С чем пришел, тыквоголовый  Джек ?

С чем пришел, тыквоголовый  Джек ?

(1 голос5.0 из 5)

В ночь с 31 октября на 1 ноября  неко­то­рые юные оби­та­тели пла­неты все­рьез отме­чали Хел­ло­уин – «Канун Дня всех свя­тых». В шко­лах пока что  не отмерла тра­ди­ция таких вече­ри­нок,  странно сосу­ще­ствуя парал­лельно с заня­ти­ями по осно­вам пра­во­слав­ной куль­туры. Что и гово­рить: сло­вами Досто­ев­ского, «широк рус­ский человек!» 

И здесь как раз тот слу­чай, когда ради душев­ного мира детей будет пра­вильно сузить эту широту.

Играть? Не доиграться б!

Сего­дня для рос­сиян это еще один «празд­нич­ный невы­ход­ной», при­шед­ший к нам с Запада и легко при­жив­шийся на нашей не в меру госте­при­им­ной почве.  А при­вел его к нам (как и в боль­шин­ство неан­гло­языч­ных стран Запада и Восточ­ной Европы) оче­видно, про­цесс гло­ба­ли­за­ции, иду­щий с конца ХХ века.

you 300x300 - С чем пришел, тыквоголовый  Джек ?

Вам­пир­ские костюмы,  пуга­ю­щие маски и тому подоб­ная атри­бу­тика Хел­ло­уина успели стать новым раз­вле­че­нием наших детей и кое-где при­житься в семьях.

«Ну, поду­ма­ешь, ста­рая евро­пей­ская полу­с­ка­зоч­ная  тра­ди­ция, почему бы не поиг­рать? – раз­мыш­ляют демо­кра­тично настро­ен­ные дет­ские пси­хо­логи, – заодно ребе­нок (или под­ро­сток) осво­бо­дится от глу­боко запря­тан­ных стра­хов, от ком­плек­сов, от нега­тив­ных эмо­ций…»  Чем может навре­дить под­рост­кам «све­тиль­ник Джека» – голова  в виде выре­зан­ной тыквы с под­свет­кой? Разве серьезно объ­яв­лять сего­дня охоту на ведьм?

И с мол­ча­ли­вого одоб­ре­ния боль­шин­ства взрос­лых дети про­дол­жают  «невинно увле­каться»  мод­ной стра­шил­кой, с опас­но­стью для пси­хики высво­бож­дая  смут­ные стра­сти своей рас­ту­щей души.  А ведь  это высво­бож­де­ние вовсе не ведет к осво­бож­де­нию, напро­тив, агрес­сия и напря­же­ние рас­ту­щих чад  тоже рас­тут, под­хлест­ну­тые зако­нами кон­ку­рен­ции  жест­кого дет­ского кол­лек­тива, под­рост­ко­выми гор­мо­нами и про­чими факторами.

В резуль­тате – душев­ные срывы под­рост­ков и моло­дых людей, послед­ствия кото­рых бывают самыми раз­ными, а самые страш­ные итоги, когда от этого стра­дают и дру­гие люди, мы наблю­даем в ленте новостей

Духов­ный вред от такой «пси­хо­те­ра­пии» также налицо. Как и ком­пью­тер­ная стре­лялка, это празд­не­ство вво­дит в повсе­днев­ный оби­ход  нестраш­ное и оба­я­тель­ное зло, делает его нор­мой, чем-то если и не при­тя­га­тель­ным, то, по край­ней мере, при­выч­ным, так что вскоре к адским обра­зам ребе­нок начи­нает вполне при­вы­кать.

А ведь по закону духов­ного резо­нанса, с кем пове­дешься, от того и набе­решься: говоря сло­вами пра­вед­ного псал­мо­певца Давида, «с пре­по­доб­ным пре­по­до­бен будеши, и с мужем непо­вин­ным непо­ви­нен будеши, и со избран­ным избран будеши, и со строп­ти­вым раз­вра­ти­шися» (Пс.17:25–26).

Не про­мол­чим и о ком­мер­че­ской состав­ля­ю­щей вопроса. Рас­про­стра­не­ние Хел­ло­уина за пре­де­лами его «куль­тур­ного аре­ала»  во мно­гом объ­яс­ня­ется стрем­ле­нием раз­лич­ных ком­па­ний повы­сить свою при­быль­ность. Инте­рес к празд­нику активно экс­плу­а­ти­ру­ется совре­мен­ными про­из­во­ди­те­лями това­ров для детей за пре­де­лами евро­пей­ских стран и Шта­тов, поскольку  там рынок това­ров для Хел­ло­уина пере­на­сы­щен. Полу­ча­ется,  нужно искать новые рынки сбыта. А для этого попу­ля­ри­зи­ро­вать тра­ди­цию  – напри­мер, в России.

Праздник… христианский?

Есть те, кто абсо­лютно уве­рен: «тык­вен­ный» день вполне себе хри­сти­ан­ский. Обра­тимся к исто­рии. Неко­гда запре­щен­ный  и иско­ре­ня­е­мый язы­че­ский празд­ник не только выжил, но и воз­ро­дился, к тому же, пере­кра­сился в «белый цвет». В созна­нии мно­гих доб­ро­по­ря­доч­ных аме­ри­кан­цев он давно ассо­ци­и­ру­ется с цер­ков­ным празд­но­ва­нием Дня всех свя­тых, и боль­шин­ство обы­ва­те­лей и не подо­зре­вают, что так назы­ва­е­мый «цер­ков­ный като­ли­че­ский празд­ник» к хри­сти­ан­ству не имеет ника­кого отно­ше­ния.
Корни его ухо­дят в дохри­сти­ан­скую эпоху, когда земли Ирлан­дии, Север­ной Фран­ции и Англии насе­ляли пле­мена кель­тов. Их год состоял из лета и зимы, а пере­ход одного сезона в дру­гой озна­ме­но­вы­вался окон­ча­нием сбора уро­жая, отме­чался 31 октября и сим­во­ли­зи­ро­вал начало нового года.

Ночь на 1 ноября, когда по пре­да­ниям откры­ва­лась гра­ница между мирами живых и мерт­вых, име­но­ва­лась «Сам­х­эйн» или «Самайн», и счи­та­лась глав­ным празд­не­ством древ­них наро­дов. Языч­ники-кельты при­да­вали ему боль­шое зна­че­ние и, чтобы нена­ро­ком  не стать лег­кой добы­чей теней мерт­ве­цов, наря­жа­лись в зве­ри­ные головы и шкуры, гасили очаги в домах и всем своим устра­ша­ю­щим видом отпу­ги­вали привидений.

Как доно­сят до нас ред­кие исто­ри­че­ские све­де­ния и ста­рин­ные рас­сказы, уго­ще­ния духам выстав­ля­лись на улице, а сами жители соби­ра­лись у кост­ров, кото­рые раз­во­дили кельт­ские жрецы дру­иды. В эту ночь в жертву при­но­сили живот­ных, делали пред­ска­за­ния и зажи­гали зим­ний очаг, внося в дом язычки «свя­щен­ного» пламени.

Тра­ди­ция празд­но­ва­ния пере­да­ва­лась из века в век, пока в I в. нашей эры рим­ляне не заво­е­вали тер­ри­то­рию кель­тов. Обра­щен­ные в хри­сти­ан­скую веру, жители ост­ро­вов Ирлан­дии и Бри­та­нии  не сразу смогли отка­заться от мно­гих язы­че­ских обы­чаев, поэтому вос­по­ми­на­ния о «Самайне» про­дол­жали жить и пере­да­ваться из поко­ле­ния в поколение.
А когда в IX веке Папа Гри­го­рий III пере­нес с 13 мая на 1 ноября празд­но­ва­ние Дня всех свя­тых, Сам­х­эйн начали празд­но­вать вновь.

Пред­ше­ству­ю­щая празд­нику ночь на сред­не­ве­ко­вом англий­ском языке име­но­ва­лась «All Hallows Even» (Вечер всех свя­тых), в сокра­ще­нии – «Hallowe’en», и совсем кратко «Halloween».
Стре­ми­лась ли хри­сти­ан­ская Цер­ковь к воз­рож­де­нию празд­ника? Конечно, нет.  Её  целью было иско­ре­нить кельт­ские тра­ди­ции и напол­нить их хри­сти­ан­скими смыс­лами  – о таких при­ме­рах мы знаем из исто­рии мно­гих дру­гих праздников.

Хэл­ло­уин повсе­местно отме­чался в Европе, при­чем в луч­ших тра­ди­циях «Сам­х­эйна», а ночь празд­но­ва­ния облю­бо­вали фольк­лор­ные и лите­ра­тур­ные пер­со­нажи евро­пей­ских книг  – ведьмы, устра­и­вав­шие в это время шабаш и пугав­шие мир­ных жителей.
Таким обра­зом, совре­мен­ный Хел­ло­уин ведёт начало от кельт­ского риту­аль­ного празд­не­ства «Самайн», усво­ен­ного пере­се­лив­ши­мися в Бри­та­нию гер­ман­скими пле­ме­нами (англы, саксы и юты) после VI века нашей эры.

Хел­ло­уин  при­вле­ка­те­лен своим этни­че­ским коло­ри­том, ведь он стал одним из основ­ных народ­ных празд­ни­ков в Бри­тан­ской Ирлан­дии. Во вто­рой поло­вине XIX века ирланд­ские эми­гранты  при­несли празд­ник в Штаты, где он обрел вто­рую жизнь.

Говорящие символы

Самый извест­ный сим­вол Хел­ло­уина – так назы­ва­е­мый «све­тиль­ник Джека». Его появ­ле­ние свя­зы­вают с ирланд­ской леген­дой о ста­ром фер­мере по имени Джек, люби­теле азарт­ных игр и креп­ких напитков.

Как рас­ска­зы­вает поучи­тель­ная  легенда, он два­жды обма­ны­вал дья­вола, а после смерти не попал ни в рай (из-за своей пороч­ной жизни), ни в ад, так как сатана при жизни Джека поклялся не заби­рать его душу. Джек был обре­чён ски­таться в виде суще­ства с тык­вен­ной голо­вой  с тле­ю­щим уголь­ком  подо­бия «жизни» внутри.

Кроме «тык­во­го­ло­вого Джека», при­вер­женцы тра­ди­ции исполь­зуют и дру­гую иллю­ми­на­цию. Дома, камины, голые стволы дере­вьев и кустар­ни­ков обви­вают элек­тро-гир­лян­дами, зажи­гая огни ночью. Кар­низы, бал­коны и входы домов укра­шают искус­ствен­ной пау­ти­ной, пау­ками, лету­чими мышами, ведь­мами, совами, котами, ведь­ми­ными мёт­лами и дру­гой подоб­ной «дья­воль­ской» атрибутикой.
Еще один сим­вол празд­ника для ирланд­цев – горя­щая свеча, кото­рая  зажи­га­лась на восточ­ном окне и горела там до окон­ча­ния Хел­ло­уина. В этот вечер вспо­ми­нали легенду о брон­зо­вой голове (что отра­жает древ­ний кельт­ский обы­чай охоты за голо­вами своих вра­гов, кото­рыми впо­след­ствии укра­шали усыпальницы).

halloween fixtures pumpkins image attribute 24339 300x220 - С чем пришел, тыквоголовый  Джек ?

В  Шта­тах свечи для Хел­ло­уина  кра­сят в оран­же­вый, фио­ле­то­вый, розо­вый или чёр­ный цвета, их аро­ма­ти­зи­руют  кори­цей или дру­гими спе­ци­ями с рез­ким при­торно-слад­ким запа­хом, кото­рый стойко ассо­ци­и­ру­ется с этим днем.

В интер­нете – мно­же­ство сове­тов, как кра­сиво одеться к празд­нику, как пра­вильно его про­ве­сти, что при­го­то­вить и какие при­емы в укра­ше­нии инте­рье­ров стоит при­ме­нить. Изоби­лие мате­ри­ала – увы, не меньше, чем к цер­ков­ным празд­ни­кам Пасхе или Рож­де­ству. К слову –  от этих воис­тину свя­тых дней в запад­ной тра­ди­ции оста­ется все меньше смыс­лов и все больше кра­си­вых и про­да­ва­е­мых атрибутов.

Очарование зла

Хел­ло­уин – все­гда фее­рия и мас­ка­рад. Невольно при­хо­дит на ум извест­ное про­из­ве­де­ние Лер­мон­това, в кото­ром во время куль­ми­на­ции – мас­ка­рада – сти­ра­ются гра­ницы добра и зла, нет ничего проч­ного и рав­ного самому себе, все усколь­зает – так, что можно утра­тить истин­ные поня­тия и цен­ност­ные ориентиры.

Вот где дети ухо­дят в отрыв от реаль­но­сти, в пол­ной мере ощу­щая оча­ро­ва­ние зла, а зна­чит, убеж­да­ясь в его без­на­ка­зан­но­сти… и даже благе! Ведь неплохо же время от вре­мени  вот так рас­сла­биться – обла­читься в жут­ко­ва­того пер­со­нажа, стать никем и сразу всем!

Что можно про­ти­во­по­ста­вить таким пере­во­пло­ще­ниям? Навер­ное, хри­сти­ан­ский подвиг юрод­ства, где свя­тым ума­ля­ется его лич­ность ради того, чтобы через чело­века во всей пол­ноте дей­ство­вал Господь.

Да, в кар­на­валь­ной эйфо­рии, тоже  сти­ра­ется лич­ность – но,  как в язы­че­ском древ­не­гре­че­ском культе Дио­ниса, высво­бож­да­ется  совсем иное: низ­мен­ные сти­хии, живот­ные энер­гии, и то, что вхо­дит в чело­века,  явно имеет не боже­ствен­ную природу.

Оттого  и атри­буты для Хел­ло­уина осно­ваны на темах кол­дов­ства и его обра­зов в кине­ма­то­графе и лите­ра­туре. Осо­бен­ным успе­хом во время празд­но­ва­ния Хел­ло­уина поль­зу­ются наряды ведьм, магов, кол­ду­нов, вам­пи­ров, покой­ни­ков, обо­рот­ней, при­ви­де­ний, руса­лок, ноч­ных живот­ных и про­чей «оба­я­тель­ной» нечисти.

Дети, оде­тые в костюмы и маски, отправ­ля­ются про­сить сла­до­сти у домо­вла­дель­цев, про­из­нося тра­ди­ци­он­ную фразу «Trick or Treat!» – «про­делка или угощение!»

Вече­ринки и кар­на­валы сопро­вож­да­ются зло­ве­щей клад­би­щен­ской музы­кой, завы­ва­ни­ями вол­ков, уха­ньем сов и дру­гими зву­ками в аудио-формате.

Прак­ти­ку­ется и гада­ние, кото­рое, как известно, явля­ется гре­хом (пусть даже и в виде «невин­ной» игры). Вполне уместно на таких вече­рин­ках выгля­дят пла­каты и книги с изоб­ра­же­нием Дра­кулы, ведьм, вам­пи­ров и их сим­во­ли­кой, в одежде – готи­че­ские соче­та­ния чёр­ного и белого, в гриме – под­ри­со­ван­ные раны и кровоподтёки.

Инте­ресно, читают ли Бул­га­кова в Ирлан­дии и Аме­рике ? Рус­скому чело­веку, ино­гда откры­ва­ю­щему клас­сику, навер­няка при­пом­нится бул­га­ков­ский бал Сатаны в нехо­ро­шей квар­тире на Садо­вой: тот же коло­рит, то же судо­рож­ное весе­лье, те же маски-морды, что так легко при­рас­тают к лицу. И как не испы­тать неко­то­рое «де-жа вю», вгля­ды­ва­ясь в кадры теле­ре­пор­та­жей с буй­ных  хел­ло­уи­нов­ских вечеринок?

А пока мы по-рус­ски пас­сивно раз­мыш­ляем над этим, с реклам­ных бан­не­ров, с экра­нов, с пла­ка­тов и афиш, рас­кле­ен­ных по городу, на нас и наших детей глум­ливо погля­ды­вает «тык­во­го­ло­вый Джек». Из тыквы зияет раз­вле­ка­тель­ная пустота – злая и при­тя­га­тель­ная. Та, что все больше ста­но­вится нор­мой жизни и совсем не пугает под­рост­ков и моло­дых людей.

Вален­тина Киденко

Фото из откры­тых источников

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки