Созависимость. Есть ли она?
психиатр В.К. Невярович

Созависимость. Есть ли она?

(13 голосов4.3 из 5)

Соза­ви­си­мость – тер­мин, появив­шей­ся в меди­цине и пси­хо­ло­гии отно­си­тель­но недав­но, в 70–80 годах XX века. Веро­ят­нее все­го, он пере­ко­че­вал к нам вме­сте с внед­ре­ни­ем на Рос­сий­скую зем­лю сооб­ществ ано­ним­ных алко­го­ли­ков и нар­ко­ма­нов (АА и АН), с их широ­ко извест­ны­ми и про­па­ган­ди­ру­мы­ми про­грам­ма­ми «12 шагов» (Twelve –step program). Нема­ло потру­дил­ся на этой ниве про­те­стан­ский свя­щен­ник Д.В.Кинли, помо­гав­ший в орга­ни­за­ции подоб­ных групп в Кие­ве, Киши­не­ве, Одес­се, Алма-Ате, Ново­си­бир­ске и Москве. Авто­ра­ми и науч­ны­ми истол­ко­ва­те­ля­ми поня­тия «соза­ви­си­мость» чаще все­го в лите­ра­ту­ре назы­ва­ют Робер­та Саб­би и Эрни Лар­се­на. Пона­ча­лу под соза­ви­си­мо­стью пони­ма­ли сово­куп­ность отри­ца­тель­ных воз­дей­ствий, кото­рые полу­ча­ли близ­кие люди (роди­те­ли, жены, дети) от сов­мест­но­го про­жи­ва­ния с лица­ми, стра­да­ю­щи­ми алко­го­лиз­мом и нар­ко­ма­ни­ей. Со вре­ме­нем это поня­тие зна­чи­тель­но рас­ши­ри­лось. К соза­ви­си­мым, к при­ме­ру, ста­ли отно­сить и тех, кто пыта­ет­ся изба­вить, спа­сти близ­ких от их пагуб­ных при­стра­стий, делая это, как счи­та­ют, неред­ко во вред, как себе, так и спа­са­е­мо­му. Одно из опре­де­ле­ний соза­ви­си­мо­сти зву­чит так: «Соза­ви­си­мость — это пато­ло­ги­че­ское состо­я­ние, харак­те­ри­зу­ю­ще­е­ся глу­бо­кой погло­щён­но­стью и силь­ной эмо­ци­о­наль­ной, соци­аль­ной или даже физи­че­ской зави­си­мо­стью от дру­го­го человека».

Вооб­ще ниче­го прин­ци­пи­аль­но ново­го в мод­ном ныне тер­мине соб­ствен­но и нет. Обра­тим­ся к «Тол­ко­во­му сло­ва­рю живо­го вели­ко­рус­ско­го язы­ка» Вла­ди­ми­ра Ива­но­ви­ча Даля. «Соза­ви­си­мо­сти» здесь мы, конеч­но же, не най­дем, зато есть искон­но рус­ское сло­во «зави­сеть», то есть «быть под вла­стью, под пол­ным вли­я­ни­ем, быть в чьей-то воле, быть след­стви­ем извест­ной при­чи­ны» (Том 1, стр.560. Изда­тель­ство «Рус­ский язык». М. 1999). Неправ­да ли, весь­ма сопо­ста­ви­мые по смыс­лу кате­го­рии и понятия?!

В бук­валь­ном смыс­ле дослов­но: «со — зави­си­мость» может трак­то­вать­ся как сов­мест­ная, вза­им­ная зави­си­мость. Подоб­но тому, как жид­ко­сти в двух сооб­ща­ю­щих­ся сосу­дов будут вза­им­но вли­ять друг на дру­га, так и близ­кие  люди все­гда будут ока­зы­вать воз­дей­ствие один на дру­го­го, и наобо­рот. Вспом­ним так­же кры­ла­тые сло­ва псал­мо­пев­ца: «С пре­по­доб­ным — пре­по­до­бен буде­ши, и с мужем непо­вин­ным — непо­ви­нен буде­ши, и со избран­ным — избран буде­ши, и состроп­ти­вым – раз­вра­ти­ши­ся» (Пса­лом XVII). Или рус­скую посло­ви­цу: «С кем пове­дешь­ся, от того и наберешься»

Созависимость — это психическое состояние или заболевание?

Соза­ви­си­мость пока офи­ци­аль­но не зна­чит­ся в Меж­ду­на­род­ной клас­си­фи­ка­ции болез­ней (МКБ X), не шиф­ру­ет­ся спе­ци­аль­ны­ми шиф­ра­ми, пото­му в изо­ли­ро­ван­ном пони­ма­нии не может офи­ци­аль­но назы­вать­ся болез­нью. Кро­ме того, име­ет зна­че­ние сте­пень про­цес­са, его про­дол­жи­тель­ность по вре­ме­ни, изме­не­ния в пси­хи­ке и сома­ти­ке, кото­рые фик­си­ру­ют­ся у того, кого назы­ва­ют соза­ви­си­мым. На прак­ти­ке же, труд­но пред­ста­вить роди­те­лей, жен и детей алко­го­ли­ков и нар­ко­ма­нов абсо­лют­но сохран­ны­ми и здо­ро­вы­ми в физи­че­ском и духов­ном смыс­ле. Чаще все­го видишь на при­е­ме изму­чен­ную, асте­ни­зи­ро­ван­ную мать, нахо­дя­щу­ю­ся в состо­я­нии тре­во­ги, стра­ха и печа­ли; затер­ро­ри­зи­ро­ван­ную жену, лишен­ную радо­сти в жиз­ни и надежд на луч­шее; запу­ган­ных нерв­ных детей, неред­ко стра­да­ю­щих нев­розо­по­доб­ны­ми рас­строй­ства­ми, все­воз­мож­ны­ми тика­ми, нару­ше­ни­я­ми сна, отли­ча­ю­щи­ми­ся неред­ко деви­ант­ным асо­ци­аль­ным пове­де­ни­ем. То есть, соза­ви­си­мость явля­ет­ся при­чи­ной раз­ви­тия мно­же­ства забо­ле­ва­ний, при­чем не толь­ко функ­ци­о­наль­ных — пси­хо­ген­ных, но и сома­ти­че­ских — телес­ных. Иссле­до­ва­те­ли, прав­да, отме­ча­ют, что неред­ко при­чи­ной все­воз­мож­ных болез­ней и откло­не­ний в пове­де­нии самих соза­ви­си­мых лежат их соб­ствен­ные, скры­тые до поры и вре­ме­ни, несо­вер­шен­ства, ком­плек­сы, дефек­ты вос­пи­та­ния и ано­ма­лии харак­те­ра, вклю­чая гене­ти­че­ские фак­то­ры и неко­то­рые иные при­чи­ны. В соза­ви­си­мых семьях при­чи­на нездо­ро­вья кро­ет­ся гораз­до глуб­же, неже­ли болезнь сына или доче­ри. Вот неко­то­рые симп­то­мы, при­во­дя­щие к пагуб­ным последствиям:

  • отсут­ствие духов­ных цен­но­стей, ува­же­ния к семей­ным традициям,
  • не при­ви­ва­ют­ся поня­тия о пат­ри­о­тиз­ме, слу­же­нии, люб­ви к ближнему;
  • гос­под­ству­ют: мер­кан­ти­лизм, ску­пость, мани­пу­ля­ции друг другом;
  • каж­дый живет сво­и­ми интересами;
  • нет поня­тия о покаянии;
  • раз­ви­то кри­ти­кан­ство и опош­ле­ние все­го, даже святого;
  • нет дове­рия друг к дру­гу, не при­ви­то почи­та­ние стар­ших младшими.

Как проявляется созависимость и чем опасна?

Досто­вер­но дока­зан фено­мен вза­и­мо­вли­я­ния раз­лич­ных людей друг на дру­га, даже при непро­дол­жи­тель­ном близ­ком обще­нии. Веру­ю­щие же хри­сти­ане долж­ны пом­нить и о вза­и­мо­вли­я­нии душ, и об опас­но­стях духов­но­го зара­же­ния (а не толь­ко воз­душ­но-капель­но­го инфек­ци­он­но­го и пара­зи­тар­но­го). Кро­ме того, «непо­кой души и стра­сти пор­тят кровь и вре­дят здо­ро­вью», писал свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник. А о каком покое мож­но гово­рить, к при­ме­ру, в доме, где живут пья­ни­цы и нар­ко­ма­ны? Более того, эти люди, с пози­ции Пра­во­слав­но­го Уче­ния, явля­ют­ся бес­но­ва­ты­ми, одер­жи­мы­ми стра­стя­ми чре­во­уго­дия, вино­пи­тия, гор­ды­ни, сла­сто­лю­бия и дру­ги­ми. А страсть, по сло­вам свт. Иоан­на Зла­то­уста, «не зна­ет пре­де­ла, но пре­кра­ща­ет­ся толь­ко тогда, когда убьет того, кто одер­жим ею». Чело­ве­че­ские стра­сти так­же име­ют свой­ства неко­ей кон­та­ги­оз­но­сти (зараз­но­сти). Не надо забы­вать и о том, что каж­дый нар­ко­ман – это потен­ци­аль­ный вор, гра­би­тель, убий­ца. Нар­ко­тик ста­но­вит­ся для него жиз­нен­ной необ­хо­ди­мо­стью и добы­ва­ет­ся все­ми воз­мож­ны­ми сред­ства­ми, в том чис­ле и про­ти­во­прав­ны­ми. А сколь­ко горя при­нес­ли пья­ни­цы сво­им близ­ким? Сколь­ко уве­чий, под­жо­гов, убийств, изна­си­ло­ва­ний, ДТП совер­ше­но в пья­ном виде, сколь­ко само­убийств еже­год­но фик­си­ру­ет­ся сре­ди этой кате­го­рии людей. Сколь­ко слу­ча­ев пато­ло­ги­че­ской рев­но­сти, неви­дан­ной жесто­ко­сти, вплоть до садиз­ма. При­чем неред­ко при этом стра­да­ют самые близ­кие люди, эти самые соза­ви­си­мые, — неволь­ные жерт­вы страш­ных преступлений!

Есть ли стадии развития созависимости?

Выде­ле­ние ста­дий – это все­гда услов­ность. Суще­ству­ет ряд клас­си­фи­ка­ций соза­ви­си­мо­стей, опи­сан­ных в литературе.

Наи­бо­лее про­стая, это делить соза­ви­си­мость, как и алко­го­лизм на три ста­дии: лег­кую, сред­нюю и тяже­лую. Или же: ран­нюю ста­дию, сред­нюю и позднюю.

На ран­ней ста­дии про­ис­хо­дит фор­ми­ро­ва­ние соза­ви­си­мо­сти. Посте­пен­но она ста­но­вит­ся цен­траль­ной темой жиз­ни. Меня­ет­ся пове­де­ние чело­ве­ка. Он вынуж­ден на пер­вое место ста­вить про­бле­му близ­ко­го чело­ве­ка и отка­зы­вать­ся от соб­ствен­но­го пути раз­ви­тия лич­но­сти, в том чис­ле и духов­но­го. Меня­ет­ся настро­е­ние, фор­ми­ру­ют­ся несвой­ствен­ные ранее чер­ты харак­те­ра (рани­мость, обид­чи­вость, исте­рич­ность, крик­ли­вость и т.д.)

В сред­ней ста­дии про­ис­хо­дит усу­губ­ле­ние выше­опи­сан­но­го. Сни­жа­ет­ся само­оцен­ка. Ино­гда попыт­ка вырвать­ся из тупи­ка, но чаще само­об­ман, уго­во­ры себя, «ложь во спа­се­ние», суже­ние кру­га инте­ре­сов, встреч, дело­вых кон­так­тов; ино­гда упо­доб­ле­ние ближ­не­му в его поро­ке (тоже начи­на­ет пить спирт­ное или даже колоть­ся нар­ко­ти­ка­ми); про­ис­хо­дят частые ссо­ры, скан­да­лы, дра­ки, порой неадек­ват­ные поступки.

Позд­няя ста­дия: апа­тия, без­на­деж­ность, уста­лость, ино­гда бег­ство в болезнь, попыт­ка одним разом решить про­бле­му, воз­мож­ны мыс­ли о само­убий­стве, раз­ры­вы отно­ше­ний в соци­у­ме, ангедония.

Соглас­но тео­рии Ган­са Селье, мож­но гово­рить здесь так­же о ста­ди­ях ком­пен­са­ции и деком­пен­са­ции, ибо соза­ви­си­мые все­гда испы­ты­ва­ют на себе посто­ян­ное воз­дей­ствие вред­но­нос­ных стрес­сов («дис­с­трес­сов»), но до опре­де­лен­но­го пре­де­ла их орга­низм сопро­тив­ля­ет­ся, сохра­няя, пусть неустой­чи­вое, но равновесие.

Очень инте­ре­сен пси­хо­ло­ги­че­ский взгляд на про­бле­му в отно­ше­ние соза­ви­си­мых, кото­рые пыта­ют­ся помочь сво­им близ­ким, стра­да­ю­щим зави­си­мо­стя­ми (нар­ко­ма­нам, игро­ма­нам, алкоголикам).

Речь идет о так назы­ва­е­мом тре­уголь­ни­ке аме­ри­кан­ско­го пси­хо­ло­га Сти­ве­на Кар­п­ма­на, кото­рый рас­смат­ри­ва­ет три пове­ден­че­ские роли соза­ви­си­мо­го: спа­си­тель, пре­сле­до­ва­тель и жерт­ва. «Спа­си­тель» (к при­ме­ру, отец пью­ще­го сына) дол­гое вре­мя зани­ма­ет­ся тем, что бук­валь­но вытас­ки­ва­ет свое чадо из всех небла­го­при­ят­ных ситу­а­ций, в кото­рые тот попа­да­ет. Выз­во­ля­ет из мили­ции, уго­ва­ри­ва­ет в инсти­ту­те, что­бы дали ака­де­ми­че­ский отпуск, дает взят­ки сотруд­ни­кам авто­ин­спек­ции, дабы не отни­ма­ли пра­ва за вожде­ние маши­ны в нетрез­вом виде и так далее. Совер­шен­но иная роль и про­яв­ле­ния её у «пре­сле­до­ва­те­ля». Тако­вой всю­ду обли­ча­ет сына за небла­го­вид­ные поступ­ки, посто­ян­но чита­ет нота­ции, под­слу­ши­ва­ет, под­смат­ри­ва­ет за ним, уни­жа­ет, оскорб­ля­ет, не дает покоя сво­и­ми вме­ша­тель­ства­ми. Жерт­ва же ищет состра­да­ния себе и сочув­ствия, пыта­ет­ся пере­ло­жить на дру­гих свои про­бле­мы. Ни в одном из пере­чис­лен­ных слу­ча­ев про­бле­ма кар­ди­наль­но не реша­ет­ся. Ино­гда роли в какие-то пери­о­ды меня­ют­ся. В роли жерт­вы может быть и сам зави­си­мый от алко­го­ля или нар­ко­ти­ков человек.

Куда обращаться созависимым?

Офи­ци­аль­но — к вра­чам и пси­хо­ло­гам, соглас­но жало­бам, воз­ник­шим про­бле­мам и харак­те­ру забо­ле­ва­ния. Вели­ка роль духов­ных состав­ля­ю­щих. Извест­но, напри­мер, что пред­рас­по­ло­жен­ность к опре­де­лен­ным гре­хам роди­те­лей пере­да­ет­ся детям до тре­тье­го-чет­вер­то­го поко­ле­ния. А соглас­но Пра­во­слав­но­му уче­нию, болез­ни, чаще все­го, есть след­ствие грехов.

Мне вспом­нил­ся один весь­ма инте­рес­ный слу­чай из прак­ти­ки. Ко мне на пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ские заня­тия дол­го при­хо­ди­ла одна пожи­лая жен­щи­на, при­хо­ди­ла с одной един­ствен­ной зна­чи­мой для неё про­бле­мой: пьёт сын — как ему помочь? Ситу­а­цию усу­губ­лял тот факт, что сын, весь­ма сла­бо­воль­ный и лег­ко вну­ша­е­мый чело­век, сошел­ся несколь­ко лет назад с пью­щей жен­щи­ной, кото­рая и ста­ла его мето­дич­но спа­и­вать. Мать сына пред­при­ни­ма­ла все доступ­ные ей меры для воз­дей­ствия на сына, но ситу­а­ция не реша­лась. Я пред­ло­жил тогда ей на вре­мя оста­вить в покое сына, а занять­ся собой. В част­но­сти, пере­смот­реть вни­ма­тель­но свою жизнь, испо­ве­до­вать­ся, при­ча­стить­ся, посо­бо­ро­вать­ся. Регу­ляр­но читать Свя­щен­ное Писа­ние, соблю­дать уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью посты. Она вос­при­ня­ла мои сове­ты все­рьёз и вско­ре куда-то совсем про­па­ла из мое­го поля зре­ния. Через несколь­ко меся­цев она вдруг при­шла ко мне в каби­нет, бук­валь­но сия­ю­щая от радо­сти и весе­лая. «Зна­е­те, док­тор, я посту­пи­ла, как Вы мне и посо­ве­то­ва­ли, и пере­ста­ла совсем доку­чать сына сво­и­ми прось­ба­ми и моль­ба­ми. Ста­ла ходить в храм, постить­ся, несколь­ко раз при­ча­сти­лась Свя­тых Таин. Поко­па­лась вни­ма­тель­но в сво­ей жиз­ни, обна­ру­жив там мно­го нерас­ка­ян­ных гре­хов. Душе ста­ло намно­го лег­че. Но самое уди­ви­тель­ное, вско­ре после это­го ко мне при­шел мой сын и стал про­сить у меня про­ще­ние за свое без­рас­суд­ное пьян­ство. При этом он дал мне сло­во, что два года он не будет пить (на боль­ший срок он дать свое сло­во про­сто не решил­ся). И теперь он совсем не пьёт уже несколь­ко меся­цев. И это вели­кое сча­стье и радость для мате­ри!» Конеч­но, неко­то­рые усмот­рят в этом слу­чае какие-то сов­па­де­ния и иные при­чи­ны, повли­яв­шие на реше­ние изба­вить­ся от стра­сти вино­пи­тия, но мать свя­то вери­ла, что есте­ствен­ны­ми чело­ве­че­ски­ми уси­ли­я­ми это­го резуль­та­та добить­ся бы она не смогла.

Отношение к созданию некоего тренда “созависимости” 

Как учи­ли свя­тые Отцы, ниче­го нель­зя рез­ко и без­ого­во­роч­но при­ни­мать, но и рез­ко отри­цать тоже; не надо спе­шить и быть слиш­ком кате­го­рич­ны­ми. «Будем иссле­до­вать свои дела и ни о ком не отзы­вать­ся худо»(Свт. Иоанн Зла­то­уст). Тео­рия соза­ви­си­мо­сти вырос­ла на Запа­де в нед­рах сооб­ществ ано­ним­ных алко­го­ли­ков и нар­ко­ма­нов. В тех же кру­гах в 40‑х годах и ста­ли воз­ни­кать пер­вые груп­пы жен алко­го­ли­ков, кото­рые со вре­ме­нем и ста­ли назы­вать­ся сооб­ще­ства­ми соза­ви­си­мых. Но под­ня­тая тема при­влек­ла вни­ма­ние нема­лое коли­че­ство пыт­ли­вых и чест­ных иссле­до­ва­те­лей, кото­рые внес­ли поло­жи­тель­ный вклад в виде­ние этой реаль­но суще­ству­ю­щей проблемы.

Мно­го инте­рес­но­го мож­но было бы ска­зать об этом через приз­му свя­то­оте­че­ско­го уче­ния, через хри­сти­ан­скую пси­хо­ло­гию и тера­пию души. Как гово­рил свя­той пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский: «Во имя спа­се­ния еже­год­ных чело­ве­че­ских жертв пьян­ства, тысяч невин­но гиб­ну­щих детей и сла­бых жен­щин, во имя спа­се­ния людей от пре­ступ­ле­ния, поро­ков и без­нрав­ствен­но­сти, порож­да­е­мым пьян­ством, во имя, нако­нец, обще­ствен­но­го поряд­ка и спо­кой­ствия каж­до­го – необ­хо­ди­мо друж­ное содей­ствие все­го рус­ско­го обще­ства к воз­вы­ше­нию нра­вов наро­да». Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь начи­ная с сере­ди­ны 90‑х годов XX века при­ни­ма­ет актив­ное уча­стие в помо­щи пью­щим и нар­ко­за­ви­си­мым и их род­ствен­ни­кам. Прак­ти­че­ски в каж­дой Епар­хии орга­ни­зо­ва­ны цер­ков­ные систе­мы реа­би­ли­та­ции, в кото­рых в тес­ном сотруд­ни­че­стве рабо­та­ют свя­щен­но­слу­жи­те­ли, вра­чи и пси­хо­ло­ги. Такие цен­тры, как пред­став­ля­ет­ся, очень пер­спек­тив­ны и уже дока­зы­ва­ют свою эффек­тив­ность на практике.

Автор: Пси­хи­атр В.К. Невярович

Обра­ща­ем ваше вни­ма­ние, что инфор­ма­ция, пред­став­лен­ная на сай­те, носит озна­ко­ми­тель­ный и про­све­ти­тель­ский харак­тер и не пред­на­зна­че­на для само­ди­а­гно­сти­ки и само­ле­че­ния. Выбор и назна­че­ние лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов, мето­дов лече­ния, а так­же кон­троль за их при­ме­не­ни­ем может осу­ществ­лять толь­ко леча­щий врач. Обя­за­тель­но про­кон­суль­ти­руй­тесь со специалистом.

Комментировать

*

3 комментария

  • Ека­те­ри­на, 12.11.2016

    А это точ­но Православный,Христианский пор­тал? Т.к. упо­ми­на­ния в ста­тье про то, что дети рас­пла­чи­ва­ют­ся за гре­хи роди­те­лей и пред­ков явно оккульт­ная ересь. Здра­вые мыс­ли есть, но всё наме­ша­но в ста­тье, теперь понят­но, поче­му так часто псев­до­ве­ру­ю­щие и в цер­ковь ходят, и к бабуш­кам, кото­рые про “родо­вые про­кля­тья” вещают.

    Ответить »
    • Ека­те­ри­на (вто­рая), 14.11.2016

      На мой взгляд, мы непра­виль­но посту­па­ем, когда из-за един­ствен­ной невер­но истол­ко­ван­ной фра­зы и ста­тью док­то­ра с боль­шим ста­жем помо­щи боль­ным руга­ем, и сайт заодно.

      Про гре­хи роди­те­лей и детей не вижу ника­ко­го оккуль­тиз­ма. Речь здесь о наслед­ствен­но­сти стра­стей. Вот, напри­мер, что пишет об этом иеро­мо­нах Иов (Гуме­ров):

      “Когда пыта­ют­ся решить вопрос о послед­стви­ях для детей и пря­мых потом­ков гре­хов роди­те­лей, при­во­дят цита­ту: Я Гос­подь, Бог твой, Бог рев­ни­тель, нака­зы­ва­ю­щий детей за вину отцов до тре­тье­го и чет­вер­то­го [рода], нена­ви­дя­щих Меня, и тво­ря­щий милость до тыся­чи родов любя­щим Меня и соблю­да­ю­щим запо­ве­ди Мои (Исх.20:5–6). Здесь опре­де­лен­но гово­рит­ся о том, что Гос­подь нака­зы­ва­ет за вину отцов не без­вин­ных детей, а толь­ко тех, чья соб­ствен­ная пре­ступ­ность (нена­ви­дя­щих Меня) пре­ем­ствен­но свя­за­на с гре­ха­ми их отцов.

      …Вопрос о нака­за­нии детей за гре­хи отцов настой­чи­во ста­вит­ся, по-види­мо­му, пото­му, что ино­гда явствен­но наблю­да­ет­ся в несколь­ких поко­ле­ни­ях духов­ное бес­пло­дие, нрав­ствен­ное небла­го­по­лу­чие, жиз­нен­ные неуда­чи. Сами пред­ста­ви­те­ли это­го рода неред­ко гово­рят о «родо­вом про­кля­тии», о «родо­вом гре­хе». Но это не нака­за­ние за гре­хи дедов и отцов. Речь идет о неко­то­рой гене­а­ло­гии духов­ных болез­ней, нрав­ствен­ной чер­но­те, кото­рая пере­хо­дит от одно­го поко­ле­ния к другому.”

      Ответить »
    • Маша, 25.11.2018

      Ека­те­ри­на, а у Вас был в семье алко­го­лик? Воз­мож­но нет. К счастью.
      Когда алко­го­лик пьян, неадек­ват­но агрес­си­вен, от него пах­нет (это ещё мяг­кие вари­ан­ты я пишу, поче­му-то не хочет­ся опи­сы­вать жесть, хотя она более нагляд­на) , то чле­ны семьи, кто нахо­дят­ся вме­сте с ним дома, в част­но­сти дети, “рас­пла­чи­ва­ют­ся” за грех вино­пи­тия тако­го роди­те­ля. Пред­ставь­те себя дома с неадек­ват­ным агрес­сив­ным чело­ве­ком. Из-за кото­ро­го не спа­ли пол ночи. А с утра, если пред­по­ло­жим, ребё­нок, надо в шко­лу. Не выспав­шись, без новой фор­мы, так как день­ги ушли на бутыл­ки, а не на школь­ные при­над­леж­но­сти. Надо как-то объ­яс­нить учи­те­лю и одно­класс­ни­кам своё пове­де­ние. Роди­те­ля (пусть пья­но­го) выда­вать не хочет­ся. Это себя уни­зить перед всем клас­сом и учи­те­лем. Начи­на­ет­ся отсю­да поиск обход­ных вари­ан­тов пове­де­ния. И даль­ше накру­чи­ва­ет­ся всё как снеж­ный ком.
      Поэто­му дети стра­да­ют за гре­хи родителей.
      Я так поня­ла эту статью.
      Конеч­но, когда такой ребё­нок под­рос, мне кажет­ся так­же непра­виль­но всё пло­хое в сво­ей жиз­ни сва­ли­вать на то, что это роди­тель в его дет­стве пил. Надо устра­и­вать свою жизнь. Уже взрос­лый. И отве­чать за свои сла­бо­сти и про­ма­хи, не сва­ли­вая, даже про себя в тайне от дру­гих, вину на пьян­ство родителей.
      А если хоро­шо полу­чит­ся жизнь нала­дить, то и тому пью­ще­му роди­те­лю помочь.

      Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки