Не такой как все. Как научить подростка жить среди сверстников — игумен N

Не такой как все. Как научить подростка жить среди сверстников — игумен N

(2 голоса5.0 из 5)

Ста­тьи игу­мена N из сбор­ника “Не такой как все. Как научить под­ростка жить среди сверст­ни­ков”, посвя­щен­ного одной из ост­рей­ших для совре­мен­ных семей про­блем: как помочь под­ростку адап­ти­ро­ваться к жизни в агрес­сив­ном мире, выра­бо­тать имму­ни­тет ко злу, сохра­нить чистоту души и веры, не чув­ствуя себя заби­тым и одиноким.

Воспитание — питание души

(о фун­да­мен­таль­ных прин­ци­пах воспитания)

Для тех педа­го­гов и роди­те­лей, кото­рые вполне созна­тельно ста­вят перед собой задачу убе­речь юное поко­ле­ние от тле­твор­ного вли­я­ния все более и более нрав­ственно дегра­ди­ру­ю­щего мира, при­вить имму­ни­тет от зла и вос­пи­тать детей в иде­а­лах добра и истины, необ­хо­димо уяс­нить на исто­ри­че­ском опыте, что дали нашему народу те или иные прин­ципы вос­пи­та­ния. Их срав­не­ние должно, по нашему мне­нию, помочь изба­виться от иллю­зии, будто вос­пи­тать поря­доч­ного, и более того, — высо­ко­нрав­ствен­ного чело­века можно и без позна­ния духовно-нрав­ствен­ных зако­нов, откры­тых чело­ве­че­ству Богом. Это тем более необ­хо­димо, что неко­то­рые даже пра­во­слав­ные роди­тели вольно или невольно “отдают дань” мето­дам вос­пи­та­ния, сфор­ми­ро­вав­шимся еще в нед­рах бого­бор­че­ского общества.

Ясно ли мы себе пред­став­ляем: в чем состоит смысл самого поня­тия “вос­пи­та­ние”? Чем необ­хо­димо вос-ПИТАТЬ, т.е. вскор­мить моло­дое поко­ле­ние? Понятно, что не о пище­вых про­дук­тах здесь пой­дет речь. Мы все давно знаем, что “не хле­бом одним будет жить чело­век”, но позна­нием Истины.

Итак, вос­пи­та­ние — это фор­ми­ро­ва­ние пра­виль­ных поня­тий о гло­баль­ных вза­и­мо­от­но­ше­ниях между Богом, все­лен­ной и чело­ве­ком, а также о вза­и­мо­от­но­ше­ниях между людьми, чем и опре­де­ля­ется, как можно видеть из опыта, весь строй жизни человека.

Вос­пи­та­нием, таким обра­зом, фор­ми­ру­ется у ребенка то или иное миро­воз­зре­ние, кото­рое впо­след­ствии непо­сред­ственно или кос­венно опре­де­ляет линию пове­де­ния чело­века в обще­стве, его нрав­ствен­ные прин­ципы. Сюда вхо­дят основ­ные жиз­не­опре­де­ля­ю­щие поня­тия: о смысле бытия все­лен­ной и чело­века в ней, о прин­ци­пах добра и при­чи­нах зла, о спра­вед­ли­во­сти, о сво­боде, о любви и о смерти.

Все мно­го­чис­лен­ные кон­цеп­ции вос­пи­та­ния, исполь­зу­е­мые в насто­я­щее время в Рос­сии, обра­зуют, в конеч­ном счете, лишь две основ­ные группы: вос­пи­та­ние на основе рели­ги­оз­ного, а точ­нее, — пра­во­слав­ного миро­воз­зре­ния (лже­ре­ли­ги­оз­ные, оккульт­ные системы у нас пока не столь акту­альны) и вос­пи­та­ние, осно­ван­ное на ате­и­сти­че­ском миро­воз­зре­нии, поскольку именно оно искус­ственно насаж­да­лось и было гос­под­ству­ю­щим в нашей стране на про­тя­же­нии послед­них деся­ти­ле­тий. Опыт жизни и вос­пи­та­тель­ной дея­тель­но­сти семьи и школы в совет­ском ате­и­сти­че­ском госу­дар­стве, завер­шив­шийся пол­ным кра­хом нрав­ствен­но­сти послед­них двух (тре­тьего и чет­вер­того) поко­ле­ний, поз­во­ляет сде­лать выводы о при­чи­нах про­ис­шед­шей дегра­да­ции нрав­ствен­но­сти и отсут­ствия у СОВРЕМЕННОЙ моло­дежи внут­рен­них сил для сопро­тив­ле­ния злу… Срав­не­ние двух осно­во­по­ла­га­ю­щих кон­цеп­ций помо­жет нам в реше­нии постав­лен­ной задачи.

Главное в православном воспитании

Итак, каким же хле­бом вскарм­ли­вает, вос-питы-вает, т.е. питает души детей рели­ги­оз­ная кон­цеп­ция вос­пи­та­ния? Мы уви­дим это, если закон­чим нача­тую нами Еван­гель­скую фразу: “Не хле­бом одним будет жить чело­век, но вся­ким сло­вом, исхо­дя­щим из уст Божиих” (Втор. 8, 3; Мф. 4, 4; то же Лк. 4, 4). А это озна­чает, что истины, кото­рые дал людям Хри­стос, явля­ются для нас основ­ным источ­ни­ком пита­ния души, т. е. воспитания.

Рас­смот­рим здесь четыре фун­да­мен­таль­ных поня­тия, кото­рые играют реша­ю­щую роль в рели­ги­оз­ном вос­пи­та­нии и помо­гают выра­бо­тать у ребенка пра­виль­ное отно­ше­ние к себе, к окру­жа­ю­щим его людям и к миру в целом.

Пер­вое поня­тие объ­яс­няет нам при­чину появ­ле­ния сложно и разумно орга­ни­зо­ван­ной все­лен­ной, все без исклю­че­ния части кото­рой вза­и­мо­свя­заны в еди­ное целое бес­ко­неч­ным чис­лом слож­ней­ших зако­нов. Этой при­чи­ной и источ­ни­ком разум­ных, глу­боко целе­со­об­раз­ных и не до конца позна­ва­е­мых зако­нов явля­ется Выс­ший Твор­че­ский Разум Бога. Именно в Боге, как в Созда­теле мира, сле­дует искать ответы на все вопросы, каса­ю­щи­еся бытия все­лен­ной и чело­века в ней, поскольку лишь Тот, Кто создал, знает как и для чего Он это сде­лал. Таким обра­зом, Бог заклю­чает в Себе абсо­лют­ное зна­ние, всю Истину, Он как бы вопло­щает ее в Себе и, более того, Сам явля­ется Выс­шей Исти­ной (см. Ин. 14, 6).

Вто­рое поня­тие гово­рит нам о суще­ство­ва­нии двух парал­лель­ных, но вза­и­мо­про­ни­ка­ю­щих форм бытия, иначе говоря — двух миров, а точ­нее — двух частей еди­ного целого. Это, с одной сто­роны, мир мате­ри­аль­ный и, с дру­гой — мир духов­ный, кото­рый, поль­зу­ясь зем­ными ана­ло­ги­ями, издревле при­нято назы­вать “Небом”, где оби­тают (как бы в ином изме­ре­нии) разум­ные суще­ства иного порядка. Именно в этом духов­ном мире, иначе — пнев­ма­то­сфере, про­ни­зы­ва­ю­щей всю види­мую все­лен­ную, на этом более тон­ком (по срав­не­нию с мате­ри­аль­ным), духов­ном уровне бытия живут и дей­ствуют духов­ные сущ­но­сти ангель­ской при­роды, т.е. разум­ные лич­но­сти, не обла­да­ю­щие мате­ри­аль­ным телом. На этот же уро­вень бытия пере­хо­дит и душа чело­века в момент смерти ее телес­ной оболочки.

Тре­тье поня­тие заклю­ча­ется в тезисе о бес­смер­тии разум­ной чело­ве­че­ской лич­но­сти (души), как суще­ства духов­ного, создан­ного Богом для бытия, при­чем бытия веч­ного, поскольку только такое бытие имеет право назы­ваться бытием. Если же до конца сле­до­вать логике ате­изма, то при­дется сде­лать вывод, что всё конеч­ное, т.е. име­ю­щее пре­дел суще­ство­ва­ния, изна­чально заклю­чает в себе семя небы­тия, дви­жется к небы­тию и ста­но­вится небы­тием, а зна­чит, не имеет ни цели, ни смысла сво­его суще­ство­ва­ния. Но даже для неве­ру­ю­щего чело­века такая мысль неприемлема…

Таким обра­зом, момент смерти тела, кото­рое очень быстро раз­ла­га­ется на состав­ля­ю­щие его эле­менты, явля­ется момен­том пере­хода души (разум­ной лич­но­сти чело­века) в духов­ный мир, про­ни­зы­ва­ю­щий собой всё миро­зда­ние. Но поскольку чело­век изна­чально заду­ман Богом, как суще­ство двух­со­став­ное, заклю­ча­ю­щее и объ­еди­ня­ю­щее в себе обе (духов­ную и мате­ри­аль­ную) части миро­зда­ния, то вос­со­зда­ние чело­века в пол­ноте обеих его частей непре­менно про­изой­дет при пол­ном завер­ше­нии зем­ной фазы бытия всего чело­ве­че­ства, кото­рая окон­чится Судом Божиим.

Чет­вер­тое поня­тие гово­рит о раз­де­ле­нии, совер­ша­е­мом Твор­цом на про­тя­же­нии всей зем­ной жизни чело­ве­че­ства (см. Мф. 13, 24–30; и 48). Однако это раз­де­ле­ние будет длиться отнюдь не бес­ко­нечно. Когда испол­нятся сроки, ведо­мые Одному Творцу, при­дет конец и нашему дрях­ле­ю­щему миру.

Условно говоря, в тече­ние всей зем­ной исто­рии чело­ве­че­ства, от ее начала и до момента Страш­ного Суда, духов­ный мир соби­рает в выс­ших своих сфе­рах (име­ну­е­мых “Небом” или “Цар­ством Небес­ным”) души тех, кто в той или иной мере выпол­нил задачу, назна­чен­ную Богом каж­дому из людей, а в низ­ших его сфе­рах, име­ну­е­мых “адом” или “пре­ис­под­ней”, про­ис­хо­дит накоп­ле­ние тех чело­ве­че­ских душ, кото­рые не поже­лали не только выпол­нить зада­ние Божие, ради кото­рого им и была даро­вана жизнь, но даже узнать о нем.

Это пер­вич­ное раз­де­ле­ние про­из­во­дится Твор­цом сразу после смерти каж­дого чело­века, обычно на 40‑й день. Оно назы­ва­ется ЧАСТНЫМ СУДОМ. Апо­стол Павел ясно гово­рит о нем: “чело­ве­кам поло­жено одна­жды уме­реть, а потом — суд” (Евр. 9, 27), ука­зы­вая, тем самым, на отли­чие этого суда, совер­ша­ю­ще­гося сразу после смерти чело­века, от послед­него, уже все­об­щего Страш­ного Суда в конце всей зем­ной исто­рии человечества.

В послед­нюю эпоху нрав­ствен­ного раз­ло­же­ния грех так умно­жится в чело­ве­че­ской среде, что пра­вед­ные души уже не смо­гут суще­ство­вать в ее отрав­лен­ной гре­хом атмо­сфере. Именно этот период почти пол­ного отпа­де­ния от Бога будет являться послед­ним в исто­рии зем­ного суще­ство­ва­ния людей. Он завер­шится окон­ча­тель­ным, а потому — СТРАШНЫМ Судом Божиим, кото­рый явится послед­ним и окон­ча­тель­ным отбо­ром, вос­ста­нав­ли­ва­ю­щим веками попи­ра­е­мую спра­вед­ли­вость на основе нрав­ствен­ного закона, дан­ного Твор­цом в Его заповедях.

Что необходимо знать для воспитания нравственной личности

О смысле жизни

Исходя из пере­чис­лен­ных выше бого­от­кро­вен­ных истин, рели­ги­оз­ная кон­цеп­ция дает ясный ответ на один из гло­баль­ных вопро­сов чело­ве­че­ства: в чем смысл жизни чело­века? В бытии, и при­чем — в бытии веч­ном, потому что жизнь, име­ю­щая конец, не есть жизнь, а только лишь ожи­да­ние смерти, т. е. веч­ного небытия.

Чело­век создан для упо­доб­ле­ния Богу, и упо­доб­ле­ние это совер­ша­ется, по слову пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского, через “стя­жа­ние Духа Святого”.

Неза­мут­нен­ное еще соб­ствен­ными гре­хами созна­ние ребенка отчет­ливо ощу­щает свою бес­ко­неч­ность и не может при­ми­риться с поня­тием смерти, как пре­вра­ще­нием в ничто. Но одна­жды жизнь ста­вит ребенка перед объ­ек­тив­ным фак­том неиз­беж­но­сти смерти. У ребенка, кото­рого лишили зна­ния о Боге, это про­ти­во­ре­чие рож­дает живот­ный страх смерти, кото­рый ино­гда пре­сле­дует его до конца зем­ных дней. Но сердце ребенка, вос­пи­тан­ного на исти­нах Пра­во­сла­вия, не знает страха смерти, оно полно радо­стью веч­ного бытия и бла­го­дар­но­стью за него Богу.

О глав­ной цели чело­века в зем­ном бытии

Как педа­гогу, так и роди­те­лям невоз­можно пра­вильно вос­пи­тать ребенка, не зная глав­ной и конеч­ной (истин­ной, а не лож­ной) цели зем­ного суще­ство­ва­ния чело­века, дости­же­нию кото­рой он (вос­пи­та­тель) дол­жен помочь.

Хри­сти­ан­ское миро­воз­зре­ние, осно­ван­ное на бого­от­кро­вен­ных исти­нах, гово­рит о том, что жиз­нен­ной целью чело­века, глав­ным резуль­та­том, с кото­рым он, завер­шив свое зем­ное бытие, пред­ста­нет на Суд Божий, явля­ется спа­се­ние и пре­об­ра­же­ние душичерез соеди­не­ние с Гос­по­дом в лоне Свя­той Пра­во­слав­ной Церкви, через уча­стие в Ее Таин­ствах. Послед­нее совер­шенно необ­хо­димо, поскольку чело­век только соб­ствен­ными уси­ли­ями не может достичь пре­об­ра­же­ния души. Ему необ­хо­дима для этого бла­го­дат­ная помощь Божия, пода­ва­е­мая чело­веку в Таин­ствах Церкви.

Из всего ска­зан­ного выше выте­кает основ­ная задача вос­пи­та­ния: ока­зать все­сто­рон­нюю помощь ребенку в борьбе с гре­хом, обу­чив его при этом “мето­дам” пока­я­ния и хож­де­ния в страхе Божием.

О пони­ма­нии сущ­но­сти добра и зла

Пута­ница в этих важ­ней­ших поня­тиях, кото­рая царит в голо­вах педа­го­гов-ате­и­стов, явля­ется глав­ным пре­пят­ствием для вос­пи­та­ния лич­но­сти, обла­да­ю­щей высо­кими нрав­ствен­ными качествами.

Отно­си­тель­ность поня­тий добра и зла, выте­ка­ю­щая из отри­ца­ния абсо­лют­ных нрав­ствен­ных зако­нов (столь же объ­ек­тив­ных и непре­лож­ных, как и законы бытия физи­че­ского мира), поз­во­ляет каж­дому педа­гогу или роди­телю вос­пи­ты­вать ребенка так, как ему забла­го­рас­су­дится, либо так, как этого тре­бует гос­под­ству­ю­щая идео­ло­гия, напри­мер: фашист­ская или уго­лов­ная. Любая идео­ло­гия поль­зу­ется соб­ствен­ными опре­де­ле­ни­ями добра и зла, на кото­рых впо­след­ствии стро­ятся вза­и­мо­от­но­ше­ния ребенка с людьми и окру­жа­ю­щим миром. Этих опре­де­ле­ний, в прин­ципе, может суще­ство­вать бес­чис­лен­ное множество.

Только хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние дает ясный и одно­знач­ный ответ на жиз­ненно важ­ный вопрос о соот­но­ше­нии добра и зла. Его можно опре­де­лить таким образом:

Только то явля­ется доб­ром, что спо­соб­ствует дости­же­нию глав­ной цели жизни чело­века, постав­лен­ной перед ним Созда­те­лем и, соот­вет­ственно, все, что мешает этому, явля­ется злом.

О спра­вед­ли­во­сти

Хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние дает ответ и на дру­гой важ­ный вопрос, кото­рый рано или поздно воз­ни­кает в созна­нии каж­дого ребенка. Это вопрос о воз­да­я­нии за зло, т. е. вопрос о справедливости.

Слово Божие, обра­щен­ное к людям, гово­рит о том, что Суд Божий есть окон­ча­тель­ная победа добра над злом, правды над ложью, любви над нена­ви­стью и эго­из­мом. Весы у Бога точ­ные, на них будут взве­шены не только наши злые и доб­рые дела, но даже наши слова, мысли и жела­ния. Един­ствен­ный Пра­вед­ный, Все­ве­ду­щий Судья воз­даст каж­дому по спра­вед­ли­во­сти, осно­вы­ва­ясь на законе добра и любви.

Основа для борьбы со злом

Ребе­нок, кото­рому хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние помогло постро­ить пра­виль­ное миро­воз­зре­ние на ука­зан­ных выше поня­тиях, во всей своей даль­ней­шей жизни будет иметь твер­дую основу для борьбы со злом. Он смо­жет избе­жать отча­я­ния, кото­рое воз­ни­кает в душе моло­дого чело­века, лишен­ного хри­сти­ан­ского вос­пи­та­ния, от созна­ния крат­ко­сти и бес­смыс­лен­но­сти сво­его суще­ство­ва­ния; отча­я­ния, тол­ка­ю­щего неве­ру­ю­щую моло­дежь к алко­голю и нар­ко­ти­кам в надежде забве­ния, ухода, бег­ства от про­блем непо­нят­ного для них бытия.

Пра­во­слав­ный моло­дой чело­век, кото­рый бла­го­даря хри­сти­ан­скому вос­пи­та­нию имеет пра­виль­ное поня­тие о смысле сво­его бытия, а также зна­ние основ­ных духов­ных зако­нов, будет непре­менно обла­дать и ясно опре­де­лен­ными прин­ци­пами, кото­рые помо­гут ему удер­жи­вать себя от пре­да­тель­ства, тру­со­сти, воров­ства, обмана, лице­ме­рия, под­ло­сти, само­влюб­лен­ного тще­сла­вия, про­даж­но­сти, чело­ве­ко­не­на­вист­ни­че­ства, злобы, мсти­тель­но­сти, зло­па­мят­но­сти и эго­изма со всеми выте­ка­ю­щими отсюда последствиями.

Поис­тине при­не­сен­ные Богом на землю зна­ния о Суде (на кото­ром, кроме воз­да­я­ния за наши грехи, про­из­во­дится “отбор” пока­яв­шейся части чело­ве­че­ства для уча­стия в радо­сти веч­ного бытия на новом вне­исто­ри­че­ском этапе миро­зда­ния) явля­ются мощ­ней­шей опо­рой для внед­ре­ния в жизнь поня­тий добра, нрав­ствен­но­сти и спра­вед­ли­во­сти. Об этом мы читаем в Свя­том Еван­ге­лии: Еще подобно Цар­ство Небес­ное неводу, заки­ну­тому в море и захва­тив­шему рыб вся­кого рода, кото­рый, когда напол­нился, выта­щили на берег и севши хоро­шее собрали в сосуды, а худое выбро­сили вон”(Мф. 13, 47–48). Лишен­ное этих поня­тий чело­ве­че­ство может катиться только под уклон в про­пасть самоуничтожения.

Задачи христианского воспитания

Хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние, в целом, должно решить, на наш взгляд, три глав­ные задачи, кото­рые вклю­чают в себя все осталь­ные част­ные задачи:

- вос­пи­тать у ребенка пра­виль­ное (т.е. осно­ван­ное на абсо­лют­ных бого­от­кро­вен­ных исти­нах) мировоззрение;

- научить чело­века пра­вильно рас­по­ря­диться отпу­щен­ным ему крат­ким пери­о­дом зем­ного бытия для под­го­товки к глав­ному экза­мену всей жизни;

- помочь ему в реше­нии постав­лен­ных перед ним задач, ука­зав на пути и спо­собы их решения.

Для спа­се­ния души чело­век дол­жен, по запо­веди Божией, воз­лю­бить Бога всем серд­цем и ближ­него как самого себя. Но такая любовь невоз­можна без истин­ного пока­я­ния. Это озна­чает необ­хо­ди­мость работы над собой, работы, кото­рая заклю­ча­ется, как гово­ри­лось выше, в очи­ще­нии своей души от вся­кого зла. Таким обра­зом, пра­вильно вос­пи­тать, это зна­чит — помочь чело­веку сде­лать свою душу доб­рой, чистой и любящей.

Попы­та­емся теперь пере­чис­лить неко­то­рые част­ные задачи хри­сти­ан­ского воспитания:

- научить знать и любить Бога, даю­щего жизнь все­лен­ной, Бога, в кото­ром вопло­щено все Добро, вся Любовь и вся Истина;

- научить любить при­роду, Им создан­ную, и в первую оче­редь чело­века, как сво­его брата;

- научить забы­вать о себе ради блага других;

- научить про­щать обиды;

- научить быть мило­серд­ным, бла­го­дар­ным, щед­рым, тер­пе­ли­вым, бла­го­же­ла­тель­ным, чест­ным, спо­кой­ным, радост­ным и вели­ко­душ­ным, но в тоже время муже­ствен­ным и храб­рым в борьбе со злом.

Педа­гогу-хри­сти­а­нину сле­дует пом­нить о том, что все эти задачи постав­лены перед чело­ве­ком не людьми (хотя бы и самыми умными), а Богом, Кото­рый лишь Один и может судить о сте­пени их выпол­не­ния каж­дым из нас. От Его суж­де­ния будет зави­сеть суще­ство­ва­ние чело­века как в этой зем­ной, так и в буду­щей, т.е. веч­ной жизни.

Разрушительное действие атеистического воспитания

Пере­ходя к рас­смот­ре­нию дру­гой, ате­и­сти­че­ской кон­цеп­ции вос­пи­та­ния, необ­хо­димо сразу отме­тить, что вся она стро­ится исклю­чи­тельно на основе отри­ца­ния глав­ных истин хри­сти­ан­ского уче­ния и хри­сти­ан­ского миро­воз­зре­ния, т. е. имеет не сози­да­тель­ный, а раз­ру­ши­тель­ный характер.

Ате­и­сти­че­ское миро­воз­зре­ние тоже пыта­ется постро­ить еди­ную кон­цеп­цию миро­зда­ния и с ее точки зре­ния дать новым поко­ле­ниям ответ на все те “мучи­тель­ные вопросы”, кото­рыми до сих пор муча­ется боль­шая часть чело­ве­че­ства, отпав­шая от Бога.

Чем же питает моло­дые души ате­и­сти­че­ское вос-ПИТА­НИЕ? Каким хле­бом обла­дает это моло­дое, в срав­не­нии с мно­го­ве­ко­вой исто­рией чело­ве­че­ства, миро­вое, тота­ли­тар­ное ате­и­сти­че­ское уче­ние? Только тем хле­бом и той пищей, кото­рая пере­ва­ри­ва­ется и усва­и­ва­ется желуд­ком. Им, желуд­ком, и живет чело­век — так вос­пи­ты­вает нас ате­ист. Все зем­ное доста­точно для жизни чело­века, конец кото­рой, т.е. един­ствен­ный ее резуль­тат — смерть, пол­ное уни­что­же­ние лич­но­сти, веч­ное небытие.

Слож­ней­ший, посто­янно изу­ча­е­мый и нико­гда не позна­ва­е­мый мир сло­жился сам собой, учит ате­ист, и, посте­пенно услож­ня­ясь, стал тем, чем явля­ется ныне. И неважно, что, с точки зре­ния физики, и в первую оче­редь тер­мо­ди­на­мики, это утвер­жде­ние совер­шенно абсурдно. Важно только верить, что не Разум Божий дал разум­ные законы все­лен­ной, а сле­пой слу­чай пре­об­ра­зо­вал пер­во­быт­ный хаос в слож­ную и строй­ную систему. Правда, извест­ная мате­ма­ти­че­ская акси­ома о том, что хаос не может поро­дить ничего, кроме хаоса, гово­рит обрат­ное, но своей непо­ко­ле­би­мой верой в небы­тие выс­шего Твор­че­ского Разума мы, — про­дол­жает ате­ист, — должны пре­одо­леть и это досад­ное несовпадение.

Теперь рас­смот­рим, что же несет людям новая вера в небы­тие Божие, т.е. атеизм.

Итак, пер­вый же тезис: “жизнь окан­чи­ва­ется пол­ным уни­что­же­нием разум­ной лич­но­сти” — пора­жает оби­лием выводов:

- как и вся все­лен­ная, жизнь воз­никла слу­чайно, а зна­чит, ника­кой выс­шей цели в ней нет и быть не может;

- един­ствен­ный, лежа­щий на поверх­но­сти, смысл этого бытия — взять от жизни все, что только можно, потому что “живем лишь только раз”;

- больше берет тот, кто силь­нее, хит­рее и под­лее. Отсюда выте­кает глав­ный прин­цип чело­ве­че­ских отно­ше­ний, сфор­му­ли­ро­ван­ный древними еще до при­ше­ствия Хри­ста на землю: “хомо хомини люпус эст” (лат. — чело­век чело­веку волк);

- мораль и нрав­ствен­ность — поня­тия, необ­хо­ди­мые для огра­ни­че­ния запро­сов у пле­беев. Силь­ные могут и должны, при­кры­ва­ясь бла­го­род­ными лозун­гами, поль­зо­ваться всей пол­но­той сво­боды дей­ствий для удо­вле­тво­ре­ния любых своих прихотей;

- поскольку нет Бога, нет и Суда Божьего, а зна­чит, абсо­лют­ной спра­вед­ли­во­сти, абсо­лют­ных зако­нов также не суще­ствует. Все в мире отно­си­тельно. Отсюда логи­че­ски выте­кают еще два новых закона:

а) “если нельзя, но очень хочется, — зна­чит можно” и

б) “не пой­ман — не вор”.

Вос­пи­та­ние, име­ю­щее в основе такой миро­воз­зрен­че­ский фун­да­мент, помо­гает чело­веку-ате­и­сту, совер­шив­шему любой без­нрав­ствен­ный посту­пок, легко пода­вить укоры сове­сти раз­мыш­ле­нием о том, что зем­ля­ным чер­вям без­раз­лично, пра­вед­ника или греш­ника бро­сили к ним в могилу. Смерть скроет от глаз людей грехи, а Бог не уви­дит, ибо мы, — гово­рит ате­ист, — должны твердо верить, что Бога нет.

Такова реаль­ность ате­и­сти­че­ского вос­пи­та­ния, если гово­рить о ней прямо, не при­кры­ва­ясь “гума­ни­сти­че­скими”, “обще­че­ло­ве­че­скими” цен­но­стями, кото­рые рас­сы­па­ются в прах от сопри­кос­но­ве­ния с гру­быми реа­ли­ями борьбы за “сего­дняш­ние блага”.

Сатанинская мина

Из срав­не­ния двух ука­зан­ных выше миро­воз­зрен­че­ских кон­цеп­ций мы можем сде­лать сле­ду­ю­щий вывод: если Бог желает видеть всех людей объ­еди­нен­ными брат­ской любо­вью как бы в еди­ный орга­низм, где каж­дый допол­няет дру­гого, то ате­изм, наобо­рот, отчуж­дает и раз­де­ляет людей, про­во­ци­руя рост пре­ступ­но­сти и без­нрав­ствен­но­сти в без­дон­ных глу­би­нах само­заб­вен­ного эгоизма.

Отсюда сам собою напра­ши­ва­ется вывод о том, что ате­изм не только не спо­со­бен вос­пи­тать в чело­веке пози­тив­ные нрав­ствен­ные уста­новки, высо­кие и чистые стрем­ле­ния, но напро­тив — явля­ется сата­нин­ской миной, после взрыва кото­рой под облом­ками выс­ших поня­тий Добра, Истины и Любви должно погиб­нуть в без­дне гре­хов все пре­дав­шее и про­дав­шее Хри­ста человечество.

Но для того чтобы сде­лать окон­ча­тель­ные выводы, нам еще оста­ется обра­титься к исто­ри­че­скому опыту Рос­сии в истек­шем сто­ле­тии, чтобы видеть цели и послед­ствия ате­и­сти­че­ского воспитания.

Один из пер­вых декре­тов бого­бор­че­ской вла­сти, про­воз­гла­сив­шей отде­ле­ние школы от Церкви, при­зван был уни­что­жить в заро­дыше вся­кую воз­мож­ность появ­ле­ния в буду­щем людей, ясно видя­щих и пра­вильно пони­ма­ю­щих страш­ную, демо­ни­че­скую сущ­ность новой вла­сти, глав­ной целью кото­рой явля­лось уни­что­же­ние Пра­во­слав­ной веры и Церкви под бла­го­вид­ными поли­ти­че­скими пред­ло­гами постро­е­ния нового, спра­вед­ли­вого обще­ства все­об­щего бла­го­ден­ствия. Этот декрет явился как бы стар­то­вым выстре­лом, после кото­рого пол­ным ходом пошло мас­со­вое уни­что­же­ние мил­ли­о­нов пра­во­слав­ных людей под сата­нин­скими зна­ками маги­че­ской пен­та­граммы (так в магии назы­ва­ется пяти­ко­неч­ная звезда) и полу­ме­сяца, к кото­рому в 1923 году была под­ри­со­вана руко­ятка с целью замас­ки­ро­вать его мисти­че­ский смысл.

Помимо этих “духов­ных задач” миро­вая заку­лиса, кото­рая под­го­то­вила кру­ше­ние Рос­сий­ской импе­рии и уни­что­же­ние Церкви, видела свою задачу также и в пора­бо­ще­нии Рос­сии для бес­пре­пят­ствен­ной экс­плу­а­та­ции и вывоза ее ресур­сов за гра­ницу. Недруги Рос­сии пре­красно пони­мали, что разо­браться в без­за­стен­чи­вой лжи боль­ше­вист­ско-ком­му­ни­сти­че­ских лозун­гов, поме­шать гра­бить страну, уни­что­жить физи­че­ски и нрав­ственно рус­ский народ могут лишь те, кто был вос­пи­тан Цер­ко­вью в луч­ших тра­ди­циях Пра­во­слав­ной веры. Вот почему три поко­ле­ния людей, жив­ших при совет­ской вла­сти, были вообще лишены какого бы то ни было хри­сти­ан­ского вос­пи­та­ния. Только в таких усло­виях героем и образ­цом для под­ра­жа­ния мог стать печально извест­ный Пав­лик Моро­зов — пре­да­тель и отцеубийца.

И все же в какой-то мере закваска веры, подобно явле­нию оста­точ­ной намаг­ни­чен­но­сти, про­дол­жала еще дей­ство­вать в пер­вых двух после­ре­во­лю­ци­он­ных поко­ле­ниях. Не смогла вра­жья сила пол­но­стью уни­что­жить в народе хри­сти­ан­ских поня­тий любви, мило­сер­дия, чести и сове­сти, впи­тан­ных с моло­ком матери. При­шлось ей, чтобы при­крыть свою наготу, рядиться в одежду Доб­ро­де­тели. Вынуж­дены были гони­тели веры спи­сать мораль­ный кодекс стро­и­теля ком­му­ни­сти­че­ской вави­лон­ской башни с запо­ве­дей Божиих. Но каким прес­ным стал их кодекс, лишен­ный соли — любви к Богу и к людям! Он был лишь лжи­вой вывес­кой для обмана наив­ных про­ста­ков и по своей ущерб­ной сути не мог стать насто­я­щей осно­вой для нрав­ствен­ного воспитания.

Нужно ли еще гово­рить о том, каким путем должно идти вос­пи­та­ние рос­сий­ской моло­дежи в наше время? Нам кажется, что каж­дый, кто любит Рос­сию и свой народ, сде­лает пра­виль­ный выбор.

Особенности современного момента

В заклю­че­ние хоте­лось бы немного подроб­нее оста­но­виться на харак­те­ри­стике совре­мен­ного момента с духов­ной точки зрения.

Сего­дня, когда вра­гами Церкви почти достиг­нута цель рас­тле­ния нрав­ствен­но­сти сла­вян­ских наро­дов быв­шего Союза, как основ­ных носи­те­лей Пра­во­сла­вия, когда Рос­сию накрыла гряз­ная волна евро-аме­ри­кан­ских эро­тико-пор­но­гра­фи­че­ских филь­мов, соеди­нен­ных с куль­том наси­лия, когда под адскую како­фо­нию рок-ансам­блей зали­ва­ются глаза и мозги рус­ского чело­века импорт­ным спир­том с кра­си­выми эти­кет­ками, когда 13-лет­ние девочки гор­дятся тем, что могут зара­ба­ты­вать 10–15 дол­ла­ров, про­дав­шись на ночь ино­странцу, можно смело ска­зать, что Рос­сия гиб­нет, а с ней к про­па­сти идут и все дру­гие народы мира, давно и окон­ча­тельно порвав­шие со спа­си­тель­ным уче­нием истин­ного Бога и Спа­си­теля нашего Иисуса Христа.

Это уче­ние неис­ка­жен­ным пре­бы­вает ныне только в Пра­во­слав­ной Церкви, а наи­бо­лее силь­ным ее опло­том в мире (не по нашим, конечно, заслу­гам, а по воле Божией) явля­ется наша мно­го­стра­даль­ная Родина. Вот почему сюда, испол­няя волю “князя мира сего”, дей­ствия кото­рого в послед­нее время про­яв­ля­ются все более явно, дви­ну­лись, объ­еди­нив уси­лия, леги­оны лже­про­ро­ков и про­по­вед­ни­ков из всех стран мира. Опо­ро­чить Цер­ковь, раз­ру­шить ее изнутри и сна­ружи, ото­рвать от нее чело­ве­че­ские души, уло­вить их в свои сети — основ­ная задача ее вра­гов, ибо знают они, что только в Пра­во­слав­ной Церкви живут и дей­ствуют бла­го­дат­ные энер­гии Свя­того Духа, спо­соб­ные вра­зум­лять, очи­щать, освя­щать и спа­сать души всех вер­ных Хри­сту и Его Церкви.

Каж­дый, кто попы­та­ется непред­взято про­ана­ли­зи­ро­вать при­чины нрав­ствен­ной дегра­да­ции совре­мен­ной рос­сий­ской моло­дежи, без­условно при­дет к выводу о том, что ука­зан­ный про­цесс имеет глу­бо­кие корни в нашем про­шлом, и что наблю­да­е­мый в послед­нее деся­ти­ле­тие рез­кий, можно даже ска­зать, ката­стро­фи­че­ский упа­док нрав­ствен­но­сти был под­го­тов­лен семью пред­ше­ство­вав­шими деся­ти­ле­ти­ями госу­дар­ствен­ного ате­изма. Его при­чина — в отказе от Пра­во­сла­вия и пра­во­слав­ного вос­пи­та­ния личности.

Если же мы хотим при­оста­но­вить этот раз­ру­ши­тель­ный про­цесс, про­тя­нуть руку помощи и спа­сти еще несколько неокреп­ших душ, нам необ­хо­димо понять, что вне Пра­во­слав­ного вос­пи­та­ния, без обра­ще­ния к наци­о­наль­ным кор­ням — нет спасения.

Каж­дому учи­телю сле­дует пом­нить о том, что его слу­же­ние после свя­щен­ни­че­ского явля­ется выс­шим слу­же­нием людям на земле, и что на учи­теле лежит колос­саль­ная ответ­ствен­ность перед Богом и людьми за вос­пи­та­ние неокреп­ших душ.

Для того чтобы достойно выпол­нить свою задачу и не соблаз­нить ни “одного из малых сих” (см. Мф. 18, 6), учи­те­лям и роди­те­лям необ­хо­димо в первую оче­редь самим про­све­щаться све­том Хри­сто­вой веры, а затем про­све­щать и дру­гих. На всех доб­рых при­ме­рах рус­ской исто­рии и памят­ни­ках куль­туры им сле­дует учить детей любить Рос­сию, свой народ и Пра­во­слав­ную веру!

Игу­мен N

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Алек­сандр, 12.05.2019

    Силь­ная книга, нуж­ная осо­бенно в наше время.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки