О позднем браке<br><span class="bg_bpub_book_author">Протоиерей Владимир Волгин, иеромонах Макарий (Маркиш)</span>

О позднем браке
Протоиерей Владимир Волгин, иеромонах Макарий (Маркиш)

(3 голоса5.0 из 5)

Как Церковь относится к поздним бракам?

Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Волгин:

Цер­ковь не воз­бра­ня­ет вступ­ле­ние людей в брак в зре­лом воз­расте. В оди­но­че­стве он может стать душев­но раз­вя­зан­ным, неце­ло­муд­рен­ным. Цер­ковь идет на снис­хож­де­ние, что­бы огра­дить чело­ве­ка от гре­ха блу­до­де­я­ния, а точ­нее, пре­лю­бо­де­я­ния по отно­ше­нию к пер­во­му бра­ку. Ведь если судить стро­го, то Гос­подь Иисус Хри­стос ска­зал: кто женит­ся на раз­ве­ден­ной (или раз­ве­ден­ном), тот пре­лю­бо­дей­ству­ет (Мф. 5:32). Это, пожа­луй, будет отве­том на вопрос: в каком «ста­ту­се» нахо­дят­ся раз­ве­ден­ные люди?

Позд­ний брак очень силь­но отли­ча­ет­ся от ран­не­го, ведь за пле­ча­ми обо­их супру­гов, как пра­ви­ло, боль­шой жиз­нен­ный опыт и, к сожа­ле­нию, не все­гда поло­жи­тель­ный. Почти все­гда неми­ну­е­мым пред­ше­ствен­ни­ком позд­не­го бра­ка быва­ет раз­вод. Уточ­ним, в каких слу­ча­ях Цер­ковь раз­ре­ша­ет его. Пер­вое – это раз­ное веро­ис­по­ве­да­ние; вто­рое – пси­хи­че­ская невме­ня­е­мость одно­го из супру­гов; тре­тье – физио­ло­ги­че­ская неспо­соб­ность к дето­рож­де­нию. Но даже раз­ре­шая раз­вод по этим при­чи­нам, Цер­ковь не одоб­ря­ет его. Пото­му что самая высо­кая духов­ная план­ка для хри­сти­а­ни­на – это несе­ние кре­ста, кото­рый он взял на себя при вступ­ле­нии в брак, до кон­ца сво­их дней, вне зави­си­мо­сти от жиз­нен­ных обсто­я­тельств. Но, пони­мая сла­бость чело­ве­че­ской при­ро­ды, Цер­ковь раз­ре­ша­ет раз­вод по этим при­чи­нам, а так назы­ва­е­мой «постра­дав­шей» сто­роне даже поз­во­ля­ет всту­пать во вто­рой и тре­тий брак. Я поз­во­лю себе вспом­нить неко­то­рые выска­зы­ва­ния свя­тых отцов, кото­рые очень ярко пока­зы­ва­ют отно­ше­ние Церк­ви ко вто­рым и тре­тьим бра­кам. Вот что гово­рит свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов: «Пер­вый брак назы­ва­ют зако­ном, вто­рой – снис­хож­де­ни­ем, тре­тий – без­за­ко­ни­ем». Подоб­ным обра­зом выска­зы­ва­ет­ся свя­той мит­ро­по­лит Фотий: «Пер­вый брак – закон, вто­рой брак – про­ще­ние, тре­тий брак – зако­но­пре­ступ­ле­ние». Види­те, как стро­го отно­си­лась Цер­ковь к тре­тье­му браку.

Иеро­мо­нах Мака­рий (Мар­киш):

Вер­ный образ позд­не­го бра­ка дает­ся еван­гель­ской прит­чей о работ­ни­ках в вино­град­ни­ке (см. Мф. 20:1-16). Да, есть боль­шое пре­иму­ще­ство у ран­не­го бра­ка, и те, кто видят свое при­зва­ние в семей­ной жиз­ни, не долж­ны откла­ды­вать бра­ко­со­че­та­ние. Но и тех, кто всту­па­ет на попри­ще спа­се­ния сво­ей души и при­шел в тре­тий, шестой, девя­тый и даже один­на­дца­тый час, Гос­подь не лиша­ет награ­ды, и награ­да эта может быть не мень­шей, чем у пер­вых – если, конеч­но, они тру­дят­ся на совесть!

Есть ли отличия в чине второго венчания? 

Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Волгин:

Чин вто­ро­го вен­ча­ния пре­ис­пол­нен пока­ян­ны­ми молит­ва­ми. Тре­тье­го чина не суще­ству­ет, вто­рое и тре­тье вен­ча­ние иден­тич­ны. Пер­вым чином вен­ча­ют людей, кото­рые вели цело­муд­рен­ную добрач­ную жизнь и всту­па­ют в брак впер­вые. Этот чин вен­ча­ния напо­ен бла­го­сло­ве­ни­ем Божи­им, он све­тел. Не хочу ска­зать, что несве­тел чин вто­ро­го вен­ча­ния, ведь Бог все­гда есть Свет! Но той тор­же­ствен­но­сти, той дев­ствен­но­сти в Таин­стве Вен­ча­ния вто­ро­брач­ных нет. Цер­ковь какое-то вре­мя даже сомне­ва­лась, наде­вать ли на вто­ро­брач­ных вен­цы, но все-таки при­шла к убеж­де­нию, что делать это нуж­но. Пото­му что вен­цы – это сим­вол вла­сти и буду­ще­го дето­рож­де­ния, знак вла­сти над детьми, знак вла­сти в сво­ем малом мик­ро­цар­стве, кото­рое назы­ва­ет­ся семья.

Иеро­мо­нах Мака­рий (Мар­киш):

В Треб­ни­ке есть осо­бое «После­до­ва­ние о вто­ро­брач­ных»: наря­ду со все­ми основ­ны­ми эле­мен­та­ми обру­че­ния и бра­ко­со­че­та­ния – обме­ном коль­ца­ми, вен­ча­ни­ем, чте­ни­ем Апо­сто­ла и Еван­ге­лия, общей чаши с вином, – оно содер­жит осо­бые пока­ян­ные молит­вы и про­ше­ния. Свя­щен­ник, в зави­си­мо­сти от воз­рас­та супру­гов, может слег­ка сокра­щать про­ше­ния екте­ний и сло­ва молитв, уби­рая упо­ми­на­ния о деторождении.

Нуж­но знать, что вен­чать­ся мож­но не более трех раз. Цер­ковь не бла­го­слов­ля­ет чет­вер­то­го бра­ка (и после­ду­ю­щих за ним). Поэто­му тем супру­гам, кото­рые всту­пи­ли в брак в чет­вер­тый (и более) раз, надо при­не­сти пока­я­ние в гре­хах и заблуж­де­ни­ях про­шло­го и стро­ить супру­же­скую жизнь, чистую от гре­хов и сво­бод­ную от заблуж­де­ний, сми­рен­но огра­ни­чив­шись граж­дан­ским бракосочетанием.

Хоте­лось бы так­же обра­тить вни­ма­ние вот на какой момент: тако­го поня­тия как «раз­вен­ча­ние» в Церк­ви нет и быть не может. Цер­ковь не раз­ру­ша­ет бра­ка, раз­ру­ша­ют его супру­ги (или один из них), и граж­дан­ский раз­вод сви­де­тель­ству­ет об этом при­скорб­ном фак­те. За раз­ре­ше­ни­ем на вто­рой брак обра­ща­ют­ся в епар­хи­аль­ное управ­ле­ние по месту сво­е­го житель­ства (что иной раз весь­ма неудач­но назы­ва­ют «прось­бой о раз­вен­ча­нии»). Одна­ко в раз­ных епар­хи­ях это про­ис­хо­дит несколь­ко по-раз­но­му: такая прось­ба может пода­вать­ся либо перед заклю­че­ни­ем граж­дан­ско­го бра­ка, либо уже после него, перед бра­ком цер­ков­ным. Поря­док этот опре­де­ля­ет­ся пра­вя­щим архиереем.

Как Церковь относится к так называемым «неравным бракам»?

Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Волгин:

Из исто­рии мы зна­ем мно­го супру­же­ских пар, про­жив­ших в чест­ном и бла­го­че­сти­вом бра­ке мно­го лет, хотя он счи­тал­ся «нерав­ным». Напри­мер, заме­ча­тель­ный писа­тель Сер­гей Нилус. Он женил­ся на жен­щине, кото­рая сохра­ни­ла свое цело­муд­рие до 52 лет. Она ни разу не всту­па­ла в брак, была фрей­ли­ной трех импе­ра­тор­ских домов. Нилус по каким-то при­чи­нам раз­вел­ся со сво­ей пер­вой женой и в 42 года женил­ся во вто­рой раз, соот­вет­ствен­но жена была стар­ше него на 10 лет. И они счаст­ли­во про­жи­ли в бра­ке всю остав­шу­ю­ся жизнь.

Когда к нам за бла­го­сло­ве­ни­ем на брак при­хо­дят пары с боль­шой раз­ни­цей в воз­расте (девуш­ка и пожи­лой чело­век), мы выдер­жи­ва­ем пау­зу. Наблю­да­ем за ними, за раз­ви­ти­ем их отно­ше­ний, вду­мы­ва­ем­ся в при­чи­ны этой люб­ви. Но чаще все­го не реко­мен­ду­ем всту­пать в брак этим людям, пото­му что он может ока­зать­ся несчаст­ным. Пред­ставь­те себе, моло­дая девуш­ка выхо­дит замуж за чело­ве­ка, кото­рый стар­ше нее на 20–30 лет. Есте­ствен­но, по зако­ну при­ро­ды (хотя, конеч­но, это в Про­мыс­ле Божи­ем) у стар­ше­го супру­га рань­ше меня­ет­ся физио­ло­гия, это может быть мучи­тель­но для моло­дой сто­ро­ны. Она, в свою оче­редь, долж­на будет уха­жи­вать за пре­ста­ре­лым боль­ным чело­ве­ком – это очень тяж­кий крест. Я пом­ню, как меня с моей матуш­кой бла­го­слов­лял на брак отец Иоанн (Кре­стьян­кин). «Вы долж­ны пони­мать, – ска­зал он, – что, пред­по­ло­жим, сего­дня вы вен­ча­е­тесь, а зав­тра кто-то из вас забо­ле­ва­ет тяже­лой болез­нью и ока­зы­ва­ет­ся при­ко­ван­ным к посте­ли на неиз­вест­ный срок, воз­мож­но, до сво­ей кон­чи­ны. И здо­ро­вый супруг не име­ет пра­ва уйти от боль­но­го супру­га. В этом слу­чае не будет пол­но­ты брач­но­го обще­ния, насту­па­ет неот­ступ­ное пре­бы­ва­ние у одра боль­но­го. Это тяж­кий крест!» Тогда меня потряс­ла такая глу­би­на пони­ма­ния хри­сти­ан­ско­го бра­ка. Све­тиль­ни­ки Церк­ви гово­рят: «С кре­ста не схо­дят, с кре­ста сни­ма­ют». То есть чело­век, чей брак закан­чи­ва­ет­ся дра­мой, дол­жен с честью про­не­сти этот крест до конца!

Умаляет ли значение брака то обстоятельство, что супруги, в силу возраста, не могут иметь детей?

Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Волгин:

Конеч­но, не ума­ля­ет. Без­услов­но, брак в моло­до­сти пред­по­ла­га­ет рож­де­ние детей, так как любовь друг к дру­гу выли­ва­ет­ся в таин­ство зача­тия. Но, хотя Ада­му и Еве была дана запо­ведь: пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь (Быт. 1:28), дето­рож­де­ние – не глав­ное в бра­ке. А глав­ное то, что муж и жена ста­но­вят­ся еди­ным орга­низ­мом, еди­ной пло­тью. Глав­ное – это любовь друг к дру­гу. Ведь когда люди влюб­ля­ют­ся друг в дру­га, они не дума­ют ни о детях, ни о богат­стве, ни о бед­но­сти, они не дума­ют ни о чем. Влюб­лен­ные видят свое богат­ство в сопре­бы­ва­нии друг с дру­гом и жела­ют толь­ко это­го. В отли­чие от Като­ли­че­ской Церк­ви, где к вопро­су бра­ка сфор­ми­ро­ван праг­ма­тич­ный под­ход, и дето­рож­де­ние явля­ет­ся глав­ной его целью, в Пра­во­слав­ной Церк­ви семья созда­ет­ся не толь­ко ради детей, а ради сопре­бы­ва­ния с люби­мым чело­ве­ком навсе­гда, навеч­но. И это сопре­бы­ва­ние долж­но быть свя­за­но уза­ми Таин­ства Вен­ча­ния и реги­стра­ци­ей в орга­нах госу­дар­ствен­ной власти.

Иеро­мо­нах Мака­рий (Мар­киш):

Конеч­но, супру­ги, кото­рые в силу воз­рас­та или состо­я­ния здо­ро­вья не могут иметь детей, теря­ют очень мно­гое… Но Гос­подь мило­стив и чело­ве­ко­лю­бив, и все­гда, вся­ко­му доб­ро­му жела­нию и наме­ре­нию дает воз­мож­ность осу­ще­ствить­ся. Что меша­ет таким супру­гам, име­ю­щим запас люб­ви и энер­гии, усы­но­вить дво­их-тро­их детей? Вспом­ни­те муд­рую посло­ви­цу: «Не та мать, что роди­ла, а та, что вырастила».

Отку­да берут­ся дети – вам объ­яс­нять не надо: от люб­ви. Эта же сила люб­ви может при­ве­сти и к появ­ле­нию в вашем доме тех, кому в дру­гой семье по какой-то при­чине люб­ви не хватило…

Обязательно ли венчаться тем, кто прожил долгую жизнь в зарегистрированном браке? 

Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Волгин:

Да, обя­за­тель­но! Заме­ча­тель­но, что Вы зада­ли этот вопрос. Рас­про­стра­нен­ное мне­ние, что пожи­лым парам вен­чать­ся необя­за­тель­но – пре­ступ­но оши­боч­ное, и роди­лось оно от неве­рия. Веру­ю­щие люди все­гда спе­шат освя­тить свой брак в Церкви.

Неко­то­рые назы­ва­ют брак, кото­рый заре­ги­стри­ро­ван в орга­нах госу­дар­ствен­ной вла­сти, но не освя­щен Цер­ко­вью, блу­дом. Это не совсем так, ведь это не неза­кон­ное сожи­тель­ство, в кото­ром ни одна из сто­рон не несет ответ­ствен­но­сти ни перед друг дру­гом, ни перед госу­дар­ством. Но граж­дан­ский брак мож­но назвать блу­дом по отно­ше­нию к Богу. Мы обя­за­тель­но долж­ны испро­сить бла­го­сло­ве­ние на брак у Бога через Таин­ство Вен­ча­ния. Это необ­хо­ди­мо для того, что­бы вме­сте жить духов­ной жиз­нью, что­бы Гос­подь помо­гал нам про­хо­дить серьез­ное и труд­ное попри­ще семей­ной жизни.

Нико­гда не позд­но повен­чать­ся, если люди созна­тель­но при­шли к вере. Был такой свя­щен­ник, чело­век пра­вед­ной жиз­ни, вели­кий молит­вен­ник – отец Нико­лай Голуб­цов. Одна­жды он при­шел в семью, где уми­рал пре­ста­ре­лый муж. И отец Нико­лай поспе­шил перед его смер­тью повен­чать супру­гов для того, что­бы муж не отве­чал на Страш­ном Суде за грех невен­ча­ния со сво­ей женой. Поэто­му пра­ва рус­ская пого­вор­ка: «Луч­ше позд­но, чем никогда»!

Кста­ти гово­ря, есть и про­ти­во­по­лож­ная край­ность: неко­то­рые люди про­сят повен­чать их, но рас­пи­сы­вать­ся в загсе не жела­ют. На это я даю такой ответ: «Рань­ше Цер­ковь сов­ме­ща­ла в себе два инсти­ту­та: инсти­тут загса, кото­рый зано­сил в мет­ри­че­ские кни­ги име­на и фами­лии вен­ча­ю­щих­ся, и инсти­тут Церк­ви, кото­рая освя­ща­ла брак Таин­ством Вен­ча­ния. Сей­час эти инсти­ту­ты раз­де­ле­ны, поэто­му буду­щим супру­гам необ­хо­ди­мо офор­мить свой брак в загсе и затем освя­тить его в Церкви».

Иеро­мо­нах Мака­рий (Мар­киш):

Соглас­но сво­им «Осно­вам соци­аль­ной кон­цеп­ции», Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь с ува­же­ни­ем отно­сит­ся к граж­дан­ско­му бра­ку, и при этом наста­и­ва­ет на необ­хо­ди­мо­сти бра­ка цер­ков­но­го. Но неред­ко пре­пят­стви­ем к цер­ков­но­му бра­ку ока­зы­ва­ет­ся недо­ста­ток хри­сти­ан­ско­го про­све­ще­ния и веры у супру­гов (или одно­го из них). Есть свя­щен­ни­ки, кото­рые отка­зы­ва­ют в Таин­стве Вен­ча­ния тем, кто жела­ет вен­чать­ся по веле­нию моды, из-за суе­ве­рий или по насто­я­нию род­ствен­ни­ков… Вен­ча­ние – это ведь и осо­знан­ная ответ­ствен­ная клят­ва перед Богом в вер­но­сти на всю жизнь.

Одна­ко же, если муж и жена искренне и созна­тель­но испо­ве­ду­ют пра­во­слав­ную веру, вен­чать­ся им надо обя­за­тель­но, сколь­ко бы лет они ни про­жи­ли вместе.

Как должны относиться дети к позднему браку своих родителей?

Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Волгин:

Ребе­нок все­гда очень тяже­ло пере­жи­ва­ет раз­лу­ку с отцом или мате­рью. Поэто­му часто дети сопро­тив­ля­ют­ся тому, что­бы один из роди­те­лей всту­пил во вто­рой брак. И это есте­ствен­но, ведь раз­вод – все­гда дра­ма. Но дети долж­ны почи­тать сво­их роди­те­лей, это­му учит нас пятая запо­ведь, и дик­то­вать роди­те­лям они не име­ют пра­ва. Но и роди­те­ли долж­ны счи­тать­ся с мне­ни­ем детей. Ведь апо­стол Павел ска­зал: почи­тай отца тво­е­го и мать; затем сле­ду­ет обра­ще­ние к роди­те­лям: и вы, отцы, не раз­дра­жай­те детей ваших, но вос­пи­ты­вай­те их в уче­нии и настав­ле­нии Гос­под­нем (Еф. 6:2, 4). Если роди­те­ли любят сво­их детей, они все­гда при­слу­ша­ют­ся к их мне­нию, к состо­я­нию их души. Ведь очень часто уста­ми ребен­ка гла­го­лет истина.

Иеро­мо­нах Мака­рий (Мар­киш):

Как и все осталь­ные: с радо­стью, забо­той и надеж­дой на вос­ста­нов­ле­ние утра­чен­но­го преж­де супру­же­ско­го счастья…

Какие сложности, на Ваш взгляд, ожидают тех, кто создает семьи после 40 лет?

Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Волгин:

Есть такая пого­вор­ка «гни дере­во, пока оно моло­до»… Люди после соро­ка лет – уже сло­жив­ши­е­ся лич­но­сти, с чет­ки­ми пред­став­ле­ни­я­ми о жиз­ни, у них уже сфор­ми­ро­ва­ны харак­те­ры и взгля­ды. На про­тя­же­нии 70 лет ате­и­сти­че­ское госу­дар­ство иска­жа­ло пред­став­ле­ние людей о бра­ке, испо­ве­дуя в нем равен­ство меж­ду мужем и женой. А ника­ко­го равен­ства быть не может! Муж – гла­ва жены, а «жена да послу­ша­ет сво­е­го мужа» – гово­рит­ся в Таин­стве Вен­ча­ния. Все Свя­щен­ное Писа­ние гово­рит об этом. Сего­дня люди, созда­ю­щие семьи, а тем более в зре­лом воз­расте, как пра­ви­ло, не раз­де­ля­ют этих взгля­дов. Сей­час век эман­си­па­ции и, соот­вет­ствен­но, феми­ни­за­ции муж­чи­ны. В наше вре­мя муж­чине очень труд­но най­ти «рыча­ги управ­ле­ния» женой. Мож­но огра­ни­чить жену в сред­ствах, но она само­сто­я­тель­но нач­нет зара­ба­ты­вать себе на хлеб. Мож­но кри­чать и ругать­ся, но это раз­ру­ши­тель­но для души. Если муж­чи­на, попы­тав­шись вер­нуть авто­ри­тет в семье, под­ни­мет на жен­щи­ну руку, то он окон­ча­тель­но поте­ря­ет свое досто­ин­ство. Извест­но, что если свя­щен­ник уда­рит свою жену, его низ­вер­га­ют из сана. Если муж объ­явит жене бой­кот, то нака­жет сам себя, пото­му что лишит себя обще­ния с люби­мым чело­ве­ком. Един­ствен­ный путь к созда­нию пра­виль­ных отно­ше­ний в семье помо­га­ет выстро­ить толь­ко Цер­ковь. Я реко­мен­дую семей­ным парам иметь одно­го духов­ни­ка и отно­сить­ся к нему с глу­бо­ким дове­ри­ем. Толь­ко в Церк­ви, с помо­щью опыт­но­го духов­ни­ка, мож­но пра­виль­но постро­ить или выпра­вить пошат­нув­ши­е­ся семей­ные отношения.

Иеро­мо­нах Мака­рий (Мар­киш):

Гли­ной в руках гон­ча­ра назы­ва­ют чело­ве­ка вет­хо­за­вет­ные про­ро­ки: пока гли­на не обо­жже­на, лег­ко при­дать ей тре­бу­е­мую фор­му. В этом одно из важ­ней­ших досто­инств ран­не­го бра­ка: моло­дые супру­ги лег­че при­ти­ра­ют­ся друг к дру­гу, учат­ся семей­ной жиз­ни, кото­рая долж­на быть постро­е­на на основ­ном законе – уго­ждать не себе, а ближ­не­му (ср. Рим. 15:1-2). В обрат­ном, соот­вет­ствен­но, недо­ста­ток бра­ка позднего…

Поми­мо это­го, позд­не­му бра­ку при­су­ща и глу­бо­кая лич­ная про­бле­ма – это тяго­те­ние про­шлых гре­хов. Они, слов­но шра­мы от мучи­тель­ных ран, зажив­шие, а под­час и неза­жив­шие, уро­ду­ют душу чело­ве­ка, меша­ют ей рас­крыть­ся в люб­ви, реа­ли­зо­вать себя в брач­ном сою­зе, как в интим­ной сфе­ре, так и в дру­гих сто­ро­нах супружества.

Одна­ко, как заме­че­но выше, Гос­подь не лиша­ет рав­ной награ­ды даже работ­ни­ков один­на­дца­то­го часа. За счет чего это про­ис­хо­дит? – За счет неоспо­ри­мых пре­иму­ществ зре­ло­го воз­рас­та: разу­ма, зна­ния жиз­ни, прак­ти­че­ско­го и духов­но­го опы­та. Опи­ра­ясь на эти каче­ства, мы спо­соб­ны полу­чить пол­ное исце­ле­ние души через дей­ствен­ное пока­я­ние перед Гос­по­дом и довер­ху запол­нить храм сво­ей семьи под­лин­ным сча­стьем и радо­стью. Какое бы чис­ло года рож­де­ния ни сто­я­ло у нас в пас­пор­те: ведь душа пред­на­зна­че­на для вечности.

«За одно­го бито­го двух неби­тых дают», – эту суво­ров­скую посло­ви­цу неред­ко вспо­ми­нал пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский. Но ко вся­ко­му ли «бито­му» она отно­сит­ся? Не к тому ли толь­ко, кому впрок пошел урок про­шлых баталий?

Встав­ки:

«Заму­же­ство для жен­щи­ны есть слу­же­ние Пре­свя­той Тро­и­це – вот как вели­ка для жен­щи­ны участь быть женой и мате­рью». (Пре­по­доб­ный Нек­та­рий Оптин­ский)

«Сча­стье в брач­ной жиз­ни дает­ся толь­ко тем, кто испол­ня­ет запо­ве­ди Божии и отно­сит­ся к бра­ку как к Таин­ству хри­сти­ан­ской Церк­ви». (Пре­по­доб­ный Нек­та­рий Оптин­ский)

«Семей­ные тяго­ты долж­но пере­но­сить как доб­ро­воль­но избран­ную нами долю. Зад­ние мыс­ли тут ско­рее вред­ны, неже­ли полез­ны. Спа­си­тель­но лишь то, что­бы о себе и о семей­стве молить­ся Богу, да сотво­рит о нас полез­ное по воле Сво­ей свя­той». (Пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский)

Бесе­до­ва­ла Еле­на Волкова

Источ­ник: Собор Свя­то­го Духа, Санкт-Петер­бург, офи­ци­аль­ный сайт

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки