Протоиерей Александр Трушин: Молодая семья на приходе<br><span class="bg_bpub_book_author">Протоиерей Александр Трушин</span>

Протоиерей Александр Трушин: Молодая семья на приходе
Протоиерей Александр Трушин

(1 голос5.0 из 5)

– Сего­дняш­няя бесе­да – о жиз­ни моло­дой семьи на при­хо­де. Како­ва роль пра­во­слав­но­го при­хо­да в жиз­ни моло­дой семьи?

– Роль при­хо­да и духов­ни­ка в жиз­ни моло­дой семьи – живо­тре­пе­щу­щая тема. Неред­ко семья фор­ми­ру­ет­ся на при­хо­де. Семья – моло­дые люди, кото­рые при­шли теми или ины­ми путя­ми в пра­во­слав­ный храм, где взрас­та­ют и фор­ми­ру­ют­ся духов­но и физи­че­ски на гла­зах все­го при­хо­да. Но это не сни­ма­ет про­блем, кото­рые их окру­жа­ют и тех иску­ше­ний, кото­рым они под­вер­га­ют­ся, и при­ход­ско­му свя­щен­ни­ку при­хо­дит­ся решать и соучаст­во­вать (мы не гово­рим «давить») в вос­пи­та­нии буду­щей моло­дой семьи, моло­дых людей, кото­рые ста­нут супругами.

– Како­вы обя­зан­но­сти юно­ши и девушки?

– Возь­мем вари­ант, когда они при­шли на при­ход в под­рост­ко­вом воз­расте и ста­ли посто­ян­ны­ми при­хо­жа­на­ми хра­ма, посто­ян­но испо­ве­ду­ют­ся, при­ча­ща­ют­ся, слу­ша­ют Еван­гель­ские чте­ния, сами ста­ра­тель­но чита­ют и Еван­ге­лие, и о свя­тых отцах, и их тру­ды. Я не гово­рю, что это ста­но­вит­ся их настоль­ной кни­гой, но уже вклю­ча­ет­ся в их кру­го­зор. И это уже ока­зы­ва­ет огром­ное вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние моло­дых людей. Что я имею в виду под фор­ми­ро­ва­ни­ем? Это пони­ма­ние добра и зла – того, что в мире сей­час раз­ма­зы­ва­ет­ся. Появ­ля­ет­ся при­о­ри­тет цен­но­стей, когда чело­век уме­ет поста­вить духов­ное выше душев­но­го, а, тем более, выше мате­ри­аль­но­го. Это фор­ми­ро­ва­ние про­ис­хо­дит очень непро­сто, а порой болез­нен­но, осо­бен­но у моло­дых людей, когда душев­ные при­вя­зан­но­сти настоль­ко силь­ны, что духов­ное ино­гда отсту­па­ет на зад­ний план.

Сама цер­ков­ная жизнь помо­га­ет чело­ве­ку фор­ми­ро­вать­ся. И тут, конеч­но, зада­ча духов­ни­ка – под­ска­зать, наста­вить. Крайне ред­ко быва­ет такое, когда батюш­ка не бла­го­слов­ля­ет моло­дым людям создать семью или «насиль­но» застав­ля­ет моло­до­го чело­ве­ка взять деви­цу в жены. Это еди­нич­ные слу­чаи, ведь свя­щен­ник – молит­вен­ник об этих людях, кото­рые вос­пи­ты­ва­ют­ся у него на гла­зах. Он сочув­ству­ет их состо­я­нию. Тогда полу­ча­ет­ся пра­виль­ное собе­се­до­ва­ние, пра­виль­ное формирование.

Для цер­ков­но­го чело­ве­ка настав­ле­ния батюш­ки более понят­ны и про­сты. Самое глав­ное настав­ле­ние, то, к чему долж­ны при­го­то­вить­ся моло­дые люди, – это жерт­во­вать собой для сво­е­го супру­га. Пой­ти на само­по­жерт­во­ва­ние. На самом деле, это очень непро­сто, пото­му что совре­мен­ная свет­ская куль­ту­ра фор­ми­ру­ет как раз обрат­ное пони­ма­ние: если супруг, то он дол­жен жене все вре­мя кофе в постель при­но­сить и ждать ее ука­за­ний, а она будет толь­ко хотеть высо­кую зар­пла­ту, маши­ну, и т.д.

Беда в том, что у юно­шей тоже фор­ми­ру­ют­ся подоб­ные взгля­ды. Что жена – это при­ло­же­ние, неред­ко постель­ное при­ло­же­ние к его жиз­ни, и он впра­ве делать все, что захо­чет, – пить пиво, пой­ти с дру­зья­ми на рыбал­ку. А жена долж­на как лакей сто­ять дома у две­рей и ждать его воз­вра­ще­ния. И то, и дру­гое – непра­виль­но. Пра­во­сла­вие фор­ми­ру­ет у двух людей уме­ние заботь­ся друг о дру­ге при любых обстоятельствах.

Неда­ром в вен­чаль­ных молит­вах мы слы­шим сло­ва: муж забо­тит­ся о жене, как Гос­подь забо­тит­ся о Церк­ви. И как Гос­подь жизнь Свою отдал за Цер­ковь, так и муж дол­жен быть готов свою жизнь отдать за свою жену. Как толь­ко моло­дые люди соби­ра­ют­ся заклю­чить брак, мне хочет­ся спро­сить: ты готов свою жизнь отдать за нее? Если готов – это пер­вый шаг, когда мож­но бла­го­сло­вить вас к супру­же­ству. Жена, ты гото­ва слу­шать­ся мужа? И если нач­нет­ся: «вот, если…», «а если он не прав»? Как толь­ко начи­на­ет­ся «если», то мой ответ: «Ребя­та, пока не бла­го­слов­ляю. Вы пока еще не гото­вы». Из это­го и фор­ми­ру­ет­ся вли­я­ние духов­ни­ка на буду­щую супру­же­скую пару.

Если юно­ша, при­хо­жа­нин хра­ма, при­во­дит девуш­ку, то, зача­стую, один из веру­ю­щих супру­гов при­во­дит вто­ро­го в храм. Часто мы встре­ча­ем­ся с при­ме­ра­ми, когда цер­ков­ная девуш­ка соби­ра­ет­ся замуж за юно­шу, дале­ко­го от Пра­во­слав­ной Церк­ви. Если сама девуш­ка креп­ка в веро­ис­по­ве­да­нии и дает хоро­шие харак­те­ри­сти­ки сво­е­му буду­ще­му супру­гу, то, конеч­но, свя­щен­ник бла­го­сло­вит, если это не нар­ко­ман, не пья­ни­ца, не гуля­ка: если у жены есть твер­дая вера в Бога, в Иису­са Хри­ста, Гос­по­да наше­го, то она сохра­нит ее при любых обстоятельствах.

Девуш­ки при­во­дят позна­ко­мить­ся сво­их избран­ни­ков и юно­ши – сво­их избран­ниц. Заме­ча­тель­ные люди порой встре­ча­ют­ся, пре­крас­ные супру­ги скла­ды­ва­ют­ся и потом вме­сте начи­на­ют ходить в храм. Нево­цер­ко­в­лен­но­му супру­гу тяже­лее про­хо­дить этот путь, и тут зада­ча духов­ни­ка – сохра­нить эту пару.

– Быва­ет ли так, что моло­дой чело­век или девуш­ка при­во­дят к духов­ни­ку свою избран­ни­цу или избран­ни­ка, что­бы полу­чить совет, бла­го­слов­ле­ние на брак, а полу­ча­ют отказ? Есть ли слу­чаи из практики?

– В моей прак­ти­ке слу­ча­ев отка­за не было. Были слу­чаи, когда я про­сил подо­ждать, повре­ме­нить. Зача­стую этот пере­рыв и был инди­ка­то­ром, если у пары про­изо­шло поспеш­ное избра­ние. Я им пред­ла­гаю в тече­ние Вели­ко­го поста встре­чать­ся раз в неде­лю. Помо­ли­тесь, побудь­те сами с собой наедине и поду­май­те. Если пара надеж­на, то пост про­хо­дит вели­ко­леп­но. Пред­ла­гаю им по вос­кре­се­ньям при­хо­дить на бого­слу­же­ние, и они при­хо­дят, а в тече­ние сед­ми­цы не видят­ся. Если пара нена­деж­ная, как закон – один из «избран­ни­ков» не выдер­жи­ва­ет и сбе­га­ет. Это хоро­ший показатель.

Поче­му про­шу повре­ме­нить? Я, чело­век воз­раст­ной, вижу поспеш­ность это­го выбо­ра. Быва­ет, один из них ута­и­ва­ет, что при­стра­стен к нар­ко­ти­кам, алко­го­лю. И за это вре­мя чело­век выяв­ля­ет­ся. Осо­бен­но у деву­шек быва­ют такие поры­вы, что они уве­ре­ны, что смо­гут вытя­нуть пар­ня-нар­ко­ма­на. Или юно­ша выбрал девуш­ку, кото­рая стра­да­ет при­стра­сти­ем к алко­го­лю, и он уве­рен, что спра­вит­ся с про­бле­мой. Не полу­ча­ет­ся. Поры­вы бла­гие, но финал печаль­ный – либо пара рас­па­да­ет­ся, либо оба начи­на­ют стра­дать зависимостью.

В Древ­ней Церк­ви сна­ча­ла огла­ша­лись кан­ди­да­ты, кото­рые соби­ра­лись вен­чать­ся. Они за 40 дней объ­яв­ля­ли о сво­ем наме­ре­нии свя­щен­ни­ку, кото­рый 40 дней каж­дое бого­слу­же­ние с амво­на огла­шал, что такой-то и такая-то соби­ра­ют­ся всту­пить в брак. И к свя­щен­ни­ку-духов­ни­ку сте­ка­лась вся инфор­ма­ция об этих людях: если у него на сто­роне какие-то свя­зи, или еще что-то не так… К момен­ту Вен­ча­ния свя­щен­ник уже все знал и мог взять на себя такую функ­цию – не допус­кать к бра­ку при нали­чии кано­ни­че­ских пре­пят­ствий; если мож­но было изба­вить­ся от каких-либо при­стра­стий, то давал вре­мя на исправ­ле­ние. Это и есть уча­стие духов­ни­ка в началь­ном эта­пе жиз­ни буду­щей семьи.

– Все-таки как быть, когда избран­ник – алко­го­лик или нар­ко­ман? Ему ведь надо помочь испра­вить­ся? Что делать? Нель­зя же его про­сто выки­нуть из жизни?

– Ни в коем слу­чае. Мы сей­час гово­рим толь­ко о бла­го­сло­ве­нии на брак. Страж­ду­ще­му пред­ла­га­ет­ся лече­ние, избав­ле­ние от при­стра­стия; толь­ко потом мож­но всту­пить в брак. Есть при­ме­ры, когда чело­век начи­на­ет бороть­ся с этим – лечить­ся, а его избран­ни­ца посе­ща­ет его в лечеб­ном заве­де­нии, помо­га­ет най­ти вра­ча и лекарство.

– Мы рас­смот­ре­ли иде­аль­ный вари­ант пары. А гаран­ти­ру­ет ли актив­ная при­ход­ская жизнь ста­биль­ную, бла­го­при­ят­ную супру­же­скую жизнь?

– Гаран­ти­ро­вать тут никто ниче­го не может. А что при­ход­ская жизнь помо­га­ет супру­же­ской жиз­ни, несомненно.

Воцер­ко­в­лен­ные моло­дые люди, вос­пи­тан­ные во вза­им­ном ува­же­нии, само­по­жерт­во­ва­нии, тер­пе­нии, – уже бла­го­дать Божия на этом, Гос­подь покры­ва­ет сво­их. Если воз­ни­ка­ют про­бле­мы, моло­дые люди при­хо­дят к духов­ни­ку и ему изли­ва­ют свое недо­воль­ство сво­ей поло­ви­ной, и духов­ник помо­га­ет решать эти вопро­сы. В отли­чие от род­ствен­ни­ков, духов­ник пыта­ет­ся решить вопро­сы объ­ек­тив­но, учи­ты­вая инте­ре­сы и моло­до­го мужа, и моло­дой жены. Бла­го­дать Божия на испо­ве­ду­ю­щем­ся чело­ве­ке – у кого из супру­гов наки­пе­ло что-то про­тив дру­го­го, они при­шли к свя­щен­ни­ку и изли­ли свое недо­воль­ство. Поис­по­ве­до­вав­шись, они видят, что про­бле­ма-то неболь­шая. И с Испо­ве­ди они воз­вра­ща­ют­ся в совер­шен­но дру­гом состо­я­нии и стро­ят отно­ше­ния со сво­ей супру­гой – то же самое про­ис­хо­дит и с ней, когда в силу руко­по­ло­же­ния свя­щен­ни­ка эти гре­хи про­ще­ны. Но лич­ное «наки­пе­ло», – это есть. Несмот­ря на внут­рен­ние иску­ше­ния, без уче­та иску­ше­ний извне (подру­ги, род­ствен­ни­ки), свя­щен­ник для пары рас­став­ля­ет духов­ные, и душев­ные при­о­ри­те­ты по сво­им местам.

– А како­во уча­стие роди­те­лей в семей­ной жиз­ни моло­дой семьи?

– Помни­те выска­зы­ва­ние: двум хозяй­кам на одной кухне тес­но? Если есть воз­мож­ность моло­дой семье жить отдель­но – это самый луч­ший вари­ант. Если меж­ду моло­ды­ми супру­га­ми про­изо­шла какая-то вспыш­ка, о кото­рой они забы­ли, то роди­те­ли той или иной поло­ви­ны могут дол­го обсуж­дать ее и даже создать из это­го проблему.

Неред­ко роди­те­ли ста­но­вят­ся про­во­ка­то­ра­ми скан­да­лов моло­дых супру­гов. Све­кро­ви неред­ко про­яв­ля­ют рев­ность по отно­ше­нию к жен­щине, нахо­дя­щей­ся рядом с ее сыном. В отно­ше­нии дочень­ки мамы убеж­де­ны, что та достой­на луч­ше­го. Эти мни­мые убеж­де­ния при­но­сят огром­ные раз­ру­ше­ния. Луч­ше бы роди­те­ли спро­си­ли у них, чем помочь? Напри­мер, не надо поку­пать роди­те­лям гро­мад­ный шкаф для малень­кой ком­нат­ки моло­дых, вешать теат­раль­ные бар­хат­ные што­ры без согла­со­ва­ния с ними. Это при­во­дит к кон­флик­ту – моло­дая семья не так пред­став­ля­ла свой дом. Дай­те моло­дой семье фор­ми­ро­вать свой дом, свой быт, про­сто мож­но помо­гать мате­ри­аль­но. Боль­ше бы семей сохра­ни­лось при таких условиях.

– Зво­нок в сту­дию. Евге­ний. «Я в сво­ей жиз­ни про­сил мило­сты­ню. Имел ноги-руки, мог рабо­тать, но был юн. Теперь, когда я повзрос­лел, я смот­рю на про­ся­щих мило­сты­ню и пони­маю, что они могут рабо­тать. И мне жал­ко дать им что-то. Грех ли это?».

– Один из древ­них свя­тых отцов гово­рит: преж­де чем дать мило­сты­ню, пусть мило­сты­ня вспо­те­ет в тво­ей руке, то есть раз­мыш­ляй над тем, кому и на что ты даешь мило­сты­ню. Более позд­ние отцы учат, что сле­ду­ет давать мило­сты­ню без­огляд­но, и к вам Гос­подь будет мило­стив. Одно­знач­но­го мне­ния нет. По ваше­му духов­но­му состо­я­нию, какое будет сер­деч­ное состо­я­ние: жал­ко дать мило­сты­ню, но вы мог­ли бы это сде­лать – пожерт­вуй­те в храм или мона­стырь, они помо­га­ют неимущим.

Ни запре­тить вам давать мило­сты­ню, ни заста­вить вас давать мило­сты­ню никто не име­ет пра­во. Поэто­му толь­ко по люб­ви вы выбе­ре­те тот или иной путь. Вы може­те помочь незна­ко­мо­му чело­ве­ку, пре­ста­ре­лым сосе­дям по дому, оди­но­ко­му инва­ли­ду. Это будет луч­ше, чем давать день­ги «синюш­ным носам и баг­ро­вым лицам». Бла­гой посту­пок вы сде­ла­е­те во сла­ву Божию, а не ради того, что­бы этот чело­век рас­сы­пал­ся перед вами в благодарности.

При­мер из жиз­ни. К одно­му батюш­ке в храм муж­чи­ны часто при­хо­дят за мило­сты­ней. Для это­го слу­чая у него все­гда при­па­се­на рабо­та. Напри­мер, он пред­ло­жил пере­ло­жить кучу кир­пи­чей на новое место, и из несколь­ких десят­ков слу­ча­ев толь­ко двое согла­си­лись помочь, видя в этом воз­мож­ность заработать.

Мы стал­ки­ва­ем­ся с про­бле­мой людей, не жела­ю­щих рабо­тать, но жела­ю­щих иметь день­ги, зача­стую это люди пьющие.

– Роди­те­ли быва­ют про­тив сою­за сво­их детей либо с одной сто­ро­ны, либо с обе­их. Как решать эти вопросы?

– Каж­дый слу­чай инди­ви­дуа­лен. Дере­вен­ско­му свя­щен­ни­ку это вопрос решить лег­че – на собе­се­до­ва­ние при­гла­ша­ют­ся обе сто­ро­ны. Неред­ко роди­те­ли и сами при­хо­дят с этим вопро­сом к свя­щен­ни­ку. Эти встре­чи чаще все­го дают хоро­шие резуль­та­ты – сто­ро­ны при­хо­дят к пони­ма­нию, они уже не про­тив, но луч­ше подождать.

У меня было несколь­ко слу­ча­ев, когда роди­те­ли были про­тив, а мне при­шлось бла­го­сло­вить супру­же­ство, так как роди­те­ли даже не зна­ли, насколь­ко дале­ко уже зашли вза­и­мо­от­но­ше­ния моло­дых людей.

– Быва­ют слу­чаи, когда моло­дые пары хотят раз­ве­стись, не про­жив и года.

– Печаль­но, но быва­ют такие слу­чаи. Свя­щен­ник при­кла­ды­ва­ет все силы, что­бы сохра­нить пару. Вна­ча­ле свя­щен­ник как стар­ший собе­сед­ник ведет дозна­ние, выяс­няя при­чи­ну рас­па­да. Быва­ют слу­чаи, когда при­чи­на зла устра­не­на, и пара сохра­не­на; когда раз­вод откла­ды­ва­ют на неопре­де­лен­ный срок; когда люди целе­на­прав­лен­но идут к раз­во­ду, у них уже все реше­но, и они про­сто хотят не побе­се­до­вать, а полу­чить бла­го­сло­ве­ние на раз­вод. Какие-то пары уда­ет­ся Божи­ей мило­стью сохранить.

Если свя­щен­ник бла­го­слов­лял на брак или вен­чал пару, то ее рас­пад – это как буд­то рух­ну­ла часть его соб­ствен­но­го дома: это боль сердца.

– Семья веру­ю­щая, муж хочет с детьми пой­ти в храм, а жена про­сит остать­ся дома. Как быть?

– А если жена боль­на или бере­мен­на? Что важ­нее – уйти или остать­ся? Это инди­ви­ду­аль­ный слу­чай. Зача­стую, когда люди при­вы­ка­ют ходить в храм, они ходят посто­ян­но. Для них это есте­ствен­ное про­дол­же­ние их жиз­ни. Тем более, если семья актив­но участ­ву­ет в жиз­ни при­хо­да. Хра­мо­вая бла­го­дать покры­ва­ет этих людей. Когда люди нахо­дят­ся на тер­ри­то­рии хра­ма, орга­ни­зо­вы­ва­ют раз­лич­ные меро­при­я­тия, – это совер­шен­но дру­гое состо­я­ние, неже­ли воз­ле дома или на стадионе.

– Гос­подь бла­го­сло­вил семью чадо­ро­ди­ем, роди­лись у них дети. В каком воз­расте их кре­стить, как часто причащать?

– Когда кре­стить? В треб­ни­ке у свя­щен­ни­ка напи­са­но: в пер­вый день по рож­де­нии ребен­ка свя­щен­ни­ка при­гла­ша­ют к роже­ни­це, и он чита­ет молит­вы на пер­вый день (сего­дня это дела­ет­ся ред­ко). Затем на вось­мой день ребе­нок при­но­сит­ся от мате­ри, и свя­щен­ник под­но­сит его к иконе Спа­си­те­ля и Бого­ро­ди­цы и тоже чита­ет опре­де­лен­ные молит­вы (сего­дня это дела­ет­ся крайне ред­ко; часто это цер­ков­ные пары, вырос­шие в Церк­ви). Цер­ков­ные люди, упо­вая на то, что бла­го­дать Божия будет на их детях, кре­стят детей рань­ше 40-го дня, часто это 20‑й день. На 40‑й день – завер­ше­ние пери­о­да очи­ще­ния роже­ни­цы. Мало­цер­ков­ные и свет­ские люди кре­стят уже в более стар­шем воз­расте. Они боят­ся, что мно­го наро­да, холодно.

– Как выбрать крест­ных, что­бы малое чадо рос­ло пра­во­слав­ным христианином?

– По Ука­зу Пат­ри­ар­хии сей­час про­во­дит­ся собе­се­до­ва­ние в свя­зи с тем, что в храм при­хо­дят совер­шен­но нецер­ков­ные люди. Цер­ков­ные люди (или хотя бы один из супру­гов) ста­ра­ют­ся при­гла­сить в крест­ные людей цер­ков­ных. Какая зада­ча крест­но­го? Это чело­век, кото­рый молит­ся о сво­ем крест­ни­ке. Молит­ва со дня моря доста­нет. В Церк­ви крест­ных назы­ва­ют вос­при­ем­ни­ка­ми – они вос­при­ни­ма­ют ново­рож­ден­но­го чело­ве­ка и несут за него ответ­ствен­ность. Кто будет молить­ся за ребен­ка? Толь­ко чело­век, ходя­щий в храм и при­вык­ший молить­ся. Зада­ча крест­но­го – вос­пи­ты­вать сво­е­го крест­ни­ка как бого­бо­яз­нен­но­го чело­ве­ка, то есть Гос­по­да. Таким обра­зом, крест­ные вос­пи­ты­ва­ют ново­го при­хо­жа­ни­на, веру­ю­ще­го чело­ве­ка. В цер­ков­ной семье такое вос­пи­та­ние дает­ся лег­че; если семья свет­ская, неред­ко крест­ным при­хо­дит­ся вос­пи­ты­вать и семью, ведь порой уклад семьи очень далек от поня­тия духов­но­сти и высо­кой нрав­ствен­но­сти (в семье могут про­цве­тать кар­ты, мат, пьян­ство, эро­ти­ка). Крест­ный и перед Богом оправ­ды­ва­ет­ся тем, к чему он избран.

– Если крест­ный не выпол­ня­ет свои обя­зан­но­сти, какие ему будут наказания?

– Вра­зум­ле­ние будет от Гос­по­да, когда мы осо­знан­но не испол­ня­ем обя­зан­но­сти, на кото­рые при­зва­ны. Тол­ко­вать не берусь, как оно будет выглядеть.

Ни в коем слу­чае не отсту­пай­те от Бога.


Источ­ник: «Пра­во­слав­ная газе­та» / теле­ка­нал «Союз»

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки