Тест: Учение о человеке

  • 1. Нау­ка о чело­ве­ке называется:




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Антро­по­ло­гия – это хри­сти­ан­ское уче­ние о чело­ве­ке, его про­ис­хож­де­нии (тво-рении), стро­е­нии, зем­ной и после­ду­ю­щей жизни.


  • 2. Какой состав име­ет чело­век, соглас­но пра­во­слав­но­му богословию?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В совре­мен­ных посо­би­ях по дог­ма­ти­ке неред­ко ука­зы­ва­ет­ся на дво­я­кость под­хо­да к это­му вопро­су. Тем не менее, в свя­то­оте­че­ском бого­сло­вии твёр­же про­во­дит­ся мысль о том, что чело­век состо­ит из души и тела, то есть что он — дву­со­став­ный. При этом дух пони­ма­ет­ся как выс­шая при­над­леж­ность души.


  • 3. Како­вой ста­ла иерар­хия чело­ве­че­ских потреб­но­стей после грехопадения?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    До гре­хо­па­де­ния плоть чело­ве­ка все­це­ло под­чи­ня­лась руко­вод­ству души, кото­рая, в свою оче­редь, руко­во­ди­лась духом (как выс­шим орга­ни­зу­ю­щим нача­лом души). При этом дух был устрем­лён к Богу. Таким обра­зом, Цен­тром чело­ве­че­ских стрем­ле­ний был Господь.

    В резуль­та­те гре­ха эта иерар­хия ока­за­лась нару­шен­ной. Плоть не толь­ко пере­ста­ла кон­тро­ли­ро­вать­ся душой, но и во мно­гом взя­ла над ней верх (кому неиз­вест­но, как труд­но быва­ет бороть­ся с гре­хов­ны­ми плот­ски­ми побуж­де­ни­я­ми?). Душа пере­ста­ла пол­но­стью управ­лять­ся духом, а дух устре­мил­ся ко греху.


  • 4. Кто в пра­во­слав­ной антро­по­ло­гии под­ра­зу­ме­ва­ет­ся под “вет­хим человеком”?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Вет­хим чело­ве­ком назы­ва­ет­ся состо­я­ние чело­ве­ка, сле­ду­ю­ще­го гре­хов­ным стра­стям.
    Про­ти­во­по­лож­но­стью вет­хо­му чело­ве­ку явля­ет­ся чело­век обновляющийся.

    Вет­хим чело­ве­ком назы­ва­ет­ся нрав­ствен­ное состо­я­ние чело­ве­ка или сам чело­век, пре­бы­ва­ю­щий под вла­стью дья­во­ла и гре­ха, не стре­мя­щий­ся сле­до­вать за Хри­стом, жить пол­но­той духов­ной жизни.


  • 5. Цен­траль­ная идея хри­сти­ан­ской антропологии:




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В осно­ве хри­сти­ан­ской антро­по­ло­гии – как ее цен­траль­ная идея – лежит уче­ние об обра­зе Божи­ем в чело­ве­ке. Имен­но бла­го­да­ря тому, что чело­век есть образ и подо­бие Божие (образ чело­ве­ку дан, а подо­бие – зада­но в его сво­бо­де и состав­ля­ет жиз­нен­ную зада­чу само­го чело­ве­ка), он спо­со­бен осо­зна­вать веч­ное, бес­ко­неч­ное, непре­хо­дя­щее, духов­ное и отож­деств­лять себя с ним. С хри­сти­ан­ской точ­ки зре­ния ста­нов­ле­ние чело­ве­ка – это осу­ществ­ле­ние (вос­ста­нов­ле­ние) обра­за Божия в сво­ей инди­ви­ду­аль­ной жизни…
    В.И. Сло­бод­чи­ков, д.п.н. член-кор. РАО 


  • 6. Сколь­ко у чело­ве­ка орга­нов чувств?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Чело­век полу­ча­ет инфор­ма­цию посред­ством пяти орга­нов чувств: зре­ния, вку­са, обо­ня­ния, слу­ха и осязания.


  • 7. Диа­воль­ские иску­ше­ния направ­ле­ны про­тив трех глав­ных сил чело­ве­че­ской души: мыс­ли­тель­ной, чув­ствен­ной и воле­вой. Какое иску­ше­ние направ­ле­но про­тив чув­ствен­ной силы души человека?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Чув­ствен­ная сила души свя­за­на с вос­при­я­ти­ем (чело­ве­ком) тех или иных реа­лий, как при­ят­ные — непри­ят­ные, раду­ю­щие — тяго­тя­щие, вызы­ва­ю­щие доволь­ство — вызы­ва­ю­щие недовольство.

    Грех очень часто вле­чёт чело­ве­ка имен­но как источ­ник (или сред­ство для полу­че­ния) удо­воль­ствия. Хоро­шо зная об этом, дья­вол, воз­дей­ствуя на чув­ствен­ную сфе­ру, может иску­шать чело­ве­ка через напо­ми­на­ние ему о сла­до­сти преж­них гре­хов, или настра­и­вая на совер­ше­ние новых (при­ят­ных) грехов.

    “Про­тив трех сил души три кня­зя зло­бы, борясь с подвиж­ни­ка­ми, дела­ют напа­де­ния, и в чем кто ни пре­успе­ет и над чем ни тру­дит­ся, в том и борим быва­ет ими” /Гри­го­рий Сина­ит. 1900, с.210/.


  • 8. Духов­ная жизнь пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на скла­ды­ва­ет­ся из двух глав­ных состав­ля­ю­щих. Выбе­ри­те их:





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,4
    Вер­но!

  • 9. Пси­хо­ло­гия для пра­во­слав­но­го христианина:


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пси­хо­ло­гия мно­ги­ми пони­ма­ет­ся как сугу­бо свет­ская нау­ка. Тем не менее от неё не сле­ду­ет отма­хи­вать­ся как от яко­бы апри­о­ри бес­смыс­лен­ной в отно­ше­нии спасения.

    Накоп­лен­ный пси­хо­ло­ги­ей опыт может быть с успе­хом исполь­зо­ван чело­ве­ком и в отно­ше­нии себя само­го, и в отно­ше­нии ближ­них (напри­мер, в рам­ках пас­тыр­ской, пре­по­да­ва­тель­ской, мис­си­о­нер­ской, апо­ло­ге­ти­че­ской деятельности).

    Неко­то­рые базо­вые прин­ци­пы, лежа­щие в осно­ве свет­ской пси­хо­ло­гии, лежат и в осно­ве такой дис­ци­пли­ны как Пра­во­слав­ная психология.


  • 10. Несет ли чело­век ответ­ствен­ность за гре­хи, совер­шен­ные им по немо­щи чело­ве­че­ской природы?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Так как чело­ве­ку даны от Бога сво­бод­ная воля в выбо­ре нрав­ствен­ных поступ­ков, совесть для опре­де­ле­ния их нрав­ствен­но­го досто­ин­ства и боже­ствен­ные запо­ве­ди, то его лич­ная немощь может являть­ся толь­ко смяг­ча­ю­щим обсто­я­тель­ством, но не оправ­да­ни­ем греха.
    Кро­ме того, Сам Гос­подь помо­га­ет борю­ще­му­ся с гре­хом чело­ве­ку Сво­ей бла­го­да­тью, осо­бен­но пода­ва­е­мой в Его Таин­ствах.


  • 11. Отче­го в жиз­ни зача­стую при­хо­дит­ся стал­ки­вать­ся с таким явле­ни­ем – неве­ру­ю­щие или сек­тан­ты ока­зы­ва­ют­ся без­упреч­ны­ми в нрав­ствен­ном отно­ше­нии, в то вре­мя как мно­гие из пра­во­слав­ных поз­во­ля­ют себе ино­гда весь­ма гру­бые грехи?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №2,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Так как пра­во­слав­ные хотя бы в силу сво­ей при­над­леж­но­сти к истин­ной церк­ви и зна­нию боже­ствен­но­го зако­на нахо­дят­ся на вер­ном пути ко спа­се­нию, их духов­ная брань гораз­до тяже­лее, и неуди­ви­тель­но, что мно­гие ее не выдер­жи­ва­ют или выдер­жи­ва­ют с тру­дом. Одна­ко, в любом слу­чае, в пока­я­нии они могут полу­чить про­ще­ние и бла­го­дать для исправ­ле­ния. А для неве­ру­ю­щих или при­над­ле­жа­щих к сек­тант­ским сооб­ще­ствам их без­бо­жия и ере­си вполне доста­точ­но для веч­ной поги­бе­ли, и нет ника­кой необ­хо­ди­мо­сти иску­шать их гру­бы­ми гре­ха­ми. «Там, где есть боль­шая пагу­ба, там в мень­шей нет нуж­ды» — пишет пре­по­доб­ный Петр Дамас­кин.


  • 12. Тело для человека:



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Тело – создан­ное бес­смерт­ным из пра­ха зем­но­го ору­дие души, под­верг­ше­е­ся тле­нию и смер­ти после гре­хо­па­де­ния чело­ве­ка, дол­жен­ству­ю­щее вос­крес­нуть и пре­об­ра­зить­ся во вре­мя Вто­ро­го При­ше­ствия Хри­сто­ва и участ­во­вать в жиз­ни буду­ще­го века или веч­ном осуж­де­нии.

    Тело есть храм Духа, как гово­рит Ап. Павел (1Кор. 6:19). Оно − не про­сто “обо­лоч­ка”, но − в этом мире − выра­зи­тель, осу­ще­стви­тель дей­ствий души и духа, неотъ­ем­ле­мое от них; и в буду­щем веке тело наше будет с нами, толь­ко пре­об­ра­жен­ное, одуховленное.


  • 13. Тол­ко­ва­те­ли Биб­лии тра­ди­ци­он­но отме­ча­ют, что при иску­ше­нии в пустыне Хри­стос отвер­га­ет все те соблаз­ны, на кото­рые в свое вре­мя пре­льсти­лась Ева: соблазн духа, души и тела. Какой соблазн отно­сил­ся к душев­ной сфе­ре преж­де всего?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!

  • 14. Суще­ству­ет ли душа чело­ве­ка до зачатия?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Душа чело­ве­ка не суще­ству­ет до зача­тия. Цер­ковь, после­дуя Боже­ствен­ным сло­вам, утвер­жда­ет, что душа тво­рит­ся вме­сте с телом, а не так, что­бы одна тво­ри­лась преж­де, а дру­гое после (5‑й Всел. Соб.). 

    Вопрос же о про­ис­хож­де­нии чело­ве­че­ской души (инди­ви­ду­аль­ное тво­ре­ние Богом или рож­де­ние от роди­те­лей) в дог­ма­ти­че­ском бого­сло­вии точ­но не решен, он отно­сит­ся к обла­сти бого­слов­ских мнений.

  • 15. Чело­ве­че­ская ипо­стась (лич­ность) вклю­ча­ет в себя:



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Тело каж­до­го чело­ве­ка вме­сте с душой состав­ля­ет цель­ную, по соста­ву, ипо­стась. Свя­тые Отцы на осно­ва­нии Биб­лии учат, что душа и тело не явля­ют­ся чуж­ды­ми эле­мен­та­ми, соеди­нен­ны­ми в инди­ви­ду­у­ме лишь на какое-то вре­мя, но даны одно­вре­мен­но и навсе­гда в самом акте тво­ре­ния: душа «обру­че­на» телу и нераз­луч­на с ним. Толь­ко сово­куп­ность души и тела явля­ет­ся пол­но­цен­ной чело­ве­че­ской лич­но­стью-ипо­ста­сью: ни душа, ни тело сами по себе тако­вой не явля­ют­ся: «Ибо что есть чело­век, если не состо­я­щее из души и тела разум­ное живое суще­ство? – гово­рит свя­той Иустин Фило­соф. – Итак, душа сама по себе явля­ет­ся ли чело­ве­ком? Нет… А тело раз­ве мож­но назвать чело­ве­ком? Нет… Толь­ко суще­ство, состо­я­щее из соеди­не­ния обо­их, назы­ва­ет­ся чело­ве­ком». Нераз­рыв­ную связь души и тела свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский назы­ва­ет «зна­ком­ством», «друж­бой» и «любо­вью», кото­рые сохра­ня­ют­ся даже после смер­ти: «В душе и после раз­лу­че­ния с телом оста­ют­ся некие зна­ки… соеди­не­ния, ведь узна­ли бога­тый и Лазарь (друг дру­га) в раю. На душе оста­ет­ся как бы отпе­ча­ток (тела), и во вре­мя обнов­ле­ния она опять при­мет на себя это (тело)».


Пра­виль­ных ответов: 
0
0%
Оши­боч­ных ответов: 
0
0%
Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

  • 75%

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки