<span class=bg_bpub_book_author>инок Всеволод (Филипьев)</span> <br>Ангелы приходят всегда

инок Всеволод (Филипьев)
Ангелы приходят всегда - Глава одиннадцатая. У костра

(108 голосов4.1 из 5)

Оглавление

Глава одиннадцатая. У костра

А ты был не прав —
ты всё спалил за час,
и в этот час большой огонь угас,
но в этот час стало всем светлей.

(«Машина времени»)

Несмотря на летнюю пору, в горах от частых дождей к вечеру становилось зябко. Правда, в день праздника Преображения дождь не лил, однако и солнце не показывалось. Туманные влажные облака окутали горы, напоминая таинственное облако, сошедшее две тысячи лет тому назад на гору Фавор в миг преображения Господня…

Среди высоких лиственных деревьев и зарослей рододендрона в это вечернее время уют создавал лишь гостеприимный костер. На обожженных камнях — пустынническом лесном очаге закипал чайник, а в котелке аппетитно булькала гречневая каша. Несколько пустынножителей сошлись у костра, подобно тому как в ненастную погоду в тихой гавани сходятся корабли. Старец Салафиил держал на коленях картонную коробку, в которой, нахохлившись, сидел большеглазый совенок. Этот совенок неделю назад выпал из дупла и был спасен от верной смерти нашедшим его монахом. Теперь своими не по-птенцовски умными глазами совенок изучал загадочный мир этих странных людей — горных отшельников.

Долговязый монах Давид усадил у костра подошедшего только что иеромонаха Серафима и забасил:

— Отец Серафим, расскажи, что там в Москве?

Иеромонах, с непривычки с трудом устроившись на неровном стволе поваленного дерева, ответил:

— В Москве я редко бываю. Я у себя за городом обычно. А в Москве у меня голова кругом. Насмотришься всякого…

— Ну, а вообще в России? — не отставал отец Давид.

— В России по-разному. У каждого свое: у одних щи без жиру, а у других жемчуг мелкий. Но и у тех, и у других, в основном, главный кумир — деньги. Вот это печально. Встречаются, правда, и духовно живые люди, с непромытыми мозгами, в том числе и молодые… А Православие сейчас переживает кризис: это, как при болезни, либо наступит выздоровление и прилив сил, либо — ухудшение и смерть. Жаль будет, если из Православия сделают дежурную служанку власти. Тогда — рот на замок. И сейчас-то бесстрашное пастырское слово слышится редко, а вот красивые, но пустые слова — сплошь и рядом. Где христианское исповедничество веры?

— Такое не только в России, — грустно вздохнул монах Давид. — Христианство во всем мире переживает кризис. Вся эта секуляризация… Правда, отец? — обратился он к старцу Салафиилу.

— Да, аввочка, правда, — кивнул в ответ старец. Его иссохшее и кажущееся невесомым тело словно колебалось в неровных отсветах пламени. Седые пряди волос красиво лежали на плечах, а длинная клинообразная борода то и дело касалась головы совенка, на что тот, правда, не реагировал.

— Отче, — обратился к старцу иеромонах Серафим, — а что сегодня главное?

Старец Салафиил не отрывал задумчивых темно-карих глаз от костра, точно в его пламени видел незримое:

— Вы с отцом Давидом сами все сказали. Но если добавить… Мне видится, что чистота православной веры и евангельское неотмирное миросозерцание нуждаются сегодня в защите и самом бережном отношении. Атака на Православие идет по этим направлениям: теплохладность и всеядность в вопросах веры подменяют собой ревность о Боге, а любовь к благам мира сего и жестокосердие вытесняют нестяжательность и братолюбие. Если одним словом назвать главную опасность для христиан, то это сегодня — «обмирщение». Оно проникает во все без исключения православные юрисдикции, расслабляет сердца, и те, кто вчера горел евангельским светом, сегодня — как догорающие угли. Люди попробовали Православия, наелись им, увидели, что в устах их оно горькое, как желчь, и выплюнули. И невдомек им, что если потерпеть, то потом эта горечь станет сладкой, как мед. Куда там потерпеть!

По мере сказанного облик старца преображался. Согбенный годами старик распрямился и походил теперь на древнего пророка. Он вдохновенно продолжал:

— «Обмирщение» наиболее ярко проявляется в соглашательстве со злом и в религиозной всеядности. Компромиссы со злом, ради мнимой церковной пользы, особенно процветали в церковной среде в советское время. И сейчас они встречаются. Но главная опасность впереди: именно компромиссы со злом станут основой психологии большинства людей во времена антихриста. Истинная природа таких компромиссов — страх и человекоугодие. Мы сделаем уступку или скажем ложь один-единственный разочек, а гонители нас за это помилуют. Но яд отступничества и лжи, если вольется, то отравит все живое. Сегодня некоторые пытаются изображать из себя патриотов, но мы помним их вчерашние слова при советской власти, полные подхалимства, лицемерия и восхваления чуждых вер. К сожалению, слов покаяния от них так и не прозвучало. А ведь пока они человекоугодничали перед безбожниками, многие простые верующие за свою искреннюю веру сидели в лагерях. Но важно понимать и то, что если кто-то идет на предательские компромиссы, то это — его личный грех, а Церковь остается чиста. Потому что Православная Церковь — это Церковь мучеников и исповедников Христовых, а Русская Церковь — Церковь новомучеников! Сейчас как будто осудили политику соглашательства, но, как ты сам сказал, отец Серафим, бесстрашного пастырского слова не слышно. Будто мы живем не на грешной земле, а в раю и все у нас превосходно. А ведь пастыри призваны вести паству, оберегать, предупреждать, вразумлять, а мерзкие дела обличать, даже если эти дела творят власть имущие. Взять хотя бы такой больной вопрос, как преемственность нынешней власти. Сейчас очень быстро забывается, насколько безбожной, изощренно-сатанинской была коммунистическая власть и ее главный рычаг — КГБ. Сколько человеческой крови и слез, сколько разрушенных судеб, сколько поруганных святынь. Как издевались над людьми и ломали души! Сколько страданий и притеснений пережил тогда православный народ… Мне кажется, что просто сменить название, например, КГБ на ФСБ, недостаточно для того, чтобы изжить черное наследие. Мистическая связь и внутренняя преемственность остается. А это значит, что палач из ЧК, ГПУ, НКВД, КГБ остался и в ФСБ, только затаился и ждет своего часа, когда, наконец, вновь будет востребован. Здесь без ясного и недвусмысленного покаяния не обойтись. Все должно быть названо своими именами. Зло должно быть осуждено. Но кто об этом сейчас говорит? Наоборот, только и слышишь, прямо как в советские времена: «Миру — мир, мы за мир, да будет мир!» А Господь сказал: «Не мир принес Я вам, но меч!» Этим мечом каждый должен отсечь от себя зло и ложь, а тогда уж в душе будет мир, истинный мир и покой Христов. Иначе никак. Лучше честно умереть в бою, чем встать на колени перед сатаной и сочетаться с ним. Правильно православные греки-ревнители на своем черном знамени написали золотыми буквами «Православие или смерть». И все, кому дорог дух истинного Христианства, должны сегодня поднять это знамя и держать до конца. Святые отцы учат, что лучше умереть, чем согрешить. Вот в этом смысле на нашем знамени должно быть написано «Православие или смерть».

Послушник Александр снял с костра котелок с кашей и вскипевший чайник, заварил чай с листьями черники, достал из мешка ржаные сухари, выставил бутылку помутневшего подсолнечного масла и открыл банку ароматного абрикосового варенья.

— Прошу прощения, батюшка, что перебиваю, — извинился послушник, — но все готово.

— Что ж, давайте помолимся и потрапезничаем, — улыбнулся отец Салафиил и отложил в сторону коробку с совенком.

После ужина, за чаем, беседа возобновилась.

— Ну, а под религиозной всеядностью, как я понимаю, подразумевается экуменизм? — обратился к старцу отец Серафим. — Хотелось бы уточнить. Ведь когда раньше наши православные экуменисты с папуасами перед жертвенными кострами чуть ли не отплясывали — это, конечно, никуда не годилось. Но сейчас они все объясняют необходимостью проповеди Православия. Такой ли уж грех?

— Прости, отец Серафим, — старец Салафиил положил руку на сердце, лицо его сделалось скорбным, — это уже со стороны наших экуменистов — явное лукавство. Псалмопевец сказал на все века: «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых». Да, проповедь Православия нужна. Но настоящее свидетельство — это монолог, а экуменизм — это диалог, и православные экуменисты этого не скрывают. Возьми святых Германа Аляскинского и Николая Японского, они обращали в Православие сотни и тысячи без всякого экуменизма. Увы, многим почему-то не ясно, что поскольку антихрист будет всемирным правителем, то и церковь антихристова будет всемирной. И всякие там экуменические «Советы церквей» и межрелигиозные организации — это и есть прообразы и предтечи будущей церкви антихриста. Экуменическое движение может сменить свое название, но дело создания всемирной церкви антихриста будет продолжаться, и нам, православным, важно уже сейчас от этого дела устраниться. То же касается и вообще всей мировой глобализации. Все эти современные объединительные процессы рано или поздно приведут к всемирной империи антихриста. Потому так горько видеть, что некоторые наши ангелы Церкви — православные епископы увлекаются подобными веяниями.

— Но ведь они епископы… — неуверенно протянул иеромонах Серафим.

Старец вздохнул:

— Да, они епископы. Слава Богу, православные епископы будут всегда. Но нужно понимать, что епископы — это апостолы. Преемники апостолов. А среди апостолов находился и Иуда. Так и теперь… Мы должны выбирать православного епископа, а не Иуду, и держаться его.

— Отче, не слишком ли политизировано все это получается? — вновь спросил иеромонах Серафим.

— Нет, аввочка, церковная политика и дипломатия — это как раз то, чем глаголемые официальные церковные представители занимаются. А то, о чем мы говорим, то, о чем у нас сердце болит, — это исповедание веры. Правильная позиция в этих вопросах сегодня равняется верности Православию, а значит, верности Христу. Есть и другие не менее важные вопросы жизни христианина. Я размышлял… — старец закашлялся, достал платок и промокнул губы. Потом продолжил: — Простите, отцы, я поделюсь с вами сокровенным. Вспоминая пример святых, а также наставления моего аввочки-духовника, и еще исходя из личного опыта, я к таким выводам пришел. Вы уж не судите, я назвал это для себя канонами живой веры и по ним испытываю себя, свою совесть. Вот они: не терять свежести веры; смотреть на Святое Православие глазами ребенка и новообращенного; не стать религиозным обывателем; всегда чувствовать главное таинство веры — присутствие здесь и сейчас Живого Бога; непрестанно взывать ко Христу, как младенец к матери; верить до конца.

Замолчали. Совсем стемнело, в двух шагах уже ничего не было видно. В напряженной ночной тиши гулко потрескивали пылающие дрова, напоминая выстрелы.

— Интересно, что сейчас с отцом Лазарем? — прервал молчание иеромонах Серафим. — Где он теперь? Где инокиня Неонилла?

Старец Салафиил вздохнул:

— Нужно надеяться и молиться, много молиться. Остальное в Божиих руках.

Комментировать

9 комментариев

  • Svetlana, 07.10.2014

    Hochu poblagodarit Avtora za takie dobrie,poleznie i glubokie proizvedenya.Prochitala obe knogi i poluchila ogromnyu polzy dlya dushi moei .Knigi chitautsya legko i ya bi skazala,zahvativaut celikom.Stolko vsego novogo i kazalos bi yzhe znakomogo,no otkrivshegosya s drugoi storoni pocherpnula dlya sebya!Hotelos bi bolshe proizvedenii takogo roda! Esli oni dazhe hot na nemnozhko priblizili tebya k Bogy,znachit missiya i staraniya avtora ydalis! Hrani Vas Gospodi !Mudrosti i tereniya vsem zhivyshimna zemle!

    Ответить »
  • Алексей, 18.12.2015

    Прочел немного, в разных местах. Странные образы, непонятные высказывания. О погибшем при странных обстоятельствах молиться как о живом? По моему, с этим писателем надо быть поосторожней.

    Ответить »
    • Алёна, 02.08.2018

      Вы меня простите,конечно каждый имеет право на своё собственное мнение,но ТАКИЕ КНИГИ не понять, читая их кусками и обрывками.Эта потрясающая книга заставляет о многом задуматься.Выражаю огромную благодарность автору за такой нужный и важный труд.А вам Алексей я желаю Божьей помощи во всех делах.

      Ответить »
  • Елена, 19.01.2016

    Мне очень понравились книги Начальник тишины и Ангелы приходят всегда. сейчас перечитываю второй раз, прочитала Святогорца, тоже два раза. Когда читаешь книги Инока Всеволода, ты как будто не один и друзья героев, как твои друзья и на душе очень хорошо. Первый раз прочитала на одном дыхании. Спасибо большое. Храни Вас Господь.

    Ответить »
  • Андрей, 12.04.2016

    Понравились книги.
    Православные боевики :))))))

    Ответить »
    • Юлия, 02.06.2017

      Это не боевики, это действительно  и на самом деле так происходит, борьба то невидимая, но по Божьему промыслу может быть очень ощутимой.

      Ответить »
  • Маргарита, 05.05.2018

    Благодарю Вас, автор, за книгу. Я переживала вместе с героями и будто бы слилась с чувствами Синильги. После прочтения осталась светлая, но очень долгая грусть; хочется всем пожелать такой посланной Господом искренней, неземной любви для встречи в этой жизни и сохранения её в вечности, где нет ни болезни, ни печали… А пока мы здесь — постараемся приумножать радость и беречь друг друга изо всех сил! До возможных встреч

    Ответить »
  • Александр, 21.02.2019

    Книга понравилась, прочитал на одном дыхании. Вроде написана как роман, но много в ней глубоких мыслей о нашей грешной жизни, о Боге, о вечности…
    Просто здорово, как автор сумел вложить столько христианских, православных тезисов.
    По сути как притчи, в каждой главе можно найти глубокий смысл.
    Спасибо! Храни Вас Господь!

    Ответить »
  • Наталья, 21.02.2019

    С удовольствием посмотрела бы фильм, снятый по этому произведению. Для хорошего режиссера — это находка (по моему мнению). Конечно, не возможно было бы передать всю глубину мыслей, но сюжет был бы замечательный.

    Ответить »