Детская православная хрестоматия

Детская православная хрестоматия

(21 голос4.5 из 5)

Святые угодники Божии

Кто такие святые?

Навер­ное, вы уди­ви­тесь, услы­шав, что свя­тые были такие же люди, как и каж­дый из нас.

Они испы­ты­вали те же чув­ства, что и мы, их души посе­щали как радость, так и разо­ча­ро­ва­ние, не только надежда, но и отча­я­ние, как вдох­но­ве­ние, так и уга­са­ние. Более того, свя­тые испы­ты­вали точно такие же иску­ше­ния, что и каж­дый из нас, а льсти­вые соблазны, словно слад­ко­звуч­ные сирены, манили каж­дого из них своей пле­ни­тель­ной, гип­но­ти­че­ской силой. Что же подвигло их к тому уди­ви­тель­ному, что испол­няет душу неиз­ре­чен­ным све­том и что мы назы­ваем святостью?

Преподобный Ефрем Сирин

В начале IV века в Сирии жил некий юноша Ефрем. Его роди­тели были бед­ные, однако искренно верили в Бога. А Ефрем стра­дал раз­дра­жи­тель­но­стью, мог из-за пустя­ков всту­пать в ссоры, пре­да­вался худым замыс­лам, и глав­ное, сомне­вался в том, что о людях забо­тится Бог. Одна­жды Ефрем запаз­ды­вал домой и остался ноче­вать возле стада овец с пас­ту­хом. Ночью волки напали на стадо. А утром Ефрема обви­нили, что он под­вел к стаду воров. Его поса­дили в тем­ницу, куда заклю­чили еще двоих: одного обви­няли в пре­лю­бо­де­я­нии, а дру­гого – в убий­стве, при­чем также без­винно. Ефрем много раз­мыш­лял над этим. На вось­мой день он услы­шал во сне голос: «Будь бла­го­че­стив, и ура­зу­ме­ешь Про­мысл Божий. Пере­бери в мыс­лях, о чем ты думал и что делал, и по себе дозна­ешь, что эти люди страж­дут не неспра­вед­ливо». Ефрем вспом­нил, как неко­гда со злым умыс­лом он выгнал из загона чужую корову, и она погибла. Заклю­чен­ные с ним поде­ли­лись, что один участ­во­вал в обви­не­нии жен­щины, окле­ве­тан­ной в пре­лю­бо­де­я­нии, а дру­гой видел тонув­шего в реке чело­века и не помог. В душе Ефрема насту­пило про­зре­ние: ока­зы­ва­ется, в нашей жизни ничто не совер­ша­ется про­сто так, за каж­дый посту­пок чело­век несет ответ­ствен­ность перед Богом, – и с этой поры Ефрем решил изме­нить свою жизнь. Все трое вскоре были отпу­щены на сво­боду. А Ефрем во сне вновь услы­шал голос: «Воз­вра­тись в место свое и покайся в неправде, убе­див­шись, что есть Око, над всем над­зи­ра­ю­щее». Отныне Ефрем был крайне вни­ма­те­лен к соб­ствен­ной жизни, он много молился Богу и достиг свя­то­сти (это пре­по­доб­ный Ефрем Сирин, день памяти – 10 фев­раля). Итак, свя­тые потому и стали святы, что, во-пер­вых, уви­дели свою непра­вед­ность, уда­лен­ность от Бога (не надо думать, что каж­дый угод­ник Божий был изна­чально свя­тым). А во-вто­рых, они глу­боко ощу­тили, что ника­кое добро невоз­можно совер­шить без Бога. К Нему они обра­ти­лись всей душой. Им при­шлось много бороться со злом, и прежде всего в самих себе. В этом – их отли­чие от обык­но­вен­ных геро­и­че­ских лич­но­стей. Зем­ные герои пыта­ются изме­нить мир путем внеш­ней борьбы за спра­вед­ли­вость. А свя­тые вли­яют на мир путем внут­рен­него его пре­об­ра­же­ния, и начи­нают это пре­об­ра­же­ние с самих себя. Если Петр I, хотя и был воле­вым чело­ве­ком, сокру­шался: «Усми­рил стрель­цов, оси­лил Софью, побе­дил Карла, а себя пре­воз­мочь не могу», то свя­тые сумели побе­дить себя. Потому что они пола­га­лись на Бога. А кто может быть силь­нее Бога? Его бла­го­дать иско­ре­няла в их душах все тем­ное, а затем про­све­тила их ум и сердце к виде­нию уди­ви­тель­ных тайн.

Вале­рий Духа­нин, кан­ди­дат богословия

Илья Муромец

День памяти 1 января

Досто­вер­ных све­де­ний о житии пре­по­доб­ного Илии Муромца Печер­ского, жив­шего в XII веке, сохра­ни­лось мало.

Роди­ной его счи­та­ется суще­ству­ю­щее доныне село Кара­ча­рово под Муро­мом во Вла­ди­мир­ской обла­сти. Отцом был кре­стья­нин Иван, Тимо­феев сын, а мать – Евфро­си­нья. Народ­ное пре­да­ние отож­де­ствило его со зна­ме­ни­тым бога­ты­рем Ильей Муром­цем, о кото­ром скла­ды­ва­лись мно­го­чис­лен­ные былины. С дет­ства и до 30 лет Илья был пара­ли­зо­ван, а потом чудес­ным обра­зом полу­чил исце­ле­ние от трех вещих стар­цев – калик пере­хо­жих (нищих стран­ни­ков), – кото­рые пред­ска­зали, что «смерть ему на бою не писана». Взяв роди­тель­ское бла­го­сло­ве­ние, Илья много лет состоял в дру­жине киев­ского князя Вла­ди­мира Моно­маха – был «пер­вый бога­тырь во Клеве», не знав­ший поражений.

Стр. 1 из 91 Следующая

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Открыть весь текст
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки