Брак в православии — протоиерей <a class="bg_hlnames" href="http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/" target="_blank" title="Иоанн Мейендорф, протоиерей">Иоанн Мейендорф</a><br><span class="bg_bpub_book_author">Протоиерей <a class="bg_hlnames" href="http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/" target="_blank" title="Иоанн Мейендорф, протоиерей">Иоанн Мейендорф</a></span>

Брак в православии — протоиерей Иоанн Мейендорф
Протоиерей Иоанн Мейендорф

(1 голос5.0 из 5)

Введение

Все пра­во­слав­ные кате­хи­зи­сы гово­рят о бра­ке как о «таин­стве», т.е. о «тайне» Церк­ви. На пер­вый взгляд такое опре­де­ле­ние кажет­ся стран­ным: брак суще­ство­вал и у хри­сти­ан­ских наро­дов, и у нехри­сти­ан­ских, он изве­стен был мно­гим и мно­гим поко­ле­ни­ям людей, в том чис­ле и ате­и­стам. Чело­век рож­да­ет­ся, всту­па­ет в брак, рож­да­ет детей и уми­ра­ет. Это зако­ны при­ро­ды, кото­рые уста­но­вил и бла­го­сло­вил Бог. Но брак осо­бен­но выде­лен Цер­ко­вью. Осо­бое бла­го­сло­ве­ние, кото­рое пре­по­да­ет­ся муж­чине и жен­щине, всту­па­ю­щим в брак, назы­ва­ет­ся «таин­ством». Поче­му же? О бра­ке писа­ли очень мно­го, писа­ли люди раз­лич­ных испо­ве­да­ний и убеж­де­ний: като­ли­ки и про­те­стан­ты, пси­хо­ло­ги, пси­хи­ат­ры, социо­ло­ги, юри­сты. Наш век поро­дил мут­ный поток лите­ра­ту­ры, наце­лен­ной на чув­ствен­ную при­ро­ду чело­ве­ка. Пуб­лич­но обсуж­да­ют­ся вопро­сы, о кото­рых про­шлые поко­ле­ния, вос­пи­тан­ные в пури­тан­ском духе, нико­гда не рас­суж­да­ли даже наедине с собой. Обще­при­знан­но, что Фрейд и Юнг рево­лю­ци­о­ни­зи­ро­ва­ли не толь­ко сек­су­аль­ную эти­ку, но и наше пони­ма­ние чело­ве­че­ской при­ро­ды в целом. Меж­ду тем папа Павел VI, вопре­ки мне­нию боль­шин­ства като­ли­че­ских бого­сло­вов, взял на себя труд­ную зада­чу защи­ты став­ше­го тра­ди­ци­он­ным для като­ли­циз­ма запре­ще­ния искус­ствен­ных про­ти­во­за­ча­точ­ных средств. Фак­ти­че­ски тот кри­зис, кото­рый вызва­ла в като­ли­че­ском мире пап­ская Humanae vitae, име­ет гораз­до более глу­бо­кий смысл, чем про­бле­ма кон­тро­ля над рож­да­е­мо­стью; энцик­ли­ка пред­ла­га­ет опре­де­лен­ную фило­со­фию бра­ка и ответ­ствен­но­сти супру­гов друг перед дру­гом. Все это тре­бу­ет пра­во­слав­ной оцен­ки и ответа.

Обсуж­де­ние всех про­блем, свя­зан­ных с бра­ком и сек­сом, нахо­дит­ся вне пре­де­лов ком­пе­тен­ции авто­ра, огра­ни­чен­но­го к тому же объ­е­мом пуб­ли­ка­ции. Наша цель – рас­крыть брак как таин­ство, т. е. углу­бить­ся в тот аспект его, кото­ро­го не каса­ют­ся ни пси­хо­ло­гия, ни физио­ло­гия, ни социо­ло­гия. Одна­ко автор убеж­ден, что пра­во­слав­ное пони­ма­ние таин­ства бра­ка пред­по­ла­га­ет един­ствен­но воз­мож­ное в хри­сти­ан­стве отно­ше­ние к наи­бо­лее жгу­чим про­бле­мам совре­мен­но­сти. Это пони­ма­ние, без­услов­но, рас­хо­дит­ся с тем, кото­рое при­зна­но тра­ди­ци­он­ным в запад­ном хри­сти­ан­стве. В этом раз­ли­чии таит­ся, воз­мож­но, путь для прак­ти­че­ско­го пре­об­ра­зо­ва­ния бра­ка в запад­ном обществе.

Само пред­став­ле­ние о бра­ке как о таин­стве пред­по­ла­га­ет, что чело­век не толь­ко суще­ство с опре­де­лен­ны­ми физио­ло­ги­че­ски­ми, пси­хо­ло­ги­че­ски­ми и социо­ло­ги­че­ски­ми функ­ци­я­ми, но и граж­да­нин Цар­ства Божия; с точ­ки зре­ния пра­во­сла­вия жизнь чело­ве­ка в целом и в наи­бо­лее ответ­ствен­ные ее момен­ты в част­но­сти заклю­ча­ет в себе веч­ные цен­но­сти и Само­го Бога.

Поэто­му чет­вер­тая гла­ва кни­ги назы­ва­ет­ся «Брак и Евха­ри­стия». Евха­ри­стия, или Боже­ствен­ная Литур­гия, явля­ет­ся тем мгно­ве­ни­ем и той точ­кой, в кото­рой хри­сти­а­нин осо­зна­ет свою истин­ную сущ­ность. В Евха­ри­стии Цар­ство Божие, граж­да­ни­ном кото­ро­го чело­век ста­но­вит­ся через кре­ще­ние, ста­но­вит­ся непо­сред­ствен­но дости­жи­мым для его духов­но­го зре­ния. Боже­ствен­ная Литур­гия начи­на­ет­ся воз­гла­сом: «Бла­го­сло­вен­но Цар­ство Отца и Сына и Свя­та­го Духа». В Литур­гии Цер­ковь, это ося­за­е­мое собра­ние вер­ных, пере­ста­ет быть обыч­ной чело­ве­че­ской орга­ни­за­ци­ей и ста­но­вит­ся воис­ти­ну Цер­ко­вью Божи­ей. В Евха­ри­стии Сам Хри­стос руко­во­дит этим собра­ни­ем, кото­рое пре­вра­ща­ет­ся в Его Тело. Рушат­ся все пре­гра­ды меж­ду кон­крет­ны­ми исто­ри­че­ски­ми мгно­ве­ни­я­ми и веч­но­стью. Цер­ковь, таким обра­зом, учит нас, что брак – это таин­ство, посколь­ку он совер­ша­ет­ся в пре­де­лах Евхаристии.

Связь бра­ка с Евха­ри­сти­ей может пока­зать­ся неожи­дан­ной. Брак кажет­ся сна­ча­ла сугу­бо лич­ным или семей­ным делом. Если Цер­ковь его бла­го­слов­ля­ет, он при­об­ре­та­ет уте­ши­тель­ный отте­нок закон­но­сти и до неко­то­рой сте­пе­ни свя­щен­но­сти; но его связь с литур­ги­ей для мно­гих из нас оста­ет­ся пока неяс­ной. Совре­мен­ный обряд вен­ча­ния не име­ет для нас оче­вид­ной свя­зи с Евха­ри­сти­ей, он пре­вра­ща­ет­ся в празд­ник, на кото­рый мы зовем род­ствен­ни­ков и дру­зей. Но мы поста­ра­ем­ся пока­зать, что вне свя­зи с Евха­ри­сти­ей нель­зя понять ни ново­за­вет­ное уче­ние о бра­ке, ни сам обряд вен­ча­ния в Пра­во­слав­ной Церк­ви. Евха­ри­стия и соеди­не­ние нас в Евха­ри­стии – вот ключ к пони­ма­нию хри­сти­ан­ско­го отно­ше­ния к бра­ку в Церк­ви и вне ее. Мно­гие затруд­не­ния, с кото­ры­ми мы стал­ки­ва­ем­ся в сего­дняш­нем мире, про­ис­хо­дят имен­но от непо­ни­ма­ния свя­зи бра­ка с Евхаристией.

Пре­одо­леть это непо­ни­ма­ние мож­но, лишь пря­мо посмот­рев в лицо совре­мен­но­му свет­ско­му обще­ству и чет­ко сфор­му­ли­ро­вав пра­во­слав­ный, хри­сти­ан­ский ответ на его вопро­сы. Дей­стви­тель­но, евха­ри­сти­че­ское пони­ма­ние бра­ка ясно пока­зы­ва­ет, что суть хри­сти­ан­ских тре­бо­ва­ний к чело­ве­ку – в отно­ше­нии к нему как обра­зу Божию, как к участ­ни­ку боже­ствен­ной жиз­ни. Пси­хо­ло­ги и социо­ло­ги, исхо­дя­щие из сво­их, огра­ни­чен­ных поста­нов­кой про­блем, обла­стей иссле­до­ва­ния, могут достичь лишь сла­бо­го подо­бия этой исти­ны, а не утвер­жде­ния ее во всей пол­но­те. Толь­ко хри­сти­ане доста­точ­но сме­лы, что­бы достичь ощу­ще­ния, сфор­му­ли­ро­ван­но­го свя­тым Афа­на­си­ем Алек­сан­дрий­ским: «Бог стал чело­ве­ком, что­бы чело­век мог стать Богом». На этом тези­се осно­вы­ва­ет­ся и смысл хри­сти­ан­ско­го брака.

Дан­ные литур­гии и исто­ри­че­ские фак­ты, при­во­ди­мые в этой кни­ге, хоро­шо извест­ны [1] Наша зада­ча заклю­ча­ет­ся лишь в том, что­бы сде­лать необ­хо­ди­мые выво­ды и попы­тать­ся опре­де­лить, как вер­нуть совре­мен­ным хри­сти­а­нам пред­став­ле­ние об истин­ной сущ­но­сти брака.

Читать далее…

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки