Оглавление
- Полный текст
- От составителя
- 1845 год
- 13 мая
- Уединение
- Наказание за самочиние, в ночь под 1 августа приключившееся
- 25 октября
- «Ева. Дева»
- О недостатке веры в мире
- 1848 год
- Июнь
- 24 июня
- Об узком пути ко спасению
- I. Неверие
- II. Отчаяние
- III. Тщеславие
- IV. Различные мечтания и преобразования демонов в ангелов света
- 1849 год
- 6 августа. Случай, достойный замечания
- 10 августа. Об истинном благочестии
- Из воспоминаний отца иеросхимонаха Иоанна
- 15 сентября
- 16 сентября
- 17 сентября
- Малая повесть об одной брянской монахине
- 20 сентября. О слабом и несовершенном обращении к Богу
- О необходимом условии к получению Духа Святаго
- 21 октября
- 22 октября
- 23 октября. Воскресенье
- 24 октября. Понедельник
- 1-го ноября. О терпении в бедствиях
- 9 ноября
- 10 ноября. Почему одни умирают внезапною смертью без покаяния, а иные долго болеют?
- Почему младенцы тяжело страдают и болезненно умирают? Почему Господь их рано от нас восхищает?
- Возвещение блаженного Нифонта тому же преподобному Григорию о том, что святые будут и в последнее время, но будут сокровенны от людей, подвизаясь втайне
- 15 ноября
- 1850 год
- О том, что мы жизнь свою должны сообразовать со словом Божиим
- 11 октября
- Случай с нашим звонарем
- 1851 год
- Март
- Апреля 11-го. Среда Светлой седмицы
- 16 апреля, в понедельник
- 2 июня
- Ноябрь
- 1852 год
- Май
- 1853 год
- 1854 год
- 1 августа
- 1855 год
- 18 марта
- Сентябрь
- 1856 год
- 18 февраля
- 21 июня
- 22 июня
- 9 августа
- 13 августа
- 1857 год
- 20 января
- Исцеление девицы Екатерины Николаевны Грезенковой. С тем, чтобы для прочтения и пользы посылать и другим верующим
- 8 апреля
- 26 мая
- 15 июля
- 20 июля
- 7 сентября
- 1858 год
- 21 февраля
- 11 марта
- 27 апреля
- 13 мая
- 14 мая
- 8 июня
- 6 августа
- 1859 год
- 17 февраля
- 20 февраля
- 15 мая
- Дневник иеромонаха Евфимия
- 1860 год
- 25 августа
- 26 августа
- 27 августа
- 30 августа
- 31 августа
- 1 сентября
- 2 сентября
- 3 сентября
- 4 сентября
- 5 сентября
- 6 сентября
- 7 сентября
- 9 сентября
- 10 сентября
- Октябрь
- 1861 год
- Январь
- Февраль
- Май
- Август
- 5 ноября
- 1862 год
- 19 марта
- Апрель
- Май
- 16 июня
- Послесловие
- Корень зла: истинная болезнь России
- Где корень зла? В чем истинная болезнь России?
- Как лечить болезнь России? Как вырвать зло с корнем?
- Речь С. А. Нилуса в мценском комитете о нуждах сельскохозяйственной промышленности
- Сказание о чудотворной иконе Божией Матери Ея иверского явления и о чудотворной Ея иконе Иверской, что в Богородичном Иверском Валдайском монастыре Новгородской епархии
- Звезды пустыни житие святого преподобного отца нашего Онуфрия Великого и с ним некоторых иных святых пустынножителей (память 12-го июня)
- Приложение
- Оптинские письма святителя Игнатия Брянчанинова к разным лицам
- Письма святителя Игнатия Петру Александровичу Брянчанинову
- Н. Н. Муравьеву-Карскому
- Батюшке о. Макарию Оптинскому
- Батюшке о. Макарию Оптинскому
- Желание переселиться в Оптину Пустынь из Сергиевой обители и другие вопросы
- Батюшке о. Макарию Оптинскому
- Варфоломею, игумену Белобережскому
- О нравственной трудности в своей жизни, мнение о монастырях, оптинском старце Макарии и о духе того времени
- О вновь вышедшей книге: «Житие и писания молдавскаго старца Паисия Величковскаго». О Иисусовой молитве
- О книге Николая Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями»
- О кончине о. Макария Оптинского
- Об о. Макарии Оптинском
- О последних днях страданий, кончине и погребении Оптиной Пустыни духовника и начальника скита, старца иеросхимонаха Илариона (Пономарева), в Бозе почившего 18 сентября 1873 года
- Прибавления
- Примечания
Святыня под спудом
Тайна православного монашеского духа
От составителя
Один сеет, а другой жнет, другие трудились, а вы вошли в труд их. (Ин. 4:37-38)
Предлагаю благочестивым читателям материал, на живых и ярких примерах повседневной жизни выясняющий истинную тайну монастырской миссии, проливающий яркий свет в самые затаенные уголки монашеского сердца, освещающий внутреннюю келейную жизнь иноческой души, которая изливала в материале этом мысли свои и чувства не для славы и чести мирской, не для удовлетворения самолюбивой гордости, а глаголала от избытка сердца к самой себе и к своему Богу. Материал этот — келейные заметки, письма, черновики, а также записи некоторых выдающихся событий внутренней монастырской жизни, мною найденные в книгохранилищах Оптиной Пустыни, мною собранные и систематизированные в форме дневника ныне уже приложившегося к праотцам Оптинского иеромонаха Евфимия (Трунова). Не ему одному принадлежал этот материал, — он был достоянием коллективного Оптинского духа, — но я присвоил его ему одному, потому что при жизни восстановителя Оптинской славы Архимандрита Моисея он был к нему едва ли не самым близким лицом; потому что он вел дневник всему тому, чему был очевидным свидетелем во все время долголетней иноческой жизни, начавшейся еще во дни основателя старчества в Оптиной Пустыни, старца Льва, продолжавшейся при его преемнике по старчеству, старце Макарии, и окончившейся во дни современника нашего, старца Амвросия Оптинского; и, наконец, потому, что, по отзывам его современников, он сам был иноком выдающейся духовной жизни. Дневник отца иеромонаха Евфимия послужил мне канвою с намеченным его рукою узором, но самый узор, как и драгоценнейший жемчуг дивного шитья, составлен и собран из многоцветных раковин, извлеченных из сокровенных глубин безбрежного и бездонного моря великого Оптинского духа, питавшего православную русскую мысль в таких богатырских ее представителях, как братья Киреевские, Гоголь, Достоевский и те «молодшие» богатыри, имена которых — как звезды на тверди православного русского неба.
Во всем, что собрано здесь, самоизмышленного моего нет: все это — плоть от плоти, кость от кости Оптинских насельников и им по духу присных. Что же касается изложенных здесь фактов, принадлежащих к области духовной христианской жизни и ее силы, то моего в них — только одна редакция.
Чувствую и всем сердцем моим сознаю, что не моей меры труд этот, что он не исчерпывает и капли единой великого сосуда Оптинского, но смелости моей и дерзновения оправданием да послужит быстрота и натиск злобного духа времени, устремляющегося внушить присным своим рабам и служителям похоронить навеки еще живое и жизнетворное тело православного монашества. При таких условиях начавшейся роковой борьбы некогда размышлять о достоинстве оружия, впору только и без необходимых доспехов ринуться в жестокую сечу и хотя бы одним телом своим на время заградить гробокопателям доступ к разверстой ими могиле.
Но если дни, нами с великой скорбью переживаемые, в небесной книге жизни записаны как дни совершения такого злодеяния, и живому еще цвету христианства, каким во все времена было истинное монашество, уже настало время быть заживо погребенным в безвременной могиле, — то пусть и малый, и несовершенный труд мой этот покажет остатку верных, «какой светильник разума угас, / какое сердце биться перестало…»
Сергей Нилус
Комментировать