Литургия Преждеосвященных Даров

  • 1. Как име­ну­ют свя­то­го Гри­го­рия, пред­по­ла­га­е­мо­го авто­ра Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров?





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №2,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пред­по­ла­га­е­мым авто­ром Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров явля­ет­ся Гри­го­рий I Вели­кий, Двое­слов (ок. 540–604), папа Рим­ский, отец и учи­тель Церк­ви, свя­ти­тель. Одна­ко это­му не нахо­дит­ся явных под­твер­жде­ний: ни в гре­че­ских, ни сла­вян­ских руко­пи­сях, этот чин обыч­но не под­пи­сан там ничьим име­нем. Кро­ме того, в сохра­нив­ших­ся текстах само­го свя­ти­те­ля Гри­го­рия нет пря­мых дока­за­тельств его автор­ства. Одна­ко его тру­ды содер­жат ука­за­ние на чино­по­сле­до­ва­ние Рим­ской Церк­ви – освя­ще­ние Чаши через погру­же­ние в нее Пре­ждео­свя­щен­но­го Хле­ба. Так что автор­ство чино­по­сле­до­ва­ния Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров име­ет услов­ный характер.


  • 2. Воз­глас свя­щен­ни­ка, кото­рым откры­ва­ет­ся чин Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров:



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров, так­же, как и «обыч­ная» Литур­гия (Боже­ствен­ная Литур­гия Свя­то­го Отца Наше­го Иоан­на Зла­то­уста, Боже­ствен­ная Литур­гия свя­то­го отца наше­го Васи­лия Вели­ко­го), начи­на­ет­ся воз­гла­сом свя­щен­ни­ка, про­слав­ля­ю­щим Cвя­тую Тро­и­цу: «Бла­го­сло­вен­но Цар­ство Отца и Сына и Свя­та­го Духа, ныне и прис­но, и во веки веков».


  • 3. Сти­хи како­го псал­ма вклю­ча­ет в себя зна­ме­ни­тое пес­но­пе­ние «Да испра­вит­ся молит­ва моя»?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Да испра­вит­ся молит­ва моя» – осо­бое пес­но­пе­ние Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров, стих Пс.140:2, пере­ме­жа­е­мый сти­ха­ми Пс.140:1, 3–4.


  • 4. Если Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров совер­ша­ет­ся вече­ром, какую про­дол­жи­тель­ность дол­жен иметь евха­ри­сти­че­ский пост?





    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Если Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров совер­ша­ет­ся вече­ром, про­дол­жи­тель­ность евха­ри­сти­че­ско­го поста по уста­но­вив­шей­ся тра­ди­ции состав­ля­ет не менее шести часов.


  • 5. Воз­глас «Свет Хри­стов про­све­ща­ет всех» под­чер­ки­ва­ет связь паре­мий Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров с Таинством:







    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Воз­глас «Свет Хри­стов про­све­ща­ет всех» под­чер­ки­ва­ет связь паре­мий Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров с тра­ди­ци­ей огла­ше­ния, т. е. под­го­тов­ки к таин­ству Кре­ще­ния, ина­че назы­ва­е­мо­му Про­све­ще­ни­ем; прот. С. Алек­со­пу­лос пола­га­ет, что этот воз­глас вос­хо­дит к древ­не­му антио­хий­ско­му чину вечер­ни, где он испол­нял­ся при бла­го­сло­ве­нии вечер­не­го све­та, ана­ло­гич­но гим­ну «Све­те Тихий» в пале­стин­ском чине вечер­ни (Alexopoulos. 2009. P. 167–183).


  • 6. Выбе­ри­те дни неде­ли, в кото­рые Вели­ким постом запре­ще­но совер­шать Литур­гию Пре­ждео­свя­щен­ных Даров:







    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №6,7
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Запре­ще­ние совер­шать пол­ную Литур­гию во дни Свя­той Четы­ре­де­сят­ни­цы, кро­ме суб­бо­ты и вос­кре­се­нья, содер­жит­ся в 49 пра­ви­ле Лаоди­кий­ско­го Собо­ра. В 52 пра­ви­ле Трулль­ско­го Собо­ра так­же опре­де­ле­но: «Во все дни Свя­той Четы­ре­де­сят­ни­цы, кро­ме суб­бо­ты и Неде­ли и Свя­то­го дня Бла­го­ве­ще­ния, свя­тая Литур­гия да быва­ет не иная, как Пре­ждео­свя­щен­ных Даров».


  • 7. Выбе­ри­те дни, в кото­рые, в про­дол­же­нии Свя­той Четы­ре­де­сят­ни­цы, по пре­иму­ще­ству совер­ша­ет­ся Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров:







    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №3,5
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В совре­мен­ной прак­ти­ке Пра­во­слав­ной Церк­ви Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров совер­ша­ет­ся в сре­ду и пяток каж­дой сед­ми­цы Вели­ко­го поста, а так­же в чет­верг пятой сед­ми­цы, в день Обре­те­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи, в день Соро­ка муче­ни­ков Сева­стий­ских и хра­мо­во­го свя­то­го, если они при­дут­ся на поне­дель­ник, втор­ник или чет­верг. Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров совер­ша­ет­ся так­же в поне­дель­ник, втор­ник и сре­ду на Страст­ной сед­ми­це. На Празд­ник Бла­го­ве­ще­ния, на какой бы день сед­ми­цы поста он ни при­шел­ся, совер­ша­ет­ся пол­ная Литургия.


  • 8. Поче­му во вре­мя Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров зво­нят в колокольчик?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Зво­ном коло­коль­чи­ка отме­ча­ют­ся важ­ней­шие момен­ты бого­слу­же­ния. По тра­ди­ции при зву­ке коло­коль­чи­ка все моля­щи­е­ся опус­ка­ют­ся на коле­ни, а при повтор­ном — под­ни­ма­ют­ся. Пер­вый раз зво­нят во вре­мя пере­не­се­ния Свя­тых Даров на жерт­вен­ник. Вто­рой раз зво­нок коло­коль­чи­ка напо­ми­на­ет веру­ю­щим о пре­кло­не­нии колен, когда свя­щен­ник про­из­но­сит сло­ва: «Свет Хри­стов про­све­ща­ет всех!». После про­из­не­се­ния слов сно­ва зво­нит коло­коль­чик — с колен мож­но встать.


  • 9. Соглас­но совре­мен­ной прак­ти­ке, совер­ше­нию Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров непо­сред­ствен­но пред­ше­ству­ет (-ют):




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №3,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Соглас­но совре­мен­ной прак­ти­ке, совер­ше­нию Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров непо­сред­ствен­но пред­ше­ству­ют вели­ко­пост­ные часы и чин изоб­ра­зи­тель­ных (Пра­во­слав­ная энцик­ло­пе­дия, т. 41, с. 263–278).


  • 10. Пес­но­пе­ние, кото­рое поет­ся на Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров, на Вели­ком входе:





    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Ны́не Си́лы Небе́сныя с на́ми неви́димо слу́жат, се бо вхо́дит Царь Сла́вы, се Же́ртва та́йная соверше́на дорино́сится. Ве́рою и любо́вию присту́пим, да прича́стницы Жи́зни ве́чныя бу́дем. Аллилуи́а, аллилуи́а, аллилуи́а.


  • 11. Когда освя­ща­ют­ся Дары, кото­рые пре­по­да­ют­ся веру­ю­щим на Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров?



    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Дары, кото­рые пре­по­да­ют­ся веру­ю­щим на Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров, освя­ща­ют­ся преж­де, как пра­ви­ло, в пред­ше­ству­ю­щее Пре­ждео­свя­щен­ной Литур­гии вос­кре­се­нье. Они могут освя­щать­ся при совер­ше­нии как Литур­гии свя­то­го Иоан­на Зла­то­уста (в Неде­лю сыро­пуст­ную, в Неде­лю Ваий, в Бла­го­ве­ще­ние, слу­чив­ше­е­ся в сед­мич­ные дни), так и свя­то­го Васи­лия Вели­ко­го (в Неде­ли 1–5 Вели­ко­го поста).


  • 12. В прак­ти­ке сту­дий­ской эпо­хи, вклю­чая древ­не­рус­скую, воз­глас «Свет Хри­стов про­све­ща­ет всех» про­из­но­сил­ся только:




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В прак­ти­ке сту­дий­ской эпо­хи, вклю­чая древ­не­рус­скую, воз­глас «Свет Хри­стов про­све­ща­ет всех» про­из­но­сил­ся не свя­щен­ни­ком, а диа­ко­ном (Пра­во­слав­ная энцик­ло­пе­дия, т. 41, с. 263–278).


  • 13. Соглас­но тра­ди­ции, рас­про­стра­нен­ной в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и отсут­ству­ю­щей у гре­ков, на Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров не принято:




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Соглас­но тра­ди­ции, рас­про­стра­нен­ной в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, на Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров не при­ня­то при­ча­щать мла­ден­цев, кото­рые на обыч­ной литур­гии при­ча­ща­ют­ся толь­ко Кро­вью Христовой.


  • 14. На Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров не бывает:





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №2,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Эта Литур­гия, как пока­зы­ва­ет само ее назва­ние, отли­ча­ет­ся от Литур­гии свя­то­го Иоан­на Зла­то­уста и Литур­гии свя­то­го Васи­лия Вели­ко­го тем, что на ней пред­ла­га­ют­ся для при­ча­ще­ния Свя­тые Дары, уже освя­щен­ные на преж­де быв­шей Литур­гии. Поэто­му на Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров не быва­ет при­но­ше­ния и освя­ще­ния Свя­тых Даров.


  • 15. Какой пса­лом сле­ду­ет на Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров непо­сред­ствен­но за началь­ным воз­гла­сом священника?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    За литур­гий­ным воз­гла­сом «Бла­го­сло­вен­но Цар­ство…» сле­ду­ют обыч­ные эле­мен­ты вечер­ни: пса­лом 103 (пред­на­чи­на­тель­ный пса­лом), вели­кая, или мир­ная, екте­ния, кафиз­ма, псал­мы «Гос­по­ди, воз­звах» (псал­мы 140, 141, 129 и 116) со сти­ха­ми и стихиры.


  • 16. Где на прак­ти­ке хра­нят­ся Свя­тые Дары, кото­рые будут пред­ло­же­ны веру­ю­щим на Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    На Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров веру­ю­щим пред­ла­га­ют­ся Свя­тые Дары, освя­щен­ные преж­де на пред­ше­ство­вав­шей пол­ной Литур­гии и сохра­няв­ши­е­ся на свя­том Пре­сто­ле в дарохранительнице.


  • 17. Когда было утвер­жде­но реше­ние о повсе­мест­ном совер­ше­нии Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Шестой Все­лен­ский Собор 52‑м пра­ви­лом утвер­дил повсе­мест­ное совер­ше­ние Пре­ждео­свя­щен­ной Литур­гии в дни Свя­той Четы­ре­де­сят­ни­цы, что­бы не лишать вер­ных таин­ствен­но­го обще­ния с Гос­по­дом и вме­сте с тем не нару­шать поста и пока­я­ния совер­ше­ни­ем тор­же­ствен­ной пол­ной Литур­гии. Мате­ри­а­лы для изу­че­ния: Настоль­ная кни­га священнослужителя.


  • 18. Какое пес­но­пе­ние поет­ся сра­зу после паре­мий на Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    После паре­мий совер­ша­ет­ся пение «Да испра­вит­ся молит­ва моя…»


  • 19. Екте­ния об огла­ша­е­мых на Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров:



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров вклю­ча­ет в себя екте­нию об огла­ша­е­мых (огла­ша­е­мых).


  • 20. Мож­но ли совер­шать Литур­гию Пре­ждео­свя­щен­ных Даров на запас­ных Дарах (хра­ни­мых для при­об­ще­ния больных)?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Слу­жить пре­ждео­свя­щен­ную литур­гию на запас­ных Дарах (хра­ни­мых для при­об­ще­ния боль­ных) не пола­га­ет­ся (Ц.В. 1896 г., №40).


  • 21. Бого­слу­жеб­ная кни­га, в кото­рой нахо­дит­ся после­до­ва­ние Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров:





    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    После­до­ва­ние Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров содер­жит­ся в Служебнике.


  • 22. Какая кафиз­ма долж­на испол­нять­ся на Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров в сре­ду 5‑й сед­ми­цы, если на чет­верг той же сед­ми­цы при­хо­дит­ся празд­ник Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Богородицы?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Кафиз­ма на Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров прак­ти­че­ски все­гда 18‑я (Пс 119–133), или, по ее пер­вым сло­вам – «Ко Гос­по­ду…». Соглас­но совре­мен­но­му Типи­ко­ну (гл. 17), лишь на 5‑й сед­ми­це Вели­ко­го поста на Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров долж­на испол­нять­ся иная кафиз­ма (в поне­дель­ник и втор­ник, если по каким-то при­чи­нам в эти дни будет совер­шать­ся Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров, 10‑я и 19‑я, в сре­ду – 7‑я, в чет­верг – 12‑я); если же на чет­верг 5‑й сед­ми­цы при­дет­ся празд­ник Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров в сре­ду этой сед­ми­цы долж­на совер­шать­ся вооб­ще без кафизмы.


  • 23. Что сим­во­ли­зи­ру­ет полу­за­кры­тая заве­са на Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Заве­са откры­ва­ет­ся пол­но­стью в нача­ле после­до­ва­ния изоб­ра­зи­тель­ных, кото­рое пред­ва­ря­ет Литур­гию Пре­ждео­свя­щен­ных Даров. После пере­не­се­ния Даров с жерт­вен­ни­ка на Пре­стол заве­са закры­ва­ет­ся напо­ло­ви­ну в знак того, что Литур­гия «непол­ная», т.е. на ней нет пре­ло­же­ния хле­ба и вина в Тело и Кровь Гос­по­да. После пения «Отче наш» заве­са закры­ва­ет­ся пол­но­стью, перед при­ча­ще­ни­ем мирян — пол­но­стью открывается.


  • 24. «Гос­по­ди Боже наш, при­леж­ное сие моле­ние при­и­ми от Тво­их раб…». Что это?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Молит­ва усерд­но­го моле­ния: Гос­по­ди Боже наш, при­леж­ное сие моле­ние при­и­ми от Тво­их раб, и поми­луй нас по мно­же­ству мило­сти Тво­ея, и щед­ро­ты Твоя низ­посли на ны и на вся люди Твоя, чаю­щыя от Тебе бога­тыя мило­сти. Яко мило­стив и чело­ве­ко­лю­бец Бог еси, и Тебе сла­ву воз­сы­ла­ем, Отцу, и Сыну, и Свя­то­му Духу, ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь.


  • 25. Тро­парь и кондак како­му свя­то­му чита­ют­ся при совер­ше­нии бла­го­дар­ствен­ных молитв?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №3,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    При совер­ше­нии бла­го­дар­ствен­ных молитв чита­ет­ся тро­парь свт. Гри­го­рию Двое­сло­ву: «Иже от Бога свы­ше Боже­ствен­ную бла­го­дать вос­при­ем». Ино­гда в неко­то­рых слу­жеб­ни­ках, вме­сто этой молит­вы ука­зы­ва­ет­ся общий тро­парь свя­ти­те­лю: «Пра­ви­ло веры и образ кро­то­сти, / воз­дер­жа­ния учи­те­ля / яви тя ста­ду тво­е­му / Яже вещей Исти­на, / сего ради стя­жал еси сми­ре­ни­ем высо­кая, / нище­тою бога­тая, / отче свя­щен­но­на­чаль­ни­че (имя­рек), / моли Хри­ста Бога, / спа­сти­ся душам нашим».


Пра­виль­ных ответов: 
0
0%
Оши­боч­ных ответов: 
0
0%
Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

  • 59%

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Свет­ла­на, 21.03.2021

    Груст­но. Мало зна­ний. Буду учить­ся. Благодарю!

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки