Оглавление
- Комедия условностей
- Сцена первая
- Сцена вторая
- Сцена третья
- Сцена четвёртая
- Сцена пятая
- Сцена шестая
- Сцена седьмая
- Сцена восьмая
- Сцена девятая
- Сцена десятая
- День пройдёт, настанет вечер...
- Часть первая
- Часть вторая
- Фиктивный брак
- Действие первое
- Действие второе
- Действие третье
- Зачем?
- Действие первое
- Действие второе
- Действие третье
- Полный текст
Комедия условностей
Действующие лица
Дон Жуан
Сганарель
Дон Карлос
Командор
Изабелла
Дон Родриго
Эльвира
Инквизитор
Путешественник
Герцогиня де Мендоза
Старик
Монах
Пожилой придворный
Дуэнья Изабеллы
Глашатай
Прохожие, толпа
Сцена первая
Городская площадь.
Сганарель.
СГАНАРЕЛЬ. С тех пор, как наш родной, любимый и великий король окончательно и бесповоротно победил всех своих врагов, мы празднуем это событие каждый год, и чем дальше, тем всё пышнее. Правда, все другие праздники он отменил. Чтоб мы не растрачивали нашу радость по пустякам и прикопили бы её для этого торжественного дня.
Входит Путешественник.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. Скажи-ка, любезный, куда это я забрёл? Я сбился с пути…
СГАНАРЕЛЬ. С жизненного пути? Или с пути поиска истины? Теперь таких много. Вы, выходит, мудрец?
ПУТЕШЕСТВЕННИК. Нет, я обычный путешественник…
СГАНАРЕЛЬ. …всего-навсего заблудившийся в пространстве. Что ж, вам повезло. Мы вот тут, например, заблудились во времени. Это хуже.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. Как во времени?
СГАНАРЕЛЬ. А вот так. Никто не знает, какое у нас время. Самое гнусное, что это не известно даже автору нашей пьесы. Так что крупнейшие учёные вынуждены заниматься этой проблемой. Иначе жить невозможно: сплошные анахронизмы. Голова кругом идёт. Даже комиссию пришлось организовать – по борьбе с анахронизмами. И наука специальная создана: историческая математика. Или математическая история. Ещё не решено, как лучше назвать. По этому вопросу ведётся научная полемика.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. И что же это за наука?
СГАНАРЕЛЬ. Ну, чтобы высчитать, какая у нас эпоха. Собирают все приметы времени, суммируют их, делят каждому по заслугам, а потом выводят среднее арифметическое. По научному: средний коэффициент эпохи.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. И что же выходит?
СГАНАРЕЛЬ. В среднем все пришли к выводу, что теперь среднее средневековье. Правда, Дон Карлос, друг моего господина Дон Жуана, как будто сделал недавно научное открытие: провозгласил начало возрождения. Он утверждает, что главная примета времени – это наш родной и любимый король, а всё остальное вздор. Мы, говорит, возродились теперь к новой жизни. И уже началась разработка математического обоснования новой теории. Кое-кто ропщет, но, понятно, из зависти, что не они первые додумались.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. Так пусть чего-нибудь своё выдумают.
СГАНАРЕЛЬ. Уже. Есть у нас тут один исторический математик, Дон Фома, он вообще предложил выкинуть из истории тыщу лет, а все события и людей спрессовать в оставшееся время.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. И как?
СГАНАРЕЛЬ. Утрамбовали. И получилось, что наш великий король и Александр Македонский – одно и то же лицо.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. Душа что ли переселилась?
СГАНАРЕЛЬ. Никакого переселения, тут тебе не Индия. Они буквально одно и то же лицо. Вот наш обожаемый король – это и есть Александр Македонский.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. Ничего не понимаю.
СГАНАРЕЛЬ. И никто не понимает. Зато оригинально.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. Куда я попал!
СГАНАРЕЛЬ. В Испанию, почтенный сеньор.
В Мадрид… Условно, конечно.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. То есть как так условно?
СГАНАРЕЛЬ. Да так. Здесь всё условно. Такова специфика театра. Но в отличие от других мы не пытаемся это скрыть. Так что тут Испания весьма сомнительная. Может быть, это даже и не Испания вовсе, а, например, Китай. Ведь в сущности, между ними действительно никакой разницы – это открыл один мудрец в девятнадцатом веке… Правда, пока он ещё не родился.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. Как же он мог чего-то открыть, если он ещё не родился?
СГАНАРЕЛЬ (на мгновение задумывается). Да, действительно, как-то странно… Но всё-таки это великое открытие. И доказательство гениально просто. Напишите, говорит, одно, а выйдет совсем другое. Так и получается: одни пишут – Испания, а другие читают – Китай. Но всё же приходится изображать Испанию. Пьеса-то про Дон Жуана, а он, как известно, испанец. Подобрали несколько якобы испанских имён – вот и всё. Такова условность. Здраво поразмыслить – сущая бессмыслица. Однако ничего, мы уже привыкли. Да и какой со всего этого спрос: комедия. Комедия да и только.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. Ну, пусть будет так. Но что это творится здесь в городе?
СГАНАРЕЛЬ. Праздник. День победы короля Луиса Первого Алонсо Второго, он же Александр Македонский, над своими врагами.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. Но разве такой король был в Испании?
СГАНАРЕЛЬ. А нам что за дело! Главное, тут он есть. И если вы сомневаетесь, что он настоящий король, вас сожгут на костре как злостного еретика. Средние века всё-таки.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. Нет-нет! Не сомневаюсь!.. Но постой, ты как будто назвал два имени, и с разными номерами. У вас что, два короля?
СГАНАРЕЛЬ. Один. Оппозиции мы бы не потерпели. Просто у всех наших королей двойное имя. У этого, например, Луис Алонсо. А прежде уже был один Алонсо – Родриго Алонсо. Так что этот Луис пока что только первый, но Алонсо он уже второй. Правда, теперь решено сменить эту нумерацию.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. Как так сменить?
СГАНАРЕЛЬ. Согласно расчётам исторической математики. Раз уже так было. Полвека назад. Тогдашний король Мигель Третий Карлос Тридцать Девятый высчитал, что он самый первый, а его предшественники должны нумероваться уже после него. Так его и стали называть: Мигель Первый и Карлос тоже Первый. Хотя все знали, что прежде были-таки и другие Мигели и Карлосы. Потом следующие короли тоже стали так же делать, и все были первые. Такая путаница вышла.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. И никто не возмутился?
СГАНАРЕЛЬ. А чего ради? Ведь всё равно всё условно.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. И что же, нынешний хочет теперь взять первые номера себе?
СГАНАРЕЛЬ. Вовсе нет. Он наоборот хочет снова расставить всех по своим местам и первыми объявить тех, кто были на самом деле. Себе он решил взять другую цифру. Ноль. Или даже минус единицу.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. ???
СГАНАРЕЛЬ. Великое дело – знать математику. А математику, и прежде всего историческую, у нас почитают превыше всего. Поэтому-то для нас подобные вещи просты и понятны, хотя кому-то это и может показаться в диковинку. Но вникни: ведь сначала идут отрицательные числи от минус очень много до нуля, а уж потом – раз, два, три. Значит, нулевой первее первого. А минус первый и подавно. То, что логично и научно, с тем не поспоришь. И тут уж никаких условностей.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. И кто же до этого додумался?
СГАНАРЕЛЬ. Сам король, разумеется. Ведь он же у нас самый умный. Как и самый великий, самый правдивый, самый справедливый, самый честный во всём мире. И самый совестливый. Можешь спросить у любого – каждый подтвердит.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. А почему вы так решили?
СГАНАРЕЛЬ. А мы ничего не решали. Это сказал нам сам король. А так как он умнее всех, то можно ли в этом сомневаться?
ПУТЕШЕСТВЕННИК. Значит, он сам объявил себя умнее всех. А может, он ошибся.
СГАНАРЕЛЬ. Как же он может ошибиться, если он умнее всех?
ПУТЕШЕСТВЕННИК. Так ведь это он сам так говорит.
СГАНАРЕЛЬ. Это все говорят.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. Но первым-то он сказал…
СГАНАРЕЛЬ. Надо же было кому-то начинать.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. Но вначале-то и могла быть ошибка!
СГАНАРЕЛЬ. Не могла.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. Почему?
СГАНАРЕЛЬ. Потому что он умнее всех.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. Но это ещё надо доказать!
СГАНАРЕЛЬ. Не надо.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. Почему?!!
СГАНАРЕЛЬ. Потому что это несомненно.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. Но почему же несомненно?!!
СГАНАРЕЛЬ. Потому что никто не сомневается.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. Да почему же никто не сомневается?
СГАНАРЕЛЬ. А потому что все тоже не дураки.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. А‑а-а…
СГАНАРЕЛЬ. Да-а‑а… от него и набрались. Здраво-то поразмыслить, мы все здесь испанские короли.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. Хоть бы глазком взглянуть на вашего короля…
СГАНАРЕЛЬ. Не выйдет. В этой пьесе он не появится. Нельзя его отвлекать ради таких пустяков: он весь в делах и заботах.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. О чём?
СГАНАРЕЛЬ. О нашем благе, разумеется. О чём же ещё заботиться королям?
ПУТЕШЕСТВЕННИК. И как же он о вас заботится?
СГАНАРЕЛЬ. А вот это тайна Мадридского двора. Главное – верить в это, а остальное неважно.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. А кто-нибудь эту тайну всё-таки знает?
СГАНАРЕЛЬ. Слушай, чего ты ко мне привязался? Ты хоть и условная в этой пьесе фигура, а всё-таки личность подозрительная.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. То есть как это я условная фигура!
СГАНАРЕЛЬ. То есть так и условная. Чтоб было кому задавать всякие дурацкие вопросы. По-научному это называется: для экспозиции. Люблю, знаешь, разные непонятные научные слова: как скажешь, так всем сразу всё ясно и становится. Надо ведь с кем-то разговаривать, пока я тут жду моего господина. Не торчать же на сцене столько времени одному. Однако что-то его долго нет. Болтаем мы тут с тобой, а действие-то не движется. В пьесе важно, чтобы действие на месте не стояло. И где его носит? Не понимает простых вещей.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. Подожди, придёт.
СГАНАРЕЛЬ. Нет, ждать уже нельзя. Экспозиция кончилась. Надо что-то придумывать. Ладно, раз нет моего господина Дон Жуана, то пусть придёт хотя бы его друг Дон Карлос. Когда действие не движется, его надо подталкивать всеми средствами.
Входит Дон Карлос.
Ну, что я говорил! Вот и он. У нас это просто.
ДОН КАРЛОС. Сганарель, а где Жуан? Я обыскался.
СГАНАРЕЛЬ. Скорее всего, под балконом у доньи Изабеллы. А о собственной пьесе и думать забыл.
ДОН КАРЛОС. Пойти напомнить…
СГАНАРЕЛЬ. Да надо бы. А впрочем, вот и он сам.
Вбегает Дон Жуан.
ДОН ЖУАН. Карлос! Они жгут книги на площади в честь праздника!
ДОН КАРЛОС. Не кричи так громко. И не волнуйся: книги жгут условно. Там и огня-то настоящего нет.
ДОН ЖУАН. Значит, они не сгорят?
ДОН КАРЛОС. Разумеется.
ДОН ЖУАН. И их снова можно будет читать?
ДОН КАРЛОС. Нет. Вот читать уже нельзя.
ДОН ЖУАН. Но почему же?
ДОН КАРЛОС. Потому что их предают сожжению.
ДОН ЖУАН. Но это же условно.
ДОН КАРЛОС. Неважно. Тут тебе всё-таки не в игрушки играют, а книги жгут.
ДОН ЖУАН. Трудно понять всё это.
ДОН КАРЛОС. Ты всегда был слишком наивен. Это-то тебя и погубит.
ПУТЕШЕСТВЕННИК. (Сганарелю). Ну что ж, мне тут, как вижу, делать уже нечего. Пойду. Прощай, любезный.
СГАНАРЕЛЬ. Да-да, прощай. Теперь и без тебя обойдёмся. Сходи на рыцарский турнир. Сегодня интересная встреча: финальный поединок.
Путешественник уходит.
ДОН КАРЛОС. Да не отчаивайся ты так, Жуан. Твоих-то стихов не сожгли. Твои серенады распевают на всех перекрёстках. Мог бы ещё больше преуспеть. При дворе уже намекали, что хотели бы услышать от тебя оду в честь короля.
Комментировать