Протоиерей Максим Первозванский: “Синий чулок — не про девственность”

Протоиерей Максим Первозванский: “Синий чулок — не про девственность”

(36 голосов5.0 из 5)

– Насколь­ко важ­но девуш­ке до бра­ка доро­жить честью? Дев­ствен­ность – залог креп­кой семьи? 

– Внеш­нее и внут­рен­нее состо­я­ние чело­ве­ка и каче­ство отно­ше­ний, кото­рые мож­но постро­ить в бра­ке, в выс­шей сте­пе­ни зави­сят от того, сохра­нял ли чело­век цело­муд­рие до бра­ка или нет. Это базо­вая вещь, каса­ет­ся и деву­шек, и парней.

Рань­ше на Руси не сохра­нив­ших дев­ствен­ность до бра­ка назы­ва­ли пор­чен­ны­ми. Сло­во «пор­чен­ный» при­ме­ня­лось не к чело­ве­ку, на кото­ро­го пор­чу наве­ли, как могут поду­мать в совре­мен­ном мире, а к тому, кто не соблю­дал цело­муд­рие до вен­ча­ния. Здесь выра­же­на сама суть, а не толь­ко внеш­нее обще­ствен­ное отно­ше­ние к это­му вопро­су. У пор­чен­но­го жени­ха или неве­сты воз­ни­ка­ют про­бле­мы в постро­е­нии нор­маль­ной семьи.

Мож­но про­ве­сти парал­лель: есть инструк­ции по при­ме­не­нию тех­ни­ки или пра­ви­ла дорож­но­го дви­же­ния, кото­рые при­ду­ма­ны не про­сто так, а явля­ют­ся неким отве­том на: если будешь посту­пать не так, то будет плохо.

Так же и здесь: чело­век не цело­муд­рен­но жил до бра­ка, поз­во­лял себе одну, вто­рую, тре­тью свя­зи, пор­чен­ность и насту­па­ет. В чём это может выра­жать­ся? Парень или девуш­ка теря­ет внут­рен­нее чутьё, ори­ен­тир, под­ска­зы­ва­ю­щее, как пра­виль­но себя вести. Чув­ству­ет, ощу­ща­ет, пони­ма­ет по-дру­го­му и ожи­да­ет от сво­ей поло­ви­ны невер­но­го поведения.

– Совре­мен­ным моло­дым людям дев­ствен­ность, цело­муд­рие неве­сты цен­но, важно?

– Помни­те ста­рую пого­вор­ку: с одни­ми гуля­ют, а на дру­гих женят­ся. Посло­ви­ца отра­жа­ет дей­стви­тель­ность, но в то же вре­мя моло­дые люди раз­ные, и ситу­а­ции раз­ные. Совре­мен­ные пары вооб­ще мало стре­мят­ся к бра­ку. Если мы гово­рим о совре­мен­ных муж­чи­нах, для мно­гих из них не суще­ству­ет бра­ка как цен­но­сти, но отно­ше­ния есть. При этом ожи­да­ния от отно­ше­ний могут совер­шен­но не соот­вет­ство­вать тра­ди­ци­он­ным ожи­да­ни­ям от бра­ка. Муж­чи­на может ждать от жен­щи­ны мно­го чего. Напри­мер, что­бы она была хоро­шей хозяй­кой (путь к серд­цу муж­чи­ны лежит через желу­док) – это одна ситу­а­ция. Муж­чи­на хочет, что­бы его избран­ни­ца была совер­шен­на в интим­ном плане, тогда у них будут совсем дру­гие отно­ше­ния. Может меч­тать, что она будет мате­рью – это тре­тьи ожидания.

Пар­ню надо, что­бы кто-то был рядом, поэто­му у него появ­ля­ет­ся девуш­ка. Они начи­на­ют жить вме­сте, воз­ни­ка­ют непо­нят­ные про­ме­жу­точ­ные отно­ше­ния, непо­нят­ные – пото­му что их нель­зя назвать брач­ны­ми в пол­ном смыс­ле сло­ва, и даже добрач­ны­ми, так как нет стрем­ле­ния к созда­нию семьи. К тому же боль­шин­ство этих сою­зов рас­па­да­ет­ся. Воз­ни­ка­ют новые свя­зи, в какой-то момент с кем-то сра­ба­ты­ва­ет некий сиг­нал (триг­ге­ром может послу­жить, напри­мер, рож­де­ние ребён­ка) уза­ко­нить свои отно­ше­ния. Есте­ствен­но, гово­рить о том, что моло­до­жё­ны будут дев­ствен­ни­ка­ми, невоз­мож­но. Хотя я встре­чал муж­чин, кото­рые, про­жив с жен­щи­на­ми пять-десять лет, отка­зы­ва­лись потом на них женить­ся. Не пото­му что раз­лю­би­ли, а пото­му что они у сво­их деву­шек не были пер­вы­ми. Для самих свя­зей это было неваж­но, а для бра­ка – важ­но. Хотя это, ско­рее, ред­кая ситуация.

Очень боль­шая палит­ра отно­ше­ния к это­му вопро­су: от тра­ди­ци­о­на­лист­ских кав­каз­ских тре­бо­ва­ний к девуш­ке, вклю­чая дикую рев­ность, до совер­шен­ной сво­бо­ды. Если мы берём совсем моло­дое поко­ле­ние, ещё город­ское мос­ков­ское – нет цен­но­сти к дев­ствен­но­сти у боль­шин­ства моло­дых людей. Не рас­смат­ри­ва­ет­ся. Опять же, о ком мы гово­рим: о пра­во­слав­ной сре­де – одна ситу­а­ция, при­чём и здесь не всё одно­знач­но, посколь­ку какие-то пат­ри­ар­халь­ные идеи сосед­ству­ют со сво­бод­ны­ми отно­ше­ни­я­ми. Знаю воцер­ко­в­лён­ные семьи, знаю людей, даже впо­след­ствии дума­ю­щих о вступ­ле­нии в сан, кото­рые не видят цен­но­сти целомудрия.

Есть девуш­ки, кото­рые своё цело­муд­рие несут как коро­ну, чуть ли не вос­пе­ва­ют его, а пар­ням это смеш­но. Подоб­ная юная осо­ба гово­рит моло­до­му чело­ве­ку: «Вот я какая, для тебя себя сохра­ни­ла!», а он в ответ: «А зачем мне, что­бы ты себя для меня сохраняла?»

А есть и дру­гой при­мер из жиз­ни. Мно­го­дет­ная семья, 7 детей, а мужа раз в год посе­ща­ет зве­ри­ное чув­ство нена­ви­сти, зло­бы, рев­но­сти из-за того, что он был не пер­вым у сво­ей жены. Он сам пере­жи­ва­ет по это­му пово­ду: «Умом пони­маю, что так нель­зя вести себя, это дикость: 20 лет вме­сте, жена роди­ла мне детей, а я не могу успо­ко­ить­ся из-за её увле­че­ния юно­сти, когда она меня даже и не знала».

А для кого-то – всё равно.

– Как роди­те­лям посту­пать: доч­ка учит­ся в вузе, ровес­ни­ки  порой посме­и­ва­ют­ся над её дев­ствен­но­стью, назы­ва­ют синим чул­ком и так далее. Как помочь ей “про­ти­во­сто­ять” таким нападкам?

– Если девуш­ка в 19–20 лет с этой про­бле­мой при­хо­дит к роди­те­лям, то зна­чит, что в этой семье всё дале­ко запу­ще­но. Где-то лет в 15 она долж­на была сепа­ри­ро­вать­ся от роди­те­лей в этих вопро­сах. И не надо быть синим чул­ком! Синий чулок – не про дев­ствен­ность, цело­муд­рие, это про дру­гое – некую неадекватность.

В вузах всё доста­точ­но спо­кой­но: моло­дёжь раз­би­ва­ет­ся на ком­па­нии – эта груп­па в клуб ходит, дру­гая спор­том зани­ма­ет­ся, тре­тья –  музы­ку слу­ша­ет… Каж­дый нахо­дит себе круг обще­ния по вку­су, сту­ден­ты стра­ти­фи­ци­ру­ют­ся по инте­ре­сам. Так было и в моей юно­сти, вижу подоб­ное на при­ме­ре сво­их детей-сту­ден­тов. Если нуж­ны нор­маль­ные здо­ро­вые отно­ше­ния, напри­мер, в тури­сти­че­ском сти­ле, пожа­луй­ста, почти в каж­дом вузе есть турк­луб. Как гово­ри­ли в мои сту­ден­че­ские годы: туризм – шко­ла муже­ства и заму­же­ства. Ходи в похо­ды, пой пес­ни у кост­ра, учись палат­ку соби­рать, гото­вить на при­ро­де. На цело­муд­рие или не цело­муд­рие никто обра­щать вни­ма­ния не будет. А мож­но най­ти ком­па­нию про­гуль­щи­ков или ещё кого-то.

Мы не гово­рим про малень­кий уезд­ный горо­док, где все друг дру­га зна­ют, и где до сих пор живут по-дру­го­му. Помни­те, как в инду­стри­аль­ной сре­де, кото­рая тре­бо­ва­ла оди­на­ко­во­сти? Если все носят брю­ки клёш, а ты – «дудоч­ки», то за это мог­ли побить, пото­му что выби­ва­ешь­ся из общей мас­сы. Мы живём в пост­ин­ду­стри­аль­ной сре­де, где неоди­на­ко­вость вполне при­вет­ству­ет­ся, чем боль­ше у тебя «изю­ми­нок», тем инте­рес­нее. Вопрос в дру­гом: насколь­ко ты живой, спон­тан­ный, адек­ват­ный, не пре­зри­тель­ный, не осуж­да­ю­щий других.

Мы гово­рим про боль­шой город, круп­ный уни­вер­си­тет, там никто нико­го не будет оби­жать. Могут под­вер­гать какой-то обструк­ции за неадек­ват­ность. Но не за дев­ствен­ность. Самое уди­ви­тель­ное, что люди, кото­рые цело­муд­рен­ные и неадек­ват­ные, непо­роч­ны не пото­му, что у них прин­ци­пы, взгля­ды, а пото­му, что нико­му не нуж­ны. Они не соблаз­нам муже­ствен­но про­ти­во­сто­ят, а им никто ниче­го не пред­ла­га­ет. А он или она ходит и повто­ря­ет: «Я хоро­ший или хоро­шая, а вы хуже меня, пото­му что в отли­чие от вас цело­муд­рие хра­ню!» Подоб­ная не адек­ват­ность моло­дё­жью без­оши­боч­но ощу­ща­ет­ся, и тогда могут игно­ри­ро­вать или оби­жать. Повто­рюсь, не за дев­ствен­ность. К сожа­ле­нию, у нас, хри­сти­ан, есть такой недо­ста­ток: каж­дый раз, когда к нам пло­хо отно­сят­ся, мы цити­ру­ем сло­ва из Свя­щен­но­го писа­ния о том, что будем гони­мы за веру. По моим наблю­де­ни­ям, в боль­шин­стве подоб­ных слу­ча­ев всё не так. Чело­век для себя выстра­и­ва­ет пси­хо­ло­ги­че­скую защи­ту: все труд­но­сти с окру­жа­ю­щи­ми, косые взгля­ды – за испо­ве­да­ние хри­сти­ан­ства, а на самом деле, при­чи­ну в дру­гом – ока­зал­ся ябе­дой, напри­мер, или лен­тя­ем, или под­вёл кол­лег. Вот за это не при­ни­ма­ют, а не за то, что хри­сти­а­нин или девственник.

– Во вре­ме­на пере­строй­ки была вол­на нау­ко­об­раз­ных ста­тей о том, что надо перед бра­ком попро­бо­вать того и дру­го­го уха­жё­ра, ина­че не будет сча­стья в семей­ной жиз­ни. Подоб­ных моти­вов мень­ше, но, всё рав­но, они есть.

– Если ты не сохра­ня­ешь цело­муд­рие, у тебя были раз­ные “парт­нё­ры”, то, всту­пив в новые отно­ше­ния, неиз­беж­но будешь их срав­ни­вать с преды­ду­щи­ми. Помни­те ста­рую шут­ку: «Если «Мер­се­де­са» не видал, то и «Запо­ро­жец» – хоро­шая маши­на»? В слу­чае цело­муд­рен­но­го вступ­ле­ния в брак, эта про­бле­ма прак­ти­че­ски отсут­ству­ет. Более того, поче­му люди, сохра­нив­шие дев­ствен­ность, могут созда­вать семью по сва­тов­ству, то есть без боль­ших чувств друг к дру­гу? Пото­му что, если у жени­ха или неве­сты нико­го не было, то тот или та, кто пода­рит отно­ше­ния, в том чис­ле и интим­ные, вызо­вет любовь. Даже, если её сна­ча­ла не было. Новое явле­ние ока­жет­ся силь­ным, а, учи­ты­вая, что его не с чем срав­ни­вать, то супру­ги не будут знать, хоро­ший у них секс или пло­хой. Конеч­но, это в том слу­чае, если нет пато­ло­гий в физио­ло­гии или пси­хи­ке у мужа или жены. Но про­ве­рить отсут­ствие инте­ре­са к дан­ной сфе­ре у сво­ей буду­щей поло­ви­ны мож­но до бра­ка и без интим­ных отно­ше­ний. Доста­точ­но узнать, как чело­век реа­ги­ру­ет на «физи­ку», на телесность.

Каса­ясь вопро­са, что не срав­нив того или ино­го уха­жё­ра, мож­но оши­бить­ся в бра­ке, раз­бе­рём раз­ные ситуации.

Юно­ше, рез­во­му, куд­ря­во­му и влюб­лен­но­му, нуж­но обла­да­ние. Если он не раз­вра­щён сек­су­аль­ны­ми кон­так­та­ми с раз­ны­ми девуш­ка­ми, то он будет счаст­лив со сво­ей женой.

Девуш­ка, у кото­рой было несколь­ко парт­нё­ров-Каза­нов, а потом ей достал­ся супруг со скром­ной муж­ской силой, спо­соб­ный на интим­ные отно­ше­ния, но туск­лые, быст­рые, будет глу­бо­ко разочарована.

Если у муж­чи­ны были свя­зи, то он непре­мен­но будет при­ме­рять отно­ше­ния с преды­ду­щи­ми дама­ми на свою жену, и совсем не факт, что закон­ная вто­рая поло­ви­на ока­жет­ся на высоте.

Вари­ант, когда цело­муд­рен­ные девуш­ка и юно­ша всту­па­ют в брак и оста­ют­ся доволь­ны­ми и счаст­ли­вы­ми, и им ниче­го осо­бен­но­го не надо, встре­ча­ет­ся доста­точ­но часто. Рас­ко­ван­ные и сво­бод­ные люди, кото­рые име­ли десят­ки парт­нё­ров, и, нако­нец, оста­но­ви­ли свой выбор и уза­ко­ни­ли отно­ше­ния, могут быть вза­и­мо­до­воль­ны­ми. Если забу­дем, что мы пра­во­слав­ные, то это тоже вариант.

Если муж­чи­на из себя что-то пред­став­ля­ет, он умный, бога­тый, кра­си­вый, успеш­ный, пере­брал жен­щин, при­чём непро­сто всту­пал в свя­зи, а испы­ты­вал чув­ства и, в кон­це кон­цов, на одной из подруг женил­ся. Избран­ни­ца тоже – силь­ная, умная, кра­си­вая, хариз­ма­тич­ная, состо­я­тель­ная. Это могут быть хоро­шие отно­ше­ния. Хотя боль­шое коли­че­ство свя­зей уби­ва­ет спо­соб­ность хра­нить вер­ность, такая кате­го­рия пере­ста­ёт рабо­тать не на уровне ума, а на вос­при­я­тии жиз­ни. Соот­вет­ствен­но могут появ­лять­ся новые увлечения.

А чаще такая встре­ча­ет­ся ситу­а­ция: люди не осо­бен­но цело­муд­рен­ные, из себя ниче­го осо­бо­го не пред­став­ля­ют, если чего-то попро­бо­ва­ли, то ока­зы­ва­ют­ся в клас­си­че­ской ловуш­ке завы­шен­ной само­оцен­ки. Услов­но, конеч­но, если моло­дой чело­век по 10-ти балль­ной шка­ле тянет на твёр­дую трой­ку, а ста­вит себе семёр­ку, то он не най­дёт жену. Пото­му что те,  кто ему нра­вят­ся (на 7 и выше), за него замуж не пой­дут. И то же самое, если мы будем гово­рить о девушках. 

– Была на вен­ча­нии зна­ко­мой, её доч­ка вышла замуж в 18 лет. Кто-то гово­рил маме неве­сте, мол, не рано ли замуж, а она в ответ: поз­же труд­но выдать замуж дев­ствен­ни­цей… С одной сто­ро­ны, сло­ва мамы понят­ны, а с дру­гой – не тол­кать же замуж за любо­го, кто пред­ло­же­ние сделал?

– Нико­го нику­да, тем более, в заму­же­ство тол­кать не надо. Если мама может заста­вить доч­ку вый­ти замуж, зна­чит, девуш­ка не гото­ва к семей­ной жиз­ни. Это долж­но быть само­сто­я­тель­ным решением.

Мне кажет­ся невер­ным утвер­жде­ние, что после 18 лет труд­но остать­ся дев­ствен­ни­цей. Не сохра­нить цело­муд­рие, а вый­ти замуж трудно.

Я не социо­лог. Воз­мож­но, дан­ные, кото­рые при­ве­ду, рас­хо­дят­ся со ста­ти­сти­кой, но я опи­ра­юсь на свои наблю­де­ния. Есть пер­вый пик заму­же­ства, назо­вём его после­школь­ный-уни­вер­си­тет­ский – 18–23 года. Если девуш­ка в эту вол­ну не попа­ла, то есть замуж не вышла, она начи­на­ет углуб­лять­ся в карье­ру, науч­ные дис­сер­та­ции, и может надол­го застрять. Потом к 30 годам, когда она под­ня­лась в сво­ей про­фес­сии, вста­ла на ноги, насту­па­ет сле­ду­ю­щая вол­на. Девуш­ка чув­ству­ет, что часи­ки зати­ка­ли: не так мно­го вре­ме­ни оста­лось, что­бы семью постро­ить, здо­ро­вых детей родить. У неё начи­на­ет­ся актив­ный поиск.

Если для деву­шек цен­ность бра­ка в 18–23 год высо­ка, то юно­ши-ровес­ни­ки не дума­ют о женить­бе. У моло­дых людей пик созда­ния семьи при­хо­дит­ся на воз­раст после 23–25 лет. Парень учит­ся, полу­ча­ет про­фес­сию или спе­ци­аль­ность, идёт рабо­тать. Он уже осо­зна­ёт, что пора женить­ся, тем более есть усло­вия: окон­чил вуз, семи­на­рию, есть воз­мож­ность кор­мить семью. Мы не гово­рим о тех, кто брак не рас­смат­ри­ва­ет, как ценность.

Я не согла­сен, что если девуш­ка в 18 лет не вышла замуж, то обя­за­тель­но поте­ря­ет дев­ствен­ность. Хотя опять же, всё зави­сит от ситу­а­ции. Напри­мер, девуш­ка при­е­ха­ла из глу­бин­ки в Моск­ву рабо­тать на строй­ке, любит в муж­ской ком­па­нии поси­деть-выпить, очень ско­ро не толь­ко цело­муд­рие поте­ря­ет, но и по рукам пой­дёт. Или девуш­ка из при­лич­ной семьи, у неё есть пред­став­ле­ния о цен­но­стях жиз­ни, она учит­ся в вузе, – дру­гая ситуация.

Я вижу нема­ло детей из пра­во­слав­ных семей, кото­рые, несмот­ря на поту­ги роди­те­лей, в дев­ствен­но­сти осо­бой цен­но­сти не видят. Хотя и начи­на­ют со сту­ден­че­ских лет жить «взрос­лой» жиз­нью, для них это всё-таки не хао­тич­ные свя­зи. Я наблю­даю несколь­ко таких моло­дых людей, у них есть пред­став­ле­ния о чести и дол­ге. Они гово­рят: «Я с этой девуш­кой живу, зна­чит, надо потом будет на ней женить­ся». Но цело­муд­рие – как цен­ность добрач­ных отно­ше­ний, не рассматривается.

Отдель­но бы отме­тил, если девуш­ка нача­ла жить до бра­ка, надо бы за это­го же пар­ня и замуж вый­ти. Ина­че с высо­кой веро­ят­но­стью, через 2–3 года она рас­ста­нет­ся с ним, и что будет потом, нико­му неиз­вест­но. Часто, к сожа­ле­нию, быва­ет, что парень и девуш­ка нача­ли встре­чать­ся, буке­та­ми и похо­да­ми в кино дело не закан­чи­ва­ет­ся, они всту­па­ют в интим­ные отно­ше­ния. Роди­те­лям жела­тель­но бы моло­дых побуж­дать к бра­ку. Вопрос как? Хоро­шо, если дети гото­вы раз­го­ва­ри­вать, вести диалог. 

– Вооб­ще само­го по себе физио­ло­ги­че­ско­го состо­я­ния недо­ста­точ­но? Дол­жен быть и круг мыс­лей, пове­де­ние, чте­ние книг соот­вет­ству­ю­щим. Ина­че – Телом дев­ствен­ни­ца, душой – блудница.

– Конеч­но, но я всё рав­но счи­таю, что меж­ду реаль­ным блу­дом и мыс­ля­ми, меч­та­ми на эту тему лежит боль­шая про­пасть. Рань­ше на запа­де было сня­то нема­ло моло­дёж­ных коме­дий на эту тему. Ком­па­ния из раз­врат­ных душой юно­шей и деву­шек пыта­ет­ся поте­рять дев­ствен­ность, а ниче­го не полу­ча­ет­ся. Смеш­но, весе­ло у них, в кон­це кон­цов, они доби­ва­ют­ся сво­е­го, но это целая исто­рия. Пото­му что в чело­ве­ке, как бы он не был душой раз­вра­щён, есть гро­мад­ная систе­ма внут­рен­них табу. Он не уме­ет стро­ить, нала­жи­вать кон­такт с про­ти­во­по­лож­ным полом, какую бы раз­врат­ную лите­ра­ту­ру не шту­ди­ро­вал. Сомни­тель­ные бро­шю­ры и пор­но­гра­фия – не руко­вод­ство по интим­ным свя­зям, всё это име­ет отда­лен­ное каса­тель­ство к насто­я­щей жиз­ни. Это пло­хо, ужас­но, и если чело­век себя в этой обла­сти не огра­ни­чит, не оста­но­вит, ему будет труд­но кон­так­ти­ро­вать с живым чело­ве­ком. Это же не спорт, не сорев­но­ва­ния, и физио­ло­гия не глав­ное в бли­зо­сти, важ­но то, что созда­ют живые отно­ше­ния с живым человеком. 

– Люди, кото­рые скеп­ти­че­ски отно­сят­ся к дев­ствен­но­сти, гово­рят: в дорю­во­лю­ци­он­ные вре­ме­на выхо­ди­ли девуш­ка­ми замуж, и мно­го ли было счаст­ли­вых семей. Что им мож­но ответить?

– Сча­стье – стран­ная кате­го­рия.  Я неод­но­крат­но стал­ки­вал­ся с так назы­ва­е­мым тра­ди­ци­он­ным постро­е­ни­ем рус­ской семьи и ска­жу, что для совре­мен­но­го чело­ве­ка там сча­стья нет. Это какой-то ужас – ситу­а­ция, в кото­рой и семей­ное наси­лие в изоби­лии при­сут­ству­ет, и ника­кие сво­бо­ды и чув­ства чело­ве­ка почти совсем не учи­ты­ва­ют­ся. Люди, меч­та­ю­щие вер­нуть­ся в уклад боль­шой пат­ри­ар­халь­ной семьи, про­сто не пони­ма­ют, о чём гово­рят. А если пони­ма­ют, то не знаю, как их мож­но оха­рак­те­ри­зо­вать, как мож­но к ним относиться.

Невоз­мож­но вер­нуть­ся в про­шлое: это всё дру­гое, люди по-дру­го­му чув­ство­ва­ли, вос­при­ни­ма­ли. Доста­точ­но вспом­нить дошед­шие до нас стран­ные пого­вор­ки «Бьёт, зна­чит, любит», что­бы стал ясен раз­рыв вос­при­я­тия того, как долж­ны стро­ить­ся и как стро­и­лись отно­ше­ния меж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной. Там мало лич­но­го, как на уровне общин­ной жиз­ни, так и вооб­ще. Как совре­мен­ный город­ской чело­век попа­дёт в дерев­ню, не в смыс­ле зем­лю воз­де­лы­вать, кар­тош­ку сажать, а оку­нёт­ся в жизнь общи­ны? У меня один зна­ко­мый батюш­ка в деревне 30 лет про­слу­жил, роди­те­лей там сво­их похо­ро­нил, а его всё рав­но мест­ные за сво­е­го не считают.

Там жёст­кие, дале­ко не гуман­ные отно­ше­ния суще­ство­ва­ли как меж­ду поко­ле­ни­я­ми, так и меж­ду супру­га­ми. Поэто­му там про цело­муд­рие, дев­ствен­ность – не тема. Мы даже пред­ста­вить себе не можем, как это все осу­ществ­ля­лось, какое было отно­ше­ние и к интим­ной сфе­ре в том чис­ле. По-раз­но­му. Берём кре­стьян­ский быт – под одной кры­шей живут пять семей,  в одной ком­на­те, даже зана­вес­кой друг от дру­га не отде­лён­ные. Что у них с супру­же­ски­ми отно­ше­ни­я­ми? Посмот­рим на дво­рян­скую сре­ду – это опи­са­но в рома­нах и наших, и фран­цуз­ских. Девуш­ка выхо­ди­ла замуж, при этом люби­ла сво­е­го избран­ни­ка, но совер­шен­но не пони­ма­ла, поче­му он к ней в ком­на­ту при­шёл и ещё под оде­я­ло лезет. Раз­ные пред­став­ле­ния, раз­ные ситу­а­ции, нель­зя всё к одно­му све­сти. Мы живём, как живём, и в нашей сре­де, усло­ви­ях пыта­ем­ся реа­ли­зо­вы­вать хри­сти­ан­ские пред­став­ле­ния, как долж­но это быть.

Невоз­мож­но поме­стить совре­мен­но­го чело­ве­ка в дру­гие усло­вия. Вспо­ми­на­ет­ся реаль­ный слу­чай: рус­ский парень из наше­го при­хо­да брал раз­ре­ше­ние на брак у дяди из Став­ро­по­ля. Решал на ком женить­ся даже не папа моло­до­го чело­ве­ка (пото­му что папа – млад­ший брат), а решал дядя, так как он стар­ший в этой семье. Как будет жить, где, с кем – как буд­то кла­но­вая систе­ма, а это в наше время.

А если вспом­нить, как рань­ше непо­слуш­ную жену нака­зы­ва­ли и застав­ля­ли слу­шать­ся? При­хо­ди­ли жен­щи­ны общи­ны – ста­рые, злоб­ные тёт­ки, и поро­ли моло­дую жену. За не сохра­не­ние дев­ствен­но­сти до сва­дьбы – пуб­лич­но кну­том поро­ли на пло­ща­ди. Или недав­но наткнул­ся на мате­ри­а­лы, как у раз­ных наро­дов нака­зы­ва­ли невер­ных жён. Настоль­ко изоб­ре­та­тель­но: у кого-то били кам­ня­ми, у кого-то веша­ли, где-то на рас­ка­лён­ную ско­во­род­ку сажали…От подоб­ных фан­та­зий воло­сы дыбом вста­ют. А у нас всё это было каких-то лет 200 назад… 

Текст: Алек­сандра Грипас

Обра­ща­ем ваше вни­ма­ние, что инфор­ма­ция, пред­став­лен­ная на сай­те, носит озна­ко­ми­тель­ный и про­све­ти­тель­ский харак­тер и не пред­на­зна­че­на для само­ди­а­гно­сти­ки и само­ле­че­ния. Выбор и назна­че­ние лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов, мето­дов лече­ния, а так­же кон­троль за их при­ме­не­ни­ем может осу­ществ­лять толь­ко леча­щий врач. Обя­за­тель­но про­кон­суль­ти­руй­тесь со специалистом.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки