Array ( )

Суббота

Литература по теме

Суббо́та – (древнеевр. «покой») – последний день седмицы (недели), согласно православно-церковному календарю.

В Ветхом Завете праздновался седьмой день недели – суббота – в воспоминание творения Богом мира (Исх.20:9-11) (в седьмой день Бог почил от дел творения) и избавления Израиля от египетского рабства (Втор.5:15). В израильском обществе суббота была днем отдыха для всех категорий людей и домашних животных (Исх.23:12).

В условиях Нового Завета Бога с человеком, с апостольских времён, из всех дней недели (седмицы) особо был выделен тот, который, согласно седмичному календарному циклу, следовал за субботой. В грекоязычной христианской среде он получил название «κυριακὴ ἡμέρα» (кириаки́ име́ра – день Господень). Разумеется, данное название было связано с особо воспоминаемым в этот день событием – Воскресением Господа Иисуса Христа. Русское название этого дня седмицы, «воскресенье», напрямую указывает на данное событие. Соответственно, именно этот день седмицы, а не суббота, был выделен Церковью как особенный день. При императоре Константине Великом он стал официальным днем отдыха в Римской империи для судей, горожан и ремесленников.

Между тем, заметим, что первоначально в среде христиан из иудеев продолжало практиковаться соблюдение требований ветхозаветного обрядового закона, включая заповедь о соблюдении субботы. Однако со временем эта практика была прекращена. Так, уже  на апостольском соборе в Иерусалиме мнение ревнителей ветхозаветного закона о необходимости соблюдения его обрядовых предписаний было отвергнуто (Деян.15:28-29). Заметим, что апостол Павел обличал такого рода ревнителей из числа христиан, пытавшихся настаивать на соблюдении субботы (Кол.2:16-17; ср.: Гал.4:9-10).

О самом факте и причинах наделения  значимостью особого дня именно воскресенья, вместо субботы, говорится в «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной»: «Мы, христиане, вместо субботы празднуем день воскресный, по той причине, что в этот день Воскресением Иисуса Христа Господа нашего совершилось обновление всего мира, и освобождение рода человеческого от рабства диавольского. Во весь этот день мы должны оставить все свои дела и труды, дабы, имея свободу во все продолжение дня, за оказанные нам Богом благодеяния упражняться в молитвах и священных занятиях; также и слуги и рабы, всякого рода, не должны в этот день заниматься работой, но должны делать Богоугодные дела, и молитвами прославлять Бога» (Ч.3, вопрос 60).

Тем  не менее, суббота, как день седмицы, все же выделяется в практике церковной жизни на фоне будничных (с понедельника по пятницу) дней: в этот день совершаются более торжественные службы, ослабляются требования к пищевым ограничениям во время соблюдения длительных постов и пр. В рамках суточного круга богослужения суббота посвящается «особому чествованию Божией Матери, святых мучеников и всех святых, достигших упокоения в Господе, а равно поминовение всех усопших, скончавшихся в вере и надежде жизни вечной».

Субботы, как и воскресные дни, выделяются из прочих дней седмиц  Великого Поста: по субботам служится полная Литургия, не читается покаянная молитва прп. Ефрема Сирина.

Вместе с тем, празднование субботы на иудейский манер (с запретом на любой труд) категорически осуждается церковными правилами. 29-й канон Лаодикийского собора предписывает: «Не подобает христианам иудействовать и в субботу праздновать, но делать им в сей день, а день воскресный преимущественно праздновать, если могут, как христианам. Если же обрящутся иудействующие, то да будут анафема от Христа». Такая строгость наказания за нарушение данного правила связана с тем, что празднующий субботу по-иудейски, фактически выражает неуверенность в достаточности для своего спасения тех благодатных спасительных средств, доступ к которым он получил, став членом Церкви Христовой.   Этим и можно объяснить его мысль о необходимости соблюдать, в целях спасения, отмененные Церковью требования ветхозаветного обрядового закона. Апостол Павел предупреждает таковых: «Оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гал.5:4).

Что означает евангельская фраза «во едину от суббот» (Мк.16:2; Лк.24:1; Ин.20:1)?

Когда мы слышим на богослужении при чтении Евангелия на церковнославянском  Во едину от суббот, то это означает не одну из суббот, а первый день после субботы (Ср.: «И весьма рано, в первый день недели (во еди́ну от суббо́тъ), приходят ко гробу, при восходе солнца» (Мк.16:2)).

Цитаты о субботе

«Понимание субботы как дня освящения получило в раннехристианской Церкви развитие: теперь каждый день недели возводился по значению до дня субботнего. Только через победу над грехом во Христе, через возвращение к единству с Богом человек может войти в истинный покой — удостоиться посильного участия… в Божественном блаженстве (Лопухин. Толковая Библия. Т. 11. С. 451). По словам ап. Павла, для народа Божия еще остается субботство (Евр.4:9), но термин субботство (σαββατισμός) выражает здесь стремление к ежедневному освящению жизни во Христе и не указывает более на субботу как на особый священный день недели».
протоиерей Димитрий Юревич

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka