Тая́ся, пожи́л еси́, прехва́льне,/ но Христо́с тя показа́,/ я́ко свети́ло на све́щнице мы́сленнем,/ и скрижа́ли ти вручи́ уче́ний духо́вных,/ и́миже, святи́телю Феофила́кте,// и нас озари́.
Перевод:Скрываясь [от мира] ты жил, достойный всяческих похвал, но Христос тебя всем показал, как свечу на подсвечнике духовном и вручил тебе заветы учений Духа Святого, ими же, святитель Феофилакт, и нас просвети.
Кондак, глас 2
Свети́льник све́тел показа́лся еси́ в конце́х,/ святи́телю Феофила́кте,/ единосу́щна Отцу́ и Ду́ху Сло́ва ты пропове́дав,/ Боже́ственных оте́ц Собо́р уясни́л еси́,/ Тро́ице уго́дник яви́лся еси́.// Е́йже предстоя́, моли́ непреста́нно о всех нас.
Перевод:Ярким светильником ты показался во всех концах Земли, святитель Феофилакт, проповедуя единосущие Отца, Святого Духа и Бога Слова, ты озарил собрание Божественных отцов, ты был служителем Троице, Ей же предстоя, моли непрестанно о всех нас.
Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение» Курская-Коренная
Тропарь, глас 4
Я́ко необори́мую сте́ну и исто́чник чуде́с/ стяжа́вше Тя раби́ Твои́,/ Богоро́дице пречи́стая,/ сопроти́вных ополче́ния низлага́ем./ Те́мже мо́лим Тя:/ мир гра́ду Твоему́ да́руй// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод:Как нерушимую крепость и источник чудес, обретя Тебя, рабы Твои, Богородица Пречистая, врагов ополчения повергаем. Потому и молимся Тебе: мир городу Твоему даруй и душам нашим великую милость.
Перевод:Почитаемого образа Твоего явление празднуем, люди Твои, Богородительница, им же Ты даровала удивительную победу над противниками городу Твоему. Поэтому с верой взываем к Тебе: «Радуйся, Дева, слава и честь христианская».
Молитва
О, Цари́це Небе́сная! Кто́ изочте́т вели́кое мно́жество чуде́с Твои́х, кто́ исчи́слит во́пли моли́твенных проше́ний, то́ки умиле́нных сле́з, благода́рных воздыха́ний, пролитых пред ико́ною Твое́ю. Ове́яна у́бо вся́ она́ ско́рбию наро́дною, пла́чем угнете́нных и ра́достною хвало́ю уте́шенных. Припа́даху к не́й лю́дие, поне́сшие ага́рянское и́го, пла́каху Москва́ в сму́тное вре́мя, взыва́ше Ку́рск в наше́ствие вра́жеское. Вопия́ше вся́ о́бласть во дни́ смертоно́сных боле́зней и бе́д, и вся́ ско́рби на ра́дость прелага́ла еси́. Те́мже и ны́не благослови́ зе́млю Ру́сскую. Спаси́ от греха́, поги́бели и собла́знов страну́ на́шу. Изле́й благода́ть на тру́д земледельческий и на вся́кое благо́е начина́ние обще́ственное. Помяни́, Пресвята́я Де́во, по и́мени все́х предстоя́щих и моля́щихся и вся́ лю́ди, тре́бующия Твоего́ утеше́ния, по́мощи и милосе́рдия. Ты́ у́бо ве́си та́йная серде́ц на́ших. Те́мже все́м по потре́бе и́х проше́ния испо́лни. Изря́днее же заблу́ждших обрати́ к покая́нию, на́с же все́х умудри́ све́том Ева́нгельския любви́ и до́брых де́л. Архипа́стыри и па́стыри и вся́ ве́рныя в Правосла́вии до сме́рти тве́рды покажи́, в Ца́рство Небе́сное упра́ви и со Христо́м жи́ти сотвори́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
Перевод:Спаси, Господи, людей Твоих и благослови всё, что принадлежит Тебе. Даруй победы над врагами, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты.
Кондак, глас 7
Не ктому́ пла́менное ору́жие/ храни́т врат Еде́мских;/ на ты́я бо на́йде пресла́вный соу́з дре́во кре́стное,/ сме́ртное жа́ло, и а́дова побе́да прогна́ся./ Предста́л бо еси́, Спа́се мой,/ вопия́ су́щим во а́де:// вни́дите па́ки в рай.
Перевод:Уже пламенный меч не охраняет врат Эдема, ибо он чудесно связан древом Креста. Изгнаны жало смерти и победа ада, и Ты, Спаситель мой, предстал, взывая во аде пребывавшим: «Снова входите в рай!»
Тве́рдыя и боговеща́нныя пропове́датели,/ верх апо́столов Твои́х, Го́споди,/ прия́л еси́ в наслажде́ние благи́х Твои́х и поко́й;/ боле́зни бо о́нех и смерть прия́л еси́ па́че вся́каго всепло́дия,// Еди́не све́дый серде́чная.
Перевод:Непоколебимых и богогласных проповедников, высших из учеников Твоих, Господи, Ты принял в наслаждение благ Твоих и покой; ибо труды их и смерть признал Ты высшими всякой жертвы, Один, знающий то, что в сердцах.
Перевод:Правилом веры и образом кротости, воздержания учителем явила тебя стаду твоему непреложная Истина. Потому ты приобрел смирением – высокое, нищетою – богатство. Отче, святитель Николай, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак, глас 3
В Ми́рех, свя́те, священноде́йствитель показа́лся еси́,/ Христо́во бо, преподо́бне, Ева́нгелие испо́лнив,/ положи́л еси́ ду́шу твою́ о лю́дех твои́х/ и спасл еси́ непови́нныя от сме́рти./ Сего́ ра́ди освяти́лся еси́,// я́ко вели́кий таи́нник Бо́жия благода́ти.
Перевод:В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий, ибо Христово Евангелие исполнив, положил ты, преподобный, душу свою за людей твоих и неповинных спас от смерти; потому был ты освящен, как великий служитель таинств Божией благодати.
Путешественник обратился к отцу-настоятелю монастыря в Сцете. – Я хочу сделать мою жизнь лучше, – сказал он. – Но я не могу уберечь себя от грешных мыслей. Настоятель монастыря обратил внимание на сильный ветер, дующий снаружи, и сказал страннику: – Здесь немного жарко. Я буду благодарен, если ты захватишь кусочек этого ветра снаружи и принесёшь его сюда, чтобы остудить комнату. – Это невозможно, – заявил странник. – Так же невозможно уберечь себя от мыслей, которые противны Богу, – ответил монах. – Но если ты знаешь, как сказать «нет» искушению, они не причинят тебе никакого вреда.
Согласно Символу веры, Православная Церковь единая (единственная), святая, соборная, апостольская. Эти прилагательные и обозначают важнейшие свойства Церкви.
Церковь единственна и едина своим Единым Главой, спасительным учением, едиными святыми и святынями, внутренним благодатным единством своих членов с Богом и друг с другом.
Церковь свята своим Главой, свята пребывающей в ней благодатью, свята святыми и святынями, свята учением.
Соборность Церкви, или Кафоличность, указывает на присущую Ей особую полноту (Еф.1:23). «Церковь Соборною называется потому, что находится по всей Вселенной от концов земли до концов ее, что повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди, учение о вещах видимых и невидимых, небесных и земных, что весь род человеческий приводит к истинной вере: начальников и подчиненных, ученых и простых людей – и что повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов, душой и телом содеваемых...» (Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения).
Апостольской Церковь именуется потому, что основана благодаря деятельности апостолов, имеет учение, преподанное через апостолов, имеет преемство иерархии от апостолов, наконец, апостолы (наряду, конечно же, с другими святыми) являются нашими ходатаями перед Богом.
Практический совет
Вот обычный, к сожалению, случай. Подходит ко мне одна дама и говорит: «Мне на Страстной неделе нужно поехать за границу, там живет мой сын, и у него юбилей свадьбы. Я уже билеты купила и, конечно, туда поеду. Но вот как мне сделать так, чтобы с наибольшей пользой для души провести это время?» Я говорю: «Чтобы провести это время с наибольшей пользой, вам не нужно никуда ехать». Она огорчилась: «И тогда сына обидеть, да?» Я думаю, надо тогда договаривать: мнимая обида сына воспринимается как нечто более реальное, чем настоящая обида Бога. Сына мы боимся обидеть, не приехав к нему на юбилей свадьбы на Страстной неделе, а Бог и так потерпит. Это ведь все немного понарошку. Там живые люди, а тут – обряд. Если мы так к этому будем относиться, то итоги нашей духовной жизни именно такими и будут. Есть даже особая разновидность греха, которой дьявол поражает людей занятых. Как ни Страстная или первая неделя Великого поста – свадьбы, похороны, друзья, встречи выпускников, и никого нельзя обидеть! Бога только можно.
Невозможно сохранить мир душевный, если не будем следить за умом, то есть если не будем отгонять мысли, неугодные Богу, и, наоборот, держаться мыслей, угодных Богу.