­ло­гии и трав­ма­то­ло­гии – где люди бес­по­мощ­ны, не могут сами себя обслу­жить и тре­бу­ют посто­ян­но­го вни­ма­ния и ухо­да. Здесь часто ока­зы­ва­ют­ся бом­жи или про­сто оди­но­кие люди, за кото­ры­ми неко­му уха­жи­вать. Кро­ме того, боль­ным может потре­бо­вать­ся и «соци­аль­ная» помощь: напри­мер, схо­дить в мага­зин или позво­нить род­ствен­ни­кам. В рабо­те волон­те­ров необ­хо­ди­ма дис­ци­пли­на: пору­чен­ное дело долж­но быть дове­де­но до кон­ца.  Боль­но­го надо назы­вать по име­ни и отче­ству, спро­сить о его само­чув­ствии и о том, не нуж­да­ет­ся ли он в чем-нибудь. Не допус­кать в раз­го­во­ре таких обра­ще­ний, как «бабуш­ка», «дедуш­ка», «жен­щи­на».
Какие зна­ния при­го­дят­ся? Самим уха­жи­ва­ю­щим, что­бы не надо­рвать­ся, надо научить­ся пра­виль­но под­ни­мать тяже­сти, пере­сти­лать постель боль­но­го, под­ни­мать его. Нуж­но уметь изме­рить кро­вя­ное дав­ле­ние, пульс, часто­ту дыха­ния, уметь дать лекар­ство лежа­че­му боль­но­му. Необ­хо­ди­мо знать о про­фи­лак­ти­ке про­леж­ней и уметь их обрабатывать.
Уха­жи­вать за боль­ным или ребен­ком и физи­че­ски, и мораль­но очень тяже­ло. Толь­ко чело­век, при­няв­ший близ­ко к серд­цу боль и стра­да­ние ближ­не­го, может помочь дру­го­му. И где взять силы, где сам уха­жи­ва­ю­щий может полу­чить под­держ­ку? Мно­го­лет­ний опыт сестер мило­сер­дия пока­зы­ва­ет, что самое силь­ное под­креп­ле­ние душев­ных сил сест­ры чер­па­ют в Цер­ков­ных Таин­ствах. Под­дер­жи­ва­ют и сове­ты опыт­но­го духов­ни­ка. Надо пом­нить, что «где двое или трое собра­ны во имя Мое, там Я посре­ди них», так гово­рил Гос­подь наш Иисус Хри­стос (Матф.18, 20)., и не забы­вать, что, помо­гая дру­гим, мы преж­де все­го помо­га­ем себе.

Цен­тры реа­би­ли­та­ции сирот

Глав­ная труд­ность в том, что ребен­ку, остав­ше­му­ся без семьи, нель­зя помочь, про­сто накор­мив, согрев или помыв его. С ним про­ис­хо­дит гораз­до боль­шая тра­ге­дия: он не зна­ет, что такое любовь. Пото­му что люб­ви мож­но научить­ся, толь­ко видя любовь, — в посто­ян­ном обще­нии с мате­рью, род­ны­ми и дру­ги­ми любя­щи­ми людьми.
Нуж­но при­знать, что боль­шие госу­дар­ствен­ные дет­ские дома – это самая мало­эф­фек­тив­ная фор­ма вос­пи­та­ния сирот. Спе­ци­а­ли­сты счи­та­ют луч­шей фор­мой вос­пи­та­ния детей-сирот усы­нов­ле­ние, пото­му что толь­ко семья может вос­пол­нить то, чего ребен­ку не хватает.
Те, кто хоро­шо зна­ет жизнь при­ем­ных семей, убеж­де­ны, что им нуж­на посто­ян­ная серьез­ная помощь со сто­ро­ны госу­дар­ства. Про­то­и­е­рей Арка­дий Шатов, духов­ник Свя­то-Димит­ри­ев­ско­го сест­ри­че­ства, опе­ка­ю­ще­го 4 дет­ских дома, гово­рит: «Для семей, гото­вых взять на себя такой труд, нуж­но поку­пать квар­ти­ры, опла­чи­вать содер­жа­ние детей. Цер­ковь тоже долж­на участ­во­вать в мате­ри­аль­ной и мораль­ной помо­щи семьям, усы­но­вив­шим сирот. Свя­щен­ни­ки долж­ны зани­мать­ся с при­ем­ны­ми детьми и роди­те­ля­ми, пото­му что у них воз­ни­ка­ет мас­са про­блем, даже если в при­ем­ной семье ребен­ка очень любят».
Есть фор­ма вос­пи­та­ния, при­бли­жен­ная к усы­нов­ле­нию, — так назы­ва­е­мые пат­ро­наж­ные семьи. Семья берет ребен­ка на вос­пи­та­ние, пат­ро­наж­ные роди­те­ли полу­ча­ют зар­пла­ту из дет­ско­го дома, ребе­нок зна­ет, что это не его роди­те­ли, но в осталь­ном он явля­ет­ся пол­но­прав­ным чле­ном семьи.
Есть ещё семей­ные дет­ские дома. В семье до 8 детей, «мама», кото­рая име­ет два выход­ных. Вме­сте с «мамой» дети поку­па­ют про­дук­ты, гото­вят, зани­ма­ют­ся домаш­ни­ми делами.
Боль­шую извест­ность полу­чи­ли так­же «дет­ские дерев­ни SOS», устро­ен­ные по австрий­ской моде­ли. В Рос­сии таких дере­вень несколь­ко. Там усло­вия жиз­ни мак­си­маль­но при­бли­же­ны к семейным.
Суще­ству­ют и так назы­ва­е­мые мало­ком­плект­ные дет­ские дома. Здесь все как в обыч­ном дет­ском доме, толь­ко детей гораз­до мень­ше – 20–30.  Обста­нов­ка здесь бли­же к домаш­ней, чем в огром­ных интер­на­тах. Очень важ­но, что дети ходят в обыч­ную шко­лу и обща­ют­ся там со сверстниками.
Есть еще Пра­во­слав­ные дет­ские дома и при­юты при сест­ри­че­ствах, при мона­сты­рях и при­хо­дах. Про­то­и­е­рей Арка­дий Шатов ком­мен­ти­ру­ет: «Глав­ное, на что долж­ны быть направ­ле­ны уси­лия окру­жа­ю­щих, — не корм­ле­ние толь­ко и оде­ва­ние ребен­ка, а попыт­ка вер­нуть ему образ Божий, кото­рый есть внут­ри его. Сде­лать это мож­но толь­ко любо­вью, толь­ко решив­шись на подвиг слу­же­ния детям. Гос­подь при­зы­ва­ет и бла­го­слов­ля­ет нас слу­жить детям так, как мы слу­жи­ли бы Ему Само­му: «…Кто при­мет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня при­ни­ма­ет» (Матф.18,5).
Может быть, кому-то пока­жет­ся, что от нас тре­бу­ет­ся непо­силь­ный подвиг. Одна­ко это не так. Ведь решать про­бле­му детей-сирот мож­но на раз­ных уровнях.
Каж­дый чело­век может в этом участвовать:
кто-то может и дол­жен молить­ся об этих детях,
кто-то может жерт­во­вать на эту дея­тель­ность деньги,
мно­гие могут уде­лить вре­мя: погу­лять, поза­ни­мать­ся, при­гла­сить в гости (для сирот пой­ти в гости – боль­шая радость),
кто-то может взять ребен­ка в семью или пой­ти рабо­тать в дет­ский дом.
Участ­во­вать может каж­дый, но не забы­вать при этом умно­жать любовь в сво­ем серд­це, тогда все получится.

Итак, под­ве­дем итог. На Епар­хи­аль­ном собра­нии 2004 года Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси Алек­сей II обра­тил­ся к пастве со сло­ва­ми: «…Мир все более погру­жа­ет­ся во тьму рав­но­ду­шия, нена­ви­сти, эго­из­ма, и мы с вами при­зва­ны све­том люб­ви Хри­сто­вой све­тить в мире и являть свою веру делом. Надо тво­рить дела мило­сер­дия,  у каж­до­го веру­ю­ще­го есть воз­мож­ность послу­жить сво­им ближ­ним. Рядом с нами мно­го стра­да­ю­щих. Без­дом­ные замер­за­ют, дети-сиро­ты не зна­ют люб­ви и живут по жесто­ко­му зако­ну «каж­дый сам за себя», в боль­ни­цах паци­ен­ты уми­ра­ют от отсут­ствия ухо­да толь­ко пото­му, что к ним неко­му подой­ти, в домах пре­ста­ре­лых и сво­их квар­ти­рах закан­чи­ва­ют жизнь в нуж­де и оди­но­че­стве старики.
Соци­аль­ные про­бле­мы для нас с вами не про­сто абстракт­ные вопро­сы, реше­ние кото­рых мож­но отло­жить до луч­ших вре­мен. Мы при­зва­ны Хри­стом на слу­же­ние люб­ви, и мы не можем не состра­дать тем, кого Хри­стос назы­ва­ет Сво­и­ми мень­ши­ми бра­тья­ми, и не ста­рать­ся сде­лать все от нас зави­ся­щее, что­бы им помочь… При­зы­вая всех вас к делам мило­сер­дия, хочу напом­нить забы­тую посло­ви­цу: «Не бой­ся силь­ной гро­зы, а бой­ся убо­го­го слезы».

Н.А. Пига­ло­ва – заслу­жен­ный учи­тель Р.Ф., дирек­тор Ниже­го­род­ско­го меди­цин­ско­го кол­ле­джа Росздрава
Ю.А. Куз­не­цо­ва — пре­по­да­ва­тель  Духов­ных основ милосердия

Ста­тья из посо­бия “Диа­ко­ни­че­ское слу­же­ние сест­ры мило­сер­дия страж­ду­щим. Часть I‑я”  —  2007 г.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки