Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего:/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод:Мученики Твои, Господи, подвигом своим венцы нетленные получили от Тебя, Бога нашего; ибо они, имея силу Твою, мучителей низложили, сокрушили и демонов немощные дерзости. По молитвам их, Христе Боже, спаси души наши.
Кондак, глас 4
Муче́нием стра́шным предлежа́щим/ Госпо́дни страда́льцы до́блии/ в небоя́зненном ра́дующеся мудрова́нии,/ сим собесе́доваша, о пло́ти неради́вше,/ те́мже насле́дствоваша ве́чнующую сла́ву,/ о нас моля́щеся при́сно,// восхваля́ющих их по́двиги.
Перевод:Божественной веры проповедью землю Сибирскую озарил ты, тепло и свет Христов источая, ко Христу многих людей привел ты, первопрестольного города Москвы и всей России прославленным украшением ты стал, апостольским трудам подражая, создавал ты Церковь Христову, пастырь наш добрый, святитель Макарий, моли Христа Бога спастись всем нам.
Во вторник, св. Иоанну Предтече
Тропарь, глас 2
Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне, Предте́че:/ показа́л бо ся еси́ вои́стину и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже за и́стину пострада́в ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго грех ми́ра,// и подаю́щаго нам ве́лию ми́лость.
Перевод:Память праведника чтится похвалами, тебе же довольно свидетельства Господня, Предтеча, ведь явился ты поистине из пророков славнейшим, ибо удостоился в струях крестить Проповеданного. Потому за истину пострадав с радостью, благовествовал ты и находящимся во аде Бога, явившегося во плоти, подъемлющего грех мира и подающего нам великую милость.
Кондак, глас 2
Проро́че Бо́жий и Предте́че благода́ти,/ главу́ твою́ я́ко ши́пок свяще́ннейший от земли́ обре́тше,/ исцеле́ния всегда́ прие́млем,// и́бо па́ки, я́коже пре́жде, в ми́ре пропове́дуеши покая́ние.
Перевод:Пророк Божий и Предтеча благодати, главу твою как священнейшую розу в земле обретя, мы всегда получаем исцеления, ибо снова, как и прежде, ты возвещаешь в мире о покаянии.
«И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно»(Быт.4:13).
Можно ли было так говорить пред лицом Бога, строгого, конечно, в правде, но и всегда готового миловать искренно кающегося? Зависть помрачила здравые понятия, преступление обдуманное ожесточило сердце, и вот Каин грубо отвечает Самому Богу: «разве я сторож брату моему?»(Быт.4:9)Бог хочет умягчить его каменное сердце молотом строгого суда Своего, – а он не поддается и, замкнувшись в своем огрубении, предается той участи, какую изготовил себе завистью и убийством.
То дивно, что после того он жил, как и все: имел детей, устроял семейный быт и житейския отношения держал; печать же отвержения и отчаяния все лежала на нем. Стало быть, это дело внутреннее, которое совершается в совести, из сознания своих отношений к Богу, под действием тяготящих ее дел, страстей и греховных навыков. Да внемлют этому ныне в особенности! Но вместе да воскресят веру, что нет греха, побеждающего милосердие Божие, хотя на умягчение сердца, конечно, потребуются и время, и труд. Но ведь – или спасение, или погибель!
Чудный я знаю домик, и с полным хозяйством. Есть в нем мельничка, есть в нем и кухня, где день и ночь готовится теплая пища. В этом домике множество ходов и переходов, и проворные маленькие слуги разносят по ним теплую пищу во все уголки дома. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днем, ни ночью не засыпает он ни на минуту, все тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где только спрашивается пища, питье или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух; есть два светлых окошечка со ставеньками: ночью эти ставеньки запираются, днем отпираются. В доме живет невидимая хозяйка. Хозяйки этой не видно, но она-то всем распоряжается и все оживляет: для нее-то хлопочет эконом, для нее-то работают маленькие слуги, она-то смотрится в светлые окошечки, подымает и опускает ставеньки. Уйдет хозяйка из дома, и все замолкнет: эконом перестанет стучать, слуги остановятся в переходах, и во всем домике станет тихо, пусто и холодно, а ставеньки закроют окошки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, – на небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.
К.Д. Ушинский
Основы православия
Тема 60. Сколько лет Иисусу Христу?
Поскольку Господь Иисус Христос является Совершенным Богом и вместе Совершенным Человеком, постольку и ответ на вопрос о возрасте Христа должен рассматриваться с двух сторон.
По Божескому естеству Вочеловечившийся Сын Божий вечен, пребывает вне времени. И хотя в формате символического языка о Боге говорится: «Ты тот же, и лета Твои не кончатся» (Евр.1:12), в действительности, как Вечный, Он не обусловлен временем, течением лет, подобно тому, как обусловлены им мы. Промышляя о мире, Господь проявляет Себя в условиях времени, однако совершенно от них не зависит. Нельзя сказать, что сегодня Бог старше, чем вчера, а завтра будет старше, чем сегодня. По Божескому естеству Спаситель не только «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8), Он в принципе — вне рамок хронологически измеряемого возраста.
Другое дело, когда мы говорим о Христе по человеческому естеству. Как Человек, Он был зачат и родился в определенный исторический момент. Сперва Он был Младенцем, затем пришёл в отроческий возраст, потом достиг возраста мужа, был убит и воскрес. Таким образом, по человеческому естеству Христу более 2000 лет.
Практический совет
Ни на одно мгновение не стесняйтесь, а старайтесь при ваших детях, в случаях переживаемой какой-либо нужды, горя, печали, скорби, обращаться к Господу со словами горячей просьбы, с полною искреннею верою, что эта просьба будет услышана и исполнена, – чтобы в детском сердце навсегда запечатлелись слова Христа:
‟Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите” (Мф.21:22). «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного; ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:19-20).
И в то время, когда в будущем, даже при забытой ими вере в Бога, обстоятельства загонят их в тот жизненный тупик, из которого нет выхода; когда будут испробованы все ведомые им в жизни средства и способы для спасения; когда они, как утопающие, будут хвататься за всякую соломинку, за всякую былинку, не рассуждая уже о целесообразности этого хватания, – детская память выдвинет перед ними ваш великий урок молитвы и приведенные выше слова Христа, они обратятся к Нему, и Он, безусловно, спасет их от гибели». В.П. Быков «Тихие приюты»