Шёл к Богу человек

Шёл к Богу человек

Парамонов Николай, игумен
(55 голосов4.5 из 5)

Будет царствовать Любовь

У Алексея Михайловича умерла молодая жена, от рака, вскоре и сын утонул в реке. После похорон старший брат Иван уговаривал Алексея ехать к нему в город, недельки на две:

— Лёш! Поедем ко мне, жена в отпуске на курорте. Тоську твою и Мишутку все равно не вернешь. Город посмотришь, как люди живут. Походим по музеям, театрам, соборам. О Тоське чо много думать — о ней Сам Бог позаботится. Ну чо, братка, поедем? Чо уставился-то?

К Алексею Михайловичу, сельскому учителю, многие за советом шли. А тут горе надломило мужика, все равно что дерево молодое срубили. Стояло, зеленело и радовало шумом листвы — и непонятно, кто подошел и разом срезал. Под самый корень срубил. В душе стало пусто. Радость ушла. Для кого теперь жить?! Была Тоська, был сын Мишутка. Комок горечи подступил к горлу, глаза налились слезами.

— Да ты хоть слово скажи!? Не молчи. Слышишь? Можа что выпьешь? — предложил Иван.

Алексей замотал головой в стороны, не надо, мол, не хочу.

Вспомнилось, как Тоська, бледная как полотно, перед смертью успела шепнуть на ухо: «За меня не беспокойся. К своим иду. Мишку береги. Молодой еще. Не плачь».

Вот и Мишутки не стало — не уберег Мишутку.

Леша вытер рукавом набежавшие слезы и глубоко вздохнул:

— Жить не хочу, — выдавил из себя.

— Это ты зря. Не твое дело решать, сколь кому жить! — выпалил Иван.

— А кому, Иван? — с мольбой спросил Леша.

— Кому, кому. Не нам с тобой, Богу одному, — сказал и не понял, зачем сказал? Вроде складно, и на душе легче.

— Иван? А кто Он, Бог-то? — переспросил Алексей.

— Не знаю. Думаю, Отец всем.

— А зачем Он так?

— Как?

— Под корень. Разом?

— Не знаю.

— А кто знает?

— Кто у Него дома, тот знает. Тоська с Мишкой знают.

— Значит, и мне туда надо, чтоб узнать?

— Позовут — пойдешь, а так здесь еще нужон.

— Кому нужон?

— Жисть подскажет. Ключи от дома тете Маше дадим, присмотрит. Кур покормит. За две недели ничего не случится.

— Ладно, — кивнул головой Алексей.

Домой к Ивану приехали затемно, усталые легли спать. Ночью Алексей спал сумбурно. Под утро во сне увидел Мишутку в белой рубашонке, как после бани в субботний день.

— Сынок!? Зачем отца-то оставил? — спросил Алексей.

— У нас теперь один Отец. Он и тебя любит. Здесь хорошо. Тебе пока рано к нам. Не плачь, папка. Бог тебе скоро поможет.

Что-то зашуршало и загудело в ушах.

— Алексей! Браток, проснись, — тряс за плечо брата Иван.

— Что за звон? — спросил, проснувшись, Алексей.

— Монахи звонят. Монастырь рядом открыли, зайдем после завтрака, наших помянем.

Зажгли свечки в храме. Постояли молча. «Тот же запах, — думал Алексей, — как на похоронах. Где они теперь? Михаил и Тоська.» В сердце опять больно защемило. Попробовал поправить свечку, но рука затряслась.

При выходе из храма Иван толкнул в бок брата:

— Подойди к попу, может, подскажет что?

Лешка попов только в телевизоре видел, но те были в золотых шапках и с бородами. Этот почему-то не такой.

— Че-то спросить хотите? — сказал поп.

— Да, вот померли все. Не знаю, чо делать? — неожиданно для себя коротко ответил Алексей.

— У Бога все живы, — улыбнулся почему-то поп.

«Надо же, — подумал Алексей. — Людей хоронят, а сами улыбаются».

— А кто Он, Бог-то? — спросил в лоб.

— Бог — Любовь, — ответил священник.

— А почему людей обижат?

— Может, твоих в рай взял. А ты что? Обиделся, что тебя не взяли? — пошутил поп.

— Меня никуда не берут. Ни здесь, ни там, — и впрямь обиделся Алексей.

— Поживи у нас, может, здесь сгодишься, — предложил батюшка.

— Тоську с Мишкой все равно не вернешь, а без них жизни мне нет, — сказал, как отрезал, Алексей.

— Жизнь есть, почему нет? Скажи: радости нет, это правда. А без радости что за жизнь?!

— А в чем ваша радость? Покойников хоронить?

— Мы не хороним, отпеваем, в основном. Радость и у нас есть, только ее не так видно.

— В чем же ваша радость?

— Радость, как и запах, не объяснить?

— Сами не знаете?

— Почему не знаем? Знаем.

— Ну так объясните, раз знаете.

— Да ты слушать не будешь.

Алексея почему-то впервые после похорон потянуло поспорить. Задело, что поп был довольный, а Алексей довольных никогда не любил, разве что детей маленьких да стариков. Жалко их как-то, беззащитных. Не то, чтобы спорил он с довольными, нет. Просто бесполезно с ними было спорить. Они какие-то тупые были или хитрые. Хитрые, в общем, тоже тупые, только с другого конца. Поп явно что-то знал.

— Я слушать буду. Ты только скажи, куда Тоська с Мишкой ушли? — разволновался Алексей.

— К Тому, Кто им жизнь дал, к Тому и ушли.

— А почему меня оставил?

— За них молиться будешь, а потом тоже к ним уйдешь, когда Бог позовет.

— Брат Иван тоже так говорит, а я хочу до конца разобраться. Зачем живем, если все умрем?

— Смерть не есть небытие, а жизнь бестелесная — персональная жизнь в Нетварном Свете.

— При чем здесь Свет-то, когда вы во Христа верите. Так?

— И во Христа, как Богочеловека, верим, и в Свет, как Дух Святой, тоже верим.

— Так что, богов-то двое, а Отец тоже Бог им?

— Вот ты, когда на солнце смотришь, что видишь и что чувствуешь?

— Шар вижу, тепло и свет чувствую.

— Значит, солнце едино, а действия — три.

— Действия — три, а солнце — одно.

— Сделай одну поправку к этому. Семья — одна, а людей трое. Так? — уточнил батюшка.

— Ну?

— Так и Бог. Един, но в трех личностях, или персонах: Отец, Сын и Дух Святой — Троица Единосущная и Нераздельная.

— А почему нас разделили? А Христос, Он кто? — вспомнил Алексей.

— Христос — второе Лицо Святой Троицы, Создатель Космоса и человека, по Своему образу и подобию, — начал объяснять батюшка.

— Мы что ли на Него похожи? — перебил Алексей.

— По человечеству — да, а по Божеству только подобием.

— А у Него жена была?

— Нет.

— А почему?

— У него все были братья и сестры.

— А почему не женился? Одинокому всегда плохо.

— У Него были другие задачи.

— Какие?

— Веру людям в Вечную Жизнь дать, грехи всех на Себя взять и…

— Он что учитель был? — улыбнулся Алексей.

— Не только Учитель.

— А кто же еще?

— Создатель всей жизни и возобновитель ее.

— А кого Он возобновил, если женатый не был?

— Женатый не был, но ты забыл, что Он вообще всю жизнь содержит. И временную и вечную.

— А как же Отец? — приставал Алексей.

— К Отцу никто не приходит, как только через Сына. Это Он Сам сказал.

— Где сказал?

— В Евангелии написано для всех. На, возьми почитай, — подал священник книгу.

Вечером с Иваном смотрели телевизор, а разговор с попом не шел из головы.

— Иван!

— А?

— А на попов где учат?

— В семинарии.

— И долго?

— Не узнавал, а что?

— Они на зарплату учатся или в охотку? Как ты думаешь?

— Да как и везде, наверное, они тоже люди.

— Вчерашний не толстый был, наверно — в охотку.

— Эти — монахи. Они всегда почти тоньше.

— А монахи бывают попами?

— Если с крестом, то бывают. А ты чо на попа будешь учиться?

— Ты что?

— А что?.. Ты один остался, как монах.

Братья рассмеялись.

— А знаешь, Иван, мне кажется: правда у них.

— Почему у них? Правда для всех правда.

— Я в том смысле, что они знают, зачем человек жить должен и куда идет.

— Это что, он тебе за пять минут объяснил? — съязвил Иван.

— Нет. Ты пока на рынок ходил, я Евангелие читал. Здесь все правда, ни одного вранья.

— И что же ты там узнал? – заинтересовался Иван.

— Узнал немного. Главное, что Христос воскрес и смерти нет.

— Если смерти нет, то почему Христос до сих пор не живет на земле?

— А зачем ему жить, чтобы мильон раз убивали?

— Ну, сделал бы так, чтобы не убивали. Он же Бог все-таки?

— Не знаю, надо у попа будет спросить.

Лежа на постели, Алексей смотрел на луну. Братья не спали.

— Иван!

— А?..

— А в городе народ башковитей. Думают, зачем живут.

— Умные есть, — ответил Иван, — и дураков тоже хватает. Ты спи. Я завтра рано на рынок уеду, к обеду вернусь. Еда в холодильнике.

Утром опять зазвонили колокола. Есть Алексей не хотел и пошел в храм. День был не воскресный, а народу в храме было не мало.

«С этой перестройкой вся жизнь у людей не пойми что? Раньше на работу торопились, а теперь в храм да на рынок», — подумал он.

Служба уже началась. Алексей продвинулся ближе к алтарю, где стоял священник, чтобы яснее слышать, что он говорит. Храм, видимо, был только передан церкви, и алтарь ничто почти не загораживало, одна только преградка с большими иконами. Алексей прислушался к голосу священника. Из алтаря доносилось:

«…Ты от небытия в бытие нас привел еси, и отпадшыя возставил еси паки, и не отступил еси вся творя, дондеже нас на небо возвел еси, и царство твое даровал еси будущее…»

«Голос знакомый, как у вчерашнего», — вспомнил Алексей. В конце службы вышел священник с крестом. «Да, это был он».

Алексей подождал, когда все прихожане разойдутся, и подошел к священнику.

— А, вчерашний знакомый, — протянул руку батюшка. — Давайте знакомиться.

Присели на скамейку в храме.

— Вы знаете, я все-таки до конца не все уяснил…

— Ну?

— Что сделал Христос для нас? И второе. Почему Он всегда не живет телесно среди нас? — спросил Алексей.

Священник заметно посерьезнел.

— Когда были созданы первые люди, Адам и Ева, то они вообще не были смертными по телу, потому что внематериальная энергия свободно поступала и содержала душу и тело. Потом диавол, как искуситель, или родоначальник зла, приобщил их ко злу, и абсолютная энергия перестала в такой степени, как раньше, поддерживать тело. Произошли необратимые для человека процессы: он по телу стал смертным. Для поддержания жизни тела он стал нуждаться в пище и одежде. Изменения коснулись и душевной природы людей. Появился страх, как свидетельство измены человека Богу и, следовательно, нечистой совести. Как говорит Библия, кроме страха возникла зависть. Зависть всегда доказывает, что у человека явно чего-то недостает, а главное, конечно, любви. Первые люди сразу почувствовали глубокую потерю наполненности жизни, которая была у них раньше. Ведь они находились через нетварную энергию в полноте возможного для себя богообщения. А когда утеряли ее, что было им теперь делать? Адам плакал, первый его сын Авель стал молиться, то есть просить Бога о помиловании, и не безрезультатно. Радость все-таки осиевала его душу и лицо. Необходимы были годы трудов, чтобы не только приобрести утерянную прежнюю полноту богообщения, но и далее развивать себя в этом направлении. Не таков был другой сын Адама, Каин. Увидев, что лицо Авеля сияло радостию, он позавидовал брату, потому что совесть свидетельствовала ему, что он не так развивается: ведь радости у него не было. И вместо того, чтобы идти трудным путем Авеля, он решил уничтожить свидетельство другой жизни физическим устранением брата. Так появилось первое убийство. Ну, а дальше ты знаешь то, что знают и все из учебников по истории. В каждом государстве и в каждую эпоху — убийства, войны и насилие, — остановил свою речь батюшка.

— Это интересно. А причем тут Христос-то, никак не могу понять? — допытывался Алексей.

Христос, как Бог, до своего воплощения на землю, промышлял о своих людях и посылал им особых людей правды, их называли пророками. Они говорили о том, что придет такое время, когда на землю явится Бог в образе особого, одаренного человека, или помазанника особым Духом. Говорили о месте и времени рождения Его, страданиях, и даже деталях Его земной жизни. Например, что Он появится сверхъестественным образом через Деву или будет какое-то время жить в изгнании, то есть не у себя на родине.

— Об этом я уже кратко прочитал в той книжке, что Вы мне дали вчера. Христос воплотился через Деву Марию, пострадал и воскрес, но люди как ¬умирали, так и продолжают умирать. Как до Христа умирали, так и после Христа умирают. Что же все-таки существенно изменилось? — спросил взволнованно Алексей, чувствуя, что ответ где-то рядом.

— Христос восстановил для всех людей связь души человеческой с безначальной энергией, которую человечество утеряло.

— Каким же образом Он ее восстановил? — быстро и заинтересованно изрек Алексей.

— Он как человек, не как Бог, совершил путь своей жизни и устоял в добре до конца, чего не сделал Адам, почему, кстати, Его и называют Новым Адамом.

— Ну и что дальше? – перебил священника Алексей.

— Не торопись. Вершиной Его праведности, как человека, являются муки и страдания на Кресте, на котором Его распяли.

— Неужели уж без этого-то никак нельзя было? — переспросил Алексей.

— Христос должен был пройти через все, в том числе и через физическую смерть, как одно из испытаний для человечества, — задумчиво проговорил батюшка.

— А разве есть что страшнее смерти? — удивился Леша.

— Есть, Алексей.

— И что же?

— Диавол и зло, которое он посеял в человечестве.

— Но об этом в книге ничего нет, или я не заметил, когда читал.

— Почему же нет? Еще как есть! А толпа кричащих: «…распни, распни Его» (Лк. 23:21), «…кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:25). Или это: «…если Ты Сын Божий, сойди с креста» (Мф. 27:40). Диавол, несомненно, искушал Христа, как человека, многообразно на протяжении всей жизни, тем более – перед завершением Его земного подвига. Конечно, никакими словами невозможно описать тот кромешный ад, который вынес Христос. В конечном итоге, телесный и душевный состав человека Иисуса Христа после распятия воскрес. Христос, как новый человек, по материальному телу бессмертен.

Еще удивительней Его способность проявлять Себя после воскресения людям. Из Евангелия мы знаем, что Он в течение 40 дней был в общении со своими учениками. Надо обратить особое внимание на обещание Христа послать к людям Духа Святого — ту Энергию, которая после подвига Христа имеет возможность лучшего восприятия и телесным и душевным составом человека. Это доказывает опыт сошествия Духа Святого на 50-й день после Его воскресения и десятый день после вознесения на небо.

На 10 день после вознесения Христа на учеников сошел Свет в виде пламенных излучений. Они почувствовали свое персональное, благодатное, радостное бессмертие. С тех пор каждый год в Великую Субботу в два часа дня сходит Нетварный Свет в Иерусалиме на Гробе Господнем, в Храме Воскресения.

В 1994 году был случай схождения большого Света в течение нескольких дней летом, причем тоже в виде тонких лучей и всполохов. Состояние людей во время схождения Света, с духовной точки зрения, вышеестественное. Одна из монахинь, на которую сошел большой столп Света, в течение нескольких дней пребывала в состоянии нездешнего покоя.

— А как же быть нам? Не переселяться же всем нам в Иерусалим, чтобы почувствовать Вечную Жизнь, — полюбопытствовал Алексей.

— Для всех нас существует Святое Причащение, — ответил уверенно священник.

— А это что такое?

— Еще в Своей земной жизни Христос установил таинство, которое совершается и доныне во всех православных Церквях.

— А что оно дает людям сейчас?

— Дает реальный опыт духовного приобщения под видом хлеба и вина. Для этого священник или епископ призывают Дух Святой, чтобы безначальная энергия сошла на простые хлеб и вино.

— А можно мне это почувствовать, испытать? — поинтересовался Алексей.

— Почему нет, если ты крещен в детстве. Приходи на исповедь часов в 9 утра, только натощак. Батюшка тебя поспрашивает о грехах, если не будет препятствий, то и причастишься.

На другой день Алексей сподобился причаститься Святых Христовых Таин. Перед тем как подойти к Святой Чаше, он искренне просил в душе: «Сам, Господи, как огнем, очисти мою скверну». В момент причащения внезапно в душу вошел как бы горячий огонь, после которого на душе стало легко, тепло и мирно.

Ночью во сне приснились Тоська и Мишутка. «Папка! Ведь тебе сегодня хорошо. А нам всегда так хорошо, как тебе, только еще лучше».

— Слушай, брат, ты чего-то в последнее время ходишь такой счастливый и загадочный, словно как в детстве мармеладу наелся? – спросил Иван, удивленный такой переменой Алексея.

— Хорошо, Иван, что тебя послушался и приехал, вот и радуюсь, — улыбнулся Алексей.

— Чо-то ты мало про Тоську и Мишку стал говорить? Раньше все бывало каждый день тростил: «Что с ними, где они?»

— Они, Иван, живут в подлинном, настоящем мире. Ведь у Бога нет будущего, оно нужно для приобретения недостающего. У Бога не может быть недостающего, потому что Он по положению Абсолютная полнота и Любовь. Можно сказать, что Бог есть всегда настоящее, постоянная жизнь в Вечной Своей Любви.

— Ты как поп заговорил. Предупреждали меня, что не связывайся с попами, кайфа в жизни не будет, — засмеялся Иван. — Но, если честно, я вижу тебе и впрямь лучше. Помнишь: ты все время мучился вопросом, зачем нужна смерть человечеству? Ответил тебе что-нибудь поп, или они и сами ничего не знают? — хитро сощурил на Алексея свои глазки Иван.

— Ответил.

— Неужели? И что же он сказал? Это даже и мне интересно.

— Сказал, что если бы страх смерти был отнят у людей, то они давно бы хуже диавола стали.

— Молодец поп! Что правильно, то правильно. Только я что-то ничего не понял про «всегда настоящее»? — спросил Иван.

— Он толкует, что даже в мире материальном ничего не исчезает, тем более душа, которая, как энергия, содержит наше тело. Это я тоже знаю, есть же закон сохранения массы и энергии. Один вид энергии переходит в другой. Я бы так назвал: «Закон неуничтожимости».

— Ну?

— Что ну?

— Что получается, говорю? – потребовал ответа Иван.

— Получается, что, однажды возникнув, мы уже никогда не исчезнем. Разрушится только форма тела, и то на время.

— А что с душой происходит? — перебил Иван.

— Когда происходит? — не понял Алексей.

— Всегда происходит. После смерти и дальше? — уточнил Иван.

— Те, что учились в жизни любить, тем хорошо; а те, что ненавидят, те будут мучаться.

— А тело? Какова его судьба, что с ним будет?

— Души встретятся с телами. Те души, что будут насыщены Светом Нетварной Энергии, преобразят тела. Тела этих людей будут подобны телу Христа и перейдут в Царство Славы, приобретут статус непоколебимого ничем блаженства, где есть приращение, но нет умаления.

— Когда встретятся? – спросил Иван.

— Когда произойдет Страшный Суд и…

— А это еще что такое? – удивился Иван.

— На земле охладеет любовь между людьми, и по этой причине прекратится смысл земной жизни. Наступит время «подведения итогов» земной истории.

Иван неожиданно засмеялся.

— Ты что ржешь, брат? — спросил Алексей.

— Да я представил на секундочку такую же ситуацию лет тридцать, сорок назад.

— И что же?

— Ну, кто-нибудь подслушал бы наш с тобою разговор — сидеть бы нам точно в психушке.

— А что ты думаешь, не сидели? Еще как сидели! Сейчас об этом открыто говорят.

— В интересные времена мы живем, Алексей. Ну кто из нас мог тогда представить, что будем говорить на такие глобальные темы, как «Вечная Жизнь», «Страшный Суд», «Бессмертие». Неужели мы с тобой никогда не исчезнем?

— Никогда, — твердо ответил Алексей. — Иначе зачем весь этот «Великий Эксперимент» — земная жизнь?! Только если как подготовка к Вечной Блаженной жизни в Царстве Непоколебимой Любви. Там, «во Всегда Настоящем», будут преодолены время, смерть и ненависть. Мы увидим великих людей человечества, святых, ангелов и Создателя Мира — Христа. Увидим всех наших, горячо любимых, и уже никогда не расстанемся, потому что будет Царствовать Любовь — «Бог всяческая во всех» (1 Кор. 15:28).

Комментировать

 

3 комментария

  • Наталья, 23.03.2018
    Очень люблю эту книгу! Автор, теперь уже архимандрит Николай, настоятель Свято Троицкой Сергиевой Приморской Пустыни в Стрельне. Книга удивительная, человек удивительной чистоты и веры. Имею счастье много лет быть прихожанкой этого монастыря, слушать замечательные проповеди. Это книга, которую хочется перечитывать снова и снова. Рисунки автора потрясающие. Спасибо)))))
    Ответить »
  • Оксана, 04.09.2018
    Рада знакомству с этой книгой. Очень понравилась. Советую к прочтению
    Ответить »
  • letniipriut, 10.12.2022
    Спаси Господь! Очень интересно!
    Ответить »