О молитвенном правиле в дни празднования Святой Пасхи


От Пас­хи до празд­ни­ка Свя­той Тро­и­цы (50 дней)

• Молит­ва «Царю Небес­ный, Уте­ши­те­лю» не читается.

• Отме­ня­ют­ся зем­ные покло­ны.

Кро­ме того:

На Свет­лой сед­ми­це (7 дней от Пас­хи до утра суб­бо­ты Свет­лой сед­ми­цы включительно)

• Вме­сто вечер­них и утрен­них молитв (молит­вен­но­го пра­ви­ла) поют­ся или чита­ют­ся Часы Пас­хи. Часы Пас­хи поют­ся так­же вме­сто Пове­че­рия и Полунощницы.

• Кано­ны Пока­ян­ный, Бого­ро­ди­це и Анге­лу-Хра­ни­те­лю заме­ня­ют­ся кано­ном Пас­хи.
В “Пра­ви­ле ко св Свя­то­му При­ча­ще­нию” (М., 1893) гово­рит­ся: После­до­ва­ние ко Свя­то­му При­ча­ще­нию и молит­вы по При­ча­ще­нии пред­ва­ря­ют­ся трое­крат­ным чте­ни­ем тро­па­ря: «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…»; псал­мы и Три­свя­тое (с тро­па­ря­ми после него) при этом не чита­ют­ся.

От Пас­хи до празд­ни­ка Воз­не­се­ния Гос­под­ня (40 дней)

• Все молит­во­сло­вия (в том чис­ле и бла­го­дар­ствен­ные молит­вы по Свя­том При­ча­ще­нии) пред­ва­ря­ют­ся трое­крат­ным чте­ни­ем тро­па­ря Пас­хи: «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых, смер­тию смерть поправ, и сущим во гро­бех живот даро­вав». Далее чита­ет­ся «Три­свя­тое».

• Молит­ва «Достой­но есть» заме­ня­ет­ся на:
 «Ангел вопи­я­ше Бла­го­дат­ней: Чистая Дево, радуй­ся! И паки реку: радуй­ся! Твой Сын вос­кре­се трид­не­вен от гро­ба и мерт­выя воз­двиг­ну­вый; людие,   весе­ли­те­ся! Све­ти­ся, све­ти­ся, новый Иеру­са­ли­ме, сла­ва бо Гос­под­ня на тебе воз­сия. Ликуй ныне и весе­ли­ся, Сионе. Ты же, Чистая, кра­суй­ся,   Бого­ро­ди­це, о вос­ста­нии Рож­де­ства Тво­е­го».

С празд­ни­ка Воз­не­се­ния Гос­под­ня до Дня Свя­той Тро­и­цы (10 дней)

• «Царю Небес­ный…» вме­сте с при­пе­вом «Сла­ва Тебе, Боже наш…» не чита­ет­ся. Началь­ный воз­глас оста­ет­ся безусловно.

• Молит­ва «Достой­но есть» сно­ва начи­на­ет читать­ся (не чита­лась 40 преды­ду­щих дней).

***

Общие замечания к богослужению от Фоминой Недели до отдания Пасхи (из Богослужебных указаний)

1) От Неде­ли Фоми­ной до отда­ния Пас­хи все цер­ков­ные служ­бы и тре­бы пред­ва­ря­ют­ся трое­крат­ным пени­ем или чте­ни­ем тро­па­ря «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» (см. так­же в п. 5).

2) На все­нощ­ном бде­нии «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» (три­жды) поет­ся, по тра­ди­ции, вме­сто «Прииди́те, поклони́мся…» и после «Бла­го­сло­ве­ние Гос­подне на вас…», перед нача­лом шесто­псал­мия (ср.: п. 5).

3) На вос­крес­ном все­нощ­ном бде­нии, по окон­ча­нии сти­хир Пас­хи на сти­ховне вечер­ни, поет­ся тро­парь «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» (еди­но­жды): он вхо­дит в послед­нюю сти­хи­ру, явля­ясь ее заключением.

4) На Литур­гии «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» (три­жды) поет­ся после «Бла­го­сло­ве­но Царство…».

  • При­ме­ча­ние. Обыч­но в нача­ле все­нощ­но­го бде­ния и Литур­гии свя­щен­но­слу­жи­те­ли поют тро­парь 2 раза пол­но­стью, а в 3‑й раз – кон­чая сло­ва­ми: «…смер­тию смерть поправ», а пев­цы закан­чи­ва­ют: «И сущим во гробе́х живот даро­вав». В неко­то­рых хра­мах тро­парь «Хри­стос вос­кре­се…» (еди­но­жды) поют свя­щен­но­слу­жи­те­ли, а затем (по еди­но­жды) повто­ря­ют его оба хора. Перед шесто­псал­ми­ем обыч­но «Хри­стос вос­кре­се…» все три раза поет хор.

5) «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» (три­жды) чита­ет­ся в нача­ле часов, вечер­ни, пове­че­рия, полу­нощ­ни­цы и утре­ни1: на 3‑м, 9‑м часах, пове­че­рии и полу­нощ­ни­це – вме­сто «Царю Небес­ный…», а на 1‑м, 6‑м часах2 и вечерне (если непо­сред­ствен­но перед ее нача­лом про­чи­тан 9‑й час), по тра­ди­ции, вме­сто «Прииди́те, поклони́мся…».

  • При­ме­ча­ние. Поми­мо дан­ной, наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной прак­ти­ки, суще­ству­ют еще сле­ду­ю­щие тра­ди­ции, каса­ю­щи­е­ся испол­не­ния тро­па­ря Пас­хи на служ­бах суточ­но­го кру­га в после­пас­халь­ный пери­од. По одной из них, на 1‑м, 6‑м часах и вечерне3 тро­парь Пас­хи не отме­ня­ет текст «При­и­ди­те, покло­ним­ся…», а пред­ва­ря­ет его. По дру­гой тра­ди­ции, «Хри­стос вос­кре­се…» не про­из­но­сит­ся в нача­ле при­со­еди­ня­е­мых служб (напр., вечер­ни, 1‑го4 и 6‑го часов), на них чита­ет­ся толь­ко «При­и­ди­те, поклонимся…».

6) На Литур­гии «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» поет­ся (еди­но­жды) вме­сто «Ви́дехом Свет Истин­ный…». Вход­ное: «Прииди́те, поклони́мся… вос­кре­сый из мертвых…».

7) В кон­це Литур­гии, по воз­гла­се: «Сла­ва Тебе, Хри­сте Боже, Упо­ва­ние наше, сла­ва Тебе», пев­цы поют: «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» (три­жды). На всех про­чих служ­бах после воз­гла­са: «Сла­ва Тебе, Хри­сте Боже, Упо­ва­ние наше, сла­ва Тебе» окон­ча­ние по обы­чаю. Отпуст на всех служ­бах начи­на­ет­ся сло­ва­ми: «Вос­кре­сый из мертвых…».

8) В вос­кре­се­нье, по отпу­сте Литур­гии, по древ­не­му обы­чаю, иерей три­жды осе­ня­ет народ Кре­стом и воз­гла­ша­ет: «Хри­стос вос­кре­се!», как и в дни Свет­лой сед­ми­цы. Пев­цы поют заклю­чи­тель­ное «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» (три­жды), «И нам даро­ва живот веч­ный, покланя́емся Его три­днев­но­му Вос­кре­се­нию» (еди­но­жды). По сед­мич­ным дням осе­не­ния Свя­тым Кре­стом не бывает.

9) Тро­парь «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» поет­ся так­же в нача­ле молеб­нов, пани­хид, Кре­ще­ния, отпе­ва­ния и дру­гих треб.

10) «Царю Небес­ный…» не чита­ет­ся и не поет­ся до дня Свя­той Троицы.

11) Служ­бы слу­чив­ших­ся свя­тых во все вос­крес­ные дни Свя­той Пяти­де­сят­ни­цы (кро­ме вмч. Геор­гия, ап. Иоан­на Бого­сло­ва, свт. Нико­лая, свв. рав­ноап­о­столь­ных Кон­стан­ти­на и Еле­ны, хра­мо­вых и поли­е­лей­ных празд­ни­ков) не соеди­ня­ют­ся с вос­крес­ной служ­бой, а совер­ша­ют­ся на пове­че­ри­ях вме­сте с кано­ном Бого­ро­ди­цы из Окто­и­ха и три­песн­ца­ми Цвет­ной Три­о­ди (поме­ще­ны в при­ло­же­нии Триоди).

12) «Вос­кре­се­ние Хри­сто­во видев­ше…» на вос­крес­ной утрене поет­ся три­жды, а в про­чие дни на утрене, перед 50‑м псал­мом, единожды.

13) Канон Пас­хи поет­ся на вос­крес­ной утрене в Неде­ли жен-миро­но­сиц, рас­слаб­лен­но­го, о самаряны́не и о сле­пом, со все­ми тро­па­ря­ми и Бого­ро­дич­на­ми, без заклю­чи­тель­но­го «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» по каж­дой пес­ни и без при­пе­вов на 9‑й пес­ни кано­на. В сед­мич­ные дни (на буд­нич­ных служ­бах) канон Пас­хи петь не поло­же­но. В Неде­лю Анти­пас­хи и в празд­ни­ки с вели­ким сла­во­сло­ви­ем поло­же­но петь на ката­ва­сию ирмо­сы Пас­хи (кро­ме Пре­по­ло­ве­ния и его отдания).

14) Во все Неде­ли (т. е. вос­кре­се­нья) до отда­ния Пас­хи на вос­крес­ной утрене «Чест­ней­шую» не поет­ся. Каж­де­ние хра­ма на 9‑й пес­ни кано­на совершается.

15) Екса­по­сти­ла­рий «Пло­тию уснув…» поет­ся на вос­крес­ной утрене в Неде­ли, когда пола­га­ет­ся канон Пасхи.

16) На 1‑м часе во все дни от Неде­ли Фоми­ной до Воз­не­се­ния при­ня­то вме­сто «Взбран­ной Вое­во­де…» петь кондак Пас­хи, глас 8‑й: «Аще и во гроб…».

17) На Литур­гии, во все дни до Воз­не­се­ния, кро­ме празд­ни­ка Пре­по­ло­ве­ния и отда­ния его, поет­ся задо­стой­ник: «Ангел вопи­я­ше…» и «Све­ти­ся, светися…».

18) При­ча­стен Пас­хи «Тело Хри­сто­во приими́те…» поет­ся во все дни до отда­ния Пас­хи, кро­ме сед­ми­цы Фоми­ной и Пре­по­ло­ве­ния с попразднством.

19) Зем­ные покло­ны до дня Свя­той Тро­и­цы Уста­вом отменяются.


1 В после­до­ва­нии поне­дель­ни­ка 2‑й сед­ми­цы нача­ло утре­ни пока­за­но такое: «Сла­ва Свя­тей, и Еди­но­сущ­ней…», «Хри­стос вос­кре­се…» (три­жды). И «а́бие» (тот­час) по «Хри­стос вос­кре­се…» – «Сла­ва в выш­них Богу» и обыч­ное шесто­псал­мие. При этом заме­че­но, что такое нача­ло утре­ни долж­но быть «даже до Вознесения».
2 См.: Вален­тин, иером. Допол­не­ния и поправ­ки к кни­ге про­то­и­е­рея К. Николь­ско­го “Посо­бие к изу­че­нию Уста­ва Бого­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви”. 2‑е изд., доп. М., 1909. С. 19.
3 См.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церк­ви. С. 694.
4 См.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церк­ви. С. 676. Суще­ству­ет мне­ние, что «Хри­стос вос­кре­се…» в нача­ле 1‑го часа чита­ет­ся толь­ко в том слу­чае, если на утрене был отпуст; после все­днев­ной утре­ни 1‑й час, соглас­но дан­ной точ­ке зре­ния, как при­со­еди­ня­е­мая служ­ба, начи­на­ет­ся сра­зу с «При­и­ди­те, покло­ним­ся…» (см.: Миха­ил, иером. Литур­ги­ка: Курс лек­ций. М., 2001. С. 196).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

26 комментариев

  • Васи­лий Иванов, 04.08.2022

    Кирилл я пони­маю Нео­фи­та, лет 30 назад, когда я начи­нал молить­ся мне дали молит­во­слов, в кото­ром сокра­щен­но было Свя­тый Боже… Отче наш…, я так и читал потом Гос­подь видя мое несо­вер­шен­ство щелк­нул меня, что я не пра­виль­но делаю, при­шлось купить дру­гой молит­во­слов, но и в нем в кано­нах тоже были зако­вы­ки и начи­на­ешь пере­ли­сты­вать пси­хоз, а со вре­ме­нем не пом­ню точ­но сколь­ко ушло на это, с Божьей помо­щью всё обра­зу­ми­лось. Спа­си Господи!

    Ответить »
  • Svetlana74, 25.04.2022

    Хри­стос Вос­кре­се! Доб­ро­го дня.
    Под­ска­жи­те пожалуйста.
    Мож­но ли читать во вре­мя Cвет­лой сед­ми­цы Тро­па­ри, Молит­вы, Ака­фи­сты и Кано­ны Божи­ей Мате­ри, Святым?
    Спасибо.

    Ответить »
  • Надеж­да, 23.04.2022

    В этом году была воз­мож­ность уде­лить вре­мя на молит­ву на Страст­ной сед­ми­це. Очень помог ваш сайт. Мож­но най­ти всё, что тре­бу­ет­ся. Сам поиск даёт пищу к раз­мыш­ле­нию. Сайт про­сто отлич­ный! Спа­си­бо вам. Это высо­ко про­фес­си­о­наль­ная рабо­та! Божи­их бла­го­сло­ве­ний вам.

    Ответить »
  • Вик­тор, 10.05.2021

    Гос­по­ди, бла­го­сло­ви! Бла­го­да­рю всех, кто рабо­та­ет на этом кана­ле за необ­хо­ди­мую информацию.

    Ответить »
  • Зина­и­да, 05.05.2021

    Про­шу напи­сать весь текст часов пас­халь­ных, пол­но­стью. Мне труд­но усво­ить — это не читать; это читать.

    Ответить »
    • Кирилл, 06.05.2021

      Так на весь текст здесь дана ссылка.

      Ответить »
      • kamin-45yandex-ru, 04.05.2022

        На вто­рой сед­ми­це уже идёт молит­во­слов, с заме­ной неко­то­рых мест на пасхальные?

        Ответить »
  • Анна, 03.05.2021

    Ниче­го не напи­са­ли о домаш­нем пра­ви­ле. Как молить­ся в част­но­сти в Свет­лую Седьмицу?

    Ответить »
    • Кирилл, 03.05.2021

      Выше напи­са­но: На Свет­лой сед­ми­це (7 дней от Пас­хи до утра суб­бо­ты Свет­лой сед­ми­цы вклю­чи­тель­но). Вме­сто вечер­них и утрен­них молитв (молит­вен­но­го пра­ви­ла) поют­ся или чита­ют­ся Часы Пасхи.

      Ответить »
      • Сан Саныч, 29.04.2022

        Хри­стос Воскресе!
        А даль­ше после Свет­лой Седь­ми­цы до Воз­не­се­ния 33 дня, а не 40, как ука­за­но в Пра­ви­ле после Свет­лой Седьмицы?..

        Ответить »
        • Кирилл, 29.04.2022

          У нас ука­за­но: “От Пас­хи до празд­ни­ка Воз­не­се­ния Гос­под­ня (40 дней)”. Всё верно.

          Ответить »
  • Димит­рий, 19.06.2020

    Мож­но ли читать канон Пас­хи в любой день года? Когда борет уны­ние, то очень помогает.

    Ответить »
    • Кирилл, 19.06.2020

      Пожа­луй, толь­ко кро­ме Вели­ко­го Поста и Страст­ной седмицы.

      Ответить »
  • Андрей, 29.04.2020

    Мож­но ли в Пас­халь­ные дни читать Псалтирь?

    Ответить »
  • Алек­сей, 25.04.2020

    Поче­му так труд­но, про­сто напи­сать молит­вы кото­рые нуж­но читать. Зачем столь­ко не понят­но­го писать, ведь если чело­век не раз­би­ра­ет­ся, толь­ко при­шел к это­му, он не пони­ма­ет все что там напи­са­но. Про­сто с тако­го по такое чита­ют вме­сто утрен­них и вечер­них вот это и молит­вы, с тако­го по такое вот это и молит­вы все…просто и понятно.

    Ответить »
    • Кирилл, 25.04.2020

      Так и напи­са­но, про­ще неку­да, все­го пять абзацев.

      Ответить »
      • Нео­фит, 09.05.2021

        Уж изви­ни­те, но “про­ще неку­да” — это при­ве­сти по поряд­ку пол­ный набор пола­га­ю­щих­ся молитв без вся­ких сокра­ще­ний, с заго­лов­ка­ми “Пра­ви­ло в Свет­лую сед­ми­цу”, “Пра­ви­ло от Анти­пас­хи и до Воз­не­се­ния” и “Пра­ви­ло от Воз­не­се­ния до Тро­и­цы”. Так и моля­щим­ся было бы удоб­нее — про­сто читать с экра­на стра­ни­цу Ваше­го сай­та, ни на что не отвле­ка­ясь. А когда начи­на­ет­ся “тут игра­ем, тут не игра­ем, тут рыбу заво­ра­чи­ва­ли” — это уже не молит­ва. Посто­ян­но кру­тит­ся мысль — “глав­ное, не забыть, что вме­сто это­го нуж­но про­чи­тать вот это, а это читать не надо, а там еще доба­вить вот то” и т.д. И это при том, что даже обыч­ное пра­ви­ло без изме­не­ний еще нико­му из мирян не уда­ва­лось про­чи­тать вни­ма­тель­но от и до, про­сто без­от­рыв­но гля­дя в молит­во­слов. Про ново­на­чаль­ных и гово­рить нече­го. Мы и так на каж­дом шагу ошиб­ки дела­ем, а когда сове­та спро­сим — чаще все­го реак­ция в ответ, типа “что вы такие тупые?”. Ну изви­ни­те, это не с подруж­ка­ми кар­тин­ка­ми с коти­ка­ми пере­ки­ды­вать­ся по сети, а Богу молить­ся. Здесь тре­бу­ет­ся вни­ма­тель­ность и ува­же­ние, не гово­ря уже о благоговении.

        Вме­сте с тем хочу побла­го­да­рить Вас за отлич­ный сайт. Мно­го отлич­ных мате­ри­а­лов и книг.

        Ответить »
        • Кирилл, 10.05.2021

          Доро­гой Нео­фит, пой­ми­те, без науче­ния невоз­мож­но духов­но воз­рас­тать. Бог не про­сто так дал нам разум, мы обя­за­ны им поль­зо­вать­ся. Сна­ча­ла даже эле­мен­тар­ные вещи кажут­ся слож­ны­ми, но сле­ду­ет заста­вить себя запом­нить, даль­ше будет про­ще. Ведь и цер­ков­ное Бого­слу­же­ние нуж­но изу­чать, а как это делать, если мы келей­ное без бумаж­ки совер­шить не можем?…
          Бла­го­да­рю Вас за доб­рые сло­ва в адрес пор­та­ла! Сла­ва Богу за всё!

          Ответить »
    • Eirini, 20.05.2020

      Все очень просто.

      а если чело­век толь­ко при­шёл в цер­ковь, пусть при­гля­ды­ва­ет­ся, для него все незна­ко­мо Не толь­ко это и со вре­ме­нем будет раз­би­рать­ся, тем более , что в хра­ме поют и служ­бу ведут, как пра­ви­ло ‚люди опыт­ные и ново­на­чаль­но­му не труд­но , если хочет, запом­нить эле­мен­тар­ные правила.

      Чело­век, когда на рабо­ту устра­и­ва­ет­ся то тоже мно­го­го не зна­ет. Изу­ча­ет, при­смат­ри­ва­ет­ся , учит­ся , совер­шен­ству­ет­ся и не сетует… .

      Ответить »
  • 29Ekaterina49, 20.04.2020

    Спа­си Господи!

    Ответить »
  • Нина Муд­ро­чен­ко, 19.04.2020

    Спа­си­бо

    Ответить »
  • Гали­на, 09.05.2019

    Спа­си Господи🙏🙏🕊💐

    Ответить »
  • Нина Юшко­ва, 02.05.2019

    Бла­го­да­рю от всей души!!!

    Ответить »
«Азбука молитвы»
в Telegram.
t.me/azprayer
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки