Полное собрание сочинений. Том 1. Великое в малом — Сергей Нилус

Полное собрание сочинений. Том 1. Великое в малом — Сергей Нилус

(16 голосов4.5 из 5)

Оглавление

Предисловие
Предисловие к первому изданию
Предисловие ко второму изданию
Предисловие к третьему изданию
1. О том, как православный был обращен в православную веру
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
VIII.
IX.
X.
XI.
XII.
XIII.
XIV.
2. Одно из современных чудес преподобного Сергия
3. Поездка в Саровскую Пустынь и Серафимо-Дивеевский монастырь
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
VIII.
IX.
X.
XI.
XII.
XIII.
XIV.
XV.
XVI.
XVII.
XVIII.
XIX.
XX.
XXI.
XXII.
XXIII.
XXIV.
Послесловие
4. Служка Божией Матери и Серафимов (Симбирский совестный судья Николай Александрович Мотовилов)
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
VIII.
IX.
X.
XI.
XII.
XIII.
XIV.
XV.
XVI.
XVII.
XVIII.
XX.
XXI.
XXII.
XXIII.
XXIV.
XXV.
XXVI.
XXVII.
XXVIII.
5. Дух Божий явно почивший на отце Серафиме Саровском в беседе его о цели христианской жизни с симбирским помещиком и совестным судьей Николаем Александровичем Мотовиловым (Из рукописных воспоминаний Н. А. Мотовилова))
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
Послесловие
6. Отец Серафим и суд над убийцей (Из воспоминаний товарища прокурора-лютеранина)
I.
II.
III.
IV.
7. Эпизод из жизни старца Оптиной Пустыни, иеросхимонаха отца Амвросия
I.
II.
III.
IV.
8. Отец Егор Чекряковский
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
VIII.
IX.
X.
9. Одна из тайн Божияго домостроительства. Святая Русь Искатель града невидимого иеромонах скита Оптиной Пустыни отец Даниил (Болотов)
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
VIII.
10. Небесные обители
11. Близ грядущий антихрист и царство диавола на земле
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
VIII.
IX
Приложение
Паша, саровская юродивая (Полное жизнеописание подвижницы)
Из воспоминаний о серафимо-дивеевской старице Наталии
Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни
Предисловие С. Нилуса
I. Приглашение
II. Изволение Господне
III. Цель жизни христианской
IV. Стяжание благодати
V. Богоматерь — язва бесов
VI. Благодать есть Свет
VII. Мир и теплота благодати
Послесловие С. Нилуса (к изданию 1903 г.)
Послесловие С. Нилуса (к изданию 1911 г.)
Богословские толкования «Беседы преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни»
Архиепископ Вениамин (Федченков). Откровение преподобного Серафима цели христианской жизни
Н[иколай Петрович] П[опов]. Богословское рассмотрение «Беседы преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни»
Преподобный Макарий Египетский. О сокровище христиан, то есть о Христе и о Духе Святом, различными способами ведущем их к достижению совершенства
Иван Михайлович Концевич. Стяжание благодати Божией
Михаил Александрович Новоселов. Свидетельства о Духе Святе
Протоиерей Георгий Флоровский. Подвиг и радость
Преподобный Силуан Афонский. О несозданном Божественном свете и образах созерцания его
Архиепископ Нафанаил (Львов). Влияние преподобного Серафима в русской церковной истории
Иеромонах Серафим Роуз. Бог есть огнь
Протоиерей Валентин Свенцицкий. Предречение о временах последних
Владимир Николаевич Лосский. Дары Святаго Духа
Епископ Варнава (Беляев). О святости
Профессор И. М. Андреевский. Заветы великого молитвенника земли Русской
Письмо Н. А. Мотовилова императору Николаю I153
Е. И. Мотовилова. Из воспоминаний о муже Николае Александровиче
Примечания

Отцу Иоанну Крон­штадт­скому с чув­ством бла­го­го­вей­ной при­зна­тель­но­сти посвя­щает автор

Предисловие

Предисловие к первому изданию

В наше время, озна­ме­но­вав­ше­еся необык­но­вен­ными откры­ти­ями и изоб­ре­те­ни­ями, — всеми так назы­ва­е­мыми «чуде­сами» тех­ники, кото­рыми, как бле­стя­щими побря­куш­ками, забав­ля­ется лег­ко­мыс­лен­ное чело­ве­че­ство, про­иг­ры­вая в эту опас­ную игру, по выра­же­нию свя­ти­теля Игна­тия (Брян­ча­ни­нова), Цар­ство Небес­ное, осо­бенно бла­го­вре­менно и полезно для вся­кого веру­ю­щего пра­во­слав­ного про­ти­во­по­став­лять всем этим «чуде­сам и зна­ме­ниям лож­ным» — зна­ме­ния и чудеса истин­ные, тво­ри­мые Свя­тым Духом при посред­стве избран­ных Им сосу­дов бла­го­дати — свя­тых угод­ни­ков Божиих.

Вера в чудеса, иска­ние чудес­ного, выхо­дя­щего из рамок обы­ден­ной серень­кой жизни, воз­вы­ша­ю­ще­гося над сфе­рой позна­ва­е­мого пятью несо­вер­шен­ными нашими чув­ствами, при­суще всему роду чело­ве­че­скому без раз­ли­чия сте­пе­ней его духов­ного раз­ви­тия. Полу­ди­кий самоед ищет удо­вле­тво­ре­ния этой своей вере в шаман­стве, обра­зо­ван­ный тео­соф — в бра­ма­низме или в иогизме, обез­ве­рен­ный интел­ли­гент набра­сы­ва­ется на чудеса спи­ри­тизма, гип­но­тизма… Чело­ве­че­ский род с неза­па­мят­ных вре­мен «зна­ме­ний и чудес ищет». Пад­шая при­рода чело­ве­че­ства уже вось­мую тысячу лет сво­его суще­ство­ва­ния доис­ки­ва­ется того, что утра­тила через свое паде­ние, и… найти не может. Утра­чен­ное нахо­дит только истин­ная вера, и только ею и пода­ются зна­ме­ния и чудеса истин­ные тем ищу­щим, кото­рые умели при помощи Божией бла­го­дати сохра­нить в чистоте веру свою и кото­рые к делу веры не при­ме­шали гор­де­ли­вых измыш­ле­ний непо­сто­ян­ного и огра­ни­чен­ного разума человеческого.

Так было во все вре­мена. Таково теперь осо­бен­ное духов­ное состо­я­ние боль­шей части чело­ве­че­ства, когда для него настали вре­мена тяж­кие, пред­ска­зан­ные апо­сто­лом. Неве­рием, или — пра­виль­нее — отступ­ле­нием от веры закры­лись у людей их духов­ные очи, так что и «слу­хом слы­шат и оком видят и не разумеют».

Каж­дый чело­век, мало-маль­ски вни­ма­тельно отно­ся­щийся к своей духов­ной жизни, на всем про­тя­же­нии сво­его зем­ного стран­ство­ва­ния постав­лен лицом к лицу перед незри­мым, но в той или дру­гой мере пред­чув­ству­е­мым и дей­ству­ю­щим міром таин­ствен­ного и чудес­ного. Строго говоря, вся жизнь чело­века, начи­ная с таин­ства зарож­де­ния души чело­ве­че­ской и кон­чая таин­ством смерти, есть одно сплош­ное, вели­кое и, без помощи Боже­ствен­ного откро­ве­ния, неизъ­яс­ни­мое чудо. В рав­ной мере и все моменты жизни чело­ве­че­ской постав­лены в зави­си­мость от того же чудес­ного и неизъ­яс­ни­мого. Или явно, или таин­ственно-при­кро­венно чудеса и зна­ме­ния руко­во­дят всею нашею жиз­нью, не без уча­стия, конечно, нашей воли, при­ни­ма­ю­щей или отвер­га­ю­щей это незри­мое, но все­гда внят­ное руководительство.

Вера это вме­ша­тель­ство в чело­ве­че­скую жизнь таин­ствен­ной, могу­ще­ствен­ной силы назы­вает Про­мыш­ле­нием Божиим, неве­рие — сле­пым случаем.

Нетрудно судить, какое из этих двух объ­яс­не­ний наи­бо­лее соот­вет­ствует чело­ве­че­скому досто­ин­ству. Но без чудес чело­ве­че­ское суще­ство­ва­ние прямо немыс­лимо. С утра­той веры в Бога от чело­века отсту­пает бла­го­дать Божия, про­яв­ля­ю­ща­яся в зна­ме­ниях и чуде­сах, и неве­ру­ю­щему чело­ве­че­ству, волей-нево­лей, при­хо­дится отверг­нуть даже самое их суще­ство­ва­ние, вза­мен измыш­ляя или изоб­ре­тая иные чудеса, перед кото­рыми оно могло бы пре­кло­ниться. И вот, оно, отнеся к обла­сти слу­чай­ного истин­ные чудеса Божьего води­тель­ства, кото­рого лиши­лось, пре­кло­ни­лось перед лож­ными чуде­сами своей тех­ники, своей науки.

Блеск и пыш­ность совре­мен­ных чудес и зна­ме­ний для ума неглу­бо­кого затме­вают духов­ную свя­тость и незем­ную кра­соту чудес и зна­ме­ний истин­ных. Все истинно вели­кое совер­ша­ется без шум­ного блеска и целью своею имеет одно только истин­ное благо. Свой­ство его — быть в момент его про­яв­ле­ния отвер­жен­ным міром, тем міром, кото­рый, отвер­гая, в то же самое время насы­ща­ется бес­со­зна­тельно пло­дами этого отвер­га­е­мого великого.

Глав­ней­шее благо чело­века на земле, и едва ли при­том не един­ствен­ное, — это вера в Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста, в Тро­ице сла­ви­мого Бога. Без веры этой наша зем­ная жизнь не жизнь, а бес­смыс­лен­ное про­зя­ба­ние. Этой-то вере, как выс­шему благу всех чело­ве­ков, спо­соб­ствуют и все­мерно слу­жат все чудеса и зна­ме­ния истин­ные, в чем бы они ни выра­жа­лись: в исце­ле­ниях ли немо­щству­ю­щего тела, в ограж­де­нии ли от неиз­беж­ной опас­но­сти, в спа­се­нии ли от руки тор­же­ству­ю­щего врага или в обра­ще­нии заблуж­да­ю­ще­гося греш­ника в лоно цели­тель­ницы всех душев­ных неду­гов Матери Свя­той Пра­во­слав­ной Церкви — во всем глав­ная и конеч­ная цель — выс­шее благо: укреп­ле­ние веры в Бога.

Стр. 1 из 141 Следующая

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Открыть весь текст
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки