Темперамент и характер — что мы можем изменить?

Темперамент и характер — что мы можем изменить?

(6 голосов4.8 из 5)

Для того чтобы работать над собой, нужно четко понимать, что в себе мы можем изменить, а что — нет.

У каждого из нас есть темперамент и характер. Ученые по-разному определяют эти уровни психики. Одни – говорят, что это одно и то же или считают темперамент частью характера. Другие – противопоставляют их. Но самым распространенным в наше время является представление о темпераменте как биологической основе характера.

Темперамент — это то, с чем мы родились

Это наша биологическая характеристика. Сознательно повлиять на неё мы можем не намного больше, чем на размер своего сердца.

Темперамент определяет эмоциональность человека,  скорость протекания его психических процессов,  динамические свойства  личности – например, силу, темп, скорость реакции на различные явления и события. Важно понимать, что темперамент  характеризует скорее общий способ, направленность взаимодействия человека с миром. Он оказывает влияние на то, как мы реагируем на различные события, какие эмоциональные привычки имеем.

Слова, при помощи которых мы описываем темперамент: флегматичный, меланхоличный, холеричный, сангвиничный (по названиям 4 основных типов темперамента), а также подвижный, порывистый, спокойный, уравновешенный, возбудимый, энергичный, чувствительный, вспыльчивый.

Темперамент служит базой для развития характера, но при этом вовсе не предопределяет его. 

Неумение сладить со своим темпераментом может привести к проблемам со здоровьем — чрезмерно впечатлительные натуры, не сумевшие смягчить природную возбудимость привычкой к рассудительности, более подвержены стрессу, чем люди со спокойным темпераментом. Ярким литературным примером предельно флегматичного человека, способного без особых эмоциональных потерь преодолеть любые жизненные невзгоды, является майор Мак-Наббс из книги Жюля Верна «Дети капитана Гранта».

Характер — то, что делает нас уникальными

Характер охватывает все качества, сформированные под воздействием окружающей среды. Люди с похожим темпераментом могут обладать совсем разными характерами. Более того, характер пластичен и может изменяться просто с течением времени или изменением жизненной ситуации. А также черты характера можно изменить сознательными усилиями.

Под характером понимают особенности личности человека, от которых зависит поведение человека в различных ситуациях и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.

Многообразие всех черт характера делает нас неповторимыми, уникальными. Однако есть такие черты, которые можно назвать типичными.

Слова, при помощи которых мы описываем характер:  мужественный, честный, инициативный, трудолюбивый, добросовестный, трусливый, ленивый, скрытный,  волевой, твердый, ответственный, покладистый, вздорный, общительный, скверный, строптивый, скандальный, вредный, сварливый, деятельный, принципиальный, непреклонный, мстительный, изменчивый, миролюбивый, решительный, доброжелательный, независимый и т.д.

Эти свойства объединяют разных людей, делают их отчасти похожими. В какой-то степени правомерно говорить о национальных, профессиональных, возрастных чертах характера. Но это разделение весьма условно, полно исключений. Нет никакой четкой классификации характеров – уж слишком многообразны сочетания различных качеств и слишком уж пластичен, изменчив характер.

Однако для удобства анализа и коррекции характеров  пользуются методом, предложенным известным психологом, научным руководителем лаборатории «Психофизиология индивидуальных различий» профессором Тепловым Борисом Михайловичем.

Он предложил разделить черты характера на четыре группы:

  1. Наиболее общие черты характера, образующие психический склад личности. Это принципиальность, последовательность, мужество, честность, надежность, дисциплинированность, активность. Или же отрицательные черты – лживость, трусость.
  2. Черты, отражающие отношение к другим людям. Это общительность/замкнутость, откровенность/скрытность, вежливость/грубость, отзывчивость/черствость, чуткость, тактичность и т.д.
  3. Черты, выражающие отношение человека к самому себе. Это скромность/заносчивость, обидчивость, застенчивость, чувство собственного достоинства, эгоцентризм (склонность иметь в центре внимания самого себя и свои интересы, переживания), эгоизм (склонность заботиться в первую очередь о личном благе), тщеславие.
  4. Черты, выражающие отношение к труду. Сюда входят настойчивость, инициативность/пассивность, трудолюбие/лень, добросовестность, аккуратность и др.

Характер проявляется в том, какие цели ставит перед собой человек, и в том, какие средства он использует для достижения этих целей. Он тесно связан с мировоззрением и убеждениями человека. Таким образом, изменяя собственные установки (убеждения, отношение к миру, людям, себе), мы можем изменить и свой характер.

Положительные черты характера во всех группах – тот идеал, к которому должен стремиться христианин во славу Божию.

Нередко поведение человека слишком сильно зависит от внешних обстоятельств, от влияния на него окружающих людей. В таком случае говорят, что человек «бесхарактерный». Но на самом деле, характер у него, конечно же, есть. Просто в этом характере не выражены волевые качества.

Эти волевые качества, как и многие другие черты характера, можно развивать, формировать.

При воспитании характера учитываем темперамент

Под «воспитанием» мы как раз и предполагаем обычно закладывание и развитие различных черт характера.

При воспитании нужно обязательно учитывать темперамент – это ведь основа характера. Некоторые свойства темперамента могут способствовать выработке каких-то черт характера, а формированию других они могут мешать.  Во всем нужно соблюдать принцип разумности.

Грустно смотреть, когда родители пытаются через силу заставить быть усидчивым, выдержанным, аккуратным ребенка с преобладанием холерического типа темперамента. Сейчас широко известно слово «гиперактивность». Но почему-то насильно переучивать леворуких сейчас почти перестали, а насиловать психику подвижного ребенка до сих пор считается нормой. Хотя если дать возможность возбудимому чаду реализовать свой темперамент там, где это не принципиально, например, есть – стоя, танцуя после того, как прожевал все, что во рту; учить уроки, ходя по комнате, или даже бегая; писать не сразу весь текст, а по предложению, в перерывах дав возможность побаловаться, — тогда можно добиться огромных результатов, и даже постепенно приучить ребенка держать свой темперамент в узде, сформировав нужны черты характера. Ведь по мере развития характера темперамент оказывает все менее выраженное влияние на поведение человека.

Просто обычно такое гармоничное воспитание требует огромного терпения, времени, сил от родителей. Не все готовы на эти жертвы. Проще заставить, а в случае чего – наказать за неусидчивость и прочие биологические качества. Для меня это равнозначно тому, что наказывать за форму носа или разрез глаз.

Повторю еще раз: темперамент – врожденная характеристика, мы не можем его изменить. Мы можем лишь научиться жить, в какой-то степени управляя им.

А характер – формируется и изменяется.

Причем, формируется в поведении. Чтобы стать вежливым, нужно вежливо поступать. Чтобы стать честным – не врать. Чтобы стать миролюбивым и добрым – делать добрые дела и не ругаться. Чтобы не быть сварливым – не ворчать. И так далее.

Лучшим способом воспитания, как известно, является собственный пример. Правда, чтобы воспитать себя и стать достойным примером, нужно еще больше сил, времени, терпения…

Конечно, хорошо, когда эти привычки формируются с самого детства, ведь строить с нуля обычно проще, чем переделывать.

Возможно ли повлиять на характер взрослого человека?

Взрослый человек может значительно улучшить свой характер.

Способов воспитания много. Помогает воспитанию чтение хороших книг, просмотр хороших фильмов. Тех, где приведены примеры мужества, воли, трудолюбия, честности и т.д.

Я лично прекрасно помню впечатление, произведенное на меня «Повестью о настоящем человеке» — о героизме и мужестве военного летчика. Не знаю, оставили ли ее обязательной в школьной программе, поэтому расскажу для тех, кто не читал, один случай из книги (основанной, кстати, на реальной жизни Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева, летчика, продолжавшего летать и воевать с ампутированными ногами).

Уже после ампутации, на протезах, с палочкой, которая не бросается в глаза, он едет в электричке. Сидит. На одной станции в вагон заходят раненые на костылях, с палочками. Пассажиры начинают тесниться, чтобы усадить солдат. И тут одна женщина начинает укорять его, что вот сидит, здоровый, и не стыдно ему, а еще командир…. 

Думаю, каждый из нас сталкивался с такой ситуацией в общественном транспорте, когда не уступают места пенсионерам, малышам, еще не способным сохранять равновесие и безопасно ехать в автобусах. Даже здоровые люди зачастую отгораживаются от самого сознания того, что рядом те, кому надо бы уступить место. Делают вид, что не видят. И даже не всегда реагируют на замечания окружающих, если они не слишком требовательны. А порой и скандалят, отстаивая свое право сидеть – и тоже проезд оплатил, и надо на такси ездить, и прочее, и прочее…

Что же сделал Алексей Мересьев (в книге фамилия немного изменена)?

Сначала он почувствовал незаслуженную обиду. О, какой повод был бы дать волю этой обиде, показать, что он тоже инвалид, отстоять свои права…

Но он моментально трансформировал эту эмоцию в «озорную веселость». Мы бы сказали – смирился. Он вскочил, уступил место солдату. А сам протиснулся к стенке и облокотился на нее, держась за палку. А когда женщина осознала свою оплошность и стала стыдить других, выбивая место уже для него, то он потерял эту возникшую радость — радость от правильного поступка, правильного отношения к себе, к людям.

Мужество, достоинство, воля, скромность, отзывчивость – прекрасные черты! Стараясь быть похожими на героя, тысячи советских ребят уступали места в автобусах, не жалея себя. Не раз слышала об этом.

А в повести Вениамина Каверина «Два капитана» предложен непосредственно рецепт воспитания воли, по пунктам. И поскольку герой тоже образец для подражания, то многие и многие волевые люди опирались на эту книгу в своем отрочестве и став взрослыми.

Мне нередко в работе с православными людьми приходится приводить в пример святую блаженную Матрону Московскую. Инвалид с рождения, человек в положении, казалось бы, гораздо худшем, чем у многих наших братьев и сестер во Христе, не жаловалась. Не роптала. Она была с Богом и радовалась. К сожалению, сейчас очень многие впадают в уныние из-за намного меньших проблем со здоровьем. А ведь это как раз проявление характера. Те самые эгоцентризм, эгоизм, гордыня…

У каждого из нас свои книги, свои примеры, ведущие нас по пути выбора черт характера. Но у православных есть Идеал, к которому надо стремиться.  Сейчас  есть прекрасная возможность, которой не было в моем детстве, — узнавать о великолепных примерах поведения, поступков из жизни святых. Из самого Евангелия, из других книг Библии. И исправлять свой характер, приводить его в соответствие с тем, чему учил нас Господь.

«Нет такого характера, которого нельзя было бы переделать. Поэтому бессмысленно ссылаться в оправдание какого-либо дурного поступка на недостатки характера. Человек сам несёт ответственность за свой характер». (Б. М. Теплов).

Психолог-консультант Наталья Ярасова

__________________

Психолог Наталья Николаевна Ярасова

Образование:

  • 1994-1999 г. Тульский государственный педагогический университет, специальность «педагог-психолог», диплом с отличием
  • 1998 г. .-диплом по специальности «психолог-генетик».
  • 2000 г. Институт практической психологии «Иматон» г. Санкт-Петербург — обучение гештальт-терапии и психотерапии острых травматических состояний (2 сертификата).
  • 2002-2004 г. соискатель кандидатской степени по психологии, работала над кандидатской диссертацией по конструктивным копинг-стратегиям, в 2004 году успешно сдала кандидатский минимум, но незадолго до предзащиты диссертации отказалась от продолжения работы по личным мотивам.
  • 2004 г. — обучение по программе повышения квалификации. педагогов-психологов для высшей квалификационной категории.
  • 2012 г. — обучение по программе «Методология работы с метафорическими ассоциативными картами»,
  • 2013 — «Метафорические ассоциативные карты в практике и в жизни» — сертификаты «Тульской региональной общественной организации содействия развитию новых профессиональных психологических технологий (психологический центр «территория возможностей»)

Опыт работы:

  • 1999-2001 г. Центр социально-психологической помощи молодежи «Шанс» Комитета по делам молодёжи Управы города Тулы — психолог, педагог-психолог
  • 2001 г. — частный практический психолог
  • 2002-2004, 2006 годы педагог-психолог системы специального (коррекционного) образования VIII вида (Школа, училище, Школа/интернат)
  • 2003-2005, а затем с 2012 года — Миссионерский отдел Тульской епархии РПЦ МП (психолог-консультант Миссионерского центра)
  • докладчик международной конференции по разрешению конфликтов, организованной Common Bond Institute и Институтом психотерапии и консультирования «Гармония» (Санкт-Петербург),
  • неоднократный докладчик Рождественских чтений — секция сектоведение.
  • преподаватель православной психологии на миссионерских курсах при Миссионерском отделе
  • автор статей в региональных тульских СМИ
  • участник передачи «До самой сути» на телеканале «Спас»
  • член РАЦИРС
  • член экспертного совета Центра мир-системных исследований

Добавить Gravatar Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*