<span class=bg_bpub_book_author>архим. Тихон (Шевкунов)</span> <br>Несвятые святые и другие рассказы

архим. Тихон (Шевкунов)
Несвятые святые и другие рассказы - Отец Гавриил

(1675 голосов4.3 из 5)
Оглавление

Отец Гавриил

Безраздельным владыкой и хозяином Псково-Печерского монастыря в те годы был наместник архимандрит Гавриил. О его крутом нраве в церковных кругах до сих пор ходят легенды. А ведь прошло больше двадцати лет с тех пор, как он покинул Печоры и стал епископом на Дальнем Востоке.

Мне рассказывал келарь Псково-Печерского монастыря игумен Анастасий: однажды, в конце семидесятых годов, на псковском рынке, куда отец Анастасий обычно приезжал закупать продукты, к нему подошли двое военных. Они сообщили, что присланы препроводить его, гражданина Попова Алексея Ивановича (так звали отца Анастасия в миру), в городской военкомат.

Там священнику объявили, что приказом военного комиссара его, как военнообязанного, призывают в армию на переподготовку сроком на шесть месяцев. С сегодняшнего дня. Обескураженного и расстроенного отца Анастасия посадили в каком-то кабинете и велели заполнять анкеты.

Вскоре в комнате появился человек в штатском. Он подсел к отцу Анастасию, предъявил ему удостоверение офицера КГБ и без обиняков принялся склонять батюшку к сотрудничеству в обмен на отмену длительной поездки в военные лагеря. Расчет был простой: человек, ошеломленный новостью, что его надолго вырывают из привычной жизни, окажется сговорчивее.

Больше трех часов отец Анастасий как мог отбивался от уговоров и угроз. Беседа могла бы продолжаться и дольше, но неожиданно в коридоре послышались крики, чьи-то решительные шаги, и в кабинет без стука ворвался наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Гавриил. Громадный, в роскошной греческой рясе, с огромной черной бородой, с настоятельским посохом, — он был вне себя от ярости. Офицер было вскочил, но отец наместник так свирепо рыкнул на него, что тот окоченел от ужаса. Схватив отца Анастасия за шиворот, словно Карабас-Барабас какого-нибудь Пьеро, отец наместник потащил его вон из военкомата. При этом он направо и налево грозил всем, кто попадался ему на пути, самыми страшными карами.

Как наместник узнал, что его келарь находится в военкомате, осталось неизвестным. И хотя за этим последовал такой скандал, что отцу наместнику пришлось даже ездить улаживать дело в Москву, но в результате отец Анастасий ни на какие военные сборы отправлен не был и впредь его чекисты не беспокоили.

С наместником отцом Гавриилом, так же, как и с его предшественником — Великим Наместником архимандритом Алипием, псковские, а уж тем более районные печерские власти считались всерьез.

Такое отношение само по себе было уникальным в советские годы. Архимандрит Гавриил вел себя с власть предержащими, конечно, не вызывающе, но в особых случаях не слишком церемонился. Он сумел поставить дело так, что один в монастыре отвечал за лояльность к власти. И не допускал даже попыток со стороны сотрудников «органов безопасности» установить с кем-то еще свои специфические контакты. Как ему удавалось прикрывать собой всю остальную братию — его дело. Во всяком случае, мы и сегодня, спустя много лет, благодарны ему за это.

Мы, послушники, боялись отца наместника пуще смерти. Да и осуждали его крепко, грешным делом! И немало удивлялись, как благодушно относятся к нему старцы.

К отцу Иоанну (Крестьянкину) год от года приезжало все больше людей со всей страны. Порой они жили в Печорах по нескольку дней, дожидаясь приема у старца. Очередь к батюшке у братского корпуса выстраивалась с раннего утра до позднего вечера. Это не могло не встревожить соответствующие органы, надзиравшие за монастырем. Давление на наместника, по всей видимости, было оказано нешуточное.

Однажды к мирно стоящей у братского корпуса толпе паломников вдруг подлетел отец Гавриил. Он наорал на несчастных, перепуганных людей и как коршун разогнал всех. Да еще вызвал плотника и велел заколотить дверь в комнату, где отец Иоанн принимал народ.

Несколько дней в Печорах только и говорили о том, что наместник заодно с властями не пускает народ Божий к старцам. Лишь сам отец Иоанн (которому от наместника досталось больше всех) был безмятежен. Да еще и нас успокаивал:

— Ничего, ничего! Я делаю свое дело, а отец наместник — свое.

И действительно, дня через три тот же монах-плотник, который по приказу наместника заколачивал дверь, вновь явился со своим ящиком, аккуратно выдернул гвозди, и отец Иоанн продолжил принимать народ, как и прежде.

Или вспомнить, например, самое прискорбное на моей памяти событие в монастыре, когда из обители ушли сразу десять монахов. Они написали патриарху письмо, в котором заявили, что покидают монастырь в знак протеста против грубого, деспотичного поведения наместника, и требовали незамедлительно удалить архимандрита Гавриила из обители. Все эти монахи были в основном замечательные молодые люди. Они поселились в Печорах в домах прихожан и стали ждать ответа на свое послание.

Для наместника уход братии стал настоящим потрясением. Думаю, он понял, что сильно переборщил с властным и жестким управлением. Во всяком случае, неприступный печерский наместник отправился в город на поиски монахов. Не без труда он разыскал их. Просил у них прощения. Уговаривал вернуться в обитель. Но монахи оставались непреклонны. Они требовали лишь одного: наместник должен быть удален из монастыря.

Вскоре в Печоры прибыла высокая комиссия из Патриархии с указом о снятии архимандрита Гавриила с должности. Престарелый псковский владыка, митрополит Иоанн, созвал монастырский собор. Вся братия собралась в трапезной, и архиерей, приехавший из Москвы, поставил вопрос об отношении к наместнику. Повисло тягостное молчание. И тогда первым слова попросил казначей архимандрит Нафанаил. Он зачитал написанное им обращение к патриарху — с просьбой оставить наместника в обители.

Московский архиерей удивился, но спросил, не хочет ли кто-нибудь еще подписать это послание. Снова повисло молчание. И вдруг с места поднялся самый почитаемый в обители старец, архимандрит Серафим.

— Где подписывать? — как всегда кратко спросил он.

Подошел и поставил свою подпись. За ним подписали духовники и остальные монахи. Несколько монахов воздержались.

Эта история о так называемой «десятке» — ушедшей братии — еще долго с горечью вспоминалась в обители. Особенно тяжело было в первые дни после их ухода, когда на братской трапезе за столом зияли пустующие места.

Через много лет один из членов этой «десятки», иеромонах Антоний, сам ставший наместником Герасимо-Болдинского монастыря, так говорил, обращаясь к своей не всегда усердной братии (монолог этот был напечатан в одной православной газете): «Нет на вас наместника Гавриила! Надо бы вам Гавриила хотя бы на месяц! Вы бы узнали, что такое монастырь. Владыка Гавриил — не жадный, добрейший человек, любил дарить подарки, принимать гостей, но характер у него жесткий. И еще: владыка Гавриил — человек глубоко верующий. Я вспоминаю, как он молился: службы были всегда насыщенные, торжественные, продолжительные. А характер у него был, конечно, не мед. Впрочем, я считаю, что, если бы я попал в его шкуру, я поступал бы так же, как и он. Потому что по-другому нельзя было тогда поступать».

Можно ли было на самом деле поступать так или нет, это, конечно, особый вопрос. Как говорил один мой знакомый врач «характер не лечится». И вслед за коротким относительным затишьем, наступившим после ухода «десятки», всем в монастыре стало ясно, что наместник ничуть не изменился.

Для отца Гавриила, выбравшего монашеский путь в шестнадцать лет, храм и вообще Церковь были самым что ни на есть родным домом. И он абсолютно естественно ощущал себя в монастыре безраздельным хозяином и всевластным домоправителем, поставленным на послушание наместника Самой Царицей Небесной, Покровительницей обители. Он очень по-своему, но остро и живо чувствовал ответственность перед Господом за монастырь и за вверенную ему братию. А что думают о нем другие, его совершенно не интересовало. За тринадцать лет наместничества он ни разу не брал ни дня отпуска или выходных и держал всех в суровой узде. Хотя сегодня многие в Печорах вспоминают, что за этой его жесткостью и даже грубостью скрывалось по-настоящему отзывчивое сердце. Отец Гавриил, как впоследствии выяснилось, тайно помогал многим людям, без преувеличения, сотням печерян. Это теперь мы, тогдашние послушники, понимаем, что наместнику не было никакого интереса да и времени зловредно придираться к нам, как тогда казалось. Попросту отец Гавриил не терпел расхлябанности, а еще больше — безответственности и небрежности в Божьем деле. Но все-таки характер у него и правда был, мягко говоря, не сахар.

В те дни, когда я усердно постигал премудрости ухода за коровами и телятами и совершенствовал технику уборки навоза, меня вызвал отец благочинный и объявил, что с завтрашнего дня я становлюсь еще и иподьяконом у наместника архимандрита Гавриила.

Это прозвучало как гром среди ясного неба. Быть иподьяконом у наместника считалось самым страшным послушанием в монастыре. Хотя обязанности иподьякона были совсем не сложными: во время богослужений помогать наместнику облачаться в священнические одежды, держать пред ним Служебник с молитвами да подавать настоятельский посох. Но, зная грозную натуру отца Гавриила, все очень меня жалели. Отец Иоанн отправлял меня на первую службу, как провожают на войну. И действительно, ни один мой самый незначительный просчет не проходил даром.

Итак, после ночной смены на скотном дворе я должен был привести себя в порядок перед литургией и идти на послушание в алтарь. Но как я ни отмывался под душем, въевшийся запах коровника до конца отбить не удавалось.

— Фу, Георгий, ну почему от тебя все время несет этим навозом?! — всякий раз морщился отец наместник, как будто не знал, что именно по его благословению я ночь напролет убирал за тридцатью коровами, быком и десятком телят.

Он даже специально завел в алтаре бутыль с французским одеколоном и обильно окроплял меня, прежде чем я приступал к своим обязанностям.

Так что если иподьяконствовать я приходил, распространяя вокруг себя сугубо сельские ароматы, то в коровник после службы возвращался, напротив, источая тончайшие французские благовония, — к большому неудовольствию моих коров.

* * *

В одной древней монашеской книге рассказывается:

«Однажды старец взял сухое дерево, воткнул его на горе и приказал Иоанну ежедневно поливать это сухое дерево ведром воды до того времени, как дерево принесет плод. Вода была далеко от них. Утром надо было идти за нею, чтоб принести к вечеру. По истечении третьего года дерево прозябло и принесло плод. Старец взял плод, принес в церковь к братии и сказал им: приступите, вкусите от плода послушания».

Эта история произошла полторы тысячи лет назад в египетском монастыре во времена первого и великого христианского монашества. Но и в последующие столетия, вплоть до наших дней, подобных примеров силы искреннего послушания — великое множество. Только сегодня духовники, если и будут требовать беспрекословного послушания, то в самых что ни на есть исключительных случаях. И не столько потому, что теперь меньше истинных подвижников-старцев, а оттого, что нет истинных послушников.

Вообще, подлинный, а не притворный, разыгрывающий роль старца духовник всегда будет советовать, убеждать, порой настаивать, но никогда не станет подавлять волю христианина. А от священника, который настырно требует беспрекословного послушания во всем, и вовсе надо бежать, как от беса.

В Церкви различают то, что называется благодатным духовным послушанием старцам и духовникам (если, конечно, это истинные старцы и духовники), и дисциплинарное, административное послушание церковному священноначалию. Помню, как в некоторых случаях отец Иоанн и другие старцы посылали за ответом на какие-то вопросы к отцу наместнику, говоря, что через него, как через игумена монастыря, Господь откроет Свою волю.

Но есть ли у монашеского послушания границы? Как говорил отец Иоанн, священноначалия следует слушаться всегда и во всем. Вплоть до того, когда повеление, например, игумена, кажется непонятным, нелогичным, даже опасным для жизни. На свете есть только один повод, когда послушник может, и не просто может, а должен, оказать неповиновение, говорил отец Иоанн. Это если приказание противоречит евангельским заповедям. Но такого, слава Богу, на моем веку не случалось.

А в остальном — и правда послушание до смерти. Бывало и такое.

Печоры представляли собой удивительно чистый и уютный городок, с особым укладом, сложившимся за века вокруг древнего монастыря. Здесь счастливым образом сочеталась православная культура церковной Руси и бытовая аккуратность соседней Эстонии. Помимо того что в Печорах — в отличие от большинства советских городов — было необычайно опрятно и красиво, здесь даже в восьмидесятые годы молодые люди, собиравшиеся по вечерам на скамеечках, вставали, когда мимо проходил пожилой человек. Основную часть печерян составляли люди верующие. Сквернословия на улицах нельзя было услышать. Двери в домах, отлучаясь, здесь, как правило, подпирали палочкой, а если и закрывали на ключ, то не таясь клали его под половичок.

Наверное, кому-то из руководящих товарищей все это показалось ненормальным. Чтобы исправить ситуацию, в один прекрасный день в этом заповедном уголке решили разместить «химиков». Так в те годы называли уголовных преступников, которым после тюрем и лагерей надлежало провести еще несколько лет в спецпоселениях.

Эти «новоселы» сразу привнесли в жизнь города свои нравы. Начались драки, матерщина, поножовщина, невиданное здесь ранее воровство. Дошло до того, что грабители принялись кружить вокруг монастыря, обирая паломников.

Однажды несколько бандитов явились в монастырь, к Святым воротам. Приставив нож к горлу сторожа отца Аввакума, они потребовали на следующий день принести им сто рублей. Аввакум со всех ног примчался к отцу наместнику.

— Что хочешь со мной делай, отец наместник, а я больше туда дежурить не пойду! — вопил дед.

Отец Гавриил лишь грустно взглянул на него и воздел руки к небу.

— Горе мне! — воскликнул он. — До каких дней я дожил! Монах может умереть на святом послушании — и отказывается от этого. Кто умирает на послушании, сразу восходит в Царствие Небесное! Горе мне, до чего я дожил…

Эти слова пронзили старика Аввакума как молния.

— Прости, отец наместник! — вскричал он. — Я все понял! Да я за святое послушание… Благослови!

И, получив от отца наместника благословение, Аввакум решительно зашагал к Святым воротам — умирать.

Когда мы спросили, а что было бы, если бы Аввакума и правда зарезали, отец наместник спокойно ответил:

— Мы бы его отпели.

Слава Богу, до этого не дошло.

И хотя, как стало известно, наместник предпринял все меры для того, чтобы Аввакум остался жив и невредим, старый схимник, конечно же, не потерял награды своей. Как говорили святые отцы, Господь принимает не только наши дела, но даже искренние намерения и решимость.

Дисциплинарное послушание наместнику в монастыре для всех нас было безусловным и само собой разумеющимся. Именно, подчеркну, безусловным, сколь это ни покажется светским людям странным, глупым и нелепым. Даже у людей церковных такое прямолинейное послушание порой вызывает шок, возмущение, потоки гневных обличений. Целые тома исписаны на тему абсурдности и вреда послушания. Это не вина просвещенных авторов подобных сочинений. Просто они не понимают, что в монастырях своя жизнь, подчиненная особым законам. Цель и смысл этих законов далеко не все могут ощутить.

Рассказывают (это случилось еще до моего прихода в монастырь), как-то в обитель на праздник приехал недавно рукоположенный дьякон из Ленинградской духовной академии. Он был учен, важен и со снисходительностью посматривал на невежественных монахов провинциального монастыря.

У наместника в алтаре было любимое, необычайно красивое кадило, такое огромное, что мы называли его «вавилонской печью». В него вмещалось полведерка пылающих углей. Пользовался этим кадилом отец наместник исключительно сам. Да оно и было таким тяжелым — металл, позолота, камни, цепи, — что только мощный отец Гавриил мог с ним справиться. Иногда, впрочем, под особое настроение отец наместник во время всенощной обращался, например, к отцу Иоанну:

— Отец архимандрит, совершите каждение!

Отец Иоанн, которому и поднять-то такое кадило было непросто, смиренно кланялся (это к вопросу о дисциплинарном послушании), брал это кошмарное орудие и начинал кадить. Но очень скоро настолько уставал, что завершал каждение двумя руками, еле держа цепи.

Отца наместника это весьма веселило. А когда кто-то пытался высказать отцу Иоанну свое сочувствие, тот с удивлением говорил:

— Что вы так возмущаетесь? Кому же меня и смирять, как не отцу наместнику?

Но вернемся к питерскому гостю. Увидев висящее в пономарке чудесное кадило, он возгорелся желанием сейчас же применить его в деле. Пономари со страхом пояснили, что этим кадилом может священнодействовать только отец наместник. Академист поднял на смех глупых провинциалов и решительно приказал подать ему именно это кадило. Послушники-пономари, для которых выпускник духовной академии был почти небожителем, сдались.

И вот питерский дьякон предстал в алтаре, вознося перед отцом наместником пылающую углями и дымящуюся благородным фимиамом драгоценную кадильницу. И торжественно произнес положенное:

— Благослови, владыко, кадило!

Наместник по привычке занес было руку для благословения и… замер! Он просто не поверил своим глазам! Осознав наконец, что его любимое кадило посмел взять какой-то питерский дьяконишка, отец наместник тихим, леденящим кровь шепотом произнес:

— Тебе кто это дал?!

Дьякон замер с вознесенным кадилом. Лишь рука его затряслась так, что на весь алтарь раздался зловещий звон драгоценных цепей.

— Брось его сейчас же! — повелел наместник. Академист совсем окоченел от ужаса.

— Брось, кому говорят! — снова скомандовал наместник.

В алтаре на полу были расстелены ворсистые ковры. Кадило пылало добрым ведерком углей. Академист впал в предобморочное состояние. Было очевидно, что в Ленинградской духовной академии они такого не проходили. Отец наместник, не сводя с него глаз, поманил пальцем старого иеродьякона Антония и коротко скомандовал ему:

— Забери у него кадило!

Антоний выхватил кадило из руки питерца.

— Брось его, — велел наместник.

Ни секунды не раздумывая, Антоний разжал пальцы, и кадило с печальным звоном обрушилось на ковер. Пылающие угли тут же рассыпались, ковер заполыхал. Стоящие вокруг бросились ладонями тушить огонь, ползая на коленях у ног наместника. А тот, в дыму и пламени, сверху величественно взирал на эту картину.

— Вот как надо исполнять послушание! — заключил наместник.

И, оборотившись к питерскому дьякону, бросил:

— А ты — вон из алтаря!

«И в чем здесь смысл? — спросят у меня. — Разве это не пример самого настоящего мракобесия, самодурства и деспотии? Разве о таком послушании говорили святые отцы?»

А мне и возразить-то нечего… Кроме разве того, что мы, монахи, и вправду какие-то ненормальные люди, если воспринимаем подобного рода вещи в целом как должное.

Однажды нечто подобное случилось и со мной. Но тогда уже сам отец наместник чуть не поплатился за им же воспитанное непреложное послушание.

Как-то поздней осенью я неделю проболел и, придя на всенощную в алтарь, увидел на столике, где обычно располагались книги и личные предметы отца наместника, новую для меня и очень красивую вещь — старинный, в золоте малахитовый подсвечник с толстой восковой свечой. Печоры — это русский Север, осенью здесь быстро смеркается. Поэтому наместник и принес подсвечник в алтарь — для чтения по книге положенных на всенощной молитв. Но для моих молодых глаз в алтаре было достаточно светло, и поэтому я сообразил обо всем этом слишком поздно.

В положенное время я, как обычно, взял Служебник и раскрыл его перед отцом наместником. Но он сказал мне:

— Возьми свечу.

Я послушно положил книгу и взял подсвечник, ожидая дальнейших указаний.

— Ну и что? — хмуро спросил наместник, досадуя на мою недогадливость.

— А что мне с ним делать? — наивно поинтересовался я.

Отец наместник еще больше расстроился.

— Что-что… Вышвырни его на улицу!

До сих пор помню, как это восхитило меня тогда. Мгновенно вспомнились древние подвижники, которые по приказанию игумена за послушание годами поливали сухие палки, бросались в море, шли по воде, выбрасывали в пропасть найденные на дороге слитки золота…

Я представил, как выбегу сейчас из храма и изо всех сил запущу этим драгоценным, но, конечно же, бренным, с точки зрения вечности, подсвечником о каменную паперть! И малахит зелеными брызгами разлетится в воздухе… Я так стремительно рванулся к двери, что наместник еле успел ухватить меня за подрясник.

— Ты что, сумасшедший? — испуганно спросил он, поспешно отбирая у меня антикварную вещь.

— Но вы же сами сказали! — удивился я. Наместник оглядел меня действительно как душевнобольного и произнес:

— Георгий, не пугай меня. Зажги свечу. Разве не видишь, что здесь темно?

Наконец-то я понял, что мне следовало сделать. Сожалея, что не смогу исполнить настоящего древнего послушания, а заодно и стать свидетелем такого зрелища, как малахитовый салют, я зажег свечу и, вздохнув, раскрыл перед отцом наместником книгу.

Уже упоминалось, что наместник совершенно не терпел, когда его приказания не выполнялись. Но вот загадка — на самом деле не всякие приказания наместника мы исполняли, и даже напротив, поступали порой совершенно противоположно. А он при этом нисколько не сердился и делал вид, будто ничего не замечает. Да и мы относились к такому ослушничеству совершенно спокойно, без малейших угрызений совести. Скажем, разгневается наместник на какого-нибудь не понравившегося ему паломника или на глупого дерзкого туриста и закричит, грозно указывая перстом:

— Схватить его! Выкинуть вон из монастыря!!! Мы, разумеется, со всех ног кидаемся исполнять приказание. А подбежав к несчастному, шепотом успокаиваем его и мирно препровождаем к воротам.

Наместник все это прекрасно видел и молчаливо одобрял: и послушание исполнили, и с дурацким усердием не переборщили.

Вообще отец наместник прекрасно понимал, что нужно его монахам. А нужно им было лишь умножение веры и смирения. В древних монашеских патериках описывается немало историй, как игумены монастырей доставляли даже совершенным инокам поводы для смирения и незлобия.

Как-то летом я дежурил на Успенской площади. Наместник в этот час, как обычно, вышел из своего дома, чтобы обойти монастырь. И тут к нему приблизился какой-то незнакомый мне крепкий хлопец. Я услышал, что он просит принять его в обитель.

— А ты послушания исполнять готов? — строго спросил наместник.

— А как же, батюшка, любое!

— Неужели любое? — поинтересовался наместник.

— Так точно! Любое! — с жаром отрапортовал хлопец.

В это время через Успенскую площадь ковылял старенький монах отец М.

— Ну, если ты и правда готов на любое послушание, то подойди к этому деду и поддай ему так, чтобы он улетел подальше! — велел наместник.

Вмиг хлопец подлетел к старому монаху и отвесил ему такого пинка, что старик рыбкой улетел на несколько шагов. Но тут же неожиданно резво вскочил и бросился хлопцу в ноги.

— Прости меня, грешного, сынок! Прости! — чуть не плакал монах, видимо, помыслив, что невесть чем разгневал молодого человека.

— Да подожди ты! — отмахнулся от него хлопец. И снова предстал пред наместником, с готовностью ожидая дальнейших приказаний.

Отец наместник с искренним изумлением оглядел хлопца с ног до головы.

— Н-да… — протянул он. — Ну ты, брат, и дурак! С этими словами наместник достал из кармана двадцать пять рублей:

— Вот тебе на билет. И поезжай-ка ты домой.

А отец М., поклонившись наместнику, снова, прихрамывая, побрел своей дорогой.

Эта история вызвала в монастыре множество негодующих высказываний в адрес отца Гавриила. Но один, очень независимого нрава, уважаемый и образованный монах сказал:

— На самом деле вы ничего не понимаете. Вот сейчас вы принялись осуждать наместника. А я не стану ни одобрять, ни осуждать его поступок. Судить о делах настоятеля — не моя мера. Конечно, у нас все любят и почитают отца М. Вы нередко слышите, как его хвалят, а при случае и ставят в пример. Все это отцом М. вполне заслужено. Но для него, как для монаха, — весьма не полезно.

Мы с интересом ждали, что он скажет дальше.

— С одной стороны, — продолжал наш собеседник, — отец наместник совершил по отношению к отцу М. совершенно дикий поступок. Но с другой стороны, желал наместник этого или нет, он сделал для отца М. самое драгоценное и полезное, что только можно сделать для монаха: подарил ему то, что в монастыре больше никто не дерзнет для него сделать — возможность для смирения. Он сделал это грубо? Да! Очень грубо? Согласен! Но помните историю про великого авву Арсения — того самого, который до ухода в монастырь был знатным вельможей при императорском дворе в Константинополе и даже воспитателем царских детей? Однажды игумен в присутствии всей братии ни с того ни с сего отогнал почитаемого всеми авву Арсения от братской трапезы и даже не разрешил присесть за стол, а оставил стоять у дверей. И только, когда трапеза подходила к концу, бросил ему, как псу, сухарь. Братия монастыря потом спросила авву Арсения, что он чувствовал в этот момент? Старец отвечал: «Я помышлял, что игумен, подобный Ангелу Божию, познал, что я подобен псу и даже хуже пса. И это — правда! Потому он и подал мне хлеб так, как подают псу». Сам же игумен, увидев великое смирение Арсения, сказал: «Из него будет искусный инок».

Наш собеседник помолчал немного и продолжал:

— Вот так, через непонятное, загадочное для мира смирение, и только через него, христианин приближается к одному из двух своих самых главных открытий в жизни. Первое из этих открытий состоит в том, чтобы узнать правду о самом себе, увидеть себя таким, каков ты есть на самом деле. Познакомиться с самим собой. А это, поверьте, очень важное знакомство. Ведь огромное число людей так и проживает век, не узнав себя. Мы ведь имеем лишь те или иные представления и фантазии о самих себе — в зависимости от наших тщеславия, гордыни, обид, амбиций. А истина, сколь горьким нам это ни покажется, такова, что мы «несчастны, и жалки, и нищи, и слепы, и наги»… Помните эти слова из Апокалипсиса? Это открывается лишь через евангельский, предельно честный взгляд на себя. Если хотите, это и есть истинное смирение. Оно ничуть не унижает человека, Напротив, прошедшие через испытание этой последней и страшной правдой становятся святыми. Теми прозорливыми, пророками и чудотворцами, которыми вы так восхищаетесь.

— А второе открытие? — спросили мы. — Вы сказали о двух главных открытиях в человеческой жизни. Первое — познакомиться с самим собой. А второе, в чем оно?

— Второе? — улыбнулся монах. — Вы знаете о нем не хуже меня. Эту истину Церковь терпеливо напоминает нам на каждой без исключения службе: «Христос — истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

Мы от души поблагодарили нашего собеседника.

Прощаясь с нами, он сказал:

— Но если кто-то из вас станет игуменом, не вздумайте даже помыслить подражать отцу Гавриилу и подобным образом смирять братию! У нашего наместника к этому делу особая харизма, — усмехнувшись, добавил он. — А благодарить надо не меня, а отца М. за тот урок смирения, который он нам всем преподал. Помните, как в древнем патерике один подвижник ответил на вопрос, как можно стать настоящим монахом? Этот великий подвижник взял свою мантию, бросил на землю, истоптал в пыли и сказал: «Если человек не смирится вот таким образом, он не станет монахом».

* * *

Если человек не смирится, он не станет монахом. Ему не откроется Бог — Такой, Какой Он есть, не в книжках и рассказах других людей, а познанный на собственном опыте. И бесцельно пройдут годы и десятилетия. В осуждение будут самые высокие духовные саны — священство, игуменство, архиерейство.

Вскоре после того как митрополит Питирим забрал меня в Москву, мои отношения с архимандритом Гавриилом стали складываться не лучшим образом. Причиной тому послужил фильм, который я несколько лет снимал в Псково-Печерском монастыре.

Митрополит Питирим купил для издательства редкостную в те восьмидесятые годы любительскую видеокамеру. Я брал ее с собой в Печоры, чтобы запечатлеть неумолимо уходящую в вечность жизнь монастыря и в первую очередь старцев. Через много лет из отснятых тогда материалов был сделан фильм о Псково-Печерском монастыре.

Но однажды (то ли кто-то наговорил отцу наместнику, то ли эта мысль сама пришла ему в голову) архимандрит Гавриил решил, что я, по заданию патриарха, выискиваю в монастыре всякого рода недостатки и передаю Святейшему отснятый материал. Как ни обидно мне было услышать такое, как ни пытался я объяснять, что у меня и в мыслях ничего подобного нет, но мои приезды в обитель — даже просто к отцу Иоанну — стали превращаться в серьезную проблему. Тут-то я и припомнил многочисленные рассказы о жестокости и своенравии наместника, жалобы на его подозрительность.

Мои обиды и угрюмые помыслы, разумеется, не способствовали улаживанию наших отношений. Вскоре архимандрита Гавриила сделали епископом на Дальнем Востоке, но и это ничего не изменило: дошло до того, что мы с ним еле здоровались, встречаясь на службах в Москве, о чем я со стыдом вспоминаю. Кем был я, а кем он — епископ Церкви Христовой?! Однако, как бы то ни было, из песни слова не выкинешь…

Прошло три года. Я спокойно приезжал в монастырь уже при других наместниках. А вот в судьбе епископа Гавриила произошли изменения.

Священники на Дальнем Востоке были совсем другими людьми, нежели печерские монахи. О беспрекословном послушании, к которому привык владыка Гавриил в монастыре, здесь говорить было весьма сложно. И вот однажды в храме какой-то священник затеял весьма дерзкую перепалку с владыкой Гавриилом. Тот, по своему обычаю, грозно пресек его. В Печорах это было в порядке вещей. Но здесь батюшка пришел в ярость и с выражениями, далекими от церковнославянского языка, схватил один из богослужебных предметов, острое копие, — и пошел с ним на своего архиерея. Надо знать владыку Гавриила: он, как я представляю, хоть и был немало удивлен, но ничуть не испугался. За шиворот выволок дерзкого священника из храма и спустил его с лестницы.

Священник написал жалобу в Патриархию и даже обратился к светским властям. Снова была создана патриархийная судебная комиссия, но на этот раз все обернулось строгим церковным приговором. Владыка Гавриил был отстранен от управления кафедрой и запрещен в священнослужении на три года.

Суд над ним проходил в Москве. В день, когда было объявлено решение, я, сам не зная, чем эта затея обернется, приехал в гостиницу, где остановился владыка Гавриил. Все-таки он был моим первым наместником, принявшим меня в монастырь, и мне было не по себе от мысли, что в такую тяжелую минуту все, может статься, оставили его — правого или виноватого. Мне вспомнилось то доброе, что было связано с отцом наместником, и я решил хоть как-то (непонятно, правда, как) поддержать его.

Я разыскал его номер и уже собирался постучать, но вдруг услышал из-за дверей громкий разговор, точнее, настоящую перебранку. Я уже было решил сбежать подобру-поздорову, но дверь шумно распахнулась, и из номера вышли два человека, чем-то до крайности недовольные. Вслед за ними появился владыка Гавриил со словами:

— Вон отсюда, мерзавцы, пока я вас с лестницы не спустил!

«Начинается! — подумал я. — Видно, на Дальнем Востоке у него вошло в привычку спускать с лестницы. В Печорах, помнится, такого не было. Сейчас, чего доброго, и за меня возьмется!»

— А ты что тут делаешь?! — грозно спросил владыка Гавриил, заметив меня.

— Просто пришел вас навестить, — испуганно пролепетал я.

Владыка мрачно оглядел меня с ног до головы.

— Ну, заходи, — сказал он, пропуская меня в номер. Мы просидели с ним до позднего вечера. Владыка

уже никуда не торопился. Он заказал в номер бутылку коньяка и какую-то еду. Мы вспоминали Печоры, владыка рассказывал, как он открывал храмы в своей далекой епархии. Рассказал он, что два человека, только что столь неучтиво выставленные им из номера, были представителями какой-то альтернативной «церкви», называющие себя «катакомбниками». Узнав, что епископ Гавриил отстранен от должности, они пришли к осужденному и, естественно, обиженному архиерею с предложением стать епископом в их «церкви». На что владыка Гавриил им ответил:

— Ну уж нет! Я в нашей Церкви крестился, здесь стал монахом, священником, епископом. Может, конечно, и плохим епископом, если Церковь меня запретила. Но в этой Церкви я родился, в этой Церкви я и умру! Поэтому…

Далее последовала та самая и, конечно же, совершенно неподходящая для архиерея тирада о мерзавцах и о спуске с лестницы, невольным свидетелем которой я оказался.

* * *

Владыка уехал в Хабаровск. Мы изредка переписывались. В письмах он открылся для меня с совершенно неизвестной стороны. Одно из писем начиналось словами из Псалтири, которыми царь Давид с благодарностью обращался к Богу в момент самого тяжелого испытания в своей жизни: «Благо мне, яко смирил мя еси!» Это было поразительное письмо. Но, кажется, в суете и круговороте дел я так и не ответил на него.

Спустя три года с владыки Гавриила было снято запрещение, и его направили епископом в город Благовещенск.

Я к тому времени уже служил в Сретенском монастыре. Приезжая в Москву по делам, владыка стал останавливаться в нашем монастыре, чему я и братия были искренне рады. Один раз владыка Гавриил съездил и в Печоры. Рассказывают, на его службу собралось множество людей. Как водится, забыты были все старые обиды. Некоторые монахи и прихожане плакали, подходя к нему под благословение. Растроган был и владыка. Больше он в Печоры не приезжал.

У нас в Сретенском нередко стали останавливаться и священники из Благовещенской епархии. Как-то я не удержался и спросил у них, каков их архиерей. Добрый или грозный?

— Самого он очень добрый… Но — такой грозный!

Дальше последовали рассказы, из которых я окончательно заключил, что характер не лечится.

Много лет спустя я сопровождал Святейшего патриарха Кирилла в поездке на Дальний Восток. В Южносахалинск на службу к Святейшему приехал и владыка Гавриил. Ему уже исполнилось семьдесят лет. В мою бытность в монастыре, помнится, ему было чуть больше сорока. После патриарших служб и официальных встреч мы собрались небольшим кругом на ужин. Присутствовали несколько священников и один молодой епископ. Был и владыка Гавриил.

Атмосфера за столом сложилась теплая и братская. Вспоминая о прошлом, я решился спросить у владыки Гавриила, как он жил, когда был в запрещении. Все, в том числе и молодой епископ, с интересом ждали, что же расскажет владыка. Ведь каждый понимал, что жизнь не проста и с любым из нас может случиться всякое. От сумы да от тюрьмы, как говорят, не зарекайся. Владыка не стал уходить от ответа и рассказал свою историю просто и совершенно не красуясь.

После решения Синода о запрещении он вернулся в Хабаровск. За несколько месяцев истощились все его средства, и он пытался устроиться в своей бывшей епархии то пономарем, то сторожем. Но новый архиерей не разрешил священникам брать прежнего епископа на работу в храмы и даже не велел пускать его в алтарь. Все эти годы владыка Гавриил подходил ко Святому причащению, как и его прихожане, вставая в очередь к Чаше. Сложив крестообразно руки, он называл священнику свое имя: «Епископ Гавриил» — и причащался Христовых Тайн. В эти годы, как рассказывал владыка, для него очень важны были любовь и поддержка его паствы, а еще письма, которые он получал от тех, кто знал его прежде, и в первую очередь от архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Работу владыка тоже нашел у своих прихожан: с весны до поздней осени он полол и охранял их огороды, располагавшиеся на каком-то острове на Амуре, неподалеку от Хабаровска. А зимой жил на заработанные летом деньги.

Потом я спросил:

— Владыка, вы прожили удивительную, интересную жизнь. Были молодым послушником в Одесском монастыре, когда там подвизался великий старец схиигумен Кукша. Жили в Святой Земле, трудились секретарем Русской Миссии в Иерусалиме. Долгие годы возглавляли Псково-Печерский монастырь, ежедневно общались со старцами, имена которых долго и перечислять. Потом создавали Дальневосточную епархию. Теперь вы епископ в Благовещенске. Какое время для вас было самым счастливым? Владыка задумался и наконец ответил: — Самыми счастливыми были годы, которые я жил в запрещении. Никогда в моей жизни Господь не был так близко! Вы, может быть, удивитесь, но поверьте, что это именно так. Конечно, когда меня вернули к священнослужению и направили в Благовещенск, мне было очень радостно и приятно. Но та молитва, а главное, та близость Христа, которые я пережил на моих огородах, не сравнимы ни с чем. Это и было лучшее время моей жизни.

Потом он снова помолчал и сказал:

— Братия! Не бойтесь наказания Господня! Ведь Он наказывает нас не как преступников, а как Своих детей.

Больше он ничего не добавил. Но, наверное, не только я, но и все мы, молодые и не очень молодые священники, сидевшие тогда с владыкой за одним столом, запомнили эти слова на всю жизнь.

Комментировать

138 комментариев

  • Евгения, 06.05.2014

    Христос Воскресе! Спаси Господи! Архимандрит Тихон, за богатство, которым Вы щедро делитесь, за укрепление в вере и надежды на Промысл Божий!

    Ответить »
  • Вера, 27.06.2014

    Как будто сама прожила с героями книги. Конечно, слово нехристианское, но, читая или слушая такое искреннее, душевное и доброе повествование про любимых монахов, батюшек, про церковь, я испытывала духовное наслаждение, как будто я с ними или я частично — они. Хотя это естественно — мы члены одной Христовой и Апостольской церкви, прости меня, Боже, за дерзость!

    Ответить »
    • Марина, 15.12.2015

      Вера, что за бред, что «слово нехристианское»? Как раз-таки христианское и понятное как азбука для обычного обывателя.

      Ответить »
  • Ирина, 25.11.2014

    Спасибо за такую книгу. О многом заставляет задуматься. И укрепляет в вере.

    Ответить »
  • татиана, 14.02.2015

    Батюшка Тихон, спасибо за прекрасный русский язык. Повествование столь необычное — с юмором, с легкой иронией порой — что читается эта книга запоем. После ее прочтения (2013) молюсь за игумена Алипия, такого славного слуги Божьего. И как вы правильно отметили, что у многих христиан могут иметь место чудесные истории Божьего Промысла, помощи Пречистой Девы Марии и всех святых, к которым мы обращаемся. Ваша книга помогает утвердиться нам в вере Христовой, особенно в последние скорбные времена, связанные с событиями на Украине. Не часто, но бываю в Сретенском монастыре, чтобы помолиться у раки с мощами свщмуч. Илариона, который однажды преподнес мне хороший урок за недостойное поведение (оскорбила дочь в гневе). Да спасет вас Господь от нападок всякой нечисти! р.Б. Татиана.

    Ответить »
  • тема, 26.07.2015

    у меня уже есть эта книга

    Ответить »
  • Иван, 15.08.2015

    Бегло просмотрел и пришел к выводу, эта книга будет и у меня. Приобрету обязательно. Низкий вам поклон Батюшка Тихон! Храни Вас Господь!

    Ответить »
  • Ирина, 16.08.2015

    Отличная книга! Читается легко и быстро. Многое открылось с новой стороны. Спаси Господи о. Тихона за его прекрасный труд! Как хочется, чтобы подобных произведений становилось больше!

    Ответить »
  • Константин, 14.10.2015

    Прочел. Дважды.
    Прекрасный слог! Чудный юмор!
    Чудесно! На некоторые вещи посмотрел с другой стороны. Еще больше укрепился в своем атеизме!
    Спасибо!

    Ответить »
    • Лиза, 20.07.2021

      Всё нормально. «Характер не лечится»

      Ответить »
    • Николай, 17.01.2017

      Это каким циником надо быть, чтобы после прочтения этой книги остаться атеистом!

      Ответить »
    • Кирилл, 15.10.2015

      Жаль, что Вы не заметили главного…

      Ответить »
      • nadhox82gmail-com, 09.06.2024

        В начале же цитата Паскаля: кто верит тому открывается, кто не верит тому еще больше закрывается.

        Ответить »
  • фотиния, 15.10.2015

    отец Тихон! земной поклон Вам! я прочла Вашу книгу в слезах, и это было огромное счастье.

    Ответить »
  • Марина, 30.10.2015

    Прочла книгу.Какой простой слог.Как все просто и понятно,но главное-вся книга пропитана любовью.Любовью ко всем и ко всему,о ком или о чем бы не говорилость в ней.Я читала,а сама замечаю, как станавлюсь добрее.Спасибо,отец Тихон,за минуты радости,которые я испытала,читая книгу.

    Ответить »
  • Ольга, 05.11.2015

    Прочла книгу с огромным удовольствием! Спасибо,отец Тихон! Буду ждать Ваших новых творений!Вы замечательный автор!Храни Вас Господь!

    Ответить »
  • Пелагея, 07.12.2015

    Отец Тихон! Спасибо за ваш труд’ за то что напоминаете нам об истинах православной веры — пишите искренне’ интересно и душевно. Своей работой вы приоткрывает нам — мирянам’ глубину и силу монашеской веры!

    Ответить »
  • Михаил, 03.01.2016

    Спаси Господи! Отец Тихон! — прочел на одном дыхании — при том, что сам : совершенно не читаемый и не книжный человек — доступно и просто о главном. Храни Вас Господь

    Ответить »
  • Сергей, 26.01.2016

    Премного благодарен архимандриту Тихону, всем его помощникам и кто благословил его на это произведение! Очень радостно и светло от этих рассказов. Безусловно, переполняет гордость за такую самоотдачу всех священнослужителей. И самое главное для меня, что каждый рассказ являет собой особый урок для праведной жизни. Спасение видится только в соблюдении законов божьих в любви и доброте ко всем и ко всему вокруг.

    Ответить »
    • Bilet v SSSR, 24.08.2023

      Законов Бож’их! С большой буквы!

      Ответить »
  • Роман, 06.02.2016

    Дочитал и грустно на душе стало… Как будто с другом расстался… Надеюсь ненадолго

    Ответить »
  • Марина, 08.03.2016

    Прочитав эту замечательную книгу, будто я познакомилась и обрела новых друзей. Прожила вместе с ними.
    Благодарна автору за это творение!!!

    Ответить »
  • Лариса, 14.03.2016

    Спаси Господи за ваш труд, отец Тихон! Вы приоткрыли простым мирянам недоступный внутренний мир монашества и священства. Как будто, все стали ближе и роднее… Отдельная благодарность за ненавязчивые подсказки и ответы, скрытые в этих историях!!! Бог в помощь на пользу нашей церкви и нас, грешных!

    Ответить »
  • Дмитрий, 04.04.2016

    Спаси Господи! Отец Тихон! Подарили книгу на день рождения год назад. И только через год сподобился прочитать. Как же терпеливо ждет нас грешных Господь! Прочел два раза на одном дыхании. Как верно кто то заметил, когда заканчиваешь читать книгу, слезы наворачиваются, будто прощаешься с любимым человеком. Благодарю Вас премного Отец Тихон, что дали мне грешному возможность понять и увидеть! Храни Вас Господь!

    Ответить »
  • Юлия, 28.06.2016

    Очень вдохновляющая книга! Спасибо Вам, отец Тихон за ваше искреннее с любовью изложение Вашего пути. Меня Господь привел к Вашей книге после посещения Печор. Я ничего не знала ни о монастыре, ни об отце Алипии. Побывав в монастыре, мне все очень понравилось и залегло в душу и я решила найти и почитать об отце Алипии и отце Иоанне. И читая об отце Алипии и его потрясающие проповеди, я наткнулась на Вашу душевную книгу. Благодарю Господа Бога и Пресвятую Богородицу! Храни Вас Бог!

    Ответить »
  • Светлана, 28.06.2016

    Храни Вас Господь, Батюшка! Пишите, живите, служите нам, грешным, на радость и в утешение! Книга замечательная, сколько доброты в ней. Душа отогрелась. Спаси Господи!

    Ответить »
  • Ольга, 26.07.2016

    Спасибо огромное, Батюшка! Не могла оторваться, пока не дочитала до конца. Прекрасная книга!!!

    Ответить »
  • Нонна, 03.12.2016

    Отец Тихон! Огромная благодарность вам за книгу!

    Читала несколько дней,и эти дни жила только ожиданием вернуться к книге и погрузиться снова в этот мир, такой замечательный, ни чем не сравнимый,который вы описали так искренно и с большой любовью.Все время чувствовала близость к нам Господа нашего и его любовь к нам.После прочтения вашей книги, еще больше укрепилась в Вере.Спаси и сохрани вас Господь!

    Ответить »
  • Наталья, 12.01.2017

    Читаю книгу регулярно, причем по состоянию души, руки сами тянутся открыть и встретить старых знакомых. Дай Бог здоровья и долгих лет отцу Тихону за такое вечное произведение.

    Ответить »
  • Кузя, 21.01.2017

    Спасибо, отец Тихон! Очень сопереживал всем событиям, и людям, описанным в этой книге. Всё побеждающие Вера, Надежда и Любовь заставляют воспринимать всё удивительное, как должное! Взаимность Бога перед нами всегда благая! Нужно только к Нему повернуться лицом и стать Его отражением.

    Ответить »
  • Василий, 28.01.2017

    Это вторая в моей жизни книга которую я прочитал от начала и до конца. Первой была детская библия. Мне 36 и я не очень люблю читать но написана очень легко. Как говорил мой коллега по работе (программист) я в бога не верю но центральный процессор есть. Храни Вас Бог.

    Ответить »
    • Кирилл, 02.02.2017

      Интересная вера «в центральный процессор»… Чего только не придумают, лишь бы не замечать Бога…

      Ответить »
  • Татьяна, 21.04.2017

    Спасибо за эту книгу. Как то заставляет остановить свои суетные мысли и подумать…

    Ответить »
  • Наталья, 07.06.2017

    Книга очень захватывает! И правда руки сами тянутся к ней. Спасибо Вам за такое теплое знакомство со всеми героями Ваших рассказов!

    Ответить »
  • Татиана, 27.06.2017

    Спасибо большое за замечательную книгу! Храни вас Господь !

    Ответить »
  • Сергей, 28.06.2017

    СпасиБО

     

    Ответить »
  • Татьяна, 17.07.2017

    Во-первых, огромное спасибо за такое посвящение, нас обывателей в такую жизнь, покрытую тайной и не понятную простому человеку.
    Во-вторых, я в 1989году была на экскурсии в Псково-Печёрском монастыре. Впечатление осталось на всю жизнь. Красота не обыкновенная. Был промозглый март месяц, но это только усилило впечатление.
    В-третьих, в страстную неделю 2017г я старалась меньше смотреть развлекательных программ, и на канале Спас увидела фильм об отце Романе, о его поэзии и песнях. И в книге отец Тихон рассказывает об отце Романе.
    Недавно я случайно узнала про эту книгу, в которой для меня всё соединилось воедино. Очень впечатлена прочитанным.
    Благодарю отца Тихона. Да хранит Вас Господь!

    Ответить »
  • Марина, 25.07.2017

    Спасибо огромное за такую чудесную книгу! Прочла книгу и на душе стало тепло и светло. Благодарю отца Тихона. Да хранит Вас Господь!

    Ответить »
    • Bilet v SSSR, 24.08.2023

      Страстная неделя с большой буквы!

      Ответить »
  • Ирина, 29.08.2017

    Очень, очень большое спасибо. Эта книга — как дверь в новый мир. Читаю второй раз. Многим рекомендую. Чудесная, замечательная книга. Спасибо!

    Ответить »
  • Леонид, 01.09.2017

    Отец Тихон!

    Спасибо Вам большое!

    Помогли мне укрепиться в Вере.

    Очень хорошая книга, душевная, настоящая.

    Очень жалко, что сейчас уже нет с нами в этом мире отца Иоана (Крестьянкина).

    Как хочется просто даже рядом постоять с таким великим старцем.

    Спасибо!

    Ответить »
  • Андрей, 09.09.2017

    Эта книга стала первым моим шагом на самом важном пути. Спаси Господи!

     

    Ответить »
  • Наталья, 21.09.2017

    Сегодня прочитала книгу в 3 раз и убеждаюсь, что случайностей в жизни не бывает. Спасибо о. Тихону за возможность прочувствовать, что БОГ всегда  рядом с нами.

    Ответить »
  • Ирина, 17.10.2017

    Отец Тихон, я не могу подобрать слова для благодарности. В интернете я смотрела проповедь отца Владимира из Болгара, и он рассказывал о вашей книге

    Ответить »
  • Павел, 25.10.2017

    Под большим впечатлением после и во время чтения. Спасибо большое !

    Ответить »
  • Елена, 26.11.2017

    Несколько раз в течение нескольких лет встречала упоминание об этой книге у своих виртуальных друзей, но прочла лишь сейчас! И очень жаль, что так долго откладывала знакомство с книгой о Божьем Промысле, о Божьем мире, о Божьих послушника, в том числе, и об  авторе, и о его богатом духовном  мире. Много открытий для себя сделала, благодаря этой книге,  много нужного для души почерпнула, много ответов нашла на свои вопросы, ещё больше захотелось узнать. Слава Богу за всё. Храни Вас Бог, отец Тихон.

    Ответить »
  • Валентина, 27.11.2017

    Отец Тихон, я очень благодарна Вам за эту книгу. Когда читала и улыбалась, и плакала, чувства переполняли меня. Господь есть и он оберегает нас верующих и мало верующих. Он не даёт нам испытаний больше, чем мы можем выдержать. Я сужу по своей прожитой жизни. Здоровья Вам, храни Вас Господь!

    Ответить »
  • Наталья, 28.11.2017

    Спасибо за чудесную книгу, отец Тихон!

    Ответить »
  • Наталия, 07.12.2017

    На одном дыхании, с таким «правильным» юмором я окунулась в это произведение))) Никогда в жизни не читая подобную литературу, в свои 33 года я обрела любимую книгу)))) Низкий Вам поклон за это чудо))) В душе радость и крепость веры, не о чем еще и желать))) Здоровья Вам крепкого))))

    Ответить »
  • Ольга, 16.12.2017

    Спасибо, за замечательную книгу! Много для себя почерпнула!!!Читала и плакала от радости! Побольше бы таких книг, которые укрепляют веру! Слава Богу за Все!!!

    Ответить »
  • Наталья, 24.12.2017

    Книга, которую хочется читать вновь и вновь, о непростой монашеской жизни, о непростых путях к Богу! Спасибо! Слава Богу!!!

     

    Ответить »
  • Светлана, 02.01.2018

    Прочла в электронном виде, теперь найду в бумажном, чтобы всегда была на виду, чтобы можно было перечесть и неоднократно. Будет настольной книгой. Благодаря этому произведению родилось желание искать и читать другие православные труды. Очень впечатлило. Читала неспешно, так близко чувствовалось слово, что иногда слезы прерывали чтение. Пусть Ваш, Богом данный талант множится!

    Ответить »
  • Елена, 02.01.2018

    Я давно знала о том,что в этой книге написано об отце никите,которого я знала непродолжительное время. И вот эта книга случайно попала ко мне в руки. Я прочитала ее на одном дыхании. Спасибо,что рассказали о таких подвижниках. Это так важно в наше время. Отец никита оставил неизгладимое впечатление и мне хотелось больше узнать о нем

    Ответить »
  • роман, 04.01.2018

    Спасибо дорогой батюшка, прочитал вашу книгу за 3 дня. Потрясающее и пробирающее до глубины души произведение. Подарю бумажную книгу другу.

    Ответить »
  • татьяна, 08.01.2018

    Книгу которую хочется читать и читать. Спасибо, Слава Богу!

    Ответить »
  • Олег, 23.01.2018

    Спасибо Вам за книгу! Под большим впечатлением, надеюсь что по промыслу Божьему!

     

    Ответить »
    • Анна, 25.01.2018

      Спасибо огромное!!!Мне было очень интересно и прочитано мною на одном дыхании!Слава Богу

      Ответить »
  • Наталья, 25.01.2018

    Большое спасибо за книгу! Очень помогла в вере. И научила многому. Р.Б. Наталия

    Ответить »
  • Лия, 29.01.2018

    Спаси Господи, Вас, чудесная книга!

    Ответить »
  • Наталья, 03.02.2018

    Спасибо большое за книгу ! Храни Вас Господь ! 

    Ответить »
  • Олеся, 05.02.2018

    Книга очень понравилась.  Когда читаешь её,  понимаешь,  что меняешься,  что проблем нет,  а если и есть,  то Господь о них позаботится.  Приближает к Богу.  Спасибо большое!

    Ответить »
  • Анастасия, 02.03.2018

    Спаси Господь…. прекрасная книга!

    Ответить »
  • София, 18.03.2018

    Потрясающая книга, оставила неизгладимое впечатление. Очень легко читается, в книге присутствуют и юмор, и повествование жизненных ситуаций, и наставления в вере, и чудеса Божьего промысла, и даже эпизоды схожие с дадективом, и много много всего в одной книге. Для меня она осталась самой любимой. Прочитала очень быстро на одном дыхании, потрясающе. Спасибо огромное Владыко.

    Ответить »
  • Наталия, 25.03.2018

    Огромное спасибо. Как легко и трудно читалась книга. Сейчас идёт Великий Пост. И как прекрасно, что я вспомнила об этой книге именно сейчас. Всему своё время. Я человек верующий. Но в церковь хожу редко. Молюсь дома. В Омске я нашла только одну церковь в которой мне душевно. Но она так далеко от дома. А теперь так хочется туда съездить. Очень. И если батюшка, крестивший меня, там ещё служит, то это будет мне таким подарком. Спасибо. Всему своё время.Храни Вас Господь.

    Ответить »
  • Светлана, 23.04.2018

    В мире нет ничего случайного. Вот и книга «пришла» ко мне в нужное время. Спасибо огромное автору!  Храни Вас Господь!

    Ответить »
  • Кетеван, 29.04.2018

    Большое спасибо!!!! Замечательная книга!!!

     

    Ответить »
  • Алла, 12.05.2018

    Книга замечательная! Так много интересного и поучительного. Не хотелось прерываться в чтении. Действительно, это святые люди! Спасибо огромное автору, много для себя открыла нового и прекрасного ! 

    Ответить »
  • Софья, 16.05.2018

    От всей души спасибо отцу Тихону за прекрасную книгу.
    Я, например, человек совершенно мирской, крещена в другой конфессии (католичество), но во мне эта книга отозвалась очень живо. Любому человеку есть что в ней почерпнуть и о чем задуматься. С одной стороны — это погружение в совершенно особый мир, с которым огромное количество людей незнакомо и не представляют его себе (или представляют искажённо). С другой — там говорится о том, что для любого человека важно.
    Уверена, что для многих невоцерковленных людей эта книга станет (и наверняка уже стала) одним из ориентиров духовном поиске. Причём ориентиром ненавязчивым и уважительным, как разговор с хорошим другом.

    Ответить »
  • Михаил, 28.05.2018

    Слава Богу за то что он дает еще нам грешным таких модрух и талантлевейших люде, дабо всемт возможными и не возможными способами донести до нас хотябы тольку истины и промысла Божьего.
    Спаси о. Тихону за данную нравоучительную книгу.

    Ответить »
  • Анастасия, 10.06.2018

    Спасибо, батюшка, за эту замечательную книгу! После прочтения «Пасхи красной» думала, что ничего так не «зацепит», но ваша книга заставила о многом задуматься и посмотреть на привычные вещи другими глазами.

    Ответить »
  • Вячеслав, 15.06.2018

    Большое Вам Спасибо Отец Тихон. Честно сказать книги я читать не любил.И вот по совету моей знакомой почитал книгу от начала и до конца.Думаю в ближайшие выходные ,начать поиски своего духовника .Многое переосмысливаешь, когда читаешь книгу. Долгих Вам лет жизни и храни Вас Господь.

    Ответить »
  • Елена, 03.07.2018

    Спасибо Вам огромное отец Тихон за эту книгу! Читала на одном дыхании и плакала.

    Храни Вас Господь!

    Ответить »
  • Андрей, 20.07.2018

    Спасибо большое отец Тихон за эту книгу!

    Читал запоем, душа радуется во время чтения, соприкасаясь с любовью и теплотой вложенной в эту книгу.

    Храни Вас Господь!

    Ответить »
  • Сергий, 25.07.2018

    Всем привет из Свято Успенского Псково Печерского монастыря! Спустя 6-ть с половиной лет я оказался милостью Божьей в удивительном месте! И все благодаря «Несвятым святым». Здесь я в качестве паломника-трудника. Этот монастырь просто духовный православный бриллиант, если можно так говорить. Не знаю, как буду жить теперь вдали от него… Пренепременно приезжайте сюда потрудиться во Славу Божию!

    Ответить »
  • нина, 14.08.2018

    Спасибо Вам о.Тихон за книгу, от неё было не оторваться. Рассказ за рассказом-новая история, новая судьба, новый путь служения Господу. Хочется тоже послужить Господу, найти свой путь. Помогай Вам Господь в Ваших начинаниях и служении во славу Божию!

    Ответить »
  • Нина, 22.08.2018

    Книга — шедевр ! Уникальная

    Ответить »
  • Владислав, 27.08.2018

    Благодарен автору за живое пастырское слово в наше непростое время, книга помогла переосмыслить мое отношение к Православию с «критического» на «сознательное»- помогла повернулся лицом к Богу и Святой Церкви.

     

     

     

    Ответить »
  • Светлана, 09.09.2018

    Спасибо вам большое за ваш труд и такое интересное повествование о жизни ваших друзей! Очень запали  сердце многие цитаты: стоять умом на голгофе, является всем тем кто его искренне ищет, о промысле божием и многие другие. Это так поучительно!!!!! Огромная вам благодарность за это поучительное, для нас грешных, творение!!!!!!!!!!!!

    Ответить »
  • Анна, 22.09.2018

    Прочитала только что. Благодарю  Вас, уважаемый  архимандрит Тихон за труд. Еще пару лет назад была  атеисткой, но обстоятельства жизни привели к вере, книга помогла укрепится. Читала увлеченно и плакала, и смеялась и о многом задумалась. Хочу приобрести книгу для близких. Сама год примерно шла к чтению, а узнала о книге из форумов в сети и интервью  на «Спасе» актера Дмитрия Певцова, где он делился своим опытом прихода в православие. Вот что надо пропагандировать. Жизнь с Богом.

    Ответить »
  • Фотина, 24.09.2018

    Спасибо!

     

    Ответить »
  • Екатерина, 08.10.2018

    Дорогой Архимандрит Тихон! Большое спасибо Вам за эти  искренние, интересные и дающие столько душевного тепла рассказы. Так получилось, что я начала читать, будучи в сложном периоде моей жизни. И эта книга так помогла мне, а накануне я молилась и просила Господа об укреплении веры и духа, чтобы не совершать  тяжкого греха — уныния. Вы так повествовали, что читая,  я переживала каждый эпизод, как будто я имела возможность всё видеть и слышать.  Я многое переосмыслила благодаря Вам. Ещё раз благодарю Вас! И желаю долгих лет жизни и здравия! Спаси Господи!

    Ответить »
  • Александра, 29.10.2018

    Спасибо за крошечную прекрасную дверь  в этот огромный Мир! Так хочется обнять вас. Спаси нас Господи.

    Ответить »
  • Наталья, 21.11.2018

    Прочитала книгу за два дня…в ней и юмор,и переживание,а какая вера в Господа…это вторая книга прочитанная мною о священнослужителя,первой было книга Пасха красная…Отец Тихон,спасибо за замечательную книгу…

    Ответить »
  • Николай, 16.12.2018

    Спасибо , эта книга подтолкнула меня к исповеди , я за свои 43 года впервые это сделал . Благодарю .

    Ответить »
  • Дмитрий, 17.12.2018

    Спасибо за очень добрую книгу, отец Тихон!

    Ответить »
  • ТАТЬЯНА, 29.12.2018

    Перечитала даже комментарии к электронной версии книги! До такой степени остается желание не расставаться с ней. Столько эмоций она вызывает! Спасибо замечательному, мудрому автору! Как у многих возникло желание купить эту книгу в подарок. Храни Вас Господь! Спасибо!

    Ответить »
  • Татьяна, 06.01.2019

    Огромное спасибо за Ваши Повествования.

    Прочитала книгу в нужный для меня момент. Неслучайно.

    Ответить »
  • ольга, 08.01.2019

    Спасибо большое отец Тихон за добрую книгу . прочитала на одном дыхании . Храни Вас Господь !

    Ответить »
  • Валентина, 08.01.2019

    Отец Тихон,  с праздником Вас! С Рождеством Христовым! Спасибо за  замечательную книгу! Храни Вас Господь!

    Ответить »
  • Татьяна, 10.01.2019

    Отец Тихон, уважаемый, спасибо за книгу, за укрепление в вере. Хочется успеть попасть в эти намоленные места… Как Богу угодно будет.

    Ответить »
  • Татьяна, 11.01.2019

    И посмеялась и поплакала.

    Ответить »
  • Евгения, 11.01.2019

    Читая эту книгу, получаю светлую радость, обретаю душевное равновесие. За это спасибо автору.

    Ответить »
  • Анна, 13.01.2019

    Только что закончила читать книгу. Внутри такая радость от знакомства с персонажами и печаль, что книга закончилась. Так не хочется расставаться. Спасибо отец Тихон. Ваши персонажи живые, реальные и такие близкие и понятные. Я далека от православия но ваш труд заставляет задуматься. Хочется получить ответы на вопросы, которые волнуют.  Счастливы люди, которые имеют таких духовников как отец Иоанн. Я думаю и сегодня есть такие. Молю Бога послать в мою жизнь такого духовника, который наставит на путь, ответит на все вопросы и станет неотъемлемой частью моей жизни.

     

     

    Ответить »
  • Марина, 05.02.2019

    Спасибо Вам, отец Тихон! От всего сердца, спасибо за книгу! Слава Господу нашему Иисусу Христу! Спаси Вас Господи!

    Ответить »
  • Elena, 13.02.2019

    Это,наверно, лучшая книга пропитанная мною за всю жизнь. Спаси, Господи!

    Ответить »
  • Валентина, 16.02.2019

    СПАСИБО ОТЕЦ ТИХОН! Только что закончила чтение и уже хочется заново перечитать.

    Ответить »
  • Алина, 26.02.2019

    Спаси Бог! Нет слов, чтобы выразить те чувства, что происходят в душе при прочтении этой книги! Я укрепилась в вере! Это моя первая православная книга. Вызвала большой интерес к православию, теперь читаю другие ещё Книги, насколько они мощные!!!

    Ответить »
  • ВиКтория, 13.03.2019

    Спаси Вас Господь, отец Тихон! Книга замечательная! Я очень давно слышала о ней, но вот довелось прочитать только сейчас. И я нахожусь под огромным впечатлением. Прочитала комментарии и готова подписаться под каждым. А вот мне очень запали в душу: Великий наместник отец Алипий — как родной, помяни Господи его душеньку; рассказ про Августина — просто мороз по коже; о христианской кончине Сергея Федоровича Бондарчука — помяни Господи его душеньку; о мощах святителя Тихона — Слава Тебе Господи за такие чудеса; и о епископе Василии Родзянко — читала и плакала…

    Обязательно куплю книгу себе и буду советовать читать её тем, кто с ней ещё не знаком. С Богом!

    Ответить »
  • Сергий, 21.04.2019

    Замечательная книга. Все жизненные истории взяты из настоящего времени, очень понятны нам верующим современникам. Прочитал два раза.

    Ответить »
  • Лада, 31.05.2019

    Спасибо, Вам, отец Тихон, за эту замечательную книгу, прочла ее на одном дыхании .

    Ответить »
  • Андрей, 04.07.2019

    Спасибо!!! Прочитал на одном дыхании….

    Ответить »
  • Татьяна, 05.07.2019

    Спасибо! Прочитала на одном дыхании! Для меня такое откровение. Храни вас Господь!

    Ответить »
  • Татьяна, 06.07.2019

    Благодарю Вас отец Тихон за такую замечательную книгу.

    Ответить »
  • Надежда, 18.10.2019

    Спасибо большое за книгу отец Тихон ,я многое узнала о жизни монахов,книга мне очень понравилась даже хочу заказать своим сестрам.

    Ответить »
  • Вера, 01.11.2019

    Спасибо Вам, за Ваши рассказы. Читала, с упоением со слезами, особенно тронуло душу, где Вы были в Горзном и молча терпели плевки не верных.

    Ответить »
  • Сергей, 03.11.2019

    Очень увлекательный рассказ . Читал долго , каждый раз возвращаясь снова и снова к рассказу. Благодарю 🙏🏻

    Ответить »
  • Марина, 20.12.2019

    Очень интересная книга. Не могла оторваться и прочитала очень быстро. Были моменты когда слезы сами текли. Эта книга очень много мне открыла в вере в Бога. Много переосмыслила. Спасибо Вам большое

    Ответить »
  • Людмила, 07.01.2020

    Книга окунает с головой человека в события тех лет. На одном дыхании ее прочла и так жалко, что она закончилась. Многое почерпнула для себя. Обязательно куплю эту книгу и дам читать другим. Низкий поклон Вам отец Тихон!!!

    Ответить »
  • Светлана, 18.01.2020

    Спасибо Господу за о. Тихона за талант дарованный ему. Спасибо за книгу. Прочитала на одном дыхании. Когда книга закончилась мне стало грустно как будто с родными друзьями рассталась. Нужно иметь эту книгу в бумажном варианте чтобы перечитывать. Спасибо о. Тихон. Служите Богу и людям своим талантом, это очень важно.

    Ответить »
  • Галина, 25.01.2020

    Спасибо за книгу!Я в восторге! Слёзы и смех чередовались. Читала по ночам,не могла оторваться. Долгия лета архимандриту Тихону! Слава Богу за всё!

    Ответить »
  • Лариса, 05.02.2020

    Спасибо автору, архимандриту Тихону, за такую чудесную книгу. Написана от души. Читала с огромным интересом.

    Ответить »
    • Екатерина, 02.02.2021

      Спасибо большое за книгу))))) будто глаза открылись… Слава Богу за все)

      Ответить »
    • Алевтина, 23.06.2020

      Спасибо отцу Тихону за чудесную книгу!! С неё начались мои чтения цикла книг, в которых вот так просто рассказывается о чудеса! Обязательно почитайте Небесный огонь, Олеси Николаевой!

      Ответить »
  • Наталья, 22.02.2020

    Спасибо вам за книгу !

    Ответить »
  • Ирина, 03.03.2020

    Очень хорошая книга, получила много ответов на мои вопросы. Большое спасибо, и дай Вам Бог здоровья, и долгих лет жизни.

    Ответить »
  • Елена, 15.03.2020

    Спасибо большое за книгу

    Ответить »
  • Сергей, 28.04.2020

    СПАСИБО ЗА КНИГУ, ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛАСЬ, ПРОЧИТАЛ ЗА ТРИ НОЧИ…

    Ответить »
  • Татьяна, 19.06.2020

    Спасибо, отец Тихон за вашу книгу, мне легче стало молиться прямо на крыльях и вы укрепили мою веру

    Ответить »
  • Елена, 30.07.2020

    ХРИСТОС ВОСКРЕСИ! Уважаемый батюшка Тихон, простите, но для меня вы батюшка. Прочитала вашу книгу на одном дыхании. При чтении душа моя и плакала, и радовалась. Много полезного и спасительного я узнала. В церковь хожу третий год и удивляюсь, и возмущаюсь как я почти всю свою жизнь жила без БОГА. Прости и спаси нас,ГОСПОДИ!

    Ответить »
  • Зинаида, 11.02.2021

    Спаси Господи!!! Я счастлива тем, что мне посчастливилось встретиться с этой книгой!!! И считаю, что встреча с ней: промысел Божий!!! Отец Тихон, я благодарю Вас за это прекрасное чтение!!! Храни Вас Господь!!! С уважением, Мызрова Зинаида Николаевна

    Ответить »
  • Светлана, 21.02.2021

    Спасибо Господи! Эту замечательную книгу читаю по совету нашего батюшки, протоиерей Евгений Клементьев. И вот, сначала чтения нахожусь в состоянии » мир перевернулся. » Очень, очень благодарна за эту книгу. Я её выписала!!! Шубаркина Светлана

    Ответить »
  • Елена, 18.03.2021

    Спасибо за книгу, перечитываю третий раз, дочка моя тоже перечитывает. Мир стала воспринимать по иному после этой книги. Вот бы бы хоть на сотую часть научится такому смирению и любви к Богу и безусловному доверию к Нему, как описывает автор. Низкий вам поклон батюшка.

    Ответить »
  • Светлана, 30.04.2021

    Спасибо. Читала книгу в час тяжелых испытаний. Она помогает мне жить и верить, что Бог все устроит, он любит и не оставит меня.

    Ответить »
  • Сергей, 25.05.2021

    Наверное, это лучшая книга в моей домашней библиотеке. Купил несколько экземпляров в подарок и только «Несвятые святые» перечитал несколько раз. Особенно в тяжёлые времена. Епископу Тихону за книгу.

    Ответить »
  • Анна, 01.06.2021

    Замечательная книга, какая интересная жизнь у монахов, я даже не предполагала. Удивительные встречи, поездки, события, простые чудеса. Я была на службе в Псково-Печерском монастыре, когда отец Тихон там служил. Это было в 2018 году, очень нам с мужем там понравилось, и монастырь и сами Печоры. Я бы даже там в Печорах бы жить осталась, все там понравилось. Дай Господи здоровья всем монахам и отцу Тихону, и нам православным христианам!!

    Ответить »
  • Ольга, 19.08.2021

    Хорошая, добрая, прекрасная книга. Написана просто и доступно, от души. Благодаря таким трудам мир становится светлее и добрее вокруг.
    Спасибо за книгу!

    Ответить »
  • Наталья, 11.12.2021

    Уже на первых страницах книги я выпала из реальности. Из той реальности, в которой жила всю всегда. Из той, которая начала казаться мне пустой и бессмысленной. Книга попалась весьма вовремя. Столько открытий она мне принесла, что обдумывать ее я буду не одну неделю точно. Спасибо. Мне это было нужно.
    P.S. С пренебрежением к священникам всегда при случае говорила, что не признаю посредников между мной и Богом. С величайшим стыдом признаю: убеждение мое разбилось в прах

    Ответить »
    • Ирина, 05.07.2024

      Дорогая Наталья, дай Бог вам ещё сильнее укрепиться в вере!

      Ответить »
  • Tatyana1982, 03.02.2022

    Здравствуйте! Благодарю вас за такое замечательное и душевное издание! Это что-то невероятное и впечатлительное! Спасибо и всех благ вам!

    Ответить »
  • Татьяна, 12.02.2022

    «Из кинотеатра выходила молодежь. Кто-то громко хохотал. Влюбленные парочки, обнявшись, прошли мимо меня. Все было совершенно нормально, кроме того, что я почему-то чувствовал себя здесь безмерно чужим»-понимаю… такая же фигня была

    Ответить »
  • Р. Б. Наталия, 18.03.2022

    СПАСИБО, для души очень полезное чтение. Читала со слезами.

    Ответить »
  • miki-nmail-ru, 24.04.2022

    Спасибо, огромное автору, замечательные рассказы

    Ответить »
  • Светлана Биричевская, 12.07.2022

    Скольким актёрам не хватило на пороге смерти такого же священника, какой был у Ф. Бондарчука!

    Ответить »
  • vakuera, 03.08.2022

    Спаси Господи. Узнал много нового и интересного.

    Ответить »
  • prawoslavie, 20.11.2023

    Читала книгу не отрываясь! Какая жизненная книга! Спасибо всем кто создал ее! Спаси вас Господь!

    Ответить »
  • Анастасия, 25.11.2023

    Давно слышала про эту книгу, но вот наконец удалось её прослушать и прочитать! Спасибо! Неожиданно, что она будет такой живой, вдохновляющей и даже весёлой в некоторых частях. Много для себя узнала и вынесла! Огромная благодарность!

    Ответить »
  • Ирина, 05.07.2024

    Так Толстой ничего общего с Церковью не имел.

    Ответить »