Добротолюбие в переводе св. Феофана Затворника. Том I Добавлено в рубрику: Сборники, Творения святых отцов

Добротолюбие в переводе св. Феофана Затворника. Том I

Рейтинг публикации:
(172 голоса: 4.48 из 5)


Добротолюбие содержит в себе истолкование сокровенной в Господе Иисусе Христе жизни. Сокровенная в Господе нашем Иисусе Христе истинно христианская жизнь зачинается, раскрывается и к совершенству восходит в своей для каждого мере, по благоволению Бога Отца, действием присущей в христианах благодати Пресвятого Духа, под водительством Самого Христа Господа, обетовавшего быть с нами во вся дни неотлучно.

Год: 2010
Переводчик: Свт. Феофан Затворник с греческого
Жанр: Православная аскетика
Издательство: Сретенского монастыря
Исполняет Виталий Редько

Предлагая любителям духовного чтения известное всем Добротолюбие в русском переводе с прибавлением к нему, долгом считаем сказать несколько слов о том, что такое есть Добротолюбие.
Оно содержит в себе истолкование сокровенной в Господе Иисусе Христе жизни. Сокровенная в Господе нашем Иисусе Христе истинно христианская жизнь зачинается, раскрывается и к совершенству восходит в своей для каждого мере, по благоволению Бога Отца, действием присущей в христианах благодати Пресвятого Духа, под водительством Самого Христа Господа, обетовавшего быть с нами во вся дни неотлучно.
Благодать Божия призывает всех к такой жизни; и для всех она не только возможна, но и обязательна, потому что в ней существо христианства. Причастниками же ее являются не все призванные, и действительные ее причастники не все причащаются ее в одинаковой мере. Избранники глубоко в нее входят и по степеням ее высоко восходят.
Проявления ее, равно как и богатства области, в которой она раскрывается, не менее обильны и разнообразны, как и явления обычной жизни. И если б могло быть ясно понято, и понятно изображено все бывающее там: вражеские нападения и искушения, борьбы и одоления, падения и восстания, зарождения и укрепления разных проявлений духовной жизни, степени общего преуспеяния и свойственное каждой состояние ума и сердца, взаимодействие во всем свободы и благодати, ощущение близости и отдаления Божия, чувства промыслительного вседержительства и положения себя, -окончательное и безвозвратное, — в десницу Господню, с отложением всех своих способов действования при непрестанном, напряженном действовании, — если бы все сие и многое другое, неразлучное с истинною в Господе жизнью, могло быть ясно и удобопонятно изображено, то представило бы картину, сколько привлекательную, столько же и поучительную, — картину, похожую на всемирное путешествие.
Путешественники пишут путевые заметки о всем, что встречают достойным внимания на пути своем. Писали свои заметки и избранники Божии, в разных направлениях проследившие все тропы духовной жизни, о всем, что встречали и испытывали в сем многотрудном шествовании своем. Но участь и значение тех и других заметок неодинакова.
Не имеющие способов путешествовать могут, и не двигаясь с места, составить себе довольно приблизительные понятия и представления о чужих странах посредством чтения путевых заметок других путешественников, потому что формы жизни всех тварей больше или меньше походят одни на другие, в каких бы странах они не проявлялись. Не то бывает в отношении к опытам духовной жизни. Понимать их могут только шествующие путем сей жизни. Для не вступавших на него это совершенно неведомая наука. Но и вступившие на него не все вдруг понимать могут. Их понятия и представления уясняются по мере шествия и углубления в страну духа. По мере умножения собственных опытов духовной жизни, становятся ясными и понятными указания опытов, замеченных святыми отцами в писаниях.
При всем том, однако ж, изображение разных проявлений духовной жизни, заключающееся в святоотеческих писаниях, не есть дар напрасный и для всех вообще христиан. Он дает всякому понять, что если он не испытал еще того, о чем говорится в сем описании, то значит, что установившийся для него образ жизни, несмотря на то, что с ним мирится его христианская совесть, не есть законченное совершенство, лучше которого нечего желать, и выше которого некуда идти. Давая же это понять, оно не может не раздражить ревности к преуспеянию, не может не манить вперед, указывая там нечто лучшее, нежели чем обладает он.
Для тех, которые вступили на путь к лучшему и совершеннейшему, оно дает нужные указания в сомнительных и недоуменных случаях, когда нет наличного опытного руководства, и когда и это самое встречает неразрешимости, не позволяющие давать окончательные решения, которые устраняли бы всякое колебание в шествующем. Очень важно бывает знать, как и куда ступить ногою в известном случае, чтобы не сделать ошибки. И вот здесь какое-нибудь изречение отеческое разгоняет тьму, воссияв подобно лучу молнии среди ночи.
Вообще же это — теплица духовная, в которую верующий, прочитывая указания о явлениях духовной жизни, входит сознанием и сердцем, и подлежа там ощутительным влияниям возбужденных созерцаний, чувствует, что он витает в сии минуты в иной некоей атмосфере, светоносной и живоносной. Это отрадные моменты, — и в продолжении их-то обычно зарождаются и зреют разные отпрыски на древе духовной жизни. И потому нет ничего дивного, что испытавший это, как только улучает свободную минуту, спешит к опытным описаниям духовной жизни, как любящий прибыль спешит к местам, прибыль обещающим, и любящий удовольствия — к местам утех. Он часто при этом желает подышать оживляющим и ободряющим воздухом духовным. И, однако ж, это не есть праздное любопытство. Нет, это есть дело существенной необходимости для преуспеяния и благосостояния нашего духа.
Вот почему между истинными христианами всегда была и есть потребность всегда иметь под руками святоотеческие писания о духовной жизни. Но сколько похвально чувство такой потребности, столько же обязательно удовлетворение ее от лица тех, кои имеют долг к тому и силы на то. Она и была всегда удовлетворяема, как изданиями сих писаний в полном их составе, например: святых Макария, Исаака и Ефрема Сириан, Лествичника и других многих, так не менее того и сборниками из них.
Понятно теперь, что есть Добротолюбие. Оно дает нам словеса и главизны священного трезвения, то есть и полные рассуждения, и краткие изречения о внутренней духовной жизни со всеми свойственными ей проявлениями и деланиями. Это — книга, составленная в удовлетворение духовных потребностей в ревнителях о духовном преуспеянии. Читающие ее знают, какие сокрыты в Добротолюбии сокровища духовной мудрости: читают и услаждаются. Но услаждаясь и назидаясь чтением его, они не скрывают скорбного сожаления, что многое в книге остается непонятным, не по высоте и глубине содержания, а по устарелости перевода. Очевидна потому потребность нового перевода сей книги.
Потребность эта сознана давно и удовлетворялась в известной мере переводами, помещавшимися в «Христианском чтении» с первых годов его издания, и изданиями отдельных статей, входящих в состав Добротолюбия, как например: святого Максима («О любви»; она есть в греческом Добротолюбии), Исихия, Петра Дамаскина. Составитель настоящего сборника и имел сначала в виду лишь проверить переведенное уже, доперевести непереведенное, и дать читателям Добротолюбие в русском переводе, полное, в том составе, какой имеет оно на греческом языке. Но потом он пришел к убеждению, что для нас необходимо увеличить Добротолюбие и против того объема, какой имеет оно на греческом. Потому что, хотя греческое Добротолюбие полнее славянского, но все же оно не содержит всего, что дали нам святые отцы в руководство к духовной жизни, и чем желалось бы доставить и пользу и утешение любящим такое чтение. Отсюда — предлагаемый сборник тоже Добротолюбие, только увеличенное.
Наш новый сборник идет по следам прежнего Добротолюбия. Но, замечая, что у того отца, которого статья помещена в нем, есть и другие статьи, обращается к ним, и если находит их сообразными с своим характером, принимает в себя их. Также, замечая, что между отцами, у которых заимствованы статьи, были и другие отцы, оставившие нам писание о духовной жизни, обогащает себя и ими. Так у святого Антония в прежнем Добротолюбии взяты только его наставления в 170 главах; новый сборник вносит в себя и прочие писания святого Антония. Святой Макарий там опущен (из него внесены Метафрастовы перифразы наставлений в 150 главах: наши 7 слов). Здесь представлены из него наставления в некотором систематическом порядке, его собственною речью. Из Исаии отшельника там имеются только 27 глав кратких изречений. Здесь помещаются все известные его 29 слов в новом переводе с латинского. То же сделано в отношении к Евагрию и святому Марку подвижнику. Так поведется дело и в последующем собрании статей.
Таков образ составления нового Добротолюбия. Оно будет идти по примеру прежнего, с дополнением его. Что именно войдет в состав нашего Добротолюбия, не предуказываем, но будем собирать книгу за книгою, одно имея в виду: ничего не лишить любителей сего чтения, что встречено будет благопотребного к руководству их к жизни по Богу.
Об образе внесения статей долгом считаем предъявить, что не все писания будут вносимы сполна. Многое гораздо удобнее представить в извлечении. Это и будет делаемо иногда в каком-либо систематическом порядке, а иногда без него в виде отдельных изречений. Но самые наставления отеческие всегда будут предлагаемы их собственными словами.
Предлагается читателям первая книга Добротолюбия, в новом его составе. В нее входят: 1) Писания святого Антония; 2) Извлечения из бесед святого Макария; 3) Слова Исаии отшельника; 4) Писания Евагрия монаха; 5) Наставления святого Марка подвижника. В ближайшие дни книга появится полностью.
В таком порядке статьи идут и в греческом Добротолюбии. В нашем святой Кассиан, стоящий там между Евагрием и святым Марком, отлагается до следующей книги. Против святого Антония, по времени и значению, стоит святой Пахомий, от коего имеем устав общежительный, перенесенный на север Восточной Церкви святым Василием Великим. Этот же устав изображается и в писаниях святого Кассиана. К ним по сродству приложен будет еще устав святого Венедикта. И этим закончится состав второй книги.
Что будет помещено в следующих книгах, скажется в свое время.
Сопровождаем наш сборник искренним желанием, чтобы любители духовного чтения находили в нем то, что желалось вложить в него для них составителем.

Свт. Феофан Затворник

Добротолюбие. Том I

Преподобный Антоний Великий

Преподобный Макарий Великий

Наставления св. Макария Великого о христианской жизни, выбранные из его бесед

Блаженный авва Исайя

Св. Марк Подвижник

Наставления св. Марка, извлеченные из других его слов

Авва Евагрий

См. также раздел «Добротолюбие» на портале «Азбука Веры».

Метки 21 71176
Оставить комментарий » 21 комментарий
  • Людмила, 01.11.2013

    Благодарю вас от всей души!!!

    Ответить »
  • Андрей, 04.11.2013

    Земной поклон и благодарность.
    Чистота, свет… Душа расцветает.
    Слава Богу за всё!

    Ответить »
  • Екатерина, 01.02.2014

    Спасибо, дорогие, что делитесь добром!

    Ответить »
  • Иван, 07.06.2014

    У вас ошибка, написано… Преподобный Пил Синайский

    Ответить »
    • Николай Червяков, 08.06.2014

      С праздником Святой Троицы!
      Спаси Бог, исправили.

      Ответить »
  • Victor, 04.11.2014

    Благодарю вас за это чудо, слов нет, спаси Господь!

    Ответить »
  • любовь, 11.02.2015

    Спаси, Вас, ГОСПОДИ. если бы только Господь продлил мне годы жизни моей,для изучения Добротолюбия

    Ответить »
  • Татьяна, 17.03.2015

    Здравствуйте!

    Прослушивала уже несчетное кол-во раз,и КАЖДЫЙ раз ,черпаю для себя, что-то новое и душеполезное.
    Антоний Великий ,настраивает на борьбу с духами злобы, опыт его очень полезен и в наше время, и он единственный в своем роде; такой ни кем не описан (опыт).
    Нил Синайский, Ефрем Сирианин, говорят нам ,как будто в нашем веке живут.
    Да сохранит святых отцов наших, Господь Бог наш Единый в обителях своих, коих у него множество !

    Ответить »
  • Павел, 03.04.2015

    День добрый,
    Как можно понять в каком из аудио файлов «Добротолюбия» высказывания этих святых людей:
    1) Симеона Нового Богослова ( в том числе его слова из 68-го Слова «Добротолюбия»)
    2) Феолипта Митрополита (в том числе его слова из второй части «Добротолюбия)
    3) Григория Синаита (в том числе его слова из первой части «Добротолюбия» страница 119)
    4) Никифора Монаха (в том числе его слова из второй части «Добротолюбия)

    Спасибо.

    Ответить »
  • Ольга, 06.08.2015

    Спасибо большое за вашу работу!
    С 5-й части наставлений Макария Великого аудиокнига не работает. Если возможно, исправьте , пожалуйста, очень хочется дослушать.
    СПАСИБО.

    Ответить »
  • Зоя, 24.08.2016

    Спасибо! Чем больше слушаю понимаю что я даже и не вставала на путь покаяния.Господи дай всем нам сил и благоразумия.

    Ответить »
Добавить GravatarОставить комментарий

Имя: *

Email Адрес: *

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Рубрики
Всего записей: 756
Алкоголизм Апокалипсис Апостол Аскетика Библия Богородица Богословие Богослужения Великий канон Вера Ветхий Завет Дети Детям Евангелие Заповеди Исповедь История Церкви Катехизация Книги Литургия Любовь Молитвы Новый Завет О Боге Оккультизм Ответы Пасха Песни Пост Праздники Причащение Проповеди Псалмы Психология Религии Рождество Христово Святоотеческие поучения Святые Секты Семья Смерть Страстная седмица Толкования Церковное пение Церковь
Обновления на почту

Введите Ваш email-адрес:

Самое популярное (просмотров)
Последние комментарии

Кирилл: Елена, и сейчас можно скачивать.

Александр: Спасибо за ваше большое доброе дело. Здоровья, веры, надежды и любви вам и вашим близким.

Елена: Очень жаль что нельзя сейчас скачать и прослушать проповеди два года было очень удобно скачал послушал в дороге а сейчас нет очень жаль

Larisa Filipovic: Спасибо. Слушаю,молюсь вместе с вами,братия, и иду на исповедь.

Ольга: СЛАВА БОГУ, что есть такая возможность слушать и слышать слово БОЖИЕ.

Валентина: Благодарю за нужную для меня книгу, дополняют то что я не совсем понимала. ❤️

Марина: Дорогой Алексей Ильич ! Нет у меня слов выразить Вам свою благодарность за Ваши лекции , говорю и от себя и от моей дочери. Как они нам о …

Кирилл: Здесь нет ошибки, выше уже был ответ на это недоумение от незнания церковнославянского.

Светлана: Притчи, рассказанные через песни - это что-то!!! Понравилось ОЧЕНЬ! Несколько скачала и переслала друзьям - произвело впечатление! СПАСИБО!! …

Марта: Я там училась и могу много рассказать о группе Щетинина изнутри. Написала что-то типа воспоминаний, как оно было, если кому интересно: ht …