Восточнохристианский храм. Литургия и искусство
Содержание
Томас Метьюз. Преображающий символизм византийской архитектуры и образ пантократора в куполе A. M. Лидов. Схизма и византийская храмовая декорация Нэнси Паттерсон Шевченко. Иконы в литургии Л.М. Евсеева. Византийские иконы proksynesis в богослужебном обиходе Джудит Херрин. Женщины и иконопочитание в ранней церкви А. Ю. Казарян. Ротонда воскресения и иконография раннесредневековых храмов Армении Τ. Μ. Васильева. Traditio legis и иконография алтарной преграды св. Софии Константинопольской B. H. Залесская. К интерпретации символики литургических сосудов из собрания Государственного Эрмитажа А.Я. Каковкин. О литургической интерпретации ранних апсидных программ (росписи часовни 28 в Бауите) Л.И. Лифшиц. К реконструкции иконографической программы и литургического контекста росписи Софийского собора в Новгороде 1108 г. Т.Ю. Царевская. «Семь спящих отроков эфесских» в литургической программе церкви Благовещения на Мячине («В Аркажах») Л.А. Щенникова. Силы небесные: иконография и литургические тексты Э.Н. Добрынина. «Врата заключенные» в иконографии миниатюр московского акафиста Богородице И. Л. Бусева-Давыдова. Толкования на литургию и представления о символике храма в Древней Руси А.В. Рындина. О литургической символике древнерусских серебряных панагий И. А. Стерлигова. О литургическом смысле драгоценного убора русской иконы И.А. Шалина. Псковские иконы «Сошествие во ад». О литургической интерпретации иконографических особенностей Н.Ю. Маркина «Четырехчастная» икона в контексте богослужебного чина Н.М. Турцова. История освящения ярославских храмов в программах икон Cемена Спиридонова Холмогорца Л.С. Миляева. Иконография и красноречия украинского барокко (росписи надвратной церкви Киево-Печерской лавры) Конотоп А.В. Литургическое многоголосие в богослужебной практике и идейной полемике XVII в. Список сокращений
От редактора
Настоящий сборник составлен на основе материалов международной конференции «Восточнохристианский храм. Литургия и искусство», прошедшей в мае 1993 г. в Москве. Сборник дополнен тремя переводными статьями ведущих американских исследователей (Т. Мэтьюз, Н. Паттерсон-Шевченко, Дж. Херрин), которые представляют значительный интерес с точки зрения современной методологии, демонстрирующей совершенно разные подходы к обсуждавшейся на конференции проблеме.
Тема «Литургия и искусство», давно исследуемая на Западе, является сравнительно новой для отечественной науки. Многие хорошо помнят недавнее прошлое, когда статьи на литургические сюжеты, по цензурным соображениям, безжалостно изымались из сборников и периодических изданий. Однако интерес к теме возрастал год от года, в последнее десятилетие он сформировал одно из основных направлений в науке о средневековом искусстве, что отразило как стремление к исторически адекватной реконструкции символического языка культуры, так и осознание ограниченности формально-стилистического подхода. Отсюда повышенное внимание к церковным текстам, иконографии, богослужебному чину. Подчас этот интерес приобретает гипертрофированные формы: искусство рассматривается исключительно как иллюстрация богословских идей, а научный доклад приобретает характер проповеди. Тем важнее всестороннее и объективное изучение проблемы искусства в контексте богослужения.
Прошло время, когда одной констатации литургического влияния было достаточно для уважительного внимания аудитории. Сейчас специалистам очевидно, что с литургией в разной степени связано практически все православное искусство. Восточнохристианский храм как целостное явление представляет собой синтез различных видов духовного творчества, сердцевиной и смысловым стержнем которого была ежедневная литургия. Все остальное – архитектурное пространство и иконныс образы, священнические одеяния и драгоценные сосуды, хоровая музыка и движение света – обретало свое подлинное значение лишь в контексте происходящего таинства. Однако формы взаимодействия литургии и искусства внутри восточнохристианского храма были весьма разнообразны. Они во многом определялись типом культуры, исторической эпохой, волей конкретного заказчика или индивидуальным талантом художника. Именно эти конкретные примеры взаимодействия являются очень ценным и зачастую невостребованным источником информации, способным многое прояснить в истории восточнохристианской культуры.
В статьях предлагаемого сборника рассматриваются многообразные связи литургии и искусства в период от первых веков христианства до начала XVIII века на всем пространстве восточнохристианского мира от Новгорода до Армении. Вначале представлены статьи об искусстве Византии и Христианского Востока, затем – по древнерусской проблематике. Можно выделить группы публикаций. Значительное число работ посвящено храмовой декорации. Психология восприятия центрального образа Пантократора в куполе является темой статьи Т. Мэтьюза. В работе А.М. Лидова предлагается гипотеза, объясняющая происхождение и символику литургической редакции храмовой декорации, которая возникла в Византии XI века и в основных чертах сохранилась до нашего времени. Литургические особенности в иконографии алтарной росписи VI в. из Бауита (Египет) рассматриваются в статье А.Я. Каковкина. Реконструкции символического замысла первоначальных росписей в Софии Новгородской составляет основной содержание статьи Л.И. Лифшица. Редкая тема «Семь отроков эфесских» и ее место в литургическом контексте росписей конца XII века рассматривается в работе Т.Ю. Царевской. Символика и литургический смысл изображений Небесных сил в куполе храма анализируются Л.А. Щенниковой на примере росписсй Феофана Грека. Влияние богослужебной риторики на трактовку храмовой декорации начала XVIII века показано Л.С. Миляевой. К статьям о программах росписей примыкают работы А.Ю. Казаряна по иконографии раннесредневековой архитектуры Армении, и Т.М. Васильевой, на основе литературных описаний и археологических фрагментов реконструирующей символическую программу алтарной преграды Софии Константинопольской. Иконография одной из наиболее интересных византийских рукописей XIV века исследуется в работе Э.Н. Добрыниной.
Важное место в сборнике занимают статьи об иконах. Дж. Херрин на широком историко-культурном фоне стремится показать роль женщин в утверждении иконопочитания, которое, как известно, на протяжении столетий было предметом ожесточенных споров. Основные типы богослужебного использования византийских икон систематизированы и описаны в работе Н. Паттерсон-Шевченко. Важным дополнением к ней является статья Л.М. Евсеевой, анализирующей особый вид «поклонных икон». Исторические формы украшения иконы и их литургическое предназначение рассматриваются И.А. Стерлиговой. Особый извод псковских икон «Сошествия во ад» получает новое объяснение и литургическую интерпретацию в статье И.А. Шалиной. Н.Ю. Маркина раскрыла сложнейшую программу самой знаменитой русской иконы XVI века, которая нашла точные параллели в конкретных текстах и логике развития богослужебного чина. Н.М. Турцова показала, как в программах икон XVII века получила отражение история освящения ярославских храмов.
Литургическая утварь рассматривается в статьях В.Н. Залесской и А.В. Рындиной. Если в первой работе публикуются памятники ранневизантийской культуры, еще тесно связанные с античной традицией, то в статье А.В. Рындиной анализируются произведения XIV–XV вв., литургическая программа которых по сложности и глубине символики не уступает монументальным образам. Тексты комментариев к литургии как важнейший источник для понимания символики древнерусской архитектуры рассматриваются в работе И.Л. Бусевой-Давыдовой. Сборник заключает статья А.В. Конотопа, в которой освещается реформа хорового пения в XVII в., во многом изменившая характер древнерусского богослужения.
Естественно, сборник статей не претендует на какие-либо завершающие обобщения. Его задача иная – введение в науку ранее неизвестных фактов и новых интерпретаций. Однако он позволяет увидеть все многообразие подходов к теме «Литургия и искусство». Найденные методы могут быть использованы при исследовании других средневековых памятников. В этом смысле настоящий сборник – важный этап в теоретическом осмыслении одной из наименее изученных и наиболее сложных проблем в истории восточнохристианской культуры.
А.М. Лидов