Основной инстинкт или блудная страсть — прот. Андрей Овчинников

Основной инстинкт или блудная страсть — прот. Андрей Овчинников

(1 голос5.0 из 5)

Основной инстинкт или блудная страсть

Про­то­и­е­рей Андрей Овчинников

От автора. Как достичь чистоты жизни

Доро­гой читатель!

Во все вре­ме­на у всех наро­дов цени­лась насто­я­щая, друж­ба. Вер­ный друг все­гда счи­тал­ся усла­дой жиз­ни, и его бли­зость помо­га­ла побеж­дать труд­но­сти, избе­гать оши­бок, справ­лять­ся с унынием.

Кни­га, кото­рую Вы дер­жи­те в руках, подоб­но хоро­ше­му дру­гу, послу­жит, мы наде­ем­ся, и доб­рым совет­ни­ком, и под­держ­кой в труд­ную мину­ту жиз­ни, а может быть, даже убе­ре­жет от беды. Речь в ней пой­дет о самом глав­ном — о том, как сде­лать свою жизнь под­лин­но счаст­ли­вой. Цен­траль­ное место в ней зани­ма­ют сове­ты, как достичь чисто­ты жиз­ни. Об этой чисто­те заду­мы­ва­ют­ся почти все, навер­ное, каж­дый из нас стре­мит­ся видеть чисто­ту вокруг себя, начи­ная со сво­ей одеж­ды и кон­чая мыс­ля­ми и желаниями.

Но одно дело — чего-то хотеть, а дру­гое — это­го достиг­нуть. Часто так быва­ет, что меж­ду наши­ми жела­ни­я­ми и реаль­ны­ми дела­ми лежит глу­бо­кая про­пасть. «…Жела­ние добра есть во мне, но что­бы сде­лать оное, того не нахо­жу… Бед­ный я чело­век!» (Рим. 7:18, 24) — так вос­кли­цал св. апо­стол Павел, видя и в себе, и в дру­гих людях посто­ян­ное про­ти­во­бор­ство добра и зла. При­чи­на тако­го раз­дво­е­ния — грех, кото­рым пора­жен вся­кий человек.

Раз­мыш­ляя о про­бле­ме гре­ха и борь­бы с ним, мы обра­ти­лись к сове­там и настав­ле­ни­ям самых древ­них хри­сти­ан­ских подвиж­ни­ков — отшель­ни­ков и мона­хов, насе­ляв­ших Еги­пет­скую пусты­ню в IVVI веках. Имен­но их изре­че­ния, береж­но, с любо­вью сохра­нен­ные уче­ни­ка­ми, соста­ви­ли зна­ме­ни­тую кни­гу Древ­ний пате­рик, кото­рая на про­тя­же­нии сто­ле­тий была излюб­лен­ным чте­ни­ем рус­ско­го пра­во­слав­но­го народа.

Пятая гла­ва Древ­не­го пате­ри­ка повест­ву­ет о борь­бе с блуд­ной стра­стью. Имен­но этой теме посвя­ще­на и наша кни­га. Веро­ят­но, мно­гие сра­зу зада­дут вопрос: как мож­но исполь­зо­вать опыт древ­них отшель­ни­ков в совре­мен­ной жиз­ни? Жиз­ни, в кото­рой для боль­шин­ства Еги­пет ассо­ци­и­ру­ет­ся с круг­ло­го­дич­ным при­ят­ным отды­хом на бере­гу моря, а не с «колы­бе­лью мона­ше­ства» и роди­ной вели­ких святых.

Дру­гие, про­чи­тав назва­ние, воз­му­щен­но ска­жут: «Мона­хи V века жили в дикой пустыне, они были дев­ствен­ни­ка­ми, неко­то­рые из них по 50 лет не виде­ли жен­щин. Я живу в XXI веке и меч­таю создать хоро­шую семью… Какую поль­зу при­не­сут мне их сове­ты?» Подоб­ные воз­ра­же­ния пра­во­мер­ны, но мы, тем не менее, уве­ре­ны, что затро­ну­тая нами тема не может и не долж­на оста­вить чита­те­лей рав­но­душ­ны­ми. Ведь то, о чем мы пыта­ем­ся гово­рить, ста­ло все­об­щей про­бле­мой. Сугу­бо эта про­бле­ма кос­ну­лась наших детей, моло­де­жи. Речь идет о пагуб­ном духе вре­ме­ни и о тех «цен­но­стях», кото­рые для мно­гих ста­ли целью и смыс­лом жиз­ни. Проч­но в наше созна­ние въелись такие поня­тия, как все­доз­во­лен­ность, сек­су­аль­ная сво­бо­да и без­от­вет­ствен­ное отно­ше­ние к жиз­ни. Ото­всю­ду слыш­ны при­зы­вы: «Бери от жиз­ни все!», «Весь мир создан для тебя!», «Живем один раз».

И немно­гие, к сожа­ле­нию, осо­бен­но сре­ди моло­дых, пони­ма­ют, что эти при­зы­вы под­тал­ки­ва­ют чело­ве­ка на смер­тель­но опас­ный путь — вопло­ще­ния в жиз­ни сво­их стра­стей и поро­ков. Не толь­ко отдель­ный чело­век, но целые обще­ства, избрав­шие подоб­ные деви­зы сво­и­ми целя­ми и ори­ен­ти­ра­ми, обре­че­ны на само­уни­что­же­ние и вымирание.

Мы не хотим, что­бы это слу­чи­лось с нами и с наши­ми детьми, поэто­му и обра­ща­ем­ся к про­бле­ме чисто­ты жиз­ни. Необ­хо­ди­мо спа­се­ние от гря­зи, кото­рая пото­ка­ми льет­ся в наши души с теле­ви­зи­он­ных экра­нов и из Интер­не­та, с реклам­ных щитов и обло­жек жур­на­лов. Пош­лость и рас­тле­ние про­ник­ли в шко­лы и даже дет­ские сады, духом блу­да напол­нен воз­дух, с откры­то зву­ча­щи­ми пош­лы­ми раз­го­во­ра­ми, сек­су­аль­ны­ми анек­до­та­ми и непо­треб­ны­ми выражениями.

В свя­зи с этим наш взор обра­ща­ет­ся к Церк­ви. Все боль­шее чис­ло людей начи­на­ют реаль­но осо­зна­вать, что спа­се­ние от «чумы XXI века» воз­мож­но толь­ко в Церк­ви, в Ее спа­си­тель­ной огра­де, и самое глав­ное — в осо­бой бла­го­дат­ной жиз­ни, кото­рую имен­но Цер­ковь сего­дня в наи­боль­шей сте­пе­ни и спо­соб­на дать. Цер­ковь в наше вре­мя — это един­ствен­ный фор­пост, встав­ший на пути раз­ви­тия гре­ха, что­бы это зло обна­ру­жить, о нем во все­услы­ша­ние ска­зать миру и дать осо­бые силы и сред­ства для побе­ды над ним.

Сове­ты и настав­ле­ния древ­них отцов Еги­пет­ско­го мона­ше­ства вошли в сокро­вищ­ни­цу Цер­ков­но­го Пре­да­ния. Изре­че­ния стар­цев — это голос всей Церк­ви. Тыся­чи уче­ни­ков вос­при­ня­ли их при­зы­вы к новой, духов­но воз­вы­шен­ной жиз­ни и муже­ствен­но всту­пи­ли в тяже­лей­шую борь­бу со злом ради спа­се­ния сво­ей души. Нам ли, хри­сти­а­нам XXI века, не услы­шать оте­че­ские настав­ле­ния, про­пи­тан­ные состра­да­ни­ем и любо­вью к поги­ба­ю­ще­му от гре­хов, человеку?

Само­от­вер­жен­ная жизнь древ­них подвиж­ни­ков, подви­ги кото­рых не вме­ща­ет наше созна­ние, при­влек­ла к ним сугу­бую бла­го­дать Божию, сде­ла­ла их при­част­ни­ка­ми Боже­ствен­но­го све­та. При­ро­да это­го све­та тако­ва, что он не гас­нет даже через века и тыся­че­ле­тия и спо­со­бен про­све­тить разум, согреть душу, успо­ко­ить серд­це нам, совре­мен­ным хри­сти­а­нам, живу­щим в совер­шен­но иных усло­ви­ях и осо­бом вре­ме­ни. Мы веру­ем, что пре­бы­ва­ем в одной Церк­ви вме­сте со свя­ты­ми древ­не­го и позд­не­го вре­ме­ни, и если Цер­ковь — это наша любя­щая мать, то угод­ни­ки Божий — это наши стар­шие бра­тья, к сове­там кото­рых велит при­слу­ши­вать­ся наш хри­сти­ан­ский долг.

 

Читать далее…

Print Friendly, PDF & Email

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки