Духовные основы православной семьи<br><span class="bg_bpub_book_author">Игумен Георгий (Шестун)</span>

Духовные основы православной семьи
Игумен Георгий (Шестун)

(1 голос5.0 из 5)

Рож­де­ние пра­во­слав­ной семьи про­ис­хо­дит в таин­стве бра­ка. Брач­ный союз муж­чи­ны и жен­щи­ны уста­нов­лен Самим Твор­цом в раю после созда­ния пер­вых людей, кото­рых Гос­подь сотво­рил муж­чи­ной и жен­щи­ной и бла­го­сло­вил сло­ва­ми: «Пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь, и напол­няй­те зем­лю, и обла­дай­те ею…» (Быт.1:28). В Вет­хом Заве­те мно­го­крат­но выра­жа­ет­ся воз­зре­ние на брак, как на дело, бла­го­слов­ля­е­мое Самим Богом.

По при­ше­ствии Сво­ем на зем­лю Гос­подь Иисус Хри­стос не толь­ко под­твер­дил непри­кос­но­вен­ность бра­ка, отме­чен­ную в Законе (Лев.20:10), но и воз­вел его в сте­пень таин­ства: «И при­сту­пи­ли к Нему фари­сеи и, иску­шая Его, гово­ри­ли Ему: по вся­кой ли при­чине поз­во­ли­тель­но чело­ве­ку раз­во­дить­ся с женою сво­ею? Он ска­зал им в ответ: не чита­ли ли вы, что Сотво­рив­ший в нача­ле муж­чи­ну и жен­щи­ну сотво­рил их? И ска­зал: посе­му оста­вит чело­век отца и мать и при­ле­пит­ся к жене сво­ей, и будут два одною пло­тью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­ча­ет» (Мф.19:3-6).

Вый­дя в мир на Свое откры­тое слу­же­ние роду чело­ве­че­ско­му, Он явил­ся с Мате­рью Сво­ею и уче­ни­ка­ми на брач­ный пир в Кане Гали­лей­ской и сотво­рил там пер­вое чудо, пре­тво­рив воду в вино, и при­сут­стви­ем Сво­им освя­тил этот и все брач­ные сою­зы, заклю­ча­е­мые вер­ны­ми и любя­щи­ми Бога и друг дру­га супругами.

«Сам Бог соеди­ня­ет освя­ща­е­мых таин­ством и посре­де их при­сут­ству­ет», – гово­рит о свя­то­сти бра­ка Кли­мент Алек­сан­дрий­ский. «От Тебе бо соче­та­ва­ет­ся мужу жена», – ска­за­но в молит­ве чина обру­че­ния. И там же: «Сам, Гос­по­ди, нис­посли руку Свою и соче­тай». Гос­подь освя­ща­ет соче­та­ние супру­гов в таин­стве бра­ка и сохра­ня­ет нетлен­ным союз их душ и телес во вза­им­ной люб­ви по обра­зу Хри­ста и Церкви.

Свя­тое хри­сти­ан­ское дев­ство и свя­тое таин­ство бра­ка – вот два пути, ука­зан­ные вер­ным в Сло­ве Божи­ем (Мф.19:11-12; 1Кор.7:7-10). Цер­ковь бла­го­слов­ля­ла все­гда оба эти пути и осуж­да­ла, как извест­но, пори­ца­те­лей того и дру­го­го. Об этих двух путях бла­го­че­сти­вой жиз­ни сви­де­тель­ство­вал уже в I веке свя­той Игна­тий Бого­но­сец в сво­ем пись­ме к свя­то­му Поли­кар­пу Смирн­ско­му: «Вну­шай сест­рам моим, что­бы они люби­ли Гос­по­да и были доволь­ны сво­и­ми супру­га­ми по пло­ти и по духу; рав­ным обра­зом сове­туй и бра­тьям моим, что­бы они во имя Иису­са Хри­ста люби­ли сво­их супруг, как Гос­подь любит Цер­ковь. А кто может в честь пло­ти Гос­под­ней пре­бы­вать в чисто­те, пусть пре­бы­ва­ет, но без тще­сла­вия». Апо­стол Павел при­зы­ва­ет не слу­шать лже­учи­те­лей, запре­ща­ю­щих всту­пать в брак, кото­рые явят­ся в послед­ние вре­ме­на. До кон­ца вре­мен будут совер­шать­ся бра­ки пра­во­слав­ных хри­сти­ан во сла­ву Божию и на поль­зу чело­ве­че­ству, и бла­го­сло­вен­ная семей­ная жизнь будет еще про­цве­тать, ибо бла­го­сло­ве­ние, кото­рое испра­ши­ва­ет­ся на всю Цер­ковь, дает­ся и малой Церк­ви – хри­сти­ан­ской семье. «Боже сил! обра­тись же, при­з­ри с неба и воз­зри, и посе­ти вино­град сей; охра­ни то, что наса­ди­ла дес­ни­ца Твоя, и отрас­ли, кото­рые Ты укре­пил Себе» (Пс.79:15-16).

Завер­шая чин обру­че­ния, преж­де чем начи­на­ет­ся таин­ствен­ное освя­ще­ние супру­же­ства Боже­ствен­ной бла­го­да­тью – чин вен­ча­ния, свя­щен­ник пред­ла­га­ет жени­ху и неве­сте перед лицом всей Церк­ви под­твер­дить сво­бод­ное и непри­нуж­ден­ное жела­ние всту­пить в брак, спра­ши­вая: «Име­ешь ли ты искрен­нее и непри­нуж­ден­ное жела­ние и твер­дое наме­ре­ние быть мужем (женой) этой (это­го) (имя неве­сты или жени­ха), кото­рую (кото­ро­го) видишь здесь перед собою? Не свя­зан ли обе­ща­ни­ем дру­гой (дру­го­му) неве­сте (жени­ху)?» Как непри­выч­но зву­чат эти вопро­сы для чело­ве­ка мало­цер­ков­но­го, при­вык­ше­го слы­шать в загсе дру­гой вопрос, кото­рый зада­ют жени­ху и неве­сте: «Люби­те ли вы друг дру­га?» Пони­мая, что любовь есть вели­кое таин­ство и бла­го­дат­ный дар Божий, кото­рый необ­хо­ди­мо заслу­жить чистой, цело­муд­рен­ной, жерт­вен­ной супру­же­ской жиз­нью, Цер­ковь уста­ми свя­щен­но­слу­жи­те­лей зада­ет свой, осо­бый, вопрос, она вопро­ша­ет юно­шу и девуш­ку, муж­чи­ну и жен­щи­ну: «Жела­ешь ли ты дожить до люб­ви с чело­ве­ком, кото­рый сто­ит рядом с тобой?» Народ­ная муд­рость уста­ми бла­го­слов­ля­ю­щих роди­те­лей вто­рит уже сво­и­ми сло­ва­ми: «Мир вам да любовь!» Будет мир, будет и любовь. «Стер­пит­ся – слю­бит­ся!», а не будет тер­пе­ния – не дожить до любви.

Про­то­и­е­рей Борис Ничи­по­ров пишет о том, что в исто­ке, в нача­ле любо­го бра­ка лежит встре­ча. Встре­ча юно­ши и девуш­ки, муж­чи­ны и жен­щи­ны. Встре­ча – это абсо­лют­но не слу­чай­ное, но про­мыс­ли­тель­ное собы­тие в жиз­ни двух людей. Встре­ча – это не пер­вое зна­ком­ство, хотя эти два собы­тия, встре­ча и зна­ком­ство, могут сов­па­дать, и тогда про­ис­хо­дит любовь с пер­во­го взгля­да. Встре­ча – это некое уязв­ле­ние, зарож­де­ние чув­ства, это нача­ло откро­ве­ния, кото­рое мы и назы­ва­ем любо­вью. Встре­ча в ее мисти­ко-пси­хо­ло­ги­че­ском смыс­ле может состо­ять­ся и после мно­гих лет знакомства.

Если брак стро­ит­ся на пра­виль­ных духов­ных осно­ва­ни­ях, то момент встре­чи как пере­жи­ва­ние посто­ян­но обнов­ля­ю­ще­го­ся чув­ства все­гда при­сут­ству­ет у супру­гов. Обнов­ле­ние чув­ства встре­чи воз­мож­но, как пра­ви­ло, толь­ко в Боге. В одном цер­ков­ном пес­но­пе­нии гово­рит­ся: Свя­тым Духом вся­ка душа живит­ся. Если же это­го нет, то меж­ду супру­га­ми воз­ни­ка­ет дур­ное при­вы­ка­ние и сгла­жи­ва­ет­ся пере­жи­ва­ние встре­чи как абсо­лют­но уни­каль­но­го и непо­вто­ри­мо­го собы­тия в их жизни.

Завер­ше­ни­ем встре­чи явля­ет­ся брак. Но не все­гда соблю­да­ет­ся такая после­до­ва­тель­ность. Цер­ков­ные бра­ки по бла­го­сло­ве­нию очень часто дару­ют подоб­ную встре­чу уже после вен­ча­ния. И в этом откры­ва­ет­ся сла­ва Церк­ви Христовой!

Свя­тые отцы гово­ри­ли, что в бра­ке надо ста­рать­ся избе­гать гру­бых несо­от­вет­ствий в воз­расте, обра­зо­ва­нии, внеш­них дан­ных. Но вме­сте с тем никто нико­гда не углуб­лял­ся в такие тон­ко­сти, никто не све­рял пара­мет­ры сов­ме­сти­мо­сти. Чудо бра­ка состо­ит еще и в том, что Гос­подь часто соеди­ня­ет, каза­лось бы, несо­еди­ни­мое. И ока­зы­ва­ет­ся, что два таких чело­ве­ка – муж­чи­на и жен­щи­на, юно­ша и девуш­ка, – соче­тав­шись бра­ком в Боге, не могут не полю­бить друг дру­га. Если они не оста­вят путь духов­но­го само­рас­кры­тия, то они обя­за­тель­но будут любить друг дру­га все боль­ше и больше.

Тай­ной и одно­вре­мен­но ядром лич­но­сти явля­ет­ся образ Божий в чело­ве­ке. Собы­тие узна­ва­ния обра­за Божия в супру­ге и вооб­ще в чело­ве­ке назы­ва­ет­ся откро­ве­ни­ем. Этот про­цесс все­гда вза­им­ный. Откро­ве­ние и любовь – это тож­де­ство. Не может быть позна­ния и откро­ве­ния при отсут­ствии люб­ви. Вне люб­ви порож­да­ет­ся лож­ное зна­ние. Откро­ве­ние может сужать­ся или сгла­жи­вать­ся вовсе, если супру­ги (или кто-то из супру­гов) схо­дит со сте­зи духов­ной жиз­ни. Откро­ве­ние есть отблеск веч­но­го. Само дей­ствие бра­ко­вен­ча­ния и бла­го­сло­ве­ние Божие на брак име­ют силу веч­но­го вос­со­еди­не­ния супру­гов в Боге.

В любом счаст­ли­вом бра­ке есть эмо­ци­о­наль­но-чув­ствен­ная анти­но­мич­ность. Супру­ги все­гда чув­ству­ют некую неизъ­яс­ни­мую печаль, и эта печаль – о гря­ду­щем рас­ста­ва­нии по завер­ше­нии зем­ной жиз­ни. Во вне­вре­мен­ном зало­ге рас­ста­ва­ние уже совер­ши­лось. Оно будет через 10 лет или через час – это без­раз­лич­но. Но эта печаль все­гда свет­ла в Боге.

И дру­гой полюс – это пред­ощу­ще­ние веч­но­сти. Имен­но в этом смыс­ле свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст пишет, что пер­вые хри­сти­ане име­ли такую пол­но­ту откро­ве­ний и веры, что хоро­ни­ли сво­их близ­ких в состо­я­нии тихой, свет­лой печали.

Источ­ник: обра­зо­ва­тель­ный пор­тал «Сло­во»

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки