Тест: Церковь первых веков

  • 1. Наиме­но­ва­ние сбор­ни­ков древ­ней­ших изве­стий о хри­сти­ан­ских мучениках.




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Акты муче­ни­ков (лат. acta martyrum) или акты свя­тых (acta sanctorum) – наиме­но­ва­ние сбор­ни­ков древ­ней­ших изве­стий о муче­ни­ках. Раз­ли­ча­ют­ся два типа подоб­ных актов. Пер­вый тип пред­став­лен офи­ци­аль­ны­ми судеб­ны­ми про­то­ко­ла­ми тех про­цес­сов, кото­рые велись рим­ски­ми вла­стя­ми про­тив хри­сти­ан. Дру­гой тип муче­ни­че­ских актов – это запи­си оче­вид­цев-хри­сти­ан, стре­мив­ших­ся сохра­нить для Церк­ви досто­вер­ное опи­са­ние стра­да­ний и побе­ды подвижника.


  • 2. Импе­ра­тор, жив­ший в кон­це III – нача­ле IV вв., во вре­ме­на прав­ле­ния кото­ро­го постра­дал свя­той вели­ко­му­че­ник, цели­тель, врач без­мезд­ный Пантелеимон.




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Став без­мезд­ным вра­чом, Пан­те­ле­и­мон лишил мно­гих вра­чей дохо­дов, и на него посту­пил донос импе­ра­то­ру Мак­си­ми­а­ну, что Пан­те­ле­и­мон посе­ща­ет в тюрь­ме хри­сти­ан и лечит их име­нем Хри­ста. Импе­ра­тор под­верг свя­то­го муче­ни­ям и казнил.


  • 3. Хри­сти­ан­ский тео­лог, фило­соф, уче­ный II–III вв., осуж­ден­ный на Пятом Все­лен­ском Собо­ре в 553 г.




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Ори­ген был выда­ю­щим­ся чело­ве­ком хри­сти­ан­ской древ­но­сти, высо­ким по сво­ей нрав­ствен­ной жиз­ни, был испо­вед­ни­ком, ока­зал очень боль­шое вли­я­ние на раз­ви­тие цер­ков­но­го бого­сло­вия. Одна­ко он не был при­чис­лен к лику отцов Церк­ви и после смер­ти его уче­ние и мно­гие его тво­ре­ния были осуждены.


  • 4. Погре­баль­ный склеп в ката­ком­бах с полу­круг­лы­ми ниша­ми в сте­нах, где сто­я­ли мра­мор­ные саркофаги.



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Куби­ку­лы (лат. cubiculum – постель), явля­лись погре­баль­ны­ми скле­па­ми, а крип­ты и капел­лы – под­зем­ны­ми церк­ва­ми, здесь во вре­мя гоне­ний хри­сти­ане совер­ша­ли бого­слу­же­ние. Куби­ку­лы име­ли неболь­шой раз­мер, крип­ты мог­ли вме­стить до 70–80 моля­щих­ся, а капел­лы гораз­до боль­шее коли­че­ство – до 150 человек.


  • 5. Ран­не­хри­сти­ан­ский памят­ник, содер­жа­щий све­де­ния о цер­ков­ной жиз­ни, бого­сло­вии и нрав­ствен­ном уче­нии апо­столь­ской эпохи.




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Дида­хе́ (сокра­ще­ние от «Уче́ние Го́спода наро́дам чрез 12 апо́столов», греч. Διδαχὴ Κυρίου διὰ τῶν δώδεκα ἀποστόλων) – наи­бо­лее ран­ний из извест­ных (конец I – нача­ло II вв.) памят­ни­ков хри­сти­ан­ской пись­мен­но­сти кате­хи­зи­че­ско­го харак­те­ра; так­же памят­ник цер­ков­но­го пра­ва и бого­слу­же­ния. В ран­ней Церк­ви имел широ­кую извест­ность; Кли­мент Алек­сан­дрий­ский при­чис­лял его к кни­гам Свя­щен­но­го Писа­ния Ново­го Заве­та, не сомне­ва­ясь в апо­столь­ском автор­стве произведения.


  • 6. На чем совер­ша­ли Литур­гию хри­сти­ане пер­вых веков?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В пер­вые века хри­сти­ан­ства было при­ня­то совер­шать Литур­гию на гро­бах хри­сти­ан­ских мучеников.


  • 7. Как назы­ва­ют защит­ни­ков хри­сти­ан­ства, дей­ство­вав­ших в пору тяж­ких гоне­ний на Цер­ковь во II и III вв.?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Апо­ло­ге­ты – (от греч. ἀπολογέομαι (апо­ло­гео­май) – защи­щать­ся, оправ­ды­вать­ся) общее назва­ние ран­не­хри­сти­ан­ских писа­те­лей, глав­ным обра­зом II и III вв. (пери­од гоне­ния на хри­сти­ан со сто­ро­ны рим­ских вла­стей), защи­щав­ших фун­да­мен­таль­ные поло­же­ния и прин­ци­пы хри­сти­ан­ства от напа­док госу­дар­ствен­ных вла­стей, от кри­ти­ки нехри­сти­ан­ских фило­со­фов (иуде­ев и язычников).


  • 8. Уче­ние III в., соглас­но кото­ро­му Цер­ковь есть обще­ство свя­тых, а все пад­шие и соде­лав­шие смерт­ные гре­хи после кре­ще­ния долж­ны быть извер­га­е­мы из нее и ни в каком слу­чае не могут быть при­ни­ма­е­мы обратно.




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Цер­ковь не может про­щать тяж­ких греш­ни­ков; если же она их про­ща­ет и при­ни­ма­ет обрат­но, то сама дела­ет­ся нечи­стой, пере­ста­ет быть свя­той, счи­та­ли пред­ста­ви­те­ли рас­коль­ни­че­ско­го дви­же­ния новациан.


  • 9. Как еще назы­ва­ет­ся ага­па – общая тра­пе­за хри­сти­ан пер­вых веков?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Ага́па (от греч. ἀγάπη (ага­пе) — любовь) – общая тра­пе­за хри­сти­ан пер­вых веков, назы­ва­е­мая «вече­рей люб­ви». Ага­пы устра­и­ва­лись хри­сти­а­на­ми в вос­по­ми­на­ние Тай­ной Вече­ри, на кото­рой Гос­подь уста­но­вил Таин­ство Евха­ри­стии. В то же вре­мя сами ага­пы не отож­деств­ля­лись с Таин­ством Евха­ри­стии, а слу­жи­ли целям бла­го­тво­ри­тель­но­сти и раз­ви­тию хри­сти­ан­ско­го общения.


  • 10. «Кровь муче­ни­ков – семя хри­сти­ан­ства», «Пока­я­ние – это вто­рое кре­ще­ние», «Душа чело­ве­ка – по при­ро­де хри­сти­ан­ка», «Гос­подь наш есть исти­на, а не при­выч­ка», «Хри­сти­а­на­ми дела­ют­ся, а не рож­да­ют­ся», «Про­тив­но рели­гии при­нуж­дать к рели­гии». Счи­та­ет­ся, что эти изре­че­ния при­над­ле­жат… Кому?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Тер­тул­ли­ан – один из наи­бо­лее выда­ю­щих­ся ран­не­хри­сти­ан­ских писа­те­лей, тео­ло­гов и апо­ло­ге­тов, жив­ших во II–III вв.


  • 11. Какое сло­же­ние паль­цев руки при совер­ше­нии крест­но­го зна­ме­ния исполь­зо­ва­лось в пер­вые века христианства?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пер­во­на­чаль­ною древ­ней­шею фор­мою пер­сто­сло­же­ния для крест­но­го зна­ме­ния, кото­рая упо­треб­ля­лась в пер­вые века хри­сти­ан­ства и, по цер­ков­ным веро­ва­ни­ям, ведет свое нача­ло со вре­мен апо­столь­ских, было еди­но­пер­стие, – тогда зна­ме­но­ва­лись в крест­ном зна­ме­нии одним перстом.


  • 12. Глав­ное насле­дие, кото­рое оста­вил после себя свя­ти­тель Гри­го­рий Неоке­са­рий­ский (ок. 213 – ок. 270 гг.).




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Свя­ти­тель Гри­го­рий Неоке­са­рий­ский оста­вил после себя Сим­вол веры. Этот Сим­вол поль­зо­вал­ся в древ­но­сти боль­шим авторитетом.


  • 13. Син­кре­ти­че­ское рели­ги­оз­ное уче­ние, воз­ник­шее в III в. в госу­дар­стве Саса­ни­дов, состав­лен­ное в основ­ном из хри­сти­ан­ско-гно­сти­че­ских пред­став­ле­ний, опи­рав­ших­ся на спе­ци­фи­че­ское пони­ма­ние Биб­лии, одна­ко со вре­ме­нем впи­тав­шее заим­ство­ва­ния из дру­гих рели­гий – зоро­аст­риз­ма и буддизма.




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Мани­хей­ство пред­став­ля­ет собой смесь хри­сти­ан­ско­го уче­ния с нача­ла­ми рели­гии Зоро­аст­ра. Осно­ва­те­лем мани­хей­ства был Манес, пер­сид­ский маг, а затем пре­сви­тер в пер­сид­ском горо­де Егваце.


  • 14. Апо­ло­гет Церк­ви, фило­соф, экзе­гет, борец с ере­ся­ми, цер­ков­ный писа­тель. Его глав­ная рабо­та «Опро­вер­же­ние всех ере­сей» (в деся­ти кни­гах) была направ­ле­на про­тив гно­сти­ков. Погиб в гоне­ние импе­ра­то­ра Мак­си­ми­на Фракиянина.




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Свя­щен­но­му­че­ник Иппо­лит Рим­ский был одним из пло­до­ви­тей­ших и раз­но­сто­рон­них писа­те­лей, рев­ност­ным побор­ни­ком Церк­ви. Борол­ся сло­вом и делом с ере­ся­ми того вре­ме­ни, в основ­ном антит­ри­ни­тар­ны­ми. Соглас­но пре­да­нию, был чет­вер­то­ван око­ло 235 г.


  • 15. В какую ересь укло­нил­ся цер­ков­ный писа­тель Тертуллиан?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Тер­тул­ли­ан закон­чил свою про­по­вед­ни­че­скую дея­тель­ность в раз­ры­ве с Цер­ко­вью. Послед­ний пери­од его жиз­ни окра­шен сна­ча­ла сла­бы­ми оттен­ка­ми мон­та­ни­сти­че­ско­го уче­ния, а потом он сам сде­лал­ся откры­тым сто­рон­ни­ком это­го учения.


  • 16. Суще­ство­ва­ли ли вне ката­комб хри­сти­ан­ские хра­мы в эпо­ху гоне­ний на хри­сти­ан­ство I – нача­ла IV вв.?
    Вопрос без спис­ка отве­тов, с самопроверкой  После уст­но­го отве­та на вопрос, нажми­те кноп­ку “Пра­виль­ный ответ” и оце­ни­те само­сто­я­тель­но, пра­виль­но ли вы отве­ти­ли, нажав кноп­ку “Отве­тил пра­виль­но” или “Отве­тил неправильно”. 
    Пра­виль­ный ответ: Да. К нача­лу кон­цу III в. хри­сти­ан­ские хра­мы уже не были таки­ми неза­мет­ны­ми, как в I и II вв.; в круп­ных горо­дах по всей импе­рии появ­ля­лись круп­ные церк­ви. В Нико­ми­дии хри­сти­ан­ский храм зани­мал холм перед импе­ра­тор­ским дворцом.
    Ком­мен­та­рий:

    Да. К нача­лу кон­цу III в. хри­сти­ан­ские хра­мы уже не были таки­ми неза­мет­ны­ми, как в I и II вв.; в круп­ных горо­дах по всей импе­рии появ­ля­лись круп­ные церк­ви. В Нико­ми­дии хри­сти­ан­ский храм зани­мал холм перед импе­ра­тор­ским дворцом.



  • 17. Госу­дар­ство, кото­рое, соглас­но оцен­кам исто­ри­ков, пер­вым в мире при­ня­ло христианство:




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Эдес­ское цар­ство, или Озро­эн (Осро­е­на), до 216 г. нахо­ди­лось вне Импе­рии. Его насе­ле­ние гово­ри­ло на древне­си­рий­ском (или сир­ском) язы­ке, кото­рый был одним из диа­лек­тов ара­мей­ско­го. Обра­зо­ван­ные жите­ли Озро­эна зна­ли гре­че­ский. Хри­сти­ан­ская общи­на была обра­зо­ва­на в Эдес­се во II в. Самый ее извест­ный член Вар­де­сан был дру­гом царя Абга­ра (Авга­ря) IX Вели­ко­го, кото­ро­го он обра­тил в хри­сти­ан­ство. Таким обра­зом, Озро­эн стал пер­вым госу­дар­ством мира, офи­ци­аль­но при­няв­шим хри­сти­ан­ство в кон­це II в.


  • 18. Кто такой Павел Само­сат­ский (200–275)?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Павел І Само­сат­ский – епи­скоп Антио­хий­ский в 260–268 гг.; был осуж­ден как ере­тик на Антио­хий­ском собо­ре в 268 г.


  • 19. С каким живот­ным древ­ние хри­сти­ане сим­во­ли­че­ски срав­ни­ва­ли Иису­са Христа?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Одним из самых рас­про­стра­нен­ных изоб­ра­же­ний Спа­си­те­ля у древ­них хри­сти­ан был знак рыбы (аббре­ви­а­ту­ра гре­че­ской фра­зы Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoς ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Хри­стос Божий Сын Спа­си­тель) скла­ды­ва­ет­ся в сло­во Ίχθύς ИХТИС – рыба).


  • 20. Ори­ги­нал тек­ста одно­го из наи­бо­лее важ­ных доку­мен­тов для ран­ней исто­рии кано­на Ново­го Заве­та, отно­сит­ся к кон­цу II в. Этот доку­мент изве­стен под названием:




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Канон Мура­то­ри (назва­ние доку­мен­та свя­за­но с име­нем обна­ру­жив­ше­го его ита­льян­ско­го иссле­до­ва­те­ля Людо­ви­ка Мура­то­ри (1652–1750)) в соб­ствен­ном смыс­ле сло­ва не канон. Он пред­став­ля­ет собой не про­стой спи­сок кано­ни­че­ских книг, а сво­е­го рода вве­де­ние в Новый Завет. Автор переч­ня (воз­мож­но, Иппо­лит Рим­ский) при­ни­ма­ет за кано­ни­че­ские четы­ре Еван­ге­лия, Дея­ния апо­сто­лов и 13 посла­ний Пав­ла (кро­ме Посла­ния к Евре­ям), еще три посла­ния апо­сто­лов, не назван­ных по име­ни, а так­же Апо­ка­лип­си­сы Иоан­на и Пет­ра (хотя послед­ний, по сло­вам авто­ра, неко­то­рые не поз­во­ля­ют читать в церкви).


  • 21. Рим­ский импе­ра­тор III в., в эпо­ху прав­ле­ния кото­ро­го нача­лось одно из самых кро­ва­вых и опу­сто­ши­тель­ных анти­хри­сти­ан­ских гоне­ний. В Риме в этот вре­мя погиб папа Фаби­ан и его кафед­ра пусто­ва­ла целых 14 месяцев.




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Одним из важ­ней­ших направ­ле­ний внут­рен­ней поли­ти­ки импе­ра­то­ра Декия (Деция) был кон­троль над рели­ги­ей: он решил вос­ста­но­вить почи­та­ние тра­ди­ци­он­ных рим­ских богов и воз­ро­дить древ­ние культы.


  • 22. Суще­ство­вал ли экзор­цизм в ран­ней Церкви?
    Вопрос без спис­ка отве­тов, с самопроверкой  После уст­но­го отве­та на вопрос, нажми­те кноп­ку “Пра­виль­ный ответ” и оце­ни­те само­сто­я­тель­но, пра­виль­но ли вы отве­ти­ли, нажав кноп­ку “Отве­тил пра­виль­но” или “Отве­тил неправильно”. 
    Пра­виль­ный ответ: Да. Напри­мер, к 251 г. ресур­сы Рим­ской Церк­ви настоль­ко воз­рос­ли, что она содер­жа­ла епи­ско­па, 46 пре­сви­те­ров, 7 диа­ко­нов, 7 ипо­ди­а­ко­нов, 42 све­ще­нос­ца, 52 экзор­ци­ста, чте­ца и при­врат­ни­ка, более 1500 вдов и бед­ня­ков, и все они «были пита­е­мы бла­го­да­тью и мило­стью Господней».


  • 23. Что в первую оче­редь тре­бо­ва­ла от хри­сти­ан импер­ская поли­ция, боров­ша­я­ся с рас­про­стра­не­ни­ем христианства?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В 303 г. в Нико­ми­дии был обна­ро­до­ван импе­ра­тор­ский эдикт, пред­пи­сы­ва­ю­щий сдать и затем сжечь все экзем­пля­ры Свя­щен­но­го Писа­ния хри­сти­ан и их бого­слу­жеб­ные кни­ги. Все хра­мы долж­ны были быть раз­ру­ше­ны, а вся­кие хри­сти­ан­ские бого­слу­жеб­ные собра­ния пре­кра­ще­ны. За сопро­тив­ле­ние эдик­ту гро­зи­ло тюрем­ное заклю­че­ние, пыт­ки, ино­гда и смерть.


  • 24. Мог ли в ран­ней Церк­ви быв­ший раб стать епископом?
    Вопрос без спис­ка отве­тов, с самопроверкой  После уст­но­го отве­та на вопрос, нажми­те кноп­ку “Пра­виль­ный ответ” и оце­ни­те само­сто­я­тель­но, пра­виль­но ли вы отве­ти­ли, нажав кноп­ку “Отве­тил пра­виль­но” или “Отве­тил неправильно”. 
    Пра­виль­ный ответ: Да. В Церк­ви рабы и гос­по­да были бра­тья­ми. Неко­то­рые из воль­но­от­пу­щен­ни­ков ста­ли епи­ско­па­ми, напри­мер папа рим­ский Кал­лист (ок. III в.).


  • 25. Дати­ру­е­мое 313 г. пись­мо импе­ра­то­ров Кон­стан­ти­на и Лици­ния, про­воз­гла­шав­шее рели­ги­оз­ную тер­пи­мость на тер­ри­то­рии Рим­ской империи.




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Милан­ский эдикт, лега­ли­зо­вав­ший хри­сти­ан­ство, явил­ся важ­ным шагом на пути пре­вра­ще­ния хри­сти­ан­ства в офи­ци­аль­ную рели­гию импе­рии. Соглас­но эдик­ту 313 г. хри­сти­ане полу­чи­ли пол­ную сво­бо­ду в испо­ве­да­нии сво­ей веры; им были воз­вра­ще­ны их хра­мы и кон­фис­ко­ван­ные преж­де имущества.


Пра­виль­ных ответов: 
0
0%
Оши­боч­ных ответов: 
0
0%
Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

  • 68%

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки