Протоиерей Александр Трушин: Молодая семья на приходе <br><span class="bg_bpub_book_author">Протоиерей Александр Трушин</span>

Протоиерей Александр Трушин: Молодая семья на приходе
Протоиерей Александр Трушин

(2 голоса3.0 из 5)

– Сегодняшняя беседа – о жизни молодой семьи на приходе. Какова роль православного прихода в жизни молодой семьи?

– Роль прихода и духовника в жизни молодой семьи – животрепещущая тема. Нередко семья формируется на приходе. Семья – молодые люди, которые пришли теми или иными путями в православный храм, где взрастают и формируются духовно и физически на глазах всего прихода. Но это не снимает проблем, которые их окружают и тех искушений, которым они подвергаются, и приходскому священнику приходится решать и соучаствовать (мы не говорим «давить») в воспитании будущей молодой семьи, молодых людей, которые станут супругами.

– Каковы обязанности юноши и девушки?

– Возьмем вариант, когда они пришли на приход в подростковом возрасте и стали постоянными прихожанами храма, постоянно исповедуются, причащаются, слушают Евангельские чтения, сами старательно читают и Евангелие, и о святых отцах, и их труды. Я не говорю, что это становится их настольной книгой, но уже включается в их кругозор. И это уже оказывает огромное влияние на формирование молодых людей. Что я имею в виду под формированием? Это понимание добра и зла – того, что в мире сейчас размазывается. Появляется приоритет ценностей, когда человек умеет поставить духовное выше душевного, а, тем более, выше материального. Это формирование происходит очень непросто, а порой болезненно, особенно у молодых людей, когда душевные привязанности настолько сильны, что духовное иногда отступает на задний план.

Сама церковная жизнь помогает человеку формироваться. И тут, конечно, задача духовника – подсказать, наставить. Крайне редко бывает такое, когда батюшка не благословляет молодым людям создать семью или «насильно» заставляет молодого человека взять девицу в жены. Это единичные случаи, ведь священник – молитвенник об этих людях, которые воспитываются у него на глазах. Он сочувствует их состоянию. Тогда получается правильное собеседование, правильное формирование.

Для церковного человека наставления батюшки более понятны и просты. Самое главное наставление, то, к чему должны приготовиться молодые люди, – это жертвовать собой для своего супруга. Пойти на самопожертвование. На самом деле, это очень непросто, потому что современная светская культура формирует как раз обратное понимание: если супруг, то он должен жене все время кофе в постель приносить и ждать ее указаний, а она будет только хотеть высокую зарплату, машину, и т.д.

Беда в том, что у юношей тоже формируются подобные взгляды. Что жена – это приложение, нередко постельное приложение к его жизни, и он вправе делать все, что захочет, – пить пиво, пойти с друзьями на рыбалку. А жена должна как лакей стоять дома у дверей и ждать его возвращения. И то, и другое – неправильно. Православие формирует у двух людей умение заботься друг о друге при любых обстоятельствах.

Недаром в венчальных молитвах мы слышим слова: муж заботится о жене, как Господь заботится о Церкви. И как Господь жизнь Свою отдал за Церковь, так и муж должен быть готов свою жизнь отдать за свою жену. Как только молодые люди собираются заключить брак, мне хочется спросить: ты готов свою жизнь отдать за нее? Если готов – это первый шаг, когда можно благословить вас к супружеству. Жена, ты готова слушаться мужа? И если начнется: «вот, если…», «а если он не прав»? Как только начинается «если», то мой ответ: «Ребята, пока не благословляю. Вы пока еще не готовы». Из этого и формируется влияние духовника на будущую супружескую пару.

Если юноша, прихожанин храма, приводит девушку, то, зачастую, один из верующих супругов приводит второго в храм. Часто мы встречаемся с примерами, когда церковная девушка собирается замуж за юношу, далекого от Православной Церкви. Если сама девушка крепка в вероисповедании и дает хорошие характеристики своему будущему супругу, то, конечно, священник благословит, если это не наркоман, не пьяница, не гуляка: если у жены есть твердая вера в Бога, в Иисуса Христа, Господа нашего, то она сохранит ее при любых обстоятельствах.

Девушки приводят познакомиться своих избранников и юноши – своих избранниц. Замечательные люди порой встречаются, прекрасные супруги складываются и потом вместе начинают ходить в храм. Невоцерковленному супругу тяжелее проходить этот путь, и тут задача духовника – сохранить эту пару.

– Бывает ли так, что молодой человек или девушка приводят к духовнику свою избранницу или избранника, чтобы получить совет, благословление на брак, а получают отказ? Есть ли случаи из практики?

– В моей практике случаев отказа не было. Были случаи, когда я просил подождать, повременить. Зачастую этот перерыв и был индикатором, если у пары произошло поспешное избрание. Я им предлагаю в течение Великого поста встречаться раз в неделю. Помолитесь, побудьте сами с собой наедине и подумайте. Если пара надежна, то пост проходит великолепно. Предлагаю им по воскресеньям приходить на богослужение, и они приходят, а в течение седмицы не видятся. Если пара ненадежная, как закон – один из «избранников» не выдерживает и сбегает. Это хороший показатель.

Почему прошу повременить? Я, человек возрастной, вижу поспешность этого выбора. Бывает, один из них утаивает, что пристрастен к наркотикам, алкоголю. И за это время человек выявляется. Особенно у девушек бывают такие порывы, что они уверены, что смогут вытянуть парня-наркомана. Или юноша выбрал девушку, которая страдает пристрастием к алкоголю, и он уверен, что справится с проблемой. Не получается. Порывы благие, но финал печальный – либо пара распадается, либо оба начинают страдать зависимостью.

В Древней Церкви сначала оглашались кандидаты, которые собирались венчаться. Они за 40 дней объявляли о своем намерении священнику, который 40 дней каждое богослужение с амвона оглашал, что такой-то и такая-то собираются вступить в брак. И к священнику-духовнику стекалась вся информация об этих людях: если у него на стороне какие-то связи, или еще что-то не так… К моменту Венчания священник уже все знал и мог взять на себя такую функцию – не допускать к браку при наличии канонических препятствий; если можно было избавиться от каких-либо пристрастий, то давал время на исправление. Это и есть участие духовника в начальном этапе жизни будущей семьи.

– Все-таки как быть, когда избранник – алкоголик или наркоман? Ему ведь надо помочь исправиться? Что делать? Нельзя же его просто выкинуть из жизни?

– Ни в коем случае. Мы сейчас говорим только о благословении на брак. Страждущему предлагается лечение, избавление от пристрастия; только потом можно вступить в брак. Есть примеры, когда человек начинает бороться с этим – лечиться, а его избранница посещает его в лечебном заведении, помогает найти врача и лекарство.

– Мы рассмотрели идеальный вариант пары. А гарантирует ли активная приходская жизнь стабильную, благоприятную супружескую жизнь?

– Гарантировать тут никто ничего не может. А что приходская жизнь помогает супружеской жизни, несомненно.

Воцерковленные молодые люди, воспитанные во взаимном уважении, самопожертвовании, терпении, – уже благодать Божия на этом, Господь покрывает своих. Если возникают проблемы, молодые люди приходят к духовнику и ему изливают свое недовольство своей половиной, и духовник помогает решать эти вопросы. В отличие от родственников, духовник пытается решить вопросы объективно, учитывая интересы и молодого мужа, и молодой жены. Благодать Божия на исповедующемся человеке – у кого из супругов накипело что-то против другого, они пришли к священнику и излили свое недовольство. Поисповедовавшись, они видят, что проблема-то небольшая. И с Исповеди они возвращаются в совершенно другом состоянии и строят отношения со своей супругой – то же самое происходит и с ней, когда в силу рукоположения священника эти грехи прощены. Но личное «накипело», – это есть. Несмотря на внутренние искушения, без учета искушений извне (подруги, родственники), священник для пары расставляет духовные, и душевные приоритеты по своим местам.

– А каково участие родителей в семейной жизни молодой семьи?

– Помните высказывание: двум хозяйкам на одной кухне тесно? Если есть возможность молодой семье жить отдельно – это самый лучший вариант. Если между молодыми супругами произошла какая-то вспышка, о которой они забыли, то родители той или иной половины могут долго обсуждать ее и даже создать из этого проблему.

Нередко родители становятся провокаторами скандалов молодых супругов. Свекрови нередко проявляют ревность по отношению к женщине, находящейся рядом с ее сыном. В отношении доченьки мамы убеждены, что та достойна лучшего. Эти мнимые убеждения приносят огромные разрушения. Лучше бы родители спросили у них, чем помочь? Например, не надо покупать родителям громадный шкаф для маленькой комнатки молодых, вешать театральные бархатные шторы без согласования с ними. Это приводит к конфликту – молодая семья не так представляла свой дом. Дайте молодой семье формировать свой дом, свой быт, просто можно помогать материально. Больше бы семей сохранилось при таких условиях.

– Звонок в студию. Евгений. «Я в своей жизни просил милостыню. Имел ноги-руки, мог работать, но был юн. Теперь, когда я повзрослел, я смотрю на просящих милостыню и понимаю, что они могут работать. И мне жалко дать им что-то. Грех ли это?».

– Один из древних святых отцов говорит: прежде чем дать милостыню, пусть милостыня вспотеет в твоей руке, то есть размышляй над тем, кому и на что ты даешь милостыню. Более поздние отцы учат, что следует давать милостыню безоглядно, и к вам Господь будет милостив. Однозначного мнения нет. По вашему духовному состоянию, какое будет сердечное состояние: жалко дать милостыню, но вы могли бы это сделать – пожертвуйте в храм или монастырь, они помогают неимущим.

Ни запретить вам давать милостыню, ни заставить вас давать милостыню никто не имеет право. Поэтому только по любви вы выберете тот или иной путь. Вы можете помочь незнакомому человеку, престарелым соседям по дому, одинокому инвалиду. Это будет лучше, чем давать деньги «синюшным носам и багровым лицам». Благой поступок вы сделаете во славу Божию, а не ради того, чтобы этот человек рассыпался перед вами в благодарности.

Пример из жизни. К одному батюшке в храм мужчины часто приходят за милостыней. Для этого случая у него всегда припасена работа. Например, он предложил переложить кучу кирпичей на новое место, и из нескольких десятков случаев только двое согласились помочь, видя в этом возможность заработать.

Мы сталкиваемся с проблемой людей, не желающих работать, но желающих иметь деньги, зачастую это люди пьющие.

– Родители бывают против союза своих детей либо с одной стороны, либо с обеих. Как решать эти вопросы?

– Каждый случай индивидуален. Деревенскому священнику это вопрос решить легче – на собеседование приглашаются обе стороны. Нередко родители и сами приходят с этим вопросом к священнику. Эти встречи чаще всего дают хорошие результаты – стороны приходят к пониманию, они уже не против, но лучше подождать.

У меня было несколько случаев, когда родители были против, а мне пришлось благословить супружество, так как родители даже не знали, насколько далеко уже зашли взаимоотношения молодых людей.

– Бывают случаи, когда молодые пары хотят развестись, не прожив и года.

– Печально, но бывают такие случаи. Священник прикладывает все силы, чтобы сохранить пару. Вначале священник как старший собеседник ведет дознание, выясняя причину распада. Бывают случаи, когда причина зла устранена, и пара сохранена; когда развод откладывают на неопределенный срок; когда люди целенаправленно идут к разводу, у них уже все решено, и они просто хотят не побеседовать, а получить благословение на развод. Какие-то пары удается Божией милостью сохранить.

Если священник благословлял на брак или венчал пару, то ее распад – это как будто рухнула часть его собственного дома: это боль сердца.

– Семья верующая, муж хочет с детьми пойти в храм, а жена просит остаться дома. Как быть?

– А если жена больна или беременна? Что важнее – уйти или остаться? Это индивидуальный случай. Зачастую, когда люди привыкают ходить в храм, они ходят постоянно. Для них это естественное продолжение их жизни. Тем более, если семья активно участвует в жизни прихода. Храмовая благодать покрывает этих людей. Когда люди находятся на территории храма, организовывают различные мероприятия, – это совершенно другое состояние, нежели возле дома или на стадионе.

– Господь благословил семью чадородием, родились у них дети. В каком возрасте их крестить, как часто причащать?

– Когда крестить? В требнике у священника написано: в первый день по рождении ребенка священника приглашают к роженице, и он читает молитвы на первый день (сегодня это делается редко). Затем на восьмой день ребенок приносится от матери, и священник подносит его к иконе Спасителя и Богородицы и тоже читает определенные молитвы (сегодня это делается крайне редко; часто это церковные пары, выросшие в Церкви). Церковные люди, уповая на то, что благодать Божия будет на их детях, крестят детей раньше 40-го дня, часто это 20‑й день. На 40‑й день – завершение периода очищения роженицы. Малоцерковные и светские люди крестят уже в более старшем возрасте. Они боятся, что много народа, холодно.

– Как выбрать крестных, чтобы малое чадо росло православным христианином?

– По Указу Патриархии сейчас проводится собеседование в связи с тем, что в храм приходят совершенно нецерковные люди. Церковные люди (или хотя бы один из супругов) стараются пригласить в крестные людей церковных. Какая задача крестного? Это человек, который молится о своем крестнике. Молитва со дня моря достанет. В Церкви крестных называют восприемниками – они воспринимают новорожденного человека и несут за него ответственность. Кто будет молиться за ребенка? Только человек, ходящий в храм и привыкший молиться. Задача крестного – воспитывать своего крестника как богобоязненного человека, то есть Господа. Таким образом, крестные воспитывают нового прихожанина, верующего человека. В церковной семье такое воспитание дается легче; если семья светская, нередко крестным приходится воспитывать и семью, ведь порой уклад семьи очень далек от понятия духовности и высокой нравственности (в семье могут процветать карты, мат, пьянство, эротика). Крестный и перед Богом оправдывается тем, к чему он избран.

– Если крестный не выполняет свои обязанности, какие ему будут наказания?

– Вразумление будет от Господа, когда мы осознанно не исполняем обязанности, на которые призваны. Толковать не берусь, как оно будет выглядеть.

Ни в коем случае не отступайте от Бога.


Источник: «Православная газета» / телеканал «Союз»

Комментировать

*

«Азбука супружества»
в Telegram.
t.me/azmarriage
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки