Как создать хорошую семью: ждать или действовать? <br><span class="bg_bpub_book_author">Протоиерей Владимир Хулап</span>

Как создать хорошую семью: ждать или действовать?
Протоиерей Владимир Хулап

(2 голоса5.0 из 5)

Семейное счастье не выдаётся во дворце бракосочетания или после совершения Таинства Венчания в Церкви. Как создать такую семью,  в которой двое  не только соединятся в плоть едину, но и будут жить душа в душу?

Ведущая программы «Слово» телеканала «Союз» беседует с протоиереем Владимиром Хулапом, доктором богословия, проректором по учебной работе Санкт-Петербургской Духовной Академии.

– Отец Владимир, как создать хорошую семью? 

Протоиерей Владимир Хулап
Фото: cpospbda.ru

– Если мы говорим о создании христианской семьи, то речь идёт о некой общности в вере и общем понимании того, что такое брак, поскольку для верующих людей это очень важный шаг.

Это шаг не просто перед лицом государства, перед лицом женщины в ЗАГСе, которая от лица государства провозглашает их мужем и женой, но и важный шаг перед лицом Божьим. 

Если мы посмотрим на Священное Писание, то мы увидим, что образ брака проходит через весь Ветхий и Новый Завет. В первых же главах Книги Бытия говорится о том, что именно Бог сотворил мужчину и женщину, привел Еву к Адаму. И последняя книга Нового Завета, Апокалипсис, завершается описанием брачного пира Христа и Церкви.

Брак – это нечто настолько высокое, настолько чистое и важное, что он прилагается к отношениям между Богом и Церковью, между Богом и верующим. Это чистые и высокие отношения любви. Поэтому создание семьи – путь к этой любви. 

И действительно, очень часто наши отношения на вот этом предварительном этапе являются и остаются только влюбленностью, когда мы видим некий такой идеал человека, который не имеет никаких отрицательных черт. Мы сознательно или бессознательно создаем этот идеал и всячески его лелеем.

Супруги

И поэтому, конечно, до создания брака важно понять, что же это за человек на самом деле, и не в плане какого-то критического подхода – выискивания отрицательных черт, но для понимания того, могу ли я доверять этому человеку самое важное, что у меня есть: мою жизнь и мою любовь.

Брак – это то, что, по крайней мере, в идеале заключается для христиан на всю жизнь, поэтому самому близкому и любимому человеку я должен отдать самого себя. 

Готов я к этой жертве отдачи самого себя, и готов ли я принять на себя вот этого другого человека – со всеми его недостатками, со всеми его проблемами, но, вместе с тем, и со всем прекрасным, что есть в нём? 

В Книге Бытия, в 24 главе, повествуется о браке Исаака, сына Авраама, и Ревекки, и мы видим в этом повествовании два важных момента.

С одной стороны, это молитва о том, чтобы этот брак действительно произошёл; это молитва о том, чтобы найти правильную невесту, найти ту, которая, как говорится в этом тексте, «предызбрана для него Богом», то есть предназначена для него.

Но вместе с тем это не какое-то пассивное ожидание, когда молодой человек или его отец просто сидят и ждут, когда ответом на эту молитву будет некое особенное чудо. Мы видим, что они посылают слугу в другую землю для того, чтобы найти для Исаака невесту.

И в этом рассказе, как бы он ни отличался от наших современных реалий, мы видим два важных момента. С одной стороны, браки для христиан создаются Богом, поэтому нельзя обойтись  без молитвы Богу о том, чтобы Господь устроил этот брак уже на пути подготовки к этому браку. И с другой стороны, никоим образом не отрицаются собственные человеческие усилия.

И действительно, если мы верим в то, что ничего случайного в жизни не бывает, то вот в этой молитве и стоит оглядываться вокруг себя.

Стоит смотреть на тех, кто находится рядом с нами, как на тех людей, которых посылает к нам Бог, чтобы в нашей жизни что-то изменилось, чтобы мы получили какие-то уроки, которые позволят нам достичь большего духовного роста. 

И в таком настроении мы можем сказать, что обязательно рядом окажется какой-то человек – рано или поздно, – который станет тем посланником, тем ответом на наши молитвы, которые мы обращаем к Богу.

И, конечно, очень важно, чтобы вот этот период совместного узнавания включал в себя и некие периоды проблем, некие, в том числе, и критические ситуации, когда молодой человек и девушка не просто гуляют, взявшись за руки, в некой эйфории, но и когда они смогут совместно понять, как они будут отвечать на эти кризисы, поскольку именно в кризисной ситуации человек становится тем, кто он есть на самом деле.

Тогда срываются все маски, тогда уходит некий внешний искусственный налёт, и человек становится самим собой. Ведь вся семейная жизнь будет состоять не только из радости, но из проблем.

И если молодой человек и девушка готовы решать эти проблемы вместе, то это уже некая основа для совместного создания крепкой семьи, поскольку семью разрушают, прежде всего, именно проблемы, которые особенно молодые супруги не умеют решать.

Соприкосновение на повседневном бытовом уровне приводит к тому, что выясняется, что это была не любовь, а влюбленность. Это было чувство, которое, подобно ветру, пришло и ушло.

На самом деле любовь – это не начало, и даже не столько начало, сколько цель брака. Брак начинается с влюбленности. 

Любовь – это то, что в результате ежедневного совместного бытия, ежедневных подвигов, в том числе и семейных, ежедневного отказа в большом и в малом от себя ради любимого человека приходит через пять, через десять, через пятнадцать лет. 

Но эта любовь не создается простым щелканьем выключателя. Нельзя ее просто совершить или создать через определенное время, это естественный процесс.

Подобно тому, как хорошее вино требует определенного периода выдержки, так и настоящая любовь, настоящее семейное счастье требует определенного и нередко очень-очень большого периода времени.

И если молодые люди готовы к вот этому совместному труду любви, то об этом можно и нужно размышлять в период подготовки к заключению брака.

– А что делать, если молодой человек и девушка хотят жениться, а родственники против их союза? Какова роль родительского благословения в создании брака?

– Действительно, если мы посмотрим на дореволюционную историю России, Руси, то мы увидим, что родительское благословение было очень и очень важным.

Родители благословляли своих детей на брак особыми иконами, и эти иконы – как венчальные иконы, семейные иконы  переходили из дома родителей в дом молодых.

Они становились как бы их алтарём, домашним духовным центром, перед которым они совершали свои молитвы.

Но вместе с тем мы видим, что и общественная ситуация, и вообще взгляд на отношения между мужчиной и женщиной, и взгляд на брак –  все эти взгляды очень сильно изменились в последнее время.

Сейчас прежде всего подчёркивается личный аспект отношений молодого человека и девушки. То есть не так, как это было в древности – не семьи заключают брак, но именно молодые люди. 

Поэтому это их ответственность и их решение. Никто не может им запретить это делать, и никто, наоборот, не может настаивать на том, чтобы брак заключался именно вот таким конкретным образом. 

Поэтому, наверное, для того, чтобы ситуация была более мирной, следует просто спокойно поговорить для начала с родителями и понять, в чем здесь проблема, в чем могут быть предрассудки, или в чем заключается их нежелание заключения этого брака;  поскольку, действительно, есть ряд предрассудков в нашем обществе против брака, например, с лицом другой национальности или с человеком, который принадлежит не к тому социальному статусу как сын или дочь этих родителей, и так далее.

Мне кажется, что нередко родители в браке своего ребёнка пытаются реализовать что-то, что не получилось у них самих. Нередко мама просто не хочет отпускать свою дочь и отдавать ее чужому молодому человеку, поскольку остаётся одна. Вот такой эгоистический, в какой-то мере, подход не дает дочке реализоваться и не дает ей достичь полноты ее собственного женского счастья.

Поэтому, конечно, семейный мир должен быть, поскольку вместе с заключением брака мы вступаем в определенные отношения и с родственниками нашего избранника, нашей половинки. Мирный диалог является основой для мирного заключения брака.

И вместе с тем, конечно, мягко, но тем не менее уверенно, можно и нужно сказать, что это мой выбор, мне идти по жизни с этим человеком. И родители должны давать ребёнку, в том числе, и право на ошибку, поскольку  он совершеннолетний. 

Например, в притче о блудном сыне мы видим, что отец разрешает сыну уйти из дома, чтобы ребёнок совершил ошибки и вернулся домой  с новым жизненным опытом –  что было, может быть, непедагогично, и с нашей точки зрения не совсем правильно.

Поэтому, если Бог не отнимает у человека его свободу выбора, то тем более свободу выбора в плане заключения брака не могут отобрать у ребёнка и его родители.

– Согласно православному взгляду на брак, семья – это всегда дети. А что делать, если молодые люди не готовы к рождению ребенка – ну, например, из-за каких-либо финансовых или жилищных обстоятельств?

– Действительно, в системе приоритетов современного общества или семьи нередко дети оказываются на каком-то самом последнем или предпоследнем месте после жилья, машины, отдыха, комфортных условий, свободного времяпрепровождения и так далее.

Конечно, дети – это цель брака. Но это не самая главная цель, поскольку люди вступают в брак для того, чтобы достичь единства – на уровне телесном, на уровне душевном, на уровне духовном, достичь вот этой новой полноты бытия. 

Но любовь, направленная друг на друга, должна не замыкаться вот этими двумя любящими сердцами. Если это действительно любовь полная, любовь радостная, любовь жертвенная, то она изливается вовне, и плод этой любви – это ребёнок. 

И поэтому, если мы посмотрим на чинопоследование православного венчания, заключения брака, то мы увидим постоянную просьбу о детях именно как о том, что является даром Божьим, особым даром, который служит продолжению человеческого рода, и вместе с тем даром, который дает особое счастье этой семье.

Венчание

Ведь нередко оказывается так, что женщина всю жизнь занималась карьерой, зарабатыванием денег, покупкой квартиры или каких-то новых гаджетов, и так далее. Но мы не молодеем, мы стареем, это естественный процесс. Наступает такой возраст, когда вроде бы все уже есть, можно родить ребенка, а организм уже к этому неспособен.

И женщина на закате лет оказывается успешным предпринимателем, реализовавшейся в самых разных сферах, но не реализовавшейся вот в этом отношении – именно в той области, в которой по естеству Господь даровал ей чудо и радость быть матерью.

Говоря об этих страхах с точки зрения христианства, мы должны помнить и верить в то, что если Господь даёт ребенка, то Он обязательно даст и всё то, что необходимо для воспитания и для развития этого ребенка. И только от родителей – не от размера их дохода, а от размера и от качества их любящего сердца, зависит, какова будет его жизнь. А идеал этой жизни – любовь, радость и счастье.

Комментировать

«Азбука супружества»
в Telegram.
t.me/azmarriage