Препятствия к вере

Мож­но ли не верить в суще­ство­ва­ние Бога?
Пра­виль­но ли сомне­вать­ся в целе­со­об­раз­но­сти быть христианином?
Пра­вы ли те, кто счи­та­ют, что им рано (неко­гда) думать о при­ня­тии веры?
Пра­виль­но ли ста­рать­ся спа­стись, не будучи хри­сти­а­ни­ном, но веря в душе?
Допу­сти­мо ли для хри­сти­а­ни­на утра­чи­вать веру и отка­зы­вать­ся от неё?
Не все ли рав­но, какую веру исповедовать?
Пра­виль­но ли утвер­ждать, что все рели­гии ведут к одно­му Богу?
Допу­сти­мо ли выра­же­ние, что луч­ше слу­жить сатане?
Какое из утвер­жде­ний пра­виль­но для чело­ве­ка, толь­ко что обрет­ше­го веру?

«Кон­фликт нау­ки и рели­гии» — миф, кото­рый сло­жил­ся не ранее послед­ней чет­вер­ти XIX века и был под­хва­чен тота­ли­тар­ны­ми идео­ло­ги­я­ми ХХ. В дей­стви­тель­но­сти нау­ка не толь­ко воз­ник­ла в хри­сти­ан­ской куль­ту­ре, но и была раз­ви­та при суще­ствен­ном лич­ном уча­стии мно­гих хри­сти­ан; сей­час сре­ди уче­ных — нема­ло веру­ю­щих. 
Подроб­нее: Побеж­да­ет ли нау­ка религию?

Вера в Бога — это не пси­хо­те­ра­пия, кото­рая может быть нуж­на или не нуж­на. Дей­стви­тель­ное бла­го­дат­ное при­сут­ствие Бога в нашей жиз­ни меня­ет все — в том чис­ле, наши пред­став­ле­ния о наших нуж­дах. Пока у нас нет надеж­ды — и мы пола­га­ем, что все, что у нас есть, это наша зем­ная жизнь, кото­рая неиз­беж­но завер­шит­ся ста­ро­стью, смер­тью и пол­ным небы­ти­ем, наши жела­ния неиз­беж­но огра­ни­че­ны ее узки­ми рам­ка­ми. 
Все меня­ет­ся, когда мы реша­ем­ся открыть­ся надеж­де — на то, что есть Бог, создав­ший нас для жиз­ни веч­ной и бла­жен­ной, для сча­стья, кото­рое бес­ко­неч­но пре­вос­хо­дит все, на что мы мог­ли наде­ять­ся на зем­ле. 
Тогда мы осо­зна­ем нашу глав­ную нуж­ду — достичь этой жиз­ни веч­ной и бла­жен­ной, кото­рую нам может дать толь­ко Бог.
Подроб­нее: Апа­тия в отно­ше­нии Бога. Что она может озна­чать?
см. так­же Воз­мож­но ли под­лин­ное сча­стье без Бога?

Дока­за­тель­ства Бога есть – и в избыт­ке, Он дал нам доста­точ­но осно­ва­ний для веры в Него. Одна­ко они не носят при­ну­ди­тель­но­го харак­те­ра — Бог ожи­да­ет от нас сво­бод­но­го согла­сия. Мы при­зва­ны стать чле­на­ми Его Цар­ства, вой­ти с Ним в дове­ри­тель­ные, лич­ные отно­ше­ния — а это воз­мож­но толь­ко по наше­му сво­бод­но­му выбо­ру. Если бы Бог явил­ся нам неким непре­одо­ли­мым обра­зом — это лиши­ло бы нас воз­мож­но­сти совер­шить такой выбор; позд­но решать, вери­те ли вы в Бога, если воз­мож­но­сти отри­цать (или игно­ри­ро­вать) Его у вас боль­ше нет. 
Поэто­му момент, когда бытие Бога ста­нет непре­одо­ли­мо оче­вид­ным — это момент Суда, когда мы будем застиг­ну­ты на том выбо­ре, кото­рый успе­ли совер­шить до это­го, и в кото­ром успе­ли утвер­дить­ся: с Богом или без Бога.  Бог отла­га­ет этот момент, что­бы у нас была воз­мож­ность пока­ять­ся и уве­ро­вать.
Подроб­нее о дока­за­тель­ствах: Поче­му мы убеж­де­ны в суще­ство­ва­нии Бога

Если Еван­ге­лие лож­но — то даже если бы все веру­ю­щие (или объ­яв­ля­ю­щие себя тако­вы­ми) были людь­ми нрав­ствен­но без­упреч­ны­ми, они бы не сде­ла­ли его истин­ным. 
Если оно истин­но — мы на самом деле сотво­ре­ны Богом из люб­ви, для жиз­ни веч­ной и бла­жен­ной, и, после того, как мы отпа­ли в грех, Бог при­шел в лице Иису­са Хри­ста, что­бы спа­сти нас — эта исти­на никак не меня­ет­ся от чьих бы то ни было гре­хов. Никто во всем миро­зда­нии не может лишить нас веч­но­го спа­се­ния — кро­ме нас самих. 
Подроб­нее: Пись­мо чет­вер­тое: о гре­хах цер­ков­ной истории

Это так, но что из это­го сле­ду­ет? Толь­ко то, что рели­гии не могут быть истин­ны­ми все и одно­вре­мен­но — хотя одни заблуж­де­ния могут быть даль­ше от исти­ны, чем дру­гие. Нам  пред­сто­ит най­ти сре­ди этих утвер­жде­ний истин­ные — и это не настоль­ко слож­ная зада­ча, как может пока­зать­ся. Рели­гии доволь­но лег­ко клас­си­фи­ци­ру­ют­ся — и мы добе­рем­ся до исти­ны все­го через несколь­ко пово­ро­тов: Суще­ству­ет ли духов­ная реаль­ность? Явля­ет­ся ли она лич­ност­ной или без­лич­ной? Если она лич­ност­на, то богов мно­го или один? Если Бог один — то какая из рели­гий, испо­ве­ду­ю­щих еди­но­го Бога — Иуда­изм, Хри­сти­ан­ство или Ислам, — исти­на? 
Отме­тим так­же, что суще­ство­ва­ние раз­лич­ных рели­ги­оз­ных миро­воз­зре­ний — никак не при­чи­на быть ате­и­стом. Ате­изм — это про­сто еще одно миро­воз­зре­ние, пре­тен­ду­ю­щее на истин­ность, как и дру­гие, и у нас нет осно­ва­ний при­ни­мать его по умол­ча­нию. 
Подроб­нее: Хри­сти­ан­ство и дру­гие религии

Суще­ству­ет попу­ляр­ное — и совер­шен­но лож­ное — пред­став­ле­ние о вере. Люди дума­ют, что вера лиша­ет людей «радо­стей жиз­ни» и поэто­му ее луч­ше отло­жить на ста­рость, когда эти «радо­сти» уже недо­ступ­ны из-за состо­я­ния здо­ро­вья. 
На самом деле под­лин­ные, здо­ро­вые, есте­ствен­ные радо­сти — радость вер­но­го супру­же­ства и роди­тель­ства, друж­бы и това­ри­ще­ства, уче­бы и сози­да­тель­но­го тру­да, нау­ки и искус­ства, даже хоро­шо при­го­тов­лен­ной пищи — нахо­дят­ся в доб­ром согла­сии с истин­ной верой. Все это — дары бла­го­го Бога. Свя­щен­ное Писа­ние осуж­да­ет лже­учи­те­лей, «Запре­ща­ю­щих всту­пать в брак и упо­треб­лять в пищу то, что́ Бог сотво­рил, дабы вер­ные и познав­шие исти­ну вку­ша­ли с бла­го­да­ре­ни­ем»  (1 Тимо­фею 4:3)
Рекла­ма гре­ха все­гда лжет — он не при­не­сет нам под­лин­ной радо­сти; даже если мы пере­жи­вем корот­кую эйфо­рию, она все­гда обер­нет­ся горь­ким похме­льем. 
Подроб­нее: О поис­ках счастья

Неспо­соб­ность фор­ми­ро­вать отно­ше­ния пре­дан­но­сти, дове­рия и бли­зо­сти — а имен­но эта про­бле­ма сто­ит за ситу­а­ци­ей, когда чело­век ищет ни к чему не обя­зы­ва­ю­щих свя­зей — не прой­дет сама собой. Мы можем потра­тить нашу моло­дость на какие-то при­клю­че­ния, остав­ля­ю­щие при­вкус разо­ча­ро­ва­ния, горе­чи и угры­зе­ний сове­сти, и так и не ока­зать­ся гото­вы­ми жить в под­лин­ной люб­ви. Поэто­му наша готов­ность — это вопрос наше­го выбо­ра: мы долж­ны при­знать нашу неспо­соб­ность к вер­но­сти как про­бле­му, попро­сить Бога о том, что­бы Он научил нас люб­ви и пре­дан­но­сти, и стро­ить отно­ше­ния вер­но­сти с одной жен­щи­ной (или, соот­вет­ствен­но, муж­чи­ной).
Подроб­нее: Что зна­чит быть свободным?

Рабо­та — это одна из тех вещей, кото­рые и важ­ны, и хоро­ши, и необ­хо­ди­мы на сво­ем месте. Но когда она зани­ма­ет не свое место — и ста­но­вит­ся самым важ­ным в жиз­ни, она нас губит. Как гово­рит Писа­ние, «Как вышел он нагим из утро­бы мате­ри сво­ей, таким и отхо­дит, каким при­шел, и ниче­го не возь­мет от тру­да сво­е­го, что мог бы он поне­сти в руке сво­ей. И это тяж­кий недуг: каким при­шел он, таким и отхо­дит. Какая же поль­за ему, что он тру­дил­ся на ветер? А он во все дни свои ел впотьмах, в боль­шом раз­дра­же­нии, в огор­че­нии и доса­де» (Еккл.5:14–16)
Но обыч­но, все же, рабо­та зани­ма­ет не все вре­мя — у нас быва­ют выход­ные и отпус­ка, и, даже если их нет, какие-то момен­ты вре­ме­ни, когда мы оста­ем­ся наедине с собой. Когда мы толь­ко просну­лись или когда нахо­дим­ся в транс­пор­те, или когда вер­ну­лись с рабо­ты. Обыч­но мы спе­шим занять эти момен­ты каки­­ми-то раз­вле­че­ни­я­ми — но мы можем в это вре­мя почи­тать Свя­щен­ное Писа­ние (или послу­шать, тут интер­нет и смарт­фо­ны дают пре­крас­ные воз­мож­но­сти), помо­лить­ся Богу и попро­сить Его помо­щи и руко­вод­ства. 
Подроб­нее: Свя­тей­ший Пат­ри­арх Кирилл: «Духов­ная жизнь — это не хоб­би, на кото­рое может хва­тать или не хва­тать времени»

Это очень важ­но, но обра­ще­ние и спа­се­ние — это реше­ние, кото­рое никто не может при­нять за нас самих. Спа­се­ние под­ра­зу­ме­ва­ет нали­чие веры у себя, а не толь­ко у бабуш­ки. Отве­том на молит­вы вашей бабуш­ки будет если вы сами обра­ти­тесь и буде­те жить цер­ков­ной жиз­нью. 
Подроб­нее: Пер­вые шаги в вере

Это тоже про­яв­ле­ние веры, и Бог его видит — но это­го недо­ста­точ­но, что­бы вой­ти в Его Цар­ство. Бог жела­ет дать вам нечто несрав­нен­но боль­шее — жизнь веч­ную и бла­жен­ную, и что­бы обре­сти ее, нуж­но обра­тить­ся к Нему с пока­я­ни­ем и верой. 
Подроб­нее: Для начи­на­ю­щих цер­ков­ную жизнь

Думать о Боге — тоже хоро­шо, но мыс­ли кото­рые не при­во­дят к реше­ни­ям, ниче­го не меня­ют в нашей жиз­ни. Мы можем думать о том, что хоро­шо бы полу­чить обра­зо­ва­ние, или устро­ить­ся на рабо­ту, или вести здо­ро­вый образ жиз­ни — но эти мыс­ли не сде­ла­ют нас ни обра­зо­ван­ны­ми, ни тру­до­устро­ен­ны­ми, ни здо­ро­вы­ми. 
Конеч­но, наши реше­ния долж­ны быть обду­ман­ны­ми — но и обду­мы­ва­ние без реше­ний не при­не­сет нам ника­кой поль­зы. 
Подроб­нее: Путь ко спа­се­нию. Крат­кий очерк аскетики

Наше отно­ше­ние к Церк­ви опре­де­ля­ет­ся нашим отно­ше­ни­ем к Гос­по­ду наше­му Иису­су Хри­сту. Мы при­шли в Цер­ковь, пото­му что пове­ри­ли Его сло­вам из Еван­ге­лия: «Я создам Цер­ковь Мою, и вра­та ада не одо­ле­ют ее»  (Матф.16:18) Поэто­му, преж­де все­го, нам сто­ит опре­де­лить­ся даже не с Цер­ко­вью — а с Иису­сом Хри­стом. Верим ли мы Ему и Его сло­вам? 
Подроб­нее: «Своё» хри­сти­ан­ство и хри­сти­ан­ство Апостольское

Все будет настоль­ко хоро­шо, что мы не в состо­я­нии себе это вооб­ра­зить. Вер­ные ста­нут веч­ной, бла­жен­ной, бес­ко­неч­но счаст­ли­вой семьей, гла­ва кото­рой — сам Бог. Но что­бы вой­ти в эту семью, мы долж­ны захо­теть это­го. Как и с вступ­ле­ни­ем в брак, это не может совер­шить­ся без наше­го согла­сия. Будем ли мы граж­да­на­ми Небес­но­го Иеру­са­ли­ма, обре­тем ли жизнь веч­ную и бла­жен­ную — зави­сит от наше­го соб­ствен­но­го выбо­ра. Обе­щать людям веч­ное спа­се­ние неза­ви­си­мо от их реше­ний было бы без­от­вет­ствен­но — это про­ти­во­ре­чи­ло бы и Писа­нию, и здра­во­му смыс­лу. 
Подроб­нее: Недоб­рая ересь универсализма

Ино­гда мы и сами заме­ча­ем, что какие-то горь­кие и болез­нен­ные момен­ты в нашей жиз­ни обо­ра­чи­ва­ют­ся чем-то хоро­шим, а то, что сна­ча­ла каза­лось сча­стьем и уда­чей, при­во­дит к ката­стро­фе. Бог, в отли­чие от нас, обла­да­ет все­ве­де­ни­ем — Он зна­ет все, в том чис­ле то, чего не зна­ем мы сами, зна­ет все обсто­я­тель­ства нашей жиз­ни, Он точ­но пред­ви­дит, к чему при­ве­дут (для нас и для дру­гих людей) те или иные собы­тия.  Поэто­му Он луч­ше зна­ет, когда испол­нить наши молит­вы, а когда нет. Если мы сми­рим­ся с Его реше­ни­ем, мы уви­дим, «что любя­щим Бога, при­зван­ным по [Его] изво­ле­нию, все содей­ству­ет ко бла­гу» (Рим.8:28
Подроб­нее: О Про­мыс­ле и зле

Мы сами реша­ем, верить нам во Хри­ста или нет — и это наш и толь­ко наш выбор. Дру­гие люди могут обма­ны­вать нас, или соблаз­нять, или глу­бо­ко огор­чать — но они не могут при­нять за нас реше­ние по отно­ше­нию ко Хри­сту. В этом отно­ше­нии мы сво­бод­ны; вера или отказ от нее — это не что-то, что могут сде­лать «с нами», это то, что дела­ем толь­ко мы. 
Сре­ди свя­щен­но­слу­жи­те­лей мож­но най­ти как доб­рые при­ме­ры (и опыт гово­рит о том, что их — несрав­нен­но боль­ше), так и дур­ные (их немно­го, но Интер­нет поза­бо­тит­ся о том, что­бы они ста­ли широ­ко извест­ны). Какие при­ме­ры ста­нут для нас опре­де­ля­ю­щи­ми, на какие мы будем огля­ды­вать­ся, при­ни­мая реше­ния — это наш выбор. 
Подроб­нее: Про­чи­тал в интер­не­те про скан­дал со свя­щен­ни­ком… как теперь верить?

Чув­ства и вера лежат в раз­ных плос­ко­стях — мы, напри­мер, верим в то, что зем­ля — шар, хотя никак это­го не чув­ству­ем. Если мы верим вра­чу, мы при­ни­ма­ем назна­чен­ное им лече­ние — хотя оно помо­га­ет не сра­зу, и какое-то вре­мя мы про­сто пола­га­ем­ся на его сло­ва. Так и вера сло­ву Божию не обя­за­тель­но свя­за­на с каки­­ми-то чув­ства­ми или пере­жи­ва­ни­я­ми. Вера — это наш ответ Богу, акт воли, реше­ние, кото­рое мы при­ни­ма­ем и кото­ро­го при­дер­жи­ва­ем­ся. Бог может дать нам ясное чув­ство Его при­сут­ствия, а может и не дать — в зави­си­мо­сти от того, что Он сочтет необ­хо­ди­мым для наше­го спа­се­ния. Вера — это не вопрос наших чувств. Это вопрос наше­го выбо­ра. 
Подроб­нее: Как познать Бога, если я верю толь­ко сво­е­му лич­но­му опыту?

Хотя вера при­но­сит нам вели­кую поль­зу, верим мы не ради мир­ской поль­зы. Един­ствен­ная ува­жи­тель­ная при­чи­на верить во что бы то ни было — то, что это исти­на. Хотя раз­го­вор о поль­зе вполне уме­стен, осно­ва­ни­ем нашей веры явля­ет­ся не ее полез­ность — а ее истин­ность. При­чи­ны у того, что мы не чув­ству­ем поль­зы, могут быть раз­ные — ошиб­ки в духов­ной жиз­ни, недо­ста­ток усер­дия, что-то еще — и их сле­ду­ет рас­смат­ри­вать отдель­но. 
Подроб­нее: Пути и ошиб­ки новоначальных

Глав­ное рас­хож­де­ние меж­ду Исла­мом и Хри­сти­ан­ством – раз­ность уче­ний о Боге, пред­став­ле­ний о лич­но­сти и дея­ни­ях Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста. Ислам, хотя и при­зна­ет Иису­са Про­ро­ком, отри­ца­ет Его бого­сы­нов­ство  и даже факт Его рас­пя­тия в Страст­ную Пят­ни­цу — соглас­но Кора­ну, рас­пи­на­те­лям толь­ко «пред­ста­ви­лось», что они рас­пя­ли Его, а на самом деле Он был вос­хи­щен к Богу невре­ди­мым. 
При виде таких про­ти­во­ре­чий нам сто­ит поста­вить вопрос — кто гово­рит исти­ну об Иису­се: свя­щен­но­пи­са­те­ли Ново­го Заве­та, кото­рые либо зна­ли Его лич­но, либо писа­ли со слов оче­вид­цев, люди, кото­рых отде­ля­ли от еван­гель­ских собы­тий не более деся­ти­ле­тий, или Мух­ха­мед, кото­рый жил более чем шесть сто­ле­тий спу­стя, и не толь­ко не мог быть сви­де­те­лем еван­гель­ских собы­тий, но и не мог знать их сви­де­те­лей? 
Подроб­нее: Иска­зи­ла ли Цер­ковь посла­ние Иисуса

Восточ­ные рели­гии  (или, вер­нее, тех их вер­сии, кото­рые про­по­ве­ду­ют­ся в хри­сти­ан­ском мире) обыч­но при­зна­ют Иису­са выда­ю­щим­ся духов­ным лиде­ром, их адеп­ты неред­ко цити­ру­ют те или иные фраг­мен­ты Еван­ге­лий. Но, если Он дей­стви­тель­но достой­ный дове­рия учи­тель, нам сто­ит обра­тить вни­ма­ние на то, чему Он учил. Иисус не счи­тал Себя «одним из вели­ких учи­те­лей». Он счи­тал Себя Спа­си­те­лем и Суди­ей мира — в зна­ме­ни­той прит­че о Страш­ном Суде Иисус пред­став­лен как Судия всех наро­дов, а все осталь­ные — вклю­чая, оче­вид­но, и всех духов­ных учи­те­лей мира – как име­ю­щие пред­стать перед Его судом. Как сам Иисус гово­рит о Себе, «Я есмь путь и исти­на и жизнь; никто не при­хо­дит к Отцу, как толь­ко через Меня» (Иоан.14:6).
Нам оста­ет­ся решить, верим ли мы Ему.
Подроб­нее: Инду­изм, буддизм

У боль­шин­ства наро­дов — и точ­но у сла­вян — от реаль­но­го исто­ри­че­ско­го язы­че­ства не оста­лось ни досто­вер­ных тек­стов, ни непре­рыв­ной тра­ди­ции, так что любая попыт­ка его вос­со­зда­ния пред­став­ля­ет собой не вос­ста­нов­ле­ние «пре­да­ний ста­ри­ны глу­бо­кой», а при­ду­мы­ва­ние зано­во.  
Неоязы­че­ство, во всех его вари­ан­тах, это рели­гия, создан­ная бук­валь­но на наших гла­зах, кото­рая заве­до­мо явля­ет­ся чело­ве­че­ским кон­струк­том, а не резуль­та­том сверхъ­есте­ствен­но­го откро­ве­ния.  Нет ниче­го пло­хо­го в (хоро­шей) игре — пока Вы не под­ме­ня­е­те игрой насто­я­щую жизнь и поиск насто­я­щей исти­ны. И уж точ­но, вера — это не игра. Верить — зна­чит посвя­щать чему-то свою жизнь пол­но­стью и без­ого­во­роч­но. И это что-то не долж­но быть, хотя бы, заве­до­мой выдум­кой. 
Подроб­нее: Три про­бле­мы неоязычества

Был ли рус­ский народ когда-нибудь язы­че­ским наро­дом? Опре­де­лен­но нет; мы тут не оди­но­ки — нико­гда не суще­ство­ва­ло, напри­мер, язы­че­ских англи­чан или язы­че­ских фран­цу­зов. Дело в том, что рус­ские как общ­ность, обла­да­ю­щая наци­о­наль­ным само­со­зна­ни­ем, общим язы­ком и общей куль­ту­рой, скла­ды­ва­ет­ся уже в хри­сти­ан­скую эпо­ху.
В язы­че­ские вре­ме­на суще­ство­ва­ли пред­ки рус­ских — раз­лич­ные сла­вян­ские, а так­же фин­­но-угор­ские и отча­сти скан­ди­нав­ские пле­ме­на, но гово­ря об этом вре­ме­ни, мы еще не можем гово­рить о суще­ство­ва­нии рус­ских как наро­да.
Мы тут не состав­ля­ем исклю­че­ния — «язы­че­ских англи­чан»  напри­мер, тоже нико­гда не суще­ство­ва­ло. То есть, конеч­но, суще­ство­ва­ли язы­че­ские гер­ман­ские пле­ме­на — сак­сы, англы, фри­зы и дру­гие — кото­рые, погло­тив остат­ки кель­тов, впо­след­ствии сло­жи­лись в англий­ский народ. Но англи­чане как тако­вые, как нация, сло­жи­лись уже в хри­сти­ан­скую эпо­ху.
Рус­ская иден­тич­ность и рус­ская куль­ту­ра сло­жи­лась имен­но как хри­сти­ан­ская, пра­во­слав­ная куль­ту­ра. Не суще­ству­ет «рус­ской язы­че­ской куль­ту­ры» ; более того, само поня­тие «рус­ские»  закре­пи­лось за восточ­но­сла­вян­ской общ­но­стью уже в хри­сти­ан­скую эпо­ху.
Подроб­нее: Пра­во­сла­вие и неоязы­че­ство. Где правда?

Нрав­ствен­ные запо­ве­ди боль­шин­ства рели­гий, дей­стви­тель­но, в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни пере­се­ка­ют­ся — это отра­жа­ет нрав­ствен­ный закон, вло­жен­ный Богом в серд­ца всех людей. Но из это­го никак не сле­ду­ет, что рели­гии вооб­ще учат одно­му и тому же. В том, како­ва духов­ная реаль­ность и как нам обре­сти выс­шее бла­го (и даже в вопро­се о том, в чем оно состо­ит) рели­гии рас­хо­дят­ся самым корен­ным обра­зом. 
Подроб­нее: Прав­да ли, что у всех рели­гий одни и те же заповеди?

Как толь­ко мы озна­ко­мим­ся с рели­ги­я­ми подроб­нее, мы обна­ру­жим, что речь идет не толь­ко о раз­ных сло­вах, но и раз­ном содер­жа­нии. Хри­сти­ане верят в то, что Гос­подь Иисус — вопло­щен­ный Бог, кото­рый умер за наши гре­хи и вос­крес из мерт­вых. Мусуль­мане, хотя и испо­ве­ду­ют еди­но­го Бога, наот­рез отка­зы­ва­ют­ся при­зна­вать Иису­са Богом или Сыном Божи­им, почи­тая Его толь­ко как Про­ро­ка. Буд­дизм вооб­ще не инте­ре­су­ет­ся Богом, а вот в Инду­из­ме богов так мно­го, что никто не может их посчи­тать. Вер­на тут толь­ко одна точ­ка зре­ния — и нам сто­ит выяс­нить, какая имен­но. 
Подроб­нее: Мож­но ли одно­вре­мен­но испо­ве­до­вать несколь­ко религий?

Это зави­сит от того, шутим ли мы (и это уже силь­но изби­тая шут­ка) или гово­рим все­рьез. В аду нет ни ком­па­нии, ни весе­лья. Ком­па­ния пред­по­ла­га­ет дру­же­скую при­вя­зан­ность, радость от при­сут­ствия друг дру­га, то есть, хотя бы в неко­то­рой сте­пе­ни, любовь и дру­же­скую при­вя­зан­ность. В аду, как цар­стве гор­ды­ни и нена­ви­сти, тако­го нет. Гор­ды­ня видит в любом ближ­нем вра­га и сопер­ни­ка, раба или угне­та­те­ля. Что же до весе­лья, то любое, сколь угод­но сомни­тель­ное весе­лье,  ад, пред­по­ло­жим, если и допус­ка­ет, то  допус­ка­ет неохот­но и вре­мен­но — и толь­ко как сред­ство при­ве­сти чело­ве­ка к еще худ­ше­му стра­да­нию, как допус­ка­ет пья­ную эйфо­рию, что­бы потом чело­век мучил­ся от похмелья.

Неспо­соб­ность отка­зы­вать­ся от удо­воль­ствий в ито­ге раз­ру­шит все удо­воль­ствия — как, если брать самый про­стой при­мер, склон­ность к тако­му про­сто­му удо­воль­ствию как выпив­ка, раз­ру­шит и ваше здо­ро­вье, и вашу карье­ру, и вашу соци­аль­ную жизнь вооб­ще. Само­дис­ци­пли­на, спо­соб­ность кон­тро­ли­ро­вать свои импуль­сы, обе­ща­ю­щие немед­лен­ное удо­воль­ствие, и гово­рить «нет» неко­то­рым из них — необ­хо­ди­мое усло­вие для любой достой­ной и пло­до­твор­ной жиз­ни. Поэто­му тот, кто «не тре­бу­ет отка­за от удо­воль­ствий» сде­ла­ют вашу жизнь поис­ти­не жал­кой. 
Подроб­нее: Сата­низм. Биб­лей­ский опыт осмыс­ле­ния проблемы

И это очень хоро­шо. Еван­ге­лие гово­рит о «лице­мер­ных свя­то­шах», как о «сынах геен­ны» (Мат.23:15). Но раз­ве кто-то нево­лит вас быть лице­мер­ным? 
Подроб­нее: Лице­ме­рие

Свя­щен­ное Писа­ние срав­ни­ва­ет обре­те­ние веры с «новым рож­де­ни­ем» — но рож­де­ние это все­гда нача­ло новой жиз­ни. Мы нуж­да­ем­ся в том, что­бы дышать, питать­ся, избе­гать того, что вре­дит нашей новой жиз­ни. Все это мы обре­та­ем — при физи­че­ском рож­де­нии — в семье, где мы роди­лись, а при рож­де­нии духов­ном — в Церк­ви, участ­вуя в ее общей молит­ве и Таин­ствах.
Подроб­нее: Пер­вые шаги в вере

Ничто не может заме­нить лич­но­го при­сут­ствия на бого­слу­же­ни­ях, обще­ния со свя­щен­ни­ка­ми и веру­ю­щи­ми — но на нашем сай­те мы поста­ра­лись собрать кни­ги и лек­ции, кото­рые помо­гут вам сде­лать пер­вые шаги. 
Подроб­нее: Для начи­на­ю­щих цер­ков­ную жизнь

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки