Не просто красивый обряд<br><span class="bg_bpub_book_author">Священник Игорь Москвичев</span>

Не просто красивый обряд
Священник Игорь Москвичев

(1 голос5.0 из 5)

Горя­щие све­чи, свер­ка­ю­щие вен­цы над голо­ва­ми, сло­ва молит­вы в тишине… Таин­ство вен­ча­ния ‒ один из самых кра­си­вых и тор­же­ствен­ных цер­ков­ных обря­дов, но зна­ем ли мы смысл того, что имен­но совер­ша­ет­ся в хра­ме, когда свя­щен­ник соеди­ня­ет руки муж­чи­ны и жен­щи­ны? О вопро­сах, свя­зан­ных с Таин­ством Бра­ка, мы бесе­ду­ем с иере­ем Иго­рем Моск­ви­че­вым ‒ насто­я­те­лем Мит­ро­фа­нов­ско­го хра­ма Сара­то­ва, пре­по­да­ва­те­лем Сара­тов­ской пра­во­слав­ной духов­ной семинарии.

С произволением благим и непринужденным

‒ Когда было уста­нов­ле­но Таин­ство Бра­ка? Одни иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что оно воз­ник­ло поз­же всех таинств ‒ в Визан­тии в XI веке, дру­гие ‒ что все таин­ства суще­ство­ва­ли в Церк­ви с само­го ее осно­ва­ния, то есть с апо­столь­ско­го века.

‒ Как таин­ство ново­за­вет­ной Церк­ви брак име­ет Боже­ствен­ное уста­нов­ле­ние, о чем гово­рит­ся в раз­ных местах Свя­щен­но­го Писа­ния (см.: Ин.2:1-11; Мф.19:3-12; Еф.5:22-32). Пер­вые сви­де­тель­ства о заклю­че­нии бра­ков в Церк­ви отно­сят­ся ко II веку ‒ уже в те вре­ме­на супру­же­ская жизнь начи­на­лась с бла­го­сло­ве­ния епи­ско­па. В кано­ни­че­ских сбор­ни­ках Пра­во­слав­ной Церк­ви исполь­зу­ет­ся опре­де­ле­ние бра­ка, пред­ло­жен­ное рим­ским юри­стом Моде­сти­ном (III в.): «Брак ‒ это союз муж­чи­ны и жен­щи­ны, обще­ние жиз­ни, соуча­стие в боже­ском и чело­ве­че­ском праве».

Есть мне­ние, что вен­ча­ние по сути про­ис­хо­ди­ло на Литур­гии: сна­ча­ла совер­ша­ли Литур­гию, а потом бла­го­слов­ля­ли ново­брач­ных. Мно­гие иссле­до­ва­те­ли, в част­но­сти, извест­ный литур­гист свя­щен­ник Миха­ил Жел­тов, гово­рят о том, что чин вен­ча­ния фор­ми­ро­вал­ся само­сто­я­тель­но. К VI веку основ­ные момен­ты таин­ства уже были сфор­ми­ро­ва­ны: обру­че­ние, чте­ние молитв, испи­тие вина из общей чаши. Со вре­ме­нем это все раз­ви­ва­лось и при­ни­ма­ло при­выч­ный нам вид чино­по­сле­до­ва­ния, а к XI веку уже ста­ли фор­ми­ро­вать­ся чины бла­го­сло­ве­ния повтор­ных браков.

В чино­по­сле­до­ва­нии цер­ков­но­го бра­ка все­гда были три основ­ные части: обру­че­ние, само вен­ча­ние и молит­ва на раз­ре­ше­ние вен­цов, кото­рая, соглас­но Треб­ни­ку, долж­на совер­шать­ся на вось­мой день, но чаще все­го ее чита­ют в день вен­ча­ния. Обру­че­ние тоже долж­но совер­шать­ся отдель­но, и дол­гое вре­мя так и было. Часто его назы­ва­ли сго­во­ром или помолв­кой. Люди, при­няв­шие реше­ние заклю­чить брак, обра­ща­лись с про­ше­ни­ем к архи­ерею и начи­на­ли гото­вить­ся к сва­дьбе. Архи­ерей велел при­ход­ско­му свя­щен­ни­ку про­ве­сти «брач­ный обыск», то есть выяс­нить воз­мож­ные пре­пят­ствия к бра­ку. В тече­ние трех вос­крес­ных дней свя­щен­ник объ­яв­лял сво­им при­хо­жа­нам, что такие-то моло­дые люди в при­хо­де соби­ра­ют­ся всту­пать в брак, и спра­ши­вал, может ли кто ска­зать что-то про­тив это­го. Если за три неде­ли ника­ких воз­ра­же­ний не было, мог­ли вен­чать. Если же кто-то заяв­лял, что брак совер­ша­ет­ся из ком­мер­че­ских побуж­де­ний либо про­сто под дав­ле­ни­ем, про­цесс оста­нав­ли­вал­ся до выяс­не­ния при­чин, и все мог­ло быть отме­не­но. Понят­но, что мог­ли все же что-то ута­ить, заста­вить людей мол­чать, но при­ход­ской свя­щен­ник, как пра­ви­ло, и сам хоро­шо знал жени­ха и неве­сту, их семьи.

Пери­од меж­ду обру­че­ни­ем и вен­ча­ни­ем в доку­мен­тах не ого­ва­ри­вал­ся, поэто­му было по-раз­но­му ‒ чаще все­го меж­ду ними про­хо­ди­ло не более несколь­ких меся­цев. Кста­ти, жених или неве­ста на вопрос, име­ют ли они про­из­во­ле­ние бла­гое и непри­нуж­ден­ное, вполне мог­ли отве­тить свя­щен­ни­ку «нет», и в таком слу­чае вен­ча­ние так­же пре­кра­ща­лось. Что инте­рес­но, если после сго­во­ра вен­ча­ния так и не про­ис­хо­ди­ло, то жених и неве­ста, кото­рые всту­па­ли потом в дру­гой брак, уже счи­та­лись второбрачными.

При Ека­те­рине II обру­че­ние ста­ли совер­шать в одно вре­мя с вен­ча­ни­ем. Тем не менее вопро­сы о «бла­гом и непри­нуж­ден­ном про­из­во­ле­нии» всту­пить в брак и «не обе­щал­ся ли иной неве­сте» оста­лись. Это ука­за­ние на то, что неко­гда обру­че­ние и вен­ча­ние совер­ша­лись раз­дель­но. Сего­дня слож­но себе пред­ста­вить, что за те несколь­ко секунд, что свя­щен­ник ведет пару от при­тво­ра до сере­ди­ны хра­ма, мож­но утра­тить свое бла­гое и непри­нуж­ден­ное про­из­во­ле­ние или кому-то пообещаться.

‒ Сей­час доволь­но часто мож­но услы­шать сло­во­со­че­та­ние «мы обру­чи­лись», то есть сде­ла­но пред­ло­же­ние, неве­сте пода­ре­но коль­цо. Это с тех пор пошло?

‒ Думаю, да. Но рань­ше не толь­ко неве­ста наде­ва­ла коль­цо в знак помолв­ки, но и жених. Обыч­но перед обру­че­ни­ем девуш­ка с роди­те­ля­ми при­хо­ди­ла в дом жени­ха, там обсуж­да­лись все под­го­то­ви­тель­ные вопро­сы, и там же моло­дые люди наде­ва­ли друг дру­гу кольца.

‒ Что озна­ча­ют сим­во­лы в чино­по­сле­до­ва­нии таин­ства ‒ коль­цо, вен­цы, све­чи, плат, на кото­ром сто­ят брачующиеся?

‒ Бра­ко­со­че­та­ние ‒ древ­ний, кра­си­вый, тая­щий глу­бо­кие смыс­лы чин. В раз­ных источ­ни­ках его сим­во­ли­ка трак­ту­ет­ся по-раз­но­му, но в целом счи­та­ет­ся, что коль­цо ‒ сим­вол веч­но­сти брач­но­го сою­за, его нерас­тор­жи­мо­сти, све­чи ‒ сим­вол радо­сти и тор­же­ства, чистый плат ‒ сим­вол нача­ла новой жиз­ни, по кото­рой ново­брач­ные пой­дут вме­сте. С вен­ца­ми чуть слож­нее: кто-то гово­рит, что это сим­вол муче­ни­че­ства (муче­ни­че­ские вен­цы), но мне боль­ше нра­вит­ся дру­гое тол­ко­ва­ние: это сим­вол тор­же­ства, знак того, что люди пре­одо­ле­ли свои гре­хов­ные, блуд­ные наклон­но­сти и всту­па­ют в закон­ный брак. Вооб­ще, отно­ше­ние к вен­цам во вре­ме­на ран­не­го хри­сти­ан­ства было неод­но­знач­ным, даже неко­то­рые свя­тые отно­си­лись к ним как к пере­жит­кам язы­че­ства. Одоб­ри­тель­но о них одним из пер­вых ото­звал­ся свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, и с тех пор они ста­ли широ­ко употребляться.

Какой бы смысл мы в эти сим­во­лы ни вкла­ды­ва­ли, глав­ное ‒ отно­сить­ся ко все­му, что про­ис­хо­дит во вре­мя вен­ча­ния, спо­кой­но: не искать ника­кой мисти­ки в капа­ю­щем на пла­тье вос­ке, заго­рев­шей­ся от све­чи фате, упав­шем вен­це и так далее. Да, ино­гда это слу­ча­ет­ся, но абсо­лют­но ниче­го не зна­чит. «Кто пер­вый встал на плат, тот будет гла­вен­ство­вать в семье» ‒ это тоже суеверие.

‒ Могут ли стать пре­пят­стви­ем к вен­ча­нию воз­раст, род­ство буду­щих супругов?

‒ С точ­ки зре­ния цер­ков­но­го пра­ва всту­пать в брак мож­но по дости­же­нию цер­ков­но­го совер­шен­но­ле­тия ‒ это 15 лет для юно­ши и 13 лет для девуш­ки. Но в 1830 году было при­ня­то Сино­даль­ное поста­нов­ле­ние, запре­ща­ю­щее свя­щен­ни­кам вен­чать бра­ки, где жених не достиг восем­на­дца­ти лет, а неве­ста шест­на­дца­ти. Это поста­нов­ле­ние не утра­ти­ло сво­ей силы и по сей день. Исклю­че­ния могут быть, если брак меж­ду более юны­ми жени­хом и неве­стой заклю­чен в ЗАГСе ‒ по госу­дар­ствен­но­му зако­но­да­тель­ству это воз­мож­но в ряде слу­ча­ев с четыр­на­дца­ти лет, при усло­вии согла­сия родителей.

Верх­ний пре­дел воз­рас­та для вен­ча­ния тоже суще­ству­ет ‒ это 70 лет для муж­чин и 60 для жен­щин. Он осно­ван на пра­ви­лах свя­ти­те­лей Васи­лия Вели­ко­го, Фила­ре­та (Дроз­до­ва), а так­же на пре­це­ден­тах, кото­рые были в сино­даль­ное вре­мя. Логи­ка такая: в брак всту­па­ют для про­дол­же­ния рода, а в пре­клон­ном воз­расте детей не рожа­ют. Если же в пожи­лом воз­расте хотят повен­чать­ся муж и жена, про­жив­шие дол­гое вре­мя в офи­ци­аль­ном бра­ке, над ними совер­ша­ет­ся осо­бый чин бла­го­сло­ве­ния супру­гов. Это воз­мож­но в любом воз­расте. Этот чин был вве­ден в упо­треб­ле­ние Свя­щен­ным Сино­дом в 2015 году. До это­го на прак­ти­ке вен­ча­ли пол­но­цен­но, ниче­го не сокра­щая, людей, кото­рым 50–60 лет. Но все же не долж­но быть про­фа­на­ции таин­ства: бла­го­слов­лять на рож­де­ние детей людей, у кото­рых уже вну­ки вырос­ли, по мень­шей мере стран­но, поэто­му появ­ле­ние тако­го чина вполне оправданно.

Есть еще пра­ви­ло: раз­ни­ца в воз­расте меж­ду супру­га­ми не долж­на пре­вы­шать 25 лет. При боль­шей раз­ни­це это уже фак­ти­че­ски раз­ные поко­ле­ния, и слож­но­сти, свя­зан­ные с пони­ма­ни­ем друг дру­га, неминуемы.

Вопрос род­ства слож­ный, так как есть мно­го его сте­пе­ней. Визан­тий­ское зако­но­да­тель­ство запре­ща­ло бра­ки до седь­мой сте­пе­ни род­ства вклю­чи­тель­но. Зако­но­да­тель­ство Рус­ской Церк­ви несколь­ко смяг­чи­ло это тре­бо­ва­ние, запре­тив бра­ки до чет­вер­той сте­пе­ни род­ства вклю­чи­тель­но, а все, что сверх это­го, воз­мож­но с бла­го­сло­ве­ния архи­ерея. То есть тро­ю­род­ным бра­тьям и сест­рам уже мож­но было вен­чать­ся, с раз­ре­ше­ния епи­ско­па. Есть еще огра­ни­че­ния по свой­ству ‒ свя­зи меж­ду людь­ми, кото­рые явля­ют­ся род­ствен­ни­ка­ми со сто­ро­ны мужа и жены. Напри­мер, раз­ве­ден­ный или овдо­вев­ший муж­чи­на не может женить­ся, напри­мер, на сест­ре сво­ей быв­шей или покой­ной жены.

‒ А что если люди не зна­ли, что они при­хо­дят­ся друг дру­гу род­ствен­ни­ка­ми, и всту­пи­ли в брак?

‒ В сино­даль­ное вре­мя такие слу­чаи были. Извест­но, напри­мер, что свя­щен­ник, повен­чав­ший дво­ю­род­ных бра­та и сест­ру, полу­чил выго­вор, а моло­до­же­нам была назна­че­на епи­ти­мия. Но брак рас­тор­гать не ста­ли. Если что-то подоб­ное слу­ча­ет­ся сей­час, нуж­но обра­щать­ся в дис­ци­пли­нар­ную кано­ни­че­скую комис­сию при епар­хии, кото­рая этот вопрос рассмотрит.

Не гарантия и не амулет

‒ Могут ли пра­во­слав­ные хри­сти­ане заклю­чать цер­ков­ный брак с пред­ста­ви­те­ля­ми дру­гих кон­фес­сий, напри­мер, с като­ли­ка­ми или протестантами?

‒ Рань­ше на вен­ча­ние с като­ли­ка­ми и про­те­стан­та­ми был запрет. В 1721 году, после окон­ча­ния Север­ной вой­ны, вышло Сино­даль­ное поста­нов­ле­ние о том, что плен­ные шве­ды, кото­рые тогда нахо­ди­лись в Сиби­ри, могут женить­ся на пра­во­слав­ных девуш­ках, и это ста­ло отправ­ной точ­кой в смыс­ле поз­во­ле­ния бра­ка меж­ду пра­во­слав­ны­ми и веру­ю­щи­ми дру­гих хри­сти­ан­ских кон­фес­сий. Одно из глав­ных усло­вий при заклю­че­нии тако­го бра­ка ‒ это вос­пи­та­ние детей в пра­во­слав­ной вере, непра­во­слав­ная сто­ро­на дава­ла соот­вет­ству­ю­щий обет. Конеч­но, нуж­но пони­мать, что в буду­щем это может вызвать слож­но­сти, но в целом такой брак воз­мо­жен. Напри­мер, отец свя­ти­те­ля Луки (Вой­но­-Ясе­нец­ко­го) был като­ли­ком, а мать ‒ пра­во­слав­ной, и дети вырос­ли в любя­щей семье. Чего пра­во­слав­но­му чело­ве­ку нуж­но избе­гать, так это вен­ча­ния в като­ли­че­ских или про­те­стант­ских храмах.

‒ Для чего тре­бу­ет­ся реги­стра­ция в ЗАГСе перед венчанием?

‒ До рево­лю­ции бра­ки реги­стри­ро­ва­лись не госу­дар­ством, а Цер­ко­вью. Обя­зан­ность вне­се­ния запи­си в мет­ри­че­ские кни­ги была уста­нов­ле­на в Рус­ской Церк­ви с 1802 года, там ука­зы­ва­лись дата совер­ше­ния вен­ча­ния, име­на, отче­ства и фами­лии жени­ха и неве­сты, а так­же пору­чи­те­лей и сви­де­те­лей запи­си, дела­лись помет­ки о том, какой это брак по сче­ту для каж­дой сто­ро­ны. В 1918 году был издан Декрет об отде­ле­нии Церк­ви от госу­дар­ства, кото­рый лишил цер­ков­ный брак юри­ди­че­ской силы. Но веру­ю­щие мог­ли при­ни­мать цер­ков­ное бла­го­сло­ве­ние на брак после его реги­стра­ции в орга­нах ЗАГС.

Так как вен­ча­ние сей­час не име­ет граж­дан­ско-пра­во­вых послед­ствий, сна­ча­ла нуж­но заклю­чить брак, то есть рас­пи­сать­ся в ЗАГСе, и толь­ко потом бла­го­сло­вить заклю­чен­ный союз в Церк­ви ‒ повенчаться.

‒ А если это прин­ци­пи­аль­ная пози­ция пары ‒ не рас­пи­сы­вать­ся? Или эти люди в силу каких-то обсто­я­тельств хотят про­ве­сти реги­стра­цию и сыг­рать сва­дьбу позднее?

‒ Если люди прин­ци­пи­аль­но не хотят идти в ЗАГС, обвен­чать их не смо­гут. Такой поря­док дей­ству­ет и в Рос­сии, и в стра­нах быв­ше­го СССР, кро­ме При­бал­ти­ки, где рели­ги­оз­ные орга­ни­за­ции име­ют пра­во заклю­чать бра­ки наравне с госу­дар­ством. Вен­чать­ся до реги­стра­ции мож­но лишь в осо­бых слу­ча­ях: при тяже­лом забо­ле­ва­нии, нака­нуне уча­стия в воен­ных дей­стви­ях. Если свя­щен­ник хоро­шо зна­ет пару, он может обвен­чать их до реги­стра­ции, но при усло­вии, что в тече­ние несколь­ких дней они распишутся.

‒ Может ли свя­щен­ник отка­зать в вен­ча­нии, если видит, что это явная про­фа­на­ция: моло­дые люди при­зна­ют­ся, что для них это про­сто кра­си­вый обряд или на совер­ше­нии таин­ства наста­и­ва­ют родители?

‒ Может, но что­бы таких ситу­а­ций не воз­ни­ка­ло, суще­ству­ют под­го­то­ви­тель­ные бесе­ды для тех, кто жела­ет вен­чать­ся. На них такие вопро­сы разъ­яс­ня­ют­ся ‒ что это не «про­сто кра­си­вый обряд», что женить­ся нуж­но не пото­му, что «уже трид­цать, пора бы» или роди­те­ли гово­рят: «Мы вну­ков хотим, поэто­му давай уж за кого-нибудь». В целом, если вступ­ле­ние в брак ‒ это жела­ние самих жени­ха и неве­сты и они к это­му под­хо­дят ответ­ствен­но, то пару обвен­ча­ют, даже если люди мало зна­ют о цер­ков­ной жизни.

‒ А может свя­щен­ник посо­ве­то­вать людям не всту­пать в брак или, по край­ней мере, повре­ме­нить с этим, луч­ше узнать друг друга?

‒ Конеч­но, свя­щен­ни­ку быва­ет тяже­ло вести такой раз­го­вор. При­хо­дит к тебе пара ‒ горя­щие гла­за, ожи­да­ние счаст­ли­во­го буду­ще­го, уже вовсю гото­вят­ся к сва­дьбе. Что им ска­жешь? У меня одна­жды такой слу­чай был: при­шел ко мне моло­дой чело­век, гово­рит: «Вы меня пол­го­да назад вен­ча­ли, и вот мы раз­ве­лись, как же так?» У людей отно­ше­ние к вен­ча­нию, как к неко­е­му аму­ле­ту ‒ раз мы вен­ча­ны, это предо­хра­нит нас от раз­но­гла­сий и раз­во­да. Но кре­пость бра­ка зави­сит от людей, кото­рые в нем живут, и если нет вза­и­мо­по­ни­ма­ния, нет вза­им­ных шагов для его дости­же­ния, понят­но, что брак даст тре­щи­ну и со вре­ме­нем может рух­нуть. И тут уже не важ­но, был он вен­чан­ный или нет. Об этом свя­щен­ник, конеч­но, дол­жен предупредить.

Главный вопрос: почему я это делаю?

‒ Нуж­на ли какая-то осо­бая под­го­тов­ка к таинству?

‒ Под­го­тов­ка вооб­ще к бра­ку, а не толь­ко к вен­ча­нию, долж­на начи­нать­ся с отве­та на вопрос: зачем мне это нуж­но, что это для меня? Я встре­тил чело­ве­ка, полю­бил его и хочу создать с ним семью или про­сто воз­раст поджимает?

Вто­рое, что необ­хо­ди­мо сде­лать, ‒ хоро­шо удо­сто­ве­рить­ся в сво­ем избран­ни­ке. Неред­ко люди, кото­рые не так дав­но всту­пи­ли в брак, при­хо­дят, жалу­ют­ся на сво­их супру­гов: вот он такой-сякой. Спра­ши­ваю: а куда вы смот­ре­ли до сва­дьбы? А в ответ: дума­ла, что я его исправ­лю. Это боль­шая ошиб­ка ‒ думать, что «вот это, конеч­но, меня в нем раз­дра­жа­ет, но ниче­го, поже­ним­ся ‒ пере­де­лаю». Не полу­чит­ся! Чело­век, осо­бен­но муж­чи­на, вооб­ще так устро­ен, что не любит, когда его лома­ют. Начи­на­ют­ся кон­флик­ты, и вза­им­ное раз­дра­же­ние может при­ве­сти к тому, что люди про­сто нач­нут друг дру­га нена­ви­деть. Если есть в чело­ве­ке то, что раз­дра­жа­ет, надо либо при­знать­ся себе, что семьи у вас не вый­дет, либо решить для себя при­нять эту осо­бен­ность и даже быть гото­вым к тому, что со вре­ме­нем эти нега­тив­ные при­выч­ки могут толь­ко усилиться.

Перед вен­ча­ни­ем жела­тель­но испо­ве­до­вать­ся и при­ча­стить­ся ‒ либо в этот день, либо нака­нуне. Чело­век веру­ю­щий и так регу­ляр­но при­ча­ща­ет­ся, а перед таким зна­чи­мым собы­ти­ем это тем более важно.

‒ Посе­ти­тель наше­го сай­та Илья зада­ет вопрос: «Мы с девуш­кой соби­ра­ем­ся поже­нить­ся. Моя мама ‒ веру­ю­щая, ведет цер­ков­ную жизнь. Она рас­ска­за­ла мне о Таин­стве Бра­ка, и я пред­ло­жил сво­ей неве­сте вен­чать­ся. Она отка­за­лась, объ­яс­нив, что в ЗАГСе хоть десять раз мож­но рас­пи­сать­ся, а брак, заклю­чен­ный на Небе­сах, ‒ это раз и навсе­гда, а во мне она в такой сте­пе­ни не уве­ре­на. Я в рас­те­рян­но­сти и не знаю, что нам теперь делать ‒ рас­ста­вать­ся, подо­ждать со сва­дьбой или все-таки рас­пи­сать­ся, а там, может быть, и повен­ча­ем­ся через какое-то время?».

‒ Я бы посо­ве­то­вал Илье пого­во­рить с девуш­кой начи­сто­ту. Может быть, есть вещи, кото­рые ее тре­во­жат или сму­ща­ют ‒ нуж­но не стес­нять­ся и обсу­дить это. Отно­ше­ния долж­ны стро­ить­ся не на подо­зре­ни­ях, а на дове­рии. Если что-то бес­по­ко­ит, нуж­но гово­рить об этом откры­то. Луч­ше ска­зать прав­ду и закон­чить отно­ше­ния, чем дать надеж­ду, а потом раз­ва­лить семью. В любом слу­чае, луч­ше рас­стать­ся до бра­ка, чем потом раз­во­дить­ся ‒ это уже гораз­до слож­нее пере­жи­ва­ет­ся, осо­бен­но если есть дети.

Ах, эта свадьба!

‒ Даже если жених и неве­ста ‒ люди воцер­ко­в­лен­ные, сре­ди гостей на вен­ча­нии навер­ня­ка будут те, кто, воз­мож­но, и в хра­ме ни разу не был. Сто­ит ли при­гла­шать их на это таинство?

‒ Думаю, что при­гла­сить мож­но, ниче­го предо­су­ди­тель­но­го в этом нет. Но нецер­ков­ным людям жела­тель­но зара­нее ска­зать про внеш­ний вид и основ­ные, эле­мен­тар­ные пра­ви­ла пове­де­ния в церк­ви. Храм ‒ место осо­бо­го при­сут­ствия Божия, и нуж­но выгля­деть подо­ба­ю­ще. Но если кто-то все же к реко­мен­да­ци­ям не при­слу­ша­ет­ся, про­сить уйти с вен­ча­ния не надо. В хра­ме к это­му тоже отне­сут­ся снисходительно.

‒ Быва­ют слу­чаи, когда кто-то из гостей сра­зу после выхо­да из хра­ма начи­на­ет откры­вать шам­пан­ское, гром­ко кри­чать «Горь­ко!» и т.д. Как реа­ги­ро­вать на такое?

‒ Такое пове­де­ние, конеч­но, неумест­но и даже неза­кон­но: рас­пи­тие спирт­ных напит­ков в обще­ствен­ном месте явля­ет­ся адми­ни­стра­тив­ным пра­во­на­ру­ше­ни­ем. Поэто­му такие вещи нуж­но отло­жить до неофи­ци­аль­ной части. Гостей пре­ду­пре­дить об этом тоже лиш­ним не будет. Ино­гда моло­дых на выхо­де из хра­ма осы­па­ют лепест­ка­ми роз ‒ это можно.

‒ Ири­на спра­ши­ва­ет: «У сына пла­ни­ру­ет­ся сва­дьба: ЗАГС, вен­ча­ние и потом ресто­ран. Сре­ди гостей веру­ю­щих людей не так уж мно­го, но меня все рав­но сму­ща­ет, что после молит­вы в хра­ме все сра­зу оку­нут­ся в “раз­гул”: алко­голь, кон­кур­сы, пляс­ки. Сто­ит ли в таком слу­чае пере­не­сти вен­ча­ние на дру­гую, более позд­нюю дату, что­бы потом спо­кой­но отме­тить это собы­тие в семей­ном кругу?».

‒ По опы­ту могу ска­зать, что вен­ча­ние откла­ды­вать не сто­ит. «Мы поже­ни­лись год (два, три) назад и всё никак не дой­дем до хра­ма», ‒ эту фра­зу часто мож­но услы­шать от моло­дых людей, кото­рые при­шли с прось­бой о вен­ча­нии. «Более позд­няя дата» со вре­ме­нем может пре­вра­тить­ся в «нико­гда». Поэто­му, осо­бен­но если пара веру­ю­щая, сле­ду­ет вен­чать­ся в день росписи.

Бан­кет в ресто­ране может и не быть «гулян­кой». Нуж­но зара­нее обго­во­рить сце­на­рий празд­ни­ка с веду­щим сва­дьбы ‒ как он будет дер­жать пуб­ли­ку, какие будут кон­кур­сы. Мож­но поста­вить на сто­лы боль­ше лег­ко­го вина, а не креп­ких напитков.

‒ Каким дол­жен быть внеш­ний вид неве­сты? Долж­ны ли у сва­деб­но­го пла­тья обя­за­тель­но быть закры­тые пле­чи, долж­на ли быть покры­та голо­ва девуш­ки или допус­ка­ют­ся неко­то­рые послабления?

‒ Фаты на голо­ве вполне доста­точ­но. Что каса­ет­ся пла­тья, здесь все зави­сит от поже­ла­ний самой неве­сты, но, конеч­но, слиш­ком корот­кие пла­тья или моде­ли с глу­бо­ким деколь­те на вен­ча­нии будут некста­ти. Откры­тый верх допу­стим, если к нему подо­брать болеро.

Правда или суеверия?

‒ Поли­на зада­ет вопрос: «Я пони­маю, что во вре­мя вен­ча­ния нуж­но молить­ся, хотя бы сво­и­ми сло­ва­ми про­сить Бога о помо­щи в семей­ной жиз­ни, вни­ма­тель­но слу­шать, что чита­ет­ся и поет­ся в этот момент в хра­ме. Но таин­ство идет око­ло часа ‒ боюсь, что мыс­ли будут ухо­дить куда-то не туда. Как с этим бороть­ся? Осо­бен­но нецер­ков­ным жени­ху и неве­сте, кото­рые и молитв не зна­ют, и цер­ков­но­сла­вян­ско­го не понимают?».

‒ Никто не запре­ща­ет отыс­кать чин вен­ча­ния в Интер­не­те и озна­ко­мить­ся с тек­ста­ми ‒ чело­век, кото­рый участ­ву­ет в цер­ков­ном таин­стве, все-таки дол­жен пони­мать, что совер­ша­ет­ся в дан­ный момент. Полез­но так­же про­честь ста­тьи на тему цер­ков­но­го бра­ка, кото­рые поз­во­ля­ют глуб­же понять таин­ство. Это ведь дей­стви­тель­но инте­рес­но: ни одно дей­ствие во вре­мя вен­ча­ния не совер­ша­ет­ся про­сто так, у все­го есть глу­бо­кий смысл. «Мыс­ли, ухо­дя­щие не туда» ‒ это общая про­бле­ма, нуж­но кон­цен­три­ро­вать­ся соб­ствен­ным уси­ли­ем воли на том, что про­ис­хо­дит. На дей­ствен­ность таин­ства «вклю­чен­ность» участ­ни­ков не вли­я­ет, оно в любом слу­чае будет совер­ше­но. Но для того, что­бы уча­стие чело­ве­ка в этом было осмыс­лен­ным, луч­ше свои «раз­бе­га­ю­щи­е­ся» мыс­ли соби­рать и молить­ся о пред­сто­я­щей семей­ной жизни.

‒ Окса­на спра­ши­ва­ет: «Гово­рят, что вен­цы над голо­ва­ми жени­ха и неве­сты дер­жат толь­ко в том слу­чае, если они вто­ро­брач­ные, а тем, кто вен­ча­ет­ся в пер­вый раз, их про­сто наде­ва­ют на голо­ву. Это прав­да или суе­ве­рие? Есть ли тре­бо­ва­ния к людям, дер­жа­щим венцы?».

‒ Выбор ‒ дер­жать или наде­вать вен­цы ‒ дела­ет­ся толь­ко из прак­ти­че­ских сооб­ра­же­ний. Если у неве­сты высо­кая при­чес­ка, венец не наде­нешь, поэто­му и над жени­хом его тоже дер­жат ‒ для сим­мет­рии. Кто-то хочет, что­бы вен­цы непре­мен­но были наде­ты, ‒ пожа­луй­ста, это воз­мож­но. Быва­ет, что про­сто дер­жать неко­му, поэто­му наде­ва­ют. Ника­ко­го тай­но­го смыс­ла в этом искать не надо.

Осо­бых тре­бо­ва­ний к тем, кто будет дер­жать вен­цы, нет. Здесь вопрос ско­рее в вынос­ли­во­сти: нуж­но будет минут два­дцать сто­ять с под­ня­ты­ми рука­ми, и это доста­точ­но тяже­ло. Быва­ли слу­чаи, когда у чело­ве­ка зате­ка­ла рука, он начи­нал пере­хва­ты­вать венец дру­гой рукой, ронял его, и сре­ди гостей сра­зу начи­нал­ся шепот: «Ну, все, венец упал ‒ конец, несчаст­ли­вый брак будет!». На самом деле такое паде­ние абсо­лют­но ниче­го не зна­чит, не сто­ит из-за это­го переживать.

Чаще все­го мис­сия дер­жать вен­цы пору­ча­ет­ся сви­де­те­лям ‒ подру­ге неве­сты и дру­гу жени­ха. У «инсти­ту­та сви­де­те­лей» глу­бо­кие исто­ри­че­ские кор­ни, рань­ше их роль была более зна­чи­тель­ной. После про­ве­де­ния «брач­но­го обыс­ка», о кото­ром мы гово­ри­ли в про­шлый раз, то есть выяс­не­ния, нет ли пре­пят­ствий к бра­ку, под­пи­сы­ва­лись «венеч­ные памя­ти», где свои под­пи­си ста­ви­ли не толь­ко жених с неве­стой и свя­щен­ник, но и пору­чи­те­ли со сто­ро­ны моло­дых. Это были люди с того же при­хо­да, то есть кре­ще­ные и веру­ю­щие, поэто­му нигде в доку­мен­тах о тре­бо­ва­ни­ях к сви­де­те­лям отдель­но не ска­за­но. Неко­то­рые поче­му-то дума­ют, что сви­де­те­ли не долж­ны состо­ять друг с дру­гом в отно­ше­ни­ях ‒ офи­ци­аль­ных или нет. Но это домыслы.

‒ Оль­га пишет: «У сест­ры через несколь­ко меся­цев после сва­дьбы над­ло­ми­лась одна вен­чаль­ная све­ча. Она силь­но рас­стро­и­лась, ведь вен­чаль­ные све­чи нуж­но береж­но хра­нить, а в слу­чае семей­ных неуря­диц воз­жи­гать их и молить­ся. Как ее успокоить?».

‒ Над­ло­ми­лась ‒ и ниче­го страш­но­го. На кре­пость бра­ка это никак не повли­я­ет. Семей­ное сча­стье зави­сит от самих людей, а не от того, воз­жи­га­ют они свои вен­чаль­ные све­чи еже­год­но или нет.

Не более трех раз

‒ В каких слу­ча­ях цер­ков­ный брак при­зна­ет­ся недействительным?

‒ Все эти слу­чаи ого­во­ре­ны в доку­мен­те «О кано­ни­че­ских аспек­тах цер­ков­но­го бра­ка», при­ня­том в 2017 году: «Освя­ще­ние бра­ка, совер­шен­ное по ошиб­ке (напри­мер, при незна­нии о нали­чии пре­пят­ствий) или зло­умыш­лен­но (напри­мер, при нали­чии уста­нов­лен­ных цер­ков­ным зако­но­да­тель­ством пре­пят­ствий), может быть епар­хи­аль­ным архи­ере­ем при­зна­но недей­стви­тель­ным». Какие здесь могут быть пре­пят­ствия? Чаще все­го это неспо­соб­ность к брач­но­му сожи­тель­ству, алко­го­лизм, нар­ко­ма­ния. Такие бра­ки счи­та­ют­ся имен­но анну­ли­ро­ван­ны­ми, а не рас­торг­ну­ты­ми, и счет бра­ков в таком слу­чае не открывается.

Одна­ко это не зна­чит, что если один из супру­гов впал в зави­си­мость, то брак авто­ма­ти­че­ски рас­па­да­ет­ся. Если дру­гая сто­ро­на нахо­дит в себе силы с этим чело­ве­ком жить, бороть­ся за него ‒ пожа­луй­ста. То же самое каса­ет­ся и измен ‒ они явля­ют­ся осно­ва­ни­ем для рас­тор­же­ния бра­ка, но не фак­то­ром, рас­тор­га­ю­щим его вне зави­си­мо­сти от воли самих супругов.

‒ Неред­ко мож­но услы­шать: «Как нам раз­вен­чать­ся?». Суще­ству­ет ли вооб­ще поня­тие «раз­вен­ча­ние»? Ведь «рас­кре­щи­ва­ния» нет…

‒ Конеч­но, нет. Вен­ча­ние утра­чи­ва­ет свою силу с рас­тор­же­ни­ем граж­дан­ско­го бра­ка. Вооб­ще, у людей воз­ни­ка­ет этот вопрос в основ­ном, толь­ко когда они всту­па­ют во вто­рой брак. С про­ше­ни­ем о вступ­ле­нии во вто­рой брак нуж­но обра­тить­ся в епар­хи­аль­ную дис­ци­пли­нар­но-кано­ни­че­скую комис­сию. Она рас­смот­рит обсто­я­тель­ства дела, и архи­ерей после иссле­до­ва­ния вопро­са может выдать сви­де­тель­ство о при­зна­нии преды­ду­ще­го цер­ков­но­го бра­ка утра­тив­шим кано­ни­че­скую силу. Но ника­ко­го допол­ни­тель­но­го обря­да «раз­вен­ча­ния» не существует.

‒ Сколь­ко раз мож­но вен­чать­ся? Отли­ча­ет­ся ли при этом чинопоследование?

‒ Цер­ко­вью допус­ка­ет­ся три бра­ка. При­чем вступ­ле­ние в тре­тий брак доз­во­ля­ет­ся, если супру­гам нет соро­ка лет и у них нет детей от преды­ду­щих браков.

Чино­по­сле­до­ва­ние для вто­ро­брач­ных немно­го коро­че, но внешне выгля­дит так же: вен­цы, све­чи, испи­тие вина из общей чаши. Но уже нет брач­но­го иску­са, с кото­ро­го обыч­но начи­на­ет­ся вен­ча­ние. Молит­вы тоже отли­ча­ют­ся: в них есть пока­ян­ные моти­вы, под­чер­ки­ва­ет­ся, что вто­рой брак поз­во­ля­ет­ся чело­ве­ку, что­бы сохра­нить его от рас­пут­ной жизни.

Здесь еще нуж­но пом­нить, что Цер­ковь при­зна­ет бра­ки, заклю­чен­ные госу­дар­ством. Типич­ная ситу­а­ция: у чело­ве­ка раз­ва­лил­ся пер­вый брак, невен­чан­ный, он соби­ра­ет­ся всту­пить во вто­рой и вен­чать­ся, и с удив­ле­ни­ем узна­ет, что ему необ­хо­ди­мо полу­чить заклю­че­ние кано­ни­че­ской комис­сии. А ниче­го уди­ви­тель­но­го нет. При этом если у одно­го из буду­щих супру­гов это вто­рой брак, а у дру­го­го пер­вый, комис­сия может выдать заклю­че­ние о вен­ча­нии по чину пер­во­го бра­ка ‒ ради той сто­ро­ны, кото­рая всту­па­ет в брак впер­вые. Если у одно­го из супру­гов это чет­вер­тый брак, счи­тая и цер­ков­ные, и госу­дар­ствен­ные, пару не вен­ча­ют. Но если это брак заре­ги­стри­ро­ван­ный, супру­ги смо­гут при­ча­щать­ся ‒ несмот­ря на то, что они не вен­ча­ны, не счи­та­ет­ся, что они живут в блуде.

Свя­щен­ник Игорь Москвичев

Бесе­до­ва­ла Яна Степанова

Источ­ник: инфор­ма­ци­он­но-ана­ли­ти­че­ский пор­тал «Пра­во­сла­вие и совре­мен­ность»

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки