Темперамент и характер — что мы можем изменить?

Темперамент и характер — что мы можем изменить?

(12 голосов4.9 из 5)

Для того что­бы рабо­тать над собой, нуж­но чет­ко пони­мать, что в себе мы можем изме­нить, а что — нет.

У каж­до­го из нас есть тем­пе­ра­мент и харак­тер. Уче­ные по-раз­но­му опре­де­ля­ют эти уров­ни пси­хи­ки. Одни – гово­рят, что это одно и то же или счи­та­ют тем­пе­ра­мент частью харак­те­ра. Дру­гие – про­ти­во­по­став­ля­ют их. Но самым рас­про­стра­нен­ным в наше вре­мя явля­ет­ся пред­став­ле­ние о тем­пе­ра­мен­те как био­ло­ги­че­ской осно­ве характера.

Темперамент — это то, с чем мы родились

Это наша био­ло­ги­че­ская харак­те­ри­сти­ка. Созна­тель­но повли­ять на неё мы можем не намно­го боль­ше, чем на раз­мер сво­е­го сердца.

Тем­пе­ра­мент опре­де­ля­ет эмо­ци­о­наль­ность чело­ве­ка,  ско­рость про­те­ка­ния его пси­хи­че­ских про­цес­сов,  дина­ми­че­ские свой­ства  лич­но­сти – напри­мер, силу, темп, ско­рость реак­ции на раз­лич­ные явле­ния и собы­тия. Важ­но пони­мать, что тем­пе­ра­мент  харак­те­ри­зу­ет ско­рее общий спо­соб, направ­лен­ность вза­и­мо­дей­ствия чело­ве­ка с миром. Он ока­зы­ва­ет вли­я­ние на то, как мы реа­ги­ру­ем на раз­лич­ные собы­тия, какие эмо­ци­о­наль­ные при­выч­ки имеем.

Сло­ва, при помо­щи кото­рых мы опи­сы­ва­ем тем­пе­ра­мент: флег­ма­тич­ный, мелан­хо­лич­ный, холе­рич­ный, санг­ви­нич­ный (по назва­ни­ям 4 основ­ных типов тем­пе­ра­мен­та), а так­же подвиж­ный, поры­ви­стый, спо­кой­ный, урав­но­ве­шен­ный, воз­бу­ди­мый, энер­гич­ный, чув­стви­тель­ный, вспыльчивый.

Тем­пе­ра­мент слу­жит базой для раз­ви­тия харак­те­ра, но при этом вовсе не пред­опре­де­ля­ет его. 

Неуме­ние сла­дить со сво­им тем­пе­ра­мен­том может при­ве­сти к про­бле­мам со здо­ро­вьем — чрез­мер­но впе­чат­ли­тель­ные нату­ры, не сумев­шие смяг­чить при­род­ную воз­бу­ди­мость при­выч­кой к рас­су­ди­тель­но­сти, более под­вер­же­ны стрес­су, чем люди со спо­кой­ным тем­пе­ра­мен­том. Ярким лите­ра­тур­ным при­ме­ром пре­дель­но флег­ма­тич­но­го чело­ве­ка, спо­соб­но­го без осо­бых эмо­ци­о­наль­ных потерь пре­одо­леть любые жиз­нен­ные невзго­ды, явля­ет­ся май­ор Мак-Наббс из кни­ги Жюля Вер­на “Дети капи­та­на Гранта”.

Характер — то, что делает нас уникальными

Харак­тер охва­ты­ва­ет все каче­ства, сфор­ми­ро­ван­ные под воз­дей­стви­ем окру­жа­ю­щей сре­ды. Люди с похо­жим тем­пе­ра­мен­том могут обла­дать совсем раз­ны­ми харак­те­ра­ми. Более того, харак­тер пла­сти­чен и может изме­нять­ся про­сто с тече­ни­ем вре­ме­ни или изме­не­ни­ем жиз­нен­ной ситу­а­ции. А так­же чер­ты харак­те­ра мож­но изме­нить созна­тель­ны­ми усилиями.

Под харак­те­ром пони­ма­ют осо­бен­но­сти лич­но­сти чело­ве­ка, от кото­рых зави­сит пове­де­ние чело­ве­ка в раз­лич­ных ситу­а­ци­ях и по кото­рым мож­но судить о его воз­мож­ных поступ­ках в опре­де­лен­ных условиях.

Мно­го­об­ра­зие всех черт харак­те­ра дела­ет нас непо­вто­ри­мы­ми, уни­каль­ны­ми. Одна­ко есть такие чер­ты, кото­рые мож­но назвать типичными.

Сло­ва, при помо­щи кото­рых мы опи­сы­ва­ем харак­тер:  муже­ствен­ный, чест­ный, ини­ци­а­тив­ный, тру­до­лю­би­вый, доб­ро­со­вест­ный, трус­ли­вый, лени­вый, скрыт­ный,  воле­вой, твер­дый, ответ­ствен­ный, покла­ди­стый, вздор­ный, общи­тель­ный, сквер­ный, строп­ти­вый, скан­даль­ный, вред­ный, свар­ли­вый, дея­тель­ный, прин­ци­пи­аль­ный, непре­клон­ный, мсти­тель­ный, измен­чи­вый, миро­лю­би­вый, реши­тель­ный, доб­ро­же­ла­тель­ный, неза­ви­си­мый и т.д.

Эти свой­ства объ­еди­ня­ют раз­ных людей, дела­ют их отча­сти похо­жи­ми. В какой-то сте­пе­ни пра­во­мер­но гово­рить о наци­о­наль­ных, про­фес­си­о­наль­ных, воз­раст­ных чер­тах харак­те­ра. Но это раз­де­ле­ние весь­ма услов­но, пол­но исклю­че­ний. Нет ника­кой чет­кой клас­си­фи­ка­ции харак­те­ров – уж слиш­ком мно­го­об­раз­ны соче­та­ния раз­лич­ных качеств и слиш­ком уж пла­сти­чен, измен­чив характер.

Одна­ко для удоб­ства ана­ли­за и кор­рек­ции харак­те­ров  поль­зу­ют­ся мето­дом, пред­ло­жен­ным извест­ным пси­хо­ло­гом, науч­ным руко­во­ди­те­лем лабо­ра­то­рии «Пси­хо­фи­зио­ло­гия инди­ви­ду­аль­ных раз­ли­чий» про­фес­со­ром Теп­ло­вым Бори­сом Михайловичем.

Он пред­ло­жил раз­де­лить чер­ты харак­те­ра на четы­ре группы:

  1. Наи­бо­лее общие чер­ты харак­те­ра, обра­зу­ю­щие пси­хи­че­ский склад лич­но­сти. Это прин­ци­пи­аль­ность, после­до­ва­тель­ность, муже­ство, чест­ность, надеж­ность, дис­ци­пли­ни­ро­ван­ность, актив­ность. Или же отри­ца­тель­ные чер­ты – лжи­вость, трусость.
  2. Чер­ты, отра­жа­ю­щие отно­ше­ние к дру­гим людям. Это общительность/замкнутость, откровенность/скрытность, вежливость/грубость, отзывчивость/черствость, чут­кость, так­тич­ность и т.д.
  3. Чер­ты, выра­жа­ю­щие отно­ше­ние чело­ве­ка к само­му себе. Это скромность/заносчивость, обид­чи­вость, застен­чи­вость, чув­ство соб­ствен­но­го досто­ин­ства, эго­цен­тризм (склон­ность иметь в цен­тре вни­ма­ния само­го себя и свои инте­ре­сы, пере­жи­ва­ния), эго­изм (склон­ность забо­тить­ся в первую оче­редь о лич­ном бла­ге), тщеславие.
  4. Чер­ты, выра­жа­ю­щие отно­ше­ние к тру­ду. Сюда вхо­дят настой­чи­вость, инициативность/пассивность, трудолюбие/лень, доб­ро­со­вест­ность, акку­рат­ность и др.

Харак­тер про­яв­ля­ет­ся в том, какие цели ста­вит перед собой чело­век, и в том, какие сред­ства он исполь­зу­ет для дости­же­ния этих целей. Он тес­но свя­зан с миро­воз­зре­ни­ем и убеж­де­ни­я­ми чело­ве­ка. Таким обра­зом, изме­няя соб­ствен­ные уста­нов­ки (убеж­де­ния, отно­ше­ние к миру, людям, себе), мы можем изме­нить и свой характер.

Поло­жи­тель­ные чер­ты харак­те­ра во всех груп­пах – тот иде­ал, к кото­ро­му дол­жен стре­мить­ся хри­сти­а­нин во сла­ву Божию.

Неред­ко пове­де­ние чело­ве­ка слиш­ком силь­но зави­сит от внеш­них обсто­я­тельств, от вли­я­ния на него окру­жа­ю­щих людей. В таком слу­чае гово­рят, что чело­век «бес­ха­рак­тер­ный». Но на самом деле, харак­тер у него, конеч­но же, есть. Про­сто в этом харак­те­ре не выра­же­ны воле­вые качества.

Эти воле­вые каче­ства, как и мно­гие дру­гие чер­ты харак­те­ра, мож­но раз­ви­вать, формировать.

При воспитании характера учитываем темперамент

Под «вос­пи­та­ни­ем» мы как раз и пред­по­ла­га­ем обыч­но закла­ды­ва­ние и раз­ви­тие раз­лич­ных черт характера.

При вос­пи­та­нии нуж­но обя­за­тель­но учи­ты­вать тем­пе­ра­мент – это ведь осно­ва харак­те­ра. Неко­то­рые свой­ства тем­пе­ра­мен­та могут спо­соб­ство­вать выра­бот­ке каких-то черт харак­те­ра, а фор­ми­ро­ва­нию дру­гих они могут мешать.  Во всем нуж­но соблю­дать прин­цип разумности.

Груст­но смот­реть, когда роди­те­ли пыта­ют­ся через силу заста­вить быть усид­чи­вым, выдер­жан­ным, акку­рат­ным ребен­ка с пре­об­ла­да­ни­ем холе­ри­че­ско­го типа тем­пе­ра­мен­та. Сей­час широ­ко извест­но сло­во «гипе­р­ак­тив­ность». Но поче­му-то насиль­но пере­учи­вать лево­ру­ких сей­час почти пере­ста­ли, а наси­ло­вать пси­хи­ку подвиж­но­го ребен­ка до сих пор счи­та­ет­ся нор­мой. Хотя если дать воз­мож­ность воз­бу­ди­мо­му чаду реа­ли­зо­вать свой тем­пе­ра­мент там, где это не прин­ци­пи­аль­но, напри­мер, есть – стоя, тан­цуя после того, как про­же­вал все, что во рту; учить уро­ки, ходя по ком­на­те, или даже бегая; писать не сра­зу весь текст, а по пред­ло­же­нию, в пере­ры­вах дав воз­мож­ность поба­ло­вать­ся, — тогда мож­но добить­ся огром­ных резуль­та­тов, и даже посте­пен­но при­учить ребен­ка дер­жать свой тем­пе­ра­мент в узде, сфор­ми­ро­вав нуж­ны чер­ты харак­те­ра. Ведь по мере раз­ви­тия харак­те­ра тем­пе­ра­мент ока­зы­ва­ет все менее выра­жен­ное вли­я­ние на пове­де­ние человека.

Про­сто обыч­но такое гар­мо­нич­ное вос­пи­та­ние тре­бу­ет огром­но­го тер­пе­ния, вре­ме­ни, сил от роди­те­лей. Не все гото­вы на эти жерт­вы. Про­ще заста­вить, а в слу­чае чего – нака­зать за неусид­чи­вость и про­чие био­ло­ги­че­ские каче­ства. Для меня это рав­но­знач­но тому, что нака­зы­вать за фор­му носа или раз­рез глаз.

Повто­рю еще раз: тем­пе­ра­мент – врож­ден­ная харак­те­ри­сти­ка, мы не можем его изме­нить. Мы можем лишь научить­ся жить, в какой-то сте­пе­ни управ­ляя им.

А харак­тер – фор­ми­ру­ет­ся и изменяется.

При­чем, фор­ми­ру­ет­ся в пове­де­нии. Что­бы стать веж­ли­вым, нуж­но веж­ли­во посту­пать. Что­бы стать чест­ным – не врать. Что­бы стать миро­лю­би­вым и доб­рым – делать доб­рые дела и не ругать­ся. Что­бы не быть свар­ли­вым – не вор­чать. И так далее.

Луч­шим спо­со­бом вос­пи­та­ния, как извест­но, явля­ет­ся соб­ствен­ный при­мер. Прав­да, что­бы вос­пи­тать себя и стать достой­ным при­ме­ром, нуж­но еще боль­ше сил, вре­ме­ни, терпения…

Конеч­но, хоро­шо, когда эти при­выч­ки фор­ми­ру­ют­ся с само­го дет­ства, ведь стро­ить с нуля обыч­но про­ще, чем переделывать.

Возможно ли повлиять на характер взрослого человека?

Взрос­лый чело­век может зна­чи­тель­но улуч­шить свой характер.

Спо­со­бов вос­пи­та­ния мно­го. Помо­га­ет вос­пи­та­нию чте­ние хоро­ших книг, про­смотр хоро­ших филь­мов. Тех, где при­ве­де­ны при­ме­ры муже­ства, воли, тру­до­лю­бия, чест­но­сти и т.д.

Я лич­но пре­крас­но пом­ню впе­чат­ле­ние, про­из­ве­ден­ное на меня «Пове­стью о насто­я­щем чело­ве­ке» — о геро­из­ме и муже­стве воен­но­го лет­чи­ка. Не знаю, оста­ви­ли ли ее обя­за­тель­ной в школь­ной про­грам­ме, поэто­му рас­ска­жу для тех, кто не читал, один слу­чай из кни­ги (осно­ван­ной, кста­ти, на реаль­ной жиз­ни Героя Совет­ско­го Сою­за Алек­сея Пет­ро­ви­ча Маре­сье­ва, лет­чи­ка, про­дол­жав­ше­го летать и вое­вать с ампу­ти­ро­ван­ны­ми ногами).

Уже после ампу­та­ции, на про­те­зах, с палоч­кой, кото­рая не бро­са­ет­ся в гла­за, он едет в элек­трич­ке. Сидит. На одной стан­ции в вагон захо­дят ране­ные на косты­лях, с палоч­ка­ми. Пас­са­жи­ры начи­на­ют тес­нить­ся, что­бы уса­дить сол­дат. И тут одна жен­щи­на начи­на­ет уко­рять его, что вот сидит, здо­ро­вый, и не стыд­но ему, а еще командир.… 

Думаю, каж­дый из нас стал­ки­вал­ся с такой ситу­а­ци­ей в обще­ствен­ном транс­пор­те, когда не усту­па­ют места пен­си­о­не­рам, малы­шам, еще не спо­соб­ным сохра­нять рав­но­ве­сие и без­опас­но ехать в авто­бу­сах. Даже здо­ро­вые люди зача­стую отго­ра­жи­ва­ют­ся от само­го созна­ния того, что рядом те, кому надо бы усту­пить место. Дела­ют вид, что не видят. И даже не все­гда реа­ги­ру­ют на заме­ча­ния окру­жа­ю­щих, если они не слиш­ком тре­бо­ва­тель­ны. А порой и скан­да­лят, отста­и­вая свое пра­во сидеть – и тоже про­езд опла­тил, и надо на так­си ездить, и про­чее, и прочее…

Что же сде­лал Алек­сей Мере­сьев (в кни­ге фами­лия немно­го изменена)?

Сна­ча­ла он почув­ство­вал неза­слу­жен­ную оби­ду. О, какой повод был бы дать волю этой оби­де, пока­зать, что он тоже инва­лид, отсто­ять свои права…

Но он момен­таль­но транс­фор­ми­ро­вал эту эмо­цию в «озор­ную весе­лость». Мы бы ска­за­ли – сми­рил­ся. Он вско­чил, усту­пил место сол­да­ту. А сам про­тис­нул­ся к стен­ке и обло­ко­тил­ся на нее, дер­жась за пал­ку. А когда жен­щи­на осо­зна­ла свою оплош­ность и ста­ла сты­дить дру­гих, выби­вая место уже для него, то он поте­рял эту воз­ник­шую радость — радость от пра­виль­но­го поступ­ка, пра­виль­но­го отно­ше­ния к себе, к людям.

Муже­ство, досто­ин­ство, воля, скром­ность, отзыв­чи­вость – пре­крас­ные чер­ты! Ста­ра­ясь быть похо­жи­ми на героя, тыся­чи совет­ских ребят усту­па­ли места в авто­бу­сах, не жалея себя. Не раз слы­ша­ла об этом.

А в пове­сти Вени­а­ми­на Каве­ри­на «Два капи­та­на» пред­ло­жен непо­сред­ствен­но рецепт вос­пи­та­ния воли, по пунк­там. И посколь­ку герой тоже обра­зец для под­ра­жа­ния, то мно­гие и мно­гие воле­вые люди опи­ра­лись на эту кни­гу в сво­ем отро­че­стве и став взрослыми.

Мне неред­ко в рабо­те с пра­во­слав­ны­ми людь­ми при­хо­дит­ся при­во­дить в при­мер свя­тую бла­жен­ную Мат­ро­ну Мос­ков­скую. Инва­лид с рож­де­ния, чело­век в поло­же­нии, каза­лось бы, гораз­до худ­шем, чем у мно­гих наших бра­тьев и сестер во Хри­сте, не жало­ва­лась. Не роп­та­ла. Она была с Богом и радо­ва­лась. К сожа­ле­нию, сей­час очень мно­гие впа­да­ют в уны­ние из-за намно­го мень­ших про­блем со здо­ро­вьем. А ведь это как раз про­яв­ле­ние харак­те­ра. Те самые эго­цен­тризм, эго­изм, гордыня…

У каж­до­го из нас свои кни­ги, свои при­ме­ры, веду­щие нас по пути выбо­ра черт харак­те­ра. Но у пра­во­слав­ных есть Иде­ал, к кото­ро­му надо стре­мить­ся.  Сей­час  есть пре­крас­ная воз­мож­ность, кото­рой не было в моем дет­стве, — узна­вать о вели­ко­леп­ных при­ме­рах пове­де­ния, поступ­ков из жиз­ни свя­тых. Из само­го Еван­ге­лия, из дру­гих книг Биб­лии. И исправ­лять свой харак­тер, при­во­дить его в соот­вет­ствие с тем, чему учил нас Господь.

«Нет тако­го харак­те­ра, кото­ро­го нель­зя было бы пере­де­лать. Поэто­му бес­смыс­лен­но ссы­лать­ся в оправ­да­ние како­го-либо дур­но­го поступ­ка на недо­стат­ки харак­те­ра. Чело­век сам несёт ответ­ствен­ность за свой харак­тер». (Б. М. Теплов).

Автор: Пси­хо­лог-кон­суль­тант Яра­со­ва Н.Н.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки