Тест: Патрология

  • 1. Тест соста­вил диа­кон Алек­сей Бель­шов, кли­рик хра­ма св. Иоан­на Пред­те­чи на Камен­ном ост­ро­ве (СПб).

    Впер­вые выра­же­ние «Тро­и­ца» упо­тре­бил в сво­ей апологии… 






    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­виль­ный ответ 1.
    Это сло­во по отно­ше­нию к Богу впер­вые упо­треб­ле­но в сочи­не­нии Фео­фи­ла Антио­хий­ско­го «Три кни­ги к Авто­ли­ку».


  • 2. Какое коли­че­ство свя­тых носят наиме­но­ва­ние “Бого­слов”?





    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Наиме­но­ва­ние «Бого­слов» носят трое — апо­стол и ева­не­лист Иоанн Бого­слов, Гри­го­рий Бого­слов и Симе­он Новый Бого­слов.

    Бого­сло­вие есть осмыс­ле­ние Боже­ствен­но­го Откро­ве­ния — сви­де­тель­ство о постиг­ну­том в Откро­ве­нии. В древ­ней Церк­ви обла­стью бого­сло­вия счи­тал­ся вопрос о Свя­той Тро­и­це. Не слу­чай­но в бого­слу­жеб­ных текстах Боже­ствен­ная Тро­и­ца име­ну­ет­ся “истин­ней­шим пред­ме­том бого­сло­вия”. Так свя­той Апо­стол Иоанн, свя­ти­тель Гри­го­рий Нази­ан­зин и пре­по­доб­ный Симе­он име­ну­ют­ся Цер­ко­вью бого­сло­ва­ми: пер­вый яснее дру­гих еван­ге­ли­стов изло­жил уче­ние о Свя­той Тро­и­це и Боже­стве Сына; вто­рой рев­ност­но защи­щал и воз­вы­шен­но про­по­ве­до­вал тро­ич­ный дог­мат; тре­тий вос­пел соеди­не­ние чело­ве­ка с Три­еди­ным Божеством.
    архи­манд­рит Али­пий (Касталь­ский-Бороз­дин)


  • 3. Мужи апо­столь­ские при­ня­ли Бла­гую Весть от…




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­виль­ный ответ 2.
    Мужа­ми апо­столь­ски­ми назы­ва­ют хри­сти­ан­ских писа­те­лей кон­ца I — сере­ди­ны II века, кото­рые были не толь­ко совре­мен­ни­ка­ми, но и сотруд­ни­ка­ми апо­сто­лов Хри­сто­вых, их непо­сред­ствен­ны­ми уче­ни­ка­ми. Их писа­ния по жан­рам и по духу созвуч­ны апо­столь­ским посла­ни­ям Ново­го Завета.
    Сочи­не­ния мужей апо­столь­ских чита­лись в древ­ней церк­ви за бого­слу­же­ни­ем наравне со Свя­щен­ным Писа­ни­ем. К мужам апо­столь­ским отно­сят апо­сто­ла Вар­на­ву, Кли­мен­та Рим­ско­го, Игна­тия Бого­нос­ца, Поли­кар­па Смирн­ско­го, Папия Иера­поль­ско­го и Ерма, авто­ра кни­ги «Пас­тырь». К писа­ни­ям мужей апо­столь­ских так­же при­над­ле­жит зна­ме­ни­тый ано­ним­ный памят­ник ран­не­го хри­сти­ан­ства «Дида­хе».


  • 4. Самы­ми ран­ни­ми в исто­рии хри­сти­ан­ской лите­ра­ту­ры агио­гра­фи­че­ски­ми повест­во­ва­ни­я­ми были жития:




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пер­вы­ми жити­я­ми свя­тых были мар­ти­рии (от гре­че­ско­го сло­ва «мар­тис» — «сви­де­тель, муче­ник») Мар­ти­рий — это повест­во­ва­ние о муче­ни­че­ской кон­чине свя­то­го, осно­ван­ный на рас­ска­зах очевидцев.


  • 5. Пер­вые хри­сти­ан­ские апо­ло­ге­ты, разъ­яс­няв­шие язы­че­ско­му миру хри­сти­ан­ское веро­уче­ние при­над­ле­жа­ли к кругам … 




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­виль­ный ответ 3.
    Апо­ло­ге­та­ми назы­ва­ют­ся хри­сти­ан­ские писа­те­ли, высту­пав­шие с обос­но­ва­ни­ем и защи­той хри­сти­ан­ской веры.
    Во II-III веке начи­на­ют­ся напад­ки на хри­сти­ан со сто­ро­ны обра­зо­ван­ных языч­ни­ков. Пер­вые защит­ни­ки хри­сти­ан­ства были интел­лек­ту­а­ла­ми, полу­чив­ши­ми обра­зо­ва­ние в язы­че­ских фило­соф­ских шко­лах, поэто­му они мог­ли достой­но отве­тить сво­им оппо­нен­там «на их язы­ке». Это такие писа­те­ли, как Ари­стид, св. мч. Иустин Фило­соф, Таци­ан Сири­ец, свт. Фео­фил Антио­хий­ский.


  • 6. Св. муче­ник Иустин Фило­соф соста­вил «Диа­лог с Трифоном …»



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­виль­ный ответ 3.
    Свя­той Иустин Фило­соф напи­сал «Диа­лог с Три­фо­ном Иуде­ем», в кото­ром дока­зы­ва­ет рав­ви­ну Три­фо­ну, что уста­нов­ле­ние хри­сти­ан­ской Церк­ви есть испол­не­ние про­ро­честв Вет­хо­го Заве­та. «Диа­лог с Три­фо­ном иуде­ем» по фор­ме напо­ми­на­ет пла­то­нов­ский диа­лог, что сви­де­тель­ству­ет о пре­крас­ном лите­ра­тур­ном обра­зо­ва­нии св. Иустина.


  • 7. Св. Ири­ней был учеником…



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    1. Ответ невер­ный. Мар­ки­он — зна­ме­ни­тый ере­тик-гно­стик нача­ла II века.
    2. Ответ невер­ный. Вален­тин – совре­мен­ник свя­ти­те­ля Ири­нея, осно­во­по­лож­ник одно­го из тече­ний гно­сти­циз­ма, про­тив­ник христианства.
    3. Пра­виль­ный ответ. Свя­ти­тель Ири­ней Лион­ский – зна­ме­ни­тый цер­ков­ный «сек­то­вед» кон­ца II-III века, автор «Пяти книг про­тив ере­сей». Жил и тру­дил­ся в Лионе (в Гал­лии), но родом про­ис­хо­дил из Смир­ны (в Малой Азии), где в юные годы слу­шал про­по­ве­ди епи­ско­па Поли­кар­па Смир­ско­го, одно­го из мужей апо­столь­ских, уче­ни­ка ап. Иоан­на Богослова.


  • 8. Пер­вым ере­ти­ком, по св. Ири­нею был…



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­виль­ный ответ 3.
    Исто­рия Симо­на Волх­ва и его обра­ще­ния в хри­сти­ан­ство опи­са­на в Новом Заве­те, в вось­мой гла­ве Дея­ний апо­столь­ских (Деян. 8,9–8,24).
    Васи­лид и Доси­фей – ере­ти­ки-гно­сти­ки более позд­не­го вре­ме­ни, их так­же упо­ми­на­ет свя­ти­тель Ириней.


  • 9. Хри­сти­ан­ский писа­тель, при­зна­вав­ший пред­су­ще­ство­ва­ние душ -…



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­виль­ный ответ 2.
    Ори­ген – яркий, сме­лый и само­быт­ный хри­сти­ан­ский писа­тель III века, при всей сво­ей талант­ли­во­сти спор­ный, мно­гие его утвер­жде­ния неод­но­крат­но осуж­да­лись на цер­ков­ных соборах.


  • 10. Цер­ков­ный писа­тель нача­ла тре­тье­го сто­ле­тия Тер­тул­ли­ан писал: «вся­кая душа по сво­ей природе…



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­виль­ный ответ 2. 
    Тер­тул­ли­ан, хри­сти­ан­ский писа­тель III века, в сво­ей «Апо­ло­гии», обра­щен­ной к рим­ским язы­че­ским вла­стям, выска­зы­ва­ет­ся так: «Душа сви­де­тель­ству­ет о Нем, как Судии, когда гово­рит: Бог видит, вру­чаю Богу, Бог воз­даст мне. О сви­де­тель­ство души, по при­ро­де хри­сти­ан­ки! И, про­из­но­ся это, она взо­ром сво­им обра­ща­ет­ся не к Капи­то­лию, а к небу. Она, конеч­но, зна­ет жили­ще Бога живо­го: от Него и отту­да она снизошла». 


  • 11. Сщмч. Кипри­ан Кар­фа­ген­ский в пятой гла­ве трак­та­та «О един­стве Церк­ви» под­чёр­ки­вал: «Тому Бог не Отец, …»



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­виль­ный ответ 2. 


  • 12. Свя­ти­тель Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский, вели­кий визан­тий­ский бого­слов IV века, в трак­та­те «О вопло­ще­нии Бога» учил: «Бог стал чело­ве­ком, что­бы человек …»



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­виль­ный ответ 2. 
    В наи­бо­лее попу­ляр­ном пере­во­де эта цита­та зву­чит так: «Сло­во воче­ло­ве­чи­лось, что­бы мы обожились».

    Впер­вые фун­да­мен­таль­ный соте­рио­ло­ги­че­ский прин­цип свя­то­оте­че­ско­го бого­сло­вия: «Бог соде­лал­ся чело­ве­ком, дабы чело­век стал богом» сфор­му­ли­ро­вал во II веке свщ­мч. Ири­ней Лион­ский («Про­тив ере­сей», кн. 5) . Впо­след­ствии эту мысль, несколь­ко изме­няя сло­ва, повто­ря­ли свт. Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский, свт. Гри­го­рий Бого­слов, свт. Гри­го­рий Нис­ский и дру­гие отцы Церкви. 


  • 13. Св. Васи­лий Вели­кий изло­жил пра­во­слав­ное уче­ние о про­ис­хож­де­нии мира в…



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­виль­ный ответ 2. 
    «Бесе­ды на шестод­нев» явля­ют­ся ком­мен­та­ри­ем на биб­лей­ский рас­сказ о сотво­ре­нии мира.


  • 14. Кто из т.н. «отцов-кап­па­до­кий­цев» полу­чил про­зви­ще «бого­слов»?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­виль­ный ответ 2.
    Гри­го­рий Бого­слов, архи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­поль­ский, родом из горо­да Нази­анз, пред­се­да­тель Вто­ро­го Все­лен­ско­го собо­ра, хри­сти­ан­ский писа­тель и поэт, автор «Пяти слов о богословии».
    Его тру­ды отли­ча­ют­ся бого­слов­ской глу­би­ной и силой ора­тор­ско­го таланта.


  • 15. Послед­ни­ми сло­ва­ми свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста перед смер­тью в изгна­нии были слова: 



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    1. Ответ неверный.
    2. Ответ невер­ный. Эти вдох­но­вен­ные сло­ва из посла­ния апо­сто­ла Пав­ла (1Кор.15,55) исполь­зу­ют­ся в зна­ме­ни­той про­по­ве­ди свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста — «Огла­си­тель­ном сло­ве на Свя­тую Пас­ху». Эта про­по­ведь тра­ди­ци­он­но чита­ет­ся за пас­халь­ным богослужением.
    3. Пра­виль­ный ответ.


  • 16. Бла­жен­ный Иеро­ним Стри­дон­ский более все­го прославился 



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­виль­ный ответ 1.
    Иеро­ним Стри­дон­ский, будучи сек­ре­та­рем папы Рим­ско­го, по его бла­го­сло­ве­нию, отре­дак­ти­ро­вал ста­рый латин­ский пере­вод Биб­лии, и пере­вел недо­ста­ю­щие части с еврей­ско­го. Так воз­ник самый пол­ный и самый попу­ляр­ный в Сред­ние века пере­вод Биб­лии на латынь — «Вуль­га­та».


  • 17. До обра­ще­ния в хри­сти­ан­ство бла­жен­ный Авгу­стин (V век) про­шел через увлечение



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­виль­ный ответ 1. 
    Мани­хей­ство — рели­ги­оз­ное уче­ние пер­са Мани, испо­ве­ду­ю­щее рав­но­пра­вие двух божеств, Царя Све­та и Царя Тьмы, одно из кото­рых пра­вит духов­ным миром, дру­гое — материей. 


  • 18. «Искуп­ле­ние плен­ным, остав­ле­ние пре­гре­ше­ний, смерть гре­ха, обнов­ле­ние души, свет­лое оде­я­ние, свя­тая неру­ши­мая печать, колес­ни­ца на небо, рай­ское насла­жде­ние, преду­го­то­ва­ние Цар­ствия, даро­ва­ние усы­нов­ле­ния».
    Эти сло­ва свт. Кирил­ла Иеру­са­лим­ско­го (IV век) отно­сят­ся к…




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­виль­ный ответ 3.
    Свт. Кирилл Иеру­са­лим­ский – автор цик­ла бесед, гото­вя­щих огла­шен­ных к таин­ству Кре­ще­ния – Огла­си­тель­ных слов.


  • 19. Соглас­но уче­нию свт. Кирил­ла Алек­сан­дрий­ско­го на Кре­сте пострадал:



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    1. Пра­виль­ный ответ. Это утвер­жде­ние осно­вы­ва­ет­ся на том, что Бого­че­ло­век Иисус Хри­стос – Еди­ная Лич­ность. Уче­ние о том, что на кре­сте постра­дал вопло­щен­ный Бог полу­чи­ло назва­ние «тео­пас­хизм» — «бого­стра­даль­че­ство».
    2. Ответ невер­ный, такое пред­став­ле­ние не соот­вет­ству­ет пра­во­слав­но­му уче­нию о Хри­сте как Еди­ной Личности.
    3. Ответ невер­ный. Такое уче­ние отве­г­ну­то Цер­ко­вью как еретическое.


  • 20. Ико­но­бор­че­ство — это:



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­виль­ный ответ 3.
    Ико­но­бор­че­ство – ересь, полу­чив­шая рапро­стра­не­ние в Визан­тий­ской импе­рии в VIII-IX веке. С ней боро­лись мно­гие вид­ные бого­сло­вы, в том чис­ле пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин.


  • 21. Соглас­но прп. Иоан­ну Дамас­ки­ну (VIII век), покла­ня­ясь иконе, мы покланяемся…



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­виль­ный ответ 2. 
    В трак­та­те «Точ­ное изло­же­ние пра­во­слав­ной веры» Иоанн Дамас­кин пишет об ико­нах: «Без сомне­ния, часто, не имея в уме мыс­ли о стра­да­нии Гос­по­да, при виде изоб­ра­же­ния рас­пя­тия Хри­ста, мы вспо­ми­на­ем о спа­си­тель­ном стра­да­нии и пав­ши — покла­ня­ем­ся не веще­ству, но изоб­ра­жен­но­му на нем, подоб­но тому как не веще­ству Еван­ге­лия и не веще­ству Кре­ста мы покла­ня­ем­ся, но тому, что ими изображается».


  • 22. Гово­ря о том, как соеди­ня­ют­ся в Еди­ной Лич­но­сти Боже­ствен­ная и чело­ве­че­ская при­ро­ды Хри­ста прп. Мак­сим Испо­вед­ник в каче­стве иллю­стра­ции при­во­дит в пример…



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­виль­ный ответ 2. 
    Мак­сим Испо­вед­ник при­во­дит при­мер «рас­ка­лен­но­го меча, реза­ние кото­рым, как мы зна­ем, жжет, а жже­ние, как веда­ем режет… При­чем ни один, ни дру­гое не поте­ря­ло сво­ей при­род­ной спо­соб­но­сти». Этот при­мер пока­зы­ва­ет, что обе при­ро­ды во Хри­сте неот­де­ли­мы друг от дру­га, но и не смешиваются.


  • 23. Прп. Симе­он Новый Бого­слов назы­ва­ет сво­их совре­мен­ни­ков, счи­та­ю­щих невоз­мож­ным дости­же­ние свя­то­сти, подоб­ной свя­то­сти древ­них отцов…



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­виль­ный ответ 3.
    В одной из сво­их про­по­ве­дей пре­по­доб­ный Симе­он обра­ща­ет­ся к общине мона­сты­ря, в кото­ром он был насто­я­те­лем: «Здесь суть те, кото­рых я зову ере­ти­ка­ми: я гово­рю о тех ере­ти­ках, кото­рые гово­рят, что в нынеш­ние вре­ме­на и сре­ди нас нико­го нет, кто мог бы соблю­сти запо­ве­ди Еван­ге­лия и быть, как были свя­тые отцы».


  • 24. Свт. Гри­го­рий Пала­ма учит, что обще­ние с Богом воз­мож­но через:



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­виль­ный ответ 1. 
    Соглас­но уче­нию Гри­го­рия Пала­мы, Бог непо­сти­жи­мый в Сво­ей Сущ­но­сти, откры­ва­ет­ся миру через Свои энер­гии, каж­дая из кото­рых содер­жит пол­но­ту Боже­ства («Каж­дая Энер­гия есть Сам Бог»).
    Свя­ти­тель Гри­го­рий дока­зы­вал, что через молит­ву воз­мож­но пол­но­цен­ное обще­ние с Богом. 


  • 25. Один из запад­ных отцов Церк­ви Гри­го­рий Вели­кий, свт., папа Рим­ский (540–604), име­ну­ет­ся Двое­сло­вом. Это:



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Имя «Двое­слов», закреп­лен­ное за Гри­го­ри­ем Вели­ким в пра­во­слав­ной тра­ди­ции, было при­сво­е­но пон­ти­фи­ку в свя­зи с его тру­дом «Диа­ло­ги» (в рус. пер.: «Собе­се­до­ва­ния о жиз­ни ита­лий­ских отцов и о бес­смер­тии души», Каз., 1858). В кни­ге, опи­сы­ва­ю­щей жития ита­лий­ских свя­тых, два собе­сед­ни­ка — вопро­ша­ю­щий и отве­ча­ю­щий. Поэто­му она при­об­ре­ла авто­ру миро­вую извест­ность и про­зви­ще Двое­слов (то есть автор «Диа­ло­гов»).


Пра­виль­ных ответов: 
0
0%
Оши­боч­ных ответов: 
0
0%
Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

  • 72%

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки