Духовный облик врача

Духовный облик врача

(4 голоса4.0 из 5)

Кто же такой врач, испо­ве­ду­ю­щий Пра­во­сла­вие? Каков его порт­рет? Что отли­ча­ет его от осталь­ных типов?
Пра­во­слав­ный врач — это, преж­де все­го, хри­сти­а­нин, член Тела Церк­ви, Тела Хри­сто­ва, актив­но живу­щий жиз­нью Церк­ви, жиз­нью во Хри­сте. Поче­му я гово­рю об актив­ной жиз­ни в Церк­ви? Это не толь­ко уча­стие в Таин­ствах и бого­слу­же­нии, это — пра­во­слав­ное пони­ма­ние жиз­ни и пра­во­слав­ная реак­ция на жиз­нен­ные про­бле­мы и обстоятельства…

Свя­щен­ник Сер­гий Филимонов

Типы вра­чей по отно­ше­нию к Богу


В насто­я­щее вре­мя мож­но выде­лить несколь­ко типов отно­ше­ния вра­чей к Богу.
I тип: врач–атеист.
Врач, вос­пи­тан­ный на мате­ри­а­ли­сти­че­ской базе и вере, что Бога не суще­ству­ет. Таких вра­чей в рос­сий­ской меди­цине око­ло 30%.
II тип: врач–нехристианин.
Врач, веру­ю­щий в Бога, но не испо­ве­ду­ю­щий Св. Тро­и­цу и Иису­са Хри­ста как Сына Божия. Это — мусуль­мане, буд­ди­сты, иудеи.
III тип: врач–инославный христианин.
Это вра­чи, при­дер­жи­ва­ю­щи­е­ся като­ли­че­ско­го, люте­ран­ско­го и дру­го­го непра­во­слав­но­го вероучения.
IV тип: врач, при­зна­ю­щий Православие.
Это врач — кре­щен­ный в Пра­во­сла­вии, ува­жи­тель­но отно­ся­щий­ся к Церк­ви и ее Таин­ствам, но не живу­щий цер­ков­ной жиз­нью, пра­вил иано­нов Церк­ви не соблю­да­ю­щий. Т.е. это мало или нево­цер­ко­в­лен­ный чело­век. Таких вра­чей в рос­сий­ских меди­цин­ских учре­жде­ни­ях боль­шин­ство. Око­ло 80% вра­чей счи­та­ют себя пра­во­слав­ны­ми, тако­вы­ми по сути не являясь.
V тип: врач–оккультист.
Врач, пони­ма­ю­щий Бога в непра­виль­ных пред­став­ле­ни­ях мисти­че­ско­го харак­те­ра, счи­тая Его про­сто разу­мом, силой, наде­лен­ной энер­ги­ей, чем–то (имен­но не кем–то), а чем–то свы­ше. Такой врач отно­сит­ся к Богу, как неко­ей энер­гии, кото­рую мож­но полез­но исполь­зо­вать в сво­их меди­цин­ских лечеб­ных целях.
VI тип: врач, испо­ве­ду­ю­щий Православие.
Кто же это такой? Каков его порт­рет? Что отли­ча­ет его от осталь­ных типов?

Порт­рет пра­во­слав­но­го врача


Пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин, име­ю­щий выс­шее меди­цин­ское обра­зо­ва­ние, живу­щий по запо­ве­дям Божи­им, насто­я­щей цер­ков­ной жиз­нью, регу­ляр­но (не менее 1–2–х раз в месяц) при­ча­ща­ю­щий­ся Свя­тых Хри­сто­вых Тайн, испо­ве­ду­ю­щий пра­во­слав­ное веро­уче­ние в соот­вет­ствии со Свя­тым Еван­ге­ли­ем, апо­столь­ски­ми пра­ви­ла­ми, пра­ви­ла­ми Все­лен­ских Собо­ров и Свя­тых Отцов Церк­ви, реше­ни­я­ми Помест­ных Цер­ков­ных Собо­ров, при­зна­ю­щий свя­щен­но­на­ча­лие (Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха, Синод, пра­вя­щих архи­ере­ев), посе­ща­ю­щий храм в вос­крес­ные и празд­нич­ные дни, моля­щий­ся утром и вече­ром, име­ю­щий или ищу­щий духов­ни­ка, состо­я­щий в вен­чан­ном бра­ке или стре­мя­щий­ся к тако­во­му, моля­щий­ся за сво­их боль­ных, изу­ча­ю­щий духов­ную лите­ра­ту­ру или обу­ча­ю­щий­ся на кате­хи­за­тор­ских или бого­слов­ских кур­сах, забо­тя­щий­ся как о меди­цин­ском, так и духов­ном обра­зо­ва­нии, регу­ляр­но очи­ща­ю­щий свою душу в Таин­стве Пока­я­ния, каю­щий­ся в чис­ле про­чих и во вра­чеб­ных грехах.
Таким обра­зом, пра­во­слав­ный врач — это, преж­де все­го, хри­сти­а­нин, член Тела Церк­ви, Тела Хри­сто­ва, актив­но живу­щий жиз­нью Церк­ви, жиз­нью во Христе.
Поче­му я гово­рю об актив­ной жиз­ни в Церк­ви? Это не толь­ко уча­стие в Таин­ствах и бого­слу­же­нии, это — пра­во­слав­ное пони­ма­ние жиз­ни и пра­во­слав­ная реак­ция на жиз­нен­ные про­бле­мы и обсто­я­тель­ства. Ведь жизнь меня­ет­ся, меня­ют­ся тех­но­ло­гии. И пра­во­слав­ный врач дол­жен обла­дать, преж­де все­го, пра­во­слав­ным миро­воз­зре­ни­ем, а не уме­ни­ем опе­ри­ро­вать систе­мой кано­нов и правил.
В отли­чие от неве­ру­ю­щих вра­чей, бази­ру­ю­щих­ся на мате­ри­а­ли­сти­че­ском миро­воз­зре­нии, пра­во­слав­ный врач под­хо­дит к лече­нию болез­ни через приз­му трех­част­но­го стро­е­ния чело­ве­ка: дух, душа и тело боль­но­го. Док­тор меди­ци­ны, про­фес­сор, архи­епи­скоп Лука (Крым­ский) так гово­рит об этом: «Обще­из­вест­но могу­ще­ствен­ное вли­я­ние пси­хи­ки боль­но­го на тече­ние болез­ни. С осто­я­ние духа боль­но­го, его дове­рие или недо­ве­рие вра­чу, глу­би­на его веры и надеж­ды на исце­ле­ние или, наобо­рот, пси­хи­че­ская депрес­сия, вызван­ная неосто­рож­ны­ми раз­го­во­ра­ми вра­чей в при­сут­ствии боль­но­го о серьез­но­сти его болез­ни, глу­бо­ко опре­де­ля­ют исход болез­ни. Пси­хо­те­ра­пия, состо­я­щая в сло­вес­ном, вер­нее, духов­ном воз­дей­ствии вра­ча на боль­но­го, — обще­при­знан­ный, часто даю­щий пре­крас­ные резуль­та­ты метод лече­ния мно­гих болезней…
Мы мог­ли бы при­ве­сти мно­го при­ме­ров исце­ле­ний при откры­тии мощей пре­по­доб­но­го Сера­фи­ма Саров­ско­го, из житий свя­ти­те­ля Пити­ри­ма Там­бов­ско­го и мно­гих дру­гих святых.
Объ­яс­нить эти уди­ви­тель­ные фак­ты толь­ко физио­ло­ги­че­ским воз­дей­стви­ем моз­га, хотя бы и могу­че­го, невоз­мож­но уже пото­му, что все моз­го­вые про­цес­сы и все воз­дей­ствия моз­га про­те­ка­ют во вре­ме­ни, а эти чудес­ные исце­ле­ния про­ис­хо­ди­ли почти вне вре­ме­ни. Такая быст­ро­та дей­ствий воз­мож­на толь­ко для духа.
Кро­ме того, у неко­то­рых боль­ных было тяже­лое повре­жде­ние спин­но­го моз­га, о чем сви­де­тель­ству­ет не толь­ко пара­лич ног, но и атро­фия мышц и даже начи­на­ю­ща­я­ся ган­гре­на. Все это — необ­ра­ти­мые изме­не­ния, по нашим меди­цин­ским зна­ни­ям, и ника­кое самое могу­чее, но толь­ко физио­ло­ги­че­ское воз­дей­ствие моз­га не мог­ло бы их испра­вить. Эти­ми рас­суж­де­ни­я­ми мы под­твер­жда­ем факт, что дух тво­рит фор­мы. Узко и необос­но­ван­но утвер­жде­ние, что толь­ко мате­ри­аль­ным опре­де­ля­ет­ся духов­ное, ибо необ­хо­ди­мо при­знать, что есть и обрат­ное вли­я­ние — духов­ное воз­дей­ствие на мате­рию тела через нерв­ную систе­му — орган пси­хи­ки». 1
«Меж­ду телом и духом суще­ству­ет посто­ян­ная связь и вза­и­мо­дей­ствие. Все то, что про­ис­хо­дит в душе чело­ве­ка в тече­ние его жиз­ни, име­ет зна­че­ние и необ­хо­ди­мо толь­ко пото­му, что вся­кая жизнь наше­го тела и души, все мыс­ли, чув­ства, воле­вые акты, име­ю­щие нача­ло в сен­сор­ных вос­при­я­ти­ях, тес­ней­шим обра­зом свя­за­ны с жиз­нью духа. В д ухе отпе­чат­ле­ва­ют­ся, его фор­ми­ру­ют, в нем сохра­ня­ют­ся все акты д уши и тела. Под их фор­ми­ру­ю­щим вли­я­ни­ем раз­ви­ва­ет­ся жизнь духа и его направ­лен­ность в сто­ро­ну добра или зла. Жизнь моз­га и серд­ца и необ­хо­ди­мая для них сово­куп­ная, чуд­но ско­ор­ди­ни­ро­ван­ная жизнь всех орга­нов тела нуж­ны толь­ко для фор­ми­ро­ва­ния духа и пре­кра­ща­ют­ся, когда его фор­ми­ро­ва­ние закон­че­но или вполне опре­де­ли­лось его направ­ле­ние. Жизнь тела и души мож­но срав­нить с пол­ной кра­со­ты и пре­ле­сти жиз­нью вино­град­ной гроз­ди. Пре­кра­ща­ет­ся пита­ние ее сока­ми лозы, росой небес­ной, окроп­ля­ю­щей неж­ный пушок соч­ных ягод, и оста­ют­ся лишь выжим­ки, обре­чен­ные на гни­е­ние; но жизнь вино­град­ных гроз­дьев про­дол­жа­ет­ся в полу­чен­ном из них вине. В него пере­хо­дит все то цен­ное, пре­крас­ное и бла­го­ухан­ное, что было выра­бо­та­но в живых яго­дах под бла­го­твор­ным дей­стви­ем све­та и сол­неч­но­го теп­ла. И подоб­но тому, как вино не пор­тит­ся, а про­дол­жа­ет жить сво­ей соб­ствен­ной жиз­нью после смер­ти вино­гра­да, ста­но­вясь тем луч­ше и дра­го­цен­нее, чем доль­ше оно живет, и в бес­смерт­ном духе чело­ве­че­ском про­дол­жа­ет­ся веч­ная жизнь и бес­ко­неч­ное раз­ви­тие в направ­ле­нии добра или зла после смер­ти тела, моз­га и серд­ца и пре­кра­ще­ния дея­тель­но­сти души».2
В свя­зи с мате­ри­а­ли­сти­че­ским под­хо­дом к про­цес­су лече­ния, к сожа­ле­нию, сего­дня взгля­ды мно­гих вра­чей на совре­мен­ные био­тех­но­ло­гии не сфор­ми­ро­ва­ны, не име­ют твер­до­го нрав­ствен­но­го обос­но­ва­ния. Мне­ния воцер­ко­в­лен­ных вра­чей зна­чи­тель­но отли­ча­ют­ся от мне­ний неве­ру­ю­щих и в боль­шой сте­пе­ни соот­вет­ству­ют нор­мам рели­ги­оз­ной мора­ли и меди­цин­ской эти­ки. В этом заклю­ча­ет­ся осо­бен­ность профессионально–этического порт­ре­та пра­во­слав­но­го вра­ча. В тоже вре­мя сре­ди воцер­ко­в­лен­ных вра­чей зна­чи­тель­ная часть ока­за­лась непод­го­тов­лен­ной к реше­нию совре­мен­ных эти­че­ских проблем.

[1]Святитель Лука (Войно–Ясенецкий). Дух, душа и тело. Артос–Медиа. М., — 2006 г., С. 91–93.
[2]Святитель Лука (Войно–Ясенецкий). Дух, душа и тело. Артос–Медиа. М., — 2006 г., С. 146–147.

Молит­ва пра­во­слав­но­го врача


Врач без молит­вы — духов­но мерт­вый врач.
Архи­епи­скоп Лука обыч­но перед опе­ра­ци­ей спра­ши­вал боль­но­го — веру­ет ли он в Бога, так как не про­фес­сор воз­вра­тит ему жизнь, а Бог рукой доктора.1 В опе­ра­ци­он­ной у Вла­ды­ки Луки на тум­боч­ке сто­я­ла ико­на, а воз­ле нее зажжен­ная лам­па­да. Перед опе­ра­ци­ей Вла­ды­ка ста­вил йодом крест на теле больного.2
Из вос­по­ми­на­ний О.В. Вол­ко­ва о свя­ти­те­ле Луке извест­но, что «Извест­ней­ший хирург про­фес­сор Войно–Ясенецкий, он же епи­скоп Самар­канд­ский Лука, при­учил рабо­тав­ших с ним к молит­вам, без кото­рых не при­сту­пал к опе­ра­ци­ям, и к свя­щен­ни­кам, кото­рых, по прось­бе боль­ных, при­во­дил в пала­ты для испо­ве­ди или Причастия».3
Кро­ме обыч­ных молит­вен­ных пра­вил, уста­нов­лен­ных Цер­ко­вью, мож­но читать спе­ци­аль­ные молит­вы о помо­щи Божи­ей в тех или иных неду­гах. Таких молитв мно­го. На рабо­те врач может сво­и­ми сло­ва­ми обра­щать­ся к Богу за помо­щью в тех или иных ситу­а­ци­ях. При­ве­ду при­ме­ры неко­то­рых таких молитв.
Молит­ва пра­во­слав­но­го вра­ча перед нача­лом рабо­че­го дня
Гос­по­ди, бла­го­сло­ви мой гря­ду­щий день. Бла­го­сло­ви меня с любо­вию и тер­пе­ни­ем при­ни­мать всех боль­ных, кото­рые при­и­дут ко мне. Не дай забыть, что все они посла­ны Тобой. Вра­зу­ми и про­све­ти меня, помо­ги пра­виль­но ста­вить диа­гно­зы и лечить боль­ных моих, всех, кого Ты вве­ря­ешь в руки мои. Во всем наставь и вра­зу­ми меня. Дай мне духа бес­ко­ры­стия, незло­бия, мило­сер­дия и состра­да­ния к боль­ным моим. Помя­ни их в телес­ной и душев­ной скор­би и подаждь тер­пе­ния в болез­ни, исце­ле­ния души и тела, пока­я­ния в гре­хах сво­их. Крест болез­ни да послу­жит им во спа­се­ние. Мирен дух подай мне с кол­ле­га­ми и сотруд­ни­ка­ми мои­ми. Через слу­же­ние мое да про­сла­вит­ся Свя­тое имя Твое, Отца и Сына и Свя­то­го Духа. Бла­го­да­рю Тебя за все. Аминь.
Молит­ва в раз­ных неду­гах и болезнях
Боже силь­ный, мило­стию стро­яй вся на спа­се­ние роду чело­ве­че­ско­му, посе­ти раба Сво­е­го сего (имя­рек), нари­ца­ю­ща имя Хри­ста Тво­е­го, исце­ли его от вся­ко­го неду­га плот­ска­го: и отпу­сти грех и гре­хов­ныя соблаз­ны, и вся­ку напасть, и вся­ко наше­ствие непри­яз­нен­но дале­че сотво­ри от раба Тво­е­го. И воз­двиг­ни от одра гре­хов­но­го, и устрой его во свя­тую Твою Цер­ковь здра­ва душею и телом, и делы доб­ры­ми сла­вя­ща­го со все­ми людь­ми имя Хри­ста Тво­е­го, яко Тебе сла­ву воз­сы­ла­ем, со Без­на­чаль­ным Тво­им Сыном, и со Свя­тым Духом, ныне и прис­но и во веки веков. Аминь.
Молит­ва об исце­ле­нии болящего
О, Пре­ми­ло­сер­дый Боже, Отче, Сыне и Свя­тый Душе, в Нераз­дель­ней Тро­и­це покла­ня­е­мый и сла­ви­мый, при­з­ри бла­го­у­троб­но на раба Тво­е­го (имя), болез­нию одер­жи­мо­го; отпу­сти ему вся согре­ше­ния его; подай ему исце­ле­ние от болез­ни; воз­вра­ти ему здра­вие и силы телес­ныя; подай ему дол­го­ден­ствен­ное и бла­го­ден­ствен­ное житие, мир­ные Твоя и пре­мир­ные бла­га, что­бы он вме­сте с нами при­но­сил бла­го­дар­ные моль­бы Тебе, Все­щед­ро­му Богу и Созда­те­лю моему.
Молит­ва в душев­ных и телес­ных недугах
Сирот Отче, и обу­ре­ва­е­мых при­ста­ни­ще, и неду­гу­ю­щих Вра­чу, немо­щи наша небо­лез­нен­но носяй, и неду­ги наша при­ем­ляй, Сам Пре­б­ла­гий Царю, и Спа­си­те­лю Хри­сте Иису­се, при­ми молит­ву нас недо­стой­ных: яко­же при­ял еси молит­ву жены Хана­ней­ския о дще­ри ея неду­гу­ю­щей: и яко­же во дни зем­но­го жития Тво­е­го исце­лял еси вся­кия неду­ги душев­ныя и телес­ныя: сице и ныне, Пре­б­ла­гий Вла­ды­ко, молю­ся Ти, исце­ли раба Тво­е­го (имя), яко благ и человеколюбец.
Как види­те, суть этих молитв сво­дит­ся к про­ше­ни­ям за себя, что­бы Гос­подь послал боже­ствен­ную бла­го­дать к содей­ствию во вра­че­ва­нии, и к про­ше­ни­ям за боль­ных, вве­рен­ных Богом в руки вра­ча. Обра­ти­те вни­ма­ние, что пра­во­слав­ный врач молит­ся не толь­ко об исце­ле­нии или помо­щи в телес­ной немо­щи — но об исце­ле­нии все­го чело­ве­ка: исце­ле­нии души и тела; спа­си­тель­ном очи­ще­нии от гре­ха, кото­рый мог явить­ся при­чи­ной раз­ви­тия заболевания.
Архи­ерей­ский Собор Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 2000 г. напо­ми­на­ет, что «…под­дер­жа­ние физи­че­ско­го здо­ро­вья в отры­ве от здо­ро­вья духов­но­го с пра­во­слав­ной точ­ки зре­ния не явля­ет­ся без­услов­ной цен­но­стью. Гос­подь Иисус Хри­стос, про­по­ве­дуя сло­вом и делом, вра­че­вал людей, забо­тясь не толь­ко об их теле, но наи­па­че о душе, а в ито­ге — о целост­ном соста­ве личности…
…Исце­ле­ние повре­жден­но­го болез­нью чело­ве­че­ско­го есте­ства пред­ста­ет как испол­не­ние замыс­ла Божия о чело­ве­ке… Тело, сво­бод­ное от пора­бо­ще­ния гре­хов­ным стра­стям и их след­ствию — болез­ням, долж­но слу­жить душе, а душев­ные силы и спо­соб­но­сти, пре­об­ра­жа­ясь бла­го­да­тью Свя­то­го Духа, — устрем­лять­ся к конеч­ной цели и пред­на­зна­че­нию чело­ве­ка — обо­же­нию. Вся­кое истин­ное вра­че­ва­ние при­зва­но стать при­част­ным это­му чуду исце­ле­ния, совер­ша­е­мо­му в Церк­ви Христовой».4
Теперь мне хоте­лось бы пого­во­рить о вра­чеб­ных гре­хах, акту­аль­ных имен­но для веру­ю­ще­го пра­во­слав­но­го вра­ча. Ведь в свет­ской сре­де при­ня­то гово­рить о вра­чеб­ных ошиб­ках, неэтич­ном пове­де­нии, халат­но­сти, пре­ступ­ле­ни­ях. Для веру­ю­щих людей это не область оши­бок, а область гре­ха, непра­вых поступ­ков перед Богом и ближ­ним, и эти поступ­ки нуж­да­ют­ся не про­сто в осо­зна­нии, а в пока­я­нии, очи­ще­нии души. Ведь у мно­гих вра­чей их про­фес­си­о­наль­ное выго­ра­ние, фор­ми­ро­ва­ние циниз­ма и рав­но­ду­шия, нев­ро­ти­че­ские состо­я­ния свя­за­ны с тем, что они не очи­ща­ют свою душу и серд­це от гре­ха, не забо­тят­ся о выправ­ле­нии сердца.

[1]Святитель Лука Крым­ский (Войно–Ясенецкий). Авто­био­гра­фия. Я полю­бил стра­да­ние. При­ход Свя­та­го Духа соше­ствия. М. — 2007., С. 126.
[2]Святитель Лука Крым­ский (Войно–Ясенецкий). Авто­био­гра­фия. Я полю­бил стра­да­ние. При­ход Свя­та­го Духа соше­ствия. М. — 2007., С. 173.
[3]Святитель Лука Крым­ский (Войно–Ясенецкий). Авто­био­гра­фия. Я полю­бил стра­да­ние. При­ход Свя­та­го Духа соше­ствия. М. — 2007., С. 173.
[4]Юбилейный Архи­ерей­ский Собор Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Мате­ри­а­лы. Изда­тель­ский совет Мос­ков­ско­го Пат­ри­ар­ха­та. М. — 2001., С. 380.

Как вра­чу сохра­нить свою совесть


В совре­мен­ных усло­ви­ях вопрос сохра­не­ния сове­сти для веру­ю­ще­го вра­ча встал доста­точ­но остро.
Врач часто сто­ит перед дилем­мой: либо нару­шить закон сове­сти о помо­щи ближ­не­му, либо инструк­ции лечеб­но­го учре­жде­ния, в кото­ром он тру­дит­ся. И то и дру­гое вызы­ва­ет смя­те­ние чувств и угры­зе­ние совести.
Одна­ко и в усло­ви­ях плат­ной меди­ци­ны прак­тик ующий врач может хра­нить свою хри­сти­ан­скую совесть. Внут­рен­нее дела­ние хра­не­ния и испы­та­ния сове­сти подроб­но изла­га­ет преп. Нико­дим Святогорец.
«Вся­ким хра­не­ни­ем хра­ни, бра­те, совесть свою чистою и в мыс­лях, и в сло­вах, и в делах, да будет она все­гда без­уко­риз­нен­на и нико­гда да не осуж­да­ет и не гры­зет тебя ни за что. Если будешь так делать, она боль­шую при­об­ре­тет у тебя силу и во внут­рен­нем тво­ем, и во внеш­нем дей­ство­ва­нии и, став гос­по­жою над всем, ста­нет доб­ре пра­вить тво­ею жиз­нью. Чистая совесть и жизнь твою сде­ла­ет без­уко­риз­нен­ною, ибо тогда она будет чут­ка и силь­на на доб­ро и про­тив зла. Она закон, Богом начер­тан­ный в серд­цах людей, в осве­ще­ние путей их и в руко­вод­ство во всем досто­долж­ном, как учит апо­стол Павел, назы­вая ее делом закон­ным, напи­сан­ным в серд­цах» (Рим. 2:15); осно­вы­ва­ясь на сем, св. Нил такой дает каж­до­му урок: «Во всех делах сво­их, как све­тиль­ни­ком, поль­зуй­ся руко­вод­ством совести».
Совесть про­яв­ля­ет­ся в четы­рех отно­ше­ни­ях: к Богу, к себе само­му, к ближ­ним и к окру­жа­ю­щим вещам.
В отно­ше­нии к Богу — когда врач пре­бы­ва­ет в памя­ти Божи­ей и ходит в при­сут­ствии Божи­ем; осо­зна­ет себя носи­мым и хра­ни­мым силою Божи­ею; и себя, и все свое вра­чеб­ное искус­ство посвя­ща­ет на сл уже­ние Богу и во сла­ву име­ни Его; на Него упо­ва­ет в сво­ем вра­че­ва­нии и жиз­ни и Ему пре­да­ет участь вре­мен­ную и веч­ную свою и сво­их больных.
Из доне­се­ний аген­тов ГПУ извест­но, что епи­скоп Лука в ответ на бла­го­дар­ность паци­ен­тов отве­чал: «Это Бог вас исце­лил мои­ми рука­ми. Моли­тесь Ему». 1
Св. Васи­лий Вели­кий учил тому, что «скот­ское было бы несмыс­лие наде­ять­ся полу­чить себе здо­ро­вье един­ствен­но от рук вра­ча, чему, как видим, под­вер­га­ют­ся иные жал­кие люди, кото­рые не сты­дят­ся име­но­вать вра­чей сво­и­ми спа­си­те­ля­ми… (свт. Васи­лий Вели­кий, 9, 171).
…Как не долж­но вовсе бегать вра­чеб­но­го иск усства, так несо­об­раз­но пола­гать в нем всю свою надежд у (свт. Васи­лий Вели­кий, 9, 174)». 2
Прп. Мака­рий Еги­пет­ский счи­тал, что «к отра­де и увра­че­ва­нию тела, к удо­вле­тво­ре­нию нуж­дам его дал Гос­подь вра­чеб­ные сред­ства людям мир­ским… пото­му что они не в состо­я­нии еще все­це­ло вве­рить себя Богу (прп. Мака­рий Еги­пет­ский, 67, 309)». 3
Бла­жен­ный Диа­дох сви­де­тель­ству­ет: «вра­ча при­гла­шать во вре­мя неду­гов ничто не пре­пят­ству­ет. Бог про­ви­дел, что будет нуж­да во вра­че­ва­тель­ном искус­стве, и бла­го­во­лил, чтоб оно, нако­нец, соста­ви­лось на осно­ва­нии опы­тов чело­ве­че­ских; для того напе­ред дал бытие и вра­чев­ствам в ря ду тво­ре­ний. Впро­чем не на них долж­но пола­гать надеж­ду увра­че­ва­ния, но на истин­но­го наше­го Вра­ча и Спа­си­те­ля, Иису­са Хри­ста (блж. Диа­дох, 91, 34)». 4
Прп. Авва Доро­фей напо­ми­на­ет: «читая вра­чеб­ные кни­ги или спра­ши­вая о них кого–либо, не з абы­вай, что без Бога никто не полу­ча­ет исце­ле­ния. Итак, кто посвя­ща­ет себя вра­чеб­но­му искус­ству, тот дол­жен пре­да­вать себя име­ни Божию, и Бог подаст ему помощь…(прп. авва Доро­фей, 29, 261)». 5
На сво­ем рабо­чем месте веру­ю­щий врач может извлечь из сво­е­го слу­же­ния боль­шую духов­ную поль­зу, а имен­но, вести сокро­вен­ную жизнь в Боге. Одним из при­е­мов это­го умно­го тру­да св. Фео­фан Затвор­ник назы­ва­ет уго­жде­ние Богу и дела­ние все­го во сла­ву Бога. Если врач каж­дый день спра­ши­ва­ет себя «Как мне уго­дить сего­дня Богу и как про­сла­вить имя Его?» — Гос­подь помо­га­ет ему неза­ви­си­мо от любой небла­го­дар­ной обста­нов­ки. Мы забы­ва­ем, что Гос­по­ду часто важ­но наме­ре­ние наше­го серд­ца и от нас, как бед­ной вдо­ви­цы, Он готов при­нять и две малые лепты.
«В отно­ше­нии к себе само­му — будь спра­вед­лив к себе и каж­дой части сво­е­го есте­ства отда­вай долж­ное: дух твой, ищу­щий Бога, небес­но­го и веч­но­го, да власт­ву­ет над душою и телом, кото­рых назна­че­ние — устро­ять вре­мен­ную жизнь; душа, под­чи­ня­ясь веле­ни­ям духа, выю ума да под­к­ло­ня­ет Бого­от­кро­вен­ной истине и ею да освя­ща­ет всю область сво­е­го веде­ния; волю да дер­жит в поряд­ках запо­ве­дей Божи­их, не давая ей, в про­тив­ность им, укло­нять­ся к сво­им похо­те­ни­ям; серд­це да учит нахо­дить вкус толь­ко в вещах Боже­ствен­ных и в том, что носит отпе­чат­ки и слу­жит выра­же­ни­ем Боже­ствен­но­го, и в сем духе да ведет дела и поряд­ки житей­ские и обще­ствен­ные». 6
Т.е. врач дол­жен пре­об­ра­жать и освя­щать свою д ушу через жизнь во Хри­сте, обо­жи­вать­ся, тогда бла­го­дать Божия будет изли­вать­ся на его больных.
В отно­ше­нии к ближ­ним — вра­чу сле­ду­ет учить­ся отно­сить­ся к кол­ле­гам и паци­ен­там, как к обра­зам Божи­им, всем бла­го­же­лая и бла­го­де­тель­ствуя по силе; пред все­ми сми­рять­ся и всем уго­ждать в пре­де­лах добра; радо­вать­ся с раду­ю­щи­ми­ся и скор­беть со скор­бя­щи­ми; нико­го не осуж­дать и не уни­чи­жать, даже в мыс­ли и чув­стве; не зави­до­вать кол­ле­гам; от ищу­щих сове­та и вра­зум­ле­ния не скры­вать исти­ны, в учи­те­ля нико­му не навя­зы­вать­ся; блю­сти мир и согла­сие со все­ми, с готов­но­стью на вся­кие для того со сво­ей сто­ро­ны жерт­вы, и все­воз­мож­но избе­гать соблаз­нить кого бы то ни было.
Из вос­по­ми­на­ний вра­ча Н.Т. Богуц­кой о под­лин­ной духов­ной силе свя­ти­те­ля Луки: «Когда к нему при­вез­ли жену …ком­му­ни­ста, он ни о чем их не спра­вши­вал, бле­стя­ще про­опе­ри­ро­вал жен­щи­ну, и она жила еще мно­гие годы» 7, хотя ком­му­ни­сты сде­ла­ли Вла­ды­ке мно­го зла в его жизни.
Быва­ет, что один врач часто воз­вы­ша­ет себя в гла­зах боль­но­го недоз­во­лен­ным спо­со­бом — з а счет уни­же­ния сво­е­го кол­ле­ги, за гла­за поро­ча его как лич­ность, не скры­вая так­тич­но ошиб­ки сво­е­го сослу­жив­ца. Желая сохра­нить свою вос­тре­бо­ван­ность, а, сле­до­ва­тель­но, доход­ность, опыт­ные вра­чи не все­гда откры­ва­ют моло­дым вра­чам тай­ны вра­чеб­но­го мастер­ства, видя в них сво­их буду­щих кон­ку­рен­тов. В ито­ге стра­да­ет больной.
В этом кон­тек­сте хра­не­ние сове­сти пра­во­слав­но­го вра­ча по отно­ше­нию к паци­ен­там долж­но выра­жать­ся в его прав­ди­во­сти по отно­ше­нию к лече­нию. Врач иск уша­ет­ся соблаз­ном назна­чить пре­па­ра­ты или опе­ра­цию, пре­вы­шая меру надоб­но­сти, не соот­вет­ству­ю­щую тяже­сти забо­ле­ва­ния паци­ен­та, исхо­дя из корыст­но­го, среб­ро­лю­би­во­го моти­ва или науч­но­го инте­ре­са. Св. Лука по это­му пово­ду гово­рил: «Для хирур­га не долж­но быть “слу­чая”, а толь­ко живой стра­да­ю­щий чело­век». 8
Осо­бен­но это харак­тер­но для ком­мер­че­ских фирм. Пла­те­же­спо­соб­ность ста­но­вит­ся диа­гно­зом, а боль­ной попа­да­ет в ситу­а­цию, о кото­рой так гово­рит­ся в 38 гла­ве Кни­ги Пре­муд­ро­сти Иису­са, сына Сира­хо­ва: «… кто согре­ша­ет пред Сотво­рив­шим его, да впа­дет в руки вра­ча!» (Сир. 38, 12–15).
У вра­ча все­гда есть выбор: похло­по­тать за мало­иму­ще­го боль­но­го перед выше­сто­я­щи­ми инстан­ци­я­ми о бла­го­тво­ри­тель­ной или плат­ной по льгот­ной гос­пи­та­ли­за­ции: поло­жить паци­ен­та как род­ствен­ни­ка или, наобо­рот, бес­че­ло­веч­но про­пу­стить сквозь фильтр плат­ных услуг. Есть места и диа­гно­сти­че­ские мани­пу­ля­ции, где опла­та обя­за­тель­на, так как это свя­за­но с закуп­лен­ны­ми реак­ти­ва­ми или инстру­мен­та­ми или мате­ри­а­ла­ми (как мате­ри­а­лы в сто­ма­то­ло­гии или рент­ге­но­ло­гии). Там, где врач может поз­во­лить себе умень­шить финан­со­вое стра­да­ние боль­но­го, он дол­жен исполь­зо­вать эту воз­мож­ность мак­си­маль­но. В совре­мен­ной ситу­а­ции у вра­ча в неком­мер­че­ском меди­цин­ском учре­жде­нии два пути — либо поста­вить перед боль­ным усло­вие, что пока он не запла­тит лич­но док­то­ру — лече­ния не полу­чит, либо — выле­чить боль­но­го и при­нять денеж­ное или дру­гое вознаграждение.
К пер­во­му вари­ан­ту вра­чи при­бе­га­ют чаще, так как неиз­вест­но, отбла­го­да­рит ли его боль­ной после изле­че­ния или нет. К тому же врач финан­со­во не заин­те­ре­со­ван в при­ня­тии паци­ен­та, так как боль­ной запла­тит в кас­су круп­ной боль­ни­цы боль­шие день­ги, а сам врач полу­чит через несколь­ко меся­цев и после всех выче­тов про­сто копей­ки. Пре­тен­зии же к вра­чу со сто­ро­ны паци­ен­та будут мак­си­маль­ны­ми, так как по его мне­нию опла­та лече­ния свя­зы­ва­ет­ся имен­но с леча­щим вра­чом. Пер­вый вари­ант без­нрав­стве­нен, так как он ста­вит вра­ча в раз­ряд вымо­га­те­лей, ко вто­ро­му вари­ан­ту мно­гие вра­чи не гото­вы, осо­бен­но неве­ру­ю­щие и не при­дер­жи­ва­ю­щи­е­ся хри­сти­ан­ских прин­ци­пов. Им надо жить и кор­мить семью.
Для вра­ча хри­сти­а­ни­на при­ме­ним толь­ко вто­рой путь, ибо он сле­ду­ет сло­вам Спа­си­те­ля: « не ищи­те, что вам есть, или что пить, и не бес­по­кой­тесь, пото­му что все­го это­го ищут люди мира сего; ваш же Отец зна­ет, что вы име­е­те нуж­ду в том, наи­па­че ищи­те Цар­ствия Божия, и это все при­ло­жит­ся вам » (Лк. 12, 29–31).
Бла­го­дар­ный боль­ной сам отбла­го­да­рит вра­ча, исхо­дя из сво­их мате­ри­аль­ных воз­мож­но­стей. При­ни­мая бла­го­дар­ность, врач не погре­ша­ет, так как пола­га­ет­ся на Про­мы­сел Божий и ниче­го не вымо­га­ет у боль­но­го. Врач дол­жен в свою оче­редь побла­го­да­рить Бога, отде­лив в цер­ковь или нищим какую–то, уста­нов­лен­ную им самим, часть полу­чен­ных от боль­но­го средств.
Вла­ды­ко Лука, напри­мер, помо­гал день­га­ми мно­гим сво­им боль­ным. К.Ф. Пан­кра­тье­ва, пен­си­о­нер­ка из Таш­кен­та, быв­шая на при­е­ме у Вла­ды­ки не раз слы­ша­ла, что он не толь­ко лечит, но и ока­зы­ва­ет мате­ри­аль­ную помощь неиму­щим боль­ным. Не раз Вла­ды­ка помо­гал обез­до­лен­ным детям: брал к себе, устра­и­вал их в семьи для про­жи­ва­ния, нани­мал жен­щин для ухо­да за детьми. Он так­же посы­лал свою помощ­ни­цу по горо­ду искать боль­ных, нуж­да­ю­щих­ся в помо­щи и мате­ри­аль­ной под­держ­ке. Вдо­вам давал день­ги на построй­ку дома. 9
Ино­гда врач спе­ци­аль­но утя­же­ля­ет диа­гноз, что­бы поло­жить паци­ен­та по ско­рой помо­щи на бюд­жет­ную койк у. Здесь он совер­ша­ет неправ­ду, но по люб­ви к ближ­не­му. Ибо, если боль­ной не полу­чит помощь сего­дня таким путем, то зав­тра, не имея воз­мож­но­сти опла­тить лече­ние, не смо­жет лечь в боль­ни­цу и полу­чит тяже­лое ослож­не­ние или даже умрет. Такой врач ста­но­вит­ся еван­гель­ским непра­вед­ным заи­мо­дав­цем, и Бог оправ­да­ет его на Страш­ном суде.
Неред­ко глав­ные вра­чи и завед ующие отде­ле­ни­я­ми устра­и­ва­ют искус­ствен­ную систе­му филь­тра­ции денеж­ных средств паци­ен­тов. У одних мотив — сохра­нить учре­жде­ние от рас­па­да, у дру­гих — корысть.
Поэто­му, если пра­во­слав­ный врач будет соблю­дать свя­то­оте­че­ский совет «всем бла­го­же­лать и бла­го­ден­ство­вать по силе» 10, и доба­вим, за все бла­го­да­ря Бога, его совесть будет покой­но хра­нить­ся при любых финан­со­вых инструк­ци­ях адми­ни­стра­ции лечеб­но­го учреждения.
В отно­ше­нии к вещам — к тому меди­цин­ско­му обо­ру­до­ва­нию, на кото­ром вра­чу при­хо­дит­ся рабо­тать в боль­ни­це, к инстру­мен­там, пере­вя­зоч­но­му мате­ри­ал у, мебе­ли в орди­на­тор­ской и т.п.
Вся­ко­му вра­чу, рев­ну­ю­ще­му о спа­се­нии, поло­же­но вече­ром испы­ты­вать свою совесть и, уяс­нив себе все неправ­ды и ошиб­ки, допу­щен­ные днем в мыс­лях, сло­вах и делах, очи­стить их пока­я­ни­ем, т.е. делать то же, что дела­ет запы­лив­ший­ся пут­ник: пут­ник умы­ва­ет­ся водой, а рев­ну­ю­щий о спа­се­нии очи­ща­ет себя в кон­це дня покаянием.
Что уви­дишь непра­вым, рас­смот­ри, как слу­чи­лось, что ты сде­лал то, когда дер­жишь посто­ян­но жела­ние делать одно пра­вое, какие были к тому пово­ды и при­чи­ны — внут­рен­ние и внеш­ние, как бы тебе сле­до­ва­ло пра­вить собой в дан­ном слу­чае, чтоб не погре­шить, и поче­му ты это­го не сде­лал; затем, осу­див себя, а нико­го и ниче­го дру­го­го, разум­но опре­де­ли, как след ует тебе дер­жать себя, что­бы впредь не погре­шить в таких же или подоб­ных обсто­я­тель­ствах, и пред­пи­ши то себе в закон с реши­мо­стью и испол­нять его без укло­не­ния и поблаж­ки себе или чело­ве­ко­уго­дию поль­зу­ясь, таким обра­зом, для удоб­ре­ния нивы серд­ца сво­е­го и нечистотами.
Поло­жи твер­дое наме­ре­ние стро­го сле­дить з а собой в сле­ду­ю­щий день, чтоб ниче­го не про­ры­ва­лось недолж­но­го, не толь­ко в делах и сло­вах, но и в мыс­лях, и чувствах.
В све­те слов преп. Нико­ди­ма умест­но нам, любез­ные кол­ле­ги, вспом­нить о само­ис­пы­та­нии вра­чеб­ной сове­сти. Я ред­ко встре­чал вра­чей, кото­рые бы посто­ян­но кая­лись во «вра­чеб­ных грехах».

[1]Святитель Лука Крым­ский (Войно–Яс енец­кий). Авто­био­гра­фия. Я полю­бил стра­да­ние. При­ход Свя­та­го Духа соше­ствия. М. — 2007., С. 65.
[2]Сокровищница духов­ной муд­ро­сти. Изда­ние Мос­ков­ской духов­ной ака­де­мии и Вве­ден­ской Опти­ной пусты­ни. VI том. М. — 2005., С. 10.
[3]Сокровищница духов­ной муд­ро­сти. Изда­ние Мос­ков­ской духов­ной ака­де­мии и Вве­ден­ской Опти­ной пусты­ни. IV том. М. — 2005., С. 10.
[4]Сокровищница духов­ной муд­ро­сти. Изда­ние Мос­ков­ской духов­ной ака­де­мии и Вве­ден­ской Опти­ной пусты­ни. IV том. М. — 2005., С. 10–11.
[5]Сокровищница духов­ной муд­ро­сти. Изда­ние Мос­ков­ской духов­ной ака­де­мии и Вве­ден­ской Опти­ной пусты­ни. IV том. М. — 2005., С. 11.
[6]Преп. Нико­дим Свя­то­го­рец. Неви­ди­мая брань. Изда­тель­ство им. Свт. Игна­тия Став­ро­поль­ско­го. М. — 2000., С. 267.
[7]Святитель Лука Крым­ский (Войно–Ясенецкий). Авто­био­гра­фия. Я полю­бил стра­да­ние. При­ход Свя­та­го Духа соше­ствия. М. — 2007., С. 175–176.
[8]Святитель Лука Крым­ский (Войно–Ясенецкий). Авто­био­гра­фия. Я полю­бил стра­да­ние. При­ход Свя­та­го Духа соше­ствия. М. — 2007., С. 178.
[9]Святитель Лука Крым­ский (Войно–Ясенецкий). Авто­био­гра­фия. Я полю­бил стра­да­ние. При­ход Свя­та­го Духа соше­ствия. М. — 2007., С. 94–95, 127.
[10]Преп. Нико­дим Свя­то­го­рец. Неви­ди­мая брань. Изда­тель­ство им. Свт. Игна­тия Став­ро­поль­ско­го. М. — 2000., С. 267.

Вра­чеб­ные грехи


Вра­чеб­ные гре­хи мож­но рас­пре­де­лить по несколь­ким группам.
Пер­вая груп­па: гре­хи неве­же­ства — когда из–за недо­ста­точ­ной ком­пе­тент­но­сти или необу­чен­но­сти мы при­но­сим боль­ным стра­да­ния, кото­рых не было бы, если бы уро­вень про­фес­си­о­наль­но­го мастер­ства был более высок.
Пре­одо­ле­ние этой груп­пы гре­хов — в посто­ян­ной рабо­те над собой, над сво­им про­фес­си­о­наль­ным уров­нем, сво­ей ленью и нера­де­ни­ем к спе­ци­аль­но­сти. Врач обя­зан учить­ся всю свою жизнь. Все меня­ет­ся: пре­па­ра­ты, обо­ру­до­ва­ние, ситу­а­ции. Врач — это не ста­нок, не меха­низм. Это чело­век, прак­ти­че­ски про­жи­ва­ю­щий свою жизнь вме­сте с боль­ны­ми, учи­ты­ва­ю­щий, ана­ли­зи­ру­ю­щий все фак­то­ры про­ис­хо­дя­ще­го вокруг него и адап­ти­ру­ю­щий их к ситуации.
Вто­рая груп­па: гре­хи немо­щи — когда по уста­ло­сти, или пло­хо­му настро­е­нию, или рас­се­ян­но­сти, или невни­ма­тель­но­сти, или болез­нен­но­сти телес­но­го есте­ства наше­го мы про­пус­ка­ем или не заме­ча­ем симп­то­мов болез­ни и ста­вим диа­гноз непра­виль­но или позд­но. Грех немо­щи часто свя­зан с гор­до­стью. Мы не хотим себе сознать­ся, что эта ошиб­ка в диа­гно­сти­ке или про­во­ди­мом вме­ша­тель­стве свя­за­на с тем, что мы сего­дня были не в фор­ме. А надо ска­зать: «Да, я сего­дня пло­хо опе­ри­ро­вал, да я сде­лал паци­ен­ту боль­но и неудач­но пунк­ти­ро­вал или паль­пи­ро­вал боль­но­го, про­сти меня, Гос­по­ди». Мы часто забы­ва­ем, что все это явля­ет­ся пред­ме­том покаяния.
Хирург В. А. Сухо­доль­ской вспо­ми­на­ет: «Вален­тин Фелик­со­вич болел душой за кажд ую свою неуда­чу …Когда, вой­дя в пала­ту, он заме­чал, что нет боль­но­го, кото­ро­го он опе­ри­ро­вал два дня назад, он, ни о чем не спра­ши­вая, под­ни­мал­ся на вто­рой этаж и запи­рал­ся в сво­ей ком­на­те» 1 для молитвы.
Пре­одо­ле­ва­ет­ся эта груп­па гре­хов сми­рен­ным обра­ще­ни­ем к Богу. Обра­зец тако­го обра­ще­ния в состо­я­нии немо­щи и уста­ло­сти оста­вил нам св. прав. Иоанн Крон­штад­ский: «Гос­по­ди, имя Тебе — Сила! Укре­пи меня, изне­мо­га­ю­ще­го и пада­ю­ще­го!» Сам помо­ги мне не оши­бать­ся в диа­гно­сти­ке и лечении.
Тре­тья груп­па: гре­хи среб­ро­лю­бия — когда мы ощу­ти­ли в себе дви­же­ние серд­ца, в кото­ром пре­об­ла­да­ло жела­ние поиметь с боль­но­го чело­ве­ка лич­ную финан­со­вую или чело­ве­че­скую выго­ду, а не послу­жить боля­ще­му Хри­сту. Мы долж­ны при­ни­мать каж­до­го паци­ен­та как послан­ни­ка Божия, как Божие бла­го­сло­ве­ние и спра­ши­вать в серд­це: «Гос­по­ди, чем я могу помочь это­му чело­ве­ку, чего Ты ждешь от меня по отно­ше­нию к нему?». Все­гда ли мы так дела­ем? Все­гда ли молим­ся з а наших паци­ен­тов? Ведь как вра­чи мы при­зва­ны к это­му Богом. Все­гда ли мы гово­рим: «Гос­по­ди, поми­луй мое­го боль­но­го, кото­ро­го Ты вру­чил мне»? «Поми­луй всех, кото­рых лечу и лечил».
«Вла­ды­ка Лука лечил боль­ных ради Бога, так же, во сла­ву Божию он часто помо­гал бед­ству­ю­щим и уте­шал несчаст­ных. Его част­ные при­е­мы, кон­суль­та­ции были бес­плат­ны­ми. Науч­ную же свою дея­тель­ность, пуб­ли­ка­ции книг и ста­тей, полу­че­ние Госу­дар­ствен­ной пре­мии Вла­ды­ка Лука рас­смат­ри­вал как сред­ство под­нять авто­ри­тет Церк­ви. Несо­мнен­но, что в те страш­ные вре­ме­на откры­тая про­по­ведь о Хри­сте зна­ме­ни­то­го уче­но­го, про­слав­лен­но­го хирур­га не мог­ла не заста­вить заду­мать­ся мно­гих и мно­гих людей». 2
Пре­одо­ле­ва­ет­ся грех среб­ро­лю­бия вра­ча все­це­лым пре­да­ни­ем себя в руки Божии, упо­ва­ни­ем на бла­гой Про­мысл: «Гос­подь дает столь­ко, сколь­ко нуж­но, когда нуж­но и через кого нуж­но. Он не оста­вит меня без хле­ба. Я буду лечить во имя Твое, Ты же Сам поза­боть­ся обо мне». Среб­ро­лю­би­вый врач нико­гда не пре­успе­ет духов­но, пото­му что пре­пят­ству­ет Божи­ей мило­сти. Мате­ри­аль­но он будет очень богат, а духов­но — нищ. Как гово­рит ста­рец Паи­сий Свя­то­го­рец, «для того, что­бы пре­успеть, тре­бу­ет­ся мно­гое дове­рие к Богу».
Чет­вер­тая груп­па: гре­хи само­уве­рен­но­сти — когда наше раци­о­наль­ное зна­ние и уве­рен­ность: «я все смо­гу сде­лать», — засло­ня­ет Хри­ста. Вра­чеб­ная неуве­рен­ность — дело пло­хое, но и само­уве­рен­ность — сквер­ное. «Все могу о укреп­ля­ю­щем меня Иису­се Хри­сте», — вот пра­виль­ное внут­рен­нее устро­е­ние пра­во­слав­но­го док­то­ра. А все­гда ли мы бла­го­да­рим Гос­по­да за то, что Он дал воз­мож­ность послу­жить Ему, за то, что поща­дил боль­ных и помог нам в лечении?
Грех вра­чеб­ной само­уве­рен­но­сти веру­ю­щий врач может пре­одо­леть бла­го­твор­ным само­уни­чи­же­ни­ем: «Без Тебя Гос­по­ди, не смо­гу тво­ри­ти ничесоже».
Пятая груп­па гре­хов свя­за­на с нару­ше­ни­ем обще­из­вест­ных пра­вил эти­ки и деон­то­ло­гии. Это уже — сама хри­сти­ан­ская жизнь и хри­сти­ан­ский подвиг — соблю­дать запо­ве­ди Божии там, где их никто не хочет соблю­дать. Поэто­му соблю­де­ние най­ден­ных прин­ци­пов меди­цин­ской эти­ки синер­гич­но стрем­ле­нию вра­ча к хри­сти­ан­ской жиз­ни в миру.
В заклю­че­ние мне хоте­лось бы отме­тить, что врач, пре­тен­ду­ю­щий на зва­ние пра­во­слав­но­го, дол­жен чет­ко осо­зна­вать, что это не при­знак или наиме­но­ва­ние его рели­ги­оз­ной иден­ти­фи­ка­ции, а осо­бый путь слу­же­ния Богу и спа­се­ния сво­ей души.
Вспо­ми­на­ет­ся духов­ное заве­ща­ние св. пре­по­доб­но­ис­по­вед­ни­ка Сер­гия Среб­рян­ско­го, д ухов­ни­ка Марфо–Мариинской оби­те­ли, при­ме­ни­мое не толь­ко к сест­рам мило­сер­дия, но и к пра­во­слав­ным вра­чам: «Помни все­гда ту цель, ради кото­рой ты пошел на этот труд. Цель эта — пока­зать насто­я­ще­му обще­ству Хри­ста так, как древ­не­му язы­че­ско­му обще­ству пока­за­ли Его пер­вые христиане».
Поэто­му явле­ние собой Хри­ста кол­ле­гам и паци­ен­там явля­ет­ся сутью обли­ка пра­во­слав­но­го вра­ча и стерж­нем его слу­же­ния в совре­мен­ном неоязыч­ном мире.

[1]Святитель Лука Крым­ский (Войно–Яс енец­кий). Авто­био­гра­фия. Я полю­бил стра­да­ние. При­ход Свя­та­го Духа соше­ствия. М. — 2007., С. 178–179.
[2]Святитель Лука Крым­ский (Войно–Яс енец­кий). Авто­био­гра­фия. Я полю­бил стра­да­ние. При­ход Свя­та­го Духа соше­ствия. М. — 2007., С. 130.

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

6 комментариев

  • тамара, 07.06.2018

    Боль­шое спа­си­бо! Все мож­но при­ме­нить к любой спе­ци­аль­но­сти и к любо­му человеку.

     

     

    Ответить »
  • Иннокентий, 30.11.2016

    Чело­век полу­чив­ший хоро­шее есте­ствен­но­на­уч­ное обра­зо­ва­ние уже сам по себе не будет рели­ги­оз­ным т.к. он пони­ма­ет отку­да берёт­ся вся  эта “зэо­те­ри­ка”.

    Ответить »
    • Кирилл, 05.12.2016

      Инно­кен­тий, Ваш тезис мож­но было бы рас­смот­реть, если бы сре­ди вра­чей, даже выда­ю­щих­ся, не было людей веру­ю­щих. Один при­мер свя­ти­те­ля Луки Вой­но-Ясе­нец­ко­го мно­го­го стоит.

      Ответить »
  • Александра, 13.04.2016

    Спа­си­бо! Полез­ная, емкая ста­тья. Каж­дое сло­во на серд­це ложит­ся. Вид­но, что автор зна­ет, о чем пишет.
    Жаль толь­ко, что нет кано­ни­че­ских, бла­го­слов­лен­ных, на цер­ков­но­сла­вян­ском язы­ке состав­лен­ных пра­во­слав­ных молитв врача.

    Ответить »
  • Юрий, 29.09.2014

    Спа­си­бо боль­шое за ста­тью. Полу­чил ответ на мучив­шие меня вопро­сы по вза­и­мо­от­но­ше­нию с паци­ен­та­ми в ком­мер­че­ской кли­ни­ке с очень высо­ки­ми цена­ми. Луч­ше быть еван­гель­ским непра­вед­ным заи­мо­дав­цем, чем отка­зы­вать немощ­ным и к тому же неимущим.

    Ответить »
    • Людмила, 24.04.2016

      Я тоже рабо­таю в част­ной кли­ни­ке и Еже­днев­но испы­ты­ваю душев­ный дис­ком­форт по пово­ду опла­ты сво­их услуг паци­ен­та­ми. Как вы справ­ля­е­тесь с дис­со­нан­сом: началь­ство тре­бу­ет повы­ше­ние “сред­не­го чека”, а паци­ен­ты не все­гда могут опла­тить эле­мен­тар­ное обследование?

      Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки