Великое в малом — Нилус С.А.

Великое в малом — Нилус С.А.

(78 голосов4.4 из 5)

Глава I

Гроз­ные пред­чув­ствия. Миро­вое зна­че­ние Рос­сии. Пер­вые шаги XX в. Сера­фи­мовы дни и их зна­че­ние. Записки Мото­ви­лова: беседа Пр. Сера­фима о Цар­ской вла­сти, о зло­умыш­ля­ю­щих про­тив нее и о бед­ствиях Пра­во­слав­ной Церкви. Что ждет Рос­сию и мир?

Молиться надо!..

Что-то гроз­ное, сти­хий­ное, как тяже­лые свин­цо­вые тучи, нава­ли­лось непо­мер­ною тяже­стью над неко­гда свет­лым гори­зон­том Пра­во­слав­ной Церкви Рос­сии. Не раз омра­чался он: с лиш­ком тыся­че­лет­няя жизнь нашей родины не могла пройти без бурь и вол­не­ний в обла­сти ее духа, но корабль Пра­во­сла­вия, води­мый Духом Свя­тым среди ярив­шихся кос­ма­тых волн, смело и уве­ренно нес Рос­сию к цели ее, наме­чен­ной в Пред­веч­ном Совете. Сти­хали бури: и по преж­нему в без­бреж­ном про­сторе веч­но­сти, в неудер­жи­мом своем беге к опре­де­лен­ной цели наш пра­во­слав­ный корабль рас­се­кал сми­ряв­ши­еся и вновь покор­ные волны.

Бог избрал воз­ве­ли­чен­ную Им Рос­сию при­нять и до скон­ча­ния веков блю­сти Пра­во­сла­вие — истин­ную веру, при­не­сен­ную на землю для спа­се­ния нашего Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом. Мано­ве­нием Боже­ствен­ной Дес­ницы окрепла Пра­во­слав­ная Русь на диво и страх вра­гам быв­шем, насто­я­щим и… буду­щим, но только при этом непре­мен­ном усло­вии — соблю­де­ния в чистоте и свя­то­сти своей веры.

С непо­нят­ной жаж­дой новизны стре­ми­лись мы всту­пить в новый XX век. Точно некая незри­мая сила тол­кала нас разо­рвать необуз­дан­ным поры­вом цепи, свя­зу­ю­щие наше насто­я­щее со всеми заве­тами про­шлого, насиль­ни­че­ски вынуж­дая забыть, что только в вели­ких заве­тах про­шлого и было зало­жено зерно той жизни и зна­че­ния, кото­рыми мы поль­зу­емся в этом види­мом мире. Наши пер­вые шаги на пути нового сто­ле­тия озна­ме­но­ва­лись ярко и резко выра­жен­ными стрем­ле­ни­ями сбро­сить с себя ярмо устоев нашей духов­ной жизни, — и в безу­мии своем мы пер­вый удар нанесли под самое сердце свое в наше Пра­во­сла­вие. Эпо­пея воин­ству­ю­щей тол­стов­щины, про­по­веди непри­зван­ных лже­учи­те­лей, направ­лен­ные к раз­ру­ше­нию семей­ных начал, к осквер­не­нию таин­ства брака; нако­нец, в недав­ние дни откро­вен­ная и откры­тая про­по­ведь «сво­бод­ного совра­ще­ния из Пра­во­сла­вия» и им подоб­ные, как туча отрав­лен­ных зме­и­ным ядом стрел, пущен­ная несмет­ною ратью из вра­же­ского стана, укреп­лен­ного почти пого­лов­ным рав­но­ду­шием к вере наших отцов, закрыла от нас, кажется, навсе­гда свет Самого Солнца правды…

Так писал я в 1901 году в книге моей «Вели­кое в малом», с ужа­сом вни­мая отда­лен­ным гро­мам надви­гав­шейся на Рос­сию и на мир грозы роко­вых бед­ствий. И не один я слы­шал эти при­бли­жав­ши­еся громы: слы­шали их все, веро­вав­шие Богу сво­ему в про­стоте дет­ского сердца и не вни­мав­шие обо­льсти­тель­ным уче­ниям пре­муд­ро­сти века сего, уче­ниям бесов­ским; слы­шали все, от среды кото­рых не был отъят «Дер­жай» — бла­го­дать Духа Свя­того[1], пода­ва­е­мая одним только сми­рен­ным и послуш­ным овцам Хри­стова стада; слы­шала их вся Цер­ковь вер­ных, чуж­дых цер­ков­ного обнов­ле­ния в при­кро­венно-анти­хри­сто­вом духе. Все слы­шали, но не все гово­рили открыто, потому что не все умели гово­рить, как бы хотели.

Боль­шин­ство бра­тий наших умело только молча стра­дать и молча пла­кать в незри­мой миру тишине своей уеди­нен­ной к Богу молитвы.

И вскоре, в дни плача нашего и нашей вели­кой скорби, даро­вал нам Гос­подь нового вели­кого заступ­ника и хода­тая, Пре­по­доб­ного Отца нашего Сера­фима Саров­ского.

И в вели­кие Саров­ские, Сера­фи­мовы дни, когда каза­лось, что само небо спу­сти­лось на землю и лики Ангель­ские с ликами пев­цов земли «среди лета пели Пасху», вос­пе­вая хвалу Богу, див­ному во свя­тых Своих: в те дни для вер­ного и чут­кого сердца пра­во­слав­ного рус­ского чело­века бла­го­во­лил Гос­подь воочию явить тайну вели­чия и мощи Рос­сии, тайну, заклю­чен­ную в еди­не­нии Пома­зан­ника Божия — Царя с его наро­дом и со Хри­стом, без Кото­рого никто ничего тво­рить не может, а народ­ной души чрез Цар­скую веру и свою — с Богом и Его Пре­по­доб­ным, вели­ким к Богу хода­таем за пра­во­слав­ную землю Русскую.

Бог гово­рил в Сарове с наро­дом Своим, ново­за­вет­ным Изра­и­лем, с Рос­сией, послед­ней на земле хра­ни­тель­ни­цей Пра­во­слав­ной Хри­сто­вой веры и Само­дер­жа­вия, как зем­ного отоб­ра­же­ния Все­дер­жи­тель­ства во все­лен­ной Самого Трии­по­стас­ного Бога.

И через самого Пре­по­доб­ного гово­рил Рос­сии Гос­подь слово Свое о том же, о том, как нужно ей хра­нить и обе­ре­гать во вся­кой чистоте и свя­тыне вели­кую ту тайну, кото­рой крепка была Рос­сия от смут­ных своих дней даже до сего дня.

Напом­ним Рос­сии слово это устами самого Пре­по­доб­ного. Не помо­жет ли напо­ми­на­ние это Рус­ским людям огля­нуться на себя и опом­ниться, пока еще не поздно, пока не услы­хали еще они гроз­ных слов Божиих:

«Се, остав­ля­ется дом ваш пусть»!

Вот что в ночь с 26-го на 27‑е Октября 1844 года в Саров­ской Пустыни было запи­сано Сим­бир­ским Совест­ным судьей, Нико­лаем Алек­сан­дро­ви­чем Мото­ви­ло­вым, близ­ким чело­ве­ком и сота­ин­ни­ком Пре­по­доб­ного Серафима:

«…А в дока­за­тель­ство истин­ной рев­но­сти по Бозе при­во­дил батюшка Сера­фим свя­того про­рока Илию и Гедеона и, по целым часам рас­про­стра­ня­ясь о них своею бого­вдох­но­вен­ней­шею бесе­дою, каж­дое суж­де­ние свое о них заклю­чал при­ме­не­нием к жизни соб­ственно нашей и ука­за­нием на то, какие мы и в каких наи­бо­лее обсто­я­тель­ствах жизни можем из житий их извле­кать душе­спа­си­тель­ные настав­ле­ния. Часто поми­нал мне о свя­том Царе, Про­роке и Бого­отце Давиде и тогда при­хо­дил в необык­но­вен­ный духов­ный вос­торг. Надобно было видеть его в эти незем­ные минуты! Лицо его, оду­шев­лен­ное бла­го­да­тию Свя­того Духа, сияло тогда подобно солнцу, и я, — поис­тине говорю, — глядя на него, чув­ство­вал лом в гла­зах, как бы при взгляде на солнце. Невольно при­во­дил я себе на память лицо Мои­сея, только что сошед­шего с Синая. Душа моя, уми­ро­тво­ря­ясь, при­хо­дила в такую тишину, испол­ня­лась такою вели­кою рев­но­стью, что сердце мое готово было вме­стить в себя не только весь род чело­ве­че­ский, но и все тво­ре­ние Божие, пре­из­ли­ва­ясь ко всем боже­ствен­ною любовью…

— Так-то, ваше бого­лю­бие, так, — гова­ри­вал батюшка, скача от радо­сти (кто пом­нит еще сего свя­того Старца, тот ска­жет, что и он его ино­гда виды­вал как бы ска­чу­щим от радо­сти), — избрах Давида, раба моего, мужа по сердцу Моему, иже испол­нит все хоте­ния Мои…

Стр. 1 из 48 Следующая

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

5 комментариев

  • Лия, 10.12.2017

    В ТЕКСТЕ (гл.1, 6‑ая строка сверху) НЕПОНЯТНО ПРИСУТСТВИЕ СЛОВА СЛИШКОМ.

    Ответить »
    • Администратор, 12.12.2017

      Лия, бла­го­да­рим, опе­чатка исправлена.

      Ответить »
  • Тимофей, 15.01.2017

    Что тво­рится? дела­ется на Свя­той Руси…
    Кто виноват?
    Что делать?
    Что с нами (пра­во­слав­ными) происходит?

    И глав­ный ответ этот обра­щен к сего­дняш­нему-совре­мен­ному-про­дви­ну­тому, но духов­ному ли? чело­веку XXI века, то есть ко мне-(к)тебе-(к)нам: “мы шли все время мимо нашей Церкви и едва ли знаем ее и теперь — вла­деем сокро­ви­щем, кото­рому цены нет… Цер­ковь наша одна только и сохра­ни­лась от вре­мени Апо­столь­ских в непо­роч­ной чистоте.

    Вни­ма­ние: Здесь впер­вые (в “Выбор­ных местах из пере­писки с дру­зьями”, 1847: azbyka.ru/fiction/vybrannye-mesta-iz-perepiski-s-druzyami/) нахо­дим у Гоголя акцент на кон­фес­си­о­наль­ной сто­роне в поня­тии Церкви. Вот он глав­ный ответ на все три вопроса: “Кто вино­ват?”, “Что делать?” и “Что же с нами делается?”.

    И как взрыв бомбы!
    Нет, нет! как набат коло­кола зазву­чал еще тогда — в XIX веке — и зву­чит до сих пор — в XXI веке — про­ро­че­ски он (этот голос) зву­чит (Гоголя): “Цер­ковь создан­ную для жизни, мы до сих пор не ввели в нашу жизнь. …Цер­ковь наша должна све­титься в нас, а не в сло­вах наших, — мы должны быть. Цер­ковь наша, и нами же должны воз­ве­стить ее правду”.
    (Книга “Гоголь”, автор Зень­ков­ский Васи­лий, про­фес­сор-про­то­и­е­рей. М., Р.И.Ф.Школа “Слово”. 1997. — С.140).

    И там же Гоголь гово­рит сле­ду­ю­щие, опять же! глав­ные слова про­рока о Рус­ской-Пра­во­слав­ной Правде: “Гово­рят, что Цер­ковь наша без­жиз­ненна, но это ложь, потому что Цер­ковь наша есть жизнь; однако, эта ложь “была пра­виль­ным выво­дом — это мы трупы, а не Цер­ковь наша — по нас и Цер­ковь назвали трупом”.

    О! Как!

    Да, увы. Так и есть! Вот и Нилус пишет тоже самое, что и Гоголь, мол, отсту­пили пра­во­слав­ные хри­сти­ане, а сле­дом за ними и весь мир отсту­пил от Спаса сво­его Гос­пода Иисуса Хри­ста: “отсту­пив­шим от Хри­ста миром”.
    (Нилус С.А. Вели­кое в малом. Про­то­кол 24: azbyka.ru/fiction/velikoe-v-malom/#a31)

    И ссы­ла­ется Сер­гей Алек­сан­дро­вич на заго­ло­вок заметки — неслу­чайно — кото­рый! как крик кри­ча­щий-при­зы­ва­ю­щий православного-(и)всякого чело­века к пока­я­нию: «Боже, Боже, почто нас оста­вил еси!». “Эта заметка, от кото­рой кровь сты­нет в жилах — пишет Нилус — и мысль цепе­неет, ожи­дая для Рос­сии уча­сти Мес­сины (Иисуса Хри­ста. — Прим. от Авт.), ужасна”.
    (Там же. Заго­ло­вок в газете “Рус­ское Знамя” от 16 января 1910 г. за № 15).

    Но так ли? это. Ужас­ная ли? участь ожи­дает Свя­тую Русь: elitsy.ru/profile/38096/752686/…
    Однако, дей­стви­тельно, надо иметь страх Божий! чле­нам Тела Иисуса Хри­сте, чтобы Свя­той Руси Пра­во­слав­ной не стать — вольно-невольно или по теп­лохлад­но­сти своей — той смо­ков­ни­цей из Еван­ге­лия, кото­рую про­клял Лично Сам Спа­си­тель вся­кого ли? чело­века. Чтобы и ей (Свя­той Руси) не засохнуть…

    “«Равви! посмотри, смо­ков­ница, кото­рую Ты про­клял, засохла»…
    Горе! горе! горе!..” — пишет Нилус в работе Вели­кое в малом.
    (Нилус С.А. Вели­кое в малом. Про­то­кол 24: azbyka.ru/fiction/velikoe-v-malom/#a31)

    И вот почему.
    Потому, что Гос­подь Иисус Хри­стос в Еван­ге­лие ска­зал одному ли? или вся­кому чело­веку, кото­рый твердо желает быть уче­ни­ком Его, что, мол, иди за Мной, а мерт­вецы пусть погре­бают своих мерт­ве­цов… И не будешь про­клят и нико­гда не засохнешь.

    Помоги, Гос­поди, чело­веку себя пре­об­ра­зить, как Ты, Гос­поди, пре­об­ра­зился на горе Фавор…

    Дай, Гос­поди, чело­веку сил Свя­тую Русь вос­кре­сить до при­ше­ствия-воца­ре­ния врага спа­се­ния антихриста…

    Слава Богу за все.

    С радо­стью Празд­ника Рож­де­ства Гос­пода Иисуса Хри­ста Спаса! и с любо­вью в Нем…

    Ответить »
  • Сергей, 22.08.2016

    В тек­сте вме­сто вну­ше­ния хри­сти­ан­ской рели­гии должно быть крушение.

    Ответить »
    • Оксана, 08.09.2016

      Сер­гей, бла­го­да­рим, испра­вили неточность.

      Ответить »
Открыть весь текст
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки