Array ( )
Делить ли школьников на сильные и слабые классы?

Делить ли школьников на сильные и слабые классы?

(4 голоса5.0 из 5)

Делить или не делить детей в школе по успеваемости на «сильные» и «слабые» классы? Учителя и родители активно обсуждают этот вопрос на форумах. Мнения разнятся: кто-то считает, что разделять однозначно надо, другие – нет.

Разноклассники? Учителя – «за»…

Интернет пестрит высказываниями на эту тему:

– Смешивая всех в одном классе, мы теряем разницу и получаем одинаковую серость, потому что на среднем уровне одним все равно непонятно, а другим неинтересно.

– Имею опыт работы с классами, которые были сформированы по дифференцированному принципу. Результаты впечатляющие – школа гордилась своими победителями всероссийских олимпиад, учителя имели хороший стимул для работы в таком классе. Жаль, что эта практика прекратилась.

– В обществе, как и в природе, существует неравенство. Не надо на это закрывать глаза. Неравенство проявляется и в способностях, и в мотивации, и в возможностях родителей, наконец. Надо быть реалистами и подходить к решению задач реальными методами.

– Способным детям нужно создавать условия для реализации их возможностей – в классах со слабоуспевающими они реально скучают и снижают себе планку, мотивируя тем, что и так знают больше, чем другие.

– Нельзя решать проблемы отстающих за счет успевающих. А шанс вылезти из «глупых» должен быть: сдать дать успешно экзамены после очередного года обучения и поменять класс.

Класс

…И против

– Одаренность заключается не только в том, чтобы превосходить всех учебными результатами. Одаренный ребенок должен быть одарен и социальными навыками, например, умением общаться с неодаренными или с детьми с задержкой психического развития.

– Если мы будем просто развивать способности без понимания границ их применимости, тогда, конечно, надо всех дифференцировать. Может быть, даже тогда мы договоримся о необходимости особых поселений, где одаренным не будут мешать остальные.

– Ни в коем случае в рамках одной параллели не должно быть деления на сильные классы и слабые. Первые быстро начинают считать себя всего достигшей элитой, вторые – безнадежным и бесперспективным «отстоем».

– Мы работали при такой дифференциации. Плохо. Одни ученики потихоньку скатываются к середнякам, другие, не видя положительных примеров, консервируют свое «ничегонеделание» как эталон пребывания в школе. И все считают, что так и надо жить.

– Школа у нас массовая… Средняя. Работать на уроке надо со средним учеником, приглядывая за слабым и похваливая сильного.

А вот после урока: сильному – на факультативы, на занятия при МГУ, Политехе, ВШЭ и пр. Слабому – на индивидуальные консультации к учителю.

Одним – исследования, другим – доклады, а третьим и просто пересказать учебник… Но пусть они сами выбирают траекторию своего развития, ориентируясь на сильного ученика, сидящего за соседней партой.

Что говорят родители?

– У меня отличница, и для меня, конечно, хорошо, чтобы училась она среди себе подобных, где учеба сильнее, требования выше и не приходится пол-урока успокаивать детей.

Подруга (у нее мальчик неглупый, но расторможенный, учеба его не интересует – с двойки на тройку) говорит, что такое деление неэтично, кто дает школе право навешивать ярлыки – этот умный, а этот дурак.

Такое деление не дает ребенку шансов вылезти: записали тебя в глупые, так и будешь всю жизнь таким, и учить тебя не будут нормально, все лучшее – гимназическим классам. Она считает, что надо всех поровну делить, чтобы слабые тянулись за сильными.

И ее я тоже понимаю, особенно применительно к ее ребенку, который неблагополучным не является, и хорошее влияние на него хорошо действует, а плохое тащит вниз.

Однако, если наших детей учить вместе, моей один раз объяснишь, и этого достаточно, а Сереже повторить надо раз пять на разные лады, потратив перед этим минут 10 на то, чтобы его только усадить и привлечь внимание… А если таких полкласса, моя-то дочь что вынесет с такого урока?

Финский опыт

Согласно исследованиям, которые раз в три года проводит авторитетная международная Организация экономического сотрудничества и развития, финские школьники показывают на сегодняшний день самый высокий в мире уровень знаний.

Они также самые читающие дети планеты, занимают высокие места по естественным наукам, по математике. Самое интересное, что при таких высоких результатах школьники проводят наименьшее количество времени за учебой.

Финны не сортируют учеников на классы по способностям или успеваемости. Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, учатся вместе со всеми.

В одном классе со всеми обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха, для того чтобы максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися – самая маленькая в мире.

«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», – делилась впечатлениями русская мама.

Для каждого ребенка в финской школе составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому-то более подробное изложение, а от кого-то требуется кратко о главном.

На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если ребенок отлично выполняет «свое» упражнение начальной сложности, он получает «отлично». Завтра ему дадут уровень выше; не справится – ничего страшного, снова получит простое задание.

В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности образовательного процесса.

Поддерживающее обучение «слабых» учеников – то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии школьные учителя добровольно оказывают дополнительную помощь ученикам во время урока или после него.

Коррекционное обучение, которое проводят в малых группах или индивидуально.

А как у нас?

Путь 1. Обучение детей с проблемами развития по более легким программам

Ряд школ пошли именно по этому пути, создавая что-то вроде коррекционных классов, где программа обучения значительно легче и требования к ученикам также снижены. Часто и сами родители выбирают для своего ребенка «что попроще», мотивируя свой выбор соображениями типа: «Пусть у него будет полноценное детство».

Не споря с последним утверждением, замечу, что способности любого человека развиваются тем быстрее, чем чаще он в своей деятельности добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше.

В ситуации, когда от ребенка «ничего не требуют», вероятность полноценного развития способности к обучению мала.

Путь 2. Учеба детей с проблемами развития на тройки и двойки

Некоторые школы идут по этому пути, объективно оценивая академические достижения всех своих учеников. В этой ситуации неуспешный ученик быстро теряет мотивацию к обучению, находя выход своей активности за пределами школы.

В ситуации интеграции общего и дополнительного образования такой сценарий развития событий вполне приемлем: найдя себя в спорте, театральной деятельности и т. д., неуспешный ученик не будет чувствовать себя социальным изгоем, «не таким, как все». Но в этом случае нередко и амбициозные родители, и амбициозная школа твердо стоят на своем: «Ты должен хорошо учиться».

Такая позиция, не подкрепленная конкретной помощью (педагогической, психологической), часто приводит к самым настоящим трагедиям – уходу неуспешного ребенка в разного рода зависимости.

Путь 3. Индивидуальное обучение детей

В этом случае слабые дети учатся в одном классе с «более продвинутыми сверстниками», но учитель в своей работе использует индивидуально дозируемый объем учебного материала, индивидуальный уровень сложности учебных заданий, учитывает индивидуальный темп деятельности учащихся.

У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности.

У школьников, в том числе и у слабых, появляется уверенность в своих силах. Они уже не чувствуют страха перед новыми задачами. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, созданию положительной мотивации к учебе.

Такая деятельность требует от учителя настоящего профессионализма, умения работать одинаково продуктивно с разными по психологическим особенностям детьми.

Необходимо особо отметить, что работа «в своем режиме» и на «своем уровне трудности», подкрепленная хорошими оценками за усидчивость, как правило, приносит плоды.

Но, так как главным показателем работы учителя (и школы) в России являются показатели экзаменов и олимпиад, учителя предпочитают изначально работать с сильными, а не со слабыми детьми.

Кроме этого, и родители должны обладать определенной психологической компетентностью – не требовать от ребенка того, что в настоящий момент находится вне зоны его реальных возможностей.

К примеру, не отдавать ребенка с логопедическими проблемами в языковую школу, не требовать от ребенка с минимальной мозговой дисфункцией аккуратного и полного выполнения всех домашних заданий, и т. д.

Более того, на плохие оценки в школе у ребенка с проблемами развития надо просто на время (хотя бы в начальных классах) «закрыть глаза», оберегая его от всевозможных учебных перегрузок. Только в этом случае велика вероятность того, что в основной школе проблем с учебой у ребенка не будет.

Бывает, в начале обучения ребенок сталкивается с трудностями, но в случае психологической поддержки со стороны значимого взрослого у него возникает желание хорошо учиться.

Говоря иначе, трудности инициируют стремление их преодолеть, формируют мотивацию достижения, которая необходима для достижения любого успеха – и учебного, и профессионального. Но для этого нужна необходимая психологическая компетентность как у учителя, так и у родителей ребенка.

По мнению академика РАО А. Г. Асмолова, чрезвычайно важно следующее: пойдет ли молодежь по пути селективного отбора и сведет успех к формуле «выживают выжившие» или поймет, что для каждого найдутся свои варианты развития.

Дело не в том, чтобы сегодня обыграть того, кто бежит рядом по дороге, а в том, чтобы сегодня быть успешнее самого себя вчерашнего.

Н. А. Пастернак
Журнал для родителей «Виноград», №6 (74) 2016 г.

Комментировать