Array ( [_ym_uid] => 1667824119182396527 [_gcl_au] => 1.1.87546077.1710837940 [_ga] => GA1.2.288611203.1710837941 [_ym_d] => 1710837941 [rmcookie] => S:mHDYwfmMQ7dbdM-9o6AWoR0sO7CtzbDgcu4nLCXUd8cL_g685XnkV6UbQvEovLvKi71nhrKTyrSBXyyyiO6PtbIZaeiTOXY6JqHqCbhB0rTIb4KvtUw29pPExnTPl4YvFsFYp6KMYX4WM0QmeEkbu9nyOiEJQ4EUmkyPoQAZYgZrKIhKiv80LS_I33AIBMcSILcrFrF5tztfYIKw4dPBLFd1UDoTLFooF6oOLdhQuqv-uM-LOf43t9KodkzUDHcy-p5-S0FaL5Qce-E6600ikivfVpSq4qm6IzpuY1daX2-wob4CP-wHIXgyladUQFoVQfk_0XwYeTtKvkAQRBAsJ5WKG-jQrqlxudtXXKEmm0rYe0w0s96J6W6MQBCy3owcwxD5-RDwQjtYtc6SDWqJm6FEL0kV55Y3Gig9oS1QWBOyUFmY5AUiCZHl5iF230tnk432ll_H2lHlKrgX20ht6GH0r1l0qgEv4-xyuGXIx5cQCGxY7e6lNjyKOXfAc03wZlCbWKoHFM3MwjlKJzFoNAu22VCcZ2M8CxWVGFGZfBoqXQ3lK5Of21jGH0nqhQ8f3VvDZGHVVHGhuUWR6DpVAuJ7n9d7LtWsqoK-2oB2pm8DnX1EioFLIHsnBQakDXZ7QNZrsGI1xiksN_tZ0heBnJDR109vCSBdWxeF7WtPkR2CwsURi4Y= [otrid] => S:VSaFO_vbyYTGhsd0zADKwqYH0hj9KzR0hYpoiUnRjgsbgIA8cp_EOiybSL87ykFCNbm6QItKV-dZHuUGuaOjN2qIIbfid9jUeSwF5t_0p5cWGvcXWJmFbK-6UBOUosUpDm0yzBxDjxQHI5bMB2qCV7NDBpU1lh6NCD7Ql2XTucMAcSTLLEbI-zW-lCiQMvA_1BlEmaGDFvQi5P6UISUgX92xiANJ6SoW5j4= [_gid] => GA1.2.563697455.1714040662 [_ym_isad] => 2 [_ym_visorc] => b [ManJewx_srW] => 2YKjoA4 [vapeTUBgjZGLf] => _ofJ1GZHhxwOp*3K [PQOJLY] => 5qk_.7p [CSuIXTp] => K5S1Jl*6.9 )
<span class=bg_bpub_book_author>Дунаев М.М.</span> <br>Православие и русская литература. Том IV

Дунаев М.М.
Православие и русская литература. Том IV - 2. А. Амфитеатров, Л. Андреев, А. Ремизов, М. Арцыбашев

(8 голосов4.5 из 5)

Оглавление

2. А. Амфитеатров, Л. Андреев, А. Ремизов, М. Арцыбашев

Судьбы русского реализма отражались в судьбах и в творчестве писателей; всякий раз, разумеется, по-разному. Некоторые из этих конкретных судеб проследить небесполезно.

Александр Валентинович Амфитеатров

Александр Валентинович Амфитеатров (1862 — 1938), русский писатель, прозаик, публицист, драматург, литературный критик, фельетонист, поэт-сатирик, был сыном протоиерея Валентина Амфитеатрова, одного из крупнейших деятелей Русской Церкви, духовно глубокого проповедника, богослова. Но отца своего писатель, кажется, не любил, мало уважал, вывел в не слишком привлекательном образе о. Маркела в романе «Дочь Виктории Павловны», нелестно отзывался о нём в переписке с Горьким.

Писатель слишком рано заразился критической иронией по отношению к миру. В 1880-е годы он сотрудничал в сатирических журналах, публиковал стихи, фельетоны, рассказы. Затем перешёл к крупным жанровым формам, сочинял повести, романы, драматические произведения. В начале своей литературной деятельности Амфитеатров был близок суворинскому «Новому времени», но в 1899 году публично раскаялся в «охранительстве и национализме» и перешёл на антигосударственные позиции, создал ряд сатирических статей, очерков, самым резким из которых стал фельетон «Господа Обмановы» (1902), где язвительно высмеивались члены династии Романовых, прежде всего сам Император Николай II. За это автор был подвергнут высылке в Минусинск, но затем, «во внимание к заслугам его престарелого отца», переведён в Вологду, а вскоре возвращён в Петербург. С начала русско-японской войны (в 1904 году) писатель поддерживал прояпонские настроения, за что вновь был выслан в Вологду, с запрещением литературной деятельности. Летом 1904 года он покинул Россию, жил в Италии, Франции, общаясь с революционно одержимыми эмигрантами. Сочувствие революционным стремлениям сказалось у него, в частности, в причислении к «святым отцам революции» М.А. Бакунина (тема лекции в Высшей русской Школе общественных наук), а также в создании ряда антицерковных памфлетов.

После возвращения в Россию в 1916 году продолжал антигосударственные выступления в печати (вот неугомонный!), за что подвергся административной высылке в Иркутск, откуда вернулся после февральских событий 1917 года. Октябрьский большевицкий переворот встретил враждебно, в 1921 году бежал за границу, последние годы жизни провёл в Италии, продолжая прежнюю литературно-художественную работу.

Амфитеатров — типичный радикально настроенный либерал начала XX века (сам он признавался в эсеровских симпатиях), своей антигосударственной деятельностью объективно приближавший социально-нравственную катастрофу с её неисчислимыми бедами.

И всё это соединялось с тем, что литератор он был одарённый, глубокий. Характерной особенностью творчества Амфитеатрова стало создание масштабных хроникальных полотен, с широким охватом исторического, бытового, социально-психологического материала. Позднее, уже в эмиграции, о писательском таланте, мастерстве Амфитеатрова высоко отозвался И.С. Шмелёв. Крупнейшим повествованием о судьбах русского общества стал многотомный труд «Концы и начала. Хроника 1880-1910» (1907-1922). Автора этой хроники называли «русским Золя», сравнивали его объёмное полотно с «Ругон-Маккарами». Его перу принадлежит также несколько отдельных многочастных романов, ряд повестей, рассказов. Литературная плодовитость писателя — исключительна: незаконченное дореволюционное собрание его сочинений насчитывает 37 томов.

Амфитеатров ставит в центр своего писательского внимания судьбы героев-революционеров, с исключительными натурами которых он связывает «надежды на будущее России». Так, роман «Восьмидесятники» (первый в названной хронике) завершается встречей 1901 года, на которой ссыльные герои возглашают тост за «великий костёр».

К русскому же духовенству писатель относился, как и подобает критическому реалисту и сатирику, в целом без симпатии. Так же и к Православию вообще. Хотя, объективности ради, мог отметить и некоторые положительные свойства в среде русских священников.

Уже в эмиграции он написал исследование «Русский поп XVII века» (1930) — пытаясь обосновать мысль, что сельское духовенство перенимало у народа многие его пороки. Ещё грустнее Амфитеатров смотрел на позднейший период в истории Русской Церкви, в который, по его мнению, «попа-мужика» сменил «поп-чиновник», что привело в итоге к укреплению и распространению атеизма в народе.

Прав ли был Амфитеатров? Он верно отражал своё восприятие мира, но пристально внимателен был прежде всего ко греху. «У Амфитеатрова о «грехе» обильно»[7], — признавал Шмелёв.

И вот мы вновь выходим на одну из важнейших проблем искусства: проблему отбора, в котором всегда отражается тип мировидения художника, склад его ума, и который в силу этого определяет и оценку увиденного и отобранного в мире. Один художник видит более дурного, другой больше доброго. Мы уже много раз с этим сталкивались. Поэтому вопрос «прав или не прав художник?» отчасти неверен. Художник всегда прав, потому что именно так, как показывает, он видит мир. Важнее иное: есть ли правота в самом предлагаемом нам видении мира?

Критерий известен: всё узнаётся по плодам (Мф. 7:16). Вот критики-сатирики — шумели, обличали, раздували «великие костры», а потом от тех же костров бежали подальше, так, кажется, ничего и не понявши в происшедшем.


[7] Шмелёв Ив. Собр. соч. Т.7. «Это было» М., 1999. С. 479.

Комментировать