Таинство нерасторжимости

Таинство нерасторжимости

(1 голос5.0 из 5)

Начи­на­ет­ся пора зим­них сва­деб. О Таин­стве созда­ния «малой Церк­ви», о нерас­тор­жи­мо­сти и обособ­ле­нии семей­но­го сою­за, а так­же о том, поче­му вен­ча­ние  долж­на пред­ва­рять госу­дар­ствен­ная реги­стра­ция, рас­ска­зы­ва­ет иерей Андрей Маке­ев, кли­рик храм во имя свя­ти­те­ля Нико­лая Чудо­твор­ца в рабо­чем посел­ке Даль­нее Кон­стан­ти­но­во Ниже­го­род­ской области.

Отец Андрей, что, с пози­ции Церк­ви, луч­ше − брак или монашество?

− Вряд ли мож­но так ста­вить вопрос, но давай­те рас­суж­дать. Брак и мона­ше­ство — это два пути к спа­се­нию. Один путь, крат­чай­ший, на мой взгляд, − это мона­ше­ство. Поче­му он крат­чай­ший? Пото­му что чело­век все силы души, все свои телес­ные силы направ­ля­ет на бого­слу­же­ние, на дости­же­ние обще­ния с Богом во вре­мя сво­ей зем­ной жиз­ни. Путь этот интен­сив­ный, он более слож­ный, но это − крат­чай­ший путь.

Живу­щий в бра­ке идет дру­гим путем. Нель­зя ска­зать, что он хуже или луч­ше: это про­сто иной путь. Здесь чело­век обре­ме­нен женой, детьми, рабо­той, каки­ми-то послу­ша­ни­я­ми по дому (это, в том чис­ле, и уход за роди­те­ля­ми). И толь­ко часть сил и вре­ме­ни он направ­ля­ет на соб­ствен­ное совер­шен­ство­ва­ние. Жена, дети, роди­те­ли − это инстру­мен­ты, кото­рые помо­га­ют чело­ве­ку духов­но самосовершенствоваться.

Мона­ше­ство − это тоже семья. Но семья, состо­я­щая из гораз­до боль­ше­го чис­ла чле­нов. Срав­ни­те: чело­век живет с женой и с детьми, их пяте­ро-шесте­ро, и чело­век живет в мона­сты­ре, где бра­тии − сто или боль­ше. Это такая же семья, и в ней тоже суще­ству­ют опре­де­лен­ные зако­ны, и тоже ино­гда нуж­но подав­лять свое «я». Поэто­му гово­рить, что спа­си­тель­нее, − нельзя.

Цер­ковь нико­го ни к чему не при­нуж­да­ет, это сво­бод­ный выбор каж­до­го. Если чело­век чув­ству­ет в себе силы и потреб­ность дости­гать спа­се­ния в оди­ноч­ку, пожа­луй­ста, такая воз­мож­ность есть: это мона­ше­ство. Мно­гое зави­сит от наше­го внут­рен­не­го устро­е­ния. Есть люди, кото­рые с рож­де­ния, с дет­ства, с юно­сти не чув­ству­ют в себе сил для семей­ной жиз­ни. Если они жела­ют уго­ждать Богу, то воль­ны выби­рать для себя путь монашеский.

Дру­гие же счи­та­ют, что в семье гораз­до про­ще пре­одо­ле­вать все житей­ские нестро­е­ния. Гос­подь бла­го­слов­ля­ет и это. Сам Он и в Вет­хом Заве­те гово­рил: «Пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь, и напол­няй­те зем­лю». Гос­подь наш Иисус Хри­стос во вре­мя Сво­ей зем­ной жиз­ни посе­тил сва­деб­ный пир в Кане Гали­лей­ской, тем самым бла­го­сло­вив и этот кон­крет­ный союз, и сам инсти­тут бра­ка. Мы с вами зна­ем, что апо­стол Петр, напри­мер, был чело­ве­ком жена­тым. И, как сви­де­тель­ству­ет Пре­да­ние, детей не имел. От это­го его брак не стал, я думаю, менее совер­шен­ным или каким-то ущербным.

Поче­му Цер­ковь вен­ча­ет толь­ко име­ю­щих госу­дар­ствен­ное сви­де­тель­ство о бра­ке? Поче­му нель­зя про­сто прий­ти в цер­ковь и повен­чать­ся, а уже потом зарегистрироваться?

− Дело в том, что до 1917 года цер­ков­ный, то есть повен­чан­ный, брак при­зна­вал­ся госу­дар­ством как име­ю­щий юри­ди­че­скую силу. И у свя­щен­но­слу­жи­те­лей была воз­мож­ность кон­тро­ли­ро­вать, нахо­дит­ся ли чело­век в насто­я­щее вре­мя в закон­ном бра­ке или нет. После 1917 года ситу­а­ция изме­ни­лась кар­ди­наль­но, вен­ча­ние пере­ста­ло при­зна­вать­ся госу­дар­ством как пол­но­цен­ный брак.

И поэто­му чело­век, обра­ща­ясь к свя­щен­но­слу­жи­те­лю с прось­бой совер­шить над ним Таин­ство, дол­жен был предъ­явить доку­мент, кото­рый под­твер­ждал, что в насто­я­щее вре­мя этот чело­век сво­бо­ден от каких-либо дру­гих обя­за­тельств и отно­ше­ний. Пото­му что были слу­чаи, к сожа­ле­нию, когда те, кто уже нахо­дил­ся в закон­ном бра­ке, вво­ди­ли свя­щен­но­слу­жи­те­лей в заблуж­де­ние прось­бой повен­чать с дру­гой жен­щи­ной. Это основ­ной аргу­мент, поче­му прак­ти­ка Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в насто­я­щее вре­мя обя­зы­ва­ет перед вен­ча­ни­ем заре­ги­стри­ро­вать свое граж­дан­ское состо­я­ние в орга­нах госу­дар­ствен­ной власти.

Сей­час суще­ству­ет поня­тие граж­дан­ско­го бра­ка − бра­ка, заре­ги­стри­ро­ван­но­го в ЗАГСе и име­ю­ще­го соот­вет­ству­ю­щие доку­мен­ты. Но ни в коем слу­чае нель­зя путать граж­дан­ский брак с блуд­ным сожи­тель­ством, как это мно­ги­ми в наше вре­мя прак­ти­ку­ет­ся. Лишь всту­пая в госу­дар­ствен­ные пра­во­вые отно­ше­ния, полу­чая санк­цию госу­дар­ства на созда­ние семьи, она обес­пе­чи­ва­ет­ся опре­де­лен­ной защи­той госу­дар­ства, защи­той каж­до­го чле­на этой семьи.

Если вдруг заре­ги­стри­ро­ван­ный брак рас­па­да­ет­ся, госу­дар­ство может про­кон­тро­ли­ро­вать, что­бы никто из детей не был обде­лен (в иму­ще­ствен­ных вопро­сах, напри­мер). К тому же реги­стра­ция бра­ка под­ра­зу­ме­ва­ет осо­зна­ние моло­ды­ми людь­ми ответ­ствен­но­сти. Они с боль­шей серьез­но­стью под­хо­дят к делу созда­ния семьи, чем когда про­сто при­хо­дят в цер­ковь и гово­рят: «Повен­чай­те нас, пожалуйста».

Конеч­но, для веру­ю­ще­го пра­во­слав­но­го чело­ве­ка вен­ча­ние в церк­ви при­о­ри­тет­нее реги­стра­ции в ЗАГСе. Но суще­ству­ю­щий на сей момент поря­док вещей таков: пред­ва­ри­тель­но свое жела­ние жить вме­сте нуж­но засви­де­тель­ство­вать в орга­нах госу­дар­ствен­ной власти.

Нужен ли в прин­ци­пе штамп в паспорте?

− Штамп на отно­ше­ния, я пола­гаю, нико­им обра­зом не вли­я­ет. Неко­то­рые про­сят обвен­чать их, заяв­ляя: «Для нас штамп в пас­пор­те ниче­го не зна­чит». Но если для вас штамп в пас­пор­те ниче­го не зна­чит, если это пустая фор­маль­ность, то я не вижу ника­ких осно­ва­ний, что­бы эту про­бле­му не решить про­сто и быстро.

Мне кажет­ся, ино­гда люди обма­ны­ва­ют сами себя, гово­ря, что для них это ниче­го не зна­чит. Мно­же­ство при­чин, отго­во­рок, кото­рые яко­бы не поз­во­ля­ют им заре­ги­стри­ро­вать свои отно­ше­ния, сви­де­тель­ству­ют о неже­ла­нии, него­тов­но­сти нести ответ­ствен­ность за семью. Мно­гие при­кры­ва­ют­ся мате­ри­аль­ны­ми труд­но­стя­ми, но ведь сва­дьба как тако­вая совер­шен­но не обя­за­тель­на. Чело­век может прий­ти в ЗАГС с буду­щей супру­гой в любой день и заре­ги­стри­ро­вать­ся без проблем.

Поче­му семью назы­ва­ют малой Церковью?

− Это срав­не­ние впер­вые про­зву­ча­ло в сло­вах апо­сто­ла Пав­ла, кото­рые он про­из­но­сит, срав­ни­вая союз меж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной с сою­зом Хри­ста и Церк­ви. За этой парал­ле­лью, кото­рую он при­во­дит, лежит сле­ду­ю­щее: как гла­вой Церк­ви явля­ет­ся Хри­стос, так и гла­вой жены явля­ет­ся муж. «Муж дол­жен любить жену, − гово­рит апо­стол Павел, − как Хри­стос воз­лю­бил Цер­ковь». Это зна­чит, муж­чи­на дол­жен жерт­во­вать всем для семьи, для жены, защи­щать ее, любить, отно­сить­ся с ува­же­ни­ем. Хри­стос все­го Себя пре­дал за Цер­ковь. Этим прин­ци­пом долж­ны руко­вод­ство­вать­ся и мужья по отно­ше­нию к сво­им супругам.

Так­же апо­стол Павел пишет: «Пусть каж­дый муж любит свою жену, как свою плоть». Здесь учи­ты­ва­ет­ся то, что вме­сте супру­ги состав­ля­ют еди­ное целое. Чело­век, не любя­щий свою жену, не любит само­го себя. Но тако­го не быва­ет. Каж­дый плоть свою леле­ет и гре­ет. Поэто­му если чело­век любит себя, он будет любить и свою жену. Кто допус­ка­ет какую-то неспра­вед­ли­вость, уде­ля­ет недо­ста­точ­ное вни­ма­ние супру­ге, чле­нам сво­ей семьи, тем самым сви­де­тель­ству­ет о том, что ему напле­вать и на себя.

Объ­яс­ни­те, пожа­луй­ста, фра­зу: «И оста­вит чело­век отца сво­е­го и мать свою и при­ле­пит­ся к жене своей»?

− Дело в том, что новая семья, кото­рая обра­зу­ет­ся, все-таки долж­на каким-то обра­зом себя отде­лять. Фор­ми­ру­ет­ся новая ячей­ка обще­ства, и это остав­ле­ние отца и мате­ри не зна­чит, что нуж­но вооб­ще о них забыть. Это озна­ча­ет, что чело­век начи­на­ет вести соб­ствен­ное хозяй­ство, ста­но­вит­ся гла­вой сво­ей семьи, за все в этой новой семье отве­ча­ет сам. Разу­ме­ет­ся, это не сни­ма­ет забо­ту о близ­ких, кото­рых он остав­ля­ет, − роди­те­лей в первую очередь.

Заклю­чен­ная в этих сло­вах мысль, с одной сто­ро­ны, удо­сто­ве­ря­ет бого­уста­нов­лен­ность бра­ка, с дру­гой − про­воз­гла­ша­ет закон о его нерас­тор­жи­мо­сти. Очень важ­но пони­мать: «Что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­ча­ет». Люди, всту­па­ю­щие в цер­ков­ный брак, долж­ны осо­зна­вать: это Таин­ство обя­зы­ва­ет к его нерас­тор­жи­мо­сти. В жиз­ни это, к сожа­ле­нию, не все­гда так.

«При­леп­ле­ние» ука­зы­ва­ет и на физи­че­скую бли­зость в том чис­ле, на общ­ность инте­ре­сов, кото­рые меж­ду супру­га­ми будут воз­ни­кать, на тес­ный духов­но-нрав­ствен­ный союз, кото­рый дости­га­ет­ся ими сами­ми. Остав­ле­ние отца и мате­ри спо­соб­ству­ет это­му еди­не­нию, ново­му союзу.

Бесе­до­ва­ла Надеж­да Спирина

Бесе­да на радио «Образ» опубликована
сай­том Ниже­го­род­ской митрополии
(к печа­ти под­го­то­ви­ла Татья­на Юдина)

Print Friendly, PDF & Email

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки