Девушке, выбирающей между браком и монашеством<br><span class="bg_bpub_book_author">Святитель <a class="bg_hlnames" href="http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/" target="_blank" title="Николай Сербский, святитель">Николай Сербский</a></span>

Девушке, выбирающей между браком и монашеством
Святитель Николай Сербский

(5 голосов5.0 из 5)

Чадо, если колеб­лешь­ся, то знай: ты ско­рее за брак, чем за мона­стырь. Мона­ше­ская жизнь для тех, кто не колеб­лет­ся. Свя­той Сав­ва [9] не испы­ты­вал сомне­ния. Ни свя­тые Фео­до­ра [10], Ксе­ния [11] и Евфи­мия [12], ни мно­гие дру­гие, став­шие истин­ны­ми подвиж­ни­ка­ми мона­ше­ской жиз­ни, не сомне­ва­лись. Ибо «не все могут вме­стить, но кому дано» [13].

Гово­ришь, часто сиди­те с мате­рью у огня и взве­ши­ва­е­те «за» и «про­тив». А я тебе ска­жу: сколь­ко ни взве­ши­вай, все рав­но не «за» и «про­тив» реша­ют, а любовь. Любовь выше всех дово­дов. Если любовь ко Хри­сту не при­ве­дет тебя в уеди­не­ние мона­стыр­ской тиши­ны, тогда любовь к миру удер­жит тебя в мире и при­ве­дет к бра­ку. Но и в этом слу­чае будешь бла­го­сло­вен­на бла­го­сло­ве­ни­ем Сар­ры [14] и Рахи­ли [15] и тво­ей соб­ствен­ной матери.

Вели­кая любовь к Богу не выно­сит мира, чуж­да­ет­ся обще­ства, ищет уеди­не­ния. Такая любовь подвиг­ла тыся­чи душ укло­нить­ся с широ­ко­го пути мира и уйти в пусты­ни, что­бы быть наедине с люби­мым Гос­по­дом. Что­бы иметь втайне сви­да­ние с Созда­те­лем сво­им, Кото­рый весь – любовь, и по име­ни, и по суще­ству. Но преж­де все­го, что­бы удо­сто­ить­ся это­го созер­ца­ния и встре­чи, мона­хи и мона­хи­ни при­ни­ма­ют и пост, и труд, и сми­ре­ние, и бде­ние, и бед­ность, и послу­ша­ние, и дру­гие обе­ты, толь­ко что­бы удо­сто­ить­ся это­го духов­но­го сви­да­ния с Гос­по­дом сво­им. И на этом тес­ном пути душа удо­ста­и­ва­ет­ся встре­чи с Ним, когда осво­бо­дит­ся, очи­стит­ся и укра­сит­ся. От чего долж­на осво­бо­дить­ся душа пустын­ни­ка? От всех зем­ных уз и при­стра­стий. От чего долж­на очи­стить­ся? От вся­кой так назы­ва­е­мой люб­ви телес­ной и зем­ной, от люб­ви к пло­ти, род­ным и дру­зьям, к сво­ей деревне или горо­ду, к име­нию, одеж­де, еде, к укра­ше­ни­ям. Чем долж­на укра­сить­ся душа? Одной толь­ко любо­вью ко Хри­сту, кото­рая вме­ща­ет в себя все укра­ше­ния, весь жем­чуг веры, все изу­мру­ды надеж­ды, все само­цве­ты доб­ро­де­те­лей. Испо­стив­ше­е­ся тело мона­ха слу­жит толь­ко лег­ким покро­вом это­го бес­цен­но­го небес­но­го сокровища.

Так пишу тебе не для того, что­бы при­влечь тебя к мона­ше­ству, но, ско­рее, что­бы отвра­тить тебя от него. Ибо если в коле­ба­нии духа уда­лишь­ся от мира, то тяга к миру в тебе уси­лит­ся, и боюсь, что побо­рет тебя. И будешь ты телом в мона­сты­ре, а душой в миру. А мир, отра­жен­ный в зер­ка­ле души, муча­ет силь­нее, неже­ли в действительности.

Бла­го­да­ри Гос­по­да, что, кро­ме тес­но­го мона­ше­ско­го пути, Он ука­зал тебе более про­стор­ный путь ко спа­се­нию и веч­ной жиз­ни. Иди же, чадо, по это­му про­стор­но­му пути, кото­рый более отве­ча­ет тво­им склон­но­стям. Сту­пай по это­му пути, но иди со стра­хом Божи­им и пол­ным дове­ри­ем ко Гос­по­ду. Ибо знай: и этот путь не одо­леть без Бога.

Бла­го­сло­ве­ние Божие да будет с тобою!

Источ­ник: Нико­лай Серб­ский, Мис­си­о­нер­ские пись­ма.


9Сав­ва 1 Серб­ский, свя­ти­тель († 1237; память 1225 янва­ря, 30 авгу­ста12 сен­тяб­ря), в миру Рас­т­ко (Рости­слав) Нема­нич, млад­ший сын Серб­ско­го кня­зя Сте­фа­на Нема­ня (см. при­ме­ча­ние 8) и Анны, доче­ри Визан­тий­ско­го импе­ра­то­ра, брат Серб­ско­го коро­ля Сте­фа­на Пер­во­вен­чан­но­го (1195–1224). Пер­вый архи­епи­скоп Серб­ский, свя­той покро­ви­тель Сер­бии. В 17 лет он отпра­вил­ся на Афон, где посе­лил­ся в рус­ском Пан­те­ле­и­мо­но­вом мона­сты­ре и там при­нял мона­ше­ский постриг с име­нем Сав­ва. Затем стал насель­ни­ком мона­сты­ря Вато­пед, куда к нему позд­нее при­шел и постриг­ся в мона­хи с име­нем Симе­он его отец, дес­пот (греч. «пове­ли­тель» – вер­хов­ный пра­ви­тель, поль­зу­ю­щий­ся неогра­ни­чен­ной вла­стью) Сте­фан. В 1199 году Сав­ва и Симе­он осно­ва­ли на Афоне мона­стырь Хилан­дар, став­ший цен­тром духов­но­го про­све­ще­ния и куль­ту­ры серб­ско­го наро­да. С 1208 года свя­той Сав­ва сно­ва в Сер­бии, архи­манд­рит мона­сты­ря в Сту­де­ни­це. Одна­ко позд­нее, стре­мясь к уеди­нен­но­му житию, он опять уда­лил­ся на Свя­тую Гору. В 1219 году пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Ману­ил 1 (Хари­то­пул; 1217–1222) руко­по­ло­жил архи­манд­ри­та Сав­ву в сан архи­епи­ско­па с даро­ва­ни­ем одно­вре­мен­но авто­ке­фа­лии Серб­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Рези­ден­ци­ей пер­во­го Серб­ско­го архи­епи­ско­па стал Жич­ский мона­стырь. Свя­ти­тель осно­вал восемь новых епи­ско­пий, во гла­ве кото­рых поста­вил сво­их уче­ни­ков из Хилан­да­ра и Сту­де­ниц­ко­го мона­сты­ря, устро­ил жизнь серб­ско­го мона­ше­ства по афон­ско­му образ­цу, созы­вал в Жиче Помест­ные Собо­ры для устро­е­ния цер­ков­ной жиз­ни. В 1221 году он коро­но­вал в Жиче сво­е­го бра­та, серб­ско­го пра­ви­те­ля Сте­фа­на Пер­во­вен­чан­но­го. Пере­вел на сла­вян­ский язык Корм­чую кни­гу (она была при­ня­та так­же и на Руси на Вла­ди­мир­ском собо­ре в 1274 году). Скон­чал­ся в Бол­га­рии и с честью погре­бен в хра­ме Соро­ка муче­ни­ков Сева­стий­ских в горо­де Тыр­но­ве. Позд­нее его нетлен­ные мощи были пере­не­се­ны в Сер­бию, в мона­стырь Миле­ше­во, отку­да их похи­тил Синан-паша (см. при­ме­ча­ние 29) и сжег в Бел­гра­де на Вра­ча­ре 27 апре­ля 1595 года. Свя­ти­тель Сав­ва – самый почи­та­е­мый серб­ский свя­той, в нем сер­бы чтят сво­е­го чудо­твор­ца и бла­го­де­те­ля, укре­пив­ше­го веру и бла­го­че­стие, оста­вив­ше­го по себе при­мер истин­но хри­сти­ан­ско­го жития и подвиж­ни­че­ства и изло­жив­ше­го все свои заве­ты в мно­го­чис­лен­ных пись­мен­ных трудах.

10Фео­до­ра, пре­по­доб­ная († 879; память 1730 сен­тяб­ря), в мона­ше­стве Фео­пи­ста. По кон­чине мужа вме­сте с доче­рью уда­ли­лась в мона­стырь, где про­сла­ви­лась сво­ей подвиж­ни­че­ской жиз­нью; после смер­ти мощи ее обиль­но миро­то­чи­ли, пода­вая боля­щим исцеление.

11Ксе­ния Рим­ля­ны­ня, пре­по­доб­ная(† 5 век; память 24 янва­ря6 фев­ра­ля). Дочь сена­то­ра, ради люб­ви к Богу, нака­нуне сва­дьбы оста­ви­ла оте­че­ский дом вме­сте с дву­мя вер­ны­ми рабы­ня­ми. Гос­подь хра­нил девиц, желав­ших послу­жить Ему, пока не вру­чил забо­ту о них пре­сви­те­ру Пав­лу из горо­да Милос­са, куда они после­до­ва­ли за ним и где, по устро­е­нии Ксе­ни­ей мона­сты­ря, при­ня­ли от него постриг. В житии пре­по­доб­ной гово­рит­ся, что воз­дер­жа­ния ее боя­лись даже бесы: побеж­ден­ные ее постом и подви­га­ми, они убе­га­ли, не смея при­сту­пить к ней. После полу­дня, в час, когда Ксе­ния пре­да­ла душу Богу, милос­ские граж­дане уви­де­ли над деви­чьим мона­сты­рем свет­лый венец из звезд с бли­ста­ю­щим кре­стом посре­дине. Лишь по совер­ше­нии погре­бе­ния виде­ние исчез­ло. При­хо­див­шие ко гро­бу свя­той с верою полу­ча­ли исце­ле­ние от сво­их недугов.

12Мона­хи­ня Евфи­мия (? ‑ок. 1400), в миру дес­по­ти­са Еле­на, супру­га дес­по­та Угле­ше Мрняв­че­ви­ча(? –1371). После ско­ро­по­стиж­ной смер­ти Серб­ско­го кня­зя Сте­фа­на Уро­ша 4 Душа­на Силь­но­го (1331–1355), при кото­ром Серб­ское госу­дар­ство достиг­ло наи­выс­ше­го рас­цве­та и зем­ли его рас­про­стра­ня­лись на Маке­до­нию, Фес­са­лию, Алба­нию, Эпир и Это­лию, на пре­стол всту­пил его сын, Сте­фан Урош 5 (см. при­ме­ча­ние 11). Одна­ко он уже не смог удер­жать в пови­но­ве­нии боль­шую дер­жа­ву сво­е­го отца. Госу­дар­ство рас­па­лось на несколь­ко вла­де­ний: Цен­траль­ной Сер­би­ей пра­вил князь Лазарь Хре­бе­ля­но­вич (см. при­ме­ча­ние 12), а обшир­ные зем­ли в Маке­до­нии при­над­ле­жа­ли гор­дым бра­тьям, Вука­ши­ну и Угле­ше Мрняв­че­ви­чам, мало счи­тав­шим­ся с вер­хов­ной вла­стью Сте­фа­на Уро­ша 5. Поль­зу­ясь сла­бо­стью хри­сти­ан­ских госу­дарств, тур­ки все чаще ста­ли совер­шать набе­ги на бал­кан­ские зем­ли. Пер­вы­ми на их пути ока­за­лись вла­де­ния дес­по­та Угле­ше, и в бит­ве на реке Мари­ца в 1371 году вой­ско бра­тьев Мрняв­че­ви­чей было раз­би­то, а оба они погиб­ли. После смер­ти мужа дес­по­ти­са Еле­на при­ня­ла постриг в мона­сты­ре Любо­сты­ня с име­нем Евфи­мия. Она напи­са­ла див­ную похва­лу свя­то­му кня­зю Лаза­рю, вышив ее золо­ты­ми и сереб­ря­ны­ми бук­ва­ми на шел­ко­вом покры­ва­ле для раки с его моща­ми. Пре­по­доб­ная Евфи­мия – пер­вая серб­ская жен­щи­на-писа­тель­ни­ца, чьи лите­ра­тур­ные тру­ды полу­чи­ли признание.

13Ср.: Мф. 19, 11. – Ред.

14См.: Быт.17–18; Быт.21;Быт.23. – Ред.

15См.: Быт. 29–31; Быт.33;Быт.35;Быт.48. – Ред.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки