<span class=bg_bpub_book_author>Нилус С.А.</span> <br>Великое в малом

Нилус С.А.
Великое в малом

(110 голосов4.3 из 5)

Оглавление

Глава I

Грозные предчувствия. Мировое значение России. Первые шаги XX в. Серафимовы дни и их значение. Записки Мотовилова: беседа Пр. Серафима о Царской власти, о злоумышляющих против нее и о бедствиях Православной Церкви. Что ждет Россию и мир?

Молиться надо!..

Что-то грозное, стихийное, как тяжелые свинцовые тучи, навалилось непомерною тяжестью над некогда светлым горизонтом Православной Церкви России. Не раз омрачался он: с лишком тысячелетняя жизнь нашей родины не могла пройти без бурь и волнений в области ее духа, но корабль Православия, водимый Духом Святым среди ярившихся косматых волн, смело и уверенно нес Россию к цели ее, намеченной в Предвечном Совете. Стихали бури: и по прежнему в безбрежном просторе вечности, в неудержимом своем беге к определенной цели наш православный корабль рассекал смирявшиеся и вновь покорные волны.

Бог избрал возвеличенную Им Россию принять и до скончания веков блюсти Православие — истинную веру, принесенную на землю для спасения нашего Господом Иисусом Христом. Мановением Божественной Десницы окрепла Православная Русь на диво и страх врагам бывшим, настоящим и… будущим, но только при этом непременном условии — соблюдения в чистоте и святости своей веры.

С непонятной жаждой новизны стремились мы вступить в новый XX век. Точно некая незримая сила толкала нас разорвать необузданным порывом цепи, связующие наше настоящее со всеми заветами прошлого, насильнически вынуждая забыть, что только в великих заветах прошлого и было заложено зерно той жизни и значения, которыми мы пользуемся в этом видимом мире. Наши первые шаги на пути нового столетия ознаменовались ярко и резко выраженными стремлениями сбросить с себя ярмо устоев нашей духовной жизни, — и в безумии своем мы первый удар нанесли под самое сердце свое в наше Православие. Эпопея воинствующей толстовщины, проповеди непризванных лжеучителей, направленные к разрушению семейных начал, к осквернению таинства брака; наконец, в недавние дни откровенная и открытая проповедь «свободного совращения из Православия» и им подобные, как туча отравленных змеиным ядом стрел, пущенная несметною ратью из вражеского стана, укрепленного почти поголовным равнодушием к вере наших отцов, закрыла от нас, кажется, навсегда свет Самого Солнца правды…

Так писал я в 1901 году в книге моей «Великое в малом», с ужасом внимая отдаленным громам надвигавшейся на Россию и на мир грозы роковых бедствий. И не один я слышал эти приближавшиеся громы: слышали их все, веровавшие Богу своему в простоте детского сердца и не внимавшие обольстительным учениям премудрости века сего, учениям бесовским; слышали все, от среды которых не был отъят «Держай» — благодать Духа Святого[1], подаваемая одним только смиренным и послушным овцам Христова стада; слышала их вся Церковь верных, чуждых церковного обновления в прикровенно-антихристовом духе. Все слышали, но не все говорили открыто, потому что не все умели говорить, как бы хотели.

Большинство братий наших умело только молча страдать и молча плакать в незримой миру тишине своей уединенной к Богу молитвы.

И вскоре, в дни плача нашего и нашей великой скорби, даровал нам Господь нового великого заступника и ходатая, Преподобного Отца нашего Серафима Саровского.

И в великие Саровские, Серафимовы дни, когда казалось, что само небо спустилось на землю и лики Ангельские с ликами певцов земли «среди лета пели Пасху», воспевая хвалу Богу, дивному во святых Своих: в те дни для верного и чуткого сердца православного русского человека благоволил Господь воочию явить тайну величия и мощи России, тайну, заключенную в единении Помазанника Божия — Царя с его народом и со Христом, без Которого никто ничего творить не может, а народной души чрез Царскую веру и свою — с Богом и Его Преподобным, великим к Богу ходатаем за православную землю Русскую.

Бог говорил в Сарове с народом Своим, новозаветным Израилем, с Россией, последней на земле хранительницей Православной Христовой веры и Самодержавия, как земного отображения Вседержительства во вселенной Самого Триипостасного Бога.

И через самого Преподобного говорил России Господь слово Свое о том же, о том, как нужно ей хранить и оберегать во всякой чистоте и святыне великую ту тайну, которой крепка была Россия от смутных своих дней даже до сего дня.

Напомним России слово это устами самого Преподобного. Не поможет ли напоминание это Русским людям оглянуться на себя и опомниться, пока еще не поздно, пока не услыхали еще они грозных слов Божиих:

«Се, оставляется дом ваш пусть»!

Вот что в ночь с 26-го на 27‑е Октября 1844 года в Саровской Пустыни было записано Симбирским Совестным судьей, Николаем Александровичем Мотовиловым, близким человеком и сотаинником Преподобного Серафима:

«…А в доказательство истинной ревности по Бозе приводил батюшка Серафим святого пророка Илию и Гедеона и, по целым часам распространяясь о них своею боговдохновеннейшею беседою, каждое суждение свое о них заключал применением к жизни собственно нашей и указанием на то, какие мы и в каких наиболее обстоятельствах жизни можем из житий их извлекать душеспасительные наставления. Часто поминал мне о святом Царе, Пророке и Богоотце Давиде и тогда приходил в необыкновенный духовный восторг. Надобно было видеть его в эти неземные минуты! Лицо его, одушевленное благодатию Святого Духа, сияло тогда подобно солнцу, и я, — поистине говорю, — глядя на него, чувствовал лом в глазах, как бы при взгляде на солнце. Невольно приводил я себе на память лицо Моисея, только что сошедшего с Синая. Душа моя, умиротворяясь, приходила в такую тишину, исполнялась такою великою ревностью, что сердце мое готово было вместить в себя не только весь род человеческий, но и все творение Божие, преизливаясь ко всем божественною любовью…

— Так-то, ваше боголюбие, так, — говаривал батюшка, скача от радости (кто помнит еще сего святого Старца, тот скажет, что и он его иногда видывал как бы скачущим от радости), — избрах Давида, раба моего, мужа по сердцу Моему, иже исполнит все хотения Мои…

Разъясняя же, как надобно служить Царю и сколько дорожить Его жизнью, он приводил в пример Авессу, военачальника Давида.

«Однажды он, — так говорил батюшка Серафим, — для утоления жажды Давидовой прокрался в виду неприятельского стана к источнику и добыл воды и, несмотря на тучу стрел из неприятельского стана, пущенных в него, возвратился к нему ни в чем невредимым, неся воду в шлеме, сохранен будучи от тучи стрел, только за усердие свое к Царю. Когда же что приказывал Давид, то Авесса ответствовал: «только повели, о Царю, и все будет исполнено по твоему». Когда же Царь изъявлял желание сам участвовать в каком-либо кровопролитном деле для ободрения своих воинов, то Авесса умолял его о сохранении своего здравия и, останавливая его от участия в сече, говорил: «Нас много у тебя, а ты, Государь, у нас один. Если бы и всех нас побили, то лишь бы ты был жив, — Израиль цел и непобедим. Если же тебя не будет, что будет тогда с Израилем?»…

Батюшка отец Серафим пространно любил объясняться о сем, хваля усердие и ревность верноподданных к Царю и, желая явственнее истолковать, сколько сии две добродетели христианские угодны Богу, говаривал:

«После Православия они суть первый долг наш русский, и главное основание истинного христианского благочестия».

Часто от Давида он переводил разговор к нашему великому Государю Императору[2] и по целым часам беседовал со мною о Нем и о царстве Русском; жалел о зломыслящих противу Всеавгустейшей Особы Его. Явственно говоря мне о том, что они хотят сделать, он приводил меня в ужас; а, рассказывая о казни, уготовляемой им от Господа, и удостоверяя меня в словах своих, прибавлял:

«Будет это непременно: Господь, видя нераскаянную злобу сердец их, попустит их начинаниям на малое время, но болезнь их обратится на главу их, и на верх их снидет неправда пагубных замыслов их. Земля Русская обагрится реками кровей, и много дворян побиено будет за великого Государя и целость Самодержавия Его; но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца земле Русской, потому что в ней одной преимущественно сохраняется еще Православие и остатки благочестия христианского».

Однажды, — так пишет далее в тех же своих записках Мотовилов, — был я в великой скорби, помышляя, что будет далее с нашею Православною Церковью, если современное нам зло все более и более будет размножаться и, будучи убежден, что Церковь наша в крайнем бедствии как от приумножающегося разврата по плоти, так равно, если только не многим более, от нечестия по духу чрез рассеваемые толки, я весьма желал знать, что мне скажет о том батюшка Серафим.

Распространившись подробно беседою о святом пророке Илии, он сказал мне на вопрос мой, между прочим следующее:

— Илия Фесвитянин, жалуясь Господу на Израиля, будто он весь преклонил колена Ваалу, говорил в молитве, что уж только один он, Илия, остался верен Господу, но уже и его душу ищут изъяти… Так что же, батюшка, отвечал ему на это Господь? «Седмь тысящь мужей оставих во Израиле, иже не преклониша колен Ваалу». Так если во Израильском царстве, отпадшем от Иудейского верного Богу царства и пришедшем в совершенное развращение, оставалось еще седмь тысящь мужей, верных Господу, то что скажем о России? Мню я, что во Израильском царстве было тогда не более трех миллионов людей. А у нас, батюшка, в России сколько теперь?

Я отвечал:

— Около шестидесяти миллионов.

И он продолжал:

— В двадцать раз больше. Суди же сам, сколько теперь у нас еще обретается верных Богу!.. Так-то, батюшка, так-то; ихже предуведе, сих и предъизбра; ихже предъизбра, сих и предустави; ихже предустави, сих и блюдет, сих и прославит… Так о чем же унывать-то нам!.. С нами Бог! Надеющийся на Господа, яко гора Сион, и Господь окрест людей Своих… Господь сохранит тя, Господь — покров твой на руку десную твою, Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое отныне и до века; во дни солнце не ожжет тебе, даже, луна нощью.

И когда я спросил его, что значит это, к чему говорит он мне о том,

— К тому, — ответствовал батюшка отец Серафим, — что таким-то образом хранит Господь, яко зеницу ока Своего, людей Своих, то есть, православных христиан, любящих Его и всем сердцем, и всею мыслию, и словом, и делом, день и нощь служащих Ему. А таковы — хранящие всецело все уставы, догматы и предания нашей Восточной Церкви Вселенской и устнами исповедующие благочестие, Ею преданное и на деле во всех случаях жизни творящие по святым заповедям Господа нашего Иисуса Христа.


[1] И с нею неразрывно связанная благодать помазания от Духа Святого, даруемая Православному Самодержцу во время Священного Его коронования на Царство. Отсюда при утрате веры в Бога, — отступление от неверных Св. Духа и отъятие от них Самодержавной Царской власти.

[2] Николаю I.

Комментировать

*

5 комментариев

  • Лия, 10.12.2017

    В ТЕКСТЕ (гл.1, 6‑ая строка сверху) НЕПОНЯТНО ПРИСУТСТВИЕ СЛОВА СЛИШКОМ.

    Ответить »
    • Администратор, 12.12.2017

      Лия, благодарим, опечатка исправлена.

      Ответить »
  • Тимофей, 15.01.2017

    Что творится? делается на Святой Руси…
    Кто виноват?
    Что делать?
    Что с нами (православными) происходит?

    И главный ответ этот обращен к сегодняшнему-современному-продвинутому, но духовному ли? человеку XXI века, то есть ко мне-(к)тебе-(к)нам: “мы шли все время мимо нашей Церкви и едва ли знаем ее и теперь — владеем сокровищем, которому цены нет… Церковь наша одна только и сохранилась от времени Апостольских в непорочной чистоте.

    Внимание: Здесь впервые (в “Выборных местах из переписки с друзьями”, 1847: azbyka.ru/fiction/vybrannye-mesta-iz-perepiski-s-druzyami/) находим у Гоголя акцент на конфессиональной стороне в понятии Церкви. Вот он главный ответ на все три вопроса: “Кто виноват?”, “Что делать?” и “Что же с нами делается?”.

    И как взрыв бомбы!
    Нет, нет! как набат колокола зазвучал еще тогда — в XIX веке — и звучит до сих пор — в XXI веке — пророчески он (этот голос) звучит (Гоголя): “Церковь созданную для жизни, мы до сих пор не ввели в нашу жизнь. …Церковь наша должна светиться в нас, а не в словах наших, — мы должны быть. Церковь наша, и нами же должны возвестить ее правду”.
    (Книга “Гоголь”, автор Зеньковский Василий, профессор-протоиерей. М., Р.И.Ф.Школа “Слово”. 1997. — С.140).

    И там же Гоголь говорит следующие, опять же! главные слова пророка о Русской-Православной Правде: “Говорят, что Церковь наша безжизненна, но это ложь, потому что Церковь наша есть жизнь; однако, эта ложь “была правильным выводом — это мы трупы, а не Церковь наша — по нас и Церковь назвали трупом”.

    О! Как!

    Да, увы. Так и есть! Вот и Нилус пишет тоже самое, что и Гоголь, мол, отступили православные христиане, а следом за ними и весь мир отступил от Спаса своего Господа Иисуса Христа: “отступившим от Христа миром”.
    (Нилус С.А. Великое в малом. Протокол 24: azbyka.ru/fiction/velikoe-v-malom/#a31)

    И ссылается Сергей Александрович на заголовок заметки — неслучайно — который! как крик кричащий-призывающий православного-(и)всякого человека к покаянию: «Боже, Боже, почто нас оставил еси!». “Эта заметка, от которой кровь стынет в жилах — пишет Нилус — и мысль цепенеет, ожидая для России участи Мессины (Иисуса Христа. — Прим. от Авт.), ужасна”.
    (Там же. Заголовок в газете “Русское Знамя” от 16 января 1910 г. за № 15).

    Но так ли? это. Ужасная ли? участь ожидает Святую Русь: elitsy.ru/profile/38096/752686/…
    Однако, действительно, надо иметь страх Божий! членам Тела Иисуса Христе, чтобы Святой Руси Православной не стать — вольно-невольно или по теплохладности своей — той смоковницей из Евангелия, которую проклял Лично Сам Спаситель всякого ли? человека. Чтобы и ей (Святой Руси) не засохнуть…

    “«Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла»…
    Горе! горе! горе!..” — пишет Нилус в работе Великое в малом.
    (Нилус С.А. Великое в малом. Протокол 24: azbyka.ru/fiction/velikoe-v-malom/#a31)

    И вот почему.
    Потому, что Господь Иисус Христос в Евангелие сказал одному ли? или всякому человеку, который твердо желает быть учеником Его, что, мол, иди за Мной, а мертвецы пусть погребают своих мертвецов… И не будешь проклят и никогда не засохнешь.

    Помоги, Господи, человеку себя преобразить, как Ты, Господи, преобразился на горе Фавор…

    Дай, Господи, человеку сил Святую Русь воскресить до пришествия-воцарения врага спасения антихриста…

    Слава Богу за все.

    С радостью Праздника Рождества Господа Иисуса Христа Спаса! и с любовью в Нем…

    Ответить »
  • Сергей, 22.08.2016

    В тексте вместо внушения христианской религии должно быть крушение.

    Ответить »
    • Оксана, 08.09.2016

      Сергей, благодарим, исправили неточность.

      Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки