«Смерть – лишь временная разлука»<br><span class="bg_bpub_book_author">Протоиерей Валериан Кречетов</span>

«Смерть – лишь временная разлука»
Протоиерей Валериан Кречетов

(1 голос5.0 из 5)

Неис­по­ве­ди­мы пути Гос­под­ни. Каза­лось бы, сча­стье – вот оно: сва­дьба, семей­ная жизнь, дет­ки. Но всё может обо­рвать­ся в один миг. Ско­ро­теч­ная болезнь, вой­на, ката­стро­фа – и нет рядом люби­мо­го чело­ве­ка, с кото­рым хотел жить дол­го и счаст­ли­во, а уме­реть, конеч­но, в один день. Кто-то так и не может опра­вить­ся от уда­ра и до кон­ца жиз­ни, несмот­ря на уго­во­ры род­ных и детей, сохра­ня­ет тра­ур. А кто-то всту­па­ет во вто­рой брак… О том, как пере­жить вдов­ство, мы пого­во­ри­ли с одним из ста­рей­ших кли­ри­ков Мос­ков­ской епар­хии, авто­ри­тет­ней­шим духов­ни­ком, насто­я­те­лем хра­ма Покро­ва Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы села Аку­ло­во Один­цов­ско­го рай­о­на про­то­и­е­ре­ем Вале­ри­а­ном Кре­че­то­вым.

– Отец Вале­ри­ан, как пере­жить боль от смер­ти люби­мо­го супруга? 

– Пре­по­доб­ный Иустин (Попо­вич) ска­зал: «Любовь к чело­ве­ку без люб­ви к Богу – само­лю­бие, а любовь к Богу без люб­ви к чело­ве­ку – самообман».

Нуж­но сна­ча­ла разо­брать­ся в сво­ем чув­стве. У нас любо­вью часто назы­ва­ют страст­ную при­вя­зан­ность к чело­ве­ку и само­лю­би­вое жела­ние все­гда иметь его рядом с собой. Но это – забо­та не о чело­ве­ке, а о себе.

Преж­де все­го, каж­дый чело­век дол­жен иметь хотя бы некое пред­став­ле­ние о смыс­ле жиз­ни. Мно­гие этот смысл видят в дости­же­нии зем­но­го бла­го­по­лу­чия, в удо­воль­стви­ях и раз­вле­че­ни­ях, в жела­нии жить, как хочется.

Но вспом­ни­те даже народ­ную пого­вор­ку: «Живи не как хочет­ся, а как Бог велит!» Любая фило­соф­ская систе­ма и стрем­ле­ние понять смысл жиз­ни логи­че­ски, неиз­беж­но при­во­дят к Богу. Кро­ме мате­ри­а­лиз­ма, пото­му что в нем нет логики.

Поэто­му сна­ча­ла нуж­но опре­де­лить­ся с вопро­сом о смыс­ле жиз­ни. А смысл жиз­ни нашей заклю­ча­ет­ся в том, что­бы чело­век, насколь­ко воз­мож­но, при­го­то­вил себя к буду­щей жиз­ни. Пото­му что глав­ной явля­ет­ся не эта, зем­ная жизнь, а загроб­ная. Зем­ная жизнь – всё рав­но что сту­ден­че­ские годы.

Моло­дой чело­век поми­мо уче­бы ходит на сту­ден­че­ские вече­рин­ки. Раз­вле­че­ния допу­сти­мы в каких-то разум­ных пре­де­лах. Но вооб­ще-то учат­ся не для того, что­бы раз­вле­кать­ся, а для того, что­бы стать спе­ци­а­ли­стом и идти по избран­но­му пути. Если так смот­реть на жизнь, то всё вста­нет на свои места.

Извест­ный лите­ра­тур­ный дея­тель ита­льян­ской куль­ту­ры Дан­те утвер­ждал, что «из всех видов чело­ве­че­ско­го скот­ства самое глу­пое, самое под­лое и самое вред­ное – верить, что после этой жиз­ни не будет другой».

А Гете ска­зал: «Вся­кий, кто не верит в буду­щую жизнь, мертв и для этой». Когда на этой миро­воз­зрен­че­ской осно­ве чело­век стро­ит свою жизнь, он спо­кой­нее пере­но­сит про­ис­хо­дя­щее с ним.

Самое глав­ное в жиз­ни – это цель. Если она есть у чело­ве­ка, он пре­одо­ле­ва­ет любые труд­но­сти на пути к ней. Этот путь и сам по себе может быть инте­рес­ным, но он не само­цель. Одна­ко и в пути, как во вре­мя сту­ден­че­ской уче­бы, не нуж­но про­пус­кать заня­тия, ленить­ся, обма­ны­вать – нуж­но толь­ко тру­дить­ся, помо­гая друг другу.

Ответ на ваш вопрос ищи­те в Еван­ге­лии. Как ска­зал В.Г. Белин­ский, «есть Кни­га, в кото­рой ска­за­но всё, всё реше­но, после кото­рой ни в чем нет сомне­ния, Кни­га бес­смерт­ная, свя­тая, Кни­га веч­ной исти­ны, веч­ной жиз­ни – Евангелие.

Весь про­гресс чело­ве­че­ства, все успе­хи в нау­ках, фило­со­фия заклю­ча­ют­ся толь­ко в боль­шом про­ник­но­ве­нии в таин­ствен­ную глу­би­ну этой Боже­ствен­ной Кни­ги. Осно­ва­ние Еван­ге­лия – откро­ве­ние исти­ны посред­ством люб­ви и благодати».

В Еван­ге­лии Хри­стос пря­мо гово­рит: «Я есмь путь и исти­на и жизнь» (Ин.14:6). Цель, путь к цели и то, как жить на этом пути, – всё долж­но быть в еди­ном духе. Жиз­нен­ная уста­нов­ка «все сред­ства хоро­ши для дости­же­ния моей цели» – не еван­гель­ская, анти­хри­сти­ан­ская, сатанинская.

Попыт­ка постро­ить в этой жиз­ни что-то доб­рое за счет чьей-то кро­ви, чьих-то слез и стра­да­ний не может быть бла­гой. Как цель долж­на быть бла­гой, угод­ной Богу, так и сред­ства ее дости­же­ния долж­ны быть угод­ны­ми Богу.

Вот смысл чело­ве­че­ской жиз­ни. А в жиз­ни мы с кем-то тру­дим­ся пле­чом к пле­чу, но, как на войне, один ухо­дит на фронт, на зада­ние, а дру­гой оста­ет­ся – в надеж­де на буду­щую встре­чу. Да, конеч­но, раз­лу­ка, но – вре­мен­ная. Лишь какое-то смерт­ное мгно­ве­ние, а потом сно­ва – вместе.

Жизнь буду­щая суще­ству­ет, и все люди, без исклю­че­ния, туда пой­дут, рано или позд­но, пооди­ноч­ке или одно­вре­мен­но – всё рав­но: когда-нибудь мы все там ока­жем­ся. Извест­ный при­мер – бла­го­вер­ные князь Петр и кня­ги­ня Фев­ро­ния. Они отпра­ви­лись в буду­щую жизнь одно­вре­мен­но, посколь­ку люби­ли друг дру­га – и Гос­подь дал им такую возможность.

Поэто­му пере­жить зем­ную раз­лу­ку – про­сто. Если ваш супруг рань­ше отпра­вил­ся к Богу, то вы долж­ны радо­вать­ся за него – у Бога-то луч­ше! А мы за ним потом пой­дем, а когда – это уж, конеч­но, как Гос­подь даст.

Надол­го-то обыч­но и не раз­лу­ча­ют­ся, осо­бен­но близ­кие по духу, как свя­тые Петр и Фев­ро­ния. Чело­век, име­ю­щий веру, пони­ма­ет, что мож­но и потер­петь какое-то вре­мя. Тем более, если есть дети. Ты же не толь­ко о себе дума­ешь, но и о детях. Пере­жи­ва­ешь, что люби­мый «ушел» рань­ше, а ты остал­ся – так для детей ты тоже «уйдешь», и как их оставишь?

Надо из раз­лу­ки вычерк­нуть эго­изм. Если будем жить не ради себя, а ради ближ­не­го – то всё ста­нет на свои места. В Еван­ге­лии есть заме­ча­тель­ный при­мер вос­кре­ше­ния Лаза­ря. Четы­ре дня сёст­ры были раз­лу­че­ны с бра­том. Гос­подь состра­дал им, даже про­сле­зил­ся. И Он вос­кре­сил Лазаря.

После смер­ти мы соеди­ним­ся с люби­мы­ми, если будем жить с ними в одном, хри­сти­ан­ском, духе. А потом все вос­крес­нем, как Гос­подь. Для веру­ю­ще­го чело­ве­ка всё про­сто: смер­ти нет! Гос­подь гово­рит: «Веру­ю­щий в Меня не умрет вовек» (Ин.11:26).

Смерть – лишь вре­мен­ная раз­лу­ка, пере­ход. А чрез­мер­ная печаль по умер­ше­му – это в зна­чи­тель­ной мере себя­лю­бие. Как ска­зал свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов: «Все наши доб­ро­де­те­ли име­ют при­месь нечистоты».

– Полу­ча­ет­ся, стра­дать из-за смер­ти близ­ких не нуж­но – но раз­ве это воз­мож­но? Ведь и свя­тые подвиж­ни­ки, поте­ряв супру­га или супру­гу, стра­да­ли – напри­мер, пра­вед­ный Алек­сий Мечев. И Гос­подь пла­кал о Лаза­ре, но это же не себялюбие… 

– Сам Гос­подь сочув­ство­вал, будучи бес­страст­ным. Бес­стра­стие – это не бес­чув­ствие! А отец Алек­сий в то вре­мя еще (после смер­ти матуш­ки) жалел себя. Да и дети у него оста­лись без матери.

Но свя­той пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский ска­зал: «Будь с наро­дом, вой­ди в чужое горе, возь­ми его на себя, и тогда уви­дишь, что твое несча­стье незна­чи­тель­но в срав­не­нии с общим горем…»

Я хоро­шо знал отца Нико­лая Гурья­но­ва, ездил его при­ча­щать. Он одна­жды ска­зал мне: «Тебе мож­но уме­реть – пой­дешь к Богу». Я понял, что батюш­ка по сво­ей люб­ви меня вымо­лил, и поду­мал: «Я‑то пой­ду, мне будет хоро­шо, а дети?» Хоте­лось им что-то дать, в чем-то под­дер­жать, помочь, как же я их оставлю?

При­ез­жал к отцу Нико­лаю несколь­ко раз, а он меня спра­ши­вал: «Ты боишь­ся смер­ти?» – «Нет, батюш­ка, как-то не думал об этом, да и всё рав­но – всем уми­рать, нику­да не денешь­ся. Но как детей оста­вить? Чув­ствую, не готов, вез­де дол­жен…» Он отве­ча­ет: «Пра­виль­но. Дол­го жить будешь!»

– Батюш­ка, а кому тяже­лее пере­жить вдов­ство – муж­чине или женщине? 

– По-насто­я­ще­му, муж­чине. Всё-таки он лиша­ет­ся забо­ты. Знаю это по сво­е­му папе. Мама забо­ле­ла, и он не ел, не пил, пере­жи­вал: «Как я без тебя буду?»

– Как сего­дня Цер­ковь реко­мен­ду­ет вдо­вам стро­ить свою жизнь? 

– Еще апо­стол Павел об этом всё ска­зал. Жить в чисто­те во вдов­стве – свя­тое дело, подвиг. Кто не име­ет сил, немо­щен – опять может всту­пить в брак. Во вто­ром чине вен­ча­ния так и ска­за­но: «Зане зноя и тяго­ты днев­ныя, и плот­ско­го раз­же­ния немо­гу­щее поне­сти во вто­рое бра­ка обще­ние сходятся».

– «Жена свя­за­на зако­ном, доко­ле жив муж ее; если же муж ее умрет, сво­бод­на вый­ти, за кого хочет, толь­ко в Гос­по­де» (1Кор.7:39-40). Что зна­чит «толь­ко в Господе»? 

– Это зна­чит уго­жде­ние не пло­ти, а Богу. Созда­вать семью надо по вере и ради Бога. А уго­жда­ют пло­ти тогда, когда нужен, про­сти­те, муж­чи­на. К несча­стью, ино­гда и в пер­вый брак так вступают…

В кни­ге «Отец Арсе­ний» есть хоро­ший при­мер того, когда девуш­ка выхо­дит замуж за вдов­ца, но ради Бога. Если уже есть дети – то из-за детей всту­па­ют во вто­рой брак. То есть все­гда – ради кого-то, что­бы о ком-то забо­тить­ся. Вот это и есть «в Господе».

Рас­ска­жу вам слу­чай явле­ния из загроб­но­го мира. Один чело­век овдо­вел доволь­но рано, остал­ся с малень­ки­ми детьми на руках. Год он дер­жал тра­ур, а потом ради детей женил­ся сно­ва. Да и не ста­рый он был.

И вдруг слу­чи­лась у него непри­ят­ность на рабо­те. Он при­шел днем домой: жены дома не было, а рядом со спя­щи­ми детьми он все­гда как-то успо­ка­и­вал­ся. Вдруг откры­ва­ет­ся дверь, и со све­чой в руках вхо­дит его пер­вая супру­га, кото­рая умерла…

Он даже не сра­зу понял, что про­изо­шло, так при­вык с ней всем делить­ся, что толь­ко спро­сил: «Ты зна­ешь, что у меня слу­чи­лось?» Она отве­ча­ет: «Знаю». – «Что же мне делать?» – «Молись, и всё прой­дет». – «А кто сде­лал, зна­ешь?» – «Знаю».

«Кто?» – «А это тебе не нуж­но знать, ина­че у тебя будет нехо­ро­шее чув­ство». Тут он осо­знал, что она яви­лась из того мира, и ей всё извест­но. Спро­сил: «А ты зна­ешь, что я вто­рой раз женил­ся?» – «Да». – «Ты не оби­жа­ешь­ся?» – «Нет, напро­тив, ты пра­виль­но сделал».

Она смот­рит на собы­тия с духов­ной точ­ки зре­ния и раду­ет­ся, что рядом с ее мужем и детьми есть любя­щий чело­век. Муж гово­рит: «Посмот­ри на наших деток». – «Я уже сего­дня у них была». Она из неви­ди­мо­го мира к ним при­хо­дит про­ве­дать – вот такое духов­ное един­ство. И ска­зав: «Нас не долж­ны видеть вме­сте», – исчез­ла. Лишь на полу остал­ся воск от ее свечи.

Это­му муж­чине нуж­на была забо­та о его детях, и с этой целью он женил­ся. А теперь, к сожа­ле­нию, неред­ко и в пер­вый брак всту­па­ют не по люб­ви, с целью не послу­жить кому-то, а что­бы себе иметь обслуживание.

Мож­но про­жить и в чистом вдов­стве. Мы зна­ем нема­ло таких при­ме­ров: свя­тая Анна Про­ро­чи­ца, бла­го­че­сти­вые вдо­ви­цы, рус­ские кня­ги­ни. Когда дети вырас­та­ют и ста­но­вят­ся само­сто­я­тель­ны­ми, вдо­ви­цы полу­ча­ют воз­мож­ность боль­ше участ­во­вать в цер­ков­ных и обще­ствен­ных делах.

Но на пер­вом месте у муж­чин и жен­щин долж­на быть семья. Осо­бен­но у жены и мате­ри: ее глав­ное слу­же­ние – в семье. В одной мос­ков­ской шко­ле, дирек­то­ром кото­рой был Геор­гий Ива­но­вич Суво­ров, был очень ува­жа­е­мый педагог.

А у него в свое вре­мя был учи­тель, кото­рый еще в 1920‑х годах гово­рил: «Все жела­ют постро­ить иде­аль­ное обще­ство на зем­ле. Я знаю путь к тако­му обще­ству: дай­те мне вос­пи­тан­ную мать, и такое обще­ство постро­им». Вот как вели­ко зна­че­ние матери!

– Батюш­ка, а как спра­вить­ся с рев­но­стью со сто­ро­ны взрос­лых детей? Для них неред­ко вто­рой брак роди­те­ля – пре­да­тель­ство умер­шей мате­ри или отца…

– Конеч­но, овдо­вев, жен­щине труд­нее быва­ет одной вос­пи­ты­вать маль­чи­ков. Если кто-то пой­дет вто­рой раз замуж, надо учи­ты­вать отно­ше­ние детей – они могут не при­нять дру­го­го отца. Нуж­но сно­ва не о себе думать, а о детях. А часто о детях не дума­ют, про­сто муж­чин «меня­ют». Но это, ско­рее, не вдо­ви­цы, а разведенные…

Преж­де чем женить­ся или вый­ти замуж, надо поду­мать – не ста­нет ли это пре­пят­стви­ем? Ина­че могут испор­тить­ся отно­ше­ния и с детьми, и меж­ду супру­га­ми. Но для веру­ю­ще­го чело­ве­ка один путь – молить­ся, что­бы Гос­подь ука­зал: есть ли на брак воля Божия? Это самое главное.

– Быва­ет, что люди счи­та­ют вто­рой брак пре­да­тель­ством усоп­ше­го супру­га. Неред­ко боят­ся и осуж­де­ния со сто­ро­ны близ­ких, дру­зей, кол­лег. Но и одно­му жить тяже­ло. В резуль­та­те всту­па­ют в неофи­ци­аль­ные отношения… 

– Неофи­ци­аль­ные отно­ше­ния – это блуд. Завя­зы­вая их, люди слу­жат не Богу, а пло­ти. Начи­на­ют с того, с чего сего­дня неред­ко и пер­вый брак начи­на­ет­ся – с «граж­дан­ско­го бра­ка», то есть с блуда.

Отно­ше­ния юри­ди­че­ски неоформ­лен­ные и Цер­ко­вью не бла­го­сло­вен­ные – про­сто гре­хов­ны. И они вре­мен­ны, с воз­рас­том неиз­беж­но пре­кра­тят­ся. Для чего же они были? И что дальше?

А осуж­да­ю­щим близ­ким надо пом­нить, что осуж­дать вооб­ще нико­го нель­зя. Никто не зна­ет внут­рен­не­го состо­я­ния дру­го­го чело­ве­ка и силу его иску­ше­ния. Загля­ни­те в жития свя­тых. У одно­го мона­ха одна­жды плот­ская страсть настоль­ко разыг­ра­лась, что он дер­жал руку в огне, паль­цы обго­ра­ли, а боли он не чувствовал.

Мы даже не пред­став­ля­ем, что это такое. Но вспо­ми­най­те пого­вор­ку: «Не хва­лись, горох, что луч­ше бобов – намок­нешь и сам лоп­нешь». Не зря гово­рят: «В чем осу­дишь, в том и согрешишь».

Нель­зя нико­го осуж­дать. Ина­че враг потом так напа­дет… И страш­нее все­го, если не на тебя, а на бед­ных тво­их детей, и они из-за тебя постра­да­ют. Это для того, что­бы чело­век, нако­нец, что-то осо­знал. Через детей часто люди начи­на­ют себя понимать.

– Отец Вале­ри­ан, воз­мож­но и душе­по­лез­но ли совре­мен­ным людям – напри­мер, оди­но­ким, нуж­да­ю­щим­ся вдо­вам после 50 лет – про­сто дру­жить с муж­чи­ной, при­ни­мая от него помощь, но не всту­пая в брак? Или же всту­пить в брак и жить как брат с сестрой?

– Всё чистое и бого­угод­ное воз­мож­но с Божи­ей помо­щью, если оба – твер­дые хри­сти­ане. Мож­но жить в бра­ке при духов­ном и душев­ном един­стве без плот­ской бли­зо­сти. Напри­мер, за подру­гой моей мамы жених уха­жи­вал сорок лет! Сёст­ры ее вышли замуж, и неко­му было уха­жи­вать за оди­но­кой боль­ной мате­рью. И эта жен­щи­на про­сто не мог­ла оста­вить мать.

Когда ее мама скон­ча­лась, они поже­ни­лись, но уже не жили вме­сте, пото­му что им это уже было не нуж­но. Они настоль­ко при­вык­ли друг о дру­ге забо­тить­ся и по-насто­я­ще­му любить, что от плот­ско­го отказались.

Это воз­мож­но и сего­дня, если о плот­ском ста­рать­ся не думать и про­сить помо­щи Божи­ей. Но в моло­дом воз­расте муж­чи­на и жен­щи­на – это огонь и сено, как гово­рят свя­тые отцы.

– Повтор­но всту­пив­шие в брак вдов­цы или вдо­вы могут срав­ни­вать с умер­шим люби­мым чело­ве­ком свою новую «вто­рую поло­вин­ку» – и не в ее поль­зу. Что бы вы им посоветовали?

– С духов­ной точ­ки зре­ния срав­не­ние кого-то с кем-то – это часто рас­суж­де­ние, пере­хо­дя­щее в осуж­де­ние, и устро­е­ние не духов­ное. Один Бог зна­ет чело­ве­че­скую душу, и толь­ко Он может судить о людях. И нет оди­на­ко­вых людей.

Нуж­но пом­нить, что чело­век нам дает­ся не про­сто так – в нем есть что-то, что важ­но для тебя. Герой одно­го рас­ска­за Дик­кен­са овдо­вел, а жена у него была очень свар­ли­вая. Навер­но, как у Сокра­та – Ксан­тип­па. И когда ему сосва­та­ли жен­щи­ну сми­рен­ную, он про­сил ее: «Ты хоть пору­гай­ся на меня, а то я чув­ствую себя не в сво­ей тарелке!»

– Батюш­ка, самые без­за­щит­ные, кажет­ся, сего­дня вдо­вы свя­щен­ни­ков: оста­ют­ся без кор­миль­ца и защит­ни­ка, неред­ко тер­пят напад­ки, а устро­ить­ся на хоро­шо опла­чи­ва­е­мую рабо­ту, имея на руках деток, невозможно… 

– Думаю, это не совсем так. Если дей­стви­тель­но свя­щен­ник ста­рал­ся, его духов­ные чада так же забо­тят­ся о его семье… Не знаю, как будет, когда умру, но пока живу, мои чада так забо­тят­ся, что ино­гда даже стыдно…

Но спо­кой­ная жизнь на зем­ле нико­му не обе­ща­на: «В мире буде­те иметь скорбь» (Ин.16:33). Ваш вопрос каса­ет­ся каж­дой семьи. Но ответ надо искать в Свя­щен­ном Писа­нии: «Я был молод и соста­рил­ся, и не видал пра­вед­ни­ка остав­лен­ным и потом­ков его про­ся­щи­ми хле­ба» (Пс.36:25).

Есть овдо­вев­шие свя­щен­ни­че­ские семьи, на кото­рые никто не «напа­да­ет». Пото­му что это не есть штамп, в каж­дом слу­чае всё инди­ви­ду­аль­но. Думаю, бед­ствен­ное поло­же­ние и напад­ки свя­за­ны не со вдо­ва­ми свя­щен­ни­ков, а с тем, какой был батюш­ка, какая оста­лась матушка.

Всё в нашей жиз­ни не про­сто так. Если матуш­ке-вдо­ве посы­ла­ет­ся какое-то испы­та­ние, иску­ше­ние – то не без духов­ной поль­зы. То же самое на любом хри­сти­ан­ском пути.

– Мож­но ли вдо­ве свя­щен­ни­ка сно­ва вый­ти замуж?

– О самом свя­щен­ни­ке ска­за­но одно­знач­но – не име­ет пра­ва. А по отно­ше­нию к его вдо­ве тако­го кано­ни­че­ско­го запре­та или пре­пят­ствия я не знаю.

– Отец Вале­ри­ан, так всё-таки не грех ли – вдо­ве вто­рой раз выхо­дить замуж, а вдов­цу женить­ся? С одной сто­ро­ны, Апо­стол ска­зал: «Без­брач­ным же и вдо­вам гово­рю: хоро­шо им оста­вать­ся, как я» (1Кор.7:8-9); «Она (вдо­ва) бла­жен­нее, если оста­нет­ся так, по мое­му сове­ту» (1Кор.7:39-40); а с дру­гой – «желаю, что­бы моло­дые вдо­вы всту­па­ли в брак, рож­да­ли детей, управ­ля­ли домом и не пода­ва­ли про­тив­ни­ку ника­ко­го пово­да к зло­ре­чию» (1Тим.5:14). Как будет правильнее? 

– Апо­стол гово­рит не толь­ко о вдов­стве, а вооб­ще о вступ­ле­нии в брак. Для вдов­ству­ю­щих же на все слу­чаи есть лишь один ответ – надо молить­ся и про­сить ука­за­ния Божия.

Осно­ва­тель­ни­ца Спа­со-Боро­дин­ско­го мона­сты­ря игу­ме­ния Мария (в миру Мар­га­ри­та Туч­ко­ва) по бла­го­сло­ве­нию свя­ти­те­ля Фила­ре­та (Дроз­до­ва) раз­ве­лась с пер­вым мужем.

Ока­зал­ся непо­ря­доч­ным чело­ве­ком, обма­нул – быва­ет вся­кое. И она вышла замуж вто­рой раз по вели­кой люб­ви за гене­ра­ла Туч­ко­ва – но потом муж погиб в Боро­дин­ском сра­же­нии, а ребе­нок умер, и Мар­га­ри­та Туч­ко­ва при­ня­ла мона­ше­ский постриг.

И пре­по­доб­ная Афа­на­сия игу­ме­ния, вели­кая подвиж­ни­ца, два­жды была заму­жем. Вот такие судь­бы Божии, и я ниче­го не могу тут ска­зать. Боюсь огра­ни­чи­вать Про­мысл Божий.

Вопрос вдов­ства очень серьез­ный, но сего­дня не так часто встре­ча­ют­ся про­бле­мы у вдов­ству­ю­щих, сколь­ко у раз­ве­ден­ных. В наро­де раз­ве­ден­ную даже про­зва­ли «соло­мен­ной вдовой».

И я поду­мал, поче­му соло­мен­ная? А потом понял: пото­му что очень лег­ко «вспы­хи­ва­ет», да быст­ро «сго­ра­ет». Соло­мен­ные вдов­цы и вдо­вы, если сопря­га­ют­ся с огнем стра­сти, лег­ко вос­пла­ме­ня­ют­ся – ведь уже есть опыт. А оста­ет­ся потом пепел. Соло­мен­ное вдов­ство – про­бле­ма совре­мен­но­го человечества.

С про­то­и­е­ре­ем Вале­ри­а­ном Кре­че­то­вым бесе­до­ва­ла Нина Рядчикова

Источ­ник: пра­во­слав­ный жен­ский жур­нал «Сла­вян­ка», №4(64), июль-август 2016 г.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки