Как воспитать у ребенка творческие способности ?

Как воспитать у ребенка творческие способности ?

(2 голоса5.0 из 5)

И кому не хочется вос­пи­тать яркую твор­че­скую лич­ность? Мно­гие пола­гают, что ран­ние заня­тия чте­нием, пись­мом, сче­том помо­гут этому. Так ли это? Когда начи­на­ется вос­пи­та­ние твор­че­ских спо­соб­но­стей? Что делать и как не опоздать?

Наи­бо­лее точ­ное назва­ние нашей эпохи – не про­сто инфор­ма­ци­он­ный, пост­ин­ду­стри­аль­ный век, а сете­вое сто­ле­тие. И в таком сто­ле­тии ребе­нок погру­жен в океан стре­ми­тельно раз­ви­ва­ю­щихся ситуаций.

В этих усло­виях гото­вить рас­ту­щего чело­века к набору стан­дарт­ных обсто­я­тельств необ­хо­димо, но это лишь одна из тысячи задач вос­пи­та­ния. Сего­дня мир изме­нился настолько, что вос­пи­та­ние и обра­зо­ва­ние только тогда и явля­ются эффек­тив­ными, когда они обес­пе­чи­вают уни­каль­ную мобиль­ность личности.

kakie professii mozhno osvoit za leto rebenku - Как воспитать у ребенка творческие способности ?

Именно поэтому при высо­ких ско­ро­стях, при­су­щих нашей реаль­но­сти, у чело­века с кре­а­тив­ным мыш­ле­нием зна­чи­тельно выше шансы добиться боль­шего, нежели у чело­века, кото­рый имеет репро­дук­тив­ное мыш­ле­ние, сло­жив­ше­еся на основе про­шлого опыта.

Кре­а­тив­ный чело­век харак­те­ри­зу­ется рядом лич­ност­ных осо­бен­но­стей. К спе­ци­фике его вос­при­я­тия чаще всего отно­сятся необык­но­вен­ная напря­жен­ность вни­ма­ния, огром­ная впе­чат­ли­тель­ность, восприимчивость.

В интел­лек­ту­аль­ной сфере – инту­и­ция, могу­чая фан­та­зия, выдумка, обшир­ность зна­ний. Среди харак­те­ро­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей под­чер­ки­ва­ются укло­не­ние от шаб­лона, ини­ци­а­тив­ность, ори­ги­наль­ность, упор­ство, высо­кая само­ор­га­ни­за­ция и колос­саль­ная работоспособность.

Кре­а­тив­ная лич­ность отли­ча­ется тем, что она нахо­дит удо­вле­тво­ре­ние не столько в дости­же­нии цели твор­че­ства, сколько в самом его процессе.

Воображение – черта креативной личности

Наи­бо­лее ярким и типич­ным про­яв­ле­нием кре­а­тив­но­сти счи­та­ется вооб­ра­же­ние, или фантазия.

Семи­лет­няя Юля пере­жи­вает по поводу того, что никак не может обо­гнать на вело­си­педе сво­его друга Юру. Долго думая, что же делать в дан­ной ситу­а­ции, она спра­ши­вает у мамы: «Лошадь бегает быстро?» Полу­чив утвер­ди­тель­ный ответ, про­сит купить ей белую лошадь, «чтобы обо­гнать Юру».

Вось­ми­лет­няя Юля играет на даче в лоша­дей, «ката­ясь» на дугах от бабуш­ки­ных огур­цов. Одна­жды одна из «лоша­дей» слу­чайно уда­рила бабушку по ноге. «Лошадь» попро­сили уда­литься с участка. Хозяйка «лошади» отре­а­ги­ро­вала на это мгно­венно: «Отучу».

Говоря о вооб­ра­же­нии, извест­ный педа­гог С. Л. Соло­вей­чик писал, что чело­век без вооб­ра­же­ния ужасен.

«…Конечно, оно может быть доб­рым и злым, раз­ру­ши­тель­ным и сози­да­тель­ным; но, как пра­вило, чело­век с вооб­ра­же­нием больше рас­по­ло­жен к людям, чем тот, кто лишен этого дара.

Как я могу почув­ство­вать боль дру­гого чело­века? Ведь у меня ничего не болит. Но я могу вооб­ра­зить чужую боль – и словно испы­тать ее.

Лишь один груст­ный взгляд уло­вит чело­век, но его вооб­ра­же­ние, если оно живое, “в минуту дори­сует осталь­ное”, и он пере­жи­вает чужое стра­да­ние как свое, потому что стра­да­ние в вооб­ра­же­нии так же мучи­тельно, как и реальное.

Рож­да­ется то же самое чув­ство – это и назы­ва­ется точ­ным сло­вом “сочув­ствие”. Чело­век не умом пони­мает, что дру­гому плохо, а дей­стви­тельно стра­дает, потому что может вооб­ра­зить, пред­ста­вить себе состо­я­ние другого.

Чело­век без вооб­ра­же­ния на это физи­че­ски, лучше ска­зать, пси­хи­че­ски не способен».

Познавательная активность – залог развития

Надо отме­тить, что сего­дня в школу при­хо­дит много детей безы­ни­ци­а­тив­ных, со сни­жен­ной позна­ва­тель­ной актив­но­стью и нераз­ви­тым вооб­ра­же­нием. Одна из при­чин этого – огра­ни­че­ние дет­ской актив­но­сти в пер­вые годы жизни.

Вообще, позна­ва­тель­ная актив­ность ран­него дет­ства – один из важ­ней­ших пока­за­те­лей общего раз­ви­тия ребенка. Если ребе­нок всем инте­ре­су­ется, активно осва­и­вает окру­жа­ю­щий мир, посто­янно про­яв­ляет свое нена­сыт­ное любо­пыт­ство, зна­чит, раз­ви­ва­ется он нор­мально. Однако под непо­сред­ствен­ным воз­дей­ствием взрос­лого эта врож­ден­ная актив­ность может очень скоро затухнуть.

Как только ребе­нок смо­жет само­сто­я­тельно ходить, он начи­нает активно инте­ре­со­ваться всем, что нахо­дится вблизи его город­ского дома: сосед­ними домами со всеми их подъ­ез­дами, шко­лой во дворе и т. д. Как пра­вило, взрос­лые тер­пе­ливо ходят за малы­шом, не сдер­жи­вая его поры­вов к позна­нию окру­жа­ю­щего мира.

Грустно, что нередко на дет­ских пло­щад­ках можно уви­деть про­ти­во­по­лож­ную кар­тину: взрос­лый упорно уса­жи­вает малыша в песоч­ницу, из кото­рой тот не менее упорно ста­ра­ется выбраться. Часто при этом побеж­дает взрос­лый, у кото­рого на улице очень важ­ные дела – пого­во­рить с дру­гими взрос­лыми оби­та­те­лями площадки.

Очень опасно, когда ребе­нок часами сидит со ску­ча­ю­щим видом в песоч­нице или вблизи нее, а рядом мама с упо­е­нием бол­тает с подру­гой. А когда в школе ребенку будет «все неин­те­ресно», эта же мама нач­нет искать при­чину дан­ного факта в пло­хих учи­те­лях, дур­ной наслед­ствен­но­сти со сто­роны мужа и т. п.

Для того чтобы ребе­нок нор­мально раз­ви­вался, он дол­жен посто­янно активно вза­и­мо­дей­ство­вать с окру­жа­ю­щим его миром, любые огра­ни­че­ния его актив­но­сти, к при­меру, те, кото­рые оправ­ды­ва­ются необ­хо­ди­мо­стью «оста­ваться чистым», создают пре­пят­ствия на пути интел­лек­ту­аль­ного и твор­че­ского развития. 

Кроме этого, малень­кому ребенку посто­янно нужны новые впе­чат­ле­ния, реше­ние все новых и новых позна­ва­тель­ных задач, таких, к при­меру, как опре­де­ле­ние того, насколько глу­бока лужа, в кото­рую он посто­янно норо­вит зайти.

Игры как спонтанное обучение

При актив­ном вза­и­мо­дей­ствии малень­кого ребенка с окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­стью про­ис­хо­дит его спон­тан­ное, или «ненор­ми­ро­ван­ное», обучение.

Так, где‑то в воз­расте от 1,5 до 4–5 лет важ­ная задача, кото­рую решает в позна­ва­тель­ном плане ребе­нок, – при­об­ре­те­ние чув­ствен­ного опыта, кото­рый нужен для успеш­ного фор­ми­ро­ва­ния наглядно-дей­ствен­ного мышления.

Такой опыт созда­ется тогда, когда ребе­нок берет в руки песок, крупу, камешки, сры­вает лепестки с цве­тов, лазает по дере­вьям и т. п. Дети во время таких заня­тий откры­вают для себя очень много нового, к при­меру, посред­ством чув­ствен­ных ощу­ще­ний познают такие свой­ства пред­ме­тов, как форма, вес, запах и др.

Когда роди­тели заме­няют эти игры «полез­ными» заня­ти­ями – чте­нием, пись­мом, сче­том и т. д., они создают опре­де­лен­ные труд­но­сти на пути раз­ви­тия его наглядно-дей­ствен­ного мыш­ле­ния. И если чте­нию и письму ребенка научат в школе, то про­бел в раз­ви­тии этого вида мыш­ле­ния уже не будет вос­пол­нен никогда.

В воз­расте четы­рех-пяти лет дети начи­нают про­иг­ры­вать в вооб­ра­же­нии послед­ствия того дей­ствия, кото­рое они хотят совер­шить, – так про­ис­хо­дит раз­ви­тие наглядно-образ­ного мыш­ле­ния. Говоря иначе, уме­ние рабо­тать «в уме» поз­во­ляет ребенку обду­мы­вать и решать задачки без траты вре­мени и сил на пробы и ошибки.

Чтобы как‑то занять мно­го­чис­лен­ных дру­зей пяти­лет­ней Юли, посто­янно при­хо­дя­щих к нам в дач­ный дом, я купила детям кар­точ­ную игру, в кото­рой побеж­дал тот, кто быст­рее дру­гих соби­рал 6 кар­то­чек одного цвета, из кото­рых можно было сло­жить кра­си­вый дворец.

Однако на пути участ­ни­ков игры был ряд пре­пят­ствий, а можно было выта­щить «алмаз», за кото­рый поку­па­лась недо­ста­ю­щая деталь «дворца».

Как пра­вило, дети, среди кото­рых были пяти­летки, шести­летки и даже девя­ти­лет­няя девочка и один­на­дца­ти­лет­ний маль­чик, играли по методу «проб и оши­бок» – в резуль­тате мно­го­чис­лен­ных попы­ток пости­гали путь к успеху.

Как‑то раз к нам загля­нул еще один сосед, пяти­лет­ний Юра; Юля начала объ­яс­нять маль­чику пра­вила игры.

Что она там объ­яс­няла, мы, взрос­лые, не слы­шали, мы только видели, что Юра, раз­ло­жив карты перед собой, о чем‑то сосре­до­то­ченно раз­мыш­лял. Все попытки энер­гич­ной Юли вовлечь маль­чу­гана в игру были без­ре­зуль­тат­ными – маль­чик думал!

Через какое‑то время мы услы­шали радост­ный вопль Юры – «выиг­ры­вает тот, у кого больше всего “алма­зов”». Так, без вся­ких проб­ных дей­ствий, маль­чик, про­ана­ли­зи­ро­вав усло­вия задачки, с ходу выдал вер­ное решение!

Сле­ду­ю­щий этап игро­вого раз­ви­тия ребенка свя­зан с появ­ле­нием роле­вой игры. Про­ис­хо­дит это где‑то после трех лет: дети начи­нают охотно «пере­во­пло­щаться» – назы­вать себя то вол­ком, то поро­сен­ком, то птич­кой и т. д.

Когда же ребе­нок начи­нает наде­лять ролями игрушки, играя «сам с собой», он еще и учится струк­ту­ри­ро­вать соб­ствен­ное время и сам себя занимать.

Когда ребе­нок посто­янно занят и не может побыть наедине с самим собой ни минуты, он ста­но­вится абсо­лютно зави­си­мым от взрос­лого и будет бес­по­мощ­ным в будущем.

Итак, раз­ви­тие ребенка во мно­гом про­ис­хо­дит спон­танно, в «ненор­ма­тив­ных» играх и в ненор­ми­ро­ван­ном обучении.

То есть, если «разум­ный» взрос­лый не вме­ши­ва­ется, дети делают именно то, что, по мне­нию этого взрос­лого, делать кате­го­ри­че­ски нельзя: бегают по лужам, лазают на чет­ве­рень­ках и т. п.

Но именно в эти моменты ребе­нок и ста­но­вится самим собой, малень­ким чело­ве­ком, живу­щим по тем зако­нам, кото­рые неве­домы в мире взрослых.

Необ­хо­димо отме­тить, что именно в таких, «ненор­ма­тив­ных» играх ребе­нок начи­нает испы­ты­вать удо­воль­ствие от чув­ства новизны, неожи­дан­но­сти, любо­пыт­ства от того, что будет дальше. Испы­тав радость от позна­ния нового в дет­стве, он будет стре­миться к таким же состо­я­ниям, став взрослым.

Четы­рех­лет­ние Юля и Юра с увле­че­нием строят замок из песка, не обра­щая ника­кого вни­ма­ния на пяти­лет­него Егорку, нахо­дя­ще­гося рядом. На все просьбы маль­чика дать и ему поко­пать лопат­кой, «друж­ная парочка» никак не реагирует.

Здесь Егорка при­ду­мы­вает сле­ду­ю­щее: с воп­лем «Поли­ция!» нале­тает на дру­зей; Юра от неожи­дан­но­сти гово­рит: «Это не я, это Юля», а Юля про­сто отдает Егорке свою лопатку.

Если бы в эту ситу­а­цию вме­шался взрос­лый, он бы повел себя так, «как надо»: про­чи­тал бы малы­шам лек­цию о том, как плохо быть жадными.

Но взрос­лые, сто­я­щие рядом с детьми, мол­чали. Это заста­вило ребенка, кото­рый испы­ты­вал дис­ком­форт, найти нестан­дарт­ное реше­ние в зна­чи­мой для него жиз­нен­ной ситуации.

Надо заме­тить, что про­блем­ные ситу­а­ции, воз­ни­ка­ю­щие в дет­ских играх, нередко сти­му­ли­руют детей твор­че­ски под­хо­дить к их раз­ре­ше­нию. Сред­ством для реше­ния таких про­блем могут стать сотруд­ни­че­ство, вза­им­ная под­держка, пони­ма­ние и под­хва­ты­ва­ние идей друг друга.

Любое сотруд­ни­че­ство пред­по­ла­гает нали­чие у парт­не­ров по обще­нию такого уме­ния, как адек­ват­ное пони­ма­ние выска­зы­ва­ний друг друга.

При этом уяс­не­ние и пони­ма­ние новой идеи парт­нера – необ­хо­ди­мый момент кол­лек­тив­ного твор­че­ства. Без пони­ма­ния новой идеи, без искрен­него стрем­ле­ния к этому кол­лек­тив­ное твор­че­ство ста­но­вится чрез­вы­чайно бед­ным и малоэффективным.

Вообще, пони­ма­ние новых идей парт­нера свой­ственно мно­гим детям, глав­ное – «не разу­чить» их неумест­ными заме­ча­ни­ями взрослых.

Четыр­на­дца­ти­лет­ний Мирко ска­зал вось­ми­лет­ней Юле, что около под­мос­ков­ных дач бро­дят насто­я­щие бурые мед­веди. Девочка не пове­рила, но, на вся­кий слу­чай, поздно вече­ром пошла про­ве­рять. На сле­ду­ю­щее утро Юля заявила, что Мирко ее не обма­нул, «малень­кого мед­ве­жонка в конце улицы» она дей­стви­тельно видела.

Ученые о творческих способностях

Помимо спон­тан­ного раз­ви­тия твор­че­ских спо­соб­но­стей, их можно и нужно раз­ви­вать специально.

Мно­гие уче­ные и педа­гоги счи­тают, что раз­ви­вать твор­че­ские спо­соб­но­сти ребенка надо как можно раньше – с пер­вых лет жизни. Вот что писал по этому поводу извест­ный оте­че­ствен­ный педа­гог Б. Н. Никитин:

«…Пер­вое усло­вие успеш­ного раз­ви­тия твор­че­ских спо­соб­но­стей – ран­нее начало. Точ­нее говоря, пер­вые толчки к раз­ви­тию спо­соб­но­стей начи­на­ются с ран­него пла­ва­ния, ран­ней гим­на­стики, ран­него хож­де­ния или пол­за­ния, т. е. с очень ран­него, по совре­мен­ным пред­став­ле­ниям, физи­че­ского развития. 

Да и ран­нее зна­ком­ство и работа со вся­кими инстру­мен­тами и мате­ри­а­лами тоже дают толчки раз­ви­тию спо­соб­но­стей, и самых раз­ных. Но когда именно начи­нать раз­ви­тие самих твор­че­ских спо­соб­но­стей? И как это делать?

Инте­ресно, что ни у кого не воз­ни­кает подоб­ного вопроса, когда учат ребенка раз­го­ва­ри­вать. Никто не заду­мы­ва­ется, пора или не пора начи­нать гово­рить с ним. С ним про­сто гово­рят – со дня его рож­де­ния, когда он еще и не вос­при­ни­мает, кажется, ничего. Про­хо­дит пять, десять меся­цев, насту­пает момент – про­из­не­сено пер­вое слово! 

Усло­вия для того, чтобы это про­изо­шло, были обес­пе­чены зара­нее, они опе­ре­жали раз­ви­тие речи, непре­рывно сти­му­ли­ро­вали его, и созре­ва­ние соот­вет­ству­ю­щих раз­де­лов мозга шло успешно. Не по этой ли при­чине в семьях музы­кан­тов, где ребе­нок с мла­ден­че­ства слы­шит музыку и очень рано про­бует свои силы в этой обла­сти, дети, как пра­вило, обла­дают высо­ко­раз­ви­тыми музы­каль­ными способностями? 

А в семьях худож­ни­ков – изоб­ра­зи­тель­ными спо­соб­но­стями, мате­ма­ти­ков – мате­ма­ти­че­скими и т. д. 

А что если и в раз­ви­тии дру­гих спо­соб­но­стей посту­пить подоб­ным обра­зом: насколько это воз­можно, зара­нее окру­жить ребенка такой сре­дой и такой систе­мой отно­ше­ний, кото­рые бы сти­му­ли­ро­вали самую раз­но­об­раз­ную его твор­че­скую дея­тель­ность и испод­воль раз­ви­вали бы в нем именно то, что в соот­вет­ству­ю­щий момент спо­собно наи­бо­лее эффек­тивно раз­ви­ваться? Именно в этом и состоит вто­рое важ­ное усло­вие эффек­тив­ного раз­ви­тия способностей…

Тре­тье, чрез­вы­чайно важ­ное, усло­вие выте­кает из самого харак­тера твор­че­ского про­цесса, кото­рый тре­бует мак­си­маль­ного напря­же­ния сил.

Ока­зы­ва­ется, спо­соб­но­сти раз­ви­ва­ются тем успеш­нее, чем чаще в своей дея­тель­но­сти чело­век доби­ра­ется до потолка своих воз­мож­но­стей и посте­пенно под­ни­мает этот “пото­лок” все выше и выше. Это давно знают, напри­мер, шах­ма­ти­сты, кото­рые все­гда про­во­дят тре­ни­ро­воч­ные встречи только с силь­ными или даже пре­вос­хо­дя­щими их по силам соперниками. 

Пара­док­сально, но это усло­вие мак­си­маль­ного напря­же­ния сил легче всего осу­ществ­ля­ется тогда, когда ребе­нок уже пол­зает, но еще не начал гово­рить. Про­цесс позна­ния мира в это время идет очень интен­сивно, но опы­том взрос­лых не вос­поль­зу­ешься – объ­яс­нить такому малень­кому еще ничего нельзя! 

В это время малыш больше, чем когда‑либо, вынуж­ден зани­маться твор­че­ством, решать мно­гие для него совер­шенно новые задачи само­сто­я­тельно и без пред­ва­ри­тель­ного обу­че­ния (если, разу­ме­ется, взрос­лые поз­во­ляют это делать, а не решают их за него).

Чет­вер­тое важ­ное усло­вие – ребенку надо предо­став­лять боль­шую сво­боду в выборе дея­тель­но­сти, в чере­до­ва­нии дел, в про­дол­жи­тель­но­сти заня­тий одним каким‑либо делом, в выборе спо­со­бов работы и т. д. 

Здесь жела­ние ребенка, его инте­рес, эмо­ци­о­наль­ный подъем слу­жат надеж­ной гаран­тией того, что даже боль­шое напря­же­ние ума пой­дет малышу на пользу.

Но предо­став­лен­ная ребенку сво­бода не только не исклю­чает, а, наобо­рот, пред­по­ла­гает нена­вяз­чи­вую, умную, доб­ро­же­ла­тель­ную помощь взрос­лых – вот послед­нее, пятое нема­ло­важ­ное усло­вие успеш­ного раз­ви­тия твор­че­ских способностей. 

Самое слож­ное здесь, пожа­луй, заклю­ча­ется в том, чтобы не пре­вра­щать сво­боду в без­на­ка­зан­ность, а помощь – в подсказку».

Итак, жизнь в совре­мен­ном меня­ю­щемся мире тре­бует от совре­мен­ных людей гиб­ко­сти мыш­ле­ния – уме­ния быстро и успешно при­спо­саб­ли­ваться к все новым и новым обстоятельствам.

Именно поэтому сего­дня чрез­вы­чайно важно рас­ши­рять для детей диа­па­зон новых ситу­а­ций, новых зна­ний, новых спо­со­бов действий.

Это будет как сти­му­ли­ро­вать позна­ва­тель­ную актив­ность ребенка, так и фор­ми­ро­вать твор­че­ские спо­соб­но­сти и спо­соб­ность к адап­та­ции к ситу­а­циям нового типа.

Н.А. Пастер­нак
Жур­нал для роди­те­лей «Вино­град» №1 (57), 2014 г.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки