Литургия Преждеосвященных Даров

fotor8164

А диа­кон в это вре­мя потреб­ля­ет Свя­тые Дары.

Наш очерк закон­чен. Я бла­го­да­рен всем, кто посмот­рел фото­гра­фии и про­чи­тал под­пи­си. В заклю­че­ние – несколь­ко инте­рес­ных и мало­из­вест­ных фак­тов о Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров.
Кто автор Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров?
В бого­слу­жеб­ных кни­гах и попу­ляр­ной лите­ра­ту­ре рас­про­стра­не­но мне­ние, что авто­ром чина Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров был свя­ти­тель Гри­го­рий Двое­слов, Папа Рим­ский (жив­ший в нача­ле VII века). Одна­ко это мне­ние не под­твер­жда­ет­ся дан­ны­ми руко­пи­сей – ни одна гре­че­ская или сла­вян­ская руко­пись до XVI века не назы­ва­ет свт. Гри­го­рия авто­ром чина.
Как пра­ви­ло, после­до­ва­ние Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров не над­пи­са­но ничьим име­нем, хотя ино­гда встре­ча­ют­ся име­на свя­ти­те­лей Васи­лия Вели­ко­го, Епи­фа­ния Кипр­ско­го, Гер­ма­на Кон­стан­ти­но­поль­ско­го. Иеру­са­лим­ский пат­ри­арх Доси­фей II (XVII век) пишет: «Пре­ждео­свя­щен­ная литур­гия при­ня­та от пре­ем­ни­ков апо­столь­ских и не есть тво­ре­ние Гри­го­рия Двое­сло­ва».

В после­ду­ю­щее вре­мя мно­гие гре­че­ские бого­сло­вы отри­ца­ли при­над­леж­ность этой Литур­гии име­ни свт. Гри­го­рия Двое­сло­ва (напри­мер, преп. Нико­дим Свя­то­го­рец – XIX век), и сего­дня из гре­че­ско­го чина Литур­гии имя св. Гри­го­рия убра­но.

Поче­му же эта Литур­гия все же свя­за­лась в бла­го­че­сти­вом созна­нии с име­нем свт. Гри­го­рия? Свя­ти­тель Гри­го­рий был вели­ким литур­ги­стом, очень мно­го потру­див­шим­ся в деле обу­строй­ства бого­слу­же­ния Рим­ской Церк­ви. В гре­че­ских синак­са­ри­ях (кни­га поуче­ний и рас­ска­зов на духов­но-нрав­ствен­ные темы, чита­ю­ща­я­ся за вечер­ним бого­слу­же­ни­ем в мона­сты­рях) с IX века поме­ща­ют­ся изве­стия о том, что свт. Гри­го­рий Двое­слов ввел у рим­лян совер­ше­ние пол­ной Литур­гии в дни Вели­ко­го поста, а позд­нее (напри­мер, в Про­ло­ге, под 12 мар­та) это изве­стие ста­ло изъ­яс­нять­ся и пере­во­дить­ся так, что он ввел в Рим­ской Церк­ви совер­ше­ние вели­ко­пост­ной Литур­гии (разу­ме­ет­ся, Пре­ждео­свя­щен­ных Даров).
На самом же деле, свт. Гри­го­рий в сво­ем тру­де «Сакра­мен­та­рий» ука­зы­ва­ет на важ­ность прак­ти­ко­вав­ше­го­ся в его вре­мя в Риме обы­чая раз в году – в Вели­кую Пят­ни­цу –освя­щать Чашу через погру­же­ние в нее Пре­ждео­свя­щен­но­го Хле­ба.

Эти, а так­же и неко­то­рые дру­гие при­чи­ны и послу­жи­ли тому, что имя свт. Гри­го­рия после XVI века закре­пи­лось за чином Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров.

ЧТО В ЧАШЕ? КРОВЬ ИЛИ ВИНО?
Сего­дня за Литур­ги­ей Пре­ждео­свя­щен­ных Даров мла­ден­цев не при­ча­ща­ют, моти­ви­руя это тем, что в Чаше – не Живо­тво­ря­щая Кровь, а лишь вино, в кото­рое была опу­ще­на части­ца Тела, напи­тан­ная Кро­вью.
Что же в Чаше? Лишь вино или все же Кровь Хри­сто­ва?
Углуб­ля­ясь в исто­рию это­го вопро­са, мы узна­ем, что вплоть до XVI века и в Визан­тии, и на Руси счи­та­лось, что вино в Чаше пре­ла­га­ет­ся в Кровь. Про­ис­хо­дит это в момент, когда части­ца Тела опус­ка­ет­ся в Чашу. Из мно­гих доку­мен­тов того вре­ме­ни при­ве­дем хотя бы одно. Это «Изве­ще­ние царю» пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Миха­и­ла (1143–1146 гг.): «В каж­дое вос­кре­се­нье из посвя­ща­е­мых у нас для поста чест­ных дней… освя­ща­ют­ся пре­ждео­свя­щен­ные хле­бы… К этим хле­бам, кото­рые при­зна­ют­ся и дей­стви­тель­но суть самое живо­тво­ря­щее Тело Гос­по­да и Бога и Спа­са наше­го Иису­са Хри­ста, не при­ли­ва­ет­ся ни одной кап­ли Боже­ствен­ной Кро­ви, и они так отла­га­ют­ся без окроп­ле­ния свя­той Кро­вью. В каж­дый из пост­ных дней, когда не совер­ша­ет­ся пол­ной Литур­гии, они пере­но­сят­ся из места пред­ло­же­ния на свя­тую тра­пе­зу в алта­ре и над ними не про­из­но­сит­ся ни одной из таин­ствен­ных и освя­ти­тель­ных молитв… Во вре­мя свя­то­го при­ча­ще­ния, немно­го ранее его совер­ше­ния, диа­ко­ны каса­ют­ся сто­я­щих (на пре­сто­ле) свя­тых чаш … и после того как свя­щен­ник отве­тит: «Бла­го­сло­вен Бог наш все­гда…», — вла­га­ет­ся пре­ждео­свя­щен­ный и ранее совер­шен­ный свя­той Хлеб в таин­ствен­ную Чашу, и содер­жа­ще­е­ся в послед­ней вино пре­ла­га­ет­ся в свя­тую Кровь Гос­под­ню и при­зна­ет­ся пре­ла­га­ю­щим­ся». Из послед­них слов вид­но, что вино «пре­ла­га­ет­ся в свя­тую Кровь Гос­под­ню» через опу­ще­ние в него части­цы Тела.

Идея о том, что в Чаше на Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров – не Кровь, а вино, появ­ля­ет­ся в Рос­сии лишь в сере­дине XVII века. Обыч­но ее при­пи­сы­ва­ют твор­че­ству митр. Пет­ра Моги­лы.
Он, в самом деле, раз­де­лял такие идеи, о чем пишет в кни­ге 1644 года «Камень с пра­щи исти­ны Церкве Свя­тыя Пра­во­слав­ныя» (кни­га митр. Пет­ра изда­на под псев­до­ни­мом Евсе­вия Пими­на).
Для митр. Пет­ра, как и для като­ли­че­ских бого­сло­вов, было неве­ро­ят­но пред­ста­вить какое-либо пре­ло­же­ние Даров без уста­но­ви­тель­ных слов: «Сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя…».

Митр. Петр после­до­ва­тель­но про­во­дил эти идеи в жизнь. В его Треб­ни­ке (1646 года) есть сло­ва: «Егда же от чаши пие­ши, или диа­ко­ну пода­вав­ши, ничто­же гла­го­ли: ибо тамо про­стое есть вино, а не Вла­дыч­няя Кровь, точию цере­мо­ни­яль­но­го ради оби­хо­ду упо­треб­ля­е­ма быва­ет, вме­сто полос­ка­ния уст». Вме­сте с тем его Треб­ник пред­ла­га­ет свя­щен­ни­ку и диа­ко­ну при­ча­щать­ся за этой Литур­ги­ей, как за Литур­ги­ей Зла­то­уста, под дву­мя вида­ми – Телом и Кро­вью.
То есть, в Треб­ни­ке митр. Пет­ра мы встре­чем­ся с про­ти­во­ре­чи­вы­ми ука­за­ни­я­ми. В самом чине Литур­гии ука­зы­ва­ет­ся, что в Чаше – Кровь, в осо­бой ста­тье, назы­ва­ю­щей­ся «О неки­их исправ­ле­ни­их в слу­же­нии Пре­ждео­свя­щен­ныя служ­бы», ска­за­но, что это вино.

После 1676 года обще­при­ня­тым в Рос­сии ста­ло тол­ко­ва­ние это­го вопро­са справ­щи­ком Чудов­ско­го мона­сты­ря ино­ком Евфи­ми­ем. Рабо­тая над новым Слу­жеб­ни­ком при Пат­ри­ар­хе Иоаки­ме по его бла­го­сло­ве­нию, он вста­вил ста­тью, печа­та­ю­щу­ю­ся и поныне в наших Слу­жеб­ни­ках: «Изъ­яв­ле­ние о неки­их исправ­ле­ни­их в слу­же­нии Пре­ждео­свя­щен­ныя Литур­гии».
«Изъ­яв­ле­ние…» запре­ща­ет «дол­жен­ству­ю­ще­му потреб­лять Пре­ждео­свя­щен­ные Дары диа­ко­ну или свя­щен­ни­ку испи­вать из свя­то­го поти­ра сра­зу после при­ча­ще­ния Тела Хри­сто­ва». Это запре­ще­ние объ­яс­ня­ет­ся тем, что «аще и свя­щен­но есть вло­же­ни­ем части­цы вино, но не пре­су­ще­ствен­но в Кровь Боже­ствен­ную, поне­же над ним сло­ве­са свя­ще­ния не что­ша­ся зде, яко быва­ет в Литур­ги­ях Васи­лия Вели­ко­го и Иоан­на Зла­то­ус­та­го».
Эти и дру­гие места «Изъ­яв­ле­ния» пока­зы­ва­ют, что на Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров в Чаше – лишь вино, хотя и «свя­щен­ное».

Итак, вопрос, постав­лен, но не решен. Это один из пунк­тов спо­ров с гре­ка­ми, и, конеч­но, этот вопрос будет под­нят на Все­пра­во­слав­ном собо­ре, о кото­ром дума­ют уже мно­го лет.

***

Реко­мен­ду­ем для само­сто­я­тель­но­го изу­че­ния: Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров: пол­ный текст с аудио­фраг­мен­та­ми и пояс­не­ни­я­ми.


Все фото­гра­фии галереи
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки