Беседа о здоровье

Беседа о здоровье

(5 голосов5.0 из 5)

Автор: игу­мен Петр (Меще­ри­нов)

Уве­ро­вав­ших же будут сопро­вож­дать сии
зна­ме­ния: име­нем Моим будут изго­нять бесов…
воз­ло­жат руки на боль­ных, и они будут здоровы
Мк. 16

Хри­стос, посы­лая Апо­сто­лов на про­по­ведь, «…дал им силу и власть над все­ми беса­ми, и вра­че­вать от болез­ней… и исце­лять боль­ных» (Лк. 9). Спа­си­тель про­ро­че­ски ска­зал Сво­им уче­ни­кам о вся­ком веру­ю­щем в Него, что «дела, кото­рые тво­рю Я, и он сотво­рит и боль­ше сих сотво­рит» (Ин. 14). И дей­стви­тель­но, свя­тые люди силою Божи­ей тво­ри­ли чуде­са, подоб­ные тем, что совер­шал Гос­подь. Одним из таких чудо­твор­цев-цели­те­лей был свя­той Иоанн Крон­штадт­ский. Прав­да, сна­ча­ла он счи­тал невоз­мож­ным молить­ся об исце­ле­нии боля­щих. Но одна­жды к нему при­шла глу­бо­ко веру­ю­щая жен­щи­на и, как вспо­ми­нал свя­той, ста­ла настой­чи­во тре­бо­вать, «что­бы я молил­ся о боля­щем не ина­че, как о его выздо­ров­ле­нии. Я почти испу­гал­ся! «Как я могу, – думал я, – иметь такое дерз­но­ве­ние?»… Тогда я испо­ве­до­вал пред Гос­по­дом свое ничто­же­ство и гре­хов­ность, уви­дел волю Божию во всём этом деле и стал про­сить для боля­ще­го исце­ле­ния. И Гос­подь послал ему милость свою – он выздо­ро­вел. Я же бла­го­да­рил Гос­по­да за эту милость. В дру­гой раз по моей молит­ве исце­ле­ние повто­ри­лось. Я тогда в этих двух слу­ча­ях пря­мо усмот­рел Волю Божию, новое себе послу­ша­ние от Бога – молить­ся за тех, кто будет это­го про­сить…». И он молил­ся с вели­кой настой­чи­во­стью, выма­ли­вая у Все­мо­гу­ще­го здо­ро­вье для боль­ных, пото­му что народ­ный пас­тырь без­мер­но любил ближ­них. (Разу­ме­ет­ся, если на выздо­ров­ле­ние кон­крет­но­го чело­ве­ка нет воли Божи­ей, то даже вели­кая вера не помо­жет). К при­ме­ру, девять раз ходил отец Иоанн молить­ся с дерз­но­вен­ным упо­ва­ни­ем за мла­ден­цев Пав­ла и Оль­гу, и лишь на деся­тый раз Гос­подь их исце­лил! А ведь дру­гой на месте свя­то­го мог бы сдать­ся и после пер­вой неудач­ной попыт­ки. Воис­ти­ну, как ска­зал один свя­щен­ник, «все­гда при­кры­вать­ся сло­ва­ми «на всё воля Божия» – без­от­вет­ствен­но». Ведь «без веры уго­дить Богу невоз­мож­но» (Евр. 11), при­чем неред­ко эта «вера, дей­ству­ю­щая любо­вью» сопря­же­на с подвигом…

Свя­тое Писа­ние гла­сит: «Гос­подь Цели­тель твой», но Вла­ды­ка допус­ка­ет болез­ни, пото­му что часто они обра­ща­ют людей к Богу. Как здесь не вспом­нить сло­ва Псал­мо­пев­ца: «Дней лет наших – семь­де­сят лет, а при боль­шей кре­по­сти – восемь­де­сят лет; и самая луч­шая пора их – труд и болезнь…» (Пс. 89:10).

Насла­жда­ясь здо­ро­вьем и жиз­нью, чело­век обыч­но забы­ва­ет о Твор­це – Пода­те­ле всех благ. Цве­ту­щие здо­ро­вьем ред­ко име­ют «память смерт­ную». Насла­жда­ясь здо­ро­вьем, инди­вид нахо­дит­ся как бы вне себя. Болезнь же сми­ря­ет, обра­ща­ет взор наш на свою душу. Не пото­му ли мно­гие свя­тые, исце­ляя дру­гих, сами не хоте­ли исце­лять­ся? Напри­мер, свя­той Пимен Мно­го­бо­ля­щий гово­рил исце­лен­но­му им ино­ку: «Бог, Кото­рый исце­лил тебя от болез­ни, может и мне даро­вать здо­ро­вье, но я не желал бы того…». Это с одной сто­ро­ны, с дру­гой – извест­но: «И подвиж­ни­ки, свя­тые люди, после мно­гих тру­дов, пере­гру­зок, сопря­жен­ных с телес­ны­ми подви­га­ми, при­об­ре­та­ли не толь­ко телес­ные болез­ни, но и нерв­ные рас­строй­ства» (см. свт. Лука (Вой­но-Ясе­нец­кий) «Я полю­бил стра­да­ние…»). К при­ме­ру, про­фес­сор, прот. Вита­лий Боро­вой напи­сал: «Иоанн Зла­то­уст два года под­ви­зал­ся в оди­но­че­стве, в пустыне, и за эти два года суро­вы­ми аске­ти­че­ски­ми подви­га­ми и лише­ни­я­ми страш­но подо­рвал свое здо­ро­вье, так что потом всю жизнь болел».

По дан­ным спе­ци­а­ли­стов Все­мир­ной орга­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния, здо­ро­вье чело­ве­ка на 10% зави­сит от меди­ци­ны, на 20% – от состо­я­ния окру­жа­ю­щей сре­ды, на 20% – от наслед­ствен­но­сти и на 50% – от обра­за жиз­ни. Как напи­сал кан­ди­дат меди­цин­ских наук, док­тор Тюмен­ско­го Свя­то-Тро­иц­ко­го мона­сты­ря Дмит­рий Дуры­гин: «…даже при очень тяже­лой наслед­ствен­но­сти пра­виль­ная орга­ни­за­ция здо­ро­во­го обра­за жиз­ни поз­во­лит зна­чи­тель­но ском­пен­си­ро­вать недо­стат­ки физи­че­ско­го здоровья.

Меди­ци­на при этом лишь помо­га­ет, сове­ту­ет, коор­ди­ни­ру­ет уси­лия чело­ве­ка, направ­лен­ные на орга­ни­за­цию здо­ро­во­го обра­за жиз­ни, а так­же помо­га­ет спра­вить­ся с болез­нью, если она все-таки слу­чи­лась. Поэто­му, как пра­ви­ло, неумест­ны пре­тен­зии боль­ных к вра­чам, кото­рые «не могут выле­чить» – все­гда хочет­ся ска­зать, преж­де все­го: «Посмот­ри, как ты сам живешь?! Сде­лал ли сам хоть что-нибудь, что­бы быть физи­че­ски здо­ро­вым?»… В деле здо­ро­вья при­о­ри­тет при­над­ле­жит (кон­троль­ный пакет акций) Божье­му Про­мыс­лу, одна­ко и чело­век при этом не без­гла­сен – он име­ет воз­мож­ность выбо­ра и дей­ствий». В под­твер­жде­ние этих слов при­ве­ду выска­зы­ва­ние ныне здрав­ству­ю­ще­го все­мир­но извест­но­го рус­ско­го хирур­га Федо­ра Гри­го­рье­ви­ча Угло­ва, зане­сен­но­го в “Кни­гу рекор­дов” Гин­не­са в каче­стве ста­рей­ше­го в мире прак­ти­ку­ю­ще­го хирур­га. Сто трех­лет­ний Федор Гри­го­рье­вич счи­та­ет, что «здо­ро­вье чело­ве­ка очень во мно­гом зави­сит от него само­го. Про­яви разум­ную забо­ту о здо­ро­вье, устра­ни при­чи­ны, сокру­ша­ю­щие жизнь, и мож­но не толь­ко про­длить свою жизнь на деся­ти­ле­тия, но сде­лать ее пол­но­цен­ной и счастливой…»

«Ни лекар­ства, ни док­то­ра сами по себе, ни хирур­ги­че­ские ножи выле­чи­ва­ют чело­ве­ка… но сила жиз­ни, от Бога исхо­дя­щая. Она исце­ля­ет, живит, вос­кре­ша­ет непо­сред­ствен­но и через лекар­ства, док­то­ров, хирур­ги­че­ские ножи… Тако­во тео­цен­три­че­ское созна­ние, столь нуж­ное всем; от него все отпа­да­ют люди, но к нему при­зва­ны воз­вра­щать­ся», – писал архи­епи­скоп Сан-Фран­цис­ский Иоанн (Шахов­ский). «… со вре­ме­ни Иису­са Хри­ста зна­че­ние болез­ни видит­ся не в том, что она долж­на исчез­нуть с лица зем­ли, а в том, что Боже­ствен­ная сила, кото­рая ее в кон­це кон­цов побе­дит, уже дей­ству­ет на зем­ле. Ибо болезнь, хотя и име­ет некий смысл, все же оста­ет­ся злом. В эсха­то­ло­ги­че­ских откро­ве­ни­ях ее не будет, и листья дре­ва жиз­ни будут исце­лять наро­ды (Откр. 22:2)» (епи­скоп Кон­стан­тин (Горя­нов) Тихвинский).

Иеро­мо­нах Ана­то­лий (Бере­стов) сви­де­тель­ству­ет, что в сво­ей прак­ти­ке он столк­нул­ся с таким явле­ни­ем: боль­шин­ство нар­ко­за­ви­си­мых после актив­но­го воцер­ко­в­ле­ния исце­ля­ют­ся от тяже­лей­ших неду­гов. «Поче­му это про­ис­хо­дит? Как свя­щен­ник, я могу ска­зать – это дей­ствие бла­го­да­ти Божи­ей. А с вра­чеб­ной точ­ки зре­ния могу попы­тать­ся объ­яс­нить так: непра­виль­ный образ жиз­ни и сам геро­ин спо­соб­ству­ют пони­же­нию иммун­ных сил орга­низ­ма. Когда чело­век начи­на­ет вести здо­ро­вый образ жиз­ни, когда он начи­на­ет верить, у него выра­ба­ты­ва­ет­ся пси­хо­ло­ги­че­ский ком­форт, и тогда изме­ня­ет­ся иммун­ная систе­ма, сам орга­низм может побо­роть инфекцию».

Как видим, физи­че­ское здо­ро­вье зави­сит от мно­гих фак­то­ров, в том чис­ле и пси­хо­ло­ги­че­ских. Так, свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник отме­чал: «Здо­ро­вье не от одной пищи зави­сит, а наи­бо­лее от душев­но­го спо­кой­ствия…» (Собр. писем III, п. № 514). Эта же мысль про­сле­жи­ва­ет­ся и в тво­ре­ни­ях пре­по­доб­но­го Сера­фи­ма Саров­ско­го: «Свя­тые отцы, имея мир­ное устро­е­ние и будучи осе­ня­е­мы бла­го­да­тию Божи­ей, жили дол­го», – а так­же в пись­мах свя­то­го Мака­рия Оптин­ско­го: «В спо­кой­ствии духа удоб­нее и пока­я­ние при­но­сить можем, и сохра­ним­ся невре­ди­мы от болез­ни…». Кста­ти, уче­ные уни­вер­си­те­та в Вис­кон­сине при­шли к тако­му выво­ду: ««Мрач­ные мыс­ли серьез­но под­ры­ва­ют здо­ро­вье», – заяви­ли уче­ные. Если чело­век часто дума­ет о пло­хом, у него может повы­сить­ся склон­ность к забо­ле­ва­ни­ям…» (Известия.ру)…

Отве­тить на вопро­сы такой мно­го­гран­ной темы, как здо­ро­вье, мы попро­си­ли игу­ме­на Пет­ра (Меще­ри­но­ва).

– Отец Петр, у мно­гих нево­цер­ко­в­лен­ных людей скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что пра­во­слав­ные стре­мят­ся к болез­ням и стра­да­ни­ям или, по край­ней мере, не при­ла­га­ют уси­лий для сохра­не­ния и укреп­ле­ния соб­ствен­но­го здо­ро­вья (то есть пре­не­бре­га­ют им). Гру­бо гово­ря – счи­та­ют они – в пра­во­сла­вии здо­ро­вым быть пло­хо. Так ли это?

– Дей­стви­тель­но, у людей, толь­ко начи­на­ю­щих воцер­ков­лять­ся, кото­рые без­дум­но чита­ют мона­ше­скую аске­ти­че­скую лите­ра­ту­ру, есть некая тен­ден­ция счи­тать так. Обыч­но в это вре­мя нео­фи­ты пре­да­ют­ся неуме­рен­ным телес­ным подви­гам и своё здо­ро­вье разо­ря­ют; при этом они дума­ют, что «так надо», что в этом смысл хри­сти­ан­ско­го подви­га. Со вре­ме­нем, одна­ко, люди убеж­да­ют­ся, что смысл хри­сти­ан­ства совсем в дру­гом: в нрав­ствен­ной и духов­ной еван­гель­ской жиз­ни, кото­рая тре­бу­ет ров­но­сти, сосре­до­то­чен­но­сти, внут­рен­не­го мира и телес­но­го здо­ро­вья, ибо когда чело­век боле­ет, он теря­ет мир, и ему уже не до «духов­но­го». Нео­фи­ты пута­ют тер­пе­ние неиз­ле­чи­мых хро­ни­че­ских болез­ней и стрем­ле­ние к ним; это раз­ные вещи. К сожа­ле­нию, когда нео­фит­ство кон­ча­ет­ся, пло­дом его явля­ет­ся не стя­жа­ние Фавор­ско­го све­та, а имен­но те самые болез­ни… кото­рые уже и при­хо­дит­ся тер­петь поневоле.

– Не так дав­но на одном пра­во­слав­ном сай­те, посвя­щен­ном семье, про­чи­тал, что посколь­ку бого­сло­ви­ем тра­ди­ци­он­но зани­ма­лись мона­хи, то в нем мало вни­ма­ния уде­ле­но вопро­сам семей­ной жиз­ни. (У нас, напри­мер, не раз­ра­бо­та­на или почти не раз­ра­бо­та­на тема бра­ка, супру­же­ских отно­ше­ний, люб­ви и постро­е­ния семьи). Думаю, то же самое мож­но ска­зать и о здо­ро­вье. Эта мысль про­сле­жи­ва­ет­ся в тво­ре­ни­ях стар­ца Паи­сия Свя­то­гор­ца: если у мона­ха, умер­ше­го для мира, отно­ше­ние к болез­ни одно, то у мно­го­дет­но­го семья­ни­на – совсем дру­гое, так как он име­ет мас­су обя­зан­но­стей перед ближ­ни­ми. Ста­рец при­во­дил при­мер. Кре­стьяне шли за исце­ле­ни­ем к преп. Арсе­нию Кап­па­до­кий­ско­му лишь тогда, когда виде­ли, что болезнь меша­ет рабо­те и начи­на­ют стра­дать их домаш­ние… То есть, по сло­вам про­то­и­е­рея Евге­ния Попо­ва, при доб­ром здо­ро­вье чело­век более может делать добра. Как Вы счи­та­е­те, нуж­но ли совре­мен­ным пра­во­слав­ным бого­сло­вам зани­мать­ся раз­ви­ти­ем док­три­ны о здо­ро­вье имен­но для семей­ных воцер­ко­в­лен­ных людей? И если – да, то, что­бы Вы, мог­ли, к при­ме­ру, посоветовать?

– Вооб­ще совре­мен­ным бого­сло­вам нуж­но очень мно­го чем зани­мать­ся, в том чис­ле и той про­бле­мой, о кото­рой вы гово­ри­те. Док­три­на о здо­ро­вье, впро­чем, заклю­ча­ла бы в себе очень про­стые исти­ны: здо­ро­вье нуж­но беречь, когда оно пошат­ну­лось – наря­ду с уча­сти­ем в Таин­ствах Церк­ви искать и при­бе­гать к хоро­шим вра­чам (увы, в наше вре­мя не всем и не вез­де это доступ­но); если ника­ки­ми есте­ствен­ны­ми и цер­ков­ны­ми спо­со­ба­ми исце­ле­ния добить­ся невоз­мож­но – тер­петь, пре­дав Богу своё поло­же­ние. В част­но­сти, забо­та о здо­ро­вье долж­на заклю­чать­ся и в том, что­бы не копи­ро­вать сле­по древ­ние мона­ше­ские уста­вы каса­тель­но пищи, сна и т.п., но сораз­ме­рять­ся с усло­ви­я­ми совре­мен­ной жиз­ни. Вот этим пра­во­слав­ные бого­сло­вы долж­ны оза­бо­тить­ся, на мой взгляд, в первую очередь.

– Сле­дуя здра­во­му смыс­лу, понят­но: что­бы у миря­ни­на были здо­ро­вые дети, ему необ­хо­ди­мо быть здо­ро­вым само­му. Явля­ет­ся ли в дан­ном слу­чае забо­та о сво­ем здо­ро­вье и его укреп­ле­нии со сто­ро­ны буду­щих роди­те­лей – про­яв­ле­ни­ем еван­гель­ской запо­ве­ди о люб­ви к ближним?

– В самом вопро­се содер­жит­ся и ответ – да, конеч­но, здо­ро­вье роди­те­лей есть здо­ро­вье детей.

– Как веру­ю­щим роди­те­лям, тем, кто решил забо­тить­ся о сво­ем здо­ро­вье ради буду­щих детей, не поте­рять пра­виль­ных ори­ен­ти­ров в вере (то есть что­бы попе­че­ния о пло­ти не пре­вра­тить в похоти)?

– Труд­но отве­тить на это вопрос обще. Если роди­те­ли – насто­я­щие хри­сти­ане, то их совесть, про­све­щён­ная све­том Еван­ге­лия, под­ска­жет, как им стро­ить свою жизнь, с одной сто­ро­ны, хра­ня вер­ность цер­ков­ной тра­ди­ции, с дру­гой – что­бы не «выпа­дать из реаль­но­сти», пре­вра­щая себя в «чело­ве­ка для субботы».

– Здо­ро­вье – это дар Божий. Тем не менее, нема­ло пра­во­слав­ных, будучи здо­ро­вы­ми, прак­ти­че­ски сей дар не бере­гут. И когда они забо­ле­ва­ют, то счи­та­ют, что недуг был послан им за гре­хи. Явля­ет­ся ли гре­хом отсут­ствие пони­ма­ния цен­но­сти здо­ро­вья и пре­не­бре­же­ние соб­ствен­ным телом?

– Думаю, что явля­ет­ся; толь­ко это, так ска­зать, «про­из­вод­ный грех», кото­рый выте­ка­ет вооб­ще из непра­виль­но­го взгля­да на мир. Пра­во­слав­ные могут не беречь дар здо­ро­вья по двум при­чи­нам: либо по без­от­вет­ствен­но­сти, како­му-то под­рост­ко­во­му «напле­ва­тель­ству» на свою жизнь (что, вооб­ще-то гово­ря, стран­но в пра­во­слав­ном чело­ве­ке), либо по лож­но­му аске­тиз­му, о кото­ром мы уже говорили.

– Отец Петр! Ска­жи­те, пожа­луй­ста, что делать воцер­ко­в­лен­но­му пра­во­слав­но­му (регу­ляр­но участ­ву­ю­ще­му в Таин­ствах, при­ча­ща­ю­ще­му­ся), кото­рый искренне кает­ся, усерд­но молит­ся об исце­ле­нии, а полу­чить его не может?

– Не остав­ляя уча­стия в Таин­ствах и молит­вы, най­ти хоро­ше­го вра­ча и лечить­ся. Если же и это не при­не­сёт исце­ле­ния, то – тер­петь, удо­сто­ве­рив­шись, что тако­во вос­пи­та­тель­ное, необ­хо­ди­мое для нас попу­ще­ние Божие.

– Как пра­виль­но, по-пра­во­слав­но­му, надо молить­ся, что­бы исцелиться?

– По пра­во­слав­но­му будет так: при­ла­гая все свои уси­лия к исце­ле­нию, упо­треб­ляя и меди­цин­ские, и цер­ков­ные сред­ства, испра­ши­вать у Бога исце­ле­ния, но все­гда при­бав­ляя: «не моя, но Твоя воля да будет».

– Из Ваше­го опы­та не мог­ли бы рас­ска­зать о слу­ча­ях, когда после молит­вы, пока­я­ния или собо­ро­ва­ния чело­век исце­лял­ся не толь­ко духов­но, но и телесно.

– Такие слу­чаи быва­ют; но в моей прак­ти­ке чего-то осо­бо ярко­го, о чём мож­но было бы спе­ци­аль­но рас­ска­зать, я не припомню.

– Как, с духов­ной точ­ки зре­ния, объ­яс­нить тот факт, что, когда забо­лев­шие акте­ры по роли вжи­ва­лись в образ здо­ро­во­го чело­ве­ка, то они исце­ля­лись? При этом, чем успеш­нее они игра­ли, тем быст­рее ста­но­ви­лись здоровыми.

– Тут нель­зя выве­сти какое-то все­об­щее пра­ви­ло. Если бы все без исклю­че­ни­я­за­бо­лев­шие актё­ры, вжи­ва­ясь в роль здо­ро­вых людей, исце­ля­лись, то мож­но было бы ста­вить такие фак­ты на «духов­ное обсуж­де­ние». Част­ные же, еди­нич­ные слу­чаи нуж­но и рас­смат­ри­вать в част­ном поряд­ке. Вооб­ще дав­но извест­но, что «вжить­ся в роль» мож­но так, что в ней и оста­нешь­ся… но, повто­рю, это всё же ред­кие и еди­нич­ные слу­чаи, что­бы выво­дить из них общие рекомендации.

– «Болен ли кто из вас, пусть при­зо­вет пре­сви­те­ров Церк­ви, и пусть помо­лят­ся над ним, пома­зав­ши его еле­ем во имя Гос­подне, – и молит­ва веры исце­лит боля­ще­го…» (Иак. 5). Прав ли чело­век, ска­зав­ший, что исце­ле­ние про­изой­дет толь­ко тогда, когда пре­сви­тер сам верит в исцеление?

– По уче­нию Церк­ви, лич­ные каче­ства закон­но­го пре­сви­те­ра, не нахо­дя­ще­го­ся под запре­ще­ни­ем в свя­ще­но­слу­же­нии, не могут быть пре­пят­стви­ем для совер­ше­ния Таинства.

– Пра­во­сла­вие, с одной сто­ро­ны, учит бла­го­да­рить за болез­ни, а с дру­гой – на каж­дом бого­слу­же­нии про­из­но­сит­ся молит­ва: «изба­ви нас от вся­кия скор­би, зол и болез­ней…». Нет ли здесь противоречия?

– Нет, про­ти­во­ре­чия нет, а есть после­до­ва­тель­ность. Мы молим­ся об избав­ле­нии от болез­ни; если же, по упо­треб­ле­нии всех средств, болезнь не про­хо­дит, и мы начи­на­ем пони­мать, что болезнь попу­ще­на нам Богом, то нуж­но тогда за это Бога бла­го­да­рить, веря, что Он стро­ит всё (в том чис­ле и болезнь) для нашей духов­ной пользы.

– В про­те­стан­тиз­ме счи­та­ет­ся, что воля Божия – в том, что­бы веру­ю­щий был счаст­ли­вым и здо­ро­вым. Пра­виль­но ли это?

– Если не абсо­лю­ти­зи­ро­вать это поло­же­ние, то это так. Но нуж­но знать, что всё же это не выс­шая цен­ность в хри­сти­ан­стве. Воля Божия есть та, что­бы вся­кий, видя­щий Сына и веру­ю­щий в Него, имел жизнь веч­ную (Ин. 6:40); раз­но­об­ра­зие жиз­нен­ных ситу­а­ций допус­ка­ет, что эта воля может осу­ще­ствить­ся толь­ко тогда, когда разо­рит­ся то, на что чело­век упо­вал поми­мо Бога; а пред­ме­том это­го упо­ва­ния часто быва­ет, наря­ду с богат­ством, здо­ро­вье. Кро­ме того, стра­да­ю­щий пло­тию пере­ста­ет гре­шить (1 Петр. 4, 1), – гово­рит Свя­щен­ное Писа­ние; быва­ют люди, в отно­ше­нии кото­рых воля Божия – что­бы они оду­ма­лись и пере­ста­ли гре­шить – осу­ществ­ля­ет­ся, в част­но­сти, через болез­ни. А быва­ет, что, с точ­ки зре­ния Бога, чело­ве­ку до кон­ца сво­их дней нуж­но пре­бы­вать в скор­бях. Так что я бы не дог­ма­ти­зи­ро­вал это мне­ние протестантов.

– В Еван­ге­лии ска­за­но: «Воз­ло­жат руки на боль­ных, и они будут здо­ро­вы». Суще­ство­ва­ла ли в Пра­во­сла­вии такая прак­ти­ка цели­тель­ства, тем более, что в Пра­во­сла­вии суще­ству­ет апо­столь­ская пре­ем­ствен­ность? Если – да, то поче­му совре­мен­ные свя­щен­ни­ки это не практикуют?

– Такая прак­ти­ка суще­ство­ва­ла в пер­вые века хри­сти­ан­ства, а потом она сошла на нет; в извест­ной сте­пе­ни хариз­ма­ти­че­ское цели­тель­ство заме­ни­ло Таин­ство Собо­ро­ва­ния. Совре­мен­ные свя­щен­ни­ки не при­ме­ня­ют эту прак­ти­ку по той же при­чине, по какой нор­маль­но­му чело­ве­ку не при­дёт в голо­ву накор­мить пятью хле­ба­ми пять тысяч человек.

– Свя­ти­тель Васи­лий Кине­шем­ский писал: «Цель гим­на­сти­ки состо­ит в том, что­бы укре­пить здо­ро­вье чело­ве­ка…». Физ­куль­ту­ра полез­на для телес­но­го здо­ро­вья. А заня­тия спор­том уво­дят под­рас­та­ю­щее поко­ле­ние от пьян­ства и нар­ко­ти­ков. От мно­гих при­хо­ди­лось слы­шать: поче­му Пра­во­сла­вие прак­ти­че­ски не при­зы­ва­ет, выра­жа­ясь свет­ским язы­ком, к «здо­ро­во­му обра­зу жизни»?

Цер­ковь при­зы­ва­ет преж­де все­го к спа­се­нию души, соеди­не­нию чело­ве­ка со Хри­стом, к исце­ле­нию Свя­тым Духом гре­ха и стра­стей. Аги­ти­ро­вать «за спорт», за здо­ро­вый образ жиз­ни – всё же не пря­мое дело Церк­ви. Цер­ковь кон­ста­ти­ру­ет необ­хо­ди­мость беречь здо­ро­вье, раз­ви­вать­ся не толь­ко душев­но, но и телес­но; но не рас­про­стра­ня­ет сво­е­го поуче­ния на дета­ли­за­цию и про­па­ган­ду это­го, предо­став­ляя эту сфе­ру жиз­ни созна­нию и сво­бо­де каж­до­го человека.

– Мит­ро­по­лит Кирилл ска­зал, что сила веры при­вле­ка­ет силу Духа, и св. Иоанн Крон­штадт­ский гово­рил: «Вера – уста души, слу­жа­щие ко при­ня­тию Божи­их даров». Так, может, чело­век зача­стую не исце­ля­ет­ся из-за того, что у него не хва­та­ет веры?

– Мы не можем это­го утвер­ждать, а тем более выяв­лять скры­тый под­текст это­го утвер­жде­ния – «сам вино­ват». Не исце­лять­ся чело­век может по тыся­че при­чин, как име­ю­щих отно­ше­ние к вере, так и не име­ю­щих. Еван­ге­лие велит помо­гать боль­ным, слу­жить им, облег­чать их участь, но не вда­вать­ся в рас­суж­де­ния, за что постиг­ла чело­ве­ка та или иная болезнь.

– Свя­щен­ник и врач Вален­тин Чап­лин писал: «Было бы неле­по отри­цать зна­че­ние пси­хо­ло­ги­че­ско­го воз­дей­ствия во вре­мя лече­ния. Эффект пла­це­бо у взрос­лых всем хоро­шо изве­стен… Для всех совер­шен­но оче­вид­но, что состо­я­ние пси­хи­ки чело­ве­ка ока­зы­ва­ет опре­де­ля­ю­щее вли­я­ние на сопро­тив­ля­е­мость орга­низ­ма. Болезнь фор­ми­ру­ет­ся изнут­ри. Душев­ное состо­я­ние чело­ве­ка вли­я­ет на тече­ние болез­ни, и внеш­ние отри­ца­тель­ные фак­то­ры могут быть ней­тра­ли­зо­ва­ны соот­вет­ству­ю­щим пси­хо­ло­ги­че­ским настро­ем. Как пока­зы­ва­ют мно­го­чис­лен­ные наблю­де­ния, даже инфек­ци­он­ные болез­ни про­те­ка­ют по-раз­но­му в зави­си­мо­сти от душев­но­го состо­я­ния человека».

Разу­ме­ет­ся, пра­во­слав­ным прак­ти­ко­вать гип­ноз нель­зя, а мож­но ли зани­мать­ся пси­хо­ло­ги­че­ским настро­ем или вну­ше­ни­ем? (Что­бы было понят­но, что я имею в виду, при­ве­ду при­мер: одна­жды некий монах пожа­ло­вал­ся стар­цу Силу­а­ну Афон­ско­му, что игу­мен мона­сты­ря не любит его. «А ты люби игу­ме­на, – отве­тил ему отец Силу­ан, – молись усерд­но за сво­е­го игу­ме­на каж­дый день и повто­ряй: «Я люб­лю мое­го игу­ме­на, я люб­лю мое­го игу­ме­на…»; и когда в тебе раз­го­рит­ся любовь к игу­ме­ну, он нач­нет тебя любить» (св. Нико­лай Серб­ский «Кас­си­а­на», стр. 135). Свет­ский пси­хо­лог повто­ря­ю­щу­ю­ся фра­зу: «Я люб­лю мое­го игу­ме­на» – мог бы назвать самовнушением).

– Вне вся­ко­го сомне­ния, сома­ти­че­ское состо­я­ние чело­ве­ка зави­сит от его душев­но­го и духов­но­го состо­я­ния. Поэто­му важ­ней­шим фак­то­ром при­ве­де­ния в поря­док сво­е­го тела явля­ет­ся чисто­та сове­сти, душев­ное спо­кой­ствие и рав­но­ве­сие, мир с собою и окру­жа­ю­щи­ми людь­ми. Если гово­рить об исце­ля­ю­щем фак­то­ре это­го, то нуж­но сози­дать свою жизнь имен­но таким обра­зом. Но совер­шен­но оче­вид­но, что это сози­да­ние не дости­га­ет­ся ника­ким само­вну­ше­ни­ем. Неле­по вну­шать себе: «у меня всё в поряд­ке», когда объ­ек­тив­но на нас скор­бят люди, кото­рым мы наде­ла­ли гадо­стей, дома с женой и детьми сплош­ная ругань, и т.п. Душа при­во­дит­ся в поря­док нрав­ствен­ным еван­гель­ским тру­дом, молит­вой, поуче­ни­ем в Свя­щен­ном Писа­нии, уча­сти­ем в Таин­ствах и глав­ное – испол­не­ни­ем запо­ве­дей Божи­их по отно­ше­нию к ближ­не­му. Толь­ко этим может быть достиг­нут мир сове­сти; сюда и надо при­ла­гать свои усилия.

– Отец Петр, боль­шое спа­си­бо за беседу.

Бесе­до­вал Андрей Сигутин

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки