Человек




    1. Чело­век — венец тво­ре­ния види­мого мира, был создан в шестой твор­че­ский День, после прочих пред­ста­ви­те­лей види­мого мира. 
    2. Несмотря на своё совер­шен­ство в срав­не­нии с про­чими пред­ста­ви­те­лями види­мого мира, несмотря на неко­то­рое соот­вет­ствие той среды оби­та­ния, в кото­рой живет чело­век, его есте­ствен­ным потреб­но­стям, только в Боге он может обре­сти под­лин­ную гар­мо­нию и бес­ко­неч­ную радость бытия.
    3. Чело­век создан по образу и по подо­бию Божию (Быт.1:26–27). Это значит, что по своему есте­ству он отоб­ра­жает в себе совер­шен­ства Боже­ства: обла­дает разу­мом, сво­бод­ной волей, спо­соб­но­стью к твор­че­ству, спо­соб­но­стью любить, нрав­ствен­ным чув­ством и пр. Между тем, в другом смыс­ло­вом кон­тек­сте поня­тия «образ» и «подо­бие» имеют раз­лич­ные зна­че­ния.  Образ — эта та дан­ность, те выше­на­зван­ные осо­бен­но­сти, кото­рые при­сущи чело­веку по при­роде, а подо­бие — это то состо­я­ние  бого­по­дия, к кото­рому он при­зван стре­миться, состо­я­ние нрав­ствен­ного совер­шен­ства, доб­ро­де­тель­ность, чистота. Поскольку Боже­ствен­ные совер­шен­ства без­гра­ничны, постольку и упо­доб­ле­ние Богу может совер­шаться без конца.  
    4. Богом дано чело­веку особое назна­че­ние: позна­вать Бога, упо­доб­ляться Богу, то есть ста­но­виться лучше и добрее, и насле­до­вать жизнь вечную, но идти или не идти по этому пути – зави­сит от про­из­во­ле­ния чело­века (Мф.16:24).
    5. Бог наде­лил чело­века бес­смерт­ной душой. После того как про­ис­хо­дит телес­ная смерть, душа про­дол­жает суще­ство­вать, мыс­лить, желать, осо­зна­вать себя и пр.
    6. Чело­век спо­со­бен гре­шить или не гре­шить. Сво­бодно выби­рая между добром и злом добро, он, при помощи Божьей, может стать доб­ро­де­тель­ным, святым.
    7. После гре­хо­па­де­ния образ Божий в чело­веке хотя и остался, но был затем­нен, помут­нен.
    8. Несмотря на то, что гре­хо­па­де­ние было и в Ангель­ском мире, Сын Божий вос­при­нял не ангель­скую, а чело­ве­че­скую при­роду, после чего совер­шил Искуп­ле­ние людей.
    9. Под­лин­ный смысл жизни чело­века заклю­ча­ется в бого­по­зна­нии, бого­упо­доб­ле­нии (обо­же­нии), бого­об­ще­нии: чтобы чело­век стал богом, Бог стал Чело­ве­ком. Смысл земной жизни – достичь вечной бла­жен­ной жизни в един­стве с Богом и (осталь­ными) чле­нами Его Цар­ства – Цар­ства Славы.
    10. Чело­век не имел и не имеет ника­ких преды­ду­щих жизней, не был рыбой, птицей, живот­ным, рас­те­нием, камнем, другим чело­ве­ком: чело­век живет только один раз, а после  смерти пред­стает на суд Божий (Евр.9:27).
    11. Чарльз Дарвин осто­рожно под­хо­дил к теме про­ис­хож­де­ния чело­века. Учение о про­ис­хож­де­нии чело­века от обе­зьяны раз­вили сто­рон­ники его идей.  
    12. Если в резуль­тате эво­лю­ции чело­век про­изо­шел от обе­зьяны, то почему эво­лю­ция обошла сто­ро­ной тех обе­зьян, кото­рые сего­дня оби­тают в дикой при­роде, и они не стали людьми?
    13. Если чело­век есть резуль­тат эво­лю­ции, то почему он не про­дол­жает эво­лю­ци­о­ни­ро­вать дальше и оста­но­вился в своем эво­лю­ци­он­ном раз­ви­тии (то есть «не пере­ска­ки­вает» из одного вида в другой)?

    ***

    Бог создал чело­века по образу и подо­бию Своему (Быт.1:26). Образ – это то, что изна­чально вло­жено Твор­цом в чело­века, а подо­бие – то, чего пред­сто­яло достичь в резуль­тате доб­ро­де­тель­ной жизни: «выра­же­ние “по образу” озна­чает разум­ное и ода­рен­ное сво­бод­ной волей, а выра­же­ние “по подо­бию” озна­чает упо­доб­ле­ние через доб­ро­де­тель, насколько это воз­можно» (прп. Иоанн Дамас­кин). Все свои спо­соб­но­сти чело­век должен реа­ли­зо­вать в твор­че­стве, в доб­ро­де­тели, в любви, чтобы через это упо­до­биться Богу, ибо «предел доб­ро­де­тель­ной жизни есть упо­доб­ле­ние Богу», как гово­рит свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский.

    В хри­сти­ан­ском учении о чело­веке, с одной сто­роны, утвер­жда­ется гре­хов­ность чело­века, пад­шесть его при­роды в резуль­тате созна­тельно выбран­ного пра­ро­ди­те­лем зла, а с другой сто­роны, утвер­жда­ется досто­ин­ство чело­века, создан­ного по Образу Божьему и при­зван­ного стать Его Подо­бием. Посто­ян­ное наблю­де­ние за своими лич­ными гре­хами (трез­ве­ние), памя­то­ва­ние того, что чело­век – «раб земным стра­стям», предо­хра­няет рели­ги­оз­ного чело­века от тще­сла­вия и гор­до­сти, т.е. духов­ной сле­поты. Не пасть же низко в своем досто­ин­стве ему помо­гает другой полюс пред­став­ле­ний о чело­веке: чело­века Творец поста­вил гос­по­ди­ном во Все­лен­ной и под­чи­нил ему всё тво­ре­ние. Ради чело­века и его спа­се­ния Бог, Творец мира види­мого и неви­ди­мого, вопло­тился в земное, мате­ри­аль­ное тело, принял смерть и вос­крес, сделав и чело­века спо­соб­ным к обо­же­нию.

    См. также: ДУША, ДУХ, ТЕЛО, АНТРО­ПО­ЛО­ГИЯ, АСКЕ­ТИКА

    «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает» (1Ин.4:12).


    Размер шрифта: A- 15 A+
    Цвет темы:
    Цвет полей:
    Шрифт: A T G
    Текст:
    Боковая панель:
    Сбросить настройки