сайт для родителей

Не перевелись богатыри на Руси, или зачем нашим детям былины?

Print This Post

68


Не перевелись богатыри на Руси, или зачем нашим детям былины?
(1 голос: 5 из 5)

Кто он, русский национальный герой, которого можно поставить детям в пример? А не поискать ли его в прошлом,  в русском народном эпосе? Благодаря мультипликаторам наши чада узнали,  что богатыри  на Руси крепко стояли в вере и правде.  Давайте вернем в детское чтение былины, обогащенные духовными смыслами православного  христианства.

Средневековое «фэнтези»

Былинами зачитывались юные читатели  ещё в XVII-XVIII веках, но с появлением художественной литературы и журналов для детей увлечение героическим эпосом пошло на спад, а к ХХI  веку интерес вовсе сошел на нет. Былину начали незаслуженно забывать.

В отличие от сказки, которая «…ложь – а в ней намек», по умолчанию вымышленной, былина претендует на правду из первых рук, на то, что действительно было.

Но  если было, то когда? Достоверно никто не знает. Одни исследователи считают – сразу после Крещения Руси, другие – в русском Средневековье. Наши предки на Севере придумали былине универсальное название, примирив сразу обе теории  –  это «старина».

Куда лучше и точнее? Было когда-то – в старинные годы.

Ваши дочери и сыновья  зачитали эпопею Толкина? Тогда и в былинах они что-то найдут, ведь там, как в своеобразном средневековом фэнтези,  им  рисуется совершенно особая история. В ней добро и зло зримы и материальны  и бьются не на жизнь, а на смерть. Время условно,  а правда причудливо переплетается с вымыслом. Герои величественны и эпически прекрасны.

Былина – жанр поэтический. Особо ритмически организованный. И здесь срабатывает  родительский аргумент – нет, вместе с детьми дома читать мы не будем, сложно воспринимать текст. Пусть лучше в школе на уроках разбирают.

Тонический народный стих  действительно необычен – он основан на соотношении ударений. Обычно становятся ударными третий слог от начала  и третий слог от конца, что придает текстам особую напевность. Цифра «три» и троекратность действия для былины вообще неслучайны (об этом поговорим чуть позже).

Былины сказывали или пели, точнее, произносили нараспев – их можно было услышать от жителей русской глубинки в начале прошлого века,  о чем с детской радостью сообщают исследователи – собиратели фольклора. Увы, сегодня народный стиль исполнения былин практически утрачен.

На самом деле, звучание былины естественно и свободно, так что, читая своим чадам, можно добиться красивого и ясного слова – если довериться стихотворной ткани и идти вслед за ритмом. Торжественный, полный героической  патетики  слог и интонацию старинной легенды  дети оценят по достоинству.

Один в поле воин

Детству и юности нужны идеалы. В былине  идеальный мир создается гиперболой. Именно здесь  обитают необычные красивые люди, наделенные преувеличенной силой и благородством, выделяющиеся из большинства. Способные на сильные чувства,  деяния, поступки, подвиги и свершения. Умеющие защитить свою землю и тех, кого любят. Одним словом, герои с большой буквы.

И нужны они не только мальчишеской, но и девчоничьей половине человечества, потому как идеал мужчины под угрозой –  из брутального персонажа, способного защитить свою семью и Родину, превращается в изнеженного вечного мальчика в наушниках на диване. Итак,  вместе с подрастающими читателями – «вперед в прошлое»! К богатырям.

А кто такие богатыри? Накачанные без протеиновых коктейлей румяные молодцы  с дубинами? Нет, не так просто. Слово «богатырь»  имеет не один смысловой пласт.

Проще всего определить его  как заимствованное слово времен ига и дословно перевести с тюркского: «багатур» ­– храбрый воин.

Но по закону аналогии «богатырь» чем-то напоминает нам «богатый» и «богатство» – славянские понятия, происшедшие от слова Бог. «Богатый – это когда Бога много», – считали наши предки. Одарён  Богом свыше – вот и благополучен.

Принимая  такое объяснение, взглянем по другому и на «богатыря», произведя  слово от словосочетания  «Бога тырить». «Тырить» – это вовсе не тюремное арго, а старинное русское слово, и означает оно не воровать, а копить, собирать, приобретать, накоплять.

А как можно собирать Бога? На ум приходит  призыв святого  Серафима Саровского – стяжать Духа Святого через богообщение,  а оно – одна из целей христианской жизни.

Возможно,  языческое значение слова «богатырь» не сразу, но со временем наполнилось христианским смыслом, также как и сама былина, изначально языческая, напиталась православием. И такие чудеса и превращения – вполне в духе этого жанра.

Герой былины богатырь монументален, бесстрашен, благороден, силен, но его сила – это еще и сила духа. Недаром он  способен выступить один против всех  вражеских  сил, опровергая русскую поговорку «Один в поле не воин».

Поэт Андрей Вознесенский однажды  написал такие строки:

«Единственной спичкой гремит коробок.

Один в поле воин, один в небе Бог».

Вариантов былин много, но богатыри повсюду узнаваемы. Характер каждого определяет одна черта  и иногда одна профессия, например, Святогор – самый мощный и богатырь, никому не подчиняющийся – «свободный художник», Микула Селянинович – спокойный и уравновешенный пахарь, Илья Муромец – сильный и крепкий в вере, Добрыня – дипломатичный исполнитель самых сложных заданий князя, Алеша Попович – хитрый, находчивый хвастунишка. Всех их объединяет одно – когда Родина в опасности, они без лишних раздумий выходят против поганых полчищ.

Илья, Добрыня и  Алеша – младшее, юное поколение былинных богатырей  родом из киевского былинного цикла. Их старшие братья Святогор, Дунай, Волхв и прочие персонажи ближе к языческой Руси, к легенде, к мифу.

Уроки истории

По былинам легко создать исторически точную реконструкцию, будь то спектакль, фильм или мультик  – так много там достоверных деталей  древнего времени.

За что ни возьмись – будь то богатырские доспехи или кони, города или герои,  повседневный быт и его колоритные приметы – все описано подробно и обстоятельно.

Встречаются  в  былинах даже реальные исторические личности – например, князь Владимир Мономах, но большинство князей вымышлены и являют собирательный образ.  И, что неслучайно, высший идеал правителя из былинного мира – это святой князь, который крестил Русь – Владимир Красное Солнышко.

Присутствуют и другие реалии славянской истории –  ранние набеги Дикого Поля (половцев и печенегов) на Русь и  всё  то, что они с собой принесли –  горе, плен, разорение, запустение. Монголо-татарское иго тоже оставило в былинах горький след и отзвук далеких битв. С приходом  Батыя  Русь  стала  все глубже проникаться православным христианством, что отразилось и в былине.

В былинном мире присутствует и своя география, которая позволяет подразделять былины на южные и северные, столичные и прочие. Москва и Белое море, Киев и Новгород, Печоры и онежские земли  – перед нами предстаёт  вся  Древняя Русь, через которую дети могут узнавать современную им Россию.

Христианское и языческое

Начитанные мамы и папы могут возразить: где вы обнаружили в былинах христианские мотивы и смыслы, когда этот жанр – героический эпос Древней Руси, где, что ни слово, проступает славянское язычество?

И с этим трудно поспорить. Но мы все-таки поспорим, ведь  христианство вошло в былинные тексты, одухотворило их и может послужить к пользе юных читателей.

Былины разделяют на дохристианские и христианские, но и ранние былины позднее были христианизированы, ведь передавались они устно. Когда  и как это произошло? У исследователей нет единого мнения –  очевидно, не за один день.

Но что интересно – герои странствуют и совершают свои деяния не на Руси – на Святой Руси,  и за эту святорусскую землю готовы кровь проливать и головы сложить.

В поздних былинах добро и зло приобретают черты христианства и язычества, и, как положено добру и злу, противоборствуют,  а  добро  неизменно побеждает.

Здесь присутствуют христианские символы – например, Пресвятая Троица.

Троекратность  действий, героев, событий,  произнесенных слов  часто встречается в русском фольклоре, особенно в сказках. В былинах она – излюбленный прием.

Стоит вспомнить символ былинной мощи – знаменитых васнецовских  трех богатырей  у заставы, и потянется ниточка: три подвига или три богатырских путешествия, трижды брошенный жребий Садко, которого три раза не пригласили пировать. Свидетельство, произнесенное трижды, обретает особую силу и значимость, неслучайно во многих таинствах Церкви  возносятся троекратные  молитвенные обращения к Богу.

Число «два» для былины тоже имеет значение.

Исследователи находят сходство между парами богатырей и парами святых, например, Ильей Муромцем и Святогором – и Печерскими святыми – преподобными Антонием и Феодосием. На эту мысль их навела похожесть образов, а также  отношений и характеров при сопоставлении былинных и богослужебных текстов.

Кроме внешней символики, в былинах нам являются нравственные ценности христианства. Своими подвигами богатыри утверждают правду самоотречения и нестяжательства во имя блага других. Появляется совершенно новый герой – не грозный и мощный, а незаметный, сильный духовно более чем физически, то есть калика перехожий –  юродивый нищенствующий  богатырь – странствующий рыцарь русского Средневековья.  Подвиги такого богатыря продиктованы  не желанием славы и богатства, а  его совестью и верой – не корысти,  а правды ради. Оттого у нового богатырского поколения зачастую нет понимания с власть имущими – князьями.

Многие богатыри находят себе спутниц жизни и берут благословение у родителей на брак, благословляют трапезу, охраняют себя крестным знаменем от злых сил, почитают  иконы. Овдовев и совершив подвиги, приходят к аскезе и принимают постриг. Богатыри совершают крестовое братание, передают друг другу силы. Святогор в буквальном смысле вдыхает свой дух в Илью Муромца перед кончиной. Так передается мысль о преемственности богатырей дохристианского мира и христианской Руси.

Идя в бой, они, как и положено христианину, имеют память смертную, от этого и смерть  во имя ближнего им не страшна. Они принимают церковные таинства (венчание, крещение и т.д.), сами являются крестными родителями.

Нет, новые христианские богатыри не ослабели – скорее, обрели духовные силы. Их воинская удалая силушка по-прежнему на высоте.  Перед каждой битвой они возносят молитвы Господу и святым. Их молитвенные обращения не остаются безответными – они «доходны»  к Богу.

Святой богатырь Илья

Кстати, Илью Муромца не нужно и сопоставлять со святыми, потому как он реальный исторический персонаж и сам истинный святой.

Как гласит народное предание, преподобный Илия Муромец имел прозвище Чоботок. Житие его отсутствует в патерике Лавры, из чего можно заключить, что в монастыре он прожил недолго, скорее всего, умерев  там от ран. Изустная история о нем содержит очень мало конкретных исторических сведений. Известно только, что, завершив подвиги, он принял монашество и почил в  Киево-Печерской Лавре примерно в 1188 году. Там в  Антониевой пещере монастыря  до сих пор обретаются его святые мощи. Они дают нам представления и о богатырском телосложении инока, и, по результатам исследований, о его болезни, из-за которой он был много лет прикован к постели.

Святые мощи несут на себе и следы тяжелых боевых ран.  Леонтий, русский паломник XVIII века, свидетельствует: «Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копьем, язва вся знать; а правая изображена крестным знамением».

Историки приписывают Илье Муромцу духовника – его современника Поликарпа Киево-Печерского (1164-1182), правда, факт невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть – «за давностию лет».

Из былины же мы узнаем, что крестьянский сын Илья много лет пролежал неподвижно, пока не пришли странники, «калики перехожие», в которых угадываются Христос и два апостола, и не совершили над ним чудо исцеления. Прослышав о его небывалой силе, князь взял его в свою дружину, там он и прославился своими воинскими доблестями.

Оказывается, нашего святого прославляют не только русские былины, но и германский героический эпос Средневековья, в котором действует герой по прозвищу Илья Русский.

Решение принять монашество для воинов того времени – не редкость, согласно летописям и другим источникам,  и в древней Руси, и гораздо позднее  была такая традиция. Ослябя и Пересвет, Александр Невский  – наиболее яркие примеры.

О победах  и странствиях святого Илии рассказывают почти два десятка былин. В одной из них он даже совершает паломничество из Киева на Святую Землю в виде убогого странника. Среди его поверженных противников – Идолище Поганое, что  говорит нам о борьбе православного воина с язычеством.

Чудеса:  сказочные и духовные

У былин – своя поэтическая правда.  И ничего удивительного в том, что в мире, где реальное и придуманное тесно переплетены, постоянно случаются  чудеса.

Само название жанра – былина – то, что было – становится для нас как бы гарантом того, что описанное там  чудо на самом деле произошло. И читателям былины ничего не остается, как  безусловно принять всё на веру.

Былинные чудеса – это чудеса сказочные и чудеса христианские. Со сказочными – всё понятно: это народные представления о том, как перевоплощаются герои и предметы, проявляют себя явления природы.

С христианскими  чудесами всё иначе – оживление мертвых, исцеление болящих, освобождение от чар и искушений, чудеса во время странничеств и паломничеств – это  не древнерусская фантастика, а житийная быль и реальность, и вместе с тем – та мистическая составляющая, без которой невозможна вера.

И с ними дядька… Святогор                             

Христианскими считаются  былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и  прочих «молодых» богатырях, а более древние сказания о Святогоре  позже прониклись христианскими смыслами.

И это проникновение удивительно, потому что даже языческое имя богатыря зазвучало иначе.  «Свято-гор» напрямую адресует нас к христианству и святости. Одни исследователи расслышали в нём «Свят Егор» (приходит на память святой Георгий Победоносец, борющий змия), другие – что-то от Святой Горы Афон или названного похоже места Святой Руси (Святогорье, Святогорск и прочее).

О связи богатыря со Святой Горой говорят  сами  тексты былин. В одной из них рассказывается, как  Святогор зовет Илью Муромца в паломничество по святым горам. А в другом тексте Илья даже хоронит своего наставника на Елеонской горе Святой Земли.

Кстати, и положение Святогора во гроб имеет христианскую символику. В  православном мире оно звучит как символ пострижения в монашество. Символичны и неслучайны и три обруча,  которыми обивают гроб Святогора (в чине посвящения в монахи есть формула троекратного отречения от мира).

Читая эти подробности о гробах, возможно, дети и родители вздрогнут. Но, если они не чужды  православной культуре, то вспомнят, что многие иноки ставили в кельях домовины, а святые спали в гробах.

Нераскаянный грешник наказан

Правда, далеко не все богатырские герои былин  достигают духовных высот. Те, кто уклоняется с пути праведной жизни, бывают наказаны и получают  урок.

Яркий пример – Василий Буслаев, которого высокий язык былины нарекает Васькой. Такое  снижение пафоса  и героики неслучайно – это языковая оценка героя.

В одной былине «богатырь» активно участвует в политических дрязгах и борется против  свободолюбивых новгородцев, устраивает бунт среди посадских жителей и натравливает на них дружину, облагая народ своего рода данью.

Герой ссорится на пирах с богатыми купцами – в общем, ведет себя вызывающе. Его эпатажные выпады заканчиваются тем, что он переходит все границы с точки зрения русского средневекового сознания, а именно – бьется с человеком духовным, со старцем Пилигримом.

И в другой былине «Как Васька Буслаев молиться ездил» он не изменяет своей порочной природе – на Святой земле у Гроба Господня  он кощунствует, голым  окунаясь в Иордан.  За это, по мнению безымянных сказателей былины, он и получает лютую смерть, оставаясь нераскаянным грешником. Критик Белинский считал:  «смерть Василия выходит прямо из его характера, удалого и буйного, который как бы напрашивается на беду и гибель».

Фауст по-былинному

Чем больше христианского в былине, тем сильнее меняется облик богатыря – от брутальности – к одухотворенности, от мощи кулака – к силе духа.

Герои в шлемах на конях  сменяются  менее героическими с виду  персонажами, их Бог – не в силе, а в правде. Они не совершают подвигов на поле брани. Главное борение происходит в душе.

Новгородская былина «Садко» – яркий тому пример.

Бедный новгородский музыкант Садко – словно герой бродячих сюжетов мировой литературы, он напоминает и греческого Орфея, сходящего в самый ад, и гётевского Фауста, который продает бессмертную душу.

Музыка в древнем Новогороде не ценится высоко, удел гения – играть на пирах на потребу публике за мелкие гроши и едва сводить концы с концами. Несколько дней без пиров – и карман совсем пустеет. Садко ропщет, и его настигает искушение.

Бесовские силы в былине – это Морской царь, который вкрадчиво предлагает помощь и притворно заботится  о даровитом гусляре, а на самом деле потворствует грехам сребролюбия, стяжания, гордыни, чтобы  забрать душу человека.

Царь «продвигает» непрактичного гения,  помогает неправедно разбогатеть  в закладном споре с новгородским торговым людом и наживаться дальше. Он дает ему призрачное земное счастье и улавливает в сети греха. Но как только талантливый гусляр  получает  желаемое, морской царь  требует своё.

Простодушный музыкант  наконец-то понимает, что наделал – душу отдал дьяволу. Как расплатиться по счетам? Развеселить бесовское сборище до упада, что и делает Садко. Помирать – так с музыкой… Но перед смертью неплохо и о вечном подумать. Гений завещает свое имущество «нищей братии» и на постройку храма.

Но для Бога нет ничего невозможного, в том числе спасти погибающего. На стороне Бога и «светлых сил» в былине – святой Николай, место его сражения с Морским царем – душа заблудшего Садко и море (вспомним житейское море из богослужебных текстов – емкий образ). Буря на море грозит гибелью не только одной душе, но и всему Новгороду с его обитателями. Трагедия одного человека становится всеобщей. Грех проникает в мир. Но добро торжествует – Садко избавлен от духовной и физической смерти, и он, и город спасены заступничеством святого Николы. На несметное богатство Морского царя строится собор в честь святого Николая Можайского.

Самый русский святой

Почему именно Никола-угодник возникает в былине?

Святого Николая  называют самым русским святым, и наши предки считали его именно таковым. И не мудрено, что они «присвоили» святителя – он был одним из первых святых, принесенных на Русь после её  Крещения.

Полюбившись нашим предками, он вскоре стал героем фольклора. В  сборнике Даля  есть пословицы: «Нет за нас поборника супротив Николы», «Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает». «Лучше брани: Никола с нами».

Как  образ  святого Николая, так приближенный к житию, оказался в былине? Святой является  не только воинам, но и  всем, кто нуждается в нём, во сне и наяву.

Неслучайно в  былинах о Садко святитель напоминает нам образ, чтимый как «Никола Можайский» и горячо любимый верующими в Великом Новгороде, во втором после Киева «оглашенном» христианском городе (там же, кстати, находится древнейший русский Никольский храм).

На резной деревянной иконе (Можайский образ)  святой  сам  похож на воителя, в его руках – меч и старинный град. Меч здесь – не только богатырское оружие, но и оружие духовное, которое, по словам святого  апостола Павла, «есть Слово Божие», и цель этого меча – иссекать грехи. Душа простодушного купчины Садко гибнет на море, и святой Николай  как помощник плавающих и путешествующих вовремя приходит на помощь. Историки считают, что былина опирается на житийно-исторический факт: святитель Никола явился в 1108 году к болящему князю Мстиславу, сыну Владимира Мономаха, и исцелил его.  Чудо было связано с бурей на Ильмень-озере, по описанию ничуть не менее страшной, чем буря на море у Новогорода. Так что спасение Садко, несомненно, имеет связь с историей, а главное – духовную основу и осмысление нашими предками с  точки зрения их веры.

Осторожно, подделка!

В  соцсетях родители сетуют, что не могут найти в книжных магазинах… настоящих былин. Адаптированные для детей современные тексты в погоне издателей  за доступностью  и «продаваемостью»  так далеко уходят от оригинала, что узнать в них первоисточник практически невозможно.

По словам мам маленьких читателей, изданных во времена их детства книг в магазинах не найти. А вот героев новых былинных сказаний интересуют исключительно нажива, набеги, грабежи, «рейдерские» захваты дворцов и палат, обман врага любой ценой, словом,  почти современные коммерческо-деловые отношения с действительностью.

В общем, богатыри на новый лад не блещут нравственными качествами: смелостью, благородством, честностью и душевной чистотой. А о любви к Родине и вовсе не приходится говорить – «новых» богатырей волнуют  только личные интересы.

Приведём одно из высказываний в соцсетях: «…Вольга сделал карьеру – из богатырей в заграничные цари выбился. И благодаря чему? Благодаря грамотно поставленной цели, «поехал… добывать себе славы и богатства!» В старом варианте всё иначе: он уже в 5 лет отказался от игр и сел за книги, а в 15 сказал: «Пришла пора послужить родной земле». Новый  Святогор решает свои проблемы с помощью кошелька, а от суженой вообще избавляется: «…да убью свою суженую; тогда не надо будет и жениться».

Дунай Иванович, добывая для князя невесту в чужом царстве «…прихватил с собой и слуг королевских, и золотой казны» – тоже парень не промах. Позавидовав жене, что та стреляет лучше, богатырь «…пустил стрелу Настасье прямо в темечко», а потом и себя зарезал. Илья Муромец, вращая Идолище за ноги, побивая им татар, приговаривает: «Это оружье по мне: крепок татарин, не рвётся, не разбивается». В качестве вознаграждения князь ему отсыпал серебра и жемчуга, и Илья в ответ восклицает: «Это я все заработал!» Добрыня с Алёшей тоже не отстают – то с женщинами дерутся, то от страху трясутся.

Переписывание былин и сведение их к потребительскому уровню и эгоистичным потребностям уничтожают связь с выстраданной веками народной мудростью, делают человека мелким и поверхностным, лживым, ненадёжным. Читая детям сегодняшние изложения изуродованных былин, какого результата можно ожидать?»

Тревоги мамы, пожелавшей остаться инкогнито, вполне  понятны.  Приобрести «кота в мешке» под глянцевой яркой обложкой нарядной детской книги  сегодня можно запросто… и  – задорого.

Выход, похоже, есть – глубоко изучать вопрос и покупать только проверенные новые издания, либо идти в детскую библиотеку и находить там издания былин советских лет, над которыми кропотливо  и любовно  (под нелишним контролем печатных органов) работали  исследователи фольклора,  составители  и редактора.

Валентина Киденко

В статье использованы материалы интернет-СМИ

Илл. из открытых источников ( в том числе рисунки И. Билибина)

 

Оставить комментарий

Обсудить на форуме

Система Orphus